что делать если воду не включили по графику
Как наказать коммунальщиков за отсутствие горячей воды?
Разбираемся, как можно привлечь ресурсников к ответственности и чем это поможет самим жителям.
– Мы всё лето просидели без горячей воды, как и полгорода, если не больше. Подобная ситуация повторяется из года в год. Все пишут: «Надо жаловаться». Хотелось бы узнать конкретно, куда жаловаться, как это сделать и что это в итоге даст?
В этом году ситуация с горячей водой в Кирове стояла особенно остро. Тысячи кировчан по несколько месяцев оставались без водоснабжения, а объявления на подъездах продолжали сменять друг друга. Официальный представитель «Т Плюс» Олег Прохоренко объяснял эту ситуацию выросшим количеством дефектов на теплосетях.
Как бы то ни было, отопительный сезон начался ещё 25 сентября. Однако больше тысячи домов до сих пор остаются без отопления, а более 150 – и без горячей воды.
Как поясняет эксперт Общественной палаты Кировской области и руководитель АНО «ЖКХ Эксперт» Андрей Воробьев, все переносы и месячное отсутствие горячей воды – это прямое нарушение законодательства со стороны «КТК».
– Они не могут после двух недель отсутствия горячей воды включить водоснабжение на день-два, а потом снова отключить на две недели. По СанПиН предельный срок отключения – 14 дней суммарно в течение года. Что и как они будут делать, не имеет никакого значения, но они должны уложиться в 14 дней в течение года. Если этот срок превышен, то это уже основание для жалобы, – говорит эксперт.
По словам Андрея Воробьева, чтобы привлечь ресурсников к ответственности, в первую очередь нужно написать заявление в Госжилинспекцию. Оно может быть в свободной форме, главное – указать, с какого числа не было горячей воды и когда её включили (если уже включили). При этом нет никакой необходимости проводить общее собрание жильцов и собирать с них подписи. Наоборот, как отмечает эксперт, будет даже лучше, если каждый из них напишет отдельное заявление.
График приёма заявлений в ГЖИ можно посмотреть здесь.
Порядок перерасчёта за непоставленные ресурсы будет зависеть от того, есть ли у вас в квартире счётчик. Если есть, то все подсчёты будут проведены по его данным. Если же счётчика нет, то сначала вам нужно будет обратиться в свою управляющую организацию. УК составит соответствующий акт, и вам будет сделан перерасчёт. Без обращения в УК деньги вам будет не вернуть.
При этом никакого «срока давности» по таким нарушениям нет. То есть если вы всё лето (или просто дольше положенных 14 дней) жили без горячей воды, а на прошлой неделе водоснабжение вам уже вернули, вы всё равно имеете полное право обратиться в ГЖИ. Самое главное здесь – сам факт нарушения.
Можно написать заявление в прокуратуру, периодически она проводит горячие линии по нарушениям законов в сфере ЖКХ. Однако, по словам Андрея Воробьева, большого смысла в этом нет: прокуратура всё равно перенаправит жалобу в ГЖИ, а «добавление» ещё одной инстанции может только замедлить процесс.
Тем не менее есть ещё один способ воздействия на ресурсников – жалобы со стороны бизнеса. Так, если в вашем доме есть магазин, парикмахерская или, например, аптека, то вы можете обратиться непосредственно к предпринимателю – владельцу этого бизнеса. Он в свою очередь может подать жалобу на «КТК» в Федеральную антимонопольную службу (ФАС): с 2016 года она принимает заявления только от юрлиц. В этом случае штрафы будут начисляться в зависимости от оборота компании и могут достигать нескольких миллионов рублей.
К слову, УФАС практически каждый год выносит штрафы «КТК». Например, в 2009-м ресурсников обязали заплатить 4,2 миллиона рублей штрафов, в 2011-м – 1,4 миллиона. Впрочем, «КТК» систематически подают апелляции и оспаривают решения УФАС в суде.
1. Законодательно разрешается отключать горячее водоснабжение на 14 дней суммарно в течение года. Все переносы, повторные отключения и превышения этих сроков – прямое нарушение закона.
2. Чтобы привлечь «КТК» к ответственности, нужно написать заявление в ГЖИ. Будет лучше, если жильцы напишут отдельные заявления – каждый от своего имени.
3. Штрафы для ресурсников по заявлениям от граждан будут в пределах 10 тысяч рублей.
4. «Срока давности» по таким правонарушениям нет, главное, указать даты отключения горячей воды.
5. Можно обратиться в прокуратуру, но она всё равно перенаправит жалобу в ГЖИ.
6. Предприниматели могут подать заявление в УФАС. В этом случае штрафы для ресурсников будут в разы больше – в зависимости от оборота компании.
Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответы, задайте их нам, и мы обязательно возьмём их в разработку.
Москвичи смогут онлайн пожаловаться на перебои с горячей водой
На портале «Наш город» вновь открыли две летние темы. Москвичи могут в режиме онлайн пожаловаться, если горячую воду отключили раньше срока или включили позже. Также снова доступна тема об отсутствии песка в песочницах на детских площадках.
Онлайн-жалобу на несоблюдение сроков отключения или подключения горячей воды можно подать в категории «Многоквартирные дома». В сообщении надо указать точный адрес, а также написать номер финансово-лицевого счета плательщика (ФЛС). Этот номер нужен как доказательство того, что автор жалобы действительно жилец дома. Номер финансово-лицевого счета указывают в платежном документе, который заполняется для оплаты услуг ЖКХ. У жильцов, чьи дома управляются с помощью ТСЖ и ЖСК, также будет возможность оставлять свои обращения, указав в поле имеющуюся информацию. Проверка будет произведена по всем доступным порталу источникам. При возникновении проблем достаточно обратиться в службу технической поддержки сайта «Наш город».
Тему об отсутствии песка в детской песочнице можно найти в категории «Дворовые территории». В онлайн-жалобе необходимо указать адрес двора, где замечена проблема, и прикрепить фото пустой песочницы. Для отправки такой жалобы не нужно подтверждать, что автор сообщения живет по соседству с детской площадкой. Песок должен быть в каждой песочнице города, его меняют ежегодно. Пожаловаться на его отсутствие может любой горожанин, заметивший проблему.
На портале «Наш город» доступны и другие весенне-летние темы. Москвичи могут пожаловаться на стертую дорожную разметку, некачественный уход за растениями во дворах, парках и вдоль дорог. А также оставлять сообщения о летних кафе, которые разместили с нарушениями.
Специалисты должны ответить на сообщения за восемь рабочих дней. Еще более двух недель у пользователей есть для того, чтобы подтвердить или опровергнуть решение проблемы.
Плановые отключения горячей воды начнутся в многоквартирных домах Москвы с 10 мая. Где найти сроки сезонного отключения горячей воды — читайте здесь.
Куда звонить и что делать, если отключили холодную или горячую воду
Современный человек привык к благам цивилизации, в частности к тому, что каждый день из крана идет вода. Но может возникнуть ситуация, когда кран есть, а воды нет. Отключили горячую воду. А когда включат? И на сколько по закону могут перекрыть воду?
Базовое положение, регулирующее взаимоотношения между управляющими компаниями, обеспечивающими сервисное обслуживание, и конечными клиентами – Постановление Правительства «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» от 06 мая 2011. Указанное Положение устанавливает правила пересчета платежей за некачественный сервис.
Когда может отсутствовать вода
Первое приложение к указанному постановлению и СНиП 2.04.02-84, СанПин 2.1.4.2496-09 предусматривают обстоятельства законного отсутствия воды:
Для холодной воды нормы отключения составляют:
Должны ли предупреждать
При плановом отключении горячей и холодной воды жильцы дома должны знать заранее. Перекрыть доступ к воде сотрудники водоканала могут при:
Если «протекают» трубы, воду в экстренном порядке отключают по всему «стояку», чтобы исключить затопление других жителей многоэтажки. Это исключительная ситуация. При прекращении водоснабжения по другим причинам жильцы должны узнать о дате отключения, его периоде и причинах от УК за тридцать дней.
Прекратить снабжение холодной водой без предупреждения водоканал может только при двух условиях:
Горячее водоснабжение: понятие и требования
Отсутствие горячей воды несколько часов или целый день в летний период давно стало нормой в новых и старых многоэтажках. Многие воспринимают как должное отсутствие воды больше 14 дней или чуть теплую водичку из горячего крана.
По нормативам, горячее водоснабжение предусматривает бесперебойный доступ клиента к горячей воде, поступающей по централизованной магистрали, установленного качества и в соответствующем объеме целые сутки
Постановление Правительства №354, регламентирующее деятельность коммунальщиков, предъявляет четкие требования к качеству сервиса:
Кто может помочь
Столкнувшись с тем, что кран выдает лишь шипящий звук, возникает закономерный вопрос, на какой срок отключили воду, кто виноват и куда жаловаться. Надзор за деятельностью УК в соответствии со статьей 13 и 20 Жилищного кодекса и пункта 124 Порядка №170 осуществляют государственные институции и местные власти в мерах своих полномочий. Поэтому жалобу на отсутствие подачи горячей воды можно подать в:
Кто отвечает за некачественное предоставление услуг
Прежде, чем говорить об ответственности должностных лиц, стоит разобраться могли ли отключить воду на законных основаниях (возможно объявление было, а вы просто его не заметили) и на какое время.
Если после рассмотрения заявления будет установлено, что воду отключили незаконно или превышен период непредставления услуг, то отвечать придется:
Итак, что делать, если горячая вода отключена незаконно:
Кроме этого, на виновника может быть наложено административное взыскание, по статье 7.23 КоАП России.
Образец жалобы на отсутствие горячего водоснабжения:
Начальнику Департамента ЖКХ г. Самары
От Петрушова Николая Павловича, 1972
местожительство г.Самара, Балтийская улица, дом 5, кВ.143,
Являясь собственником квартиры №143 по балтийской улице в городе Самара, я заключил договор с управляющей компанией «Наш Дом» по вопросам обслуживания МКБ и обеспечения комунуслуг. Все платежи по договору я вношу своевременно, однако УК «Наш Дом» в нарушение положений статьи 4 федерального закона «О защите прав потребителей», не исполняет условия договора, а именно с 3 июля 2017 года у меня отсутствует горячая вода.
Объявлений о проведении техработ не было. Связавшись с представителем управляющей компании, я узнал, что вода отключена из-за прорыва трубы. Обещали закончить восстановительные работы за два дня. Однако вода в обещанный срок не появилась. При повторном обращении, инженер управляющей компании Федорчук В.М. пояснил, что требуется полная замена трубы.
На основании положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам №307, Правил содержания общего имущества МКД № 491, статей 2 и 162 ЖК РФ, подобные восстановительные работы должны быть проведены управляющей компанией в месячный срок.
Однако, состоянием на 5 августа 2017, горячая вода по-прежнему отсутствует. На вопросы жильцов представители УК «Наш Дом» отвечают, что временно не могут приобрести трубу, так как поставщик завышает цены.
На основании изложенных фактов и действующего законодательства, прошу Вашего содействия для проведения восстановительных работ, перерасчета платежей за горячую воду, а также возмещения морального вреда в сумме 5000 (пяти тысяч) рублей УК «Наш Дом».
Помогла вам статья?
Пишу без особой надежды…но все же. Уже 2 года мучаемся с горячей водой в ванной и похоже всем на нас наплевать. В прошлом году все лето, чтоб получить горячую воду приходилось её по пол часа сливать, не работал палатенцесушитель. Потом, все наоборот, несколько недель, в трубопроводе холодной воды начала идти горячая. Звонки диспетчеру как, как об стенку головай. Это мол у вас там прокладка какая-то вышла из строя. В общем приходится ждать когда само собой настроится. Потом в декабре, все же как то само собой настроилось и до мая 2019 вода продержалась. Но как обычно, после очередного отключения на профилактику, вода снова перестала нормально поступать. Снова нужно сливать по пол часа, палатенцесушитель не работает. И вот, наконец-то, в начале ноября, (не прошло и пол года) все-таки, достучались. Пришли слесаря и пробили нам воду в полотенцесушителях, попутно начала, худо-бедно и горячая вода поступать. Это на прошлой неделе. Но прошло всего 4 дня, и у нас снова нет горячей води, теперь полностью…. даже сливать нечего. Видно прохудилась одна из дырок, что слесаря понаделали, чтоб пробить трубопровод на сушилках. я в ночь с пятницы на субботу звонил, попал на городского диспетчера. Сказали что раньше понедельника к ремонту никто не приступит. Вот уж и понедельник прошёл, но, похоже, ни кому это не надо.
В общем, чем дальше тем история становится грустней. Ну в общем мы все понимаем, Сирия там…, Украина бунтует, войска НАТО на границе… и т.д., в общем не до нас. Мы можем еще чуток потерпеть. В обще то конечно занимательно…. деньги в стране разворовываются миллиардами, а организовать ремонт мизерной аварии на трубе, дырку заварить на это у нас средств нет.
Здравствуйте! Сколько ещё будет продолжаться отключение холодной воды? Ничего сделать не могу, даже не предупреждают, а если человек мыться будет и отключат воду, так уже происходит давно. Воды холодной уже нет 5 часов, как это понимать, за что я плачу
Куда жаловаться, если нет горячей воды?
Отключение горячей воды всегда приносит неудобство, независимо от того, сделано ли это в плановом порядке, или на линии произошла авария. Жители домов лишаются комфорта, снижается качество жизни.
А если воды нет долгое время, и соответствующие службы никакой информации о причинах не предоставляют, возникает вопрос, куда обращаться с жалобой, и какие организации несут ответственность за отсутствие услуг, за которые жильцы платят деньги.
Куда обращаться, если ГВС не включили в срок?
Если отключение плановое, жильцы были оповещены об этом заблаговременно, то остается только подождать окончания ремонтных работ.
Срок ежегодных профилактических ремонтов не может превышать 14 суток, а жильцов обязаны оповестить об этом за 10 дней до начала работ.
Если горячую воду не дают можно:
Номера можно найти на информационном стенде в любом подъезде.
Что делать, если нет длительный срок?
Если горячей воды нет длительное время или температура воды не соответствует нормам, то нужно обратиться в управляющую компанию или местное управление ЖКХ с письменным заявлением.
При отсутствии результата или бездействии ответственных лиц следующим шагом становится заявление в более высокую инстанцию.
Список учреждений для обращения с жалобой на некачественную работу ЖКХ установлен ст. 13, ст. 20 ЖК РФ, п. 124 Порядка №170.
Это органы местной власти или государственные учреждения, имеющие полномочия по контролю за предоставлением качественных услуг населению:
Кто имеет право составить жалобу?
Обратиться с жалобой вправе владелец квартиры или лицо, проживающее в ней по договору аренды или найма. Письменное обращение составляется от имени лица, чьи права были нарушены.
Жалоба может быть коллективной, если имеется факт прекращения подачи воды во все квартиры дома.
Как составить претензию?
Единых требований по составлению такого документа не существует, однако необходимо помнить, что это официальный документ, он будет получен работником государственного учреждения. От того, насколько правильно он составлен, во многом зависит результат обращения.
По этой причине, при составлении жалобы необходимо придерживаться определенных правил:
Потребуется предоставить всю имеющуюся доказательную базу, для чего к жалобе прилагаются все подтверждающие документы.
Порядок составления письменной жалобы:
Внизу ставятся подпись с расшифровкой, дата, список приложенных документов. Если это коллективная жалоба, то подписи ставят все жильцы дома.
Потребуется составить 3-4 экземпляра документа, так как его копии должны быть направлены в контролирующие органы. Один экземпляр остается на руках заявителя с пометкой о том, что жалоба принята к рассмотрению, с указанием даты и подписью лица, принявшего жалобу.
Доказательная база
При отключении горячей воды первым делом необходимо зафиксировать факт и время отключения.
Для этого нужно обратиться в коммунальные службы, сообщить об отсутствии воды, выяснить причину.
Сотрудник коммунальной службы обычно указывает причины или сроки, которые требуются на выявление причин отсутствия воды и устранения неполадок.
Что еще можно предпринять, чтобы доказать отсутствие горячей воды:
Управляющая компания должна быть заранее оповещена о дате экспертизы. Можно установить счетчик, оснащенный термодатчиком, однако управляющие компании неохотно соглашаются ставить такие приборы на учет.
Кроме того, по закону расчет платежей производится по количеству кубометров поступившей воды, а не количеству тепла. Поэтому использовать данные термодатчика в качестве доказательства при возникновении споров с управляющей компании очень сложно.
В какие инстанции обращаться?
Довольно часто проблему с отсутствием горячей воды удается решить достаточно быстро, и звонка в диспетчерскую бывает достаточно, чтобы получить необходимую информацию о причинах отсутствия воды и сроках возобновления ее подачи.
Но если долгое время проблема остается нерешенной, или вашу заявку отказываются принять, следует предпринять более серьезные шаги. Рассмотрим, в какие инстанции можно обратиться.
УК или Водоконал
Если воду отключили незаконно, то первыми инстанциями для обращения должны стать Водоканал или Управляющая компания.
Это зависит от того, каким образом обслуживается дом. Специалисты этих служб сумеют предоставить нужную информацию, подскажут, что можно предпринять.
Обращение возможно сделать двумя способами:
Если заявитель выполняет все условия соглашения, своевременно вносит плату за полученные услуги, то он вправе потребовать выполнения условий договора противоположной стороной (ст. 164 Ж РФ).
Если имеется прямое соглашение об обслуживании, то можно позвонить в компанию, которая занимается подачей горячей водой и сбором денег за предоставленные услуги. На квитанциях об оплате имеются номера телефонов, по которым им можно позвонить.
Администрация
Все вопросы, связанные с длительным отсутствием воды и бездействием УК, курирует администрация города.
Обратиться в нее можно несколькими способами:
Обычно обращение в администрацию приносит результат. Но если этого не произошло, проблему может решить одна из надзорных инстанций.
Роспотребнадзор
Эта организация имеет полномочия решать все вопросы, связанные с некачественным предоставлением услуг населению коммунальными службами, и несет ответственность за то, чтобы жильцы получали полный объем всех услуг.
Потребуется написать письменное заявление, которое можно передать одним из следующих способов:
Для того, чтобы у ведомства были законные основания для внеплановой проверки, необходимо предоставить доказательства нарушения своих прав, а именно копии обращений в различные инстанции и ответов на них.
Жилищная инспекция
Обращение наиболее эффективно при некачественном предоставлении услуг или невыполнении управляющей компанией своих обязанностей. Организация осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере жилищных отношений.
Обращение производится с следующей форме:
После получения жалобы ведомство приступает к проверке изложенных фактов. При выявлении указанных фактов будут предприняты необходимые меры. Заявитель получит соответствующее уведомление. Срок рассмотрения составляет 30 дней.
Прокуратура
Это одна из последних инстанций, куда следует обратиться, если все ранее принятые меры результата не дали, возникли материальные претензии, имеет место грубое нарушение норм законодательства.
Обязательно требуется написать письменное заявление, к которому прилагаются все документы по данному делу:
Суд – это высшая и наиболее эффективная инстанция. Однако следует помнить, что судебный процесс – это долгое и затратное дело. Вначале необходимо проконсультироваться с юристом, он также поможет написать исковое заявление должным образом.
К исковому заявлению прилагаются:
Обычно до суда и прокуратуры дело доходит редко. Почти все трудноразрешимые проблемы заканчиваются уже на стадии обращения в Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор.
Обращение через Интернет
Жалобу можно оформить через портал Госуслуг в Интернете. Подать ее может только тот, кто зарегистрирован на этом портале.
Все организации имеют свои сайты, достаточно зайти на страницу нужной организации и оставить свое обращение. Для этого на главной странице сайта необходимо найти раздел «Досудебное обжалование», заполнить специальную форму и нажать кнопку «Отправить».
Ответ на обращение приходит на электронную почту или на адрес, указанный заявителем при заполнении формы.
Когда ждать результата?
Срок ответа на обращение граждан по поводу некачественного оказания коммунальных услуг по закону составляет не более 3 дней.
Рассмотрение обращения с требованием перерасчета стоимости предоставленных услуг составляет не более 10 дней (ст. 31 Закона о защите прав потребителей)
Ответ из прокуратуры потребуется ждать не более 15 дней, после этого заявитель получит письменное уведомление о результатах прокурорской проверки или о наложении административных взысканий. Иногда срок рассмотрения заявления продлевают до 30 дней.
После получения искового заявления суд проводит досудебную проверку в течение 5 дней. После этого дело поставят в очередь на рассмотрение, назначается дата, истца и ответчика приглашают на заседание. Результатом станет судебное решение, которое вступает в силу через месяц после его принятия.
Заключение
Для эффективного решения возникших проблем гражданам важно знать свои права и способы защиты своих интересов. При соблюдении определенных правил можно добиться не только восстановления поступления горячей воды, но и сделать перерасчет стоимости полученных услуг и даже возместить материальный и моральный вред.
Отключение горячей воды — 2021: что важно знать москвичам
В Москве с 11 мая началось плановое отключение горячей воды, которое происходит ежегодно для подготовки к зимнему сезону. Рассказываем, где узнать график отключения горячей воды.
Графики отключения
Отключение горячей воды в Москве пройдет с 11 мая до конца августа. Продолжительность профилактических работ по каждому дому составит не более десяти дней. В новых домах с альтернативным трубопроводом срок отключения может быть меньше, более того, в нынешнем году воду могут вовсе не отключать.
Узнать графики отключения воды можно с помощью специальных онлайн-сервисов: на портале mos.ru, в мобильном приложении «Моя Москва», а также на сайте moek.ru появилась специальная вкладка. Для того чтобы узнать, в какой промежуток времени в конкретном доме отключат горячую воду, нужно указать адрес в поисковой строке сервиса. В ответ на экране появятся конкретные даты и время.
Также можно настроить уведомление, чтобы не пропустить момент отключения. Такая функция доступна в личном кабинете на портале mos.ru в разделе «Настройка подписок». В приложении «Моя Москва» после уточнения графика можно добавить даты отключения в календарь смартфона. Кроме того, управляющие компании заранее предупреждают жильцов о предстоящих отключениях горячей воды.
Полезные телефоны
Получить информацию о графике отключения горячей воды можно по телефону, обратившись:
Что делать, если горячую воду не включили
Если время планового отключения воды в вашем доме прошло, а горячей воды в доме нет, то можно обратиться:
По этим же контактам можно обращаться, если не устраивает качество горячей воды — она холоднее 60 °C или горячее 75 °C.
Горячую воду могут отключать — за пределами заранее объявленного графика — не более чем на:
8 часов (суммарно) в течение одного месяца;
4 часа единовременно;
24 часа при аварии на тупиковой магистрали;
10 суток раз в год при проведении ежегодных профилактических работ.
Зачем отключают горячую воду
Горячую воду отключают, чтобы провести профилактические работы на сетях и оборудовании системы теплоснабжения Москвы и подготовить ее к зиме. Технические специалисты проводят гидравлические испытания магистральных и разводящих теплосетей, заменяют устаревшее оборудование на тепловых пунктах и отопительных станциях (меняют и ремонтируют двигатели, насосы, теплообменники).
В новых домах тоже отключают воду, поскольку даже современное оборудование требует профилактики. Поэтому полностью отказаться от отключения горячей воды в мегаполисе с централизованной системой теплоснабжения не представляется возможным.
Надо ли платить за горячую воду во время отключения
Оплата за холодную и горячую воду производится в соответствии с показаниями счетчиков, которые установлены в квартире. Если нет потребления ресурса — то, соответственно, и показания нулевые, житель оплатит только реально потребленный ресурс.
Чтобы счетчик горячей воды во время отключения не накручивал лишние кубометры, рекомендуется на это время перекрыть использование горячей воды и пользоваться только холодной, которая дешевле сама по себе. Часто управляющие компании на время профилактических работ закрывают внутридомовые задвижки.
Как подготовиться к отключению горячей воды
Альтернатив во время отключения горячей воды немного: кастрюли, кипятильники, водонагреватели, поездки к родственникам или походы в сауны и фитнес-клубы. Если семья большая, имеет смысл ставить накопительный водонагреватель, позволяющий всегда иметь в распоряжении определенный объем горячей воды, посоветовал эксперт ЖКХ Александр Костюков. Цены на бойлеры и водонагреватели на маркетплейсах разные. Есть недорогие варианты за 3–6 тыс. руб., есть за 20–30 тыс. руб. и дороже.
«Если в квартире проживает один-два человека, можно обойтись проточным водонагревателем. Однако нужно помнить, что в старых домах с изношенной электропроводкой ставить электрические водонагреватели может быть небезопасно», — добавил эксперт.
В период отключения надо учитывать, что на получение горячей воды с помощью нагревателей тратится электроэнергия. Экономить можно, если класс энергопотребления водонагревательного прибора В или А. По расчетам экспертов, общая сумма в платеже остается прежней, только меняются статьи расходов с горячей воды на электроэнергию.