что делать если в школе не с кем общаться
Ребенок ни с кем не общается в школе, но проблема зачастую начинается с родителей: как помочь (рекомендации психолога)
Родительский труд – сложная работа, которая зачастую ложится на плечи неподготовленных людей. Гораздо проще справиться с проблемами малышей, которые общаются только в семейном кругу. Как правило, сложности возникают в школе. Отсутствие друзей в классе или на улице должно насторожить родителей. Взрослые должны вовремя помочь ребенку справиться с проблемами в общении со сверстниками.
Сложный возраст
Многие родители считают своих детей абсолютно счастливыми. Они искренне удивляются, когда их чадо говорит о том, что с ним никто не желает дружить. В такой ситуации далеко не все родители могут помочь ребенку что-то изменить.
Общение – важнейшая часть развития. Фактически школьная и детсадовская компания – это миниатюрная модель общества. Общение в ней учит детей в будущем ладить с окружающими и в коллективе.
Многие родители вообще не замечают, что у их отпрысков есть проблемы. А некоторые осознают сложности в общении подростка со сверстниками, но не знают как помочь.
Острее всего проблема проявляется у тинейджеров. С наступлением подросткового возраста у большинства детей возникают сложности. Некоторые ученики попросту не умеют правильно общаться, из-за чего возникают конфликты со сверстниками.
Реакция родителей
На присутствие проблем в жизни детей родители реагируют по-разному. Одни считают, что не в состоянии помочь сыну или дочери. Другие ошибочно убеждают ребенка в том, что все вокруг плохие. А некоторые даже не догадываются о том, что у школьника возникли сложности. Не каждый подросток способен честно сознаться родителям в том, что его не любят в классе. Поэтому взрослые должны сами интересоваться жизнью детей.
Если родители сами испытывают сложности в общении, то их сыновья или дочери неосознанно копируют их модель поведения.
Особенности отвергаемых детей
Если дети не спешат откровенничать с родителями, стоит понаблюдать за их поведением. Отвергаемые подростки:
Чтобы понять, как ребенок ведет себя в классе, необходимо побывать в школе. Беседа с классным руководителем поможет разобраться в ситуации. Психологи рекомендуют родителям присмотреться к общение ребенка на уроках и после занятий.
Опасные симптомы
Есть ряд признаков, которые свидетельствуют о том, что детям некомфортно находиться в классе:
Психологи рекомендуют при тревожных симптомах дать ребенку возможность самостоятельно решить проблему. Это позволит научиться общению в коллективе.
Если ситуация критическая, родителям следует вмешаться или обратиться за помощью к специалистам. В противном случае ребенка будут постоянно оскорблять и унижать, травмируя неокрепшую психику.
Разобраться в причинах
Чтобы помочь подростку, необходимо разобраться в причинах проблем. По мнению психологов, в коллективе проще общаться тем детям, у которых складываются хорошие отношения с родителями. Недостатки семейного воспитания приводят к тому, что школьник не способен находить общий язык со сверстниками.
Также вредит детям чрезмерная опека, нежелание приглашать сверстников домой, ограничение общения с одноклассниками. Родители не должны лишать права голоса в семье или возможности самоутверждаться. Все это приводит к неготовности общения в социуме.
Сложности с приобретением друзей возникают также из-за личностных особенностей: застенчивости, замкнутости, повышенной эмоциональности. Иногда негативно отражаются внешние факторы: физические особенности, неприятная внешность, полнота или худоба. Дети склонны изгонять из круга своего общения сверстников, которые чем-то отличаются от них.
Неумение находить друзей иногда связано с тем, что современные школьники склонны много времени проводить в одиночестве, играя в телефоне или за компьютером. В итоге ребенок не знает элементарных правил знакомства и общения. Неумение разговаривать со сверстниками и сопереживать им приводит к отторжения подростка из среды одноклассников. Со временем у таких детей развивается агрессия или привычка отшучиваться. Не исключено состояние хронической депрессии.
Не всегда причина сложных отношений кроется в самом человеке. Иногда сложности в поиске друзей связаны с малоизученными механизмами антипатий и симпатий. Некоторые дети нравятся своим ровесникам, а другие вызывают антипатию.
Как помочь ребенку
Родителям стоит предупредить учителя об имеющихся проблемах (например, о заикании, медлительности и т. д.). Иногда причиной насмешек может стать совершенно безобидный повод. В этой ситуации важна позиция учителя, который находится с детьми во время учебы. Хороший педагог быстро решит такие проблемы.
Ребенку стоит дать тот минимум для школы, благодаря которому он будет соответствовать общим требованиям. Это не означает, что необходимо покупать дорогие вещи. Но у ребенка должна быть спортивная форма, пенал, портфель и прочие предметы, как и у всех одноклассников. Иногда насмешки вызывает даже цвет одежды.
Родители должны рекомендовать детям изменить стереотип поведения. Если окружающие ждут от него агрессии за обидные слова, стоит спокойнее реагировать на колкости.
Ребенок должен общаться с одноклассниками помимо школы. Детей можно приглашать домой, поощрять их общение с сыном или дочерью. Школьникам полезно принимать участие в конкурсах и внеклассной деятельности. Все это помогает наладить общение. Иногда родители загружают учеников репетиторами и кружками. В итоге после уроков школьник торопится на занятия. С одной стороны, это хорошо. Но ребенок без общения со сверстниками может стать чужим в собственном классе.
В конфликтных ситуациях не всегда хорошо разбираться лично. Лучше поставить в известность психолога и классного руководителя. Помните о том, что во многом отношение к ученику его сверстников зависит от учителя.
Юношеские симпатии
В подростковом возрасте возникают отношения между мальчиками и девочками, которые являются смешением дружбы и влюбленности. В такой ситуации родителям нельзя запрещать общение. Взрослые должны быть максимально внимательными с детьми, которым понадобится их помощь и понимание.
Любой запрет дружбы мальчиков с девочками неизменно вызывает внутренний протест и насмешки со стороны сверстников. В подростковый период дети получают первый опыт общения с противоположным полом, который им в будущем очень пригодится. Неправильное отношение родителей к ситуации может отразиться на психике ребенка.
Вместо послесловия
Родителям, которые не могут самостоятельно помочь детям, стоит обратиться за помощью к психологу. Если проблему не удается решить, стоит задуматься о смене коллектива или школы. Не всегда ученик виноват в том, что его не принимают окружающие. Не стоит бояться перемен, они способствуют умению адаптироваться в любых ситуациях.
Что делать если в школе не с кем общаться
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми-изгоями и агрессорами.
«Белой вороной» может стать кто угодно: чем больше ребёнок не похож на остальных, тем выше вероятность, что другие дети с ним не подружатся или вовсе станут над ним издеваться.
Но одно дело, когда ребёнок не может найти друзей, и к нему относятся нейтрально, и другое дело — когда его травят. Буллинг, или травля, бывает разных видов. Если кого-то бойкотируют, исключают из группы, обзывают, прячут вещи, распространяют о ком-то неприятные слухи — это всё травля.
Обычно в ситуации травли социальные роли распределяются так:
Почему ребёнок становится в школе изгоем
Мы рассмотрели семь основных причин, из-за которых над ребёнком могут издеваться в школе.
Причина 1. Нестандартная внешность
Разноцветные волосы, очки, пирсинг, короткие волосы у девочки или длинные у мальчика — всё это может стать факторами агрессивного поведения со стороны одноклассников.
Причина 2. Проблемы физического плана
Заикание, энурез, нестандартная фигура, слуховой аппарат — если ребёнок чем-то отличается от других, велика вероятность насмешек.
Причина 3. Неумение за себя постоять
Легче издеваться над ребёнком, который не может в ответ сказать ни слова, который проглатывает обиду.
Причина 4. Чрезмерная опека со стороны родителей
Про такого ребёнка можно услышать «маменькин сынок», что и становится поводом для насмешек. Обидчики уверены, что такой одноклассник сам не сможет себя защитить, как и в предыдущем пункте.
Причина 5. Собственные интересы
Если ребёнка что-то отличает от большинства, его записывают в изгои. Дети не могут принять разность интересов.
Причина 6. Отличник в старших классах и двоечник в младших
В началке почётно хорошо учиться, а в средних и старших классах отличники превращаются в «выскочек». Снова выделение из толпы.
Причина 7. Частые пропуски школы
Когда ребёнок редко находится в коллективе, и его интересы перестают совпадать с общими.
Получается, что все причины можно свести к тому, что ребёнком-изгоем становится тот, кто «не такой, как все» или просто не в состоянии за себя постоять.
Как понять родителям, что ребёнок стал изгоем
Есть несколько симптомов, которые могут указывать на то, что у ребёнка проблемы в школе:
Эти симптомы могут указывать не только на изгойство, но и на конфликт с учителями или одноклассниками.
Если ребёнок встаёт в позицию защитника жертвы, он тоже может подвергаться нападкам со стороны обидчиков и преследователей. Поэтому важно время помочь.
Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе
В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Если ребёнку в школе плохо — нужно срочно принять педагогические и юридические меры. Следуйте алгоритму, который рекомендует психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко и юристы портала Травли.Нет.
Прочтите устав школы. Там может быть информация, как действовать. Если у школы есть правила для решения таких ситуаций, но правила не исполняются, вы сможете пожаловаться конкретно на это.
Напишите письменное заявление на имя директора. Зафиксируйте все факты травли, опишите ситуацию.
Поговорите с педагогом и школьным психологом, если он имеется. Ведите беседу в ключе «у нас сложная ситуация, давайте придумаем, что можно сделать». Не обвиняйте, а предлагайте совместно разобраться в проблеме. Записывайте результаты обсуждения: например, конкретные предложенные шаги и обозначенные сроки.
Предложите создать согласительную комиссию, если таковой нет в школе. По закону разрешено создавать такие комиссии. Туда могут входить родители, администрация школы, сами ученики, специальные медиаторы — третьи лица, которые профессионально занимаются решением конфликтов.
Цель комиссии — провести собрание, чтобы разобрать конфликт и помочь урегулировать ситуацию в классе. Найти медиатора помогают специальные организации, которые занимаются созданием безопасной среды в школах — например, АНО БО «Журавлик». Сообщить о вашем желании привлечь медиатора можно ещё на этапе письменного заявления.
Переходите к юридическим методам, если беседы не подействовали. Напишите заявление в Управление образования вашего города или области, Рособрнадзор или Уполномоченному по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники обязаны реагировать на обращения в течение 30 дней. После обращения могут возбудить проверку. Если выяснится, что учителя не способствовали урегулированию конфликта, их ждёт административная ответственность.
Если школа не защищает ребёнка, родители также имеют право подать административный иск в суд. Школе грозит денежный штраф за нарушение прав человеческого достоинства и отсутствие защиты от физического насилия.
Привлеките внимание общественности. Опубликуйте посты в соцсетях, попросите всех знакомых о репосте, закиньте информацию в группы, обратитесь к некоммерческим организациям, которые занимаются вопросами травли.
Обязательно найдите ребёнку хорошего психолога и будьте рядом на протяжении всего процесса. Это важный пункт — пусть ребёнок почувствует, что с родителями он всегда в безопасности и под защитой.
Альтернативный вариант решения проблемы, если вы не хотите оставаться в школе, — перевести ребёнка на домашнее обучение. В России это законно — можно получать то же самое образование на дому.
В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся в онлайн-классах, вместе посещают дополнительные курсы и учатся выстраивать дружеские отношения. Если возникнет конфликт, на помощь придут персональные наставники. В нашей онлайн-школе есть психолог — ребёнок всегда может записаться на консультацию и обсудить своё эмоциональное состояние.
Как помочь ребёнку, если с ним не дружат
Мы привыкли, что дружба добавляет в нашу жизнь веселье, лёгкость, позволяет по-новому взглянуть на обычные вещи, обогащает эмоционально и интеллектуально. Но что делать, если вы однажды понимаете, что ребёнок ни с кем не дружит? Как понять, почему ребёнку не интересно общение со сверстниками или почему с ним не хотят дружить одноклассники? Вместе с экспертом выяснили, как выдержать баланс между тактичностью и внимательностью, если вы хотите помочь ребёнку завести друзей.
практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог,
тимлид дошкольного направления в «Фоксфорде»
В каком возрасте дети заводят первых друзей
В дошкольном возрасте дети начинают учиться общению, но в этот период наиболее существенную роль в социализации ребёнка играют контакты со взрослыми — родителями, близкими родственниками, воспитателями. Контакты между детьми на этом этапе, как правило, нерегулярны и кратковременны.
В младшем школьном возрасте взаимодействия с другими детьми становятся более осознанными и самостоятельными, общение со сверстниками прочно входит в повседневную жизнь ребёнка. Однако детский коллективный досуг всё равно проходит преимущественно под контролем взрослых: семья или школа инициирует и контролирует проведение утренников, дней рождения, спортивных игр. Именно в этот период ребёнок наиболее активно приобретает и развивает навыки коммуникации.
Родителям стоит внимательно наблюдать за тем, в какой манере их ребёнок общается с ребятами, как он ведёт себя во время совместных игр. В начальной школе не так важно наличие у ребёнка близких друзей. Если же ваш ребёнок вообще не общается с ровесниками в этом возрасте, не стоит сразу паниковать, но, безусловно, нужно понимать, что это может быть поводом для более пристального наблюдения, чтобы не упустить из виду возможные проблемы.
Дошкольный и младший школьный возраст — ступени, которые подготавливают ребёнка к подростковому возрасту, когда близкая дружба с ровесниками уже играет важнейшую роль в жизни. К этому моменту дети должны прийти подготовленными, с базовыми коммуникативными навыками и развитым эмоциональным интеллектом.
Почему с ребёнком не хотят дружить
Прежде чем беспокоиться о том, что ваш ребёнок не приводит в гости друга или не ходит на выходных гулять с ребятами из школы, постарайтесь оценить ситуацию спокойно и рассудительно. Для начала важно понять, в чём дело: с ребёнком никто не дружит или он сам не идёт на контакт. Бывают случаи, когда ребёнок действительно чувствует себя комфортно без приятельского общения и без близких друзей. Впрочем, истинная интроверсия встречается крайне редко, и лучше поговорить с психологом об этом, чтобы понять, действительно ли ребёнок не испытывает проблем из-за недостатка социализации.
Чаще всего за отсутствием друзей скрываются проблемы, о которых ребёнку неудобно говорить. Непроработанные комплексы и психологические травмы изолируют подростка от сверстников, мешают ему выстраивать отношения с друзьями в тот период, когда социальные контакты предельно важны.
К таким проблемам относится, например, низкая самооценка, которая часто развивается из-за чрезмерного давления в семье, страха не оправдать родительские ожидания.
Ребёнку также будет сложно заводить друзей, если родители осуждают его круг общения — запрещают общаться с «плохой» компанией, негативно отзываются о тех ребятах, с которыми у подростка складывается общение.
Помимо психологических проблем, также важную роль порой играют финансовые вопросы. Материальное положение семьи часто определяет возможности определённого досуга для ребёнка или статусного потребления — в школе, где у большинства семей примерно одинаковый уровень дохода, материальное положение может стать поводом для маргинализации ребёнка, когда он становится изгоем среди одноклассников.
Что делать, если ребёнок ни с кем не дружит
Столкнувшись с лакунами в социализации ребёнка и решив искать первопричину проблемы, родителям лучше начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка — это так же касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Разумеется, привычки взрослых сложнее корректируются, но можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. Чтобы передать ребёнку навыки, которые позволяют поддерживать дружбу с людьми, вам необходимо сформулировать для себя, что для вас значит дружба.
Не менее важно, как родитель общается с ребёнком, — учите ли вы его экологичной, здоровой коммуникации? Рефлексия на эту тему — первый шаг для родителей, которые обнаруживают у ребёнка проблемы с поддержанием межличностных отношений.
Крайне важно вести с ребёнком, особенно в подростковом возрасте, беседы о дружеских конфликтах, о ценностях, связанных с общением, о роли друзей в вашей жизни. Постарайтесь научить ребёнка тому, что в общении участвуют несколько человек с разными интересами. Детям и подросткам нужно научиться вставать на место другого человека в общении, а вы можете им в этом помочь, поделившись своим опытом и взглядом со стороны. Не всегда дети готовы делиться своими насущными проблемами — в таком случае можно обсудить с ребёнком ситуации из собственной жизни. Хорошим началом для такого разговора будет просьба дать совет — так вы сподвигнете ребёнка к тому, чтобы он сформулировал свою позицию, а потом сможете обсудить её подробнее.
Полезные инструменты для родителей:
Что делать, если с ребёнком не дружат в школе
Ребёнок может не общаться с одноклассниками не только из-за личных коммуникативных проблем, но и из-за нездоровой атмосферы в коллективе. При худшем сценарии игнорирование ребёнка одноклассниками может быть частью травли. Но необходимо понимать, что в случае травли отсутствие друзей будет не единственным и не главным признаком: ребёнок, которого травят в школе, станет запуганным, нерешительным — вы заметите, что он испытывает отвращение к школе. Важно также, что травля обычно выражена принципиальным игнорированием ученика. Одно только отсутствие тесных контактов с ребятами из школы — не проблема сама по себе.
Чтобы понять, в чём проблема — в коллективе или в самом ребёнке, — вы можете записать его на дополнительные занятия и посмотреть, как складываются отношения в новом коллективе. Если вне школы проблем с социализацией у ребёнка не наблюдается, то, вероятно, причина в классе и стоит подумать о переводе в другую школу или класс. Однако это вовсе не гарантирует, что у ребёнка сложатся тёплые близкие отношения с одноклассниками. В этом вопросе желательно исходить из настроения и ощущений ребёнка, а также поддерживать в поиске друзей вне школы — в спортивных секциях, театральных студиях, танцевальных клубах. Не забывайте также поощрять стремление к внешкольным активностям.
Идти разговаривать в школу стоит только в том случае, если вы всерьёз подозреваете, что вашего ребёнка обижают одноклассники, или замечаете, что он страдает от недостатка социализации в классе. В ином случае беседа с классным руководителем, скорее всего, не только не вызовет должного эффекта, но и может даже навредить. Нет никакой гарантии, что у учителя будет возможность решить проблему тактично и адекватно ситуации. Если же вам кажется, что вам необходима поддержка школы в данном вопросе, желательно сперва обратиться к школьному психологу: он скорее найдёт способ осторожно и корректно донести до классного руководителя информацию, а также сможет проконсультировать вас о том, как вам быть.
Как помочь стеснительным детям адаптироваться в среде сверстников?
Невидимки в классе
У минчанки Лизы большая разница в возрасте с младшей сестрой — 15 лет. Когда Настя пошла в первый класс, Елизавета уже вуз окончила.
— Настя у нас девочка скромная, тихая, такая хорошенькая серая мышка. Совершенно не умеет постоять за себя, как-то выделиться из толпы. Она даже лайк в соцсетях стесняется ставить, что уж говорить о том, чтобы подойти к однокласснице и предложить ей: «Давай дружить!» — рассказывает Лиза. — К тому же сестричка высокая для своих лет, нет проблем со зрением. Вот ее и упекли за последнюю парту. Сидит на своей «камчатке», ни с кем не общается. Понятно, что уже после первой же «веселой и активной» четверти она заявила родителям: «Больше я в школу не пойду!» И в рев. Мама с папой в панике: что случилось, кто обидел дочку? И только я смогла вытянуть из Насти причину: ей скучно и грустно в классе, она чувствует себя там ужасно одинокой, с ней никто не общается, а сама она боится заводить с кем-то дружбу.
Я тогда очень разозлилась на родителей. Дело в том, что по этой же причине — тотального одиночества в толпе сверстников — я терпеть не могла свою школу до десятого класса, пока у меня неожиданно не появилась очень харизматичная подруга, буквально вытянувшая меня за волосы из болота хандры и пессимизма. Я не была проблемным ребенком, училась хорошо. Меня, как и Настю теперь, просто не замечали! Я не была интересна учителям, потому что не доставляла им проблем и в то же время не годилась для роли любимицы, потому что была самая обыкновенная, «без изюминки». Одноклассники тоже не обращали на меня внимания: ничем не примечательная, с обычным смартфоном, скучная, в соцсетях не активничает, ролики для YouTube не записывает. В общем, трагедия маленького человека в большой компании. За это я терпеть не могла школу. Для меня было большим праздником вернуться домой, где ждала моя любимая собака Найда, с которой я могла болтать, доверять свои секреты и плакать, обнимая ее мохнатое тельце. Представляете, девять лет ходить в школу с одной мечтой — поскорее бы закончились занятия! Очень не хочется, чтобы Настя тоже провела свое детство в таком социальном забвении.
— Дислексия — расстройство, связанное с навыками чтения и письма, трудности с математикой, самооценка ниже плинтуса, отсутствие мотивации к учебе — мы прошли через это, справились, победили. Уже к пятому классу сумели выбиться в хорошисты. Но друзей среди одноклассников мой Ваня так и не завел, — делится наболевшим его мама Вика. — Все годы учебы просидел незаметным для коллектива на последней парте, даже на день рождения ему некого было пригласить. Постоянно в интернете — там у него, видимо, более яркая и насыщенная событиями жизнь. Я знаю, что в этом есть и моя вина, но я одна поднимаю двоих сыновей и на какие-то вещи уже просто не хватает ни физических, ни моральных сил. Хотелось бы, конечно, понять, что не так и можно ли еще что-то исправить. Как дать ребенку возможность не быть пустым местом для тех людей, с которыми ему предстоит общаться в течение жизни?
— Феномен одиночества по праву считается сложным и противоречивым явлением. Одиночество не имеет возрастных или социальных границ, может сопровождать нас на протяжении всей жизни или переживаться в каких-то ситуациях. В самом понятии одиночества различают две стороны — позитивную и негативную.
В переживании потребности в общении есть своего рода подъемы и спады. Мы не можем быть готовы к общению постоянно. Погружаемся в себя, порой заняты только своими мыслями и проблемами, нам нет дела до другого человека. Состояние кратковременного одиночества — опыт, который не обязательно является негативным и может качественно улучшаться с возрастом. Периоды уединения полезны, могут сопровождаться благоприятными эмоциональными реакциями и рассматриваться в качестве ресурса психического развития личности. Многие виды отдыха связаны с уединением, стремлением побыть наедине с самим собой.
Одиночество — это не то же самое, что побыть одному. При попадании человека в условия изоляции существующие связи с людьми прерываются, а новые не формируются. Это приводит к острым эмоциональным реакциям, а порой и к нарушению развития.
— Насколько эта проблема актуальна для современных детей? В чем причина того, что им сложно выстраивать взаимоотношения с одноклассниками, другими коллективами сверстников?
Одиночество может переживаться очень болезненно в любом возрасте. От него хочется куда-то убежать. И тут нам на помощь приходят книги, фильмы, социальные сети, животные, неживые предметы или наши фантазии. Когда Малыш, юный герой известной повести шведской писательницы Астрид Линдгрен, переживает одиночество, в его жизни появляется Карлсон. Современным детям «на помощь» приходят гаджеты. Ведь порой там ответ на интересующий вопрос или отклик на переживаемую эмоцию найти проще, чем у родителей.
Вместе с тем и гаджеты — не панацея. При всей иллюзии совместного общения оно не происходит. Обезличенность отношений влечет за собой переживание чувства одиночества. Я думаю, вам известен термин американского социолога Дэвида Рисмена «одинокая толпа».
«Страшнее нету одиночества, чем одиночество — в толпе, когда безумно всем хохочется, но плакать хочется — тебе!»
— Дети из каких семей чаще всего испытывают дискомфорт в коллективе из-за своей скромности, стеснительности, отсутствия социальной адаптации среди сверстников?
— Безусловно, семья называется в качестве одного из определяющих факторов. Все больше людей ведут хозяйство в одиночку. К тому же, все чаще предпочтение отдается личной независимости и отсутствию обязательств. Все чаще в семьях проживают только родители (родитель) и ребенок (дети). Представители старшего поколения нередко живут отдельно.
Физическое одиночество — ситуация, когда ребенок остается один, без присутствия родителей, через которых он познает, особенно в первые дни и годы жизни, весь окружающий мир. Чем младше возраст ребенка, тем разрушительнее последствия. Есть семьи, в которых родители предпочитают не видеть личность сына или дочери, а ценят только их достижения. То есть отношения с ребенком есть, но качество их — неудовлетворительное. «Им нужны только мои медали», — пожаловался как-то в беседе ребенок. Это психологическое одиночество. Или семьи, разговоры в которых идут только о делах. «Что ты получил в школе. Ты сходил в магазин. Поел. » — вот и весь набор фраз в общении мамы с ребенком. Отсутствие разговоров об отношениях, чувствах, переживаниях, а также самих этих феноменов приводит к возникновению чувства одиночества у ребенка внутри семьи.
Одинокими чувствуют себя дети и в семьях, где родители много работают. Тут мы можем увидеть сплав физического и психологического одиночества.
— Как переломить ситуацию? Какие шаги должны предпринять родители ребенка, он сам, классный руководитель?
— Одинокими могут себя чувствовать дети, чье общение не задалось, например, в группе детского сада или в классе. Переживаемое отвержение сверстниками может нанести серьезную душевную рану. Родителям очень важно услышать, когда ребенок говорит о том, что его не принимают или не любят, оказать своевременную поддержку. Важно понять, кто и почему не хочет общаться с вашим сыном или дочкой. Возможно, ребенок слишком зажат или слишком раскован, очень умен или кичится своим талантом. Возможно, с ним скучно, он не умеет прислушиваться к чужому мнению или жаден. Возможно, излишне груб, агрессивен и бесцеремонен. Или маниакально придирчив. Или излишне тревожен. Или ему просто не хватает знаний, навыков общения. Или ребенок только пришел в сложившийся коллектив, с которым у него действительно нет ничего общего. Тогда вы можете помочь ему, предложив альтернативные варианты общения (кружки по интересам, студии, секции), где он сможет найти себе друга или для начала хотя бы завязать просто шапочное знакомство.
Вполне вероятны и другие объективные причины одиночества: переезд, смена учебного заведения, потеря друга, родного человека или любимого домашнего животного, развод родителей. Родителям и педагогам важно быть чуткими и внимательными в такие переломные моменты. «Подумаешь, у него хомячок умер», — говорит одна женщина. Но что если на данном этапе хомячок был единственным другом у ребенка?
Также маме и папе хорошо бы поделиться своим опытом, рассказать о своих чувствах, начать работать над формированием ценности дружбы в понимании ребенка. Продумать, где и с кем может общаться сын или дочка. Возможно, стоит позвать одноклассников ребенка в гости или на природу. И очень важно быть дружными, сплоченными внутри семьи.
Люди в любом возрасте — существа социальные. Мы развиваемся в обществе и благодаря ему. Развитие вне социума затруднено — вспомните Маугли.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Существует несколько симптомов, которые свидетельствуют о том, что в классе ребенку некомфортно:
• он не хочет идти в школу или идет туда неохотно;
• из школы ваш малыш возвращается подавленным;
• часто плачет без видимой причины;
• никогда не рассказывает о своих одноклассниках;
• не знает, кому звонить, чтобы спросить об уроках;
• ребенка никто никуда не приглашает, не зовет погулять.
Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста чаще всего зависит от того, как к нему относится учитель (классный руководитель). Если, к примеру, у первоклашки не складываются отношения с коллективом, учитель может помочь: дать остальным ребятам знак, что их одноклассница с последней парты — интересная и неординарная личность, у которой что-то (не так важно, что именно — чтение, рисование, сложение, вычитание, пусть даже умение быстро складывать вещи в рюкзачок после звонка с урока) получается лучше всех. Дети поймут, что условная Настя — важный и нужный «элемент» в их школьной жизни и, не исключено, изменят свое отношение к ней.