что делать если в самолете станет плохо
Мучает давление, защемило сердце, получили в нос от стюардессы. Что делать, если вам стало плохо на борту самолета
История из Facebook. Девушка летела из Анталии в Минск, когда на борту стало плохо дочке одной из пассажирок. Маленькой девочке начали искать градусник, лекарства и врача. Ситуация как-то разрешилась. Нашелся ртутный градусник, ибупрофен, доктор. Но остались вопросы: а что делать, если вы, а не кто-то другой, оказались в такой ситуации? В «Белавиа» прокомментировали случай с рейсом Анталия — Минск и дали разъяснения на случай форс-мажора.
Сперва про Анталию. Вот история.
Вот комментарий перевозчика:
— Электронный градусник находился на калибровке. Измерительные приборы периодически проверяются, это рабочая ситуация. Градусник был найден у одного из пассажиров. Девочке измерили температуру и предложили маме лекарства для ребенка. Мама от таблеток отказалась, объяснив, что у ребенка плохая реакция на них. Бортпроводники среди пассажиров также нашли врача, который осмотрел ребенка. По прибытии в Минск около трапа уже дежурила бригада скорой помощи. Ребенка осмотрели и приняли все необходимые меры. Ситуация получилась вообще не конфликтной. Мама после благодарила бортпроводников за внимание и оказанную помощь.
А теперь вопросы на случай, если вам случилось болеть в небе. Отвечает начальник службы проводников «Белавиа» Сергей Латушкин.
1. Какие препараты есть в аптечке бортпроводников?
Есть три вида аптечек, которые используются на борту. Одна — для оказания первой помощи. Ее бортпроводники используют на постоянной основе. Там хранится все для экстренных случаев: бинты, анальгин и прочие вещи частых запросов.
Вторая аптечка — универсально-профилактическая. Противорвотные средства, болеутоляющие, капли для носа, антацидные, антигистаминные.
Третья — аварийная. Ее могут использовать только врачи. Если на борту случилось что-то экстренное (роды, допустим), по громкой связи ищется доктор. Ему предоставляется родовой комплект из аптечки. Специалист знает, что с этим со всем делать, огораживает женщину — и рожаем прямо в самолете.
Бортпроводники тянут с собой в самолет четыре аптечки. Две — первой медицинской помощи. И по одной — универсальной и аварийной. Сейчас в «Белавиа» обсуждают возможные перемены. Хотят, чтобы аварийная и универсальная аптечки оставались на борту и тонкие стюардессы не напрягались, каждый раз перенося их.
Информация для коллекции ненужных знаний: комплектация бортовых аптечек лекарственными средствами осуществляется в соответствии с приложением 6 Чикагской конвенции о гражданской авиации и нормами ICAO (международная организация гражданской авиации). На основании внутренних руководящих документов могут появляться дополнительные препараты.
2. Есть ли в этой аптечке тонометр, глюкометр и градусник?
Есть. Градусники электронные. Каждая аптечка комплектуется измерительными приборами и батарейками. Случается, тонометры/глюкометры/градусники отправляются на калибровку.
3. Правда ли, что врача всегда ищут среди пассажиров?
Правда. Среди бортпроводников единицы имеют медицинское образование. Если происходит что-то экстренное, по громкой связи бросается клич: «Уважаемые пассажиры, есть ли среди вас медицинский работник, фельдшер или врач?» В случае когда человек отозвался, его просят помочь решить возникший вопрос.
4. Владеют ли бортпроводники какими-то навыками медицинской помощи (на случай если не окажется в салоне врача)?
Если жизнь повернулась к летному составу не тем боком и оставила без врача среди пассажиров, придется справляться своими силами. Каждый бортпроводник проходит соответствующее обучение. В курсе аварийно-спасательной подготовки есть медицинская часть. Все происходит в университете гражданской защиты в Светлой Роще.
Цикл занятий состоит из трех дней. Первый — противопожарная подготовка. Второй — действия на борту и приводнение. Третий — медицинская подготовка. Раньше было четыре часа, теперь восемь. Занятия проводит медик МЧС.
В итоге бортпроводников учат, как оказывать первую помощь: делать искусственное дыхание, определять шок, осуществлять непрямой массаж сердца. Обучение проходит раз в два года.
5. Как ведет себя команда, если у человека резко ухудшилось здоровье?
Начальник службы бортпроводников рассказывает три истории.
— Буквально недавно (месяца полтора назад) семья возвращалась на самолете с отдыха. Мужчине стало плохо примерно над территорией Украины. Причем человек нормально провел отпуск, не в духе туристов, которых показывают в передаче «Наша Russia», никаких передозов по алкоголю. Проверили: врачей нет, первую помощь оказали, легче не стало. У человека зашкалено давление, сердце прихватило — упал в обморок. Доложили командиру. Ближайший аэропорт — Одесса. Запросили экстренную посадку. К моменту приземления все необходимые службы присутствуют возле трапа. В итоге быстро зашли в салон с носилками, унесли и увезли пациента. Самолет закрылся и отправился в Минск. Все хорошо закончилось.
В таких случаях пациент остается лечиться в больнице города, в котором случилась экстренная посадка, приходит в себя и летит в изначальный пункт назначения за счет компании-перевозчика.
— Второй случай. Муж с женой катались в Альпах. Мужчина упал и получил травмы. Январь нынешнего года, Женева. В аэропорт его привезли в не самом транспортабельном состоянии. Человек находился в горизонтальном положении, будучи чуть ли не полностью закованным в гипс. Однако в Boeing есть места для установки носилок. Человека туда загрузили и привезли в Минск.
Третий случай. Вахтовики летели на работу в Ханты-Мансийск. Человеку стало плохо за 40 минут до посадки. Эпилептический припадок. Повезло, что в бригаде бортпроводников был медбрат. Раскрыл человеку рот, достал язык, поставил заглушку, привел в более-менее адекватное состояние. Пилот принял решение долететь до пункта назначения, где уже ждали медики.
6. Какие препараты можно проносить в ручной клади?
На борт можно брать все необходимые препараты, если с собой у вас имеется соответствующее разрешение врача. Печать, подпись. Так летают диабетики, которым нужно делать укол инсулина через определенный промежуток времени. И не важно, где находится человек — на земле или в воздухе. Речь ведется о ручной клади. Что касается багажа, там можно все.
7. Что будет, если ты получил травму в самолете? Билет дает страховку?
Если случилось так, что на борту самолета вы поскользнулись и сломали руку/ногу, на ваш палец наехала тележка с едой, вы разозлили стюардессу (в «Белавиа» есть чемпионка мира по рукопашному бою) и она сломала вам нос, купленный билет является автоматической страховкой. Трап — история более сложная. Но недавно одна пассажирка оступилась, ей возмещали ущерб.
Итого: если человек получил травму в полете, то изначально идет в страховую службу перевозчика, а потом, в зависимости от принятого коллективного решения (зачастую в пользу пассажира), — к страховщикам. Если все случилось в самолете — это однозначно ответственность компании. Если на трапе — это аэропорт.
Вывод
В самолете лучше не болеть. Там изначально много микробов из-за рециркуляции воздуха, пониженное давление, обезвоживание организма (за три часа полета уходит полтора литра жидкости), возможно вздутие живота из-за давления, нехватка кислорода (оттого что давление на 25% ниже обычного). В общем, болеть лучше на земле. А лучше вообще не болеть.
Что делать, если стало плохо в самолете?
Перелет – не самая приятная процедура для организма: взлет, посадка, давление и, тем более, зоны турбулентности. Не говоря уж про джетлаги после рейса. Шалости вестибулярного аппарата бывают разными: от головной боли и шума в ушах до приступов паники. Но кроме этих более-менее ожидаемых штук, иногда случаются и настоящие форс-мажоры. К кому обращаться за медпомощью, если стало плохо в самолете? Кто ответственный за здоровье пассажира на борту? Действует ли страховка? Кто виноват и что делать – отвечаем все по порядку.
Перелет – стрессовое состояние для организма, даже если мыслями его владелец спокоен как удав. К тому же, на борту самолета часто обостряются хронические заболевания. Из-за низкого давления кровь насыщается кислородом медленнее: в первую очередь это почувствуют пассажиры с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ишемической болезнью сердца, стенокардией, гипертонией), повышенным внутричерепным давлением, низкой свертываемостью крови или болезнями, связанными с ее циркуляцией (вегетососудистой дистонией, патологией мозгового кровообращения).
Будь особенно внимателен(-льна) к органам дыхания. Влажность (или сухость) воздуха в самолете – дополнительное испытание для пассажира с пневмонией, астмой и воспалением дыхательных путей. На ухо-горло-носовой комфорт влияет давление: усиливается боль в ушах (отит может стать аэроотитом), а гайморит и простой насморк стоит обуздать хотя бы сосудосуживающими каплями.
Если рейс намечается длительный, малоподвижное состояние рискует наградить путешественника отеками, застаиванием крови или отрывом тромба – у тех, кто имеет заболевания вен, тромбофлебит и тромбоз.
В самолете проходит проверку и психическое состояние: вылазят фобии, нервозность, патологическая тревожность. Это запускает цепочку других физиологических реакций. Например, более острый воздушный период у желудка и кишечника.
А кому летать противопоказано?
Это решение остается за пассажиром и зависит от его самочувствия. В спорных случаях лучше получить разрешение врача. Хотя даже у гейтов, если состояние путешественника объективно тяжелое, его могут снять с рейса, чтоб уберечь от более серьезных последствий.
Каждая авиакомпания устанавливает свои нормы. Детальное и четкое, например, руководство у British Airways. Но есть и общие рекомендации. Летать не советуют тем, кто недавно перенес хирургические вмешательства, кто восстанавливается после инфаркта, инсульта или гипертонического криза. Ближайшие полгода им лучше пользоваться другими видами транспорта (однако при острой необходимости перелета достаточно подождать пару дней). О беременности думают по-разному: в зависимости от авиакомпании крайний срок для полета – 36 или 28 недель. А новорожденных разрешено перевозить только в сопровождении врача.
Кто отвечает за здоровье пассажира во время авиарейса?
Все, что касается перелетов в пределах одного государства, регулирует его внутреннее законодательство. В случае Беларуси – Воздушный кодекс с отсылками к Гражданскому.
Ответственность за благополучие международных перелетов диктует Монреальская конвенция 1999 года. Согласно ей за ущерб (как здоровью, так и имуществу пассажира), который произошел во время авиаперевозки, отвечает авиаперевозчик. Сейчас конвенция действует в 119 странах, среди которых 28 государств Европейского союза, США, Россия, Китай.
Страховка действует в самолете?
Авиабилет – твоя автоматическая страховка. Запомни: за всех, кто находится на борту самолета, и за то, что там происходит, ответственна авиакомпания. Травмы, если они получены во время полета, когда за штурвалом профессиональный пилот, являются общепризнанным страховым случаем. Но расходы чаще несет не компания, где ты оформлял(-а) страховку, а компания-авиаперевозчик. Это определяется деталями полиса.
Важный нюанс: инцидент обязательно должен быть зафиксирован документально прямо на борту самолета. Как вариант – акт о произошедшем от командира корабля.
Медицинская страховка действует в дороге, если это прописано в договоре. Например, в договоре о страховании «Белгосстраха» (глава 2, пункт 18) указано следующее: «страховая защита действует только за рубежом, в странах (группе стран), указанных в страховом полисе как территория действия страхования, а также в странах проезда по пути следования застрахованного лица». Тем не менее, не в воздухе, а в странах, что предполагает как минимум посадку.
Большинство случаев признаются страховыми, если имеют место на территории заявленной страны. Но целый и невредимый пассажир, как только ступает на борт, становится заботой непосредственно авиакомпании.
Главным документом становится не медицинская страховка, а посадочный талон (билет). Это договор, который обязывает перевозчика не только проинформировать пассажира об условиях полета или правилах безопасности, не только накормить его и вручить ему журнал, но также при необходимости оказать первую медицинскую помощь. Насчет алкоголя: в отличие от медстраховки, которую оформляешь перед поездкой, в правилах авиаперевозок нет оговорок, находится ли пассажир в состоянии опьянения и почему понадобилось оказывать первую помощь.
Кто может помочь на борту?
Во-первых, профессиональный врач из числа попутчиков. По правилам, кто-то из экипажа (бортпроводник или пилот) по громкой связи сообщает о случившемся всем пассажирам самолета. Так выясняют, есть ли среди них врач. Лучше – с конкретной специализацией. Обычно врач, медсестра или фельдшер есть на большей части рейсов: чаще, чем в каждом втором самолете.
Далеко не все авиакомпании имеют собственный штат медработников. Такие есть, к примеру, в American Airlines и United Airlines: с ними можно проконсультироваться насчет разных случаев – от головных болей, тошноты и тревожности до состояний, угрожающих жизни. Обычно же медицинские полномочия персонала более скромные, а если требуется вмешательство – это доверяют профессионалам.
А если врача в самолете не оказалось?
Экипаж лайнера должен уметь оказывать первую помощь, но стандарты и требования у компаний отличаются. Бортпроводники Belavia, к примеру, помогут при травмах, отравлениях и простудах. Они могут определить шок, делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Бортпроводники должны быть готовы ко всему, вплоть до экстренного принятия родов. Правда, на медицинскую подготовку в обучении бортпроводников любого перевозчика времени отводится крайне мало.
Большинство авиакомпаний в каком-то виде имеет медицинскую подстраховку. Связываться во время перелета с врачом на земле могут все авиакомпании. В США, например, большая часть компаний пользуется услугой MedLink, которая с помощью консультации доктора позволяет попутчикам пострадавшего определить симптомы и (или) оказать ему помощь.
Бортпроводники не могут назначать пассажиру лекарства, но могут предложить что-то подходящее из своего комплекта первой помощи. Вводить пассажирам их собственные препараты члены экипажа не имеют права.
В самолете всегда есть медикаменты: аптечка первой помощи, которой пользуются бортпроводники, и врачебная аптечка, которую может открывать только врач (из числа пассажиров).
Что делать, когда на борту самолета нельзя оказать необходимую помощь?
Когда срочно нужно более серьезное вмешательство, лучший расклад – экстренная посадка. Чтоб убедиться в правильном намерении, персонал лайнера может связаться с наземным консультантом. Если посадку там рекомендуют, финальное решение остается за командиром судна. Но имей в виду: самолеты не могут приземляться в любом аэропорту. Из-за разрешений, из-за габаритов и не только.
Готовясь к внеплановой посадке, экипаж сразу сообщает о случившемся диспетчерам ближайшего аэропорта. Они оповещают руководителя полетов, а тот связывается с ответственными службами воздушной гавани. Пока самолет идет на посадку, там готовится медицинская помощь.
Будь внимателен(-льна): если летишь рейсом иноязычной компании, стоит проконтролировать, насколько верно и полно экипаж информирует коллег на земле. Языковой барьер может сильно сказаться на ситуации: какая именно бригада будет ждать по прилете, с чем столкнутся врачи и т.д.
Под чьей опекой пассажиры во время экстренной посадки?
Приземлившись, любой зарубежный авиалайнер оказывается в юрисдикции данного аэропорта и данной страны. Потому местные медработники имеют право действовать смело. А больного пассажира могут госпитализировать, как только остановится самолет.
Для специализированной медпомощи в аэропорт вызывают бригаду извне (по стандартному номеру скорой помощи). Ни в одном аэропорту мира нет собственной реанимации. Сама по себе медицинская служба в хабах рассчитана только на случаи неотложки. Реанимационные действия их работники оказывать не могут и не должны.
Что насчет инфекций?
В аэропортах, открытых для международных сообщений, есть специальные пункты санитарно-карантинного контроля. Их работники осматривают все самолеты, проверяют грузы и спрашивают экипаж и пассажиров о самочувствии.
Если выясняется, что кто-то везет инфекцию, этого пассажира изолируют и затем госпитализируют в соответствующее отделение больницы. Осмотрят и предложат медицинскую помощь и всем, кто с контактировал с больным.
Как я могу помочь себе сам(-а)?
В салон самолета бери нужные медикаменты и инструменты – ингаляторы, шприцы и прочее, что с большой вероятностью может пригодиться. Какие у авиакомпании требования к перевозке лекарств и шприцов, уточни заранее.
Если знаешь наверняка, что в полете будет нужна медпомощь, еще до отправления попроси лечащего врача дать подробные письменные рекомендации: что нужно делать, если тебе станет плохо. Туда же лучше вписать другие нюансы: аллергии, протезы, импланты. Эту памятку стоит перевести на английский, на язык страны, куда отправляешься, и несколько других (желательно распространенных). Бортпроводника обязательно предупреди о рисках и расскажи, где лежит инструкция. Это будет не лишним для путешественников с диабетом, астмой, аритмей, гипертонической болезнью – список открытый.
В формате памятки лучше записать международное название действующего вещества, которое входит в состав нужного тебе препарата. К нему в дополнение – несколько лекарств-аналогов.
Что делать, если стало плохо в самолете
Работники служб авиаперелетов нередко сталкиваются с резким ухудшением состояния физического здоровья пассажиров самолета. Многие жалуются на головную боль, шум в ушах, тошноту, головокружение, ощущение сдавленности, приступы паники и многие другие неприятные симптомы, существенно отягчающие процесс полета.
Почему может стать плохо в самолете?
Основной причиной многих проблем, связанных с ухудшением физического состояния пассажиров во время перелета, является существенная перегрузка вестибулярной системы, по сравнению с привычным повседневным состоянием. Совершение пилотом маневров при посадке и взлете, длительность путешествия, преодоление зон турбулентности заставляют нервную систему испытывать непрерывный стресс, результат которого отражается как на работе сердца и сосудов, так и на желудочно-кишечном тракте.
Постепенно организм будет привыкать к усилившимся нагрузкам и симптомы будут пропадать, но не каждому хочется провести длительное время, пытаясь сражаться с подступающими симптомами. Кроме того долгая и неожиданная перегрузка такого плана может негативно отразиться на человеке и привести к крайне опасным для жизни и здоровья состояниям. Для того чтобы полет не обернулся срочным посещением больницы, стоит внимательно отнестись к подготовке к авиапутешествиям.
Кому может стать плохо в самолете
Тем, кто собирается выбирать авиаперелет в качестве способа добраться куда-либо, стоит помнить о том, что многие хронические патологии во время полета могут существенно обостриться из-за резкой смены обстановки, которую неподготовленный, ослабленный организм может счесть критичной. В группе риска находятся пассажиры, страдающие следующими типами заболеваний:
Тем, кто недавно перенес различные операции, восстанавливается после инфаркта или инсульта, а также беременным на поздних сроках стоит вовсе воздержаться от полетов в самолетах и выбрать другой способ перемещения.
Как помочь человеку во время перелета
Существует несколько правил, соблюдая которые можно свести шансы ухудшения состояния здоровья в самолете к минимуму:
Многие авиакомпании рекомендуют перед посадкой сменить линзы на очки или же просто убрать линзы в контейнер и постараться поспать во время перелета.
Если состояние грозит серьезным нарушением здоровья пассажира или летальным исходом, пилот посадит самолет в ближайшем аэропорту и пострадавший будет немедленно госпитализирован.
Очень часто недомогания в самолете бывают вызваны невротическим состоянием пассажира. Перед посадкой нужно успокоиться, вспомнить о том, что авиаперелеты считаются наиболее безопасным способом перемещения, современные пилоты и стюардессы отличаются высоким профессионализмом, а значит, жизни и здоровью пассажира ничего не угрожает.
Кузнецова Ирина, медицинский обозреватель
Если стало плохо пассажиру самолета – кто поможет в критической ситуации?
Трагический случай с Артемом Чечиковым показал, что не всегда и пассажиры, и летные службы готовы к такой критической ситуации. «Милосердие.RU» рассказывает о том, кто и как может и обязан помогать пассажиру самолета
Трагический случай с Артемом Чечиковым показал, что не всегда и пассажиры, и летные службы готовы к такой критической ситуации. «Милосердие.RU» рассказывает о том, кто и как может и обязан помогать пассажиру самолета.
/http://fedpress.ru/
По внутренним регламентам
Британская медицинская ассоциация давно призывала обратить внимание на здоровье авиапассажиров: эксперты ассоциации отмечали, что вопросами безопасности пассажиров воздушного транспорта с точки зрения их состояния никто не озабочен. А в США подсчитали, что ежегодно в Америке сердце останавливается у более чем 350 тысяч граждан, и в большинстве случаев это случается на борту самолета.
Случившаяся в Шереметьево трагедия, когда от внезапного сердечного приступа скончался челябинский студент Артем Чечиков, стала из ряда вон выходящим событием для столичного аэропорта. По словам главного врача Шереметьево Артура Бунина, пассажиров с сердечными приступами с самолетов снимают постоянно. В 2012 году таких случаев было 283, в 2013-м – уже 395. При этом в целом в 2012 году аэропортом была оказана медпомощь пассажирам в 533 случаях, а в 2013-м – 621 раз. Но смертельных случаев, как это произошло с Артемом Чечиковым, до этого не было.
При этом, по словам заместителя генерального директора Шереметьево Андрея Никулина, все службы аэропорта сработали слаженно и в рамках локальных распоряжений: «Мы приняли сигнал с борта в 04.33 утра. Уже через десять минут лайнер сел. Мы понимаем переживания пассажиров – самолет заруливал 10 минут, и они казались всем вечностью. Но пилоты сработали в рамках инструкций. Все было сделано четко, до секунды».
Надежда на попутчика
Вы летите в самолете, и вдруг вам или вашему близкому становится плохо. Что делать, к кому бросаться за помощью? К сожалению, пока вы в небе, – единственная надежда, как ни странно, не на экипаж, а на попутчиков.
Конечно, в первую очередь вы обратитесь к стюардессе. В самолете обязательно есть аптечка. Другое дело, что ее содержимое может не обеспечить поддержание больному нормального состояния. Причем не существует единых требований к авиакомпаниям по обеспечению даже простейшей медицинской помощью на борту самолета. Многие авиалинии самостоятельно решают эту проблему, но объем возможной помощи бывает самым разным.
Может ли экипаж – пилоты или бортпроводники – оказать медицинскую помощь пострадавшему? В Европе экипаж лайнера должен владеть навыками оказания первой помощи, однако про стандарты, по которым должна вестись такая подготовка, сказано очень мало. Наши экипажи, говорит Артур Бунин, также проходят обучение навыкам первой помощи. Но обучение длится всего три дня. Многому ли научишься за это время?
Получается, что если у пассажира случится внезапное острое отравление, начнутся роды, произойдет сердечный приступ, надеяться на стюардесс не приходится. «По правилам, бортпровордник или пилот обязаны сообщить по громкой связи о случившемся всем пассажирам самолета. И выяснить, есть ли на борту профессиональный врач, причем лучше – с конкретной специализацией», – говорит главврач Шереметьево.
По данным федеральной авиационной службы США и Международной организации гражданской авиации, смертность пассажиров на борту самолетов составляет 25,1 случаев на один миллион рейсов. Из них 13,1 случаев связаны с болезнями сердца.При этом 62 процента пассажиров, умерших на борту самолета, уже страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Трудности перевода
Итак, на борту (о, счастье!) нашелся профессиональный медик, и пассажиру оказывают нужную помощь. Тем временем экипаж действует. Как поясняет замгендиректора аэропорта Андрей Никулин, борт тут же передает информацию о случившемся диспетчерам ближайшего аэропорта, диспетчеры оповещают руководителя полетов, тот связывается с ответственными службами аэропорта. Пока самолет заходит на экстренную посадку в ближайший аэропорт, здесь готовится медицинская помощь.
Однако нужно учитывать неприятные нюансы. Как утверждает руководство аэропорта «Шереметьево», в случае с Артемом Чечиковым пилоты, действительно, передали диспетчерам, что у пассажира случился сердечный приступ и требуется немедленная посадка. «Но мы не получили информацию о том, что на борту проводятся реанимационные мероприятия. И поэтому не были готовы к такой ситуации», – утверждает Андрей Никулин. Хотя вдова Артема Елена Чечикова, а также пассажиры-очевидцы событий сообщили журналистам, что о том, что нужна реанимация, экипаж сообщил на землю.
Тем не менее, это расхождение в показаниях стоило жизни молодому студенту. По словам Никулина, испанские пилоты могли, говоря не по-русски, дать несколько искаженную информацию. Да и диспетчеры, возможно, как следствие, не так поняли экипаж. Видимо, в случае, если вы летите бортом иностранной компании, нужно лично проследить, какую информацию сообщает экипаж на землю, и если требуется серьезная помощь, добиться, чтобы об этом были проинформированы наземные службы.
Кто ждет на земле?
К сожалению, медицинская служба аэропорта имеет квалификацию только неотложной помощи. По словам Артура Бунина, медики – врач и фельдшер – поднялись на борт самолета не только с «зеленкой и йодом», как утверждают свидетели случившегося, но и с дефибриллятором. Но они не могут и не должны оказывать реанимационные действия.
«Наш медицинский персонал прибывает на борт, чтобы оценить состояние больного. Если нужна первая медицинская помощь, он ее оказывает. Дальше все зависит от ситуации – это может быть интоксикация, роды, инфекция – что угодно. В этой ситуации важно мнение квалифицированного врача. Наш персонал вызывает соответствующую помощь», – говорит Артур Бунин. По словам главного врача Шереметьево, так и было сделано в случае с Артемом Чечиковым. Медики аэропорта не стали вмешиваться в действия пассажира-реаниматолога, оказывающего реанимационные действия студенту. Через 15 минут была вызвана реанимационная бригада.
Есть и нюансы. Как поступить с больным инфекционными заболеваниями? А если пассажир летит из экзотической страны и, оказалось, стал переносчиком геморрагической лихорадки или малярии? Это опасно для окружающих, поэтому в аэропортах международных сообщений существуют специальные пункты санитарно-карантинного контроля.
Часто работники таких пунктов досматривают груз или опрашивают экипаж и пассажиров о состоянии здоровья. Переносчика опасной инфекции сначала изолируют, затем госпитализируют в инфекционное отделение больницы. Медпомощь будет оказана также всем, кто контактировал с этим пассажиром.
А вот в вызове бригады реаниматологов, пожалуй, кроется наибольшая сложность. Дело в том, что скорую помощь Шереметьево обязан вызывать из Москвы – ведь еще давно аэропорт был приписан к столице, и с тех пор эта подведомственность сохраняется. Хотя вызов скорой из Подмосковья не спасет ситуацию: по словам представителей аэропорта, в Лобне, ближайшем населенном пункте, вообще нет реанимобилей.
Реанимационная бригада может быть вызвана и пассажирами. Но в обязанность медиков аэропорта входит вызов врачей скорой помощи. При этом, поясняют в аэропорту, звонить все равно приходится по 911. Но в экстренной ситуации – которая и произошла с Артемом Чечиковым – можно воспользоваться прямым номером, что и сделали врачи Шереметьево. Однако скорая все равно ехала целый час. Причина такой задержки машины пока неизвестна.
Артем Бунин отмечает, что, по его данным, ни в одном аэропорту мира нет своей реанимации. В случае, когда требуется подобная специализированная помощь, аэропорт вызывает бригаду извне. Но, по словам замгендиректора Шеремтеьево Андрея Никулина, трагедия, произошедшая с Артемом Чечиковым, возможно, заставит пересмотреть существующую практику.
«Именно такие печальные случаи и вынуждают менять законодательство», – говорят в руководстве аэропорта. Здесь намерены инициировать такие изменения в законах и, возможно, удастся добиться появления реанимационной службы на территории аэропортов.
Юридическое подспорье
Опасаться, что бюрократические проволочки на земле помешают оперативным действиям медиков, не нужно. Анна Захаренкова, руководитель пресс-службы аэропорта Шереметьево, пояснила, что пограничники, действительно, поднялись на борт лайнера, чтобы проверить документы, но они общались с экипажем, а медики действовали параллельно и медпомощь Артему Чечикову не прекращала оказываться. К тому же, сев в российском аэропорту, любой зарубежный самолет оказывается уже в юрисдикции нашего аэропорта, и наши медработники имеют право действовать смело.
На территории аэропорта есть штатный психолог. Не стесняйтесь попросить психологическую помощь. Часто она бывает нужна даже не пострадавшему, а его близким, которые летели с ним. Помогите таким пассажирам найти психолога, который сможет успокоить людей и оказать, в том числе, практическую помощь (дать воды, организовать помощь с багажом, с питанием).
Тем не менее, может оказаться, что пассажир не получит должную медицинскую помощь. Или же наступит трагический финал. Что делать? Юристы советуют в любом случае не опускать руки. Адвокат Игорь Трунов убежден, что нужно требовать выплат материального и морального ущерба – причем можно это делать через суд, а можно и вести переговоры с самими компаниями-виновниками.
Адвокат советует не церемониться с определением суммы ущерба и требовать максимальный размер выплаты. Игорь Трунов вел многие дела по авикатастрофам и другим случаям, где люди получали увечья или гибли, и говорит, что во многих случаях заявляет по российским меркам баснословную сумму. Это 40 миллионов рублей. Однако если судить по западным стандартам, это даже мало.
«Эта сумма вытекает из решений Европейского суда по правам человека. У ЕСПЧ есть несколько решений, которые суд выносил по жалобам европейцев. Страсбург установил, что жизнь человека не может стоить дешевле 1 миллиона евро».
Конечно, наши суды взыскивают с виновников гораздо более скромные компенсации, но, по мнению адвоката, чем больше просит жертва, тем большая вероятность получить максимальный выигрыш.
Важно! Группа риска
Пассажирам нужно помнить, какие заболевания могут вызвать осложнения на 10-километровой высоте. Прежде всего, это сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая болезнь сердца, стенокардия и гипертония. Противопоказано летать тем, кто недавно перенес инфаркт, инсульт или гипертонический криз (нужно выждать хотя бы полгода). Стоит помнить, что давление на борту самолета низкое, соответствует давлению на высоте около 2 000 метров над уровнем моря, из-за чего в кровь человека поступает меньше кислорода, а это опасно и для сердечников, и для пассажиров с повышенным внутричерепным давлением. Рискуют также пассажиры с патологией свертываемости крови.
Перелеты опасны для тех, кто страдает заболеваниями вен, тромбофлебитом, тромбозом – малоподвижное состояние во время полета приводит к застаиванию крови и отекам. Это чревато отрывом тромба.
Перепады давления во время полета могут плохо отразиться на состоянии людей, страдающих пневмонией, астмой. Отит может перетечь в аэроотит, опасны также гайморит и простой насморк – в этом случае нужно хотя бы использовать сосудосуживающие капли.
Нельзя летать тем, кто недавно перенес хирургические операции. Запрет на полет есть и для будущих мам: в разных авиакомпаниях разные правила, на борт могут не взять беременную женщину на сроке начиная с 36 недель (в некоторых компаниях – уже на 28-й неделе). А новорожденных детей можно перевозить в самолете только в сопровождении врача.
Помоги себе сам
Но можно же как-то перестраховаться в полете? Врачи советуют: если ваше заболевание в критической ситуации может потребовать срочного врачебного вмешательства, попросите вашего лечащего доктора дать письменные подробные рекомендации, переведите памятку на английский и несколько других языков и путешествуйте с этими правилами.
Это особенно актуально для больных диабетом, астмой, аритмиями, гипертонической болезнью. С собой лучше иметь нужные медикаменты в самолете. Подумайте не только о себе, но и о ваших близких, особенно пожилых, родителях, которые летят куда-то самостоятельно, без вашего сопровождения. Дайте им с собой такую памятку.
Кстати, о лекарствах. Нужно помнить, что в составе препарата обычно есть конкретное действующее вещество, которое имеет международное название. Именно его – а также все возможные аналоги – нужно внести в список важных препаратов, которые могут помочь при острой ситуации. Требования к перевозке медикаментов, а также шприцов, стоит уточнить у вашей авиакомпании заранее, до полета.
Если у вас аллергия на какие-то лекарства, анестезионные препараты, если в вашем организме есть импланты, титановые протезы – также внесите эту информацию в вашу памятку.
Если вы беременны, так же стоит взять выписку у вашего врача, со всеми нужными рекомендациями.
И самое важное – предупредите стюардессу о том, что вам может стать плохо в полете. Сообщите бортпроводникам, где находится ваша инструкция и необходимые списки.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.