что делать если в подъезде гадят люди
Найти, доказать и наказать: три правила ведения войны с подъездными вандалами
Банальная история: новый дом с чистыми, аккуратными подъездами и входными группами. Квартиры в этом доме люди не «получили от государства», а купили, потратив на это несколько миллионов рублей. Многим из них еще предстоит выплачивать ипотеку лет так десять-двадцать. Вроде бы каждый из жильцов должен примерно представлять, сколько его собственных денег потратили на строительство «площадей общего пользования» и сколько еще потратят на их содержание в приличном виде.
Тем не менее в одном из подъездов этого дома нашлись местная Джульетта (в быту — Аня) и пришлый Ромео (на самом деле Егор), которые не придумали ничего лучше, чем устроить романтичную (с их точки зрения) переписку прямо на стене, на первом этаже, у лифта.
Как в эпоху быстрого мобильного интернета, соцсетей, мессенджеров и вот этого всего можно было догадаться завести убогий чатик на стене в собственном подъезде? Почему родители не сумели донести до родной дочери простую мысль о том, что ее дом не заканчивается дверями квартиры и гадить тут не надо? Это риторические вопросы, ответы на которые искать смысла нет. И, конечно, подобная история — так себе повод для публикации. Если бы она была одна.
О подъездных вандалах нам в редакцию пишут много и часто. О том, как они бьют окна, ломают двери, рисуют и пишут на стенах, воруют велосипеды и коляски, жгут кнопки в лифтах, бросают мусорные пакеты и бутылки на лестничных клетках, курят в помещениях… Стандартный набор. Подробно описывать каждый случай не будем. Но ответим на вопросы, которые вы задаете нам. Как вандала найти? Как его наказать? И, главное, как сделать так, чтобы неповадно было?
Отвечаем вместе с Ильей Сотониным из управляющей компании «Лига ЖКХ». С мелкими коммунально-бытовыми вредителями он сталкивается регулярно. О способах борьбы с ними рассуждает на конкретных примерах. Рецепт дает понятный и простой.
Илья Сотонин, директор по развитию компании «Лига ЖКХ»:
— Если хотите, чтобы в подъезде не гадили, не проходите мимо и сопротивляйтесь. Иначе ничего не выйдет. Безразличие жильцов — главная причина вандализма. Победить можно только благодаря неравнодушию соседей и общественному порицанию с привлечением полиции.
План борьбы ясен? Нет? Тогда разбираем его подробно и по пунктам.
1. Найти
Самое очевидное решение — видеонаблюдение. Собранием жильцов принимайте документ о том, что камеры вам нужны, и готовьте деньги. Собрание по вашей просьбе может провести управляющая компания. Она же должна организовать голосование и в случае, если решение принято, подобрать оборудование, подрядчика, который это оборудование установит, составить смету и согласовать с каждым из жильцов сумму, которую предстоит потратить.
Если не доверяете своей УК, контролируйте процесс. Запрашивайте технические характеристики оборудования и сравнивайте предложенные цены с прайсами других компаний-подрядчиков. Это не сложно.
Илья Сотонин советует не экономить и подбирать камеры так, чтобы качество картинки с них было максимальным. Вам ведь важно разглядеть лица. И полицейским, которым вы отнесете эти кадры, тоже это важно.
Но камеры, конечно, не панацея. Во-первых, бывает так, что людей на видео банально не опознать. Они не живут в вашем доме. Никто из жильцов их раньше не встречал. И что дальше? А дальше — идем к участковому. Искать таких паразитов — его работа. И не стоит заранее решать, что он с этой работой не справится. Как правило, воры и пакостники не едут к вам с другого конца города. Если они не живут в вашем доме, значит обитают где-то поблизости — в зоне полномочий вашего участкового.
Илья Сотонин:
Контакты своего участкового (если их у вас нет) найдете вот здесь.
И не будем забывать о великой силе соцсетей. Выложить в Сеть фотографии паразитов, попросить помощи в опознании и «максимального репоста» совсем не сложно. Иногда это работает. К примеру, когда неведомый злой подросток ломал калитки во дворе, где живет хороший друг нашей редакции фотограф Антон Буценко, поймать вандала помогли именно соцсети.
Получилось смешно: пакостник объявился сам и сам же во всем сознался.
Антон Буценко, фотограф:
— Я с этим человеком долго общаться не стал. Пусть полиция разбирается. А интернет действительно помогает: так бы ушел вандал — и ищи его.
Вторая проблема камер — на каждый этаж их не поставишь, слишком дорого. Как правило, видеонаблюдение монтируют на входе в подъезд, в холле первого этажа, иногда — в лифтах и на подземном паркинге. Всё. А пакостят, например, на лестничной клетке. Эффективность видеослежения в этом случае падает до нуля. Участковый не поможет. Он физически не сумеет целыми днями сидеть у вас в подъезде и ждать хулиганов. Всё что вам остается — ловить за руку самостоятельно.
Илья Сотонин:
Когда злодей опознан и найден, его, конечно, надо проучить. В каждом конкретном случае «справедливое наказание» — разное. Разберем типичные случаи.
Начнем с упомянутой уже стайки подростков. В приведенном выше примере поймавшие их дружинники поступили очень просто. Самосудом и рукоприкладством не занимались, а просто предложили задержанным варианты: либо ведите к родителям, либо пойдем в полицию. Пацаны выбрали первый вариант. Так нашли отца одного из них, объяснили ему суть проблемы. «Отец оказался нормальным мужиком, наорал как следует, выписал подзатыльник. И с тех пор в подъезде эти подростки не появлялись. Они, судя по всему, еще и всей школе рассказали, что туда соваться не стоит. В общем, проблема решена», — резюмирует Илья Сотонин.
Хуже, когда вандал — взрослый человек, который, к тому же, сам живет там, где гадит. И он не видит в своем поведении ничего плохого. Бывает такое: ну не понимает он, что курить в лифте нельзя, а мусор надо доносить до контейнерной площадки. И пакостит-то по мелочи — полицию вроде как не вызовешь. Но нет, надо вызывать, советует Илья Сотонин и напоминает, что любые пакости в подъездах — это правонарушение, разбираться с которым опять же должен участковый. Конечно, ОМОН он не пришлет, уголовное дело не заведет и в тюрьму подъездного вандала не посадит. Но проведет «профилактическую беседу», после которой, по опыту Ильи Сотонина, свои привычки резко меняют 99% нарушителей.
Остальных придется «учить» всем двором. Это не значит, что надо «собираться мужиками» и бить человека. Не надо — хотя бы потому что в этом случае вы нарушаете закон, а ваши действия попадают под совершенно конкретную статью уголовного кодекса. Тем более что без рукоприкладства легко можно обойтись.
Илья Сотонин:
3. Предотвратить
Если в вашем доме не принято заботиться об общем имуществе жильцов — ловить вандалов, закрашивать надписи на стенах и вызывать участкового вы будете бесконечно. Возвращаемся к началу: безразличие жильцов — главная причина вандализма.
Ориентируясь на опыт своей работы, Илья Сотонин утверждает: вандалов нет там, где сложилась инициативная группа граждан, готовая отстаивать свое имущество. И приводит несколько очень простых правил поведения:
Постоянное, регулярное соблюдение этих простых правил даст понять любому: здесь гадить не принято. И это главное. Но весь фокус в том, что это должно быть правдой: подавляющее большинство жильцов должны верить в то, что их дом не заканчивается за дверью квартиры. Если это не так, то, увы, вы в одиночку ничего поделать не сможете. Смиритесь. Или съезжайте.
Жалоба на соседей за антисанитарию: в Роспотребнадзор или Санэпидемстанцию
Во многих сферах жизнедеятельности соблюдение установленных санитарных правил является обязательным. Нарушение создает угрозу безопасного проживания людей. Поэтому уполномоченные органы следят за выполнением организациями и гражданами санитарных требований. Нередки ситуации, когда в многоквартирных домах появляется сосед, не следящий за чистотой и порядком своего жилья. Если не бороться с нарушениями, последствия могут быть необратимыми. Чтобы обезопасить себя, граждане вправе написать заявление в надзорные органы для принятия мер реагирования.
Нормативно-правовые акты
Санитарные правила регулируются многими постановлениями, законами. Для жителей домов в большинстве случаев опираются на:
На практике указанные нормы не всегда соблюдаются. Если факт нарушения подтверждается, закон предусматривает для виновного лица административный штраф. В ситуациях с первым нарушением, возможно наложения предупреждения.
В какие инстанции можно обратиться
Если соседи захламляют лестничное пространство, несут в квартиру вещи со свалки и всячески способствуют развитию антисанитарии, не следует бездействовать.
На соседа можно подать жалобу в соответствующие надзорные органы:
Из-за поведения соседа в подъезде образуется неприятный запах, появляются тараканы, мыши и крысы, насекомые, переносящие различные инфекции. В пространстве, заполненном ненужными вещами, повышается пожароопасность.
Алгоритм действий
Чтобы жалобу рассмотрели, важно подготовить доказательную базу нарушений санитарно-эпидемиологических требований. Можно привлечь других соседей для сбора подписей под обращением. В глазах чиновников заявление, подписанное несколькими лицами, будет иметь большее значение. Важно попробовать урегулировать конфликт мирным путем. К беседе моно привлечь представителей управляющей компании и оформить ее документально. Впоследствии бумагу можно приобщить к заявлению в надзорные органы.
Ненормальная ситуация с мусором
Если известно, что квартира занята жильцом договору соцнайма, следует обратиться в местную администрацию. В ситуации с владельцем жилья, решение антисанитарной проблемы находится в ведении СЭС. Когда жалоба в санэпидемстанцию не принесла желаемых результатов, можно обратиться в судебный орган.
Беседа с жильцом
Перед подачей жалобы в надзорные органы важно попытаться переговорить с нечистоплотными жильцами. Если устная беседа не принесла желаемых результатов, можно направить письменную претензию в адрес жильца и потребовать устранить нарушения в конкретный срок. Если в указанное время нарушения не будут устранены, предупредить об обращении в уполномоченные органы.
Санэпидемстанция
Контроль за выполнением установленных законно санитарных правил осуществляет специальная организация – ЦГСЭН. Данное ведомство сменило привычные санэпидемстанции. Но граждане именуют организацию старым наименованием или сокращенно – СЭС.
Санэпидемстанция решает итоговую ситуацию и производит оценку
Ведомство обязано проводить проверки по каждой поступившей жалобе о нарушении санитарных правил. Основания направления обращения указаны в федеральном законе №52 и Жилищном кодексе. В большинстве ситуаций распространены следующие причины подачи жалобы:
Составление жалобы в СЭС
Чтобы заявление приняли к рассмотрению, важно соблюдать структуру и указать обязательные сведения:
Как отправить жалобу в СЭС
Для направления заявления существует несколько вариантов:
Сроки рассмотрения
Закон устанавливает 3 дня для регистрации жалобы, 10 дней для рассмотрения. Для проверки изложенных фактов отводится 30 дней. В адрес заявителя обязательно направляется письменное уведомление о результатах проверки и принятых надзорных мерах.
Срок рассмотрения может быть увеличен, если необходимо получение документов и сведений из других организаций для принятия компетентного решения. Ведомство выдает предписание на устранение норм. В случае их неисполнения принимаются меры воздействия к нарушителям вплоть до выселения. Антисанитарное помещение обязательно обрабатывается, чтобы избавить жильцов от насекомых и грызунов. При необходимости неоднократно.
Срок рассмотрения жалобы
Важно помнить, что сотрудники СЭС не могут проникнуть в проблемную квартиру без разрешения ее владельца. Попасть внутрь разрешено при наличии судебного решения в присутствии сотрудников полиции.
Бездействие СЭС
Если ведомство не предпринимает действия в ответ на поступившее обращение, не стоит опускать руки. О бездействии уполномоченного органа говорят такие обстоятельства:
Чтобы добиться реагирования, заявителю необходимо направить жалобу в Роспотребнадзор на бездействие сотрудников службы. Обращение в вышестоящий орган подтолкнет ведомство к действиям и принятию решения.
Если заявитель не желает сталкиваться с проволочками, можно направить жалобу на антисанитарию непосредственно в Роспотребнадзор.
Роспотребнадзор
Важно учесть, что санэпидемстанция входит в состав данной службы. Поэтому порядок составления и направления жалобы в орган аналогичен направлению жалобы в СЭС. Для удобства граждане с появлением портала государственных услуг могут направить жалобу в электронном виде.
Для этого необходимо иметь учетную запись на сайте госуслуг и подтвержденный профиль. На сайте нужно выбрать раздел «Для граждан», затем нажать на «Регистрацию обращений» и выбрать интересующее ведомство. Портал автоматически перенаправит пользователя на электронную форму заявления.
Роспотребнадзор
После рассмотрения жалобы пользователю на номер телефона или в личный кабинет поступит уведомление с результатами рассмотрения. Подать заявление можно на официальном сайте Роспотребнадзора через электронную приемную. Чтобы воспользоваться сервисом, необходима учетная запись на портале госуслуг.
Привлечение управляющей компании
Работники компании или ТСЖ не имеют возможности воздействовать на нарушителя санитарных норм, используя административный кодекс или иные нормативно-правовые акты. Сотрудники вправе осмотреть с разрешения владельцев жилые помещения, оставить акт обследования и провести профилактическую беседу. Документы управляющей компании в дальнейшем могут использоваться при подаче жалобы в другие инстанции.
Независимый эксперт, аудитор. Пишу, помогаю, консультирую. Обращайтесь, помогу. Мой профиль ВКонтакте.