Управление Роспотребнадзора поРеспублике Алтай на основании обращений потребителей, поступающих на горячую линию, разъясняет:
В соответствии с пунктом 3.8.1. «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ 30.08.1993 г. № 104, индивидуальный предприниматель, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями.
В случае отсутствия размена монеты покупатель может потребовать жалобную книгу и описать в ней происшедшее с целью уведомления руководителя предприятия об имеющейся проблеме при расчетах с потребителями.
Отказ принять оплату в виде любой купюры означает отказ от продажи товара, а это серьезное нарушение прав потребителя, так как договор купли-продажи является публичным договором. К такому договору применяются правила, установленные частью 3 статьи 426 ГК РФ. «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». То есть, если в магазине не берут деньги покупателя из-за отсутствия размена, то это может означать фактический отказ продать товар.
Дело в том, что при получении от покупателя денег за товар кассир должен назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю вместе с чеком. При этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно (п. «в» ч. 4.1 Типовых правил эксплуатации ККМ).
Законодательством не предусмотрено право продавца, торгующего в розницу, отказать покупателю в передаче покупки только потому, что у продавца отсутствует сдача. Следовательно, продавец должен принять деньги в оплату товара, выдать товар и произвести с покупателем расчет (выдать сдачу). За нарушение прав потребителей, в том числе, за ущемление их прав в виде требования передать в оплату покупки купюру иного достоинства, КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 1611 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Что же делать, если в кассе нет сдачи? Такое наверняка случалось и с вами, и, скорее всего, вы уже нашли несколько выходов из данной ситуации. Давайте вместе разберемся, чья же это проблема — покупателя или все-таки продавца и какие методы лучше применять в аптеке, чтобы повысить уровень обслуживания клиентов.
Строго по правилам
Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты покупателем товара (ст. 493 ГК РФ). Если представитель торговой организации отказывается от принятия предложенных средств в сумме, достаточной для оплаты, ссылаясь на отсутствие разменной монеты, это может быть расценено как отказ от заключения договора продажи. А при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения такого договора применяются соответствующие санкции. Примерные правила работы предприятия розничной торговли содержатся в письме Роскомторга от 17.03.94. В разделе «Расчеты с покупателями» указано следующее: «Кассир, контролер-кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя; печатает чек на контрольно-кассовой машине; объявляет покупателю общую стоимость покупок; называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком; после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик». В том же документе особо отмечено, что запрещается предлагать покупателю вместо сдачи какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги. Отсюда следует, что ответственность за наличие разменной монеты целиком и полностью ложится на плечи организации и является необходимым условием осуществления расчетов с покупателями.
Это подтверждают и типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Согласно этому документу перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями).
При этом кассиру запрещается иметь в кассе личные деньги или деньги, не учтенные через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы). В случае отказа выдать сдачу или других манипуляций предприятие могут привлечь к ответственности по таким пунктам КоАП РФ, как «нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» или «обмеривание, обвешивание, обсчет или иной обман потребителей». В последнем случае отказ выдать сдачу расценивается как обман и обсчет. Таким образом, совершенно ясно, что отсутствие сдачи не может быть основанием для отказа покупателю в продаже нужного ему товара.
Не такая уж и мелочь
По статистике конфликты в аптеке возникают чаще всего из-за некачественного обслуживания покупателей, в том числе из-за претензий по поводу отсутствия или недостаточного количества сдачи. Не дав сдачу всего в 50 коп. из-за отсутствия таких монет, вы рискуете получить официальную претензию, что повлечет за собой выплату штрафа.
Рассмотрим случаи из практики.
Пример №1
Ситуация:
В небольшую сетевую аптеку пришла покупательница, женщина пенсионного возраста, за корвалолом, который стоил около 5 руб. 30 коп. В кассе аптеки не хватило всего 10 коп. до полной суммы сдачи. Провизор не придала значения «такому пустяку» и отпустила товар, выдала сдачу и не сообщила покупательнице, что в сдаче не хватает 10 коп. Женщина пересчитала сдачу сразу — и в аптеке разразился скандал. Обманутая посетительница сделала запись в Книге жалоб и предложений, во всех красках описав, как ужасно ее обслужили в этой аптеке.
Вывод:
Недаром говорят, что плохая слава всегда впереди бежит. Действительно, по статистике один довольный покупатель рекомендует вашу аптеку трем своим знакомым, а недовольный пожалуется на вас как минимум восьми. Кроме того, в данном случае имел место явный обсчет, что чревато штрафом. Не доводите до конфликта, будьте вежливы и максимально честны с покупателем.
Пример №2
Ситуация:
Утро. Открытие новой аптеки рядом с метро, недалеко от стоянки маршруток и автобусов. Первые покупатели приходили с крупными купюрами, поэтому размен быстро закончился в кассе. Одна из фармацевтов, взяв крупную купюру, вышла из аптеки, дошла до маршрутки, разменяла деньги и вернулась на рабочее место. В результате открытие аптеки прошло на высшем уровне, без неловких ситуаций по поводу отсутствия сдачи.
Вывод:
С одной стороны, благодаря нестандартному решению в день открытия был заложен высокий стандарт сервиса, с другой — главное, чтобы отсутствие фармацевта на рабочем месте не вызвало недовольства руководства, во-первых, и скопления очереди из-за временно неработающей кассы, во-вторых.
Кто хочет, ищет возможности
Справедливости ради стоит отметить, что покупатели сегодня хорошо информированы, и все большее их число заявляет о своих законных правах в условиях даже мелких конфликтов. Итак, какие экстренные способы можно изобрести, когда разменных денег не хватает?
Возможно, первое, что придет в голову, это разменять деньги в кассе из своего кошелька или кошелька коллег.
Второй способ — это предложить покупателю докупить какую-нибудь необходимую мелочь (пластыри, гематоген, жевательную резинку и т.д.) в счет сдачи.
Третий способ — разменять крупные деньги из кассы за пределами аптеки, причем лучше это сделать до начала смены или в момент, когда посетителей в аптеке не так много. Где можно разменять деньги? В ближайшем отделении банка, у водителя маршрутного такси, то есть в местах, где скапливается большое количество мелочи.
Лучший способ — это профилактика
Известная фраза «лучший способ лечения — это профилактика» работает и в вопросах оптимизации процесса торговли. Долгосрочная стратегия в отношении формирования любых запасов, в том числе и запасов разменных денег, просто необходима. А в случае со сдачей это, пожалуй, единственный по-настоящему грамотный и действенный путь.
Во избежание ненужных конфликтов, когда, несмотря на ваши ситуационные аргументы, клиент будет прав юридически, лучше дайте своевременный отпор при помощи вежливости и грамотного планирования, то есть дайте сдачи!
Согласно п.3.8.1 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ №104 от 30.08.1993, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размер остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями. В случае отсутствия размена, покупатель может потребовать жалобную книгу и описать в ней происшедшее, а также пожаловаться в Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителей, так как отказ принять оплату в виде крупной купюры означает отказ от продажи товара, а это грубое нарушение прав потребителей.
В силу ст. 492 п.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи является публичным договором, поэтому к нему можно применить правила, установленные ст. 426 ч.3 ГК РФ: отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.
Таким образом, если в торговой точке не берут деньги покупателя из-за отсутствия размена, то это может означать фактический отказ продать товар.
Прокуратура Тамбовской области
Прокуратура Тамбовской области
Имеет ли право продавец отказаться продавать товар, если нет сдачи?
Согласно п.3.8.1 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ №104 от 30.08.1993, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размер остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями. В случае отсутствия размена, покупатель может потребовать жалобную книгу и описать в ней происшедшее, а также пожаловаться в Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителей, так как отказ принять оплату в виде крупной купюры означает отказ от продажи товара, а это грубое нарушение прав потребителей.
В силу ст. 492 п.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи является публичным договором, поэтому к нему можно применить правила, установленные ст. 426 ч.3 ГК РФ: отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.
Таким образом, если в торговой точке не берут деньги покупателя из-за отсутствия размена, то это может означать фактический отказ продать товар.
Пожалуй, каждый потребитель сталкивался с ситуацией, когда у продавца или кондуктора не оказывалось сдачи. Обычно продавец категорически кивает головой и отправляет вас искать разменную монету. В ином случае и вовсе отказывается совершать продажу, хотя право на это продавец не имеет. А эти странные объявления в транспорте: «Купюры 500, 1000, и 5000 руб. к оплате не принимаются». С этого-то момента продавец начинает нарушать закон и права потребителя. Отказ продавца принять оплату в виде любой денежной купюры означает отказ от заключения договора купли-продажи, который по Гражданскому кодексу Российской Федерации приравнивается к публичному договору. Отказ продавца или пассажироперевозчика от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю требуемые товары или услуги не допустим.
Как многие полагают, если вы являетесь постоянным покупателем магазина, то для разрешения сложившейся ситуации вам предложат докупить какой-нибудь товар, чтобы произвести расчет, либо продавец самостоятельно найдет способ разменять купюру. Хотя, по закону, никаких исключений быть не должно: любой потребитель должен быть обслужен, и может расплатиться любой купюрой. Вопрос, касающийся отсутствия сдачи у продавца, самого потребителя волновать никак не должен!
Продавец обязан иметь или обеспечить сдачу в любое время работы магазина, в том количестве, которое необходимо для расчета с покупателями. Согласно письму Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104 о правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, «руководство магазина отвечает за то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами «в количестве, необходимом для расчетов с покупателями».
ИТАК, У ПРОДАВЦА НЕТ СДАЧИ, И ОН ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ РАСЧЕТ ЗА ТОВАР И ПРОДАВАТЬ ТОВАР.
Автор: Ирина Калина, дата публикации: 29.04.2011 Обновленно: Дарья Пестова, дата обновления: 13.12.2018 Перепечатка без согласия редакции преследуется по закону. Охраняет Законом «Об авторском праве».
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.
2к В только открывшийся магазин входит человек «Здравствуйте, можете разменять 5к мелкими?» «Здравствуйте, нет, не можем, у нас пустая касса» «А давайте тогда я куплю ручку, а вы мне сдачу дадите?»
Популярные статьи
Магазины и супермаркеты выходят на новый уровень торговли, становясь своеобразными мышеловками и лабиринтами с грамотно расставленными капканами. В магазинах применяется целый набор уловок, ведясь на которые потребители совершают много спонтанных и ненужных покупок.
Нередко потребителю приходится сталкиваться с такими понятиями, как гарантийный срок, срок службы и срок годности, каждый из которых имеет свое особое значение. Многие покупатели часто путаются и не видят разницы между этими категориями, а ведь период времени, отведенный для каждого из сроков, и другие характеристики могут разниться.
В России праздник получил свой вес только в 1992 году, когда 7 февраля был принят Федеральный Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей». Как же проходит этот интересный праздник? Кого поздравлять и как праздновать?
Покупатель приходится иногда слышать отговорку продавца при обмене товара: товар не является технически сложным и обмену не подлежит. Надо разобраться в этом вопросе, чтобы аргументировано возразить продавцу.
Управление Роспотребнадзора по Курганской области разъясняет. В соответствии с пунктом 3.8.1. «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ 30.08.1993 г. № 104, индивидуальный предприниматель, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями.
В случае отсутствия размена монеты покупатель может потребовать жалобную книгу и описать в ней происшедшее с целью уведомления руководителя предприятия об имеющейся проблеме при расчетах с потребителями.
Отказ принять оплату в виде любой купюры означает отказ от продажи товара, а это серьезное нарушение прав потребителя, так как договор купли-продажи является публичным договором. К такому договору применяются правила, установленные частью 3 статьи 426 ГК РФ. «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». То есть, если в магазине не берут деньги покупателя из-за отсутствия размена, то это может означать фактический отказ продать товар.
Дело в том, что при получении от покупателя денег за товар кассир должен назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю вместе с чеком. При этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно (п. «в» ч. 4.1 Типовых правил эксплуатации ККМ).
Законодательством не предусмотрено право продавца, торгующего в розницу, отказать покупателю в передаче покупки только потому, что у продавца отсутствует сдача. Следовательно, продавец должен принять деньги в оплату товара, выдать товар и произвести с покупателем расчет (выдать сдачу). За нарушение прав потребителей, в том числе, за ущемление их прав в виде требования передать в оплату покупки купюру иного достоинства, КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.