что делать если в химчистке потеряли вещь
Что делать и как действовать, если испортили или потеряли вещь в химчистке
Что делать потребителю, если испортили вещь в химчистке? Этот вопрос будет рассматриваться в данной статье. Помимо этого, здесь вы сможете найти ответы на такие вопросы: что делать, если в химчистке потеряли вещь, как верно написать претензию в химчистку, а также какова судебная практика по вопросу испорченных вещей в химчистке.
Нормативная база
Обращение в химчистку является оправданным действием, когда вывести пятно на одежде или привести её в первоначальный вид не получается доступными домашними средствами.
Как правило, к вещам, которые сдают на чистку, относятся дорогие изделия, такие как:
Количество подобных организаций растёт с каждым днём. Но не всегда оказываемые ими услуги являются качественными и полностью удовлетворяют требованиям потребителя.
Очень часто возникают ситуации, когда клиенту возвращают испорченную одежду и тогда возникает вопрос: что делать потребителю, если испортили вещь в химчистке? Для того чтобы дать правильный ответ, рассмотрим ситуацию детально.
Существует несколько нормативных актов, которые помогут разобраться со сложившейся ситуацией, а именно регулирующих правоотношения в этой сфере:
Все названные акты содержат в себе нормы, помогающие восстановить права гражданина, если в предприятии бытового обслуживания была испорчена одежда.
Действия при порче вещи в химчистке
Перед тем как вещь сдаётся в чистку, согласно п.4 Правил, принимающая сторона обязана оформить квитанцию, содержащую:
Очень важно не подписывать указанный документ, если какие-либо в нём сведения указаны неверно, либо непонятно прописаны. В противном случае очень сложно будет доказать свою правоту в суде.
Если в химчистке была испорчена вещь, можно поступить следующим образом:
Как действовать, если вещь пострадала
Итак, определим порядок действий, когда в химчистке испорчена (утеряна) вещь:
Составляем претензию. Образец
Претензия в химчистку за испорченную (утерянную) вещь должна содержать в себе следующие сведения:
Впоследствии именно этот документ будет одним из доказательств в суде. В случае если представитель организации бытового обслуживания отказывается от получения претензии нарочно и проставления отметки о получении, допустимо её направление почтой на юридический адрес.
Скачать для просмотра и печати:
Сколько ждать
Действующим законодательством чётко определены сроки, отведённые для удовлетворения требований клиента в этом случае:
Исковое заявление будет подаваться по месту нахождения организации бытового обслуживания, в соответствии с требованиями, установленным действующим ГПК РФ.
Помимо этого, клиент обладает правом подачи соответствующих жалоб на химчистку с целью инициации проверок контролирующими органами.
Судебная практика
Судебная практика по вопросам испорченных вещей в химчистке довольно обширна. Приведём несколько её примеров.
Президиум Сахалинского областного суда Постановлением от 28.10.2016 по делу 44Г-21/2016 принял новое решение, в котором отказал клиенту в удовлетворении заявленных к химчистке исковых требований. В материалах дела имеется товароведческая экспертиза, согласно которой было установлено, что в сданных на чистку портьерах были обнаружены скрытые дефекты производственного характера, образовавшиеся в процессе их производства (ткачества), а также повреждения непроизводственного характера, образовавшиеся в процессе эксплуатации и не удалённые при чистке.
Московский городской суд в своём Апелляционном определении от 22.10.2015 по делу № 33-38049 оставляет решение суда первой инстанции о взыскании двукратной стоимости за испорченную куртку, стоимости химчистки, суммы морального вреда, в силе.
В материалах указанного дела содержатся сведения о том, что экспертиза куртки, переданной в чистку, а также любые заявления и ходатайства сторон о её проведении, отсутствуют. При этом вывод главного технолога предприятия о том, что порча вещи произошла вследствие неправильной эксплуатации, не был принят судом, поскольку полномочия технолога на составление подобных выводов и заключений не подтверждены и более того, это лицо является заинтересованным.
Химчистка потеряла вещь
Здравствуйте. Отдал 2 месяца назад в химчистку куртку. Мне ее не вернули и теперь сотрудники пытаются доказать, что отдавали мне ее. Показывают какие-то их внутренние бумаги, на которых указано, что куртку мне отдавали, однако на на них нет моей подписи, а копия квитанции у меня на руках. Говорят, дескать у них подписи о получении не ставят.
Сегодня составил претензию (прикладываю), которую приемщица отказалась принять. Мне сказала, что это я вру и у нее есть свидетель, который видел, как я получал свою вещь (нагло обманывают). Претензию принять отказалась категорически. Я написал в жалобной книге вкратце свою претензию, указал контактную информацию, предложил решить вопрос в досудебном порядке. На звонки директор не отвечает. Оставил на всякий случай копию претензии приемщице, копию квитанции и товарного чека на куртку, что отметил в книге жалоб. Запись сфотографировал.
Правильно ли я делаю? Какова вероятность выигрыша в суде данного судопроизводства при наличии на руках квитанции, товарного чека на куртку и записи в книге жалоб? Весомы ли внутренние документы без моей подписи и показания лжесвидетеля? Как происходит выплата компенсации? А если директор просто не придет в суд?
Вы абсолютно верно действуете. Только при отказе принять претензию, направьте ее почтой с уведомлением о вручении по юридическому адресу исполнителя, это будет означать, что Вы уведомили его. При невыполнении Ваших требований обращайтесь с исковым заявлением в суд, в отсутствие Ответчика, суд все равно рассмотрит Ваше заявление. Закон на Вашей стороне.
Марк! Вы можете заявить и моральный вред, согласно ст. 15 Закона о ЗПП. Кроме того, иски о защите прав потребителей (ст. 17 Закона «О защите прав потребителей») могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: жительства или пребывания истца; нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; заключения или исполнения договора.
Кстати говоря, у них нет нормального уголка потребителя, там ИП какой-то со слов приемщицы (см. претензию), не удивлюсь, если у них нет и никакого документа по порядку принятия работ
Это никак не повлияет на удовлетворения Ваших требований. Повторяю, закон на Вашей стороне, суд Вы выиграете, а деньги взыщут судебные приставы, ну конечно, если исполнитель вовремя не одумается. Вполне возможно, что на стадии досудебного или судебного разбирательства, исполнитель с Вами уже произведет расчет.
Добрый день. В данной ситуации я бы кроме всего прочего посоветовал бы такую же претензию послать им фиксируемым способом (телеграмма, письмо, факс, мыло итп).
В Вашем случае применим закон о защите прав потребителей в части касающейся предоставления услуг.
Обратите внимание на следующее:
Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
1. Если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование.В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества — возместить потребителюдвукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.
Статья 15. Компенсация морального вреда
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Вам необходимо подать иск в районный суд (госпошлина не оплачивается).
Что делать, если химчистка испортила или потеряла вещь: консультация юриста
Лана Петрова,
практикующий юрист, специализация гражданско-правовая,
верит в кофе и женскую дружбу
Химчистки. С ними всегда как повезет. Сданные мной вещи не теряли, но пару-тройку испортили, вдобавок не самых демократичных марок. Однажды мне возвратили замшевую куртку в том виде, в котором она была сдана, по крайней мере, мне не удалось обнаружить признаков чистки. На мое возмущение по этому поводу ответили: «Пятна невозможно вывести допустимыми для этого материала способами». Однако это не было доведено до моего сведения до приема куртки, по этой причине химчистка вынуждена была вернуть мне уплаченные за чистку деньги. Моя подруга оказалась в более курьезной ситуации, поскольку сдала в химчистку брюки, а обратно получила капри, однако заметила эту трансформацию спустя неделю, и ей отказали в возмещении ущерба.
Несмотря на это, отказываться от услуг химчисток я не собираюсь, потому что верхнюю одежду или одежду с маркировкой на ярлыке «сухая чистка» очистить и не испортить в домашних условиях крайне сложно. Однако благодаря негативному опыту я узнала, что состояние одежды после химчистки обуславливается следующими факторами:
И самое главное, химическая чистка не способна вернуть одежде первоначальный вид: иными словами, после химчистки вы получаете очищенную от загрязнений свою уже не новую вещь. Однако это не означает, что причиной деформации одежды является исключительно ее неправильная эксплуатация и хранение, действия сотрудников химчистки не в меньшей степени определяют исход обработки вещи. На что же обращать внимание? Давайте разбираться.
Правила сдачи вещи в химчистку
Сотрудник химчистки при приеме вещи должен проверить наличие символа на маркировочном ярлыке, допускающего химическую чистку, далее оценить состояние одежды и отразить результаты оценки в приемо-сдаточном документе, а также указать наименование вещи, ее цвет, состав, комплектность. Ваша задача убедиться в том, что информация отражена достоверно.
Если на маркировочном ярлыке отсутствует символ, разрешающий химчистку, или если, напротив, указан символ, запрещающий химчистку, или вовсе маркировочный ярлык отсутствует, сотрудник пункта приема должен предупредить вас о недопустимости химчистки. Однако если вы будете настаивать на осуществлении пятновыведения, несмотря на предупреждения, привлечь к ответственности химчистку за порчу одежды будет нельзя.
Обычно приемо-сдаточные документы содержат стандартные фразы, не отражающие реальное состояние вещи: «общее загрязнение», «заломы», «пятна» и пр. Это направлено на уменьшение размера возмещения, полагающегося владельцу вещи, на случай, если вещь будет испорчена или утеряна в процессе химчистки.
Необходимо настоять на исключении недостоверной информации и детализировать ту, которая дана размыто. Допустим, если указывается наличие пятен, то должно быть указано местоположение каждого пятна и его размеры. Обязательно проследите, чтобы в документе были перечислены все отстегивающиеся элементы вещи, такие как пояс, капюшон и пр.
Ситуация из жизни:
Маша сдала в химчистку пуховик с отстегивающимся капюшоном, а обратно ей вернули пуховик без него. Девушка потребовала вернуть ей и капюшон, но ей отказали, ссылаясь на отсутствие информации о капюшоне в квитанции. Вывод: Маша оказалась в такой ситуации, потому что не смогла подтвердить сдачу пуховика с капюшоном, поэтому ей ничего не оставалось, как смириться с утерей.
Правила приемки вещи после химчистки
При получении одежды из химчистки и до подписания приемо-сдаточного документа проверьте сохранность вещи и ее соответствие исходной форме, размеру, цвету и пр., поскольку ваша подпись означает отсутствие претензий к качеству оказанных услуг. После подписания документа допускается предъявление претензий только по скрытым недостаткам, то есть недостаткам, которые нельзя обнаружить при обычном осмотре.
Алгоритм защиты
В случае обнаружения дефектов ничего не подписывайте, вместо этого предъявите претензию о возврате денег, уплаченных за некачественно выполненную услугу, и потребуйте возмещение в размере двукратной стоимости вещи, сославшись на статью 35 закона РФ «О защите прав потребителей». При этом отсутствие документа, подтверждающего стоимость вещи, не является основанием для отказа в удовлетворении требований. Для того чтобы рассчитать и обосновать размер возмещения, допускается в качестве ориентира использовать цены на аналогичные вещи.
Также вместо возмещения двукратной стоимости вещи можно заявить одно из следующих требований:
Если вами будет избрано требование денежного характера, укажите банковские реквизиты для получения возмещения. Кроме этого, в претензии должна быть дана отсылка на документ, по которому была передана вещь, и перечислены повреждения, возникшие в процессе химчистки.
Если вы не можете справиться с составлением претензии на месте, подготовьте ее дома или обратившись к юристу, а после передайте экземпляр сотруднику химчистки и попросите на втором экземпляре поставить дату, подпись и расшифровку. Если сотрудник химчистки откажется расписаться, отправьте претензию ценным письмом с описью вложения и уведомление о вручении. Почтовую квитанцию не выбрасывайте на случай, если не удастся урегулировать конфликт без обращения в суд.
Если химчистка не признает за собой вину, она должна инициировать и оплатить проведение независимой экспертизы. При этом требуйте предварительно согласовать с вами ее стоимость, ведь если будет установлено отсутствие вины химчистки, вы обязаны будете компенсировать другой стороне расходы на экспертизу.
Если будет установлено, что повреждения возникли вследствие производственного брака, предъявите претензию на возврат стоимости вещи и возмещение убытков продавцу вещи (изготовителю, импортеру). И в качестве подтверждения обоснованности требований приложите к претензии копию экспертного заключения.
На уровне закона установлены сроки для исполнения требований, градация которых производится в зависимости от предъявляемого требования: допустим, требование о возмещении двукратной стоимости вещи должно быть исполнено в трехдневный срок, а требование соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, а также требование о возмещении понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами – в десятидневный срок.
В случае неисполнения или просрочки исполнения химчисткой ваших требований обратитесь с иском в суд. К исковому заявлению приложите следующие документы:
Если сумма иска превысит 1 млн рублей, потребуется уплатить государственную пошлину и приложить квитанцию к исковому заявлению, подтверждающую ее уплату.
При этом госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины.
Если цена иска менее 50 тыс. руб., следует обращаться к мировому судье, в ином случае – в районный суд. Но если цена иска менее 50 тыс. руб., но в число требований включено требование о компенсации морального вреда, следует также подать иск в районный суд.
Альтернативой судебному разбирательству является обращение в Роспотребнадзор с просьбой провести проверку химчистки на соблюдение законодательства и в случае выявления нарушений привлечь ее к ответственности.
Как правило, упоминание о намерении обратиться для защиты своих прав в Роспотребнадзор или запись в книге жалоб стимулирует руководство химчистки принять положительное решение по претензии потребителя, если, конечно, у них нет полной уверенности в своей правоте.
Потеря вещи в химчистке. Здравствуйте! В химчистке был потерян ковер.
Потеря вещи в химчистке.
Здравствуйте! В химчистке был потерян ковер. В квитанции не стоит цена ковра, чека у меня нет. Как оценить стоимость ковра для написания претензии а в дальнейшем может и иска?
Ответы на вопрос:
Оценить можете у оценщика. Получив справку о среднерыночной стоимости с учетом износа. Вот это и будет цена иска. Если ответчик не согласится, вправе оспорить, суд с учетом мнения специалистов (отчет об оценке), взыщет.
Предъявите претензию химчистке.
Возможно, химчистка добровольно готова компенсировать определенную сумму. Факт утраты ковра химчистке будет опровергнуть сложно т.к. квитанция о сдаче ковра есть, а документов о возврате ковра нет.
Можете обратиться в магазин, где Вы его приобрели ковер. Вам выдадут документ, подтверждающий стоимость ковра, либо стоимость аналогичного ковра
Похожие вопросы
В химчистке потеряли ковер. Хочу написать претензию. Как оценить его стоимость, если я не помню его цену.
Пожалуйста мои дальнейшие действия:
в апреле я сдал в химчистку вещь, работу оплатил сразу. На руки мне выдали только квитанцию в которой отражена сама вещь и оплаченная стоимость работы. В конечном результате эта вещь теряется, химчистка закрывается. Все попытки связаться с хозяйкой химчистки ни к чему не приводят. Я обратился в защиту прав потребителей и написал заявление в местное отделение милиции. была проведена проверка с выявлением различных видов противоправность в работе химчистки о чем мне было выдано письмо с адресом хозяйки химчистки. Я написал ей претензию и отправил заказным письмом. ответа не получил. Тогда я направил иск в суд тоже заказным письмом с приложением всех документов. как долго может рассматриваться мой иск и все ли правильно я сделал?
Пожалуйста действия юридического лица на претензию испорченной вещи в химчистке. Потребитель приложил к претензии товарный чек для выплаты испорченной вещи, без кассового чека (мотивируя тем, что кассовый чек потерян). Точно известно, что товарный выписан повторно. Как определить стоимость вещи?
Сдала в химчистку куртку. Хозяйка химчистки написала квитанцию, взяла деньги, но чек не выдала. Причем в квитанции есть графа: деньги в сумме (прописью) получил написано 1200 и стоит её подпись. И еще в химчистке висит объявление: оплата берется строго в день приема.
Куртку мне не выдают за неимением чека.
Химчистка испортила ковер. Добровольно всю стоимость оплатить отказываются. Только 1/4 стоимости ковра, как быть?
Сдали пуховик в химчистку. В ходе работ сотрудники химчистки потеряли пояс от пуховика. Предлагают вернуть стоимость пуховика без возврата самой вещи. Что я вправе требовать с них? Согласно ст. 35 ЗоЗПП химчистка обязана возместить двукратную стоимость вещи. Вопрос: должны ли при этом вернуть мне пуховик, ведь я заключала с ними договор не на покупку вещи, а на оказание услуги и вещь по факту моя? И как определяется стоимость вещи?
Потеряли вещь в химчистке что делать
Здравствуйте. Отдал 2 месяца назад в химчистку куртку. Мне ее не вернули и теперь сотрудники пытаются доказать, что отдавали мне ее. Показывают какие-то их внутренние бумаги, на которых указано, что куртку мне отдавали, однако на на них нет моей подписи, а копия квитанции у меня на руках. Говорят, дескать у них подписи о получении не ставят.
Сегодня составил претензию (прикладываю), которую приемщица отказалась принять. Мне сказала, что это я вру и у нее есть свидетель, который видел, как я получал свою вещь (нагло обманывают). Претензию принять отказалась категорически. Я написал в жалобной книге вкратце свою претензию, указал контактную информацию, предложил решить вопрос в досудебном порядке. На звонки директор не отвечает. Оставил на всякий случай копию претензии приемщице, копию квитанции и товарного чека на куртку, что отметил в книге жалоб. Запись сфотографировал.
Правильно ли я делаю? Какова вероятность выигрыша в суде данного судопроизводства при наличии на руках квитанции, товарного чека на куртку и записи в книге жалоб? Весомы ли внутренние документы без моей подписи и показания лжесвидетеля? Как происходит выплата компенсации? А если директор просто не придет в суд?
Химчистка «Диана»: не отдают вещь, что делать?!rain_t wrote in lawyersDecember 7th, 2006
7106 отдаю им вещь в чистку.
Вещь не дешевая, стоит, скажем, 4 рубля.
Проходит почти два месяца, в теч. которых на приемном пункте отвечают что вещь почему-то не поступала, мы уточним в чем дело, зайдите позже.
В результате, очередной раз звоню уже 27116 — приемщица говорит мне (о, добрая душа!) приходите пишите заявление, нет вашей вещи на пункте.
Прихожу, пишу заявление: прошу возместить мне стоимость вещи (указываю 3.5 руб.), вернуть деньги за чистку + компенсировать моральный ущерб за утерю вещи и просрочку исполнения договора, отдаю приемщице, прощу ее расписаться на 2-м экземпляре о получении, делает.
На 1126 звоню в «Диану», выясняю кто «мой менеджер» (Светлана Бурлакова), прошу пригласить — «ее нет, она на совещании», разговариваю с Аленой Викторовной Меденовской — обещает выяснить ситуацию и перезвонить.
Перезванивает мне 2126 — признает что вещь «потеряли», предлагает мне 1.5 руб. «и разойдемся». Я вежливо интересуюсь, не издевается ли уважаемая «Диана». Получаю ответ, ну чтож, тогда давайте мы купим вам аналогичную вещь. Я отвечаю что предпочитаю покупать
качественные вещи и самостоятельно. В ответ слышу — тогда ничем вам не могу помочь, я вообще не «ваш менеджер». Вашим вопросом будет заниматься см. выше. (Светлана Бурлакова).
Остальное времядни я пыталась дозвониться до этой самой Светланы. Она всегда «на совещании, звоните позже».
5126 со мной разговаривает Ольга Гребнева, говорит что все уладит и перезвонит. Не перезвонила.
что я могу, наконец, сделать, чтобы получить из этой самой химчистки если не свою вещь, то адекватные деньги, чтобы купить аналогичную?!
Помогите, пожалуйста, советом!
зы: просите, эмоционально получилось.
Эти законы на вашей стороне
Важно!
Письмо Роспотребнадзора от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32 разъясняет, что деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих химическую чистку и (или) стирку вещей потребителей, следует рассматривать не как услугу, а как работу по их соответствующей обработке.
Поэтому ко всем случаям выполнения исполнителями работ с вещью потребителя применяются положения, содержащиеся в ст. 35 Закона «О защите прав потребителей».
На что вы имеете право, если вещь повреждена или утрачена?
В соответствии со ст. 35 Закона «О защите прав потребителей», если работа выполняется с вещью потребителя, именно исполнитель отвечает за ее сохранность и правильное использование. А значит, если в химчистке вещь получила необратимые повреждения, вы вправе требовать:
Химчистка должна удовлетворить ваши требования в течение трех дней.
На какой пункт закона ссылаться? Согласно п.1 ст. 35 Закона «О защите прав потребителей», в случае полной или частичной утраты (повреждения) вещи, принятой от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок (при отсутствии вещи аналогичного качества) возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.
Важно! Вы сможете получить компенсацию ущерба, только если будет доказана вина химчистки в порче или пропаже ваших вещей.
Это надо знать до того, как вы сдали вещи в химчистку!
Проверьте, чтобы документ о приеме вещей (квитанция) был оформлен по всем правилам. Должны быть указаны:
Внимание!
Как действовать в случае обнаружения недостатков
Если повреждения обнаружены только после того, как вы покинули химчистку, вы также имеете право на компенсацию. Но только в том случае, если проявились скрытые дефекты, которые невозможно было установить при приемке и осмотре вещи. Например, ткань пальто начала со временем «расползаться» из-за того, что во время чистки подверглась воздействию химических веществ.
Если вы подписали акт, что чистка вас устроила, претензии по поводу явных дефектов, например, невыведенных пятен, будут уже необоснованными.
В течение двух лет. Согласно ст.19 ЗОЗПП, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю.
Что делать, если химчистка отказывается платить за испорченную вещь
Бывает, что сотрудники предприятия бытового обслуживания отказываются признавать свою вину и компенсировать ущерб.
Важно! Если экспертиза выявит скрытые недостатки самой вещи, из-за которых появились дефекты в процессе чистки, в данном случае отвечать должен продавец (изготовитель). И претензию придется предъявлять именно ему.
Если доказана вина химчистки, напишите организации претензию в двух экземплярах, на имя руководителя организации. Один из экземпляров, с печатью и подписью ответственного лица оставляйте себе. В претензии:
Доказательствами стоимости могут быть:
— Чек (если он в наличии).- Справка из магазина, где была произведена покупка.- Заключение экспертов о среднерыночной стоимости вещи. Получить таковое можно в бюро экспертизы.
В химчистке отказываются принимать претензию? Высылайте ее по почте заказным письмом с описью и уведомлением о вручении. Сохраняйте почтовую квитанцию и уведомление о вручении.
Если в течение 10 дней после получения (согласно ст. 22 ЗОЗПП) претензия не будет удовлетворена или останется без ответа, напишите жалобу в Роспотребнадзор, обратитесь к юристам общества защиты прав потребителей, подайте иск в суд.
К иску приложите все необходимые доказательства. Требуйте возмещения стоимости испорченной/утраченной вещи в двойном размере, компенсацию расходов и неустойку либо проценты за пользование чужими средствами, согласно ст. 395 ГК РФ «Ответственность за неисполнение денежного обязательства».
Сомневаетесь, что сможете сами грамотно оформить претензию, составить исковое заявление? Обратитесь в Союз потребителей «Росконтроль»!
Не все пятна можно удалить с одежды в домашних условиях. Порой приходится прибегать к услугам специалистов.
Но бывает и так, что после вмешательства мастеров, платье, пальто или дубленку уже не надеть. Вещь села или покрылась странными разводами, при этом сотрудники химчистки в один голос уверяют, что по-другому сделать было невозможно и вообще, это ваши проблемы. Они, мол, ответственность за такие оплошности не несут.
Но так ли это, и что делать, если испортили вещь в химчистке? Кто поможет в этой ситуации?
Чем регулируются отношения между клиентом и компанией?
Для устранения разногласий российским законодательством создано несколько документов, в которых четко прописаны отношения между потребителем и предприятием, выполняющим обработку изделий – именно так позиционирует законодательство химчистки.
Именно поэтому первый документ, на который следует опираться потребителю – закон «О защите прав потребителей».
Гражданский кодекс Российской Федерации – еще один документ, на действенность которого может рассчитывать пострадавший потребитель.
Так как химчистка все-таки предоставляет определенные услуги населению, то постановление № 1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания» — еще один нормативный документ, закрепляющий за предприятием некоторые обязанности.
На что вы имеете право, если вещь повреждена или утрачена?
Если вернуться к закону «О защите прав потребителей», то в нем четко обозначено, что именно предприятие несет ответственность перед заказчиком за сохранность взятой в работу вещи.
В том случае, если в процессе работы вещь была испорчена или, еще хуже, потеряна, то потребитель вправе требовать с химчистки возмещение ущерба.
Это может быть:
При предъявлении требований, ссылаться следует на ст. 35 п.1 выше прописанного закона.
На получение компенсации можно рассчитывать только после того, как вина химчистки будет полностью доказана.
Это надо знать до того, как вы сдали вещи в химчистку!
Чтобы в спорной ситуации у клиента не возникло проблем при выяснении отношений, нужно с самого начала позаботиться о соблюдении всех формальностей.
Сдавая вещь в химчистку, обратите внимание на правильность заполнения квитанции. В ней обязательно должны быть обозначены следующие пункты:
Не подписывайте квитанцию, если ее текст вам неясен, например, приемщик указывает на нестойкость красителя. Это значит, что в результате использования чистящих реагентов ваше изделие может полинять.
Если подписали – значит вы согласны с правилами и после уже ничего доказать не сможете. Если приемщик пишет неразборчивым почерком, и вы не можете разобрать ни слова, не стесняйтесь утонить, что именно прописано в квитанции.
Некоторые химчистки, стараясь подстраховаться, предлагают заказчикам на подпись договор, в котором прописано, что исполнитель не несет ответственность в случае порчи изделия.
Ни в коем случае не подписывайте такую бумагу – это как минимум незаконно. Но даже если подписали, знайте, бумага недействительна и в случае некачественной работы не станет аргументом в пользу недобросовестной химчистки.
Нашли недостатки – что делать дальше?
Заказчик имеет полное право на возмещение ущерба в результате некачественной работы со стороны химчистки. Так как химчистка несет ответственность за испорченную вещь.
Обнаружили повреждения сразу:
Не всегда есть возможность усмотреть повреждения при получении вещи, но как поступить, если недочеты в работе химчистки были усмотрены уже по возвращении домой?
Вы также можете составить претензию, но только в том случае, если у вещи проявились скрытые дефекты, усмотреть которые сразу не было возможности. Например, в процессе носки ткань стала расползаться из-за применения слишком сильных реагентов.
Если вы захотите предъявить исполнителю по поводу разводов или неочищенных пятен, сделать это не получится – подпись в акте приемки уже поставлена.
Даже если исполнитель не проговаривает гарантийный срок, знайте согласно ст. 19 закона «О защите прав потребителя» вы имеет право обратиться в химчистку с претензией в течение двух лет. Этого времени вполне достаточно, чтобы выявить все скрытые дефекты.
Химчистка отказывается платить за испорченную вещь
Не каждая химчистка готова признать свою вину и возместить причиненный ущерб. Но и здесь есть определенные рычаги воздействия:
Пишем претензию
Как составить документ в 2018 году, чтобы предприятие приняло его? Писать бумагу следует в двух экземплярах – один остается у пострадавшей стороны на руках, другая передается представителю химчистки. Не забудьте потребовать роспись о приемке от представителя предприятия.
Что следует описать в претензии к химчистке за испорченную вещь:
Что конкретно требовать?
Здесь законодательство также постаралось максимально защитить потребителя. От исполнителя можно потребовать:
Не каждая химчистка готова принять претензию за испорченную вещь. Что делать в ситуации, когда представитель предприятия категорически отказывается принимать бумагу?
Отправьте ее заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Сохраняйте все квитанции – это будет доказательством того, что химчистка вами уведомлена по всем нормам.
Сколько ждать решения химчистки?
Закон о защите прав потребителей предусмотрел и этот момент, отведя четкий срок для рассмотрения химчисткой поступившей претензии.
В течение 3 дней предприятие должно принять решение о замене, если на таковой настаивает заказчик. На принятие решения по письменной претензии дается 10 дней.
Отсчет начинается с момента получения бумаги представителем химчистки. Если на протяжении этих сроков никаких действий со стороны руководства не произошло, следует принимать более серьезные меры.
Куда обращаться?
Как вернуть деньги, если в химчистке испортили вещь и отказываются возместить ущерб?
Для защиты своих прав, потребитель может обратиться в несколько инстанций:
Какие бумаги приложить к жалобе
Не важно, куда решит обращаться заказчик, главное, не забыть описать всю ситуацию детально. Чтобы подтвердить правоту своих слов, приложите все имеющиеся у вас на руках бумаги:
Последней может и не быть. Законом предусматривается отсутствие ее на руках у пострадавшего. Это не повод отказывать в рассмотрении жалобы. Можно сослаться на свидетельские показания.
Судебная практика
Пожалуй, самым эффективным является именно обращение в суд. Наверное, поэтому пострадавшие от нерадивых подрядчиков клиенты с такой охотой спешат в эту инстанцию.
Но следует быть готовым к тому, что дело не решится быстро. Придется походить по заседаниям, собрать все необходимые бумаги.
Судебная практика может привести немало примеров, когда суд принимал сторону заказчика и выносил постановление в пользу пострадавшего.
Но стоит принять в расчет, что бывают ситуации, когда судья принимает решение о неполном возмещении ущерба пострадавшей стороне или вовсе может отказать в компенсации.
Происходит это в нескольких ситуациях:
Чтобы максимально склонить суд на свою сторону, стоит заранее подготовиться. Потребуется ряд экспертиз, соберите все квитанции из химчистки.
Не лишним будет обзавестись свидетелями, их показания могут дать хороший результат. Подавая иск в суд помните и о сроках исковой давности, с момента получения услуги не должно пройти больше года.