что делать если увидел шайтана
Правда ли, что шайтан приходит к человеку перед смертью и требует отказаться от веры?
Когда Всевышний Аллах изгнал шайтана с небес, тот обещал, что будет сбивать с пути истинного и вводить заблуждение Его рабов. Поэтому каждого верующего всю его жизнь преследует шайтан, всячески стараясь сбить с пути Ислама.
Всевышний Аллах в Священном Коране приводит слова шайтана:
قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لَأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ ثُمَّ لَآتِيَنَّهُمْ مِنْ بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَنْ شَمَائِلِهِمْ
(смысл): «За то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я непременно устрою засаду против Адама и его потомков на Твоём прямом пути. Потом я подойду к ним [к людям] и спереди, и сзади, и справа, и слева, буду отклонять их от Истины и разукрашу для них ложь». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-А‘раф: 16-17)
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ الشَّيْطَانَ يَحْضُرُ أَحَدَكُمْ عِنْدَ كُلِّ شَيْءٍ مِنْ شَأْنِهِ
«Поистине, шайтан неотлучно находится рядом с каждым из вас, что бы вы ни делали». (Муслим, 2033)
Больше всего усилий шайтан прилагает, когда верующий находится при смерти: он очень старается, требуя от него отказаться от веры, ибо если он покинет этот мир неверующим, все его благие деяния сгорят и всё его поклонение окажется совершённым впустую.
Перед смертью человек вступает в последнее, самое ожесточённое сражение с шайтаном. В этой битве шайтан старается всеми возможными способами взять верх. Он не оставит ни одно укрепление, которое ему под силу взять.
Учёные-богословы в своих книгах пишут о том, что шайтан приходит к человеку, когда он умирает, чтобы сбить его с пути и заставить отказаться от своей веры.
Имам Аль-Куртуби в своей книге «Ат-Тазкира хавля ‘унван Аль-Ахира», в главе о приходе шайтана к умирающему, пишет следующее:
«От Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся, что, когда раб Аллаха находится при смерти, рядом с ним усаживаются два шайтана. Один садится справа от него, а другой – слева. Тот, что слева, принимает облик его отца и говорит ему: «О сын мой, я был к тебе снисходителен и очень любил тебя, но я умер христианином, и это лучшая религия». Тот, что справа, принимает облик его матери и говорит ему: «О сын мой, поистине, моё чрево было для тебя пристанищем, моё молоко было для тебя питьём, и моё бедро было для тебя сиденьем, но я умерла в религии иудеев, и это лучшая религия».
Это предание привёл Абульхасан Аль-Кабиси в своём шархе к «Рисаля» Ибн Абу Зайда. Также Абу Хамид привёл предание с таким же смыслом в книге «Кашф ‘улюм Аль-Ахира»».
Далее имам Аль-Куртуби пишет:
«Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль сказал: “Когда мой отец Ахмад умирал, я находился рядом с ним и держал в руках отрез ткани, чтобы обернуть им его челюсть. Он терял сознание, а потом приходил в себя. Сделав жест рукой, он говорил: «Нет, пока нет!». Он проделал это несколько раз. Я спросил у него: «Отец мой, что вы говорите?». Он ответил: «Шайтан стоит рядом со мной, покусывая пальцы и говорит: «О Ахмад, ты избавился от меня!» А я говорю: «Нет, пока я не умру!»”.
Я (аль-Куртуби) утверждаю, что слышал, как наш шейх, имам Абу Аль-‘Аббас Ахмад ибн Умар Аль-Куртуби в Александрии говорил: “Когда брат нашего шейха Абу Джафара Ахмад ибн Мухаммад Аль-Куртуби умирал в Кордове, ему сказали: «Скажи Ля иляhа илля-Ллаh», и он ответил: «Нет, нет!». Когда он пришёл в себя, мы сказали ему об этом, и он ответил: «Два шайтана подошли ко мне справа и слева. Один из них сказал: «Умри как иудей, ибо это лучшая из религий; а другой сказал: «Умри как христианин, ибо это лучшая из религий». И я говорил: «Нет, нет!» им, а не вам»”.
Я (аль-Куртуби) говорю: “Подобных рассказов от праведников передаётся очень много: когда они отвечают отказом на талькин (внушение умирающему формулы единобожия, чтобы его последними словами были Ля иляха илля-Ллаh), они отвечают шайтану, а не тем, кто внушает им шахаду”».
Исходя из всего этого, мы можем сказать, что шайтан приходит к человеку перед смертью и всеми силами старается сбить его с истины и требует отказаться от веры. Поэтому тем, кто находится рядом с умирающим, следует внушить ему формулу шахады, чтобы он умер верующим и не поддался уловкам шайтана.
Также желательно читать рядом с умирающим Коран, особенно суры Ясин и Ар-Ра‘д. Чтение Корана рядом с человеком, находящимся при смерти, позволяет надеяться, что он уйдёт из этой жизни с иманом в душе, ибо шайтан избегает того места, где читается Коран.
Если рядом с умирающим будут читать Коран, шайтан не сможет подойти к нему и лишить его веры, прибегнув к своим хитростям. Поэтому следует уделять особое внимание последним мгновениям жизни умирающего и непременно постараться, чтобы в тот момент, когда душа покидает тело, рядом с этим человеком читался Коран.
У человека, находящегося при смерти, пересыхает во рту и в горле. Но в этот момент он уже не в состоянии сам попросить для себя воды. И тогда шайтан, считая это прекрасной возможностью, пытается при помощи различных уловок и хитростей лишить человека его веры. Бывает так, что он даже предстаёт перед умирающим со стаканом в руке и обещает дать ему воды, если человек откажется от своей веры. Поэтому, зная об этом, родным и близким умирающего следует смачивать ему водой губы и рот.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Может ли шайтан показаться человеку, и были ли те, кто его видел?
Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, шайтан является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями пламени» (Фатыр 35/6).
Шайтан – это существо, которое осмелилось не подчиниться приказу Аллаха, испытывающее ненависть к человеческому роду и старающееся сбить людей с прямого пути.
Поскольку шайтан является одним из джиннов, то в материальном мире он может принимать разные образы. Сообщается, что по этому поводу посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Джинны делятся на три категории: У одной части из них, есть крылья, и они могут летать по воздуху. Другая часть существует в образе змей или собак. А другая часть ведет кочевой образ жизни, сопровождая людей» (Румузуль-Ахадис). Как следует из этого хадиса, шайтан может представать в образе кошки, собаки, козла или змеи. Известно, что шайтан обманул Адама (алейхи салям) и Хавву (радыйаллаху анха), приняв облик змея.
Чаще всего шайтан появлялся в образе плохих людей. Однако шайтан не способен принять облика посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто увидит меня во сне, пусть знает, что действительно видел меня. Так как шайтан не может принять мой облик». На протяжении веков шайтан, показывался всем пророкам, а так же их последователям, в том числе посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и его сахабам. Не ограничиваясь только этим, шайтан так же показывался неверующим и многобожникам, и оказывал им помощь в деле сбивания людей с истинного пути.
Сообщается, что однажды Иса (алейхи салям) заснул, положив под голову вместо подушки половину кирпича. Проснувшись, он увидел у своего изголовья сидящего Иблиса, и спросил: «Эй, проклятый! Чего ты ждешь?». Иблис ответил: «Исходя из того, что мирские богатства принадлежат мне, кирпич, который ты положил под голову, тоже мой. Раз ты используешь мое имущество, то значит, являешься моим соучастником». Тогда Иса (алейхи салям) взял этот кусок кирпича и выбросил, а шайтан был вынужден тихонько уйти (Фаридуддин Аттар, Мантыкут-Тайр).
Известно, что Аллах подчинил Сулеману (алейхи салям) джиннов и некоторых шайтанов, которые работали на него. В Коране по этому поводу говорится следующее: «Мы подчинили Сулейману сильный ветер, который дул по его повелению на землю, которую Мы благословили. Мы знаем о всякой вещи. Среди шайтанов были такие, которые ныряли для него и выполняли другие работы. Мы стерегли их» (Анбийа 21/81-82). «Тогда Мы подчинили ему ветер, который нежно дул по его велению, куда бы он ни пожелал, а также дьяволов – всяких строителей, ныряльщиков и прочих, связанных оковами» (Сад 38/36-38).
Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Вчера вечером ко мне пришел один ифрит (самый скверный и ужасный шайтан), чтобы испортить мой намаз. Но Аллах дал мне силу против него, и мне удалось его поймать. Я хотел привязать его к одной из опор мечети, чтобы утром вы все могли увидеть его. Но я вспомнил дуа Сулемана (алейхи салям): «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня. Воистину, Ты – Дарующий» (Сад 38/35). И я отпустил его, прогнав прочь».
В риваяте Абу Дарды говорится: «Если бы не было дуа, моего брата Сулеймана, то он остался бы привязанным до утра. А мединские дети придя утром в мечеть, могли бы поиграть с ним».
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!
Может ли человек в мирской жизни увидеть шайтана, и если да, то в каком виде?
Может ли человек в мирской жизни увидеть шайтана?
Шайтан представал перед людьми в разное время и в разных местах, принимая различный облик, не показываясь в своем истинном обличье. Поскольку шайтан является джинном, то он способен появляться в материальном мире, принимая различные образы. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Джинны делятся на три группы: У одной трети из них есть крылья, и они могут летать по воздуху. Еще одна треть существует в облике змей и собак. А еще одна треть ведет кочевой образ жизни, перемещаясь вместе с людьми» (Румузуль-Ахадис). Этой способностью принимать разный облик, джиннов наделил Аллах Всевышний.
Чаще всего шайтан представал перед людьми в облике человека, и в особенности в облике плохих людей. Однако шайтан ни в коем случае не может принять облик посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если кто-то увидит меня во сне, то пусть знает, что он действительно видел меня. Так как шайтан не способен принять мой облик».
Шайтан, который на протяжении всего времени существования человечества старался сбить людей с пути Аллаха, представал перед пророками, их последователями, сахабами и аулия. Не ограничиваясь только этим, шайтан так же являлся к неверующим и многобожникам, стараясь помочь им сбивать благочестивых людей с пути Аллаха.
В риваяте, переданном Абу Хурайрой, сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Вчера один ифрит (самый скверный из шайтанов) из числа джиннов, явился ко мне, чтобы испортить мой намаз. Но я поймал его, и хотел привязать его к одной из опор мечети, чтобы вы смогли увидеть его утром. Однако я вспомнил дуа моего брата Сулеймана, сказавшего: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня. Воистину, Ты – Дарующий» (Сад 38/35). И тогда я прогнал его».
13 способов защиты от шайтана
«Каким способом уберечься от зла джиннов и шайтанов?» – один из наиболее часто задаваемых вопросов.
Наверняка каждый из вас когда-либо сталкивался или слышал о том, как в кого-то вселился джинн, и человек стал одержимым, кого-то коснулся джинн, и человек заболел и т. д.
Зная, что джинны могут навредить мусульманам, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вооружил нас методами защиты от них. Мы же постарались выбрать для вас наиболее достоверные и популярные способы, основываясь на книге «Аль-Азкар» Шейх-уль-Ислама Мухйиддина ан-Навави (631–636 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах).
Практикуя их и твёрдо уповая на Всевышнего Аллаха, вы и ваши близкие будете надёжно защищены от зла джиннов и шайтанов.
Далее практики будут приведены по порядку в зависимости от того, в какое время их читать.
1. После утреннего (фаджр) намаза
Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто, оставаясь коленопреклонённым и [ни с кем] не заговорив после утренней молитвы, десять раз скажет:
لا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ يُحْيي وَيُمِيتُ وَهُوَ على كُلّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество и Ему − хвала! Он оживляет и умерщвляет, и Он всё может» (Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамд! Йухйи ва йумиту ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир), будет записано десять благих дел, записи о десяти его дурных делах будут стёрты, и будет он возвышен на десять ступеней. [Кроме того,] в этот день [такой человек] будет защищён от всего дурного и не запишется ему ни один грех, кроме греха многобожия». (Ахмад 4/227, ат-Тирмизи 3474)
2. Утром
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто сто раз в день скажет:
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ ، وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ ، وَهْوَ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ
«Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может» (Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир), запишется такая же [награда, какая полагается) за освобождение десяти рабов, и запишется ему [совершение] ста добрых дел, и будут стёрты записи о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера, и никто не сможет сделать ничего лучше сделанного им, кроме [такого] человека, который сделает ещё больше». (Аль-Бухари 6403, Муслим 2691)
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал в труде «Шарх Сахих Муслим», комментируя этот хадис: «Лучше непрерывно повторять их в начале дня, чтобы они служили защитой целый день».
Вы также можете произнести этот зикр 100 раз после утреннего намаза либо по пути на работу.
3. Утром и вечером
‘Абдуллах Ибн Хубайб, сказал: «[Однажды], дождливой и очень тёмной ночью мы отправились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он помолился с нами, и застали его [дома]. Он велел: «Читай», но я ничего не сказал. Потом он снова велел: «Читай», но я ничего не сказал. Потом он снова велел: «Читай», и я спросил: «О посланник Аллаха, что же мне читать?» Тогда он сказал: «Читай по три раза утром и вечером суры “Аль-Ихляс”, “Аль-Фаляк” и “Ан-Нас”, и этого будет достаточно, чтобы избавить тебя от всего [дурного]». (Абу Дауд 5082, ат-Тирмизи 3575)
4. Перед посещением туалета
Сообщается, что Анас, сказал: «Собираясь зайти в отхожее место, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил:
اللَّهُمَّ إني أعُوذُ بِكَ مِنَ الخُبُثِ وَالخَبَائث
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков» (Аллахумма, инни а‘узу бикя миналь-хубуси валь-хабаис)». (Аль-Бухари 142, Муслим 375)
Согласно одному из мнений под “хубус” и “хаба’ис” имеются в виду злые джины обоих полов.
Передают со слов ‘Али, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Преградой, которая не позволит джиннам увидеть наготу любого человека, когда он зайдёт в отхожее место, послужит произнесение слов “С именем Аллаха” (Би-сми-Лляхи)». (Ат-Тирмизи, 606)
Имам ан-Навави сказал в книге «Аль-Азкар» комментируя данный хадис: «Наши ученые (шафииты), да смилуется над ними Аллах, сказали: «Сначала желательно сказать: «С именем Аллаха» (Би-сми-Лляхи), а потом произнести слова «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков (Аллахумма, инни а‘узу бикя миналь-хубуси валь-хабаис)».
5. Выходя из дома
Передают со слов Анаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто [при выходе из своего дома] скажет:
بِسمِ اللهِ تَوَكَّلْتُ عَلَى اللهِ ، وَلا حَولَ وَلا قُوَّةَ إلاَّ باللهِ
«С именем Аллаха, уповаю на Аллаха и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха» (Би-сми-Лляхи, таваккальту ‘аля-Ллахи, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях), говорят[1]: «Ты ведом прямым путём, избавлен[2] и защищён[3]», и шайтан удаляется от него». (Абу Дауд 5095, ат-Тирмизи 3426).
В той версии этого хадиса, которую приводит Абу Дауд, сказано: «И [один шайтан] говорит другому: «Как [можешь] ты [добиться желаемого] от человека, который ведом прямым путём, избавлен и защищён?!».
6. После вечернего намаза
‘Умара бин Шубайб сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К тому, кто после вечернего намаза десять раз скажет:
لا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ يُحْيي وَيُمِيتُ وَهُوَ على كُلّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество и Ему − хвала! Он оживляет и умерщвляет, и Он всё может» (Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду! Йухйи ва йумиту ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир), Аллах Всевышний направит стражей, которые станут оберегать его от шайтана до самого утра, и за это Аллах запишет ему совершение десяти добрых дел, (за каждое из которых он непременно будет введён в рай), и сотрёт записи о десяти его тяжких грехах, и для (того, кто произнесёт такие слова,) это будет равнозначно освобождению из рабства десяти верующих». (Ат-Тирмизи, 3534)
Десятикратное повторение этого зикра после вечернего намаза защищает от шайтана до утра.
7. Перед входом в дом
Передают со слов Джабира, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас [здесь] ни приюта, ни ужина!» Если же [человек] вошёл [в дом], не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, [шайтан] говорит: «Вы получили и приют, и ужин». (Муслим 2018, Абу Дауд 3765)
Важно поминать Аллаха при входе в дом, а как именно это делать, сказано в нижеследующем хадисе.
Передают со слов Абу Малика аль-Хариса аль-Аш‘ари, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек войдёт к себе домой, пусть скажет:
اللَّهُمَّ إِنِّي أسألُكَ خَيْرَ المَوْلِجِ وَخَيْرَ المَخْرَجِ، باسْمِ اللَّهِ وَلجْنا، وباسْمِ اللَّهِ خَرَجْنا، وَعَلى اللَّهِ رَبِّنا تَوَكَّلْنا
«О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе места входа и благе места выхода; с именем Аллаха мы вошли, с именем Аллаха мы вышли и на Аллаха, Господа нашего, мы полагаемся» (Аллахумма, инни асъалю-кя хайра-ль-мауляджи ва хайра-ль-махраджи; би-сми-Лляхи валядж-на, ва би-сми-Лляхи харадж-на, ва ‘аля-Ллахи, Рабби-на, таваккаль-на), а потом поприветствует [членов] своей семьи». (Абу Дауд, 5096)
8. Перед едой
Из предыдущего хадиса мы узнали, что, если приступить к еде, не упомянув Аллаха, шайтан и его семейство станут соучастниками вашей трапезы. Поэтому важно поминать Аллаха перед едой. Как же это делать?
Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха (Би-сми-Ллях), и ешь правой рукой». (Аль-Бухари 5376, Муслим 2022)
А что если забыл сказать «БисмиЛлях» перед едой? И в этом случае есть выход.
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас приступает к еде, пусть скажет: “С именем Аллаха” (БисмиЛлях), а если он забудет сказать [это] в начале [еды], пусть скажет:
بِسْمِ اللهِ فِي أَوَّلِهِ وَآخِرِهِ
“С именем Аллаха в начале и конце её!” (БисмиЛляхи фи аввалихи ва ахирихи)». (Абу Дауд 3767, ат-Тирмизи 1858)
Сообщается, что сподвижник Умаййа бин Махши, да будет доволен им Аллах, сказал: «Один человек, который ел в присутствии сидевшего [рядом с ним] посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался [только один] кусок. Поднеся его ко рту, [этот человек] сказал: «С именем Аллаха в начале и конце её» (Би-сми-Лляхи аввалуху ва ахираху), и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся и сказал: «Шайтан [всё время] ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, [шайтан] изверг из себя всё то, что было у него в чреве». (Ахмад 4/336, Абу Дауд 3768)
9. Перед сном
Что касается того, что читать перед сном для защиты от шайтана, то относительно этого передаётся множество хадисов. Мы приведём те, что относятся к нашей теме.
Чтение Аятуль-Курси (255-й аят суры аль-Бакара)
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «[Однажды] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил мне хранить собранный в рамадане закят, а [через некоторое время] ко мне пришёл [какой-то человек], который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Он сказал: «Поистине, я нуждаюсь, у меня [много] детей, и я − в крайней нужде!» Тогда я отпустил его, а утром пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что [у него много] детей, а я пожалел его и отпустил». [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,] сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он ещё вернётся». Таким образом, я [заранее] узнал, что он вернётся, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он вернётся», и я стал поджидать его. [Через некоторое время] он [и в самом деле снова] пришёл и стал пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сказал: «Поистине, я отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Он сказал: «Отпусти меня, ведь я нуждаюсь, и у меня [много] детей, и я больше не вернусь!» Тогда я пожалел его и отпустил, а утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что [у него много] детей, а я пожалел его и отпустил». [На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,] сказал: «Поистине, он солгал тебе и он ещё вернётся». И я стал поджидать его третьего [прихода, а когда он действительно пришёл и снова] принялся набирать себе еду пригоршнями, я схватил его и сказал: “Поистине, [теперь-то] я отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потому что ты в третий раз говоришь, что не вернёшься, а потом возвращаешься!” [Тогда этот человек] сказал: “Отпусти меня, [а за это] я научу тебя [таким] словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!” Я спросил: “Что [это за слова]?” Он сказал: «Когда будешь ложиться спать, читай Аят аль-Курси: “Аллах − нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего…” (Коран, 2:255), [от начала и] до конца, [и, если ты станешь делать это,] с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не [сможет] приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!» − и я отпустил его, а утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он сказал, что научит меня таким словам, которые Аллах сделает полезными для меня, и я отпустил его». [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,] спросил: «Что же [это за слова]?» Я ответил: «Он сказал мне: “Когда будешь ложиться спать, прочитай от начала и до конца айат трона: “Аллах − нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего…”, и ещё он сказал мне: “C тобой всегда будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!”»
[Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, или другой передатчик этого хадиса сказал]: «А они [сподвижники] больше всего стремились к благу».
(Далее Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал): «[Выслушав меня,] пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он действительно сказал тебе правду, [несмотря] на то, что он − отъявленный лжец! Известно ли тебе, с кем ты разговаривал этими тремя ночами, о Абу Хурайра?” Я сказал: “Нет”. [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,] сказал: “Это − шайтан”». (Аль-Бухари, 2311)
В другом сообщении, которое приводит имам Абу Бакр, говорится, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не вижу ни одного разумного человека, принявшего ислам, который засыпал бы, не прочитав Аятуль-Курси». (Тафсир ибн Касира)
Чтение последних трех сур Корана по три раза (112-я, 113-я, 114-я суры Корана)
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Каждую ночь перед тем как лечь в постель, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соединял кисти рук и поворачивал ладони к себе, потом поплёвывал на них и читал суры “Аль-Ихляс”, “Аль-Фаляк” и “Ан-Нас”, а потом проводил ладонями по всему телу, куда только мог дотянуться, начиная с головы, лица и всей передней поверхности тела, и он делал это трижды». (Аль-Бухари, 5017)
Чтение дуа
Сообщается, что однажды аль-Валид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поистине, я испытываю тревогу». (Пророк) сказал: «Ложась в постель, говори:
أعُوذُ بِكَلِماتِ اللَّهِ التَّامَّاتِ مِنْ غَضَبِهِ وَعِقابِهِ وَشَرِّ عِبَادِهِ، وَ مِنْ هَمَزَاتِ الشَّياطِينِ وأنْ يَحْضُرُونِ
«Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от Его гнева и Его наказания, от зла Его рабов, от наущений шайтанов и от того, чтобы они являлись ко мне» (А‘узу би-кялимати-Лляхи-т-таммати мин гадаби-хи, ва ‘икаби-хи, ва шарри ‘ибади-хи, ва мин хамазати-ш-шайатыни ва ан йахдуру-ни), и тогда они не причинят тебе вреда (не приблизятся к тебе)». (Ибн ас-Сунни, 738)
10. При испуге во сне
‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед (‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас) сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил их произносить слова:
أعُوذُ بِكَلِماتِ اللَّهِ التَّامَّةِ مِن غَضَبِهِ وَشَرّ عِبادِهِ، وَمِنْ هَمَزَاتِ الشَّيَاطِينِ، وأنْ يَحْضُرُونِ
«Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от Его гнева, от зла Его рабов, от наущений шайтанов и от того, чтобы они являлись ко мне» (А‘узу би-кялимати-Лляхи-т-таммати мин гадаби-хи, ва мин шарри ‘ибади-хи, ва мин хамазати-ш-шайатыни ва ан йахдуру-ни), в том случае, если человек испугается чего-либо во сне». (Ат-Тирмизи, 3528)
Передают со слов Джабира, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит такой сон, который ему не понравится, пусть трижды сплюнет налево и трижды обратится к Аллаху за защитой от шайтана, а потом перевернётся на другой бок». (Муслим, 2262)
В данном случае речь идет об имитации сплевывания без выделения слюны.
11. Перед половой близостью с супругой
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если перед совершением полового сношения с женой любой из вас скажет:
بِسْمِ اللّه اللَّهُمَّ جَنِّبْنا الشَّيْطانَ وَجَنِّبِ الشَّيْطانَ ما رَزَقْتَنا
«С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем Ты наделил нас! (Би-сми-Лляхи, Аллахумма, джанниб-на-ш-шайтана ва джанниби-ш-шайтана ма разакта-на) – и (супругам) будет суждено иметь ребёнка, он не повредит ему».
В другой версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…то шайтан уже никогда не (сможет) повредить ему». (Аль-Бухари 141, Муслим 1434)
12. Общее дуа для защиты от шайтана
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обучил нас чтению дуа для защиты детей от шайтана. Но его можно читать и за себя.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто просил защиты для аль-Хасана и аль-Хусайна, произнося слова: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы они защитили вас от любого шайтана, и любого [ядовитого] существа, и от всякого дурного глаза! (У‘изукума би-кялимати-Лляхи-т-таммати мин кулли шайтанин ва хамматин ва мин кулли ‘айнин лямматин!)» − и он говорил: «Поистине, так ваш праотец (Ибрахим, мир ему) просил у Аллаха защиты для Исма‘ила и Исхака». (Ат-Тирмизи, 2060)
Это дуа, которое Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал словами «У‘изукума», то есть для двойственного числа мужского рода.
Если же человек хочет читать его для себя, то надо читать следующим образом:
أعوذُ بِكَلِمَاتِ اللهِ التَّامَّةِ مِنْ كُلِّ شَيْطَانٍ وَهَامَّةٍ وَمِنْ كُلِّ عَيْنٍ لاَمَّةٍ
«А’узу би-кялимати-Лляхи-т-таммати мин кулли шайтанин ва хамматин ва мин кулли ‘айнин лямматин».
13. Чтение суры аль-Бакара
Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Читайте в своих домах суру “аль-Бакара”! Поистине, шайтан не входит в дом, в котором читают суру “аль-Бакара”». (Аль-Хаким 1/561).
[1] В комментариях указывается, что эти слова произносятся либо Аллахом, либо ангелом.
[2] Имеется в виду избавление от всего того, что может причинить человеку беспокойство в обоих мирах.