что делать если украли контент
Ваш сайт украли — что делать?
Если автор или правообладатель докажет, что не разрешал копировать свой сайт, и подтвердит права с помощью документов, то он накажет нарушителя и вернет награбленное.
В предыдущей статье Сергей Мартынюк рассказал нам, как подготовить базу для защиты сайта от плагиата. Сегодня продолжим тему инструкцией о противостоянии пиратам. Узнаем, что делать, кому жаловаться и каких результатов ждать, если ваш сайт украли.
Что делать
Кому и какую претензию отправить
Когда украдено что-то одно: иллюстрация или текст, то рано делать выводы. Владелец сайта сам мог пострадать от недобросовестных исполнителей, укравших чужую интеллектуальную собственность. Или просто взять то, что понравилось, без злого умысла. Если случай единичный, напишите email с просьбой убрать ваш контент или добавить информацию о правообладателе.
Вам помогут, потому что испугаются огласки и блокировки контента хостинг-провайдером.
Когда спарсили контент сайта целиком (автоматическое копирование всех страниц программой-роботом) — это уже почти разбой, если можно так выразиться. Сомалийские пираты обживаются на вашем корабле и получают прибыль: прикручивают к страницам баннеры, ставят платные ссылки на онлайн-казино. Что делать, когда украли сайт целиком? Не тратьте время на переговоры с профессиональными ворами — сразу пишите хостеру, который хранит на своих серверах этот сайт.
Хостинг-провайдер должен помочь по статье 1253.1 Гражданского кодекса РФ, но есть нюанс. Закрыть доступ к страницам с плагиатом хостер обязан по решению суда. Участвовать в вашей войне без официального предписания властей он может только по доброй воле.
Как защитить контент и что делать, если ваше видео на YouTube все-таки украли
Если раньше от воровства контента страдали авторы текстов и изображений, то теперь к ним добавилась целая армия создателей видео. Что делать, если вы обнаружили свой ролик на чужом канале? И как защитить контент от воровства?
Привлечь на канал тысячи подписчиков и зарабатывать на видеороликах в YouTube — заветная мечта авторов видео. Но не все выбирают честный путь: снимать собственные интересные видео, заниматься их обработкой, монтажом, размещением, раскруткой… Да и зачем, когда в YouTube уже есть готовые ролики — остается залить их на свой канал и пожинать плоды.
Если вы выбираете честный путь и не хотите, чтобы нечистые на руку «блогеры» зарабатывали за ваш счет, предлагаем узнать о способах защиты своих прав на YouTube-видео.
1. Зачем воруют видео?
YouTube — самый активный защитник авторских прав среди видеохостингов. Но даже круглосуточная работа службы контента и строгие санкции до сих пор не отбили желание использовать чужие ролики у любителей легкого заработка.
В зоне риска – любое популярное видео, которое имеет тысячи просмотров и целый шквал лайков и комментариев. Такие ролики недобросовестные ютуберы копируют, чтобы быстро и гарантированно монетизировать свой канал.
Вторая причина – отсутствие собственного контента: нередко авторам просто нечем наполнять каналы, и они используют чужие видео для привлечения внимания аудитории (например, обзоры, советы, панорамную съемку и т. п.).
Но даже самый осторожный вор рискует лишиться своего канала на YouTube. Причем опасность его поджидает не только в лице автора, который в любое время может подать жалобу, но и со стороны службы контента. YouTube непрерывно борется с воровством видеороликов и может потребовать подтверждения прав на контент. Если пользователь их не подтверждает, ему грозят страйки вплоть до блокировки канала.
2. Способы защиты видеороликов
YouTube предоставляет целый набор инструментов для защиты видеороликов от копирования. Автор видео может выбрать один из них, но в данном случае принцип «чем больше, тем лучше» работает на ура.
1. «Повесить» логотип
Один из самых простых и быстрых способов защиты видео. Подходит для тех авторов, которые регулярно выкладывают ролики и хотят предупредить их копирование. Даже если ролик скопирован, он все равно будет ссылаться (пусть и чисто визуально) на первоисточник. Убрать логотип с видео проблематично, поэтому это достаточно эффективный способ.
Чтобы добавить логотип, нужно войти в свой аккаунт, открыть раздел Творческая студия. Путь далее: Канал / Фирменный стиль / Добавить логотип канала. Логотип должен быть в формате PNG или GIF и весить не более 1Мб.
2. «Засветиться» в кадре
Метод актуален для тренеров по фитнесу, визажистов, экспертов и блогеров, снимающих ролики в формате «How to…». Обычно такой формат видео предполагает съемку самого процесса, а автор за кадром начитывает текст. В результате получается полезный и интересный для подписчиков контент, который воруется с необычайной скоростью.
Если же в кадре будет сам автор видеоролика, то украсть его станет гораздо сложнее. При подаче жалобы доказательства будут очевидными. Однако этот способ защиты требует более серьезного подхода к съемке ролика: надо иметь хорошее оборудование, обустроенное помещение, ну и не должно быть страха перед камерой.
Еще один способ — размещать в кадре знак бренда. Воплотить в жизнь идею просто: закажите брендированный фон. Он должен быть в кадре постоянно или появляться время от времени.
3. Создать водяной знак
Обычно водяными знаками защищают изображения, но при желании их можно разместить и на своем видео. Этот способ по своей сути похож на загрузку логотипа через YouTube — разница в том, что водяной знак создаете на этапе монтажа видео (например, в Camtasia Studio) и загружаете ролик уже с водяным знаком.
4. Защитить видеоролик лицензией
Каждый автор вправе сам устанавливать правила использования контента. Для того чтобы запретить копирование и размещение ролика на сторонних ресурсах, можно защитить его стандартной лицензией YouTube. Она запрещает копирование любого вида контента (видео, музыки и т. д.). По умолчанию для всех видео используется именно она.
Также есть лицензия Creative Commons, которая позволяет третьим лицам пользоваться контентом на условиях, которые установил правообладатель. Для того чтобы защититься этой лицензией, нужно зайти в настройки видеоролика и пройти следующий путь: Расширенные настройки / Лицензии и права собственности / Creative Commons — с указанием авторства.
5. Ограничить возможность встраивания видероликов
YouTube дает возможность пользователям размещать чужие видеоролики на своих сайтах. В этом случае остается ссылка на YouTube-канал, поэтому автор от таких действий не проигрывает. Если же автор не хочет, чтобы его контент размещался на сторонних ресурсах, то он просто блокирует возможность встраивания ролика на другие сайты в своем аккаунте. Путь: Настройки видео / Расширенные настройки / Настройки распространения / Снять галочку с пункта «Разрешить встраивание видео».
6. Занести ролик в базу Content ID
Content ID — самый надежный метод защиты авторских прав на YouTube. Пользоваться этой системой могут только те авторы, которые способны подтвердить исключительные права на контент. Для этого надо подать заявку на регистрацию видеоролика в Content ID и заключить с YouTube специальное соглашение.
После этого в систему загружаются образцы видео, и автор может следить за тем, как оно используется на YouTube.
К регистрации в Content ID не допускаются следующие материалы:
Если факт недобросовестного использования видеоконтента подтверждается, то его правообладатель может заполнить специальную форму уведомлений и попросить удалить материалы.
3. Что делать, если видео все-таки украли
Украденные с YouTube видеоролики могут размещаться на разных ресурсах. Рассмотрим подробно каждый из возможных вариантов и алгоритм действий автора ролика.
1. Видео разместили на другом YouTube-канале
Как обнаружить
Владельцы популярных каналов отслеживают статистику просмотров своих видеороликов и регулярно просматривают ролики конкурентов, чтобы быть в тренде. Понять, что что-то не так, можно по резко упавшему трафику и заработку. Нередко найти украденный ролик можно на топовых позициях в похожих видео.
Для отслеживания своего видео на других каналах можно пользоваться специальными сервисами. Например, для этих целей подходит Google Alerts. Этот инструмент позволяет искать похожие видеоролики в сети и присылает на почту уведомления с результатами поиска. Поиск видеоконтента можно осуществлять по его названию или ключевым словам.
Что делать
Если автор видеоконтента обнаружил свой ролик, полностью или частично скопированный, на другом канале, надо подать жалобу. Для этого внизу каждого видео есть кнопка «Пожаловаться». Ее надо нажать и выбрать из списка нарушений пункт «Нарушение моих прав». Далее заполняется специальная форма, в которой указываются контактные данные, описывается видеоролик и предоставляется URL-ссылка на скопированное видео. В конце пишется заявление от своего имени.
Что дальше
Служба контента YouTube отправляет владельцу канала, на котором находится украденное видео, предупреждение о жалобе автора. В свою очередь, владелец канала может предпринять два действия: подтвердить права на видеоролик или удалить его. Чтобы подтвердить права, требуются исходники ролика или другие черновые варианты выложенного в сеть видео. Поэтому в большинстве случаев незаконно используемый контент просто удаляется. Однако ситуацию это не спасает, и канал подвергается санкциям.
Что грозит владельцу канала с незаконно присвоенным видео:
2. Видео разместили на стороннем сайте
Нередко видеоролики с YouTube используются для наполнения сайтов. Их могут встраивать целиком или делать из видео нарезку фотографий/презентацию. Обычно встраивание видеоролика на сайт авторами только приветствуется, ведь остается ссылка на канал, по которой могут прийти новые подписчики. Но по желанию эту функцию можно заблокировать.
Если же ссылки на видео нет или были обнаружены фотографии, нарезанные из ролика, то автор может написать в службу поддержки сайта и попросить удалить его контент или поставить ссылку на первоисточник.
Достаточно часто такие просьбы игнорируются. В этом случае можно составить жалобу на воровство контента и отправить ее в службу поддержки Google. Эта служба проводит проверку и удаляет незаконно размещенный на сайте контент на основании DMCA (Закона об авторском праве в цифровую эпоху).
Созданный контент — это ценность, за которую в случае кражи нужно бороться. Если вы обнаружили, что кто-то незаконно использует ваши ролики, не отсиживайтесь в стороне — благо способов повлиять на нарушителя сегодня достаточно.
Способы охраны авторских прав от нарушения в интернете
Украли в Интернете вашу статью, фотографию, аудио- или видеоконтент? Восстановить авторские права можно внесудебными и судебными методами. Они предусмотрены российским законодательством и позволяют достичь результата – от удаления плагиата до привлечения нарушителя к уголовной ответственности.
Остановить незаконное использование авторских произведений в Интернете чаще всего удается уже на досудебном этапе, с помощью заявления, направляемого нарушителю, провайдеру, в администрацию поисковых систем, социальных сетей. Это письмо должно быть составлено в соответствии с юридическими нормами. В крайних случаях используется судебный способ решения спора, так как он может затянуться на длительное время и потребовать проведения сложных экспертиз.
Заявление в адрес нарушителя
В российском законодательстве о телекоммуникациях указано, что в первую очередь за нарушение авторских прав в Интернете отвечают распространители контента (пользователи) и владельцы веб-сайтов. Статья 15.7 Федерального закона №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в качестве внесудебных мер предусматривает направление заявления в адрес владельца сайта в письменной или электронной форме. Нарушитель при этом обязан в течение 24 часов удалить плагиат со своего ресурса.
Конечно, если вы направите такое письмо в произвольной форме, то владелец сайта, на котором размещен плагиат, просто проигнорирует его. Заявление необходимо оформить как юридический документ и указать в нем:
- ФИО правообладателя (автора) спорного контента, его паспортные данные, контактные данные (телефон, факс, e-mail); если правообладателем является юридическое лицо, то наименование организации и ее юридический адрес; сам объект авторских прав с указанием страниц сайта, на которых он обнаружен; доказательства наличия авторских прав – свидетельства, полученного в авторском обществе или в «Роспатенте» (на программы, базы данных); указание на то, что правообладатель не давал разрешение на распространение авторского материала; юридическое обоснование (нормативные акты), на основании которых предъявляется претензия (с выдержками); меры ответственности, которые может понести распространитель авторских материалов; согласие автора (правообладателя) на обработку персональных данных; копия документа, подтверждающая права представителя заявителя.
В качестве нормативных документов по защите авторских прав в сети Интернет используются следующие:
- Конституция и Гражданский кодекс РФ (IV часть) Международная Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений ФЗ №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Международное соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) Договор ВОИС по авторскому праву Женевская конвенция по фонограммам Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»
Владелец сайта, на котором незаконно размещен ваш авторский материал, вправе направить вам в течение 24 часов уведомление с просьбой уточнения каких-либо данных. Такое уведомление может быть направлено только 1 раз.
Патентные поверенные бюро IPbrand помогут вам составить претензионное письмо в адрес нарушителя авторских прав с учетом особенностей предмета спора и отечественного законодательства.
Как найти владельца сайта (домена)?
Контактные данные владельца сайта, на котором размещен плагиат, могут быть указаны на отдельной странице или в «подвале» (футере) главной страницы, в ее нижней части. Если они отсутствуют, то это неблагоприятная ситуация для автора, так как он лишается возможности подать иск в суд. Исковое заявление в обязательном порядке должно включать ФИО (наименование) ответчика, его место жительства (или местонахождение юридического лица).
В случае, если эти данные не указаны на самом сайте, нарушителя можно найти с помощью сервиса WHOIS. В выдаче результатов приводятся также контакты хостинг-провайдера, который зарегистрировал домен. Эти данные можно использовать на следующем этапе решения спора. В информации, полученной с помощью данного сервиса, может присутствовать ссылка на форму, которая позволяет отправить сообщение администратору домена.
Жалоба хостинг-провайдеру или в администрацию социальной сети
Если нарушитель не отвечает на заявление, или при регистрации домена он использовал услугу WhoIs Protect (скрытие контактных данных в публичных источниках), то аналогичное заявление можно направить хостинг-провайдеру.
Когда ваши авторские права нарушены в социальной сети, то нужно обратиться с таким же заявлением в ее администрацию. Так, например, в Facebook жалобу можно направить, заполнив специальную форму, или на электронный адрес уполномоченного специалиста.
Провайдеры и операторы телекоммуникационных систем по законодательству не несут ответственность за действия пользователей во время хостинга и не имеют право контролировать контент. Но в большинстве случаев, при наличии веских юридических доказательств, они идут навстречу правообладателям, направляют жалобу в адрес нарушителя и могут ограничить доступ к его ресурсу (аккаунту).
Нарушение прав на видеоконтент на YouTube
Видеохостинг YouTube имеет встроенную систему для выявления копий. Для этого нужно войти в аккаунт, выбрать в меню «Авторские права», а на вкладке «Совпадения» автоматически выводятся те видеоролики, которые практически полностью совпадают с вашими. На этой же странице можно выбрать несколько действий – связаться с владельцем канала или отправить запрос на удаление пиратского контента в администрацию видеохостинга. Такой запрос можно сформировать и вручную, если вы сами нашли плагиат.
Запрос на удаление видео на YouTube
Нарушителю присылают страйк, спорное видео удаляют и блокируют монетизацию канала. При неоднократных нарушениях канал и аккаунт могут быть заблокированы полностью.
Автоматическое удаление не производится. С видеохостинга могут удалить то видео, которое по дате было размещено позже. Однако это не является доказательством авторских прав, и хозяин удаленного контента может подать на апелляцию. Поэтому необходимо заручиться более вескими свидетельствами ваших прав на видеоконтент. Это можно сделать при помощи депонирования.
Обращение к администраторам поисковых систем
Параллельно можно направить жалобу в адрес администрации Яндекса, Рамблера и Mail.ru. В 2018 году эти ведущие IT-компании подписали Меморандум для борьбы с пиратством. После поступления жалобы они могут понизить индексацию сайта мошенника или вовсе исключить ее из поисковой выдачи на территории РФ, в результате чего он потеряет трафик. Меморандум также предусматривает создание реестра сайтов, на которых размещается нелегальный контент.
Однако и в этом случае необходимы документальные доказательства авторских прав, на основании которых проводятся ограничительные действия.
Обращение в суд
Согласно ФЗ № 187от 02.07.2013 г., при обнаружении плагиата в сети Интернет правообладатель может обратиться в Московский городской суд для ограничения доступа к ресурсу нарушителя. Для этого необходимо подать в данную инстанцию заявление на принятие обеспечительных мер по защите авторских прав. Объектом авторских прав может быть любое произведение, кроме фотографий.
Московский городской суд, после рассмотрения заявления, обязывает Роскомнадзор ограничить доступ к сайтам, на которых размещен плагиат. Обеспечительные меры действуют в течение 15 суток. В этот период заявитель должен подать исковое заявление в суд общей юрисдикции (арбитражный суд), в противном случае эти ограничения будут сняты.
Для справки. За первые 5 лет работы Мосгорсуда в области предварительного обеспечения поступило более 8,5 тысяч заявлений от правообладателей в отношении более чем 100 тысяч сайтов и веб-страниц. Судом вынесено свыше 3,7 тысяч определений.
Полная блокировка сайта возможна только по решению суда общей юрисдикции. Это решение необходимо направить в Роскомнадзор, который уведомляет хостинг-провайдера и владельца сайта о необходимости устранения нарушений. Если нарушение авторских прав продолжается, то веб-сайт блокируется полностью. Как показывает практика, более 90% владельцев сайтов удаляют пиратский контент сразу после получения уведомления, не дожидаясь полной блокировки. Такие веб-страницы и доменные имена вносятся в «Единый реестр доменных имен», который создан для борьбы с пиратством и плагиатом.
Мосгорсуд является также судом первой инстанции для рассмотрения гражданских дел в области нарушения авторских прав в сети Интернет, в том числе в тех случаях, когда им были приняты предварительные обеспечительные меры. В связи с этим Мосгорсуд может решить вопрос о постоянном ограничении доступа к сайту нарушителя, на котором неоднократно был размещен плагиат.
С июня 2020 года вступил в действие новый порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, на которых выложено программное обеспечение, нарушающее авторские права. Ограничение доступа к таким приложениям должно производиться в течение 1 дня.
Ответственность за нарушение авторских прав
Суд может привлечь нарушителя к нескольким видам ответственности:
- в рамках гражданского кодекса – компенсация в пользу правообладателя (автора) в размере до 5 миллионов рублей; в рамках КоАП – штраф в пользу государства: для физических лиц – до 2 тысяч рублей, для юридических лиц – до 40 тысяч рублей; в рамках уголовного кодекса, при присвоении авторства (плагиате) – штраф до 200 тысяч рублей; исправительные или обязательные работы.
Если правообладателю нанесен крупный ущерб (более 100 тысяч рублей), то предусмотрено также лишение свободы до 2 лет. При особо крупном ущербе (более 1 млн. рублей) размер штрафа может быть увеличен до 500 тысяч рублей, а срок заключения – до 6 лет.
Услуги патентной компании IPbrand по восстановлению авторских прав в Интернете
- Поможем найти нарушителя, проведем мониторинг в сети Интернет Соберем доказательную базу, подтверждающую ваши авторские права Составим претензионное письмо на досудебном этапе решения спора Подадим заявление в Мосгорсуд для предварительного обеспечения (временного прекращения доступа к сайту нарушителя) Подадим судебный иск для блокировки веб-ресурса и получения компенсации Защитим интересы клиента в суде в качестве его представителя
О том, как защитить доменное имя вашего сайта, его содержание, фотографии и другой медиаконтент, подробно рассказано в другой статье нашего блога – «Авторские права в Интернете»
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Воровство контента — как найти ворованный контент и что делать в этом случае? Видеоурок
Ищем сворованный content
Неприятно не из-за того, что продукт вашего интеллектуального труда — статья — стала доступна к прочтению на других ресурсах, а из-за того, что вашему сайту от этого будет не очень хорошо. Особенно, если поисковые системы решат, что ваш сайт не является первоисточником данного текста.
Как я писал в статье про важность уникальных текстов на сайте, поисковики заботятся о своих ресурсах и удобстве для пользователей, поэтому «откровенные» копии контента они стараются выкидывать из своего индекса. Ну а если ваша статья была кем-то сворована и размещена на ещё каком-то ресурсе, но страница в чем разница» rel=dofollow»>страница с нею проиндексирована раньше, чем на вашем, то у поисковой системы есть полная уверенность считать, что ваш ресурс разместил у себя копию (или, как говорят, плагиат).
В общем, если сказать короче: плохо, когда ваш контент воруют, а ещё хуже — когда копия оказывается в индексе поисковика раньше оригинала.
Воровство контента с сайтов и его виды
Думаю, можно выделить 4 вида этого явления.
1. Автоматическое копирование всего сайта
В этом случае специальными программами (т.н. грабберами) сайт полностью скачивается с сервера со всем его содержимым, структурой и оформлением. Т.е. создаётся практически не отличимая от источника копия (но, конечно, с другим доменным именем).
2. Вручную ворованный контент
Это наиболее распространённый вариант. Например, какой-нибудь сайтовладелец хочет наполнить свой проект по-быстрому статьями — идёт в поиск, вводит запрос, получает поисковую выдачу, из неё выбирает сайт, копирует тексты и размещает у себя. Обычно этим занимаются начинающие вебмастера, которые просто не знают, что делать так не надо.
3. Спарсенный контент
От английского слова «parsing» — «разбор». Имеется в виду, что специальный серверный скрипт с сайта (или вообще десктопное приложение с компьютера) обращается к URL-адресу вашего сайта, «вытягивает» всё, что там есть и получает текст статьи (т.е. отбрасываются блоки меню, сайдбар, футер и т.п.). В принципе, это просто автоматизация ручного воровства контента.
Кстати, в этом случае ваши статьи может «спасти» внутренняя перелинковка, т.к. при автоматическом парсинге скачиваются все ссылки внутри статьи — т.е. ссылки на другие материалы вашего ресурса. Конечно, данная особенность не решает все последствия копирования текста, но добавляет бэклинки — внешние ссылки на ваш сайт, а также может навести поисковых роботов на некоторые размышления.
4. Копирование статей с указанием авторства
На мой взгляд, это уже не нужно относить к ворованному контенту, потому как указана ссылка-источник. Правда, крайне желательно, чтобы такая ссылка не была закрыта от индексации поисковыми роботами, а иначе мы:
Но тут есть и обратный эффект: если очень некачественный сайт сошлётся на наш (оставив открытую ссылку), то нашему станет хуже. И наоборот — если трастовый сайт укажет на наш — то и нам хорошо.
В общем, в любом случае, от воровства контента больше вреда, чем пользы.
Как найти ворованный контент?
Осуществить данный процесс весьма просто — достаточно проверить уникальность текста на сайте любым способом. Думаю, проще всего сделать это через специальные программы от крупных бирж копирайтинга. Достаточно произвести проверку всей своей статьи (или её части) на копии в Интернете. Посмотрите моё видео, где я это делаю программой eTXT Антиплагиат:
Видео: поиск скопированного контента в eTXT Антиплагиат:
Таким образом, если на вашем сайте есть качественная, написанная вами статья, «заточенная» под не слишком высокочастотный или конкурентный запрос и, в то же время, она находится на 100+ позиции поисковой выдачи, то велика вероятность, что её кто-нибудь своровал, и поисковики за источник контента принимают не ваш сайт.
Что делать?
Если удалось обнаружить сайт, своровавший вашу статью, то можно:
Мне лично ничего из перечисленного выше делать не приходилось, хотя надо бы.. К счастью, как показано в видео, страница в чем разница» rel=dofollow»>страница со статьёй про контекстную рекламу в интернете перестала существовать без «моей помощи», уж не знаю почему — угрызения совести вебмастера помогли или что-нибудь более банальное. Но, тем не менее, она ещё есть в кэше Яндекса и Google.
А недавно обнаружил ещё один ресурс, который появился около 2-х месяцев назад и который своровал у меня уже 3 статьи. Например, вот моя статья про срезы в РСЯ: http://adnice.net/stat/startweb/107-kak-zadat-srezy-dlya-obyavleniy-rsya-i-zachem-eto-nuzhno.html. Как ни странно, у обеих статей (и моей, и копии) всё нормально с индексацией в Яндексе и Гугле.
Сталкивались ли вы с воровством контента с ваших сайтов? И если да, то что делали в этом случае?