что делать если у ребенка низкая самооценка
Как повысить самооценку ребенку 6–7 лет
Как повысить самооценку у ребенка, чтобы он вырос уверенным в себе? Вы хотите укрепить чувство собственного достоинства своих детей, но у вас не получается делать это правильно?
Самооценку следует воспитывать в детях. (неважно девочки или мальчика) с самого начала их детства. Так как наличие хорошего уровня самооценки имеет решающее значение, особенно в подростковом возрасте. Она помогает ребенку, несмотря на трудности строить позитивный образ самого себя, не бояться экспериментировать и правильно относиться к сверстникам. Развивать чувство доверия к собственным способностям, а также к окружающему миру.
Как узнать самооценку ребенка, по каким признакам, можно понять какая она?
Самооценка является основным элементом личного формирования детей. Детское развитие в обучении, а также хороших отношениях и построение личного счастья будет зависеть от их степени самооценки. Когда ребенок приобретает хорошую самооценку, он чувствует себя компетентным, уверенным и ценным. Это помогает ему быть ответственным человеком, свободно общаться и относиться к другим соответствующим образом. Напротив, ребенок с низкой самооценкой не будет доверять своим возможностям или другим людям. Детям с низкой самооценкойхарактерны следующие черты:
Его поза и манера вести себя принимает закрытое положение. Например, с изогнутыми плечами, использует слабый тон голоса, ходит с опущенной головой, бегающий взгляд из-за боязни смотреть другим в глаза.
Ему кажется что другие не испытывают к нему интереса, поэтому он не пытается понять чувства других. В группе дети с низкой самооценкой никогда не являются лидерами наоборот самоограничиваются. Обычно такие дети не говорят о себе хорошо, а иногда и о других из-за зависти или тенденции сосредоточиваться на негативе.
У них есть трудности в принятии решений, потому что они не доверяют своим критериям. Страх неудачи и разочарований мешают им делать что-то по собственной инициативе.
Они не способны к истинным дружеским отношениям, так как не верят во взаимность.
Часто хвастаются материальными вещами, чтобы завоевать уважение или признание своих сверстников.
Обычно много фантазируют и переоценивают собственные способности, которые не поддаются проверке в школьной среде. А чтобы не быть обнаруженными во лжи говорят, что рассказанное ими событие произошло с ними не в этом городе, деревне либо стране.
Если заниженная самооценка у ребенка он будет чувствовать себя хуже других людей. Следовательно, будет вести себя более робко, критично или агрессивно.
Когда сталкиваются с новой или трудной задачей, то их неумение ее решить или преодолеть может сопровождаться слезами либо агрессией. Они импульсивны. Для них неудача является результатом их интеллектуальных способностей, а успех приписывается случайности. Поэтому им трудно поверить в искренность похвалы в свой адрес. Им не хватает энергии.
Часто довольно таки неряшливы, потому что не беспокоятся о своем внешнем виде.
Их мало интересует собственное будущее.
Они пассивны и избегают трудных ситуаций, с которыми, по их мнению, им не справиться.
Он может быть застенчивым или наоборот, раздражительным, надменным, агрессивным. Ему чужда собственная инициатива в отношениях с другими.
Плохо реагирует на критические замечания или суждения других (одноклассники, учителя, родители, отвечает на них злобно, категорически.
Когда самооценка у ребенка низкая он часто замыкается в себе, предпочитает одиночество.
Ему трудно справляться с разочарованиями и неудачами, это его деморализует. Сильно эмоционально расстраивается, когда получает критику в свой адрес. Либо испытывает сильное чувство неловкости из-за того, что стал чьим-то центром внимания.
У него плохое мнение о себе, имеет склонность преуменьшать или недооценивать собственные способности и ресурсы.
В его словах часто прослеживается пессимизм, как будто все действия, которые он должен выполнять, обречены на провал.
Часто сравнивает себя с другими, притом не в свою пользу. Боится браться за любые поручения, особенно новые дела, а, желая скрыть свою боязнь, придумывает много отговорок либо задает слишком много вопросов.
Зная, как выглядят, ведут и чувствуют себя дети с заниженной самооценкой,спросите себя: «хотелось бы вам подобного будущего своему чаду»? Наверняка нет, тогда что можно сделать, чтобы поднять самооценку своим детям? Как повлиять на развитие адекватной самооценки у ребёнка? Самооценка ребенка — это его настоящее зеркало, которое учит тому, кто он, какие навыки у него есть и как он развивается благодаря приобретенному опыту.
Это результат отношения между характером и окружающей средой, в которой он развивается.
Важно, чтобы дома малыш чувствовал себя комфортно, а в семье всегда были любовь, взаимопонимание, доверие и уважение. Счастливые дети развиваются более гармонично и вырастают уверенные в себе.
Сосредоточьтесь на позитиве. Позитивный настрой родителей создает более здоровую и спокойную среду для ребенка. Эта атмосфера обеспечит ему большую безопасность и поможет научиться, даже в трудных ситуациях видеть положительную сторону.
Необходимо поощрять самостоятельность ребёнка. Чем раньше он научится оценивать свои силы в какой-либо деятельности, тем смелее в дальнейшем будет браться за выполнение разной работы. Во взрослом возрасте такие люди могут соотносить свои возможности с окружающей обстановкой и брать на себя то количество обязанностей, которое способны выполнить. Ценный навык в современном мире.
Запомните в том, как повысить самооценку и уверенность ребенку важно понять, что любить надо не за что-то, а просто так (сообщая об этом ребёнку).
А вот хвалить следует за конкретные старания и достижения, даже самые маленькие, делая акцент на его сильных качествах.
Нельзя препятствовать проявлению детской инициативы.Вредны фразы: «У тебя это не получится» или «Ты сделаешь это плохо, давай лучше я». Такая позиция родителей сформирует у крохи лишь комплекс неполноценности, и в будущем он может испытывать страх перед любой деятельностью, так как посчитает, что не способен её выполнить.
Важно хвалить, но не перехваливать. Ведь можно воспитать зазнайку, если постоянно чрезмерно хвалить ребенка. Малыш будет думать, что он самый лучший и Земля вертится вокруг него, все для него. Если в поведении ребенка проявляются эти черты, необходимо провести с ним беседу по этому поводу, объяснив, что вести себя высокомерно по отношению к другим людям — плохо. Это не хорошая черта характера. Его отношение к людям должно быть таким, какое он хочет видеть к себе.
Нельзя сравнивать своё чадо с другими детьми, иначе он может вырасти тревожным и неуверенным в себе. Всегда следует опираться на его индивидуальные особенности. В том, как поднять самооценку у ребенка, запомните нельзя навешивать ярлыки.
Любая критика должна относиться не к личности ребёнка, а только к его действиям.Не стоит бросать обвинения в стиле: «Не будь неумехой!»Гораздо благоприятнее фраза: «Ты же у меня способный, а сейчас ленишься. Попробуй ещё раз, и всё получится!» Важно всегда демонстрировать веру в своего ребёнка. Это подкрепляет его самооценку и вызывает желание проявлять инициативу.
Необходимо приучать детей быть опрятными, следить за своим внешним видом. Если они привыкнут выглядеть достойно, то будут выше себя оценивать.
Нельзя игнорировать совершение ребёнком плохих поступков. Надо обязательно указывать ему на это и говорить, как следует поступать в подобных ситуациях, то есть направлять в нужное русло. Как родители вы не можете избавить свое чадо от совершения ошибок, они будут их совершать, но и учиться на них. Так детки научатся тому, что действия имеют последствия.
Повышение самооценки у детей возможно, только если вы поможете им учиться на своих ошибках. Учите детей рассматривать ошибки как способы научиться чему-то новому, положительному. Учите тому, что всегда лучше попробовать что-то и допустить ошибку, чем ничего не делать из-за боязни неудачи. Важно помнить, что чрезмерная опека довольно часто провоцирует развитие низкой самооценки, поскольку ребёнок вырастает несамостоятельным и может даже не представлять своих способностей. Чем позже он начинает сталкиваться с трудностями, тем больнее обжигается. Необходимо учить доводить начатое до конца. Чем больше завершённых дел в копилке у человека, тем выше его удовлетворённость собой. Вознаграждайте усилия независимо от результата. Важно ценить усилия детей, независимо от того, преуспели они или потерпели неудачу. Так вы поможете ребенку понять, что его тяжелая «работа», даже если вышла неудачной всегда будет вознаграждена родителями. Проводите время с детьми. Даже если очень вы заняты, постарайтесь провести качественное время со своими детьми. Вам это поможет построить лучшие отношения, а детям чувствовать, что их любят, поддерживают и ценят.
Как рассказать ребенку о Пасхе? Знакомство детей дошкольного возраста с празднованием «Пасхи» Работа подготовительной группы «Пасхальное дерево» Внутри пасхального яйца.
Консультация для родителей «Как лучше относиться к ребенку» Консультация для родителей «Как лучше относиться к ребенку» Очень часто родители задают вопрос. Как лучше относиться к ребенку? Как лучше,.
Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.
Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» Рано или поздно каждый родитель сталкивается с тем, что не знает, как рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают.
Консультация для родителей «Как ребенку найти друзей» Самые лучшие друзья обычно «родом из детства». Но иногда малышу непросто познакомиться с другими ребятами. На помощь ему должны прийти.
Консультация для родителей «Об отношении к своему ребенку» Как добиться хорошего отношения между родителями и детьми? Об этом много пишут в специальной литературе, говорят и советуют специалисты.
Консультация для родителей «Расскажите ребенку о зиме» Зима – это самое холодное, но вместе с тем и прекрасное время года. Обратите внимание малыша на красоту зимнего пейзажа. Все покрыто белым.
Консультация «Поможем справиться ребенку с тревожностью» Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя,.
Советы родителям «Не навреди своему ребенку» Родители, будьте внимательны к своим детям, вспомните свое детство, когда-то в ваш адрес звучали некоторые замечания, и как не странно,.
Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога
Что выбрать — поощрение или наказание? Тест на самооценку и игры для детей 3-7 лет
Людмила Бондаренко педагог по раннему развитию и подготовке к школе
На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.
Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.
Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.
Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».
При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.
Если хвалить, то правильно
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. «. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.
Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:
Похвала и поощрение: за что?
Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.
Наказания: правила для родителей
Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.
Не наказываем:
Для развития адекватной самооценки у ребенка
Игры и тесты
Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.
Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)
Этот тест используют с 3 лет.
Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.
А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.
Если ребенок ставит себя на первую, ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
Если на то средняя (адекватная).
А если стоит на то самооценка завышена.
Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на ступеньку.
«Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)
Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
«Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!
Сеть детских развивающих центров «АЗ-БУ-КА»
Заниженная самооценка ребенка: 6 способов исправить ситуацию
Самооценка управляет механизмами принятия решений и влияет на развитие личности или его отсутствие. Самооценка бывает завышенной, нормальной и заниженной. От адекватной самооценки зависит комфортное психоэмоциональное состояние ребенка, его успешность в обучении, увлечениях, общении с ровесниками, приятелями и родителями.
Самооценка управляет механизмами принятия решений и влияет на развитие личности или его отсутствие. Самооценка бывает завышенной, нормальной и заниженной. От адекватной самооценки зависит комфортное психоэмоциональное состояние ребенка, его успешность в обучении, увлечениях, общении с ровесниками, приятелями и родителями. Как можно эту самую самооценку поднять?
Самооценка ребенка и как ее повысить
Из низкой самооценки развивается ролевая позиция жертвы. Человек, примеривший на себя данную роль, всегда будет находиться в поисках поддержки окружающих. Люди-«жертвы» склонны перекладывать ответственность на других, не желают взрослеть и что-то менять в своем порядке существования.
Признаки заниженной самооценки
На формирование заниженной детской самооценки влияют внешние и внутренние факторы, такие как внешность, вес, персональная специфика психики, социальный уровень отца и матери, наличие (или отсутствие) достижений, оценки других людей.
Типичные признаки заниженной самооценки:
Дети с заниженной самооценкой стремятся завоевать признание других, ошибочно принимая его за критерий оценки своей персоны.
Как же поднять самооценку ребенку?
Метод№ 1. Проверить, не завышены ли требования
Когда ребенок демонстрирует тревожные симптомы (высказывания типа «я ни на что не гожусь», депрессивные состояния, скрытность, намеренную грубость, цинизм), первым делом следует проанализировать причину. Возможно, ваши требования не адекватны возможностям ребенка.
В 7 классе Марина была отличницей и образцом для подражания. Явная антипатия всего класса не мешала ей принимать участие во всех олимпиадах и учить наизусть материал. Оля и ее родители отдавали себе отчет, что позиция «образцовая» является ситуативной, а взаимоотношения девочки и одноклассников (дело доходило даже до стычек с «выскочкой») оставляют желать лучшего. Родители перевели дочь в гимназию с более сложной программой обучения. А в 8-м классе у Марины проявились проблемы с самооценкой. Еще бы! 25 учеников в классе, и все поголовно «гении» и образцы для подражания.
Не поднимайте планку своему ребенку и не сравнивайте с другими детьми.
Метод№ 2. Мнение сверстников
Для подростка мнение ровесников играет крайне важную роль в жизни. Оценки друзей и знакомых или больно ранят, или поднимают его в собственных глазах. Когда, например, внешний вид реально влияет на самооценку вашего ребенка, лучше прислушаться к нему и пойти навстречу. Невозможный цвет волос, драные джинсы и пирсинг со временем отойдут в прошлое. А вот самооценка подростка не пострадает.
Метод№ 3. Хвалить
За хорошее можно похвалить, за недопустимое – отругать (или даже наказать), чтобы не смешивать ценностные ориентиры. Но не переходите на личности, акцентируйте внимание на поступках.
За что именно хвалить?
Способ 4. Развивать свой талант
У каждого имеется талант, или так называемое «конкурентное преимущество». Наверное, не стоит стараться улучшить то, что никак не выходит. Но укрепление сильных сторон является шансом воспитать уверенного в себе ребенка.
Например, если ребенок чудесно рисует – можно отдать его в художественную школу, а если обожает футбол – имеет смысл записать его на секцию и проч.
Каждому человеку проще преодолевать жизненные неудачи, пребывая в уверенности, что в своем деле он мастер.
Топ-6 реальных вариантов поднять себе и ребенку настроение и самооценку
1. Сходить к стилисту или посидеть за чашечкой ароматного чая в кондитерской.
2. Организовать фотосессию (можно профессиональную) и выложить удачные фото в Сеть, собирая позитивные комменты.
3. Сходить на какой-нибудь мастер-класс и научиться вместе изготавливать что-либо своими руками.
4. Сходить на спектакль/ в музей. Написать репортаж или эссе о мероприятии.
5. Чаще улыбаться. Головной мозг положительно отзывается на любую улыбку.
6. Совершать совместные прогулки на природе. Любоваться прелестями всех времен года и мирно беседовать – что может быть лучше!опубликовано econet.ru.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Ребенок 9-10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?
Как повысить самооценку ребенка. Как побороть застенчивость
Лариса Суркова кандидат психологических наук, семейный и детский психолог, мама шести детей
Ребенок 10 лет еще не подросток, но уже и не малыш. Считается, что предподростковый возраст — один из самых легких для родителей: ребенок уже адаптировался в школе, у него есть увлечения, постепенно ему предоставляется все больше самостоятельности. Но есть дети, которым и в этом благополучном возрасте непросто — застенчивые и с низкой самооценкой.
Самая низкая самооценка — в 9-10 лет
Что такое самооценка в психологии? Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Дети с рождения имеют завышенную самооценку. Это, конечно, явление, подогреваемое родителями, — малыш для них центр Вселенной, их мир. Им постоянно восхищаются, ему всегда демонстрируют свою любовь. По мере взросления самооценка начинает падать: родители все чаще ругаются на ребенка, он встречается с социумом, который разбивает его представления о себе.
И вот к 9-10 годам это падение достигает самой низшей точки. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности — в старшем подростковом возрасте.
Конечно, есть факторы, которые могут как благоприятно, так и разрушающе действовать на ребенка:
Тест на самооценку
Наблюдаете ли вы у своего ребенка:
Если вы ответили «да» более 5 раз, то имеет смысл подумать о помощи ребенку.
Как повысить самооценку: 9 правил
Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?
Застенчивость
Застенчивость — один из частых симптомов младшего подросткового возраста. Но ее предвестники можно увидеть гораздо раньше: в возрасте 5-6 лет родители отмечают, что ребенок замыкается в себе. Он стесняется, когда в дом приходят гости, не участвует в детских спектаклях и, как правило, с трудом ходит в детский сад или многолюдные места. Некоторые дети даже заболевают перед приходом гостей или из-за необходимости идти в гости!
А когда ребенок достигает школьного возраста, эта проблема становится особо острой. Ведь сюда добавляются все те особенности развития, в том числе и физиологического, о которых мы уже говорили.
Что же такое застенчивость? Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. В переводе на русский язык это определение из словаря означает, что человек боится, постоянно находится в ожидании удара, потрясения от окружающего мира.
Конечно, застенчивость — это определенный стресс для организма и психики. Как же нам помочь ребенку?
Путь к исцелению и спокойствию вы сможете пройти только вместе!