что делать если ты поэт

Советы начинающим поэтам

***
Во-первых, наличие явственно выбивающихся ритмов и рифм.

И пишет, и трясется от волненья,
И строки из души летят на лист.
Доводит блеск свечи до исступленья –
Короткий взмах руки весь труд его сметает вниз.

Она цвела, хоть знала, что увянет
Зимой, когда наступят холода.
Сегодня только вьюга завывает
Над грустною могилою цветка.

Часто автор и сам о них знает, просто вот это «ну так по смыслу надо, ну, может, не заметит никто. » Много-много оправданий и самооправданий, а ошибки бессовестно просвечивают, как кляксы в тетрадке.

Стоит также помнить, что есть такие разновидности поэзии, как верлибр, белый стих, вольный стих. Но работа над ними часто требует еще больших усилий, точности и мастерства. Нельзя выбившуюся строчку просто так объявить авторской причудой и на том успокоиться. В «неправильных» стихах важна идеально выверенная интонация, определенный ритмический рисунок, который, хоть и отличается от классических размеров, но все же должен четко прослеживаться. Не пытайтесь писать верлибры, чтобы убежать от проблем с рифмой и ритмом, верлибры требуют не просто владения ими, а умения творить новый интонационный рисунок. Помните, что в классических формах вы твердо стоите на плечах у классиков, и даже при мелких недочетах давно выверенная музыка сама по себе способна очаровать слушателя, а с верлибрами вы можете опираться только на собственный талант, умение, чутье, фантазию. Любая слабость и фальшь вызовет куда большее отторжение у читателя, чем такая же, но в «классическом» решении.

ТЫ-смысл моей жизни,
ТЫ-вернул мне жажду жить.
О тебе все мои мысли,
ТЫ-научил меня любить.

Всё отболит, перегорит внутри,
Найдутся темы новые для песен:
Два года без тебя, а будет – три,
Три года без тебя, а станет – десять.

Н. Васильева (Элхэ Ниэннах)

Третий вечер моя королева грустна,
Третий вечер встречает в безмолвной тоске,
И дрожат жемчуга, словно капли дождя,
На холодной и белой, как мрамор, руке.

Третий день в королевстве разлад и печаль,
Вянут розы в саду, сохнет клен под окном.
Наш веселый консорт третий день как умчал
К той, что мускусом пахнет и сладким вином.

И в глазах королевы как будто зачах
Тот огонь, что сиял, озаряя мой дом.
Я сижу и мурлычу у ней на руках,
Только толку-то в том? Только толку-то в том.

Сравните с декларативной фразой «Все люди меняются, и ребенок отличается от взрослого». Последнее можно как угодно зарифмовать, поэзией это не будет.

А закончить мне хотелось бы цитатой из Николая Гумилева («Жизнь стиха»):

Я ответил бы коротко: всем.

В стиле Бог показывается из своего творения, поэт дает самого себя, но тайного, неизвестного ему самому, позволяет догадаться о цвете своих глаз, о форме своих рук. Под жестом в стихотворении я подразумеваю такую расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков, ускорений и замедлений ритма, что читающий стихотворение невольно становится в позу его героя, перенимает его мимику и телодвижения и, благодаря внушению своего тела, испытывает то же, что сам поэт, так что мысль изреченная становится уже не ложью, а правдой. Жалобы поэтов на тот факт, что публика не сочувствует их страданиям, упиваясь музыкой стиха, основаны на недоразумении. И радость, и грусть, и отчаяние читатель почувствует только свои.

Спасибо Багире Сфинкс, на основании нашего диалога родился этот очерк. Надеюсь, что он поможет начинающим поэтам увидеть те самые комплексные ошибки в своих стихах и по-возможности их избегать.

Источник

Занятие 5. Основные ошибки начинающих поэтов

В начале своей творческой деятельности молодые авторы часто допускают ряд серьёзных ошибок, которые ведут к тому, что они прекращают заниматься поэзией, а своё былое увлечение начинают считать детской забавой. Рассмотрим наиболее типичные промахи молодых поэтов, которых легко можно избежать.

4. Рисунок стихотворения часто ломают и слова, не укладывающиеся в тематику стихотворения. Проскользнув в строке, эти слова могут полностью испортить впечатление от него. Не стоит увлекаться и очень красивыми, но устаревшими словами, такими, например, как перста, ланиты, и т.д. Они будут слишком помпезно и неестественно смотреться в произведении современного автора.

5. При создании любого произведения немаловажное значение имеет грамотность автора, его начитанность. Автору следует уважать язык, которым он пользуется для создания стихотворений. Ошибки в тексте, бедный словарный запас автора, сразу же бросаются в глаза. Если они есть, даже самое глубокое по замыслу произведение не сможет быть полностью реализовано.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ПОЭТУ

Одним из наиболее важных компонентов поэзии является рифма. Начинающим авторам необходимо обратить на неё внимание в первую очередь. Ведь именно благодаря рифме строки объединяются в строфы, и стихотворение легко читается. Казалось бы, тут все просто. В русском языке рифма чаще всего строится на совпадении ударных гласных. Однако существует ряд рифм, считающихся в среде опытных авторов банальными, «избитыми». Приведем перечень созвучий, которыми не следует злоупотреблять.

3. Неточные, приблизительные рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С ними начинающему поэту следует обращаться предельно аккуратно. Виртуозно такими рифмами оперировать может лишь профессиональный литератор.

6. Если нет желания работать, не работайте. Займитесь текущими делами, съездите на природу. Почитайте хорошие стихи.

7. Бывает, что вдруг ни с того, ни с сего в голову приходит хороший образ, срав-нение, метафора или куплет нового стихотворения. Не мешкая, сразу же сделайте запись в блокноте или специальной тетрадке. Даже ночью. Не сделаете этого, мысль будет утеряна.

9.Не пишите в стол! Выносите свои стихи на публику! Принимайте участие в фестивалях и конкурсах! Стол вам не судья!

Источник

Как стать поэтом? Просто. Но трудно

Вопреки мнению, будто поэтами рождаются, а не становятся, сделаться поэтом можно. Не поверите, но достаточно выполнить одно упражнение и освоить один принцип. Вопрос о том, получится ли поэт или умелый ремесленник, оставим за рамками рассмотрения, так как граница очень расплывчата. Даже в классики порой попадают неизвестно за что, как заметил Ян Парандовский в «Алхимии слова».

Творчество, как и любая деятельность, имеет свои законы. Множество приёмов, ходов, украшений давно исследовано, разложено по полочкам, закреплено в словарях. А кто думает, будто поэзия состоит в закатывании глаз с придыханием: «Ах, цветочки!», — тот может дальше не читать.

Правила стихосложения — это элементарная арифметика. «Буря мглою небо кроет» — четыре стопы по два слога, то есть 4×2. Распространяться о стихотворной технике здесь ни к чему, она преподаётся в школе, информации полно в Интернете. Нелишне только напомнить, что нежелательны рифмы на одних и тех же частях речи в одной и той же форме, прежде всего на глаголах. Ведь в таких случаях созвучны не слова, а одни и те же окончания сами с собой. «С днём рожденья поздравляем, счастья, радости желаем» — мастерства никакого, о поэзии речь не идёт.

Овладеть техникой несложно, было бы желание. На прогулке, когда голова ничем не занята и шаги подсказывают ритм, сочиняйте стихи о чём угодно. Особенно заботиться о смысле поначалу не нужно — главное, чтобы соблюдался размер и рифмы были достойными. Запоминать не обязательно. Постепенно процесс будет происходить всё быстрее.

Начинающим авторам форма очень мешает: хочется сказать одно, а слово не вмещается и подходящей рифмы нет. Те, что есть, уводят в сторону. Так и получается, что многое пишется для рифмы, ни к селу ни к городу. Чуть только строчка кое-как соорудилась, автор вытирает лоб и другого варианта не ищет. А хорошему поэту рифма помогает, подсказывая развитие мысли. Предложенное упражнение даёт свободное владение формой, и неожиданные повороты становятся естественными. Порой при чтении стихов думается: как автора озарило — гений, да и только! А его рифма привела.

Итак, техника освоена, приобретена способность к лёгкому сочинению стихов, а по заданным рифмам (буриме) — даже к мгновенному. Но надо сказать, что настоящие произведения, не какие-нибудь поздравительные экспромты, всё равно будут требовать труда. К тому же предмет бесконечен: кроме размеров и рифм, форма включает в себя ещё столько всего… Аллитерацию, в частности: «Перестукивали стыки: на восток, восток, восток» — Антокольский изобразил звук поезда.

Теперь о содержании. Как ни возмутит следующее утверждение сторонников «ах, цветочков», но содержание тоже подчинено арифметике.

Ставились такие эксперименты. Кому-либо называлась первая буква стихотворения и предлагалось угадать вторую. Попал или не попал — записывалась единица или ноль. Затем произносилась вторая буква — и какая будет третья? И так далее. Казалось бы, поэзия должна быть легко предсказуема. Ведь она втиснута в прокрустово ложе стихотворных размеров, а уж концы строк и вовсе известны заранее, так как рифмуются с предыдущими.

Как ни странно, поэзия — самый неожиданный вид речи (не считая бреда сумасшедшего, но его никто и не отнесёт к литературе). Чем больше средняя информационная нагрузка буквы, тем выше автор. У рядового стихотворца она составляет 1,8 бита, то есть новостей негусто. У Пушкина — 4,2. Наиболее предвидимы газетные передовицы и разговоры девушек.

Вот первая строчка стихотворения: «Я давно живу на свете». Попробуйте предсказать вторую. Чтобы не помешать вам оценить свои задатки, ответ помещён в конце — подумайте пока. Строка, которая напросится первой, — вряд ли лучшая. Ильф и Петров, хотя они не поэты, вычёркивали фразы, пришедшие в голову им обоим: если двое придумали, то и тысяча сочинит.

Сказанное не означает, будто можно по формулам стать творцом. Роден объяснил, как он создаёт скульптуры: от глыбы мрамора отсекает лишнее. Вот и тут изложено примерно так же. Есть и второй способ, его обрисовал чеховский капитан, объясняя барышне, как изготавливаются пушки: берётся дыра и со всех сторон обливается чугуном. Получится ли шедевр или пустота — зависит далеко не от одного лишь знания принципа.

И уж совсем не имеются здесь в виду слава и гонорары. Даже солнцем русской поэзии мог бы считаться не Пушкин, а Бенедиктов, который был знаменитее, и только статьи Белинского, затем Добролюбова сбросили его с пьедестала. Пушкина уже при жизни перестали ценить, он и сам говорил, что надоел читателям. При нём «тактично» не упоминали поэму «Домик в Коломне», чтобы не травить автора его неудачей. Кстати, Коломна — район Петербурга, в котором жил поэт, слово означает «окраина». А то вот на сайте подмосковной Коломны вывешено, будто в поэме описаны нравы этого города.

И вообще лучше не браться за такое неблагодарное занятие — сочинение стихов.

Так вот, о строке «Я давно живу на свете». Обычно продолжают: «Мне уже за шестьдесят» или «Много видел на веку», или «У меня большие дети». На самом деле — «Мне уже семнадцать лет». Вроде бы противоречит началу, но в то же время срок действительно немалый. И неожиданно, и не возразишь.

Источник

Анна Туренкова (2006г)

Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности «техники» того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.

Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. «Лёгкий стих»-=-=-

Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.

«В саду цветёт пушистый пень»
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. »
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. «Рифмуем всеххх»-=-=-

А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.

«Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. »
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. «Польза классики»-=-=-

Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое «правильное» стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.

___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.

Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. «Хочу написать то, что думаю»-=-=-

Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): «осень, листья, кружиться, золото, увядание. » и т.д.
Из этого стихоплётим:

«Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. «

Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.

Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •

-=—=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то

4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.

5. Помните, что у вас качестве «изюминки» стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.

6. Главное вовремя остановится. Избегайте «словестного поноса». Вовремя говорите себе «стоп!» Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.

8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.

а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.

в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.

-=—=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:

http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
«От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)»
Никому Не Говори

http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
«Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки»
Docking The Mad Dog

Источник

Путь поэта. От простой популярности к классику!

Любой человек, который сунулся в литературные дебри и назвал себя поэтом, мечтает попасть в историю (чтобы лет через сто им восхищались и его почитали). Кто говорить, что это не так – скорей всего лжет. Поэты люди тщеславные и любят, когда говорят только про них. Мечтать не вредно но…

Что такое популярный поэт?

В самую первую очередь – это тот, кого читают. Не число подписчиков и лайков на странице играет главную роль (хотя они тоже имеют свой вес), ни количество выпущенных книг (сейчас это может сделать любой за небольшую сумму денег) и уж тем более не членство в каком-нибудь союзе писателей. Сегодня активность читателей всегда отслеживается по отзывам и комментариям. Нет личных сообщений от поклонников и комментариев – ты не интересен публике. Вот и все.

Адаптация людей в социальных сетях растет. Если еще три года назад мы могли насчитать пару тройку хороших современных поэтов, то сейчас их сотни (не тысячи, но уже много). Речь идет о действительно хороших поэтах, которые умеют и знают, как и о чем писать. Про тысячи созданных страниц якобы поэтов мы говорить не будем. Пустое занятие.

Как стать популярным поэтом в наше время?

Однажды одного популярного года два назад поэта, спросили: «что будет, если вы пропадете со страниц социальных сетей на год. Вас забудут?»

На что он честно ответил: «меня забудут уже через три месяца. Год слишком большой срок в наше время».

Основной фактор популярности – это постоянное мелькание в постах литературных и поэтических сообществ. Чем больше вы там мелькаете, тем популярнее становитесь. Парадокс заключается в том, что вам даже не нужно уметь хорошо писать. Просто побольше мелькайте в ленте, и вы будете популярны!

Как это сделать? Самый простой способ – платить этим самым сообществам за публикацию вашего творчества. Не нужно морщить нос и говорить слова типа «Я? Платить? Ага щас!»

Не одно популярное сообщество не станет публиковать вас просто так. Они не для этого создавались. Нужно понять – эта услуга, а за услуги нужно платить. Схема простая – чем популярнее и больше сообщество, тем больше оно берет плату за публикацию. И это будет только первый этап к славе…

Но не каждый умеет петь или сочинять так, что аж душа в пятки уходила. Тут важен опыт и наблюдательность. И как бы не кричали «эксперты» различных мастей, что стихи идут от души – нужно начинать с азов.
Даже великие классики начинали с азов и не брезговали рекламой.

х «веков» мы не наблюдаем, хотя нашему времени тоже пытались присвоить названия (бронзовый, кирпичный, резиновый и даже алмазный). Ушло время шестидесятников, где стихи не писал разве что ленивый.

Доступность публикаций в интернете породило такое количество стихотворений, сколько не было опубликовано за всю историю поэзии. Всем предыдущим поколениям поэтов такая конкуренция и не снилась. Сегодня определить лучшего практически невозможно.

Чтобы быть на коне, у современного поэта должны присутствовать все атрибуты. А именно: яркая внешность, постоянное мелькание в соцсетях, хорошая подача текстов (с аудио или видеорядом) и много других деталей.

Все это перебить сможет только великий талант, но пока таких авторов на поэтической арене не наблюдается (уже третье десятилетие).

Возможно ли вообще пробиться в классики живя сегодня?

Задача практически непосильна. Популярных поэтов будет много, и все они будут сменять друг друга молниеносно. При таком потоке контента люди быстро забывают, что прочитали пару часов назад. Поэт 21 века должен сделать такой прыжок, который не удавалось сделать его предшественникам. За ним должны идти. Своими стихами он должен не только собирать стадионы, но и менять ход истории. Громко звучит?

Парадокс в том, что уровень стихов при такой конкуренции только понижается. Кто будет классиком в 21 веке – покажет время, но это не значит, что можно сидеть и ждать снисхождения музы. Для начала можно начать изучать азы стихосложения (кто еще не изучил), тщательней работать над своими текстами и думать, о чем ты пишешь. Может что и выйдет…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *