что делать если ты отличница

Как вы чувствовали себя, когда получали четверку в школе? Если вам было настолько больно, грустно и обидно, что оценка доводила вас до слез, велика вероятность, что в школьные годы вы получили не только массу не очень пригодившихся в реальной жизни знаний, но и «синдром отличника», который мешает куда больше, чем знание того, что диагонали ромба пересекаются под прямым углом.

Откуда появляется синдром отличника?

что делать если ты отличница. Смотреть фото что делать если ты отличница. Смотреть картинку что делать если ты отличница. Картинка про что делать если ты отличница. Фото что делать если ты отличница

Значит ли это, что у всех отличников так или иначе формируется этот синдром?
Вовсе нет. Дети, уверенные в себе и не зависимые от мнения окружающих, тоже вполне могут знать предмет «на отлично». Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу.

Чем вреден этот синдром?

что делать если ты отличница. Смотреть фото что делать если ты отличница. Смотреть картинку что делать если ты отличница. Картинка про что делать если ты отличница. Фото что делать если ты отличница

Даже если «отличнику» повезет, и он найдет себе пару, которая будет постоянно его хвалить, и устроится на работу, где все его ценят и жить без него не могут, в какой-то момент цепочка все равно разрушится, когда кто-то забудет сказать, какой Вася молодец.

Что делать, если у вашего ребенка уже есть этот комплекс?

И, кстати, отсутствие контроля совершенно не означает обилие троек в дневнике.

Что делать со своим синдромом отличника?

Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать. Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так.

Кстати, это работает точно также и для тех обладателей синдрома отличника, у которых пока нет детей. Начните с того, чтобы почаще «включать» заботливого родителя для себя самого. Спросите себя: «Как я себя чувствую? Чего мне сейчас хочется? Так ли важно устраивать генеральную уборку в три часа ночи, когда в шесть уже вставать на работу?»

Как предотвратить появление синдрома отличника?

Любите своего ребенка (а также своих близких и себя самого) не за что-то, а просто так. Чаще говорите «я так рад, что ты у меня есть», обнимайте и улыбайтесь.

Томас Эдисон, изобретатель лампы накаливания, имел лишь четыре класса образования, и на старости лет любил повторять: «Неужели вы считаете, что я бы сумел что-то изобрести, если бы ходил в школу?» Альберт Эйнштейн еле-еле окончил высшее техническое училище в Цюрихе. А Билл Гейтс был отчислен из Гарварда за неуспеваемость и прогулы, потому что адвокатура его привлекала сильно меньше, чем микросхемы и техника. Задумайтесь, каким бы был современный мир, если бы у всех этих людей был «синдром отличника»?

Источник

Как избавиться от синдрома отличницы: 10 советов от подростка

что делать если ты отличница. Смотреть фото что делать если ты отличница. Смотреть картинку что делать если ты отличница. Картинка про что делать если ты отличница. Фото что делать если ты отличница

Анастасия Казанцева

Желание делать все идеально – распространённая проблема. Как избавиться от синдрома отличницы или отличника? Ведь с ним сталкиваются не только люди, которые учатся на пятёрки. В статье я разберу подробнее эту тему и дам несколько полезных советов для тех, кто борется с синдромом отличницы.

Что такое синдром отличницы

Это желание делать все идеально и получать положительную оценку окружающих.

Чаще всего с таким синдромом сталкиваются те люди, которые в школе были отличниками и привыкли делать все лучше других.

Особенности людей с синдромом отличника

Отличительных черт у людей с синдромом отличницы несколько:

Помните: какие-то пункты могут не совпадать и быть не у каждого человека, который борется с синдромом отличника.

Почему люди страдают от синдрома отличницы

Зачастую синдром отличника возникает из-за гиперответственных и тревожных родителей, которые любят контролировать все. В младших классах они всегда делали домашнее задание со своими детьми, чтобы те идеально его выполнили и не совершили ошибку.

Синдром отличницы также часто возникает из-за постоянных сравнений с окружающими, потому что у ребёнка возникает желание выделиться и быть лучше.

Как бороться с синдромом отличника? 10 советов

На это понадобится много времени и после прочтения книги (их очень много – вот только один пример) или просмотра лекции на эту тему ситуация особо не изменится. Важно применить советы на практике и работать над собой. В ситуации с синдромом отличника все зависит от вас.

1. Начните с самооценки

Зачастую люди с синдромом отличника не любят себя, ведь они часто ставят мнение других на первое место. Примите себя и свои недостатки, поймите, что вы имеете право на ошибки.

2. Перестаньте думать о том, что скажут другие

Людей с синдромом отличницы интересует положительная оценка от окружающих, а значит нужно бороться с зависимостью от чужого мнения.

Помните, что быть идеальным и пытаться нравиться всем – не гарантия счастья или успеха в жизни.

Кстати, на тему мнения окружающих у меня была статья:

3. Начните правильно расставлять приоритеты

Если вас интересует лишь результат (например, положительная оценка) и одобрение окружающих, то стоит задуматься, что для вас важнее. Если от учёбы и получения знаний вы не испытываете удовольствия, то зачем вам это? Не будете ли вы потом жалеть, что прожили жизнь зря?

4. Не сравнивайте себя с другими

Как я писала раньше, зачастую желание сделать все идеально возникает из-за соперничества, которое никогда ни к чему хорошему не приводит. Вы будете достигать желаемого результата не потому, что вы захотели этого, а из-за желания победить конкурента.

5. Поймите, что вас любят не за достижения

Часто людям с синдром отличницы может казаться, что их любят только за достижения, но это не так. Близкие люди – например, друзья и семья, – рады тому, что вы просто есть. И несмотря на недостатки, такое окружение примет вас любым.

6. Измените подход к учёбе, работе и другим сферам жизни

Вы ошибочно думаете, что чем больше времени вы посвящаете учёбе, тем лучше. Пользуйтесь законом Парето (принцип 80/20). Это закономерность, которая говорит о том, что 20% усилий даёт 80% результата и наоборот (80% усилий даёт 20% результата). О чем это говорит?

Было ли у вас такое, что вы, например, всю ночь готовились к важной контрольной, выучили весь материал, а затем получили неудовлетворительную оценку? Возможно, в тот момент вы сказали, что это закон подлости. Но вовсе нет – просто сработал закон Парето. Потратили много сил и времени, а к хорошему результату это не привело.

Это правило применимо почти во всех сферах жизни. Если вы пытаетесь делать что-то идеально всегда, то вряд ли это приведёт к желаемому результату.

7. Учитесь правильно реагировать на ошибки и неудачи

Это один из самых важных пунктов, и это тоже достаточно сложно, но результат того стоит. Без ошибок не получится прожить эту жизнь, поэтому нужно учиться принимать неудачи. Делайте выводы из ситуаций, которых вы бы хотели избежать в будущем. Каждая неудача – это опыт, и он поможет вам в следующий раз, потому что, скорее всего, вы не совершите ту же ошибку и быстро разберётесь с ситуацией.

8. Поймите, чего хотите вы сами

Люди с синдром отличника часто не умеют слушать себя и понимать, чего хотят от жизни они сами. Задумайтесь о том, чем вы занимаетесь сейчас. Вы сами этого хотите? Или это цели, навязанные другими? Интересы должны вас вдохновлять. Часто мы совершаем какую-то покупку, потому что это сейчас есть у всех, а значит и нам надо это купить. Но приобрели бы вы эту вещь, если она бы не была так популярна? То же самое и с целями, которые часто бывают навязаны окружающими.

9. Полюбите процесс

Людям с синдромом отличника важнее результат и похвала со стороны окружающих, а значит во время достижения цели им не важен процесс, и они не умеют получать от него удовольствие. Хотя кто сказал, что счастье – это результат, а не сам путь к его достижению?

10. Научитесь доверять другим

Недоверие к другим присутствует не у каждого человека с синдром отличника, но встречается тоже часто. Такие люди боятся делегировать какую-то задачу, даже не самую важную, не умеют работать в группе и многое другое. Например, во время выполнения совместного проекта кто-то не сделает все так, как вы хотели, и вас это может разозлить. А почему бы не научиться принимать недостатки других?

Чек-лист для тех, кто хочет избавиться от синдрома отличницы

Чтобы избавиться от синдрома отличника нужно потратить много сил и времени, но надеюсь, что с помощью этой статьи вы стали ближе к цели. Для удобства подготовила вам подборку главных мыслей статьи:

Понравилась моя статья? Тогда почитайте еще одну – о том, как подростку достигать целей.

Источник

Исповедь отличниц: «Какой же я была дурой!»

что делать если ты отличница. Смотреть фото что делать если ты отличница. Смотреть картинку что делать если ты отличница. Картинка про что делать если ты отличница. Фото что делать если ты отличница

Нет предела совершенству. С детства родители из лучших побуждений внушают нам, что нужно стараться и всегда выкладываться на полную. У половины класса двойки за контрольную, но ты не смотри на других, будь лучше. Знакомо? Мне – да. К счастью, в свое время от чрезмерной материнской заботы меня спас несносный характер. Получив в семье репутацию enfant terrible, а в школе несколько, о ужас, четверок, я лишилась медали, но обрела гораздо больше – душевный покой.

На моих глазах более правильные подруги-отличницы, которых мне ставили в пример, превращались в безропотных жертв родительских амбиций. Одну из них отец избивал за оценки, отличные от пятерок. Не знаю, как сложилась ее судьба после школы, может, прилежанием и усердной учебой она добилась определенных успехов, но в одном я уверена: нельзя лишать ребенка радостей детства. Ведь все мы родом оттуда и неизвестно, как сложится судьба человека, который годами был несчастен.

Как известно, лучшее – враг хорошего. Мы собрали истории бывших отличниц. Они честно рассказали, как стремление быть лучшими из лучших повлияло на их взрослую жизнь. Первую исповедь отличницы написала моя коллега.

Быть отличником – значит быть отличным от других людей. Я не думала о том, что это так и есть. С самого детства мне внушали, что быть отличницей надо, иначе никуда не пробьешься. Учишься на пятерки, постоянно выполняешь домашнее задание, готовишься ко всем олимпиадам, знаешь практически все и даже больше. Платишь за это тем, что всегда остаешься одиноким для своих сверстников, изгоем в классе, терпишь унижения и даже пытаешься наладить контакт, но у тебя ничего не выходит.

Плохо даже не быть отличницей – плохо, когда вместо поддержки ты получаешь тонну сарказма, издевок. Ты чувствуешь себя изгоем, на тебя давят не только ровесники, но и твой ум, и ты свои знания считаешь проклятием, нежели необходимым даром.

Я всегда сидела на первой-второй партах, ходила в очках, смиренно выполняла домашние задания, жертвовала своей личной жизнью, общением с родными, друзьями. Только в университете пришло понимание, что необязательно делать все идеально — просто надо знать, как это делать, чтобы создать впечатление, что ты все знаешь. Я окончила школу с медалью, получила красный диплом на филологическом факультете, однако все эти знания ничто по сравнению с тем, как ты можешь подать себя на работе. У тебя пять по языкознанию? Ничего не знаю, тебе нужно на сегодня выполнить это, это и это. Никому не важен твой красный диплом – важно то, как ты проявишь себя на рабочем месте, какую пользу принесешь обществу. Я поняла, что полученные знания надо проявлять на практике, иначе от этого больше проблем, чем пользы.

Наверное, единственный случай, когда мне помог перфекционизм, это когда я самостоятельно перед новым семестром села изучать греческий язык. Я пришла на занятия, зная больше того, что мы уже прошли, в результате на первой же лекции показала, что я уже освоила. И преподаватель после занятий предложила мне отправиться на стажировку в Грецию на полтора месяца. Так я впервые выехала за пределы России, изучила язык и других людей.

Если бы у меня была возможность прийти из будущего и сказать себе, что несделанное домашнее задание, невыученный экзамен еще не конец света, наверное, я по-другому бы воспринимала свою жизнь. Перфекционизм у меня везде — если сделать что-то глобальное, то это нужно сделать сразу за день, иначе возникают сомнения, стоит ли за это браться вообще.

Избавиться от перфекционизма очень сложно, но я стараюсь это делать время от времени. Где-то это помогает – выполнить все сразу идеально, где-то я распределяю глобальные цели на более мелкие. С этим можно жить, просто нужно знать, как воспользоваться этим даром, и не дать другим им злоупотреблять.

Хотя, с другой стороны, замечательно, что я прошла всю эту школу, получила горький опыт, научилась чему-то новому благодаря перфекционизму. Все, что ни делаешь, к лучшему, главное – правильно распорядиться плодами своих знаний.

История другой девушки еще более драматична. В погоне за отличными оценками она упустила то, что было куда важнее одобрения окружающих. Бессменными спутниками многолетней гонки стали комплексы и неврозы. С ними бывшая отличница борется до сих пор.

Мне 22, но я до сих пор с содроганием вспоминаю школу и сочувствую детям, для которых наступает День знаний, – у меня школьная жизнь оставила мало хороших воспоминаний.

Я всегда была «хорошей девочкой». Со стороны могло показаться – идеальный ребенок. Послушная, спокойная, тихая, не говорит, пока не спросят, выполняет все указания родителей, воспитателей в детском саду и учителей в школе. Меня воспитывали по знаменитым принципам «не высовывайся», «будь не хуже других», «делай, как я говорю».

Перед школой я умела читать, писать и считать. И все равно паниковала, что делаю это недостаточно хорошо. Первая учительница быстро заметила мои «таланты», прониклась симпатией к серьезной и молчаливой первокласснице и ставила оценки, практически не глядя, почти всегда – самые высокие. Даже по математике, в которой я, очевидно, успевала не лучше многих одноклассников. Мне, ребенку, который тянулся к похвале и одобрению, это и было нужно.

Я была лучше всех в классе по успеваемости, скорости чтения и чему-то еще, и к этой планке привыкла очень быстро. Привыкли к ней и мои родители. Ощущение того, что я лучше всех, похвала и высокие оценки, которые выводили учителя в дневнике, повышали мою самооценку и вызывали всплеск положительных эмоций – это было похоже на зависимость. В конечном счете гонка за оценками превратила меня в невротика с кучей комплексов.

Мое мнение о себе полностью зависело от того, как меня оценивают другие, в частности, учителя и родители. Поэтому позже, когда в университете просили самостоятельно оценить свою работу, я впадала в ступор.

Некоторые предметы действительно давались мне легко: почти все диктанты я писала без ошибок, с удовольствием читала все, что задавали по литературе, даже огромный список на лето. На уроках же по математике и химии я чувствовала себя беспомощной и ущербной — высокие оценки по этим предметам я получала редко, а это, напомню, было для меня катастрофой. В дни контрольных у меня были озноб, паника и страх — я не могла сосредоточиться, постоянно оглядывалась, чтобы посмотреть, сколько уже успели написать одноклассники.

Учителя с удовольствием записывали меня в списки участников олимпиад. Так я проводила за уроками еще больше времени, пропадала в школе даже на каникулах, дополнительно ходила к учительнице в другую школу, потому что моя преподавательница казалась мне недостаточно компетентной. И мне это нравилось! Я ходила в другую школу за несколько километров в дождь и сильный мороз – наверное, это какая-то форма мазохизма.

К шестому-седьмому классу за мной окончательно закрепилось и укоренилось определение «отличница», или «ботан», по-другому меня никто уже не воспринимал, в том числе и я сама. К этому времени я с ужасом понимала, что не могу подвести учителей, родителей и вдруг начать учиться хуже, чем было до того – от меня ждут результатов, на меня ставят, как на лошадь на скачках.

Постепенно на эту гонку стали наслаиваться другие комплексы: я стала стесняться того, что люблю читать, а не бегать по дискотекам, как одноклассницы, мне не нравились моя фигура, лицо, одежда. Добавьте к этому стресс от развода родителей, которого я стыдилась и старалась от всех скрыть.

Отношения с одноклассниками складывались не очень хорошо. В школе я считала, что дело во мне, но учительница на выпускном открыла тайну: многие завидовали моей «успешности», пока я завидовала их уверенности в себе, наличию парней и отсутствию комплексов.

Одиннадцатый класс стал одним из самых сильных потрясений в жизни – я как сумасшедшая просиживала дни и ночи за учебниками. Не замечала ничего, кроме книг, отменила для себя дискотеки и прогулки с друзьями. Никто из моего окружения не сомневался, что я поступлю в выбранный вуз, я же на полном серьезе боялась, что мне не хватит баллов. В списках абитуриентов я оказалась то ли первой, то ли второй по количеству набранных баллов — школьная эпопея наконец закончилась.

В университете все было по-другому: отметки обесценились, нужно было думать, анализировать и высказывать собственное мнение. Нас учили, что ошибаться не страшно, важен любой ответ — не только правильный. На первых курсах мне было сложно это принять – я привыкла к другой модели поведения. Но со временем я поняла, что вся моя гонка за оценками была бессмысленной, единственным результатом которой стал «комплекс отличницы», который до сих пор держит в постоянном напряжении. Мне по-прежнему нужно быть если не лучше всех, то не хуже других, боюсь браться за какую-то работу, если кажется, что не получится сделать ее хорошо. Я не могу назвать больше трех рабочих проектов, которыми я довольна, ведь можно было сделать лучше.

Ничего не хочу советовать родителям, потому что своих детей у меня нет, но с радостью смотрю на ребят, для которых школа — не центр вселенной, а оценки – не смысл жизни. Они не всегда послушны, но у них с детства есть своя позиция, они делают то, что им нравится, а к плохим оценкам по нелюбимым предметам относятся спокойно. По-моему, это более ценно, чем золотые медали и грамоты за успешную учебу, которые пылятся в коробках в шкафу. Свои дипломы, которые бережно хранит мама, я с радостью променяла бы на умение адекватно оценивать себя, спокойно реагировать на неудачи и чужое мнение.

Третья история – о том, как сложившаяся в детстве модель поведения разрушает жизнь повзрослевшей отличницы. Трудолюбивую девушку охотно эксплуатировали на работе, присваивая ее идеи. Стоило только ей подать голос – «слишком умную» сотрудницу уволили, попутно оклеветав.

Мне легко давалась учеба в школе, и я радовала маму стабильными пятерками и примерным поведением. Казалось, что так будет всегда. В университете тоже жилось легко. Мои ответы на зачетах и экзамена всегда были стабильно отличными. Казалось, что и дальше все пойдет по накатанной. Как бы не так!

На работе мне быстро объяснили, что я никто и звать меня никак. Чтобы чего-то добиться, мне приходилось засиживаться допоздна, вникая в суть дела, выполнять кучу дополнительной работы, в том числе за других. Я понимала, что опыт просто так не заработаешь, поэтому терпела и не роптала. Мне было тяжело, я недосыпала, практически перестала общаться с друзьями – на них у меня просто не было времени. С любимым человеком отношения тоже становились все прохладнее – я постоянно терзалась мыслями о своей неуспешной работе, была занята в выходные дни – какому мужчине это понравится?

Мне было важно закрепиться в компании и начать ползти по карьерной лестнице – я понимала, что это будет очень нелегко, учитывая количество приближенных к начальству дармоедов. Да, со временем я разглядела, кто и чего стоит в нашей компании. Основной костяк, стабильно стоящий на ногах, состоял из бездарей и карьеристов. В сущности, они были, наверное, неплохими людьми, но желание идти по головам, умение спихнуть с себя ответственность и пригрузить других своей работой заставляли меня видеть в них пусть не врагов, но уж никак не нормальных коллег.

Я мечтала однажды попасть в их орбиту и постепенно наладить работу компании. При этом я видела, что многие мои предложения, отвергавшиеся непосредственными начальниками, спустя время внедрялись в жизнь. Причем авторство теперь у них, разумеется, было другим. Это меня жутко бесило. Я понимала, что умнее и талантливее своего начальства, однако доказать это у меня не было никакой возможности.

Однажды я решила пойти ва-банк. Я записалась на прием к очень высокому начальству и пришла со своими предложениями. На следующий день мой непосредственный начальник предложил мне написать заявление по собственному желанию. Я недоумевала и не понимала, по какой причине я должна увольняться. После мне объяснили, что спустя час после моего визита в головной офис мой непосредственный начальник заявил, что эти разработки, которые я выдвинула как свои, были высказаны на общем собрании им и другими членами коллектива. Фактически я их просто доработала, присвоив авторство. Разумеется, все было не так. Меня оклеветали, причем самым подлым образом. Но кто бы стал в этом разбираться!

Так я лишилась работы. Любимый ушел, сказав, что не выдерживает конкуренции с моей привязанностью к работе. И теперь, когда бывшая отличница сидит и наматывает сопли на кулак, хочется спросить: почему так? Почему никто не сказал, что если ты неглуп и старателен, этого недостаточно, чтобы все получалось на отлично? Почему мои знания и стремление быть лучшей принесли дивиденды всем, кроме меня самой? Может, лучше было бы жить как все, не особенно напрягаясь? Сидеть в соцсетях во время работы, спать с начальником, зная, что можно быть при этом полной дурой и все равно не лишишься места, работать спустя рукава по принципу «лишь бы день прошел». Но я так не умею. Или стоит все-таки научиться?

Источник

Почему плохо быть отличником

Я отличница. Конечно, не совсем та, которая со сложенными ручками, пятёркой по поведению и отглаженным воротничком. Но золотая медаль, олимпиады, красные дипломы в количестве трёх штук и прочая атрибутика «школьного» успеха налицо. Вот уже 11 лет я работаю в бизнесе — всё это время в ИТ: инженером по тестированию, инженером VoIP, коммерсом. Хорошо работаю, почти не придраться. Всё на «пять», часто с плюсом. И у меня, как у любой отличницы, много историй про одноклассниц, которые в 33 года и замужем, и на последних «мерсах», и со своим делом. «Харэ ныть, пора разобраться, какого, собственно, так происходит?» — в один из дней эта мысль плотно засела в голове. И вот он, разбор полётов — для нас, отличников, для будущего поколения и для родителей, которые «тянут» своих детей от пятёрки к пятёрке.

что делать если ты отличница. Смотреть фото что делать если ты отличница. Смотреть картинку что делать если ты отличница. Картинка про что делать если ты отличница. Фото что делать если ты отличница

Школьное время чудесное

Как правило, история начинается со школы. Именно в ней мы знакомимся с системой оценки своих усилий по пятибалльной шкале. И именно в ней начинаются ожидания родных, близких, знакомых и учителей и разделение на двоечников, троечников, хорошистов и отличников. Первые социальные касты, первые социальные роли, привилегии и т.д. Итак, школьник проявил себя как старательный и способный ученик и попал в список потенциальных отличников. Пока это младшеклассник Вася или милая второклассница Ирочка, но проблемы уже тут как тут. Механизм запущен.

Институт

Нет, не университет, не академия, не вуз, а именно «поступаем в институт» — конечно же, по желанию родителей и потому что «быть юристом» и «быть экономистом» — это круто. К предыдущим проблемам добавляются новые, вузовские, связанные со взрослой жизнью и уже с работой.

Студент-отличник часто не может работать и получать практический опыт, потому что очень трудно найти баланс между работой и блестящей учёбой. В итоге на первом же собеседовании опыт работы и коммуникативность среднего студента легко бьют пафосный красный диплом. Но, кстати, не всегда. Например, у меня в регионе нередко всплывает вакансия одного крупного пищевого завода с обязательным требованием золотой медали и красного диплома. Всплывает с завидной частотой — видимо, не сильно отличники учёбы справляются с молочными реками. Но в целом компании, особенно в ИТ-сфере, хотят видеть опыт, навыки и конкретные умения.

Поскольку, увы, в вузах пока превалируют преподаватели старой формации, рецепт завоевания отличных оценок сводится к зазубриванию и усвоению теории. В моей практике особо прекрасными были теория Java и теория С++ на дополнительном высшем. Угадайте, кто из группы на них пишет? Никто. Соответственно, почти всё время уходит не на то, чтобы освоить и применить на практике, а на то, чтобы отшпарить материал и понравиться преподавателю. Особо изощрённая клиника — наличие учебника или методички авторства вашего преподавателя. Например, у меня на первом высшем в 2006 году маркетинг преподавался по методичке 1997 года. Так что неудивительно, что в России с этим делом настолько хреново.

Чтобы заслужить повышенную стипендию, студент не только учится, но и начинает заниматься всей внеучебной деятельностью в вузе подряд, тратя ещё больше времени. Но, кстати, это не так плохо — часть коммуникативных навыков и социальных связей удаётся восстановить.

Вы можете меня расстрелять, но я убеждена, что вуз — не то место, где надо класть жизнь на красный диплом. Тут так: либо получается, либо лучше сочетать с практикой и иметь опыт. Более того, на практические дрожжи теория ровнее ложится — поэтому ищите стажировку, ментора, прикипайте к ним, высматривайте и осознавайте, что же вам нужно из теории, а какая экономическая теория, социология и история могут потесниться в пользу реально применимых знаний.

Работа, мы с тобой на всю жизнь

И вот начинается работа, где взрощенный и вызревший за предыдущие 15-17 лет синдром отличника расцветает во всей своей клинической картине и принимает форму не милого старания, а патологии. Работодатель, взявший на работу выпускника со средним баллом 5.0, через некоторое время обнаруживает кошмарные и неожиданные метаморфозы.

Отличник тратит на работу гораздо больше времени, поскольку стремится сделать идеально (в его понимании) всю работу, теряет чувство приоритета и в итоге закапывается в мелочах. Например, может два дня составлять поздравительное письмо для клиентов, забыв при этом про прямые обязанности продвигать или продавать.

Отличник не готов терпеть какую-либо критику — и это не от того, что он считает себя непогрешимым гением, а от того, что не уверен в себе и болезненно воспринимает критику как укор и крах своего идеального мира. Реагируя на критику остро негативно, он получает проблемы в отношениях с руководством и коллегами, карьера начинает стопориться. И вот вчерашний ещё отличник с розовыми щеками становится хмурым и загнанным работником.

Отличник вновь решает избегать ошибок и отказывается от сложной работы, двигаясь по пути наименьшего сопротивления и отказываясь от ценных для опыта решений.

Наконец, отличник начинает рваться и постигать рабочие вопросы семимильными шагами, стремится к росту и, с одной стороны, становится врагом коллегам, с другой, выгорает от постоянной напряжённой работы на пять с плюсом.

Мой опыт. В компании, куда я устроилась работать инженером по тестированию, была отличная практика — обучение + менторство. В наставники мне попался блестящий практик, а начальницей была такая же отличница. Мне удалось быстро увидеть разницу и понять, что быть крутым профи гораздо лучше, чем филигранно оформлять минорные баги в Багизилле. И тогда удалось преодолеть главное — перестать превращать обучение в запись в тетради определений транка, плана нумерации, периметра, радиуса, NAT и схем звонков. Надо было брать и смотреть глазами, что это такое, как реплицируется БД, как падает стенд, как капризничает ОКС-7 и жутко настраивается Cisco — совсем не так, как в красочной презентации. Завершив обучение раньше положенного, я прекрасно въехала в работу и стала учиться воевать с разработчиками и быть профессионалом. Это был крутой, ценный опыт.

Тремя годами позже, когда я стала руководить отделом, у меня была подчинённая, женщина 38 лет, круглая отличница, которая постоянно говорила о своих школе и вузе. Она работала «от сих до сих» и боялась креативить, потому что «так нельзя, так не бывает». Однажды она написала рассылку для иностранных коллег — сухую и чертовски выверенную. Перфекционизм в чистом виде. Я похвалила её стиль и язык, отметила серьёзность и глубину. Через 40 минут она принесла 4 варианта такого же текста, креативных и ещё более крутых. Ей просто нужно было, чтобы в неё поверили и дали ей знак, что она молодец. С тех пор это была лучшая из коллег.

Конечно, вся ситуация обозначена слишком выпукло, и есть много достойных ребят среди всех — прежде всего, потому что большинство понимают, что все вокруг люди и нужно делать хорошо то, на что ты способен. Я знаю вчерашних троечников и хорошистов, а сегодня блистательных рестораторов, строителей, инженеров, программистов, руководителей и знаю вчерашних отличников, а сегодня продавцов в Эльдорадо и в KFC. И знаю тех, кто пронёс своё до конца: отличная учёба, кандидатская, блестящая работа, докторская.

Но в целом хочется, чтобы на учёбу не убивались жизни, чтобы за ней не терялись социальные связи и дружеские отношения. А работодателей, особенно первых у выпускников, я хочу попросить об адаптации. Из вчерашних отличников вырастают блестящие сотрудники, если суметь их интегрировать в бизнес правильно. Вот несколько секретов обращения с такими ребятами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *