что делать если ты многолюб

Полиамория: много любви – много счастья?

Они не считают свой образ жизни полигамией или развратом. Просто уверены, что любить нескольких одновременно – это открытая и честная позиция. Может быть, завтра мы все будем жить так, как они живут сегодня?

«Я только что занимался любовью по телефону, это очень приятно!» – улыбается 47-летний Федор. Его жена, 40-летняя Инна, согласно кивает. И в свою очередь рассказывает о двух своих любовниках. Они не одиноки. У них есть друзья, которые так же, как и они, экспериментировали со строгой моногамией, гостевым браком и периодическими изменами, после чего пришли к идее союза, в котором физическая верность не считается необходимым условием отношений. Такой взгляд на любовь называют полиамурностью или полиаморией. (1)

У некоторых приверженцев полиамории есть «основной» партнер, другие участвуют в нескольких парах «на равных», не отдавая предпочтения никому из своих возлюбленных. Третьи рассматривают это как временную меру – например, 35-летний Иван надеется, что это поможет ему выйти из семейного кризиса. «По-моему, это лучший выход, чем развод», – говорит он.

Освободиться от вины

Похоже, во всех этих случаях новая любовь не изгоняет прежнюю, а добавляется к ней. Ничего нового: еще Николай Чернышевский мечтал о свободном союзе. (2) «Любовь обращена к чувству нашей уникальности, а желание переменчиво», – замечает семейный психотерапевт Елена Улитова. И это противоречие мужчины и женщины пытаются разрешить на протяжении всей истории своих отношений.

«Мы выработали для себя некоторые правила, – рассказывает Федор. – Например, когда я с женой, я могу попросить номер телефона у другой женщины, но я не останусь с ней». Инна добавляет: «Вдвоем с Федором мы занимаемся любовью без презерватива, но используем средства защиты, вступая в любые другие отношения». Возможность «любых других» – часть их взаимной договоренности. Это позволяет им избегать лжи – и чувства вины, которое она влечет за собой. Но остается бессознательная вина, связанная с сексуальностью. Она возникает во время эдиповой фазы развития ребенка, когда ему приходится бороться с тягой к инцесту (3). «Увеличивая количество партнеров, многолюбы, возможно, ищут способа отклониться от родительской или братской фигуры, которая вызывает желание», – объясняет психоаналитик Эрик Смаджа (Éric Smadja).

Читайте также

Избежать симбиоза

38-летнего Сергея не беспокоит, что у его подруги и ровесницы Светланы есть другие партнеры. Но ему не нравится, когда она не предохраняется. Именно это он рассматривает как неверность, потому что это – нарушение обещания, которое она ему дала. Соблюдение договоренностей – проявление взаимного уважения. И оно необходимо, чтобы поддерживать равновесие в паре, на каких бы условиях она ни существовала. Также оно помогает избежать ранящих фантазий. «Заранее оговорив границы допустимого, они обретают уверенность, что другие связи не станут посягательством на территорию их отношений», – считает сексолог Ирина Панюкова. Неужели им удается избежать ревности? «Не полностью, – признается Сергей, – но когда я понял, что могу радоваться счастью Светы, даже когда не я это счастье ей подарил, то почувствовал себя гораздо свободнее».

«Ревность, если она не достигает размеров патологии, – часть любви», – полагает Эрик Смаджа. Среди наших бессознательных фантазий есть те, что включают в себя образы «пожирания», полного поглощения объекта любви. Фрагментируя свою привязанность, многолюбы, возможно, пытаются избежать симбиоза, который они воспринимают как опасность. «Незачем класть все яйца в одну корзину, – убеждена Инна, – когда у женщины только один мужчина, она рискует стать слишком зависимой и потерять себя». Однако существуют и трудности: конкуренция, страх разрыва (партнер может уйти к новому партнеру или партнерше), боль из-за утраты чувства своей исключительности.

У тех, кто практикует полиаморию, одних страхов становится больше, других меньше. «С несколькими партнерами психическая и эмоциональная нагрузка на каждого уменьшается, – продолжает Эрик Смаджа. – Как и разочарование и скорбь в случае утраты любви». Отношения развиваются плавно, и если в них есть неопределенность, то ее легче переносить. Друг становится ближе, превращается в любовника, уходит. Если с одним приходится сделать шаг назад, то в это время мы можем опереться на другого. Точно так же некоторые пары защищают себя от кризисов или от скуки, с увлечением переключаясь на работу или дружбу – то есть, как и многолюбы, ищут ресурсы за пределами своего союза. «Оба варианта имеют право на существование, – считает психоаналитик, – если только за этим не скрывается неспособность совместно противостоять трудностям».

Стать более соблазнительным

Множество одновременных романов может быть средством самоутверждения – особенно для тех, чья самооценка зависит от внешних мнений. «Я чувствую себя более уверенно, когда мне удается соблазнить еще кого-то, – признается 32-летний Валерий. – И это привносит в мою жизнь разнообразие».

С одним путешествовать, с другим проводить выходные, с третьим коротать вечера по будням? «Наша способность вынести неудовлетворенность или справиться с пустотой зависит от развития личности, – считает Елена Улитова. – Многие стремятся немедленно заполнить свое время и свое мысли хоть чем-нибудь и даже предвосхитить возможность какого-либо недостатка. Они запасаются партнерами впрок, как крупой или спичками». При этом возникает опасность, что образуется излишек. «Да, есть риск, что просто не хватит душевных сил на поддержание всех отношений», – соглашается Федор. На сегодня у него, кроме Инны, только одна постоянная возлюбленная. «Наверно, все мечтают встретить кого-то, кто даст нам все, чего нам не хватает, – продолжает семейный терапевт. – Но увы, эта мечта несбыточна». Может, и многолюбами движет все та же надежда однажды обрести идеального партнера? «Возможно, и хотя это погоня за призраком, она поддерживает в них желание любви, а значит, и жизненную энергию», – отвечает Елена Улитова. Некоторые возразят, что полиамория – не любовь. «Может, они и правы, – соглашается Валерий. – Но если бы мне пришлось выбирать, не знаю, что я предпочел бы».

1. Подробнее о полиамории можно узнать на англоязычном сайте: morethantwo.com

2. «Когда мужчина признает равноправность женщины с собою, он отказывается от взгляда на нее как на свою принадлежность. Тогда она любит его, как он любит ее, только потому, что хочет любить, если же она не хочет, он не имеет никаких прав над нею, как и она над ним» (Н. Чернышевский «Что делать?», ЭКСМО, 2013)

3. С точки зрения классического психоанализа ребенок проходит эдипову фазу развития в возрасте от 3 до 6 лет, когда в отношения мать–дитя включается третий: это может быть отец, а также братья и сестры. На этой стадии возникают сексуально окрашенные чувства к родителю противоположного пола. Подробнее см. З. Фрейд «Я и Оно» (Азбука-классика, 2007).

Источник

Многолюб

Полиамория (от греческого πολυ=множественный, обширный и латинского amor=любовь) — система этических взглядов на любовь, допускающая возможность существования множественных любовных отношений у одного человека с несколькими людьми (а также между несколькими людьми) одновременно, с согласия и одобрения всех участников этих отношений. Полиаморией также называют практику любовных отношений, воплощающую эти взгляды в действительности.

Русская терминология в области полиамории пока не вполне сложилась. В данном тексте слово «полиамория» используется для названия самого явления, слово «полиамурность» — как характеристика приверженцев полиамории.

Содержание

Общая информация

Формы полиамории изменчивы и разнообразны, и дать ее точное и исчерпывающее определение едва ли возможно. Большинство сторонников полиамории придерживается точки зрения, согласно которой потребность в любовных отношениях у разных людей может быть разной и условие сексуальной и эмоциональной исключительности не является необходимым для жизнеспособных долговременных любовных отношений. В частности, они признают естественным желание человека иметь несколько любовных отношений одновременно и допускают возможность поддержания таких отношений на основе доверия, уважения и ответственного подхода, без создания этических и эмоциональных конфликтов.

Наличие любовных отношений, и тем более нескольких, не является необходимым условием полиамории, как образа жизни. В разные периоды своей жизни приверженец полиамории может состоять в моногамных любовных отношениях или не иметь никаких любовных отношений вообще. В этой связи было бы правильнее говориь не о полиамурном образе жизни, а полиамурном мировоззрении. Однако на практике сторонников полиамории характерно наличие нескольких одновременных любовных отношений с разными людьми, причем некоторые из этих отношений могут восприниматься участниками как долговременные или постоянные. Описанный взгляд на полиаморию часто выражается формулировкой „сознательная, ответственная и этичная немоногамность“.

Полиаморию не следует отождествлять с полигамностью. Несмотря на близость этих понятий, между ними есть ряд существенных смысловых отличий. В отличие от полигамии, ставящей во главу угла состав и структуру семейных связей, полиамория уделяет основное внимание любви и основанной на ней отношениям. При этом сами любовные отношения могут принимать как форму полигамных семейных связей, так и другие, не обязательно сводящиеся к семейным, формы, в том числе формы, иерархия которых может быть сложнее иерархии традиционных полигамных семей. В практической полиамории сложилась целая классификация наиболее распространенных форм множественных любовных отношений. Существенной особенностью полиамурных отношений является их способность менять форму с течением времени, усложняться или упрощаться, стремясь учесть появление в них новых участников, а также изменением ролей или уход прежних участников. В момент зарождения полиамурных отношений и в процессе их дальнейшего развития участники нередко не могут даже предположить, какую именно форму им суждено принять и на какой срок.

Приверженцы полиамории придают большое значение этическим аспектам полиамурных отношений и в идеале стремятся строить свои отношения на основе любви, уважения, доверия и лояльности. Залогом построения и поддержания функциональных полиамурных отношений они считают возможность открытого, честного и полного обсуждения всеми участниками отношений всех интересующих их вопросов. Такие обсуждения являются неотъемлемой и существенной частью полиамурного образа жизни. Они дают возможность всем участникам отношений обмениваться информацией, и совместно искать решения, учитывающие интересы и потребности каждого. Полиамория, как система взглядов, основана на убеждении, что такие разрушительные и ограничительные эмоции, как ревность и собственничество не должны определять человеческие отношения и управлять ими. Признавая существование этих эмоций, как естественно свойственных многим людям, сторонники полиамории считают, что этими эмоциями можно научиться владеть, тем самым избавившись от их власти над собой.

Формы практической полиамории

Приведенный ниже перечень не является ни утверждённым реестром полиамурных отношений, ни рецептом их построения. К нему нужно относиться как к набору принципов и практических соображений, которые часто берутся за основу полиамурных отношений, и затем развиваются и приспосабливаются участниками этих отношений под свои конкретные потребности. Большинство форм полиамурных отношений, встречающихся на практике, являются гибридами и включают в себя элементы сразу нескольких схем из приведенного перечня.

Все разнообразие форм полиамурных отношений можно условно разделить на три больших группы по степени их «закрытости».

Групповые формы

Групповые формы полиамории основаны на идее групповой верности, представляющей собой расширительное толкование идеи «верности друг другу», когда она распространяется на целую группу людей. В наиболее общей форме принцип «групповой верности» не накладывает никаких ограничений на любовные и сексуальные отношения членов группы до тех пор, пока они ограничены рамками самой группы. При этом партнёры соглашаются не иметь любовных и сексуальных отношений вне группы. Традиционная моногамия является частным случаем таких полиамурных отношений. В этом случае группа состоит из двух человек. Разновидностями этой формы отношений являются также традиционные формы полигамии: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество), а также групповой брак. Некоторые группы допускают возможность изменения своего состава с согласия всех членов группы. Некоторые разновидности групповых отношений предусматривают возможность дальнейшего ограничения и контроля отношений, могущих возникать внутри группы. Залогом устойчивости подобных отношений с ограничениями является приемлемость этих ограничений для всех участников группы.

Открытые формы

В этом случае каждый из участников полиамурных отношений может иметь множественные отношения с разными людьми, круг которых не ограничен заранее. Эти отношения могут различаться для участников по степени их важности, а также по степени вовлеченности. В этом случае выделить группу участников полиамурных отношений бывает затруднительно или невозможно, и вместо этого уместнее говорить о наборе связей каждого человека, с дополнительным пояснением иерархической структуры этих отношений. Некоторые приверженцы открытых форм отношений предпочитают классифицировать их по степени вовлеченности в эти отношения, деля отношения со своими возлюбленными на «основные» и «дополнительные». Такое деление не является обязательным и многие сторонники открытых отношений стараются избегать подобной категоризации, находя её оскорбительной для всех участников отношений и не ухватывающей существенных особенностей их личных отношений. Одним из примеров открытой формы полиамории является открытый брак.

Смешанные формы

Смешанные формы отношений содержат в себе как элементы групповых форм, так и элементы открытых форм полиамурии. Как правило, смешанные формы полиамурии объединяют моногамных и полиамурных партнёров. Каждый моногамный партнёр поддерживает моногамные отношения ровно с одним человеком, но не требует того же от своего партнера, и последние могут иметь множественные любовные и сексуальные отношения.

Некоторые формы полиамурных отношений иногда описываются геометрическими фигурами, с учетом количества участников и существующих между ними связей: треугольником, квадратом, а также латинскими буквами V, W и N.

Символика полиамории

что делать если ты многолюб. Смотреть фото что делать если ты многолюб. Смотреть картинку что делать если ты многолюб. Картинка про что делать если ты многолюб. Фото что делать если ты многолюб

Несмотря на то, что для обозначения полиамурности используются самые разнообразные символы, ни один из них пока не приобрел повсеместно распространенной устойчивой смысловой связи с этим понятием. Вероятно, наиболее распространенной эмблемой полиамории является синий знак бесконечности (∞) на фоне белого, с красной каймой, сердца (♥).

что делать если ты многолюб. Смотреть фото что делать если ты многолюб. Смотреть картинку что делать если ты многолюб. Картинка про что делать если ты многолюб. Фото что делать если ты многолюб

В англоязычной среде также популярно использовать для обозначения полиамории изображение попугая. Связь этого изображения с полиаморией осуществляется игрой слов: в английском языке слово polyamory часто сокращается до poly, а Полли (Polly) — распостранённое имя для попугая.

что делать если ты многолюб. Смотреть фото что делать если ты многолюб. Смотреть картинку что делать если ты многолюб. Картинка про что делать если ты многолюб. Фото что делать если ты многолюб

что делать если ты многолюб. Смотреть фото что делать если ты многолюб. Смотреть картинку что делать если ты многолюб. Картинка про что делать если ты многолюб. Фото что делать если ты многолюб

В США получил распространение созданный Джимом Эвансом флаг полиамории. Флаг полиамории состоит из трех горизонтальных полос синего, красного и черного (в порядке сверху вниз) цветов с греческой буквой π золотого цвета в центре флага. Цвета флага символизируют

Основные идеалы, разделяемые приверженцами полиамории

Перечисленные ниже идеалы, разумеется, достигаются далеко не всегда, но приверженцы полиамории, как правило, стремятся к их достижению. Следует также заметить, что многие из этих идеалов характерны и для моногамных отношений.

Юридический статус полиамории

В большинстве стран нет юридических запретов на образование многосторонних союзов между взрослыми людьми, включающие в том числе и сексуальные отношения, за возможным исключением имеющихся в некоторых странах ограничений на гомосексуальные союзы. Однако в большинстве западных стран браки, объединяющие больше двух человек, запрещены. Более того, во многих странах гражданские союзы не обладают тем же юридическим статусом, как официально зарегистрированный брак. Юридические различия между «официальными» и гражданскими браками могут проявляться в вопросах опеки детей, наследования, принятия решений, связанных со здоровьем и жизнью партнеров и т.п. В этом отношении даже в тех странах, где юридических различий между гражданским и официальными браком не существует, статус полиамурных отношений в настоящее время юридического закрепления не имеет. Участники полиамурных отношений с юридической точки зрения представляют собой группу одиночек и состоящих в браке (гражданском или зарегистрированном) пар, между которыми имеются дополнительные связи («совместное проживание», «сожительствование», «интимные отношения»).

В культурной традиции многих стран наличие любовных и/или сексуальных отношений вне моногамного брака является достаточным основанием для развода и наличие таких отношений часто оказывается отягчающим обстоятельством при разводе. Приверженность к полиамории одной из сторон при разводе породить предвзятое отношение к этой стороно, и в частности, может быть использована в качестве аргумента против этой стороны при решении вопросов об опеке детей, разделе имущества и пр.

Юридический статус полиамории в России

Теория и практика полиамории не противоречит законодательству Российской Федерации, но полиамория, как форма семейных отношений юридического признания не имеет.

Об особенностях юридического статуса полиамории в других странах можно прочесть в статьях о полиамории, написанных на языке этих стран.

Исследования

Исследования в области полиамории до сих пор были крайне ограниченными. Всестороннее правительственное исследование отношения общества, шаблонов поведения и взаимоотношений проведенное в Финляндии в 1992 году (возраст 18-75, около 50% обоих полов) показало что около 200 из 2250 (8.9%) респондентов «согласны или действительно согласны» с утверждением «Я мог бы поддерживать несколько сексуальных взаимотношений одновременно» и 8.2% указали в поле «стиль жизни который подходит более всего» на текущем жизненном этапе мог бы включать более чем одного постоянного партнера. С другой стороны, на вопрос про другие постоянные связи одновременно, около 17% указали что у них бывали другие партнеры во время постоянной связи (50% нет, 17% да, 33% отказались отвечать). [2] (PDF)

Полиамория в клинической медицине

На сегодняшний день мало исследований в области специфических нужд и требований полиамурных клиентов в клиниках. Примечательным результатом в этом отношении является Работа с полиамурными клиентами в клиническом окружении (Дэвидсон, 2002), [1] который направлен на следующие области исследования:

Отчет также указывает, что исходные формы отношений которые терапевт «скорее всего увидит на практике» состоят из личностей вовлечённых в «первичные плюс ещё» отношения, моногамные пары желающие попробовать немоногамию впервые, и полиамурных одиночек.

Критика полиамории и полемика

Религиозная критика

Многие религии осуждают сексуальные отношения вне брака (или вне союза, играющего роль брака). Как следствие, отношение этих религий к полиамории по сути оказывается таким же, как и к полигамии: некоторые из них осуждают полигамию, некоторые поддерживают, считая последнюю допустимой формой брака. Однако даже в религиях, в которых полигамия считается допустимой, под ней часто подразумевается строго определенная форма группового брака, как правило, многоженство. На начало XXI века полигиния распротранена в некоторых мусульманских странах, но не признается большинством христианских и иудейских учений. Тем не менее, Ветхий Завет, являющийся основой всех трех основных авраамических религий, содержит немало упоминаний о полигинии, таких как, например, история царя Соломона. Ни буддизм, ни индуизм не высказываются прямо ни в поддержку, ни против полигамии.

Несмотря на то, что большинство религий включают и учение о сексе и семье, духовенство сравнительно мало высказывалось о полиамории, видимо по причине малой заметности последнего явления по сравнению с другими явлениями в человеческих отношениях, таких, как, например, гомосексуализм.

Критика с точки зрения традиционной морали

Полиамория в значительной степени противоречит традиционной морали, основанной на представлениях о том, что любовь подразумевает исключительность и неразрывно связана с ревностью.

Существует мнение, что полиамория способствует распространению инфекций, передающихся половым путём.

Существует мнение, что дети, вырастающие в полиамурном окружении, социально не адаптированы.

Полемика о количестве и качестве любви

Критика полиамурных отношений часто основана на утверждениях о количественной и качественной недостаточности любви в полиамории.

Например, тезис о поделенной любви, который часто используется для критики полиамории, утверждает, что когда человек делит свою любовь между несколькими людьми, каждый из них получает лишь часть вместо целого. В своей крайней форме этот тезис утверждает, что любовь не делится вовсе и по-настоящему в каждый момент времени можно любить лишь одного человека. Тезис о поделенной любви опирается на неявное предположение о том, что для любви справедлив закон сохранения: запас любви у одного человека постоянен, и уделяя ее часть одному человеку, он тем самым отнимает ее у другого. Иногда такой способ рассуждений называют «мальтузианским», поскольку аналогичным образом Томас Мальтус обосновывал идею о том, что рост населения приведет к голоду на Земле.

Среди приверженцев полиамории распространена также и промежуточная точка зрения, учитывающая, что несмотря на то, что запасы любви в одном человеке могут быть велики и их может хватать на несколько разных любовных отношений, эти отношения требуют внимания, энергии и времени, запасы которых у человека все же конечны, и с этим следует считаться, ответственно подходя к вопросу о создании новых отношений, и у каждого человека есть предел, после которого само количество любовных начинает наносить урон каждоми из существующих отношений.

Другое распространенное возражение против полиамории утверждает, что тот уровень доверия и крепость связи, которые можно встретить в долговременных отношениях, могут быть достигнуты только в моногамных отношениях, поскольку это возможно лишь если партнеры уделяют друг другу все свои силы внимание и не имеют никаких посторонних связей. Многие сторонники полиамории отвергают этот взгляд, поскольку, основываясь на личным опыте, они считают могут достичь того же со всеми своими партнерами. В качестве дополнительного возражения они приводят довод, что наличие дополнительных партнеров в их отношениях может подорвать доверие в не большей степени, чем наличие у них друзей, и что моногамные пары обычно не распространяют приведенное выше рассуждение на своих друзей.

Среди сторонников полиамории также популярна точка зрения, что дополнительные любовные связи в полиамурных отношениях лишь увеличивают общее количество любви и тем самым существующие в них связи.

Степень успешности

Полиамурные отношения часто воспринимаются как изначально «непрочные» и «недолговечные». Трудно судить о том, насколько эта точка зрения обоснована и насколько на является предубеждением, поскольку найти достоверные данные о длительности и успешности полиамурных отношений по сравнению с моногамными крайне непросто. Принципиальной трудностью в сборе таких данных является то, что и моногамные и полиамурные отношения могут возникать, преследуя самые разнообразные цели и у их участников могут быть разные представления о том, что такое «успешность» таких отношений, отличная, вдобавок, от представлений ислледователей. Есть и другие факторы, ставящие под сомнение саму возможность получения ответа на этот вопрос. В частности:

Аналогичная предвзятось может проявляться и в противоположную сторону. Например, сторонний наблюдатель может заметить, что многие полиамурные отношения рано или поздно заканчиваются. Однако аналогичное замечание можно сделать и о моногамных отношениях, если принять во внимание их долю, заканчивающихся разводом, а также те из них, которые существуют только на бумаге, и учтя количество пар, живших в гражданском браке и в дальнейшем расставшихся. Точно так же, вывод об изначальной аморальности полиамории можно было бы парировать, подсчитав долю супружеских измен, а также число людей, считающих себя несчастными в браке, после чего можно использовать все эти данные для того, чтобы провозгласить моногамию аморальной, непрактичной и обреченной на неудачу.

В отсутствии серьезных исследований в этой области, проведенных строгими научными методами, можно лишь утверждать, что вопрос о сравнении долговечности и успешности полиамурных отношений по сравнению с моногамными по прежнему остается открытым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *