что делать если ты еврейка

Еврейка или нет: как я искала свою идентичность

что делать если ты еврейка. Смотреть фото что делать если ты еврейка. Смотреть картинку что делать если ты еврейка. Картинка про что делать если ты еврейка. Фото что делать если ты еврейка

Что делает человека евреем — кровь, культура, религия, воспитание или страна? Можно ли быть одновременно евреем и русским — или быть евреем и не любить израильтян? Насколько это вообще важно? Колумнист «Цимеса» Марина Пустильник размышляет о проблеме еврейской самоидентификации в современном мире

— Я не помню, когда узнала, что мой папа и мои бабушка с дедушкой — евреи. Зато помню, что долгое время вопрос национальности никак не проявлялся в моей жизни. Рассказывая про свой еврейский опыт в Москве конца 1980-х и начала 1990-х, подруга поделилась, что она прекрасно знала: все в их семье евреи, но другим говорить об этом не надо. И о том, что всё окружение её семьи — тоже евреи. И о том, что эта семейная дружба начиналась в институтах, куда можно было попасть, и что карьера тоже зависела от национальности.

За пределами Москвы дела обстояли по-другому. В послевоенном поколении моего отца, выросшего в Сибири, куда война закинула его родителей, к смешанным бракам относились иначе. Рискну предположить, что это было частично связано с тем, как мой отец самоидентифицировался в молодости: в первую очередь он был астрофизик и учёный, а уже потом еврей. Процентное соотношение двух этих идентичностей менялось с годами, но первая всегда играла большую роль.

Та же подруга рассказала мне, что в семьях их круга был схожий уклад — то же трепетное отношение к детям, какие-то ещё мелочи. Это отличалось от жизни других семей, где она иногда оказывалась в гостях.

Был ли у нас какой-то особенный уклад и обязательно ли быть евреем, чтобы трепетно относиться к детям? Мне сложно сказать, но я знаю, что в посёлке астрономической обсерватории, где я росла, дружили и работали не по национальному признаку. Не то чтобы я хотела сказать, что всё было безоблачно, но первые лет десять своей жизни я не сталкивалась с еврейским вопросом вообще. Потом уже, когда началась перестройка, островки антисемитизма появились и в научной среде.

Это был первый раз, когда я столкнулась с тем, что вопрос моей национальности решает для себя кто-то другой, не давая мне права голоса. Для этих людей я была еврейкой просто в силу того, что евреем был мой отец.

Когда мне было 12, в моей жизни появился «Эксодус» и двоюродный дедушка — потерянный в 1920-е годы старший брат моей бабушки, который, как оказалось, стоял у истоков кибуцного движения в Израиле и был лётчиком-асом во время Войны за независимость. Перестройка дала семье возможность воссоединиться, и в моей жизни появились новые израильские родственники.

Когда в 14 лет, в 1991 году, я заполняла анкету на загранпаспорт, то на некоторое время застряла над вопросом про национальность. Это не проговаривалось в семье, но я знала, что, записав себя еврейкой, я каким-то образом усложню себе жизнь. Тем не менее я выбрала именно этот вариант, почувствовав в себе необходимость идентифицировать себя с группой «аутсайдеров» советской системы.

Однако, приехав в том же году в США, я стала для окружающих «русской». Местные евреи теряли ко мне интерес, узнав, что еврей у меня отец, а не мать, а я была не готова прорываться в их круг. Я понимала, что соблюдение каких-то религиозных и культурных предписаний для них важнее, чем «зов крови», — и эта ситуация была зеркальна той, в которой я жила раньше.

Кроме того, у меня перед глазами был пример моих американских знакомых. Оба они, дети бежавших в начале XX века из украинских местечек евреев, строили свою идентичность на каких-то совершенно других основаниях, упоминая своё еврейство, а вернее, еврейство своих родителей, как часть семейной истории, не более.

Кажется, тогда я впервые столкнулась с тем, что ощущение своего еврейства может быть выбором — и что выбор этот может быть любым.

Следующие шесть лет я провела, ощущая себя русской. А когда я вернулась в Россию, мир уже был другим.

Как я идентифицирую себя сегодня? Как идентифицируют себя окружающие меня люди? Для кого-то вопрос еврейской идентичности не стоит — просто потому что никакой другой они для себя не представляют.

При этом та самая подруга, упомянутая выше, говорит, что единственная идентичность, под которой она может подписаться хоть с какой-то уверенностью, — это «я москвичка».

Кто-то из моих друзей только сейчас открывает свои еврейские корни и не очень понимает, как это влияет на их идентичность и влияет ли. Мой муж идентифицирует себя как сиониста.

Что же делаю я? Что же делают остальные? И что им, собственно, делать?

Из чего складывается национальная идентичность, ощущение принадлежности к определённому этносу или нации? Мы не рождаемся с этим ощущением, а приобретаем его, осознавая общность с некоей группой людей, их связь с нашей культурой, языком и историей — и нашу связь с ними. Долгое время культурный код разбросанных по всему миру евреев был основан на религиозных заповедях, от соблюдения Шаббата и кашрута до предписания жениться только на еврейках и определения национальности по матери. Скорее всего, это последнее правило было принято, чтобы сохранить еврейскую нацию в суровых условиях древности, ведь женщины тогда нередко подвергались насилию, а мужчины гибли во время восстаний и погромов. В начале Средних веков евреи занимались прозелитизмом, то есть стремились обратить других в свою веру, так что человек мог стать евреем, перейдя в иудаизм, но не будучи при этом евреем по крови. Впрочем, около тысячи лет назад период прозелитизма окончился, границы общины закрылись — и оставались закрытыми вплоть до XX века.

Двадцатый век подарил евреям новые возможности самоидентификации — например, трудовой и политический сионизм. Но большевистская революция 1917 года и приход национал-социалистов к власти в Германии оставили подавляющему большинству европейских и советских евреев лишь один способ идентификации — по крови. В СССР религии не было, и евреями считались рождённые от других евреев.

Внутри еврейской общины право крови определялось, как и положено, по матери — но для всех остальных таких тонкостей не существовало и достаточно было одного родителя, чтобы ребёнка считали евреем.

Мне кажется, что в современном мире быть евреем — это выбор, и у этого выбора может быть какая угодно причина.

Кто-то вспоминает о том, что он еврей, чтобы уехать из России, — даже если это всего лишь четвертинка ДНК. В ком-то просыпается зов предков, и ему внезапно становятся важны многочисленные еврейские праздники. Кто-то, как мои американские знакомые, выбирает не слышать в своих еврейских корнях зов крови. А кто-то, как один из их сыновей, выбирает вернуться к этим корням.

Одни определяют себя по национальности, по крови, по культуре, по традициям, по общности с людьми той же крови, культуры и традиций. Другие определяют себя по каким-то совершенно иным параметрам, никак не связанным с национальностью. Кто-то считает себя евреем, но с настороженностью или даже неприязнью относится к израильтянам. А кто-то — не еврей по крови, но израильтянин по убеждениям.

И хотя иудаизм говорит нам, что если ты родился евреем, то евреем и умрёшь, в современном мире всё немного сложнее. Выбор есть всегда, мы делаем его сами и сами несём за него ответственность.

Источник

Как подтвердить, что вы еврей

Для внутреннего самоощущения достаточно просто знать, что вы – еврей. Но бывают ситуации, когда это надо доказать документально. И вот здесь у что делать если ты еврейка. Смотреть фото что делать если ты еврейка. Смотреть картинку что делать если ты еврейка. Картинка про что делать если ты еврейка. Фото что делать если ты еврейкамногих возникают проблемы. Неслучайно подтверждение еврейства – одна из важных тем, с которыми обращаются к Главному раввину Петербурга М.-М. Певзнеру.

Мы попросили рава Певзнера поделиться опытом: какие есть стратегии подтверждения еврейства; в каком случае раввин может помочь, а в каком – нет.

Как насчет отъезда на ПМЖ?

Синагога – религиозное учреждение. Наша задача – помочь человеку доказать галахическое еврейство, т.е. еврейское происхождение по материнской линии, которое дает право совершать определенные религиозные обряды. Выданная нами справка о еврействе не имеет силы с точки зрения государственных структур Израиля и Германии. Поэтому, если ваша цель ПМЖ, Синагога вам не сможет помочь.

Для чего надо доказывать галахическое еврейство, а для чего – нет?

Если вы хотите посещать Синагогу, приходить на молитвы, шабаты и праздники, подтверждать еврейство для этого не надо.

Но для хупы (еврейской свадьбы), обрезания (и, не дай Б-г, похорон) необходимо представить раввину доказательства вашего галахического еврейства.

А какие нужны доказательства?

По еврейскому закону, устное заявление человека о том, что он еврей, не принимается во внимание. Человек может ошибаться, преследовать какую-то выгоду и т.д. Поэтому доказательством могут служить только документы.

Какие документы подтвердят мое еврейство?

Сразу отмечу, что, согласно требованиям закона, для подтверждения еврейства одного документа недостаточно, их должно быть как минимум два – из разных источников.

Рассмотрим несколько примеров.

1. Свидетельства о рождении мамы и бабушки, где в графе «национальность» указано: «еврейка»

что делать если ты еврейка. Смотреть фото что делать если ты еврейка. Смотреть картинку что делать если ты еврейка. Картинка про что делать если ты еврейка. Фото что делать если ты еврейка

Очень полезный документ. Раньше в свидетельстве о рождении указывали национальность (а сейчас – нет, и со временем это грозит вырасти в серьезную проблему).

Но здесь есть несколько подводных камней.

Во-первых, по указанию раввината Израиля, нужны свидетельства о рождении и мамы, и бабушки (маминой мамы). Почему? Дело в том, что в наше время распространены смешанные браки. И возможна ситуация, что мама мамы – еврейка только по отцу, а в документах дочери указала «еврейка». Во-вторых, свидетельства о рождении, выданные после конца 1980-х годов, считаются недостаточно достоверными и, по указанию израильского раввината, не могут служить доказательством еврейства. В-третьих, годится только оригинал. Повторное свидетельство, скорее всего, выдано после 1980-х. Но здесь Синагога может помочь. Бывало, мы направляли своего представителя в ЗАГС, чтобы он своими глазами увидел оригинальную запись.

что делать если ты еврейка. Смотреть фото что делать если ты еврейка. Смотреть картинку что делать если ты еврейка. Картинка про что делать если ты еврейка. Фото что делать если ты еврейка

В старых домовых книгах записывались все сведения о жильцах, включая национальность. Если, предположим, ваша прабабушка записана в ленинградской домовой книге как еврейка, и вы можете подтвердить документами свое происхождение от нее по материнской линии – это убедительное доказательство. Случалось, мы направляли от Синагоги компетентного представителя, он находил запись в домовой книге, и это помогало человеку установить еврейство.

3. Военный билет, старый школьный диплом и любой другой документ советских времен, где указана национальность.

что делать если ты еврейка. Смотреть фото что делать если ты еврейка. Смотреть картинку что делать если ты еврейка. Картинка про что делать если ты еврейка. Фото что делать если ты еврейка

Если у вас есть такой документ, и вы можете доказать свое происхождение от этого человека по материнской линии, это тоже вам пригодится.

что делать если ты еврейка. Смотреть фото что делать если ты еврейка. Смотреть картинку что делать если ты еврейка. Картинка про что делать если ты еврейка. Фото что делать если ты еврейкаКтуба прихожанина петербургской Синагоги
И. А. Барона

4. Ктуба (брачное свидетельство) предков

Если ваши предки поженились по еврейскому обряду, то, следует полагать, они были евреями. Но, к сожалению, ктуба не всегда может служить доказательством вашего еврейства. Причина в том, что в ктубе не всегда указывались полные имена и фамилии жениха и невесты. К тому же бывали случаи, что хупу ставили людям, не имеющим стопроцентно доказанного еврейства.

Поэтому ктуба может служить дополнительным подтверждением, но не основным доказательством.

5. Свидетельство о захоронении предка на еврейском кладбище

Этот документ не всегда принимается в расчет. Случалось, что на еврейском кладбище, вопреки закону, хоронили не только евреев.

6. У вас есть родственники, уехавшие в Израиль и прошедшие проверку раввината

Это сильно поможет. Вам остается лишь доказать родство с ними по материнской линии.

Разумеется, общих алгоритмов здесь нет.

Изучая документы, раввин руководствуется накопленным опытом. Насколько вырисовывающаяся картина достоверна? Выглядит ли реалистичным сочетание времени, места и ситуации? Например, если приносят ктубу, написанную в регионе, где исторически не проводилась хупа, или в ней указано странное, нехарактерное для традиции имя, это вызывает сомнения.

Деятельность петербургской Синагоги по подтверждению еврейства проходит в рамках сотрудничества с израильским раввинатом. Специалисты раввината имеют колоссальный опыт в проверке и анализе документов, и в сложных случаях я всегда советуюсь с ними.

А что делать, если никаких документов у меня нет (потеряны / сгорели / предки записались русскими)?

Если вы действительно еврей, то почти всегда сможете это доказать. Где-нибудь зацепка обязательно найдется.

Бабушка записалась русской? А как насчет прапрабабушки?

Документы в семье утрачены? Но наверняка остались записи в метрических книгах синагоги, сделанные казенными раввинами; в городских архивах.

Конечно, это непростой и творческий процесс, требующий усилий. Иногда требуется поехать в другой город или в другую страну, сидеть в архивах.

Тех, кому сложно найти нужные документы, я адресую в московскую организацию «Шорашим». Эта организация помогает доказать еврейское происхождение, причем делает это безвозмездно.

Историю о том, как домовая книга помогла петербуржцу доказать свое еврейство, читайте тут

Источник

Пейсы и шекели: как бороться с антисемитскими стереотипами, если вы еврей

Борух Горин, глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России, рассказывает об антисемитских стереотипах и способах с ними бороться.

Фото: © РИА Новости/Марина Лысцева

Если вы не еврей, этот материал тоже можно читать.

В Екатеринбурге минус 25 градусов, солнечно. В эти дни проходит первый Екатеринбургский еврейский кинофестиваль (ЕЕКФ). Обычный таксист везёт меня в Ельцин-центр, где будут проходить лекции, показы и публичные обсуждения фильмов.

И вот этот таксист рассказывает мне о своей жизненной позиции. Когда заходит разговор о евреях, он, не имея в виду ничего плохого, заявляет:

Иначе говоря, антисемитизм, то есть неприязнь к семитским народам, в том числе к евреям, может выражаться и в таких высказываниях, которые вроде как не предполагают никакой ненависти. Когда вы говорите, что все евреи умные, или богатые, или что они уже захватили мир, — вы тоже антисемит.

Лайф приводит список самых распространённых стереотипов о евреях и предлагает способы их опровержения.

Пейсы

Стереотип

Евреи носят странные причёски, в том числе отпугивающие кого-то, свисающие с висков пряди, иногда завитые в косички. Их называют пейсами, или пеотами.

На самом деле

Пейсы носят исключительно ортодоксальные правоверные иудеи, то есть приверженцы религии. Причём это зависит от традиций, принятых в общине.

Важно понимать, что не все евреи являются иудеями и могут исповедовать другую религию. Более того, не все иудеи имеют еврейское происхождение: неевреи могут пройти гиюр, то есть сложный обряд посвящения в иудаизм.

Короче: не все евреи носят пейсы; не только евреи носят пейсы.

Шекели

Стереотип

Все евреи богатые или как минимум жадные до денег.

Откуда пошло

В России м иф об алчности евреев мог вырасти из обычной разницы зарплат в советском коллективе. Теперь же дурацкие шутки о шекелях прочно закрепились в народной культуре, как рассказывает Борух Горин, глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России :

— Вот пример: ты сидел в строительном управлении. У тебя рядом было пять инженеров, три было еврея. У них была вот такая (большая. — Лайф) зарплата. Причина банальна: зависть.

Как бороться

Да никак. В любой нации бывают бедные и богатые люди, это очевидно любому. Если же вы столкнулись с человеком, который доказывает вам, что все деньги мира сосредоточены в руках евреев, он, скорее всего, и в мировой еврейский заговор верит.

Мировое господство

Стереотип

В руках евреев скоординирована вся власть и деньги мира. Возможно, при этом они занимаются систематическим уничтожением морали в мире, а также нееврейских государств и народов.

Откуда пошло

Большая часть таких слухов идёт от документа под названием «Протоколы сионских мудрецов». Он был написан в начале XX века. Причины его появления на свет до конца не выяснены.

Так вот, в этих протоколах описывается план по захвату мира еврейством: мировое правительство, «технологии промывки мозгов» и так далее. Оттуда, собственно, и пошло большинство заразительных теорий заговора, которые сейчас пересказывают друг другу городские сумасшедшие.

Иногда даже на государственном уровне «Протоколы» принимают за настоящий слитый план захвата мирового господства из застенков еврейского заговора, рассказывает Борух Горин:

— Были специальные исследования о том, как евреев представляют в Японии, где евреев, так случилось, не водится. Раввин Штейнзальц, переводчик Талмуда, приехал по приглашению японского правительства в Японию. Его очень хорошо приняли, в том числе высокопоставленный чиновник. В конце встречи японец заявил, что приготовил специальный подарок для дорогого гостя. Очень важная книга в кожаном переплете на японском языке. Это были «Протоколы сионских мудрецов».

Удивительно, как это литературное произведение можно принять за настоящее. Однако таковым его считают не только в Японии: есть арабские организации, например, ХАМАС, которые отсылают к «Прокотолам» как к достоверному источнику.

— Штейнзальц выяснил, что для японцев «Протоколы сионских мудрецов» не были антисемитской фальшивкой. Они верили, что это признак мудрости еврейского народа, который заявил свои экспансионистские планы, выполнил их, и вот бы нам, японцам, так же.

Как бороться

В большинстве случаев достаточно опровергнуть достоверность «Протоколов». Их история создания известна (писал их, кстати, русско-французский журналист Матвей Головинский), наука давно закрыла для себя этот вопрос, поэтому не составит труда доказать лживость этой фальшивки.

Хорошо играют на скрипке

Откуда пошло

Скрипка стала чуть ли не символом еврейского народа. Можно предположить, что этот стереотип пошёл от мюзикла «Скрипач на крыше» и его экранизации, а также от картин Марка Шагала. Теперь даже существуют теории о том, что скрипка как музыкальный инструмент имеет вовсе не итальянское, а именно еврейское происхождение.

— Мифы о евреях могут создавать из них каких-то легендарных людей. Например, они все умные и на скрипках играют. Если бы все евреи играли на скрипках как Ойстрах, я бы гордился этим. Но это не так, потому что он был один, — смеётся Горин.

Как бороться

Если вы еврей и не умеете играть на скрипке, вам будет несложно опровергнуть этот миф: просто возьмите в руки скрипку.

Слабые очкарики

Стереотип

Все евреи слабые очкарики, которые не могут дать отпор, например, хулигану.

Как бороться

— Потихонечку люди становятся в принципе более открытыми. Миллионы за последние годы посетили Израиль. У человека, поехавшего в Израиль, куча шаблонов отпадает моментально. Шаблон о евреях, которые не могут дать сдачи, забывается, когда человек видит военизированную страну.

То же с евреями-«ботаниками»:

Крепкие семьянины

Откуда пошло

Таким же образом формировался миф о еврейской семейной преданности, хотя очевидно, что в реальной жизни каждая семья, вне зависимости от национальности, живёт по-своему:

— Вот была, например, коммунальная квартира. В четырёх комнатах мужья пили, а в пятой комнате еврей вместо этого приходил, приносил детям еду и кормил их. И вот остальные четыре комнаты рассказывали это другим. Если бы в пятой комнате жил русский, то никто бы не обратил внимание, что он нормально себя ведёт.

Как бороться

Например, статистикой. Только в 2010 году в одном только Израиле среди еврейского населения заключено больше 13 тысяч разводов.

Едят христианских младенцев

Стереотип

Иудеи и евреи вообще с предубеждением относятся к гоям, в том числе христианским, а в особенности к их детям. Существует устойчивое поверье, что когда-то (или даже прямо сейчас) они крадут христианских младенцев и используют их самих и их кровь в ритуальных жертвоприношениях.

Откуда пошло

Кровавый навет на евреев хоть и кажется анекдотичным любому нормальному человеку, но идёт ещё с античных времён. Католики обвиняли евреев в том, что они распяли Христа, поэтому с бóльшей верой относились к слухам о том, что дети действительно пропадают по вине иудеев. Известны даже случаи обвинений в краже детей в адрес евреев и последовавших за этим казней.

Как бороться

Самое простое опровержение — это священные десять заповедей Торы, в которых содержится чёткий запрет на использование в каком-либо виде, в том числе и пище, крови живых существ.

Теперь серьёзно

Очевидно, что встреченный мною в Екатеринбурге таксист — не единственный человек в стране, находящийся в плену стереотипов вековой давности. Борух утверждает, что снять эти шоры с глаз можно только самостоятельно:

— Надо понимать, что у вашего шофера наверняка не было много знакомых евреев. Важно, что победить стереотип может только сам человек. Он может попытаться идти за рамки шаблонов, которые ему навязаны его кругом общения. Например, государственная пропаганда, телевидение должны попытаться этим шаблонам хотя бы не потворствовать. Я очень настороженно отношусь к карикатурным евреям ли, кавказцам ли на телевидении. Это очень вредно.

Возможным толчком к созданию нового общественного мнения может послужить культура. Еврейская культура интересна не только в столице, но и в регионах. В Екатеринбурге еврейский кинофестиваль открылся полным аншлагом: в зал на 180 человек пришло больше 240. Популярность еврейского музея в Москве также растёт:

— Еврейский музей за последние четыре года посетил почти миллион человек. С этого года, судя по всему, по программе этот музей сможет посетить любой московский старшеклассник. Я вижу, что по статистике 80% школьников хотят туда прийти ещё раз.

В общем, все социологические опросы показывают, что уровень антисемитизма в стране резко снизился.

Источник

Я только узнал, что я еврей! Что мне делать?

от что делать если ты еврейка. Смотреть фото что делать если ты еврейка. Смотреть картинку что делать если ты еврейка. Картинка про что делать если ты еврейка. Фото что делать если ты еврейкаЦви Фриман 26 Heshvan 5779 – 04.11.2018, 13:51 3.8k Просмотры 2 Голоса

Что мне нужно делать?

Вопрос:

Иногда судьба преподносит сюрпризы, которые полностью переворачивают нашу жизнь. На прошлой неделе я навещал свою мать в больнице, и вдруг она сказала мне, что она еврейка. Я спросил, почему она никогда не говорила об этом раньше, но она не захотела отвечать. Зато рассказала о своих родителях, переживших Холокост. И было ясно, что это не выдуманные истории. Я пообщался на эту тему со своим еврейским другом, и он сказал, что если моя мать еврейка, значит, и я еврей. На самом деле большинство моих друзей – евреи. И я всегда интересовался всем еврейским. Но быть евреем самому? Если я действительно еврей, то мне важно выяснить, что это значит для меня и моей жизни. С чего мне следует начать?

что делать если ты еврейка. Смотреть фото что делать если ты еврейка. Смотреть картинку что делать если ты еврейка. Картинка про что делать если ты еврейка. Фото что делать если ты еврейка

что делать если ты еврейка. Смотреть фото что делать если ты еврейка. Смотреть картинку что делать если ты еврейка. Картинка про что делать если ты еврейка. Фото что делать если ты еврейка

С уважением и интересном, Новый еврей

Ответ:

Забавно, никто никогда не пребывает в глубоком шоке, если узнает, что его мать – урожденная кореянка. Или словачка. Или эскимоска, хотя, согласитесь, это правда было бы довольно неожиданно для многих и точно очень интересно.

А внезапно выяснить, что вы являетесь мусульманином, бахайцем или буддистом, в принципе невозможно. Это вопрос религии, и если вы не являетесь ее приверженцем, то какое это может иметь к вам отношение? Однако все же нередко случается, что в один прекрасный день человек узнает, что он еврей.

Так что в этом есть что-то уникальное. И мне кажется, что именно об этом вы спрашиваете: что это за уникальная особенность того, чтобы быть евреем, если однажды вы вдруг можете обнаружить, что вы еврей, и это не из-за веры или принадлежности, осознанного выбора или склонности, воспитания или сообщества? Это так странно: вы оказываетесь евреем, просто потому что однажды ваша мать говорит: «А, дорогой, знаешь, я еврейка, поэтому ты тоже еврей». (Конечно, вам понадобятся заслуживающие доверия доказательства того, что это на самом деле так, но факт остается фактом.)

Ответ заключается в том, что мы, евреи, одна большая семья, все братья и сестры, все дети Авраама и Сары, Ицхака и Ривки, Яакова, Рахели и Леи. И если ваша мать еврейка, вы тоже часть этой семьи. (Если только отец, но не мать, или если только дедушка по матери, но не бабушка, то ситуация другая.)

И вы можете сказать: «Да, но ведь все человечество – одна большая семья». А я отвечу, что евреи – это семья, члены которой тесно связаны друг с другом, будто склеены суперклеем. Божественным суперклеем, у которого никогда не истечет срок годности. Мы навсегда связаны вечным Заветом и общей миссией, которую тысячи лет назад Всевышний возложил на наших предков на горе Синай.

Мы заключили завет с Создателем Неба и Земли, который освободил нас из-под гнета египтян, чтобы мы могли исполнить Его волю с любовью и радостью и унаследовали Землю Израиля, наполняя ее миром. Наша миссия – быть светом для всех народов мира, чтобы все люди научились выполнять свою роль в процессе наполнения всего мира свободой, умиротворением и гармонией, каким его и создал Творец. Этот Завет и эта миссия объединяют нас вместе как единое живое существо, состоящее из множества тел и одной общей души.

Все это воплощено в Танахе и других еврейских святых книгах, а также в огромном количестве комментариев и дискуссий, составленных на протяжении многих тысячелетий – все это мы называем Торой, что буквально означает «учение». Тора учит нас, как жить в соответствии с божественным планом здесь, на земле, в любое время и в любой ситуации. Поступки, предписанные Торой, называются заповедями. Практические инструкции называются Алахой, что означает «путь». И все это работает вместе, чтобы объединять нашу глобальную семью во времени и пространстве.

Прошло почти 4000 лет с тех пор, как Авраам, первый еврей, начал рассказывать людям, что Бог заботится о Своем мире и его созданиях. А с того момента, как дети Авраама заключили с Богом завет на горе Синай, прошло более 3 300 лет.

За эти долгие годы еврейский народ оказал неоценимое влияние на самовосприятие и мировоззрение людей , привнес человечеству идеи, которые когда-то казались радикальными и революционными, но теперь приняты почти повсеместно. Например:

Мы воплотили эти идеи в мир не с помощью меча и не угрожая расправой, но только собственным упорством, с которым преодолевали величайшие трудности, являя всем пример, и эти идеи многочисленными ручьями и источниками просачивались в верования других народов до тех пор, пока те не стали признавать их своими.

Попробую сказать так: у других народов есть свои четкие географические координаты, место на карте мира. Мы, еврейский народ, определяемся Торой и ее повествованием о нас: историей наших предков, исходом из Египта, вступлением в Завет со Всевышним, нашим пребыванием в пустыне, поселением в земле Кнаан, затем изгнанием и мучениями и рассеянием по всему миру; бесконечным изучением Торы и своей собственной истории, стремлением стать с Торой единым целым, точно так же, как мы являемся единым целым со своей историей. Итальянец называется итальянцем, потому что как минимум его семья из Италии, а еврей называется евреем, потому что он родился частью этой истории, записанной в Торе (или благодаря обращению в иудаизм).

Мы заявляем о своем праве на эту “территорию”, которой для нас является иудаизм, пересекая ее вдоль и поперек, изучая Тору, вознося ежедневные молитвы Богу, и на этих “просторах” мы узнаем, кто мы на самом деле: древо жизни, которое невозможно спалить даже самыми яростными огнем истории, свет в темноте, который не может быть потушен непрекращающимися и устрашающими штормами перемен – и наша сила в том, что самым прочным в мире узлом мы связаны с нашей божественной миссией.

Так что это мы – и вы один из нас, и куда бы вы ни отправились, где бы ни оказались, вы все равно будете оставаться частью нашей семьи. Вы можете зайти в любую синагогу или еврейский общинный центр мира и сказать: «Всем привет, знаете, только что выяснилось, что я еврей», – и тотчас будете заключены в объятья, как когда-то потерянный и вновь обретенный брат.

Это как раз то, что я предлагаю вам сделать прямо сейчас. Вы можете обратиться к нам за помощью, чтобы найти ближайший к вам общинный центр. Если поблизости нет ничего такого, попробуйте найти ближайшую ортодоксальную еврейскую общину. Присоединяйтесь к ней и отмечайте наши праздники вместе со всеми, отдыхайте и наслаждайтесь в Шабат трапезой в теплой компании, потому что наши праздники – это и ваши праздники, а наш Шабат – ваш Шабат.

Когда вы принимаете решение начать следовать еврейским традициям, это надо делать не резко, а небольшими шагами, один за другим, один за другим. Здесь не подразумевается, что «или все – или ничего». А вот с чего действительно стоит начать – так это с любой из десяти заповедей (не тех, что высечены на Скрижалях Завета), с которых Ребе, рабби Менахем Мендел Шнеерсон, благословенна его память, призывал начать дорогу в иудаизм каждого еврея.

И запомните. Не обязательно все, что станете учить, придется вам по душе, но это не должно мешать идти дальше, расспрашивать преподавателей и все больше продвигаться в изучении Торы. Потому что изучение и обсуждение Торы это то, что в большей степени связало нас, наши судьбы на три с лишним тысячелетия. И именно Тора, которую дал нам Бог, позволяет нам чувствовать себя единым организмом, который вечен.

Read Later Add to Favourites Add to Collection Report

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *