что делать если тебя провоцируют на драку
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».
Если Вы столкнулись с неадекватом на дороге: подробная инструкция
Если Вы автомобилист, то наверняка встречали на дорогах такой тип “водителей-воспитателей”, которые за малейшую ошибку другого водителя (даже если она совершена по неосторожности) всячески пытаются “проучить” нарушителя. Один из их излюбленных способов — опасный обгон и раздраженные сигналы, иногда с нецензурной бранью. Встречаются и экстремалы, которые подрезают, резко тормозят перед нарушителем, тем самым провоцируя ДТП; они идут на все, чтобы выказать свое недовольство и привлечь к себе внимание.
К сожалению, такие случаи часто приводят к травмам и даже к гибели людей. Сегодня мы расскажем об одном из таких случаев на примере реального дела и о том, как действовать, если Вы привлекли к себе внимание подобного «неадеквата». А в конце статьи в качестве бонуса для наших читателей разместили ссылку на образец заявления о совершении административного правонарушения.
Пора взять безопасность на дорогах в свои руки!
Содержание статьи:
1. История о том, как водитель получил 15 лет за попытку “воспитать” другого
В Иркутске 8 октября 2018 года водителю Toyota Сергею Полякову показалось, что водитель Kia его подрезала. Тогда он решил “проучить” ее и подрезать ее в ответ. В итоге он повысил скорость до 85 км/ч, настиг ее машину и вытолкнул ее на встречку, что привело к трагическому ДТП.
В машине Kia ехала Жанна Тутурина со своими детьми: мальчиком 8 лет и девочкой 12 лет. Вылетев на встречную полосу, ее машина столкнулась с Mitsubishi Lancer в лобовую, а затем несколько раз развернулась.
Все пассажиры в Kia сильно пострадали: мать получила серьезные травмы позвоночника и была подключена к ИВЛ, дочь сломала бедро, сын получил сотрясение мозга и огромное количество ушибов. Они до сих пор находятся на реабилитации.
Водителю Mitsubishi Александру Евланову пришлось хуже всех: от многочисленных повреждений он скончался в больнице на следующий день.
Сергей Поляков, виновник ДТП (кстати, ранее судимый за насильственные преступления), не только не остановился, но и прибавил скорость, скрывшись с места происшествия. Однако все его действия были сняты камерами наблюдения, а также видеорегистраторами находящихся рядом машин.
Полиция разыскивала подозреваемого 2 дня, пока не обнаружила его в Ангарске, прячущимся у знакомых. Сергей Поляков оказался пьян и попытался сбежать от преследования, сев за руль. В результате погони, он был задержан.
По информации Следственного комитета он находился в состоянии алкогольного опьянения и в день того страшного ДТП. А во время следственного эксперимента прямо признался, что подрезал ее, потому что хотел “проучить”.
2.Почему история получила такой резонанс?
Обвиняемому вменяли сразу несколько преступлений:
(1) ч. 1 ст. 167 УК РФ — умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба (наказываются штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет);
(3) п. “б” ч. 3 ст. 111 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в отношении двух или более лиц (наказывается лишением свободы на срок до 12 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового);
(4) п. “е” ч. 2 ст. 105 УК РФ — убийство, совершенное общеопасным способом (наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет, либо пожизненным лишением свободы).
С одной стороны кажется, что все логично: было совершено умышленное преступление и преступник это и не пытался скрывать, погиб 1 человек и 3 (в том числе 2 детей) получили многочисленные серьезные травмы.
Логично, что подсудимый Сергей Поляков и его адвокат во время судебного процесса настаивали на том, что это было ДТП в обычном понимании, а не убийство. Однако суд не поверил в подобную историю. В конце концов, подобные «детские» оговорки недопустимы, когда ты сознательно используешь средство повышенной опасности (а именно таковым считается автомобиль), чтобы навредить другому лицу.
Существует несколько точек зрения по поводу этого приговора. Одни считают, что именно личность погибшего повлияла на возбуждение именно этих более тяжких уголовных дел, ведь он был инспектором Федеральной службы исполнения наказаний. Другие считают, что этот жесткий приговор был принят с воспитательной целью, чтобы другие водители задумались над своим стилем вождения и снизили уровень агрессии на дорогах. Ну а третьи рассматривают этот приговор справедливым, ведь за ДТП, приведшее к смерти человека по ч. 3 ст. 264 УК РФ максимальное наказание — лишь 5 лет лишения свободы.
3. Как действовать, если Вас преследует неадекватный водитель?
Совет №1. До выезда на дорогу
Не забудьте, что аптечку и огнетушитель лучше всего держать в салоне машины. Часто при ДТП деформированный багажник не позволяет их достать, и потушить возгорание или оказать первую помощь до приезда скорой оказывается невозможно
Сохраните в быстрый набор на телефоне номера экстренных служб, а также горячей линии ГИБДД в Вашем регионе. Многим людям в критический момент бывает сложно вспомнить номер, состоящий даже из 3 цифр.
Совет №2. Не раздувать агрессию
Если Вы сами допустили ошибку и к примеру, не пропустили кого-то при перестроении или случайно подрезали, самое простое извиниться и не провоцировать другого водителя на эскалацию конфликта.
Совет №3. Правило трёх “Д”
Если это не помогло и второй водитель продолжает вести себя неадекватно, вспомните правило трёх “Д”: «Дай дураку дорогу». Оно означает, что лучше освободить дорогу и пропустить “ненормального” водителя, чем потом, после ДТП доказывать свою правоту.
Совет №4. Если ситуация развивается
Если агрессивный водитель пытается прижать Вас к обочине, чтобы “поговорить”, то не следует превышать скорость и пытаться уехать. Это вполне может спровоцировать такого водителя на погоню, которая может закончиться ДТП.
Если снизить скорость до предела, скорее всего, второму водителю это надоест и он оставит Вас в покое.
Совет №5. Оставлять ли безнаказанной агрессию?
Если водитель уехал или, тем более, если он продолжает Вас преследовать, позвоните по быстрому номеру 102 или по номеру дежурной части управления ГИБДД в своем регионе.
Например, номер горячей линии Дежурной части УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве +7 (495) 623-70-70.
Информация сразу передается на несколько следующих постов ГИБДД, которые выявляют неадекватных водителей в общем потоке и проверяют поступившую информацию после их остановки.
Совет №6. Ваши жизнь и здоровье важнее всего
Если Вы остановились, а разъяренный водитель остановился вслед за Вами, вышел из машины и начал кричать, размахивать руками или даже бить по машине — не поддавайтесь на провокацию.
Заблокируйте двери, продолжайте фиксировать его поведение на видео и вызовите полицию. В данном случае, скорее всего, ситуация перерастает уже в уголовно-правовую плоскость. Сохранность машины — не самое важное, о чем стоит беспокоиться в этот момент. Действуйте по ситуации для сохранения здоровья и жизни Вас и всех, кто находится с Вами в салоне автомобиля.
4. Образец заявления о совершении административного правонарушения
Также вы можете подать обращение онлайн на сайте ГИБДД.
«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе
ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА, ИЛИ «ВЗРОСЛЫЙ» БУЛЛИНГ
«Травле подвержены все коллективы — как детские, так и взрослые. Понятие буллинг чаще используют, когда говорят о школьной травле. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказывает Наталия Щанкина, психолог Московской службы психологической помощи населению.
Существует два основных вида моббинга:
ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ НА РАБОТЕ
№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.
В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.
№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.
Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.
№ 3. Фаза насилия.
Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.
№ 4. Социальная изоляция.
Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.
№ 5. Потеря рабочего места.
Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.
ВОСЕМЬ ШАГОВ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРАВЛЕЙ НА РАБОТЕ
Моббинг — это «заболевание группы». В идеале с ним нужно бороться системно и на уровне управленческих решений. Если этот вариант не подходит, то можно следуйте универсальным правилам.
Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.
Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.
Третье. Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.
Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа, постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.
Пятое. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.
Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.
Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.
Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.
«ПОРТРЕТ» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА-АГРЕССОРА
Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.
В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой и безвольной, и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.
«БЕЛАЯ ВОРОНА», ИЛИ ЖЕРТВА ТРАВЛИ
«Белая ворона», «Не такой, как все» — зачастую именно к таким людям проявляется настороженное отношение в коллективе. Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на «своих» и «чужих». А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок с неординарными взглядами, внешностью, поведением, другой национальности, — вероятность проявления травли увеличивается в разы.
«Внутреннее напряжение в коллективе не может длится долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье. Если коллектив бьется над выполнением профессиональных задач, у него нет времени на «террор». Существует еще одно обстоятельство: есть люди просто неспособные держать «удар». Чаще всего у них заниженная самооценка, бесхарактерность, слабость и прочее. Такой сотрудник в прямом смысле слова «вызывает удар» на себя. Но в травле ответственность несут обе стороны конфликта. Может оказаться, что неприятие вызваны снобизмом нового коллеги, его гордыней или излишним стремлением к победам, — говорит заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.
«Как правильно рамсить с агрессивными людьми». Десять советов Платона Маматова на случай уличной драки
Как правильно рамсить с агрессивными людьми в метро? Или в маршрутке. Или у бара. Или в подъезде. Или еще где-то. Честный ответ: я не знаю.
Но некоторый опыт уличных конфликтов позволяет сделать определенные выводы, которые могут быть вам полезны. Выводов этих немного, и они простые.
Вывод номер раз. Смотрите по сторонам
Не в айфон и не под ноги, а по сторонам. Рассеянным и ни на чем не тормозящим взглядом горожанина. Который, однако же, зажигает тревожную лампочку при виде потенциально опасных людей.
Вон та пьяная компания у магазина. И эти веселые бородатые ребята на остановке. Машина с орущей из нее музыкой в ночном дворе. Скучающий дяденька у лифта, который туда почему-то до сих пор не зашел. Лампочка загорелась? Будьте внимательны. Пригодится, если вдруг начнется.
Вывод номер два. Всегда оценивайте риски и делайте осознанный выбор
Агрессивные ребята утомили своим хамским поведением весь вагон метро, хотя конкретно к вам еще вроде не прицепились. Здесь наступает очень важный ключевой момент. Момент выбора.
Надо решить, будете ли вы ввязываться. Бывают ситуации, когда вас особо никто и не спрашивает. Просто бьют по голове куском железной трубы с целью последующего изъятия ценностей с бездыханного тела. Но это редкость. Чаще всего у вас есть возможность выбрать, залезть в конфликт, или ну его на хрен.
Выбор состоит из двух частей: оценка рисков и прояснение мотивации. На этих несложных, в общем-то, вопросах 95% учащихся обычно заваливают экзамен.
С оценкой рисков все просто
У большинства нет существенного опыта насилия и конфликтов. Человек вышел из теплой безопасной квартиры и идет в не менее теплый и безопасный офис. Перспектива в ближайшие пять минут потерять здоровье/жизнь/свободу прямо тут, среди бела дня, просто не укладывается в голове. Картинка: «я лежу в луже собственной крови со сломанными ребрами и порезанными кишками» у нормального горожанина просто не появляется. Хотя именно такой исход конфликта является вполне вероятным и, более того, обыденным.
Я предпочитаю завышать планку неприятных ожиданий по максимуму. То есть в любом оппоненте подозреваю отморозка с пистолетом под мышкой или ножом в кармане. Даже если он выглядит как обычное пьяное говно.
С мотивацией немного сложнее
Чаще всего человек не может себе честно объяснить, а чего он вообще полез. Декларируемая причина: «заступился за девушку», «защищался», «восстановил справедливость» чаще всего не совпадает с реальной. Реальные обычно менее благовидны. См. разделы: «хотел выделиться», «чесал раздутое самолюбие», «накопилась агрессия, и надо было ее выплеснуть», «испугался до усрачки», «люблю бить людей».
Однако именно честные ответы на вопросы «зачем оно мне» и «что мне за это будет» позволяют осознанно решить, что делать. Все прочие варианты означают, что вы непонятно зачем лезете неизвестно во что, которое вряд ли закончится чем-то хорошим.
Какой выбор правильный?
Не знаю. Ваш выбор — ваша ответственность. С точки зрения сугубо практической: почти всегда лучше не ввязываться. Так безопаснее. Один друг моего друга, сиделец со стажем, вообще никогда не рамсит на улицах. Потому что иначе он или мощно огребет, или кого-нибудь напрочь испортит и отправится обратно в тюрьму. А он там уже был, и ему там очень-очень не понравилось. Но совесть, воспитание, гонор или что-нибудь еще могут подсказать: ввяжись.
Необходимое примечание:
Вы еще только подумали про конфликт, а ваш организм уже начал выбрасывать в кровь адреналин и разные другие веселые гормончики. Которые дают бонусы к силе, скорости, устойчивости к боли, но при этом катастрофически снижают интеллект. Даже если вы тонкий интеллектуал, то быстро мутируете в яростно визжащего орангутанга.
В этом состоянии думать уже не получится. Вообще не получится. Совсем. Поэтому думать надо на старте, пока ваш организм не запустил программу: «я щас всех порву на тряпки, ну или очень быстро убегу».
Вывод номер три. Пропускайте прелюдию
Так вот, промотайте в голове наиболее вероятный сценарий развития конфликта. Например, они — агрессивные люди в метро — пристают ко всем пассажирам. Вы делаете им замечание. Они посылают вас. В ответ вы требуете перестать хамить и покинуть вагон. Они начинают вас бить толпой, нападая с разных сторон, со спины. Вы дичайше огребаете.
Поймите, можете ли вы решить ситуацию словами. Иногда — да. Особенно если вы выглядите страшнее, чем они. Но чаще всего — нет. Почти всегда нет.
Если вы видите, что словами ситуацию не решить — нападайте первым и как можно раньше. Лучше всего со спины или хотя бы сбоку. Можете даже не здороваться. Просто бейте ближайшего оппонента до тех пор, пока он не перестанет быть для вас угрозой. Потом переключайтесь на следующего. Если что-то пойдет не так — бегите, не задумываясь и не останавливаясь. Психологически сложно ударить человека первым. Надо себя заставлять.
Вывод номер четыре. Совершайте простые движения
В драке работают только очень простые вещи. Если хотите что-то сложное, то это надо нарабатывать в зале сотнями тренировок. Без мощной и постоянной практики никакие суперудары с вертушки, страшные комбо, захваты и броски не получатся. Просто бейте оппонента по голове (очень уязвимое место) и в живот (проще всего попасть). Когда упадет — бейте лежачего, чтобы не было соблазна встать. Но не перестарайтесь.
Вывод номер пять. Используйте усилители вкуса
Нож доставайте только в том случае, если вас собираются вот прямо убивать. Иначе или вы кого-нибудь ненароком прикончите, или вас с перепугу приморят сильнее запланированного.
Вывод номер шесть. Никакого партера
Если оппонентов больше одного, то не оказывайтесь на земле никогда. Даже если вы супер-пупер дзюдоист. Пока вы откручиваете руку одному, второй вам башку прошибет. Только на ногах. Если вас уронили — сразу вставайте, как бы больно и тяжело ни было. Лежачего толпой запросто допинают до смерти или инвалидности.
Вывод номер семь. Уходите по-английски
Если что-то пошло не так — бегите. (Я это уже говорил, да). Если все пошло так и вы всех уронили, то тоже бегите. Осмотрите поле боя, убедитесь в своем триумфе и драпайте оттуда к чертовой матери. Ситуация может драматически измениться в любой момент, не надо этого дожидаться.
Вывод номер восемь. Не ждите помощи от публики
Тут ничего даже пояснять не буду. В 99 случаях из 100 присутствующие при инциденте зрители будут старательно смотреть в окно.
Вывод номер девять. Авокадо полезен и питателен
Если вас после инцидента найдут товарищи в форме — сразу звоните адвокату. У вас ведь есть знакомый хороший адвокат по уголовным делам и средства на оплату его услуг, верно?
Вывод номер десять. Не все так страшно
В большинстве случаев оппоненты оказываются не опасными терминаторами, а просто наглым говном. Они не умеют драться, совершенно не готовы к активному противодействию и теряются сразу после первых ударов. А полиция потом никого не находит. Потому как не ищет.
Бойтесь до того, как решили ввязаться. Но если уж решились — не бойтесь ничего. Счастье покровительствует смелым.