что делать если тебя прессуют на улице
«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе
ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА, ИЛИ «ВЗРОСЛЫЙ» БУЛЛИНГ
«Травле подвержены все коллективы — как детские, так и взрослые. Понятие буллинг чаще используют, когда говорят о школьной травле. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказывает Наталия Щанкина, психолог Московской службы психологической помощи населению.
Существует два основных вида моббинга:
ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ НА РАБОТЕ
№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.
В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.
№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.
Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.
№ 3. Фаза насилия.
Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.
№ 4. Социальная изоляция.
Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.
№ 5. Потеря рабочего места.
Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.
ВОСЕМЬ ШАГОВ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРАВЛЕЙ НА РАБОТЕ
Моббинг — это «заболевание группы». В идеале с ним нужно бороться системно и на уровне управленческих решений. Если этот вариант не подходит, то можно следуйте универсальным правилам.
Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.
Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.
Третье. Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.
Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа, постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.
Пятое. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.
Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.
Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.
Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.
«ПОРТРЕТ» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА-АГРЕССОРА
Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.
В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой и безвольной, и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.
«БЕЛАЯ ВОРОНА», ИЛИ ЖЕРТВА ТРАВЛИ
«Белая ворона», «Не такой, как все» — зачастую именно к таким людям проявляется настороженное отношение в коллективе. Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на «своих» и «чужих». А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок с неординарными взглядами, внешностью, поведением, другой национальности, — вероятность проявления травли увеличивается в разы.
«Внутреннее напряжение в коллективе не может длится долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье. Если коллектив бьется над выполнением профессиональных задач, у него нет времени на «террор». Существует еще одно обстоятельство: есть люди просто неспособные держать «удар». Чаще всего у них заниженная самооценка, бесхарактерность, слабость и прочее. Такой сотрудник в прямом смысле слова «вызывает удар» на себя. Но в травле ответственность несут обе стороны конфликта. Может оказаться, что неприятие вызваны снобизмом нового коллеги, его гордыней или излишним стремлением к победам, — говорит заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.
Что делать, если к вам пристают на улице? Психологи советуют, как вести себя с агрессивными и пьяными людьми
Недавно мы запустили опрос: «Бить или бежать? Как вы поступаете в конфликтных ситуациях?». Сегодня смотрим результаты (сравните, вы бы тоже так поступили?). А еще попросили психологов посоветовать, что делать, когда мы попадаем в экстренную ситуацию с пьяными, неадекватными или очень агрессивными людьми.
Во дворе выпивает шумная компания. Большинство предпочитает не вмешиваться
Больше половины ответивших говорят, что предпочтут плотнее закрыть окно или возьмут беруши. Примерно каждый третий позвонит в милицию. 15% прикрикнут с балкона, и только 3% спустятся пообщаться с выпивохами.
А вот что говорят психологи: «Избегайте фраз “тут запрещено”, “здесь нельзя”»
Ольга Прилищ
клинический психолог высшей квалификационной категории, гештальт-терапевт, преподавательница МиГИ
• Не стоит кричать с балкона. Вас не воспримут всерьез.
• Если собрались выходить, оцените, насколько компания пьяна и агрессивна. «Это видно по общению между людьми, выпивающие могут кричать друг на друга», – комментирует Ольга.
• Если компания очень пьяная, лучше вызывать милицию. Если компания не агрессивна, можно разрядить напряжение шуткой.
• Не надо нападать и проявлять свое раздражение. Избегайте фраз: «тут запрещено», «здесь нельзя».
• Обращаться с уважением и предлагать выход из ситуации: «Ребят, я понимаю, что вы так классно сидите, вам хорошо, но и меня поймите: я тут живу и хочу отдохнуть. Может, смените место?»
Арсений Володько
психолог, гештальт-терапевт
В соседней квартире громко кричат: там семейный конфликт. Половина предпочтет не вмешиваться
«Сами разберутся», – считает 50% ответивших. Только 11% в таких ситуациях звонили в милицию, а 15 % звонили в дверь – либо с безобидным вопросам, либо просили угомониться.
Вот что говорит психолог: «Дверь, скорее всего, откроет агрессор».
Ольга Прилищ:
Пьяная компания на улице или в транспорте пристает к человеку. И снова половина предпочитает не лезть
51% в таких ситуациях старается не вмешиваться. 30% помогали жертве, но без рукоприкладства. У 4% доходило до драк.
А что, если пристают к вам? Вот что советует психолог
Ольга Прилищ:
• Сказать спокойное, твердое и обоснованное «нет»: «Нет, я спешу по своим делам», «Нет, я не знакомлюсь», «Нет, у меня есть молодой человек».
• Показать, что вы недовольны ситуацией. Тут может помочь повышение голоса.
• Если вас не пропускают, предупредите, что вы переходите к следующему шагу для защиты: «Вызову милицию», «Буду кричать и звать на помощь», «Позвоню другу/парню», «Ударю». Последнее – крайний шаг. Психолог советует говорить эти фразы, только если вы на самом деле так сделаете.
Что делать, если до вас решили «докопаться»?
Елена Овчинникова
гештальт-терапевт, магистр психологических наук
В поезде (самолете, автобусе) незнакомые дети ведут себя очень шумно. Большинству это не мешает
45% ответивших не обращают на это внимания. Треть обращаются к родителям с просьбой унять детей. А вы как поступаете?
Елена Овчинникова:
– Я сама мама двоих детей. Хочу заметить, что в нашем обществе не принято относиться терпимо к детям и к тому, что каждый проявляет себя и эмоции. У нас такой менталитет: есть желание заткнуть всем рот, чтобы никто не высовывался. Одно дело, когда дети переходят границы: лезут на руки, трогают вещи. Другое дело – когда шум такой, словно вы возле детской площадки.
Общественный транспорт – это такое же общественное пространство, как улица. Оно предполагает шум. Мы имеем право сказать, что это причиняет дискомфорт. Но другой имеет право не обеспечивать комфорт. Чтобы вас услышали, поговорите с родителями. Они отвечают за ребенка и знают, как его успокоить. Лучше не обращаться в стиле «вы должны успокоить ребенка». Говорите через Я-высказывание. Например: «Для меня сейчас важно поспать, можно на какое-то время занять ребенка?»
На тротуаре лежит человек. 14% в таких случаях к нему не подойдут
37% в таких ситуациях убеждались, что человек пьян, – «дальше не мое дело». 24% вызывали экстренные службы и дожидались их приезда. А 13% оказывали первую помощь.
Почему мы предпочитаем не вмешиваться? Вот что говорят психологи
Елена Овчинникова:
– Это связано с нашим менталитетом и воспитанием. Они нас учат не чувствовать себя, своих границ. У большинства нет понимания, на что они имеют право. Нет ощущения собственных границ. Поэтому некоторые дают советы, когда не просят, и не берут ответственность в ситуациях, когда просят помощи. Это плохо, потому что мы все равно переживаем. Человек пройдет мимо, а потом думает: что же произошло, надо было помочь и т.д. Возникает чувство вины. И если все время так игнорировать эти ситуации, то человек потом перестает замечать эти моменты, чтобы не испытывать вины.
Ольга Прилищ:
Арсений Володько, психолог, гештальт-терапевт
– Было одно исследование – «эксперимент с добрым самаритянином». Одной части студентов читали притчу про доброго самаритянина, другой дали другое задание. После этого все студенты должны были перейти в другой корпус. А те, которым читали притчу, должны были еще прочитать лекцию про добро. На пути был подставной человек, который изображал, что ему плохо. Оказалось, что обе группы реагировали одинаково. В итоге помочь остановилось мало людей. Там начинали срабатывать такие установки: ему поможет кто-то другой, меня ждут и т.д. Поэтому даже советуют кричать «пожар», а не «на помощь». Так вы задеваете личные интересы людей – они с большей вероятностью помогут. Когда много людей вокруг, мы предпочитаем не вмешиваться.
На тебя наехали. Инструкция
Что же делать в повседневной жизни? Когда на вас «наезжают» – будь то группа хулиганов на улице в позднее время или бритоголовые братишки, с пальцами врастопырку, выполняющие чей-то заказ.
Рассмотрим и две ситуации по порядку
Неприятные ситуации возникают гораздо чаще, чем хотелось бы, и не всегда оптимальным выходом из такой ситуации будет драка, пусть даже победоносная. Нормальным желанием нормального человека будет избегание уличных столкновений. Хотя, в некоторых случаях они неизбежны.
Рассмотрим несколько основных принципов, позволяющих в некоторых случаях избежать неожиданного нападения, а в идеальном случае «съехать на базаре». Итак, чего делать нельзя:
Нельзя показывать свой страх – если ваши противники это почувствуют в вас жертву – нападения не избежать. Внешние признаки «комплекса жертвы» суетливые или «зажатые» движения, низко опущенные глаза, иногда дрожащий голос. Всех этих признаков, даже если вы оказались в непривычной ситуации и вам страшно, быть не должно. Но это общий принцип. Рассмотрим теперь «мелочи».
Нельзя опускать глаза – если вы проходите мимо агрессивно настроенной группы, опущенные глаза могут послужить сигналом к нападению. Опущенные глаза – признак слабости. С другой стороны взгляд, направленный в глаза противнику, может восприниматься как вызов и также может привести к побоищу.
Самым оптимальным будет взгляд, направленный как бы сквозь противников. Это взгляд человека не боящегося, но и не желающего столкновения. Нельзя «вязнуть» в разговоре – весь разговор, который затевается группой ваших противников (или даже одним человеком), может служить только для отвлечения внимания и прикрытия нападения. И, если вы втягиваетесь в разговор, пытаетесь давать ответы согласуясь с логикой или пытаетесь обдумать свой ответ, невольно вы отвлекаетесь от ситуации, чего и ждут ваши противники.
Помните, что в таком разговоре, вопросы вам будут задаваться таким образом, что ответить на них было невозможно. «Ты чё тут ходишь?», «Чё лыбишься?». Ответ должен быть таким же как и вопрос, то есть дурацким: «Чё стоишь?» – «Стою. » Или можно ответить вопросом на вопрос: «Ты чё по нашей улице ходишь?» – «А чё ж мне по ней на коне ездить?»
Нельзя воспринимать всерьез все, что вам говорят. «Да я тебя сейчас задавлю, козёл. » Не пытайтесь представить себе, как это он будет вас давить. Если у вас развито воображение, то подобные картины могут вас деморализовать. Заранее дайте себе установку, что все, что бы ни сказал ваш оппонент – «пурга», над которой можно только посмеяться. Потом. Кроме того нельзя реагировать на оскорбления. (И-и-и, он назвал меня козлом? Я – козёл? Я же не козёл!). Если вы «прикинули на себя», его эпитет, то это может повергнуть вас в некоторое волнение и у вас может появиться желание ответить оппоненту. Эти эмоции также могут отвлечь вас от ситуации. Поэтому ответ на оскорбление должен быть подобен бумерангу.: «Ты урод!» – «Нет, ты урод. »
То есть оскорбление возвращается к его автору, не затрагивая вас. Если вы попытаетесь ответить позаковыристей, то это может заставить вас задуматься, что как мы уже видели тоже не желательно.
Нельзя выполнять «указания» оппонента. «Э-эй! Ну-ка, пойдем, отойдем, братан!» Ответ: «Не пойду. Иди, гуляй. »
Нельзя пятиться назад. Очень часто в процессе разговора оппонент подходит вплотную к вам, стараясь занять не только более удобное положение для неожиданного нападения (что немаловажно), но и для того, чтобы оказывать на вас психологическое давление. Не правда ли, от близко подошедшего человека хочется отстраниться?
Так вот в данной ситуации нельзя отступить назад, как бы признавая подсознательно силу противника, его право стоять на этом месте. Лучше, в ответ на его приближение все время смещаться в сторону, как бы заходя ему в тыл.
Нельзя оправдываться – кто оправдывается, тот виноват, – говорили древние римляне. И это чистая правда.
Оправдываясь, вы как бы признаете себя не правым, а значит, у вас появляются большие шансы быть битым. Кроме, того пытаясь оправдываться, вы неминуемо «завязнете» в разговоре. Об этом уже говорилось выше.
Теперь немного о том, что нужно делать.
Всегда нужно быть готовым к подобным ситуациям. Это, пожалуй, самое трудное. Человека с неустойчивой психикой это может привести к некоторому расстройству или даже к мании преследования.
Сближаясь с человеком или с группой, от которой исходит агрессия, необходимо немного подготовиться к встрече. Сразу же необходимо оговориться. Если есть возможность такой встречи избежать, её надо избежать. Но сейчас речь идет о неизбежной по каким-либо причинам встрече.
В-третьих, проходя мимо человека (или группы), который еще не определился в своем решении напасть на вас или нет, необходимо проделать следующее. Фиксируя положение его тела, как бы провернуться внутри своей телесной оболочки и занять удобное положение для защиты и контратаки. Внешне это никак не должно отразиться на ваших действиях, но описанное ощущение может дать некоторый выигрыш во времени.
Все сказанное выше можно отнести и к «наезду» братков
Помните главное: рэкетиры или бандюги, которые «наезжают»на вас, хорошо ознакомлены с психологией жертвы, с его ощущениями: бешено бьющееся сердце, учащенный пульс, судорожное сглатывание слюны, дрожь рук (некоторые пытаются в это время закуривать сигарету и тем самым выдают себя), сиплость в голосе при ответах (чужой голос), ощущение ватных ног и холодок в конечностях, неприятное подташнивание в районе солнечного сплетения и прочее. В процессе монолога «говорящего» выберите точку на его лице в районе, где по идее должны срастись брови – это вызывает ощущение у стоящего напротив, того, что его внимательно слушают и смотрят ему в глаза. В это время постарайтесь вспомнить какое-нибудь стихотворение или песню и начинайте ее петь про себя, всецело вникая в слова песни. Почти все песни состоят из 3-4 куплетов, а их «внутреннее пение» занимает около 4-5 минут. К времени окончания «пения», «наезжавший», как правило, уже истощает свое красноречие.
Что это дает? В первую очередь в самые, основные и критические моменты наезда (как правило это тихая монотонная речь с использованием жаргона и набора фраз «уроем», «закопаем», «поставим на счетчик», «опустим»и т.д.) вы сбережете нервы, не успеете испугаться, а следовательно и подать вида. Во вторых у говорящего возникнет мысль, что его достаточно внимательно слушают. В третьих у вас будет время подготовиться к возможной атаке.
Как правило, при наезде присутствуют от 2 до 4 человек, и они располагаются полукругом вокруг вас. Если «разборки», наезды происходят в кафе, как например это делал Белый в «Грильетной», то это выглядело примерно так: один из людей оставался на входе перед входной дверью, контролируя вход и выход посетителей, другой оставался у вас за спиною, двое садилось за ваш столик по бокам. Как правило, разыгрывалась старая сцена, времен троек ГУБЧК, хорошо описанная Солженицыным в «Архипелаг ГУЛАГ»: «плохой+хороший+третейский судья». Высказывая свои «претензии», угрозы или требования, один обращается к судье(роль «судьи» или авторитета, слово которого было последним, на первых порах исполнял сам Белый,, зажирев он передал ее Ярмышу).
Периодически «плохой» нервно выкрикивал «да шо мы тут с ним базарим, мочить его надо», Ярмыш давал ему знак успокоится и отводил его в сторону поговорить. «Хороший», высказывая всем видом свое расположение и симпатию к жертве, сокрушаясь, что рад бы помочь, но не может («против братвы не попрешь»), начинал уговаривать жертву не делать глупости и согласиться с наезжающими, аргументируя это тем, что жизнь такая скверная штука и ничего тут не попишешь.
Главное запомнить одно: не вступайте не в какие объяснения и рассказы о ваших неприятностях в бизнесе, трудностях, отсутствии прибылей и т.д. Ваши объяснения никому не нужны и их никто не слышит. Это бесполезно. Спектакль не предусматривает иного финала, кроме того, который придумал автор(как правило сценаристом и режиссером был наш основной герой Шайдеров, он же с Майором составляли списки жертв для «обработки» и объектов, которые подлежали обложению дани или изъятию оного в пользу бригады).
В лучшем случае, если жертва начинала противится и говорить,, что не согласна(платить дань, переписать квартиру, торговый объект и т.д.), тот, который выступал в роли «нервного и агрессивно-плохого»начинал угрожающе склоняться к жертве, хватать его за воротник и кричать, чтобы слышали другие: «да он над нами издевается, да мы тебя уроем, урод. », в худшем – жертва получала оплеуху-подзатыльник. Это был пиковый момент, когда по сценарию должен был происходить психологический надлом рэкетируемого. Плохо или хорошо, что за столько лет рэкета (а разборки происходили ежедневно) еще никто и никогда не ответил на физическое оскорбление бандитам. Это лишь подтверждает то, что было сказано выше, – прекрасное знание человеческой психологии и технологии страха.
Кто когда-нибудь видел глаза испуганного рэкетира с дулом в его грязной окровавленной пасти, проливающего слезы и бормочущего о пощаде, – думаю только тот впоследствии сможет морально очиститься от родившихся в нем когда-то, во времена «наездов» комплексах беспомощности и чувства ярости. Все это оставьте на потом. «Месть штука вкусная, но подавать ее к столу нужно холодной» – так говорят итальянцы, и они на сто процентов правы. В любом случае, если вы настоящий мужчина, даже по прошествию долгих лет, не сможете простить себе подобного позора и унижения до конца дней своих, и эта идея– ИДЕЯ ОТОМЩЕНИЯ превратится в ваш диагноз..
Запомните – страх присущ всем людям. Страх – это врожденное свойство организма к самосохранению и самозащите. И этого не нужно стесняться. Нет людей бесстрашных – есть люди безрассудные. Отсутствие страха – это отклонение или болезнь, но она встречается достаточно редко и является отклонением.
Ваши «наезжающие» тоже боятся. А может они боятся даже больше, чем вы сами. Никогда и никто не может окончательно предугадать действия жертвы, «прижатой к стене» и не имеющей выхода. Фактор случайности весьма вероятен. Как самка любого животного или птицы бросается безрассудно спасать свое семейство и очаг, так любая жертва «наезда», может схватить железный прут и раскроить голову «наезжающему».
А это уже не входит в их планы. Поэтому в любом случае после наезда страдаете больше всего вы сами и ваша семья – потому как вы постоянно думаете об этом, потому как вы и ваши близки живут в страхе. Наезжающие же, как правило через час уже забывают об инциденте до очередного срока встречи, назначенного вам..
Сейчас легко давать советы, так как времена изменились и правительство, каким бы оно криминальным не было, объявило войну преступности. Во всех случаях совет один и самый главный:
Никогда не прибегайте к помощи одной преступной группировки, дабы решить проблему с другой, – это погубило не один десяток, сотню и, тысячу людей и фирм.
Есть хорошая русская поговорка: «Ворон ворону глаз не выклюет». В любом случае ваши проблемы удвоятся и «прессовать» вас будут уже с двух сторон.
Не старайтесь найти кого-нибудь из близких, родственников участников группировки. Он подвластен мнению большинства и принадлежит группировке.
Самое страшное для «наехавших» – это гласность. Даже, если вы вели до того полулегальный бизнес, не платили налоги или платили их частично, скрывали доходы (а как правило именно таких жертв было большинство, т.к. в милицию они обращаться боялись)
В случае, если вам будет отказано – это должно быть аргументировано в письменном виде.(как правило в те времена 92- 96 г.г.про такую вот соблюдавшую и скурпулезную жертву наезда говорили: «грамотный гад попался»«не трожь говно – воняет. »и т.д.
Баракян вызывал к себе на ковер «наезжавших», журил их, что не разглядели»грамотея» и давал приказ : «этого больше не трогать». )На фирму потерпевшего, если он оказывался бизнесменом, посылалась тщательная и проверка налогово-финансовой деятельности–
приходило 2-3 человека с 6-го отдела, выставляли работников офиса за дверь, срывали занавески и в узлы, сделанные из занавесок, ссыпали содержимое всех сейфов ящиков, ящичков, блокнотиков и мусорных корзин. Ну а потом «скурпулезно» все бумаги «проверялись»-любая фирма не могла действовать без кассово-финансовой документации, печати и т.д. т.е. того, что было изъято.Фирмач понимал, что лучше заплатить, чем терпеть убытки и, после «откровенных разговоров»на пляже в плавках, дабы не было записывающих и подслушивающих устройств, называлась сумма, обсуждался вариант передачи денег и фирмач, получая свои узлы обратно, был несказанно благодарен своим благодетелям из «шестерки», заявление на «наезд» братвы с его согласия тоже «вертался взад». занавес падал под бурные аплодисменты. Желаемый результат был постигнут общими усилиями ).
Вы будете смеяться, но одним из последних моих советов будет прыгнуть с парашютом. Да-да, именно прыгнуть с парашютом. Вы просто не можете себе представить, как все меняется внутри после того, как вы решили шагнуть в открытый люк навстречу стремительно приближающейся земле и возможной смерти (в случае, если не откроется парашют). Изменятся ваши представления о самой жизни и ценностях в ней.
Научитесь жить без страха, научитесь смотреть в лицо того, кто вас пытается унизить и отнять то, что принадлежит вам, ответьте ему, если можете, дайте сдачи. Если не можете – посадите его в тюрьму. И не бойтесь его – ничего он вам потом сделать не может.