что делать если тебя подставили на работе
Оцените ситуацию и сделайте правильные выводы, если вас подставили на работе
1 Пусть это будет вам утешением.
2 Честность спасет мир.
3 Не показывайте обиду.
4 Должно ли знать руководство.
Каждый человек мечтает о карьере, но не все задумываются об атмосфере, в которой они работают. Нам приходится общаться с людьми даже если они не нравятся, но мы продолжаем это делать, потому что место слишком хорошее. С таким подходом к делу рано или поздно происходят вопиющие случаи, из которых ты просто не знаешь как выкрутиться.
Если подставили на работе что делать? Именно об этом сегодня и пойдет речь в нашей статье. Как себя вести, увольняться сразу или нет, пользоваться ли возможностью отомстить и какой модели поведения отдать предпочтение?
Давайте выясним. Хочу предложить вам несколько методов выйти из этой непростой ситуации.
Пусть это будет вам утешением
Прежде, чем переходить к каким-то действиям, я бы посоветовал вам задуматься вот о чем. Надеюсь, эта информация принесет вам некоторое облегчение и немного снизит уровень агрессии. Она позволит действовать хладнокровно и продуманно.
Вы прекрасно знаете, что существуют подлые люди. Их много. Определить, что человек не чист на руку крайне непросто. С этим тоже сложно не согласиться. Кто-то может вредить вам из года в год, а вы с открытыми искренними глазами продолжаете доверять ему свои тайны. Такое происходит.
После того, что случилось вы уверенны, что определенный человек может подставить вас. Он уже это сделал однажды! Теперь вы знаете от кого точно можно ждать подвоха и сможете быть осторожнее в общении с ним. Это не значит, что вам нужно полностью прекратить с ним контактировать. Этого в любом случае не получится. Вы вместе работаете. Да и будет ли это полезно?
Выгода от того, что вы узнали одного из своих коллег намного лучше – явная и ее недооценивать нельзя. Портить ли с ним отношения решать вам, но задумайтесь, какие преимущества вам это даст? Вам действительно будет легче и спокойнее спаться?
Честность спасет мир
Первым делом, я бы посоветовал вам подойти к человеку, который пытался вас подставить и откровенно поговорить с ним. Он должен знать, что вы не наивный теленок, а прекрасно знаете о предательстве. Помните, ваша цель – не выяснение отношений. Не переходите на повышенные тона, не скандальте и не пытайтесь понять причины поведения коллеги.
Ваша задача поставить в известность человека о том, что вы в курсе происходящего. Вам известно все: какими методами он пользовался и каким образом ему удалось провернуть данную операцию.
Честность обезоруживает, особенно в том случае, если она подается в спокойной атмосфере. Гнев порождает желание обороняться, защищать свою точку зрения. Благодаря агрессии человек быстро находит оправдание любым своим поступкам. Достаточно того, что кто-то другой – злой, неадекватный, кричит на меня.
Только ровный диалог способен вызвать в человеке чувство стыда за собственное поведение, а это куда больше. Это чувство помогает человеку исправиться, вызывает в нем такое желание.
Даже если вы не добьетесь нужной реакции сейчас, поверьте, чуть позже осознание придет. Пусть для этого понадобится время.
Не показывайте обиду
Предательство – это всегда обидно. Мне понятны ваши чувства, вас подставил совершенно незнакомый человек. Хочется кричать: «Почему? Чем я так ему не угодил?». Не стоит копаться в поисках разъяснений. Тем более, вы не отыщите правильных ответов в диалоге с коллегами. Вообще постарайтесь не затрагивать с ними эту тему.
Во-первых, скорее всего, многие из тех людей, которые интересуются деталями произошедшего преследуют совсем не искреннее желание посочувствовать. Им просто интересны нюансы этой интриги. Чуть позже они начнут обсуждать это со своими друзьями и не факт, что вы будете выглядеть в их глазах выше предателя. Не ищите сочувствия на работе. Это не то место.
Во-вторых, чтобы действительно вызвать в предателе чувство стыда, вы не должны находиться с ним на одном моральном уровне. Рано или поздно он узнает, что вы пересказываете эту историю, ищете утешения и поддержки у окружающих, выставляя его истинным злодеем. А как иначе?
Зло порождает агрессию. Вы еще раз убеждаете этого человека, что он не зря попытался подставить вас на деньги или каким-то иным образом. Его «нелюбовь» не беспочвенна. Он найдет себе оправдание и будет чувствовать себя намного лучше. Вам это нужно?
Должно ли знать руководство
Еще один интересный вопрос – нужно ли жаловаться руководству. И в этом случае, ответ будет положительным. Почему так? Коллеги ни коим образом не могут повлиять на ход произошедшего, для них это очередная сплетня, а вот хороший начальник обязан знать детали отношений в собственном коллективе. Это может обезопасить вас в будущем.
Для многих работа – это в первую очередь деньги. Люди не придают большого значения атмосфере в коллективе, событиям, постоянно происходящим и влияющим на жизнь в целом, а продолжают ходить в офис ради суммы, ежемесячно перечисляемой на карту. Не будьте таким человеком.
Не забывайте о своей жизни. Работа влияет на нее. Мы проводим значимую часть времени в офисе, приносим из него проблемы домой, в выходные готовы думать о предстоящих делах.
Вы достойны выбрать лучшее место. Если вы часто сталкиваетесь с предательством, если начальник не такой как хотелось бы, что мешает вам изменить свою жизнь и найти нечто другое? Задумайтесь на эту тему.
Газлайтинг на рабочем месте: как противостоять коллегам, которые подставляют вас и саботируют вашу работу
Газлайтинг на рабочем месте
Как было упомянуто выше, существует несколько видов газлайтинга. Чаще всего над человеком подтрунивают его друзья или родственники. Есть также романтический газлайтинг. При этом жертвой становится один из партнеров. Очень распространенным также является газлайтинг на рабочем месте. Это форма насилия, последствиями которого становятся неуверенность работника в своей компетенции, опыте, мастерстве, умении управлять людьми. К сожалению, такой вид насилия способен заставить человека усомниться не только в своих профессиональных способностях.
Последствия газлайтинга
Подобного рода токсичная атмосфера способствует возникновению множественных психических и даже физических расстройств. Во-первых, речь идет о моральном подавлении, которое заставляет человека усомниться в своих силах. Это занижает его самооценку и способность не только действовать, но и мыслить. Попавшие в такую сложную ситуацию люди часто впадают в меланхолию и депрессию. У них понижается иммунитет, что приводит к возникновению тяжелых хронических заболеваний.
Моральные насильники
Некоторые люди, которые и ранее подвергались газлайтингу, недооценивают сложность и опасность ситуации. Например, к ребенку не очень хорошо относятся во дворе, возникают проблемы с одноклассниками в школе (другом учебном заведении), случается еще какая-то подобная ситуация. Когда этот ребенок вырастает и устраивается на работу, насмешки и прочие проявления негативного отношения со стороны коллег не становятся для него открытием. Речь сейчас идет не о плохом человеке, которого никто не любит.
К сожалению, в современном мире очень часто газлайтингу подвергаются люди, которые попросту не могут себя защитить. Это бесконфликтные, добрые и открытые (или слишком скромные) работники, которые привыкли рассчитывать только на себя. Недоброжелатели находят «болевые точки» и начинают на них воздействовать. Можно с грустью констатировать, что такие люди есть в нашем обществе. Достаточно появиться одному такому человеку в коллективе. Очень скоро он соберет вокруг себя коллег, которые не имеют своей токи зрения. Они все вместе начнут атаковать свою жертву.
Власть ради собственной выгоды
Вы можете спросить, кому и зачем это нужно? Дело в том, что с помощью газлайтинга некоторые недобросовестные люди могут получить вожделенную власть. Например, на работу поступил умный о опытный сотрудник, имеющий перспективу продвинуться по карьерной лестнице. При этом здесь же трудиться и тот, который не обладает профессиональными качествами, но при этом также планирует получить повышение.
Доказать свое превосходство умом и мастерством этот человек не может. Тогда он находить способ подавить и морально унизить умного и способного человека. Происходит борьба за власть. Это может быть на любом уровне. Такая нечестная игра, к сожалению, приносит выигрыш злоумышленнику и полностью выбивает из колеи пострадавшего от газлайтинга.
Примеры газлайтинга на рабочем месте
Старший преподаватель психологии бизнеса доктор Мария Кордович рекомендует научиться определять газлайтинг на рабочем месте в его самых завуалированных проявлениях.
Это даст вам возможность вовремя это прекратить. Проявления могут выглядеть следующим образом:
Осознание проблемы
Этот список можно продолжить, поскольку недобросовестные люди с каждым днем становятся все более изощренными в проявлениях насилия. Однако вы должны понимать, что подобное к вам отношение является для вас опасным. Игнорировать это и думать, что все решится само собой, бесполезно. Осознайте то, что вы временно находитесь в изоляции (в ловушке). Однако из нее есть множество выходов. Чем больше проходит времени, тем крепче запираются замки. Если ничего не предпринимать, то вам придется не просто решать проблему с обидчиками, а спасать свое здоровье и жизнь. Поэтому осознайте проблему и приступайте к активным действиям.
Способы борьбы
С этого дня начинайте документировать все, что вы делаете. Возникла какая-то идея? Запишите и утвердите ее письменно. Что-то сказали, сделали, предприняли даже самые мелкие шаги – отметьте это. Документировать нужно отношения со всеми вашими обидчиками. Прежде чем что-то сказать или предпринять, обязательно напишите заявление и завизируйте его по всем правилам. Это касается и выполнения вами работ (по каждому этапу). Учитывайте сроки, делайте копии указаний. Все это вам пригодится для борьбы. Затем обращайтесь за помощью к вышестоящему начальнику.
Не помогает? Двигайтесь дальше. Можно дойти до самых высоких эшелонов власти. Каждый разговор или обращение также должны быть задокументированы. Если у вас ничего не получится или вы не очень дорожите работой, перейдите в другую компанию. Там с первого дня контролируйте ситуацию, чтобы ничего подобного больше не повторилось.
Интриги и закулисная борьба в рабочем коллективе: как обратить их себе на пользу
В любом коллективе дело не обходится без конфликтов. Участие в склоках может стоить карьеры, но иногда открывает и заманчивые перспективы. Участие в склоках, особенно активное, — опасное занятие. Не забывайте о том, что добрая слава под лавкой лежит, а дурная — по миру бежит.
Сегодня российские компании наконец заметили, что этике взаимоотношений между сотрудниками следует уделять должное внимание. Но, поскольку конкуренцию никто не отменял, то и «подсиживание» конкурентов стало более утонченным и даже интеллигентным. Поэтому будьте готовы к тому, что вряд ли найдутся желающие открыто выказать негативное отношение к вашему поступлению на работу. По крайней мере, к вам лично.
Тем более не будет этого делать человек, поднаторевший в закулисных играх. Возможно, вам даже все будут искренне рады, предложат помощь или совет. Постарайтесь не обольщаться насчет искренней радости «старожилов».
Не участвовать в интригах довольно трудно. Но как же правильно себя вести, чтобы обратить их себе на пользу и даже, напротив, завоевать репутацию человека, который может погасить конфликт и дать дельный совет?
Итак, представим, что вы полны планов, идей и оптимизма, но сотрудники компании не спешат разделить ваш оптимизм и настороженно относятся к нововведениям. Более того, они пытаются заблокировать любое рацпредложение с вашей стороны. Им было так тихо и спокойно. А тут вы со своим уставом, да в чужой монастырь.
Сопротивление сослуживцев может быть настолько интенсивным и так осложнит вашу жизнь, что вы почувствуете себя человеком, растревожившим осиное гнездо. В результате перед вами может вполне реально замаячить вопрос об увольнении.
Участие в различных склоках и интригах отнимает значительную часть рабочего времени и, следовательно, не способствует повышенной производительности труда. Однако не волнуйтесь. Возможно, вы принадлежите к той редкой категории счастливчиков, которые работают в идеальных коллективах: никто не интригует, на лицах сотрудников всегда сияют улыбки, а рабочий процесс идет слаженно и бесконфликтно. Но не расслабляйтесь!
Возможно, отсутствие проявлений самых обычных и естественных человеческих слабостей в данной фирме объясняется очень просто — характером руководителя. Некоторые начальники ухитряются буквально задавить своим авторитетом несчастных сотрудников и загрузить их работой «по самые серые уши». В результате люди вздохнуть лишний раз боятся, не то что мелко склочничать. На это у них просто не остается сил.
Есть и второй вариант. Если начальник — очень милый и здравомыслящий человек, а атмосфера в офисе близка к идеалу, проверьте, живы ли вы, потому что в реальном мире продвижению по карьерной лестнице неизбежно сопутствует конкуренция, а значит, всегда найдутся желающие занять ваше «теплое» место. Если вы не хотите участвовать в закулисных играх, то, во всяком случае, должны научиться защищаться от желающих в них играть.
Можно вычислить его и вызвать на разговор, однако выяснять отношения чаще всего бесперспективно, лучше покажите или продемонстрируйте ему свою осведомленность и, не дожидаясь оправданий или объяснений, подбросьте ему дезинформацию, которая вскоре обнаружится. Этим вы дискредитируете сплетника и заставите коллег усомниться в том, что он говорил про вас. Это первый вариант.
Что же делать, если он не подходит? Выхода два: что-то делать либо не делать ничего. Вы можете вообще не реагировать на такие глупости и надеяться на здравый смысл сослуживцев. В этом случае есть риск выпустить ситуацию из-под контроля, и тогда порочащая вас информация неизбежно дойдет до руководства. Нет никакой гарантии, что «наверху» кто-то сможет отличить истинные факты от ложных.
Если у вас нет желания доставлять радость своим недоброжелателям, постарайтесь их запутать. Для этого существует несколько достаточно простых и эффективных приемов.
Для начала можно поиграть в легендарную личность. При таком имидже чем больше противоречивых слухов о вас ходит в родном коллективе, тем лучше для вас, поэтому не забывайте с видом шпиона, передающего секретное сообщение, почаще рассказывать о себе «чистую правду». Обязательно скажите пароль: «Только никому не говори!» И все! Считайте, что вы поместили свою информацию на доске объявлений. Вскоре как минимум половина коллектива узнает о вас нечто необыкновенное.
Когда же информации станет слишком много, и все в ней окончательно запутаются, не удивляйтесь. Некоторые измученные неизвестностью сослуживцы начнут обращаться к вам напрямую с вопросом: «А правда ли, что ты…?» Тут выбор за вами. Можете отвечать что угодно в зависимости от отношений с данным человеком.
В любом случае слухи лучше всего держать под контролем или хотя бы быть в курсе того, что о вас говорят, ведь сплетни — это тоже информация, пусть и искаженная.
Практика показывает, что когда про человека знают слишком много, это все равно, что не знают ничего. Если ваши конкуренты захотят как-то подставить вас или спровоцировать на какую-то реакцию, они вряд ли смогут это сделать, потому что про вас чего только не болтают.
Грамотный вредитель всегда заранее старается просчитать последствия распространения сплетен или другие свои действия. А как же тут просчитаешь, когда не ясно, как вы отреагируете? Вдруг у вас большие возможности и связи? Вдруг вы вычислите обидчика и прямо пойдете к начальству? Уж лучше вас совсем не трогать. А ведь именно этого вы и добивались.
Организовать «слив» информации можно и не общаясь со сплетниками лично. Просто чаще «забывайте» на рабочем столе документы. Разумеется, в любой фирме есть и люди, которые действительно хорошо к вам относятся. Дружить или не дружить в офисе, решайте сами. Но, по крайней мере, первое время не открывайте всех карт даже перед друзьями. Слишком часто последствия чужой недальновидности стоят работы специалистам по офисной дружбе.
С самого начала мы определились, что вам надо создать репутацию человека думающего, толкового, способного принимать решения и дать дельный совет. Предположим, что все вокруг уже поняли: вы очень умный и талантливый, и лучше с вами не воевать. В таком случае желающие услышать ваше мнение вскоре вполне могут начать выстраиваться в очередь.
Если вас устраивает такое интенсивное общение, это прекрасно. Но вряд ли вы мечтаете о том, чтобы целый день решать чужие проблемы вместо того, чтобы работать. В таком случае вам неизбежно придется отказывать некоторым желающим «посоветоваться». Предлагаем в первую очередь «отсеять» категорию людей, которых в народе метко называют «профессиональными плакальщиками».
Эти люди постоянно живут какой-нибудь проблемой, которую с успехом пытаются переложить на других. Еще они любят «вытягивать» из других идеи, а потом выдавать их за свои открытия. Вряд ли вы захотите оказывать услугу плагиатору, тем более, что от таких людей всегда больше вреда, не говоря уже о благодарности.
Люди сами любят раздавать бесплатные советы, которые, как и любая информация, могут быть и полезными, и вредными. Поэтому в каждом конкретном случае решать вам — прислушиваться или нет. Многие квалифицированные специалисты, чтобы не мучить себя выбором, предпочитают жить своим умом, а чужие пожелания принимают во внимание очень редко. Тем более не стоит следовать совету человека, в котором вы не слишком уверены. В противном случае результат ваших действий может быть печальным.
Опасной для вас может быть ситуация, когда в подразделении остается в качестве вашего коллеги или подчиненного тот человек, место которого теперь занимаете вы. Понадобится масса такта, осторожности и просто ума, чтобы не стать жертвой интриг такого сотрудника. Конфликтовать с ним вроде бы нетактично, ведь он и так понижен, но слишком усердно его опекать тоже не стоит, так как начальству это может не понравиться.
Самое верное — придерживаться с таким сотрудником деловых отношений и относиться к нему с максимальным тактом и объективностью, но только в рамках официального общения. Вмешиваться в чужую травлю — значит, заработать себе отрицательные очки. Будьте бдительны, но благородны.
Иногда даже неформальный совет начальника стоит разделить на восемь. В том случае, конечно, если вы подозреваете его в том, что он ставит на вас различные эксперименты, и если это был совет, а не приказ.
Одним из самых опасных моментов в работе всегда является вопрос принятия различных решений. Однако избежать этого вам в любом случае не удастся, особенно если вы занимаете руководящую должность. Поэтому постарайтесь иметь все сведения и факты, которые нужны для принятия правильного решения. Как говорится, «кто владеет информацией, тот владеет миром».
В первую очередь, эта информация должна быть юридической. Знание правовой базы необходимо и для защиты от возможной недобросовестности работодателя. Помните, что незнание закона от ответственности не освобождает.
В целом же, согласно Трудовому Кодексу РФ, у работодателя есть достаточно причин уволить работника. Однако закон усилил гарантии его прав при увольнении и систематизировал основания для расторжения трудового договора. Это дает возможность профессиональным юристам отстоять права работника и защитить его законные интересы в случае увольнения.
Таким образом, можно резюмировать следующее:
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Что делать, если на работе хотят «подсидеть»
Повышаем профессионализм, вооружаемся знаниями и спокойствием: как выиграть войну на работе.
Как понять, что тебя подсиживают: верные признаки
В принципе, не заметить это невозможно, прямо как слона на табуретке. Но на всякий пожарный приведем распространенные случаи:
Дышим спокойно: первые шаги
Успокоиться. Даже если пытаются посидеть, это еще не гарантия того, что вас сместят или уволят. Конкуренция в коллективе – это, в принципе, нормально. Особенно, если у вас высокооплачиваемая позиция, на которую много претендентов. Вам нужно принять как данность, что всегда придется снова и снова доказывать свой профессионализм и защищаться от возможных нападок.
Оцените своего соперника. Посмотрите на его сильные и слабые стороны. Решите, насколько высок его профессионализм. Он действительно может составить вам конкуренцию, или же только его амбиции толкают его на этот путь? Если специалист слабый, вы легко с ним справитесь. Хотя случаи, когда убирают одаренных людей и на их место ставят полную бездарность, не так уж редки.
Передайте “флаг в руки”. Попытайтесь дать вашему сопернику самостоятельно реализовать проект, который он обязательно завалит. Пусть начальство видит полную картину. Часто бывает так, что шеф не знает всего, что происходит в офисе. Ваш отдел предоставляет ему результат. Оценивать вклад каждого сотрудника может только непосредственный начальник. А высокое руководство слабо представляет, что на самом деле представляет из себя тот или иной сотрудник. Видна командная работа. Чтобы продемонстрировать, что конкретный сотрудник не справиться с вашими обязанностями, вы можете начать реализацию какого-либо проекта и затем поручить его доделывать. Или делегировать полномочия конкуренту, уйдя в отпуск. Конечно, если вы уверены, что он не справится. Если проект будет завален, ваше руководство сделает выводы. Человек, который пытается вас посидеть, также поймет, что не вытянул.
А оно того стоит? Решите, нужно ли тратить свои нервы и силы на борьбу за это место. Есть ли у вас перспективы карьерного роста и повышения заработной платы? Если нет, возможно, на рынке труда есть более стоящие предложения.
Каков мотив. Выясните, за какие грехи такое счастье обрушилось на вас. Назойливый коллега хочет получить прибавку к зарплате или вы чем-то насолили, цель – добиться вашего увольнения?
Чего делать нельзя
Наговаривать на коллегу. Даже если ваш конкурент ведет себя некрасиво по отношению к вам, не пытайтесь отвечать его методами. Не стоит ходить к шефу и жаловаться на вашего коллегу или подчиненного. Во-первых, это просто некрасиво, во-вторых, выставит вас не в лучшем свете и продемонстрирует слабые стороны.
Не устраивайте «бойню». Если вы начнете кровопролитную борьбу в своем офисе, обязательно дойдет до руководства. Разобраться кто прав, кто виноват, кто жертва, а кто агрессор будет сложно. Если ваш противник умеет выставлять себя жертвой, то вы даете карты в руки своему противнику. И унижаете себя в глазах руководства. В дальнейшем вам могут меньше доверять.
Не пытайтесь прыгать выше головы. Доказывать свой профессионализм в этой ситуации важно. Но не нужно слишком усердствовать, “перевыполняя пятилетку”. Если вы на свои плечи взвалите слишком тяжелую ношу, рано или поздно все сломается. Это будет только на руку вашему противнику.
Как дать достойный отпор
Проявите инициативу. Не ввязывайтесь в болото, в которое вас пытается втянуть ваш противник. Просто продемонстрируйте еще раз руководству, что вы действительно на своем месте. Покреативьте. Придумайте удачные идеи, с которыми можно прийти к шефу. Поделитесь ими и вперед, реализуйте свои проекты. Шефу бессмысленно менять толкового инициативного работника на “кота в мешке”.
Просто забейте. Если ваш коллега увидит, что его выходки вас совершенно не выводят из равновесия, скорее всего, оставит глупые нападки. Это как с медведем, который интересуется жертвой, пока она шевелится. Концентрируйтесь на работе и демонстрируйте высокие показатели. Это ваш путь к успеху.
Обзаведитесь поддержкой коллектива. Если вы – душа компании, и человек, которого любят в коллективе, то он будет на вашей стороне. Всеобщего любимчика довольно сложно отстранить от дел. Если человек-затейник – это не ваше амплуа, стройте с каждым коллегой теплые доверительные отношения.
Не раскрывайте рабочие секреты. Гораздо легче подсидеть человека, если ты в курсе, над чем он работает. Храните все на паролях, закрывайте мессенджеры перед уходом на перекур.
Повышайте свой профессионализм. Будьте на голову выше вашего противника. Если у вас за плечами дополнительные сертификаты об окончании тренингов и курсов, вы владеете иностранными языками, идете в ногу со временем и с технологиями, у вас солидное портфолио – зачем переживать. Отправляйтесь на различные симпозиумы, завоевывайте медали. Коллеге придется изрядно потрудиться, чтобы занять ваше место. А если он это смог, значит, достоин.
С хорошими знаниями вы всегда найдете себе “место под солнцем”, и предложения не заставят себя ждать.