что делать если сжег испаритель
Почему горит вата в вейпе?
Почему горит вата
Причина что в сменных испарителях, что в обслужках одна и та же – вата недостаточно смочена жидкостью. Соответственно, когда койл нагревается, испарять ему становится нечего и он сжигает сухой хлопок. Есть несколько вариантов, почему так происходит, разберем их ниже.
Самое банальное – в резервуаре закончилась жидкость
Вы парили и не заметили, как ушел весь объем. Совет в таком случае один – не забывайте время от времени проверять, сколько у вас осталось заправленной жижи. Обычно производители стараются сделать этот процесс удобным: стекла у большинства баков прозрачные, все очень наглядно. Однако иногда обзору могут мешать декоративные или защитные вставки, с ними стоит быть внимательнее. Картриджи в под-системах, как правило, тоже выполнены из полупрозрачных материалов, но, в силу конструктива того или иного устройства, они могут быть утоплены в корпус, так что периодически их нужно доставать.
Просто следить за наполненностью резервуара недостаточно. Проблема может быть и в самом испарителе, а конкретно в том, насколько быстро он подпитывается новой жижей. Обращали внимание на состав жидкости? На упаковке указывается соотношение двух компонентов: VG (глицерин) и PG (пропиленгликоль). Первый отвечает за количество пара и делает жижу гуще, второй отвечает за вкус, делая микс «более жидким», к слову – большинство ароматизаторов выполнены на пропиленгликоле. Соответственно, чем больше глицерина, тем больше будет навал, но тем больше времени понадобится вате, чтобы пропитаться, и наоборот.
Получается, гарик в вейпе из-за густой жижи?
Необязательно, но как вариант. Это не значит, что следует брать только жидкие миксы – есть баки и дрипки, которые прекрасно справляются и с жидкостью max VG, где глицерина может быть 80% и более, да и слишком текучие жижки могут выливаться из некоторых устройств. Тем не менее, если у вас в распоряжении небольшие испарики или база с маленькими проточками (например сигаретник), лучше обратить свой взор на жижи с соотношением компонентов ближе к 50/50, а про чистый глицерин забыть. Некоторые производители указывают рекомендуемое соотношение прямо на испарителях, можете проверить свой. Тут также стоит учесть, что жидкость имеет свойство густеть на морозе, так что если вы только зашли в теплое помещение, лучше выждать какое-то время перед парением.
Вейп горит, если неправильно его мотать
Если у вас обслуживаемая база, бак или дрипка, проверьте, не слишком ли плотно вы набили туда вату. Если ее будет очень много, жидкость тоже не сможет быстро пробираться по волокнам. В проточках хлопок также не должен быть чрезмерно утрамбован: это затруднит попадание воздуха в бак, жижа не будет должным образом подводиться к спирали, вата сгорит.
Чтобы такого не происходило, при установке ваты нужно вычесывать торчащие хвостики: волокна лягут ровнее, а излишний объем уйдет. Но не переусердствуйте, иначе хлопка останется слишком мало, жидкость начнет подтекать. В идеале, чтобы вата не горела, она должна полностью заполнять собой все пространство в койле, но при этом не должно быть больших затруднений при ее движении внутри него.
Почему быстро перегорают испарители?
Доброго времени суток. В этой статье я попытаюсь раскрыть вопросы, касающиеся испарителей для электронных парогенераторов. Постараюсь максимально развернуто ответить на самые часто задаваемые вопросы.
В качестве примера я решил выбрать испарительный элемент от популярной серии устройств iJust, компании Eleaf. Выбор пал неспроста. Эти испарители одни из самых популярных на рынке. Как вывод, сделанный из личных наблюдений и жалоб от пользователей устройств – именно они чаще других приходят в негодность.
Я использую жидкость с высоким содержанием глицерина, постоянно горит испаритель. В чем причина?
Вата попросту не успевает напитываться жидкостью и за короткое время прогорает. Это происходит в том случае, если используется испарительный элемент с мелкими отверстиями для подачи жидкости. Как на фото выше.
Такой тип испарителей использовался практически во всех моделях парогенераторов от Eleaf, в которых предусмотрено использование необслуживаемых элементов нагрева. С выходом устройства Eleaf iJust S увидели свет новые испарители с более широкими отверстиями для подачи, которые более-менее справляются с жидкостями, в которых высокое содержание глицерина.
Хочу порекомендовать несколько простых правил, соблюдая которые вы сможете избежать неприятные моменты, связанные с перегоревшим испарительным элементом.
Для испарителей с широкими отверстиями для подачи жидкости и сопротивлением в 0.18 и 0.3 Ом рекомендую использовать жидкость с соотношением VG|PG не более, чем 70|30.
Для нагревательных элементов, которые выше по сопротивлению, идеально подойдет соотношение 50|50, максимум 60|40. Перед установкой нового испарителя, рекомендую проколоть иголкой отверстия для подачи жидкости и обильно смочить его жидкостью. Это увеличит забор жидкости и продлит срок службы испарителя на некоторое время. Это лучше делать, если вы используете жидкость 70|30.
Если вы используете жидкость с более низким содержанием глицерина, этого делать не стоит, испаритель может начать «плеваться». Достаточно будет просто его пропитать.
Я использую батарейный блок с регулировкой мощности и необслуживаемый атомайзер – перегорают испарители. Что делать?
В первую очередь стоит выставить оптимальное напряжение, которое будет правильно разогревать ваш испарительный элемент. В этом случае я рекомендую ориентироваться на значение вольт, а не ватт. Комфортный диапазон это от 3.9 вольт до 4.2 вольт. Именно в этом диапазоне я рекомендую подстраивать ваты.
К примеру – выставляете значение на 4 вольта и делаете несколько затяжек. Если хочется более холодный и густой пар, понижаете на 1-2 десятых вольта. Хочется пар более горячий повышаете на такое же количество.
Выше поднимать не рекомендую, это может привести к быстрому перегоранию хлопка в испарителе. Жидкость не будет успевать хорошо смачивать хлопок, и он просто начнет пригорать.
Если сделать напряжение слишком маленьким, есть вариант того, что жидкость не будет успевать испаряться в нужном количестве и испаритель начнет попросту «захлебываться». Все эти правила подходят также и для испарителей другого типа и марки.
Я использовал парогенератор, все было нормально. Сменил бренд жидкости, начали быстро испарители перегорать.
Влияние жидкости на износ вашего испарителя напрямую зависит от компонентов, входящих в состав. Жидкости, в состав которых входят органические ароматизаторы, некоторые добавки и усилители в большом количестве, оставляют нагар на спирали и выводят нагревательный элемент из строя гораздо быстрее, чем жидкости с малым содержанием этих компонентов.
Цвет жидкости не всегда указывает на то, что жидкость будет быстро загрязнять ваш испаритель. Порой прозрачные жидкости выводят из строя спирали быстрее, чем жидкости, имеющие какой-либо оттенок. Это показывает наличие усилителей в большем количестве.
В этом случае я рекомендую останавливать свой выбор на брендах, которые себя зарекомендовали с хорошей стороны.
Итог
Соблюдая несколько простых правил, которые я постарался для вас перечислить вы не только продлите жизнь вашего испарителя, вы также не будете испытывать дискомфорт при использовании вашего парогенератора и проще ориентироваться при выборе той или иной продукции.
Если вы знаете какие-то интересные лайфхаки по использованию необслуживаемых атомайзеров, пишите в комментариях. Мне будет интересно прочесть. На этом у меня все. Спасибо за внимание и до новых встреч.
Быстро горят испарители iJust — почему и что делать?
У всех испарителей для электронных сигарет есть одна очень неприятная особенность — рано или поздно они «перегорают», после чего начинают выдавать неприятный вкус гари при затяжках. В данной статье я постараюсь максимально подробно разобрать почему испарители сгорают, сколько должен прослужить и испаритель и как продлить срок его службы.
Так же, сразу хочется отметить, что практически у всех испарителей проблемы одни и те же, поэтому вся информация ниже будет верна как для испарителей Eleaf для iJust, так и для любых других испарителей.
Как горят испарители:
Для начала хотелось бы разъяснить как вообще перегорают испарители, чтобы дальше было легче разобраться.
А перегорают они очень просто — по какой-то причине вата в испарителе пересыхает (не смачивается жидкостью) и когда вы нажимаете кнопку «Fire» на своём устройстве — оно попросту начинает жечь сухую вату, из-за чего вата внутри испарителя подгорает и его уже можно выбрасывать.
Соответственно, чтобы понять почему горят испарители, нужно разобраться почему вата внутри испарителя оказалась сухой. Давайте же преступим.
Почему быстро горят испарители:
1. Предварительное смачивание испарителя
Самое первое, что, наверно, знают практически все, но всё-таки не побоюсь про это напомнить лишний раз. Это то, что перед тем как вставлять новый испаритель в вейп, нужно этот испаритель вначале хорошенько смочить жижей.
То есть, просто берёте новый испаритель и не жалея жижи заливаете в него жижу со всех сторон. Затем оставляете испаритель в таком состоянии минут на пять, чтобы вся вата в нём как следует размокла и пропиталась жижей, после чего можно уже вкручивать испаритель в вейп.
Если не смочить так испаритель, то он вполе может перегореть при первых же затяжках, т.к. вата в нём будет не до конца пропитана жижей.
Как я уже и сказал — это самый первый «приём» и про него вы, надеюсь, уже знали. Перейдём к следующему.
2. Устаревший тип испарителя
Испарителей для электронных сигарет огромное множество и вполне возможно, что вам попалась не самая лучшая версия испарителей, поэтому они так быстро сгорают. Приведу пример двух испарителей для iJust:
Первый испаритель — Eleaf EC:
Второй испаритель — Eleaf ECL:
По своей сути и принципу работы данные испарители ничем не отличаются, но думаю — вы и сами видите различие между ними невооружённым взглядом: у второго испарителя отверстия через которые жижа поступает внутрь значительно больше, а следовательно вата внутри испарителя будет смачиваться намного лучше, и соответственно прослужит такой испаритель дольше.
Поэтому, стоит обратить внимание на то, какие испарители вы покупаете — возможно дело в том, что вы покупаете «устаревшие» версии, поэтому они так быстро горят.
3. Слишком интенсивное парение
Все испарители и устройства, которые с ними работают рассчитаны на небольшие не интенсивные перкуры. Если вы часами сидите и парите, не выпуская вейп из рук, то это точно приведёт к тому, что испаритель очень быстро перегорит — испарители попросту для этого не предназначены.
И всё же, если вам хочется парить подольше, то хотя бы давайте испарителю время «смочиться» и впитать новую жижу между затяжками. Для этого делайте перерыв между затяжками хотя бы 10 секунд.
Но сразу вам скажу, что если вы будете пытаться долго и много парить, на испарителях — то долго испарители вам не прослужат, как бы вы не старались, т.к. они не рассчитаны на такое и вполне возможно, что при таком режиме парения испарители будут гореть у вас за пару дней или вообще за день. В таком случае, вам лучше всего будет перейти на более продвинутое устройство со сменной ватой.
4. Слишком густая жижа
Все жидкости для электронных сигарет разные по своему составу — если вы брали несколько различных жиж, то наверняка заметили, что некоторые достаточно густые и с трудом выливаются из банки, другие же жидкие как вода.
И конечно же, если вы используете очень густую жидкость, то она дольше будет впитываться ватой в испарители, а соответственно испарители будут чаще гореть при использовании такой жидкости.
Как продлить жизнь испарителя:
Выше я привёл все известные причины, которые могут значительно сократить жизнь испарителя и из-за которых испаритель может сгореть за день-два. Поэтому давайте подведём итог как же можно продлить жизнь испарителю:
— Хорошо смочите испаритель жижей, перед тем как вставлять его в устройство
— Используйте последние версии испарителей
— Давайте испарителю передышки между затяжками, чтобы он успевал пропитаться жижей
— Старайтесь использовать более «жидкие» жижи
И есть ещё один совет, который придумали умельцы в интернете — это проделать небольшие отверстия в ватке испарителя иглой. То есть просто берёте обычную иголку и проделываете дырки в тех местах, где видно вату испарителя — это опять же позволит вате лучше впитывать жижу, что теоретически продлит жизнь испарителя, но сразу скажу, что совет достаточно сомнительный, т.к. при проделывании этих дырок можно нечаянно замкнуть спираль внутри испарителя, после чего испаритель придёт в негодность и его сразу можно будет выкидывать.
Что делать если советы не помогли?
Если вы вроде бы делаете всё правильно, а испарители всё равно горят, то как я уже писал выше — пора переходить на более серьёзные устройства, в которых нет испарителей и в которых можно менять вату самому.
В таких устройствах вата пропитывается жижей намного лучше, поэтому «сжечь» вату очень сложно, а даже если вы её всё-таки сожгли, то можно заменить её на новую, что намного дешевле чем покупать новый испаритель.
На этом всё, если у вас остались вопросы, то не задавайте их в комментариях ниже.
Как продлить жизнь испарителю?
В этой статье мы поделимся своими, а так же наблюдениями наших клиентов, и узнаем, почему при неправильной эксплуатации сменные испарители быстро приходят в негодность.
Нужно понимать, что расходным элементом каждой электронной сигареты, кроме жидкости, является испаритель (другими словами, нагревательный элемент, спираль, койл).
— Что такое сменный испаритель?
— Из чего он состоит?
— Для чего он нужен?
Постараемся детально все обсудить и рассмотреть: испаритель — один из главных элементов в электронной сигарете. От него напрямую зависят такие показатели, как: вкус, густота и количество пара, а так же сама затяжка. Он представляет собой небольшую «капсулу», внутри которой предустановлен с завода нагревательный элемент (может быть выполнен в виде металлической спирали, сетки либо перфорированной пластины) обложенный чистым хлопком (вата, целлюлоза, бамбук), в который непосредственно подается жидкость и проходит воздух. При нажатии кнопки «Fire» он нагревается, тем самым распыляя(испаряя) поступающую, в момент затяжки, жидкость.
— Так почему же они приходят в негодность?
Каждый испаритель, в зависимости от его конструктивных особенностей и параметров, под которые он рассчитан, располагает определенным лимитом на пропаренную через него жидкость.
В процессе его эксплуатации через вату подается жидкость на спираль и при ее нагреве образуется накипь, которая в дальнейшем препятствует передаче нужного количества жидкости с ваты на спираль, появляется неприятный привкус перегретой ваты и койла, т.к жидкость перестает должным образом охлаждать спираль и она, как следствие, перегревает вату.
Чтобы избежать неприятного вкуса горелой ваты, производитель рекомендует менять сменный испаритель каждые 7-15 дней эксплуатации. Но, как показала практика, нагревательный элемент может прийти в негодность раньше заявленного срока из-за его неправильного использования. Бывает наоборот: люди пользуются одним испарителем без проблем в течение месяца, а то и больше. Срок службы испарителя зависит не только от того, как часто человек пользуется электронной сигаретой и какую жидкость использует, но и от индивидуальных особенностей эксплуатации самого устройства, и соблюдения всех правил использования.
И если с частотой использования электронной сигареты и количеством выпаренной через спираль жидкости и ее качеством все, в принципе, понятно, мы более детально рассмотрим последний пункт, а именно особенности эксплуатации электронной сигареты и в частности ее первый запуск и дальнейшую регулировку. В этих вопросах есть несколько нюансов очень важных по нашему мнению, а именно:
-* Правильный первый запуск:
Перед тем, как вкрутить новый испаритель в базу, или уже вкрутив его, вату внутри самого испарителя нужно хорошо смочить жидкостью для электронной сигареты. Лучше даже слегка переусердствовать, чем плохо пропитать. Данную процедуру нужно повторять каждый раз единожды при установке нового испарителя. Также после сборки и заправки жидкостью самого резервуара (бачка, колбы, атомайзера, клиромайзера) можно сделать одну-две «холостых» затяжки не нажимая кнопки «Fire» (клавиша подачи мощности) для того, чтобы удостовериться, что койл действительно пропитался жидкостью (Вы почувствуете легкий вкус самой жидкости). От правильной пропитки испарителя при первом запуске, напрямую зависит его ресурс.
-* Резкая затяжка:
Это одна из самых распространенных ошибок, которая приводит к переливу спирали жидкостью, т.к при резкой затяжке жидкость не успевает испариться и ее излишки начинают вытекать через отверстия подачи воздуха, либо вылетать через мундштук и попадать на язык. Также это приводит к неправильному испарению жидкости на спирали и более быстрому появлению накипи, что напрямую сказывается на ресурсе самого испарителя, а также может привести к поломке самого девайса, т.к жидкость может попасть на плату. Для того, чтобы не столкнуться с такой проблемой и придуманы регулировка воздуха и регулировка мощности. Если Вы столкнулись с такой проблемой, но Ваше устройство не имеет функции регулировки мощности, мы советуем полностью открыть регулировку подачи воздуха и стараться затягиваться немного плавнее. В случае, когда Ваше устройство обладает функцией регулировки мощности избавиться от этой проблемы можно проще, не изменяя своим привычкам: Вы постепенно поднимаете мощность(в разумных пределах) до тех пор, пока проблема не пропадет. Также есть устройства, мощность которых не позволяет устранить протечки при очень резких затяжках. В таком случае придется открыть подачу воздуха сильнее и стараться затягиваться плавнее.
-* Двойная затяжка(раскуривание):
Эта очень распространенная ошибка среди заядлых курильщиков, может возникать непроизвольно в следствие многолетней привычки курения простых сигарет. Люди, которые только перешли на вэйпинг, рефлекторно могут делать двойные затяжки, в надежде получить большую отдачу от устройства. В конечном итоге данный стиль парения может привести к тем же последствиям, что и в предыдущем пункте, а именно к возможным протечкам жидкости и несвоевременному появлению накипи на спирали. Также данный стиль затяжки может стать причиной более быстрого выхода из строя испарителя, т.к. чаще всего в интервале между затяжками человек не отпускает кнопку подачи мощности и испаритель не охлаждается в эти моменты должным образом.
-* Нажатие на кнопку «Fire» «в холостую»:
Частично эта проблема рассмотрена в предыдущем пункте («Двойная затяжка»), т.к. там тоже присутствует холостое нажатие в промежутке между затяжками. Многие считают, что нажав на кнопку «Fire» на пару секунд раньше самой затяжки, быстрее разогреют койл и получат больше вкуса и пара. Такая практика присутствует, и многие опытные вэйперы часто пользуются этим, большинство современных модов поддерживают режим «Преднагрева (Preheat)», но это нужно делать с пониманием самого процесса (правильная настройка таких параметров, как: мощность, сопротивление, подача воздуха, укладка ваты или тип испарителя и соотношение PG/VG используемой жидкости). При несоблюдении данных параметров спираль также быстро придет в негодность.
Самой банальной и часто встречающейся ситуацией холостого нажатия является простая забывчивость и несоблюдение правил пользования электронной сигаретой: ее блокировка(на большинстве моделей это 5-ти кратное нажатие на кнопку «Fire» в течение 2 секунд), в тех случаях, когда электронная сигарета не используется и кладется в карман или сумку. Вследствие чего при ходьбе или ношении в сумке может случайно зажиматься кнопка подачи мощности и, не смотря на то, что практически все устройства с завода снабжены защитой от перенагрева, и в большинстве своем дают отсечку после 8-12 секунд зажатия кнопки (в зависимости от производителя), сам испаритель выходит из строя и перестает быть парибельным, т.к он не охлаждался должным образом. Единственным исключением могут быть испарители, предназначенные для работы в режиме термоконтроля, если устройство обладает данной функцией и работает корректно, а также правильно выставлена мощность и температурное ограничение.
-* Парение при низком уровне жидкости в баке:
Не стоит допускать такого уровня жидкости, при котором она не доходит до отверстий пропитки испарителя как в вертикальном положении устройства, так и в моменты затяжек, когда девайс находится под наклоном. В таких случаях испаритель не пропитывается должным образом и это может значительно снизить его ресурс или полностью вывести из строя.
-* Неправильно выставленная мощность:
Если Ваше устройство поддерживает функцию регулировки, ее нужно выставлять таким образом, чтобы она соответствовала параметрам Вашего испарителя, силе затяжки, густоте жидкости и настройке подачи воздуха. На большинстве заводских испарителей задан допустимый интервал регулировки, которой производитель рекомендует придерживаться. Мы настоятельно не рекомендуем выбирать максимальные параметры, установленные производителем, либо превышать их, надлежащим образом не разобравшись в выше описанных пунктах. Многие ошибочно полагают, что подняв мощность на устройстве до максимума, получат большее количество пара и вкуса, но, как показала практика, они получают испорченный испаритель и вкус горелой ваты.
-* Неправильная затяжка:
Это также одна из самых распространенных ошибок при переходе на вэйпинг. Часто люди приобретая свою первую электронную сигарету не придают большого значения вопросам и советам консультанта, а именно о том, какая затяжка для них является более предпочтительной: сигаретная или кальянная. В данном пункте мы не будем рассматривать универсальные баки, которые поддерживают не особо тугую сигаретную затяжку и не достаточно свободную кальянную. Если Вы приобрели бак под кальянную затяжку и перекрыли на нем воздух, чтобы она была максимально приближена к тугой сигаретной, Вы неизбежно столкнетесь с такими проблемами, как : чрезмерный нагрев бака и испарителя, и, как следствие, неприятный горячий пар, а также протечки и быстрый выход из строя испарителя, т.к он рассчитан под другие параметры работы. В случае, когда Вы приобрели тугой сигаретный бачок, открыли на нем максимальную подачу воздуха, повысили мощность и пытаетесь использовать его как кальянный бак, Вы столкнетесь с проблемами недостаточной пропитки испарителя и его выходом из строя.
Как сделать так чтобы испарители не горели?
И так сегодня мы рассмотрим очень важный вопрос и возможно раскроем планы коварных китайцев. В общем сегодня у нас на повестке вопрос почему горят испарители? и можно ли как то с этим бороться? Мы достаточно компетентны в данном вопросе, потому что, через наши руки прошли не один десяток устройств. Многие столкнулись с проблемой, что испарители стали не долго служить, совсем недавно раньше которые жили по две-три недели, а сейчас бывает сменишь катридж, проходит три дня и уже какой-то привкус гари и приходится его менять. Принципе не долго думая не стало понятно с чем может быть связан и данная проблема.
Мы дадим советы как сделать так чтобы ваши испарители служили подольше.
Начнем с того что разберемся почему испарителей которые начали гореть:
первая причина кроется в устройстве испарителя,
вторая причина кроется в жидкостях которые вы заправляете,
третья причина, это быстрое высушивание испарителя или плохое его смачивание при начале использования
Так вот, подробнее о первой причине. Спиралька нихромовая, например сделана из неоднородной по толщине проволоки поэтому один виток у нее всегда нагревался быстрее и сгорал, про вату я вообще молчу, чаще всего она плохо держит влагу и попросту горит. Понятное дело что в компактную систему не установить пушистого материала.
Такая проблема конечно не у всех, но у многих есть такая история что, качество испарителя различаются в зависимости от партии, бывает такое, что купите хороший и все у вас прекрасно, ходите с ним неделю-две. А бывает, что испарители горят всего за пару дней, с этим уже никак не побороться это зависит от материалов которые приехали к нашим любимым китайцам на производство.
С железной части разобрались и теперь переходим к жидкостям, ибо тут тоже все не так однозначно.
Думаю никто не станет отрицать тот факт, что последнее время на компактных системах все по пару слабовато, вкусопередача меньше, по этому все производители стараются сделать свою жидкость максимально насыщенной и максимально концентрированной, чтобы понравиться пользователю, но у этого есть и обратная сторона так как жидкости делает яркими, то они содержат много ароматизаторов. А многие ароматизаторы имеют темный или мутный цвет который очень быстро портит вату плюс многие любят пользоваться подсластителем, который еще быстрее изнашивает вату и соответственно быстрее портит ваша испарители.
Ну и последний не мало важный момент, это то что испарителя и катриджи в под системах не рассчитаны на жидкости, где более 70 процентов глицерина. При этом когда вы делаете длинные и частые затяжки, жидкость не успевает проникать в испаритель и от нагрева спирали, вата начинает гореть.
Как сделать так чтобы испарители не горели?
Ну или горели но как можно позже:)
Первое что посоветуем, это ваша жидкость не была более 70 процентов глицерина. Не добавляйте много подстластителя, много пищевого ароматизатора.
Используйте концентрации не больше, 70 на 30 в пользу глицерина или 50 на 50, где соотношение глицерина и пропиленгликоля одинаковое, конечно вы немного потеряете пара, но за то сохраните вашу спираль.
Второй совет, поменять манеру затяжки, старайтесь не делать быстрых и резких затяжек, так как тогда спираль будет быстрее разогреваться. Делайте плавные затяжки и старайтесь делать перерывы между затяжками, а не одну за одной.
Решайте сами, следовать советам или нет=)
Но вы все равно всегда сможете позвонить нам и получить бесплатную помощь в том или ином вопросе. Вкусного пара!