что делать если сын разочаровал
Сын разочарован в жизни
Вопрос психологам
Спрашивает: Кира
Категория вопроса: Дети
Здравствуйте! Мне 41 год.
Меня очень сильно беспокоит мой 13-летний сын. Я уже обращалась за помощью к психологу, уговорила и сына сходить один раз, но его реакция меня ещё больше расстроила.
Меня очень беспокоит его разочарованность в жизни, в его 13 лет он мечтает уехать куда-нибудь в пустыню или глушь, где нет людей. Или чтобы настал обещанный конец света и мы все в один момент умерли. А после разговора с психологом он заявил, что вообще больше жить не хочет. Я была в ужасе! А причина оказалась такой: психолог сказала ему, что я очень переживаю, что он ничем не хочет заниматься, ни спортом, ни чем-то другим (и это правда). Что он моя опора в жизни, а чтобы чего-то достичь, надо что-то для этого делать, а не только играть в компьютер. Так вот сын решил, что он уже ничего в жизни не добьётся, так как он не может пока определиться с родом будущих занятий, ведь особо пока ничего не затягивает. Я в нём разочаруюсь, он не оправдает моих надежд и можно сразу покончить с собой, смысла дальше жить у него нет. Мне большого труда стоило его переубедить, что мне все равно, какой он, что люблю я его любого.
У нас всегда была демократия в семье. Я на детей особо не давила своим мнением. Отец дома почти не бывал, всё время на работе. Он был жестким, крепким, спортивным, уверенным в себе мужчиной. С детьми занималась восновном я. Бабушка жила отдельно, но мы с ней очень часто общались. В последнее время с мужем отношения были не очень, даже разойтись хотели.
Может надо было быть строже и требовать беспрекословной дисциплины от детей. Отец их баловал, но мог и поддать (но только старшему сыну). Я мягкий, спокойный человек. Была всё время дома с ними. Вместе гуляли, уроки делали.
Проблемы у нас пошли со времени ухода из жизни мужа. Старший сын тоже тогда стал не подарок, но он через 2 года заболел, потом уже было не до глупостей.
Сейчас младший уже вроде взрослый, но в то же время ещё совсем ребёнок.
Очень жду вашего совета. Как его вернуть к жизни. Как убедить, что он прекраный человек и в жизни всё только начинается. Заранее спасибо.
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
Мы хотим гордиться своими детьми, понимать, что наша любовь и усилия как-то вознаграждены. Но, увы, дети могут не только разбить чашку, но и разбить нам душу. Одно из сильных и малоприятных чувств, с которым регулярно сталкиваются даже самые хорошие родители — это чувство разочарования.
Чем полезно разочарование?
Пусть он…
Одна семья мечтала родить ребёнка определённого знака зодиака, которого можно будет с рождения учить футболу, математике и кунг-фу. Родители хотели идеального, с их точки зрения, ребёнка, но появившийся младенец родился в другой день и месяц, не хотел ни футбола, ни математики, а любил наряжать кукол и ароматы духов. Интенсивные попытки родителей справиться со своим разочарованием, навязывая ребёнку то, что хотели видеть в нем, привели к депрессии у них и невротическим реакциям у ребенка. Который, кстати, все равно продолжал делать то, что ему нравится — но так, чтобы мама и папа не видели.
Или другая семья: они хотели вырастить настоящую балерину, хотя бы одну, чтобы она летала по сцене и была гибкой и музыкальной. Увы, ни одна из дочерей не имела подходящих внешних данных, но много лет, денег и усилий было положено на то, чтобы достичь невозможного. Дети старались изо всех сил не разочаровывать родителей и делать то, что им говорят, но старшая к 30 годам разочаровалась в себе и в жизни, а младшую в 14 лет выставили из балетного класса педагоги, окончательно разочаровав родителей. Родители махнули на девочку рукой, благодаря чему у неё получилось начать заниматься тем, что действительно нравится ей самой — и ещё в 14, а не дожидаясь 30−40 лет.
Чьи это желания?
Образ «правильного ребёнка» часто связан и перепутан с нашими детскими страхами, предвзятостью нашего собственного воспитания. Нельзя так себя вести, так говорить, творческие профессии никогда не принесут тебе денег, компьютер — зло, блогер — не профессия, я в своём детстве никогда так не делал. Бывает, что отрицаемые в нас самих черты бессознательно начинают проецироваться на других людей, например, на наших детей. Мы говорим: «Как ты можешь вообще не учить уроки, или спорить с родителями? Мы так никогда не делали!» Мы сознательно разочарованы, но одновременно тайно завидуем их свободе, их возможностям отстаивать себя и свои желания. Они делают то, что мы себе никогда не могли позволить. Часто именно через собственных детей мы можем узнать, что мы запрещаем себе в жизни. Дети — наше кривое зеркало.
Но и дети видят себя нашими, родительскими глазами. Они тоже хотят, чтобы мы гордились ими, хотят нас порадовать. Они мечтают, чтобы родители увидели их, а не свои фантазии, радовались тому, кем они могут быть, и тому, чему они научились, что смогли. Скорее всего, дети будут стараться изо всех сил, если родители ставят реалистичные цели, соответствующие интересам и способностям детей, и концентрируются не на оценке результата, а на развитии их уникальных сильных сторон. Когда ставки не так высоки, детям легче проявить инициативу, испытать себя и проявить настойчивость, их не сдерживает страх.
Как пережить разочарование
Мы формируем чувство самоценности и способность регулировать эмоции в зависимости от того, как нас видели наши родители, как они относились к себе и к нам. Мы усваиваем реакции родителей на нашу внешность, характер, поведение. Эти реакции становятся основой того, как мы в дальнейшем реагируем на свои собственные ошибки, разочарования и успехи. Мы можем помочь детям научиться переживать разочарования в людях и жизни, показывая, как мы справляемся со своими: кричим ли от страха и боли, наказываем ли детей или осуждаем, ищем виноватых или виним себя, принимаем ли происшедшее, грустим, думаем, можно и нужно ли сделать что-то в такой ситуации или опускаем руки. Ваши дети научатся и будут делать то же самое, что и вы, а вы, скорее всего, переживаете свои разочарования тем способом, которому научились в своей семье. Если вам не нравится то, как вы это делаете, можно научиться это делать другим способом. К счастью, родители — очень важная часть нашего самоощущения, но не единственная, и наш мозг и разум формируются из опыта на протяжении всей жизни.
Что делать?
• Помните, что любовь мотивирует, а стыд опустошает. Убедитесь, что ребенок знает, как вы его любите — независимо от уровня вашего разочарования. Даже серьезный и непростой разговор важно начинать со слов любви, вы можете проявлять твердость, но это не отменяет доброты. Можно сказать, например, так: «Мы хотим, чтобы ты знал, что мы любим тебя и всегда будем любить тебя независимо от того, что ты делаешь. Тем не менее, мы должны поделиться с тобой тем, как мы расстроены и злы из-за того, что произошло».
• Даже если вы искренне любите своих детей, вам может быть больно, и это нормально. Вы, наверное, встречали советы и статьи, в которых написано, что «просто нужно детей любить» и всё. Мартин Лютер Кинг-младший заметил, что чем больше мы любим кого-то (или что-то), тем глубже мы в них разочаровываемся. Чем сильнее мы любим своих детей, тем больнее нам бывает. Тот же Х. Кохут считал, что болезненное разочарование отражает сильную любовь и восхищение другим человеком: «Как же ты мог!» Ваша боль говорит о вашей любви.
• Реагируйте спокойно. Это легче сказать, чем сделать, но если вы начнете кричать, плакать или швырять вещи, вашему ребенку будет труднее понять, что именно вы пытаетесь выразить. Можно злиться, но лучше это выражать словами, а не действиями. Если вы понимаете, что разочарование, боль, злость или даже ярость вас переполняют, возьмите паузу, дайте себе время на то, чтобы остыть, и только после этого начинайте говорить.
• Продолжайте верить в ребенка. Дети могут разочаровать вас, потому что вы чувствуете, что они не реализует свой потенциал, или сделали не то, что вы предполагали. Вы можете чувствовать разочарование, потому что ваши дети не такие как вы, или как дети ваших друзей. Главное — вы не должны отказываться от своего ребенка. В жизненных разочарованиях очень важно на кого-то опереться, чтобы суметь выстоять и изменить что-то. Пусть этой опорой будут родители, которые помогут ребёнку увидеть хорошее в себе и в жизни. Верьте в их способность вести счастливую полноценную жизнь. Она, возможно, будет не такой, как вам хотелось бы, но пусть ребенок знает — вы в него верите, даже если он вас сейчас разочаровывает.
• Признавайте свои недостатки. Некоторые родители уверены, что никогда не должны показывать слабость, ошибаться или допускать, чтобы дети видели их несовершенство, потому что это как-то дискредитирует их родительский авторитет и власть. На самом деле, ничто не дискредитирует человека сильнее, чем попытки притвориться совершенным. Дети не ищут совершенства, зато ищут подлинности. Если вы будете говорить о своих собственных трудностях и недостатках, рассказывать, как непросто бывает с этим справляться, ваши дети (в любом возрасте) с большей готовностью откроются и примут на себя ответственность за свои неудачные решения.
• Покажите лучший способ. Когда ваш ребенок узнает, что разочаровал вас, он должен иметь возможность обратиться к вам за советом или обсудить с вами то, что случилось. Помогите ему найти пути исправления ситуации, компенсировать ущерб другим людям, если они его причинили.
• Простите ребенка. Мы тоже разочаровывали и разочаровываем своих родителей, принося им не только радость, но и боль. Дайте детям понять, что вы не собираетесь постоянно припоминать случившееся, использовать его в качестве манипуляции или как возможность для будущих наказаний. Вы прощаете их свободно и полностью, и общаетесь с ними, чтобы восстановить доверие между вами. Часто для восстановления доверия требуется время, но прощение можно и нужно дать немедленно. Самое главное — это хорошие отношения между близкими людьми. Это даёт силы жить и развиваться — и детям и нам.
Разбитые надежды: как пережить родительское разочарование
«Столько сил потрачено впустую!» – пожалуй, одно из самых распространенных восклицаний родителя, чьи надежды на будущее его ребенка не оправдались. А имеем ли мы вообще право на такие надежды и что делать, если они рухнули, – в колонке журналиста и мамы троих детей Анны Кудрявской-Паниной.
Мой сын накануне своего шестого дня рождения одолел меня просьбой: «Отведи меня в шахматную школу!» Он был одержим шахматами с того самого момента, как мой отец – сам в прошлом перворазрядник – впервые показал ему доску. В день рождения он получил в подарок новенькие шахматы и учебник для детей его возраста, а еще через неделю сбылась его мечта – мы пришли в спортивную шахматную школу.
Нормы четвертого и третьего разрядов (кстати, в этом виде спорта разряды не делятся на детские и взрослые) он выполнил чуть ли не подряд, в начальной школе одолел второй, затем первый и к подростковому возрасту стал кандидатом в мастера спорта, занимая первые и другие призовые места в городских и областных соревнованиях в своей возрастной категории. «Мама, я наслаждаюсь этими шахматами», – говорил мне ребенок на заре своей спортивной карьеры.
Возлагали ли на него большие надежды тренеры? Конечно! Что думала и чувствовала я, вкладывая в большое дело его маленькой жизни все силы и душу (не говоря о средствах, необходимых для поездок на соревнования)? Мнила ли его будущим Крамником? Видела ли его в своих мечтах если не чемпионом мира, то уж точно именитым гроссмейстером? Безусловно.
А он им не стал. Он даже не стал мастером спорта. Потому что шахматы в один прекрасный день бросил. Просто перестал ими наслаждаться.
Большинству родителей такая причина не просто покажется недостаточной, она и причиной-то не покажется вовсе. Как бросил кружок? Как это – уйти из музыкальной школы за два года до выпуска?! Что значит, не буду поступать на юридический, хочу быть стюардессой?! Выйти замуж за Сашку? Да только через мой труп!
Я, конечно, утрирую. Хотя, не факт. Практикующие психологи могли бы рассказать вам огромное множество невероятных историй на эту тему. Когда родители не могут смириться с тем, что дети не оправдали возложенных на них надежд, и давят, ломают, не дают идти своим путем, а потом, когда дети все же делают по-своему, никак не могут справиться с разочарованием, их постигшим.
Что же движет всеми нами, родителями, когда мы навязываем детям свое представление об их «прекрасном» будущем и настойчиво стараемся «причинить им добро»? А ничего хорошего, как это ни прискорбно. Нами движут наши собственные страхи, амбиции, стереотипы, установки и чувство вины. Что скажут люди; я не смог поступить в Бауманку, пусть у него получится; быть парикмахером непрестижно; в нашей семье все оканчивали только МГУ, какой строительный вуз; я не оправдала мамины надежды, не стала балериной, ушла из училища; она не имеет права бросить музыкалку, потом будет жалеть, как я. И так далее, и так далее. Одним словом, мама знает, как надо! Мама жизнь прожила. И твою проживет!
Может ли из такого сомнительного набора сложиться что-то дельное? Очень вряд ли.
Какие надежды родителей чаще всего не оправдывают дети: не так хорошо учился, не туда поступил, бросил секцию, кружок, школу, вуз, не там работает, не на той женился.
Только вот почему мы решили, что наши дети делают не то и не так? Откуда берутся наши ожидания? Из очередной установки, принятой в обществе: дети неразумны, они не знают, как лучше, без нас они не справятся, их надо направлять, наставлять, иначе они собьются с верного пути и не придут к успеху. Успеху, который успехом считаем мы – взрослые, а вовсе не они сами.
Родителей пугает самостоятельность ребенка в выборе, их вообще многое пугает, они руководствуются внешними ориентирами, потому что их собственные не сформированы или сломаны. И они из благих побуждений как раз и не дают ребенку выстроить внутренние ориентиры. Замкнутый круг.
Чем выше ожидания родителей, тем сильнее стресс, которому они подвергают собственного ребенка и самих себя. Вот что говорят «не оправдавшие надежд» дети: «У меня все так, как хочется мне. В чем-то я ошибалась, потом исправляла. Мама с папой считают, что я живу в нищете и горе. Я не ощущаю ни нищеты, ни горя. Просто их надежды – это был всего лишь один из вариантов, я выбрала другой, и была изгнана из дома, ну ок. В итоге все хорошо, и мы даже общаемся с родителями, но они в упор не видят, что можно сделать свой собственный выбор, и он может оказаться самым лучшим для тебя»; «Я ребенок, который не оправдал надежд. С «не тем» человеком живу счастливо 20 лет, «тот» институт мне даром не нужен, уехала жить в деревню и пасу коз (о, боги). Как итог – с родителями почти не общаюсь. Потому что это моя жизнь, и я живу ее так, как нравится мне»; «Мама измучила меня попреками и недовольством. Результат: полный разрыв отношений. Такое давление невозможно выдерживать»; «Если не прекратите насаждать детям свои иллюзии, как им проживать их жизнь, дети или будут вам лгать безбожно, либо отвернутся от вас и сбегут при первой возможности. И счастливого им пути, если честно».
Разрывают отношения и дети, не желающие продавливаться под родительские представления о них. И сами родители в «наказание» за черную неблагодарность отвергают «оступившихся» детей. Не слишком ли дорогая цена для наших надежд?
Но не все способны противостоять давлению самых любимых и авторитетных в жизни людей, особенно в детстве. Именно так и привыкают жить, не слушая и не слыша собственных потребностей и желаний, руководствуясь чужими, внешними ориентирами и установками. Замкнутый круг номер два.
Мне было непросто смириться с выбором сына и с моими мечтами на тему, кем бы он мог стать, если бы не бросил шахматы. Я несколько раз переспрашивала его, уверен ли он в своем решении. Я думала об этом довольно долго и, конечно, переживала. И. пережила. Как и потом еще не раз, пока мой старший ребенок искал свой путь, да и ищет до сих пор. В какой-то момент я твердо себе сказала: это его дорога и то, как он по ней идет, совершенно не обязательно должно устраивать меня.
Какие у меня сейчас надежды на моих детей? Самые главные: я, как любая мама, хочу, чтобы они были здоровы и счастливы. И, конечно, я понимаю, что если, не дай бог, что-то пойдет не так, это никак не повлияет на мою к ним любовь.
Нет, я вовсе не мудрая и правильная, мой путь принятия собственных детей со всеми их «милыми особенностями» тоже не был простым. Мне очень нравится действительно мудрая фраза одной неизвестной мне мамы, которую ее дочь привела в интернете: «Единственное, что она (дочь – прим. авт.) мне прямо вот должна – это быть живой. Это она мне обязана».
«Я не просил вас меня рожать!». Что делать родителям, если ребёнок разочаровывает
Разочарование в собственных детях — не такое уж редкое чувство. Чтобы с ним справиться, нужно перестать пытаться реализовать свои планы и свои мечты за счёт ребёнка и позволить ему строить свои. О распространённом родительском переживании психолог Екатерина Дёмина рассуждаето в колонке для Pravmir.ru.
«Хотели девочку — а получили мальчика. Нет, хотели мальчика, но умненького, спокойного книгочея, рассуждалку и ботаника, а получился какой-то Барт Симпсон, хулиган и двоечник. Ок, получился вполне себе отличник, но категорически отказывается заниматься музыкой/рисованием/французским языком, а хочет строить виртуальную реальность, поэтому торчит за компом день и ночь», — пишет Дёмина. Она объясняет, что, даже стараясь любить и принимать ребёнка таким, какой он есть, родители всё равно невольно надеются на то, что он будет отвечать их представлениям и мечтам. Пик этих переживаний, пишет психолог, приходится на подростковый возраст.
Поводом для раздражения может стать любая черта ребёнка, будь это упрямство, лень или некрасивая форма ушей. Причём те же самые приметы у чужих детей родители совершенно не замечают. «Даже можешь утешать приятеля, у которого дочь бросила престижнейшую математическую школу и перешла в не пойми что академию макияжа и нейл-арта. Ну, что за беда, — говоришь ты ему за чашкой пива, — лишь бы здорова и счастлива была, какая разница, чем она будет заниматься в жизни? Ага, это только про чужих можно быть толерантным и понимающим, а вот когда свой, в которого вложено столько сил, и средств, и, самое главное, ожиданий, бросает МИФИ и говорит, что хочет быть фотографом, вся терпимость куда-то испаряется, и остается только горечь разочарования», — рассказывает Дёмина
Родительские мечты и планы — это тот стимул, который помогает быть родителями. «Все мы мечтаем, что дети превзойдут нас, будут умнее и счастливее, добьются много, возможно, прославят наше имя, удачно женятся, родят нам здоровых внуков. Без этих надежд мы не смогли бы выдерживать два десятка лет полного самоотречения, тяжелой физической работы, лишения сна и покоя, тотальной принадлежности другому, что все вместе называется „воспитание ребенка“. Но беда в том, что он действительно другой. У него свои планы на жизнь, свой путь и карма, свои задачи». И, хотя с этим трудно смириться, дети не обязаны исполнять и воплощать родительские идеи и мечты и становиться тем человеком, которого они себе «сочинили».
Чтобы справиться с разочарованием, нужно признать: то, что ребёнок вырос не таким, как это было задумано, ни в коем случае не обесценивает усилия и не перечёркивает заслуги родителей, его воспитавших. «Ребёнок должен разочаровать родителей на определённом этапе, — считает психолог. — Чтобы отделиться, выяснить, кем он является, выбрать свой путь, юный человек должен сначала отказаться быть удачным проектом родительской пары. Вот все эти вопли „Я не просил вас меня рожать!“, демонстративные переодевания в дикие наряды (а мама так трепетно выбирала для нее это сочетание сиреневого и мятного, это так идет к ее глазам!), отказ заниматься тем, что вроде бы всегда привлекало и интересовало, — все это ничто иное, как яростный ход вперед и вверх, против течения, бунт против плана, который не имеет ко мне никакого отношения».
«Единственное, что мы можем делать для своих детей — внимательно наблюдать, к чему у них лежит душа, аккуратно и не сверх меры предлагать свою помощь, почаще отходить в сторону и позволять делать их собственные ошибки. Не вкладывать всю душу в их будущий успех. Потому что это в любом случае будет их успех или их провал», — пишет психолог. Она советует родителям заняться своей жизнью, своей карьерой и своими мечтами и освободить ребёнка от груза ответственности. «Тогда не будет этого горького чувства, что ребенок не оправдал возложенных на него надежд. Можно будет просто жить и быть рядом и вместе».
Когда ребенок разочаровывает
С того момента, как оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к стенке матки, начинается наш путь по дороге разочарований. Разочарования в собственном ребенке. Эта сложная дорога должна привести нас в точку, где мы сможем отойти в сторону от своего малыша и увидеть в нем равного себе, взрослого человека, и признать в нем друга.
Да, мы все хорошо знаем (или, по крайней мере, слышали) о важности безусловного принятия для развития детской психики. И мы очень стараемся любить и принимать своего малыша таким, какой он родился. Но помечтать-то можно?! Мы мечтаем, представляем, какой он будет, чем мы будем с ним заниматься, как он будет к нам относиться. Даже его внешность и голос: на кого он будет похож, чьи возьмет глаза, волосы и руки.
А через 40 недель рождается ОНО, ни на кого не похожее, отдельное, другое человеческое дитя.
И мы сначала очаровываемся (иначе не выжить ни ему, ни нам самим), а потом начинаем разочаровываться. Пик этих переживаний приходится на подростковый возраст, но об этом позже поговорим отдельно.
Хотели девочку – а получили мальчика. Нет, хотели мальчика, но умненького, спокойного книгочея, рассуждалку и ботаника, а получился какой-то Барт Симпсон, хулиган и двоечник. Ок, получился вполне себе отличник, но категорически отказывается заниматься музыкой/рисованием/французским языком, а хочет строить виртуальную реальность, поэтому торчит за компом день и ночь…
Хотели мальчика, получили девочку, и нет бы милую кудрявую феечку, она ж характер взяла, судя по всему, от двоюродного деда, тот еще был спорщик и демагог, через строптивость свою и погиб! Бегаем за ней в шесть ног, а она еще и прячется.
Да мало ли вариантов, когда наши ожидания и прекрасные мечты разбиваются о жесткую и шершавую стену реальности!
Когда мы ждали нашу младшую дочь, мудрая акушерка спросила у моего мужа, потомственного физика и математика: что вы не сможете пережить в своем ребенке? Что для вас абсолютно неприемлемо, невыносимо? Муж, очень уставший после целого дня вдалбливания в неподатливые головы всяких научных премудростей, мгновенно ответил: только чтоб не дура. Вы уверены, переспросила акушерка? А если «прелесть, что за дурочка»? Нет, отрезал муж, только умная.
Через полгода бессонных ночей он уже был согласен на любой IQ, только бы спокойно спала. Девочка, кстати, действительно имеет интеллект сильно выше среднего.
Темперамент, форма ушей или носа, способности к учебе, вкусовые предпочтения, даже то, какой цвет является любимым (розовый, конечно, что за вопрос. Проблема в том, что он мальчик), — любой из факторов может стать предметом гордости или причиной с трудом сдерживаемого раздражения. Причем, вот ведь засада, в чужих детях те же самые приметы совершенно не трогают, их вообще не замечаешь. И даже можешь утешать приятеля, у которого дочь бросила престижнейшую математическую школу и перешла в не пойми что академию макияжа и нейл-арта. Ну, что за беда, — говоришь ты ему за чашкой пива, — лишь бы здорова и счастлива была, какая разница, чем она будет заниматься в жизни? Ага, это только про чужих можно быть толерантным и понимающим, а вот когда свой, в которого вложено столько сил, и средств, и, самое главное, ожиданий, бросает МИФИ и говорит, что хочет быть фотографом, вся терпимость куда-то испаряется, и остается только горечь разочарования.
Все мы мечтаем, что дети превзойдут нас, будут умнее и счастливее, добьются много, возможно, прославят наше имя, удачно женятся, родят нам здоровых внуков. Без этих надежд мы не смогли бы выдерживать два десятка лет полного самоотречения, тяжелой физической работы, лишения сна и покоя, тотальной принадлежности Другому, что все вместе называется «воспитание ребенка». Но беда в том, что он действительно Другой. У него свои планы на жизнь, свой путь, свои задачи. Да, иногда их (детей) решения и поступки причиняют нам почти непереносимую боль («Как она могла расстаться с этим мальчиком? Он же был уже член семьи, как сын! Я чувствую, как будто это я потеряла близкого человека!»). Но они не обязаны исполнять и воплощать наши идеи и мечты и становиться тем человеком, которого мы себе сочинили.
Хотя смириться очень трудно.
Как жить с этим, как справиться с разочарованием? Оно разъедает душу, обесценивает все усилия, делает бессмысленным все существование. Как будто то, что мой ребенок вырос в нечто, отличающееся от первоначального замысла, полностью перечеркивает мои заслуги.
На самом деле – нет. Вот с признания этого факта можно начать возвращаться в себя и к себе.
Если немножко подумать, то можно понять: ребенок ДОЛЖЕН разочаровать родителей на определенном этапе. Чтобы отделиться, выяснить, кем он является, выбрать свой путь, юный человек должен сначала отказаться быть удачным проектом родительской пары. Вот все эти вопли «Я не просил вас меня рожать!», демонстративные переодевания в дикие наряды (а мама так трепетно выбирала для нее это сочетание сиреневого и мятного, это так идет к ее глазам!), отказ заниматься тем, что вроде бы всегда привлекало и интересовало, — все это ничто иное, как яростный ход вперед и вверх, против течения, бунт против плана, который не имеет ко мне никакого отношения.
Из фотопроекта Анны Радченко «Оборотная сторона материнской любви»
До смешного ведь доходит. Приводят на прием совершенно прозрачного малыша, который уже и книжку без слез видеть не может, замордованный учебой. На вопрос «Зачем вам эти два иностранных языка, скрипка и тхэквондо в семь лет?» гордые родители отвечают: «Он же может стать когда-нибудь президентом, мы должны его подготовить». Да он может стать постоянным посетителем клиники для душевнобольных, если вы не отстанете от него с вашим честолюбием! Не слышат.
Я задаю коварный вопрос: а кем вы хотели стать в детстве?
Я хотел быть космонавтом и поваром в столовой, потому что тогда можно есть что хочешь и сколько хочешь. Голодный был парень, из нищей семьи. Поэтому и прыгнул выше головы, выбился в люди, зубами выгрыз карьеру. А сынок его – почти что наследный принц, ему ни за что бороться не надо, не будет из него президента, мотивация отсутствует.
Единственное, что мы можем делать для своих детей — внимательно наблюдать, к чему у них лежит душа, аккуратно и не сверх меры предлагать свою помощь, почаще отходить в сторону и позволять делать их собственные ошибки. Не вкладывать всю душу в ИХ будущий успех. Потому что это в любом случае будет их успех или их провал. Заняться своей жизнью, своей карьерой, своими мечтами. Освободить их маленькие плечи от непосильного груза быть Героем или Талисманом семьи. И тогда не будет этого горького чувства, что ребенок не оправдал возложенных на него надежд. Можно будет просто жить и быть рядом и вместе.