что делать если стало плохо в школе
Как помочь ребёнку учиться лучше?
Некоторые родители со временем привыкают винить во всём: учителей, которые слишком много задают, и детей, которые учатся с «недостаточным» рвением.
Мы призываем вас не искать виноватых, а просто немного помочь своим детям. Задумайтесь на секунду: с чего бы это ваше чадо с мученической гримасой на лице трёт лоб или ёрзает по стулу?!
Присмотритесь к ребенку: не замечаете ли вы хотя бы два из ниже перечисленных проявлений?
Симптомы переутомления у ребёнка
Почему ребёнок не может учиться хорошо?
Умственная перегрузка. Некоторым детям трудно даются отдельные предметы, и им приходится прилагать огромные усилия для освоения этих предметов. Одни не умеют пересказывать, поэтому учат большое количество текстов наизусть. Другие, не понимая алгоритмов расчетов, решают примеры и уравнения более сложными путями. Третьи медлительны или наоборот очень активны, и не могут подстроиться под заданный темп урока. Постарайтесь выявить такого рода проблемы. Посоветуйтесь с учителями и найдите вместе способы помочь наверстать упущенное.
Эмоциональная перегрузка. Есть дети, которые очень тяжело реагируют на критику со стороны учителей и сверстников. Либо их слишком часто критикуют родители. У таких детей со временем развивается невроз, который мешает им спокойно воспринимать мир.
Неврологические проблемы. Нередки случаи, когда неврологические заболевания остаются незамеченными в грудничковом возрасте. Тут многое зависит от наблюдательности родителей и врачей. Есть заболевания, симптомы которых практически незаметны, и выявляются такие заболевания только при обследовании. Именно поэтому необходимы осмотры детского невролога в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев.
Неврологические заболевания, усложняющие жизнь школьника
Все эти заболевания возникают в большинстве случаев из-за проблем во время беременности и/или родов (гипоксия, слишком быстрые или наоборот слишком медленные роды, родовые травмы):
Как помочь ребёнку учиться хорошо и легко?
Чем может помочь врач?
Если вы замечаете у ребёнка хотя бы два из перечисленных симптомов, необходимо проконсультироваться с детским неврологом.
Иногда сказываются заболевания, перенесённые в раннем возрасте, или физические травмы (головы, спины, суставов рук и ног).
Детские неврологи (невропатологи) Центра Неврологии и Ортопедии «Алан Клиник» имеют большой опыт диагностики и лечения неврологических проблем детей школьного возраста:
Помощь ребенку, который отказывается ходить в школу: советы родителям от столичных психологов
14 октября 2021 года
Иногда в семьях звучит ультимативное: «Я не пойду в школу». Ребенок бунтует, отказывается выполнять домашние задания, на уроки по утрам собирается со слезами. Специалист Московской службы психологической помощи Анна Порозкова рассказывает, как преодолеть отказ идти в школу и что скрывается за таким поведением.
Часто можно услышать мнение, что нежелание учиться — блажь и лень. Такая простая фраза, а какую гамму эмоций, в том числе негативных, она может вызвать. Каждый из нас был школьником, и для каждого этот опыт разный. Возможно, для кого-то он оказался сопряжен с определенными тяготами. В таком случае и посыл, который родитель будет транслировать ребенку, не очень позитивный. Если же настрой на учебный процесс положительный, если есть понимание, что ошибка — не провал, но важная часть пути, то и отношение к обучению в семье будет иным.
Школа требует сосредоточенности, умения справляться с многозадачностью, навыка быстро переключаться между предметами. Дети держат под контролем сразу несколько процессов: им нужно усваивать знания, ежедневно демонстрировать, насколько хорошо это у них получилось, еще они учатся выстраивать отношения с другими людьми — педагогами и сверстниками. Выдерживать такую нагрузку детской психике не всегда просто: иногда случается перегруз эмоций и информации, ребенок не выносит такого объема. Как результат — саботаж и нежелание учиться.
Скрытое содержание
Чтобы понять, какой посыл скрыт за фразой «не хочу», ее можно разделить на составляющие — так мы поймем, о чем на самом деле пытается сообщить ребенок. А говорит он вот что:
В каждом случае отказа от школы есть своя история. Важно понять, какая. Выяснять это криками и скандалами — неудачная стратегия. Ребенок замкнется, перестанет доверять, решит, что родители его не понимают, не слышат, и продолжит свой бунт. Продолжит саботаж, за которым на самом деле скрыт оглушительный крик о помощи.
Советы родителям
Воспитание ребенка и поддержание хороших отношений с ним — трудная задача. Московская служба психологической помощи регулярно проводит вебинары на тему детско-родительских отношений и вопросов учебы. Например, 25 октября в 13:30 пройдет бесплатный вебинар «Родители и дети. Способы эффективного общения». На нем родители смогут узнать, как правильно разговаривать и слушать ребенка, что такое границы в отношениях, зачем их устанавливать, как правильно себя вести во время конфликта и многое другое.
В круглосуточном формате работает телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и +7 (495) 051 (для мобильного) и чат психологической поддержки на сайте www.msph.ru.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
«На урок я шел как на казнь». Подростки о школьных неврозах
У одиннадцатиклассника Ярослава проблемы начались четыре года назад.
Он стал бояться ответов у доски: одна из учительниц совсем не замечала его стараний, но высмеивала перед всем классом за малейшие ошибки. «Выше тройки по ее предмету я не получал. На урок шел будто на казнь», — рассказывает школьник. Из-за постоянного стресса у Ярослава начались сильные боли в желудке, повысилось давление и появилась тахикардия, головные боли. Плохое самочувствие мешало сосредоточиться на учебе, и Ярослав начал пропускать уроки. Родители подростка сначала заподозрили его в симуляции. Однако врач диагностировал у Ярослава вегето-сосудистую дистонию.
Частые пропуски занятий отразились на отметках и отношениях с учителями и одноклассниками. «Учителя говорили что-то вроде: “Сколько это может продолжаться? Тебе нужно взяться за голову! У всех болячки есть, ты же не смертельно больной, а, значит, можешь в школу ходить!” Одноклассники от меня просто отдалились, а кто-то начал задирать: “О! Посмотрите-ка, кто в школу пришел!” или “Ого, у нас новенький?”» — рассказывает Ярослав. Общение с одноклассниками в итоге свелось к нулю. Учительница, которая высмеивала школьника, начала сознательно занижать ему оценки, а под конец девятого класса сообщила, что вынуждена поставить «два» в четверти. «Я думал, что настал конец света, жизнь кончена и меня даже в дворники не возьмут. Родители тут же пошли к классной руководительнице, и оказалось, что у меня все-таки выходит тройка из-за решенных тестовых вариантов ОГЭ (оценки за них засчитывались как за самостоятельную работу)». Школьник хотел перевестись на домашнее обучение, но родители были против: «Перестанешь учиться».
«Врачи неоднократно намекали, что стоило бы заняться моим неврозом. Родители отмахивались, залечивая симптомы, но никак не причину. Я же не пытался что-то менять, потому что хватало проблем с учебой, — говорит Ярослав. — Стараюсь смотреть на ситуацию с улыбкой, успокаивая себя тем, что остался всего лишь год в ненавистной для меня школе».
Родители постоянно сравнивали ее со старшим братом, который рос «раздолбаем», и девочка делала все, чтобы не быть на него похожей
А нна с детства много времени уделяла учебе: школа помогала ей отвлечься от проблем дома. Родители постоянно сравнивали ее со старшим братом, который рос «раздолбаем», и девочка делала все, чтобы не быть на него похожей. «Меня никогда не ругали за плохие оценки. Но я вкладывала очень много сил в учебу, поэтому любые неудачи переносила болезненно. Так мама меня еще и добивала: “Ты неудачница, у тебя ничего получится!”» — говорит девушка. Она не только старалась хорошо учиться, но и участвовала во всех школьных мероприятиях, брала на себя больше, чем могла потянуть — «жизни не видела, только училась как машина». В итоге это вылилось в боязнь школы и домашних заданий, из-за которых приходилось отказываться от радостей жизни.
В 8-м классе у школьницы начались панические атаки с резкими скачками давления. Когда врачи выявили у девочки вегето-сосудистую дистонию, ее мать только сказала, что все проблемы в голове, дочь сама во всем виновата.
За паническими атаками последовала депрессия. В 10-м классе Анна стала думать о суициде. Родители отвели ее к психиатру, который назначил антидепрессанты. Девушка некоторое время принимала лекарства, но потом бросила. «Родители вообще забыли про мою депрессию, а я пустила все на самотек. Думала, уеду учиться в другой город, и мое состояние улучшится. Поступила в вуз, живу далеко от родителей, но теперь довожу себя сама на ровном месте. Я разочаровалась в учебе, разочаровалась в себе и не знаю, что с этим делать».
Врач сказал, что это кардионевроз, выписал успокоительные и витамины, но мне еще долго казалось, что не хватает воздуха
Л юдмилу воспитывали бабушка и дедушка. «Бабушка всегда ждала от меня высоких результатов в учебе и дома. Если я не оправдала ее ожиданий, могла сказать мне обидные слова, накричать. Когда я получала плохие оценки, ругала, почему я не понимаю таких элементарных вещей». Девочка росла тихой и училась посредственно. Однако в пятом классе ее вдруг заинтересовала учеба и неожиданно для всех, даже для себя, она стала отличницей. Пока ее одноклассники гуляли, девочка сидела за учебниками, тщательно готовясь к каждому уроку. Это не прибавило Людмиле популярности: одноклассники сначала гнобили ее, а потом и вовсе перестали общаться. Она замкнулась в себе.
Илья Смирнов, врач-психиатр, психотерапевт, директор исследовательского центра психологического здоровья Open Mind:
Невроз как реакция организма школьника на неуспеваемость, высокую нагрузку, давление со стороны родителей и учителей — довольно распространенное явление. По моим впечатлениям, с каждым годом таких детей становится все больше. У них наблюдается общее недомогание, потливость, учащенное сердцебиение, боль в суставах. Также могут быть поведенческие нарушения: агрессия, аутоагрессия, в том числе суицидальное и парасуицидальное поведение (последнее встречается даже у детей младшего школьного возраста, но редко). Все это нередко происходит на фоне школьной дезадаптации. У детей младшего школьного возраста эти реакции обычно связаны с тем, что школьная программа не соответствует их возможностям. Кроме того, детям в силу поведенческих особенностей тяжело долго сидеть на одном месте.
В подростковом возрасте, когда организм перестраивается, ребенок склонен к протесту. Это может стать основой школьных конфликтов. Однако в этом же возрасте у ребенка могут возникнуть различные патологические явления со стороны психики, часто замаскированные. Родителям необходимо обращать внимание на резкие изменения в характере ребенка: например, в младшем школьном возрасте у него не было проблем с адаптацией в школе, не было конфликтов, а потом вдруг ребенок стал замкнутым, пассивным, жалуется на плохое самочувствие в учебный период. Если состояние ребенка обусловлено стрессом, избыточными нагрузками, конфликтами с одноклассниками, ребенку поможет психотерапия. В ряде случаев, когда школа является первоисточником стресса, ребенку может помочь перевод в другое образовательное учреждение или на другую форму обучения. Если же в основе школьной дезадаптации лежит психическая патология (в подростковом возрасте это, например, депрессия), тут в первую очередь нужно медикаментозное лечение.
Ребёнок стал хуже учиться: в чем может быть причина и что делать родителям
Даже те родители, которые уверяют, что оценки для них ничего не значат, начинают переживать, если всё чаще в электронном журнале встречаются тройки и даже двойки. Вместе с онлайн-школой Тетрика разбираемся, что может стать причиной снижения успеваемости и как помочь ребёнку вернуть интерес к учебе.
Про начальную школу
1. Слишком легко на уроках
Сегодня детей начинают готовить к школе за год (а то и за два-три) до первого класса. Конечно, на начальных этапах умение бегло читать, считать и писать очень выручает: и учителя хвалят, и программа даётся легко, и чувствуется превосходство над одноклассниками. Но очень быстро мотивация и тяга к знаниям теряются: нет новых вызовов и трудных заданий, да и педагог всё больше внимания уделяет отстающим.
Какой тут может быть выход? Конечно, можно поискать школу с более сложной программой, но это, конечно, не самое простое в исполнении решение: ребёнку снова придётся привыкать к учителю и коллективу, да и родителям не очень удобно посреди года менять школу. А вот найти олимпиадный кружок или онлайн-курс по предмету — проще. Здесь ребёнок сможет и продемонстрировать знания, и посоревноваться в решении интересных задач, и найти друзей-единомышленников.
2. Не хватает внимания родителей
С поступлением ребёнка в школу родители всё чаще говорят об учёбе и всё реже — на другие, «неважные» темы. Общение с учеником строится вокруг домашних заданий, записей в дневнике и отметок. Просто поговорить, подурачиться, посмотреть мультфильм или погулять почти не удаётся.
Школьник быстро замечает: чем больше проблем и непонимания с домашними заданиями, тем дольше мама будет сидеть с ним рядом. Но если сначала ребёнок может делать вид, что у него что-то не получается, то потом действительно начинаются проблемы с учебой.
Исправить ситуацию можно: проводите с детьми больше времени. Важно хотя бы 15 минут, но каждый день заниматься тем, что интересно вам обоим: собирать конструктор, есть мороженое, смотреть кино или просто говорить обо всём на свете. Потребуется неделя, две или даже три, но если проблема была в нехватке общения, ситуация с успеваемостью изменится.
3. Особенности работы мозга
Все мы разные: кому-то проще усваивать материал в тишине в одиночестве, а кому-то важна компания и обсуждения; кто-то легко и быстро запоминает новую информацию, а кто-то может потратить весь день на заучивание, а наутро ничего не вспомнить. Если, несмотря на все старания, школьник не справляется с учебной программой, пора обратиться к специалистам.
Нейропсихолог помогает найти причины учебных трудностей, улучшить память, снизить возбудимость, повысить концентрацию внимания. В случае необходимости он направляет ребёнка к неврологу, психологу или логопеду.
Специалист подскажет, в каких условиях школьнику будет проще учиться. Возможно, ваш ребёнок не может сосредоточиться в классе, где сидят ещё 25 учеников, а в мини-группе, где можно общаться и шутить со сверстниками, ему будет комфортнее.
Про среднюю и старшую школу
1. Трудности в общении с новыми учителями
При переходе из начальной школы в среднюю, а также при смене класса или школы ученикам бывает непросто привыкнуть к новым людям. Каждый учитель придерживается собственного стиля преподавания. Школьникам приходится быстро адаптироваться к требованиям, манере речи, чувству юмора разных педагогов. Неизбежны непонимание и конфликты.
Чтобы справиться с трудностями в школе, ребёнок должен быть уверен в себе, понимать, что родители всегда готовы встать на его сторону. Интересуйтесь заботами подростка, предлагайте помощь, пусть он знает, что всегда может на вас рассчитывать.
2. Смена интересов
В подростковом возрасте у школьников обостряется потребность в общении со сверстниками. Общие интересы и занятия гораздо привлекательнее школьных уроков и домашних заданий. Удовольствия от лайков в соцсетях тоже гораздо больше, чем от пятёрок в электронном дневнике.
Бороться с ребёнком бесполезно, ведь это естественный этап развития. Лучше используйте эту тягу к общению как мотивацию для обучения: предложите школьнику собрать группу друзей и организовать, например, литературный клуб, где можно писать свои рассказы и обсуждать прочитанное, или инженерную мастерскую. В таких местах школьные знания русского, физики и математики обретают смысл, становится очевидна их польза.
3. Потеря мотивации
В начальных классах сама учёба даётся детям непросто. Чтобы быть успешным на уроках, нужно уметь учиться: например, аккуратно писать, не забывать заглянуть в дневник, вовремя сдавать работы, понимать прочитанное и задавать вопросы. Обычно к пятому классу ребята осваивают учебные навыки и школа перестаёт казаться такой сложной.
Без ощущения преодоления учиться становится неинтересно, поэтому школьник начинает искать для себя новые задачи: в лучшем случае дети с головой уходят в спорт или творчество, в худшем — попадают в опасную компанию.
Задача родителей — быть на связи с ребёнком, выстраивать доверительные отношения с самого начала. Спрашивайте не только об оценках, но и о новых знаниях, которые ребёнок усвоил. Представьте, будто на сайте школы появилась возможность оценить учителей и написать комментарии. Спросите, какие содержательные замечания подросток оставил бы каждому предметнику.
Создайте условия, в которых ребёнку будет интересно учиться новому: отправляйте его в выездные школы, на погружения, мастер-классы, олимпиады и конкурсы.
4. Стресс
Конечно, эмоциональные потрясения или чрезмерные физические нагрузки могут надолго отвратить школьника от учёбы. Когда причина стресса очевидна — ссора с лучшим другом, гибель домашнего питомца или проблемы в семье, — окружающие относятся к ухудшению успеваемости с пониманием. Но порой эффект от потрясения может быть отсроченным: например, родители подростка развелись, а на успеваемости ребёнка это сказалось только через полгода или даже год. В таком случае причина не всегда очевидна, поэтому стоит быть внимательнее к чувствам подростка и, если самостоятельно разобраться с проблемой не получается, обратиться к специалисту.
Почему школьные отметки необъективны
В наших школах пятибалльная система оценивания, хотя по факту её можно назвать четырёхбалльной, ведь кол и двойка означают одно и то же: ученик не усвоил материал, эту оценку надо исправить.
Учителям приходится кодировать информацию об успеваемости ребёнка при помощи четырёх знаков. Где проходит грань между знаниями и навыками на тройку, четвёрку или пятёрку, никто не знает. Даже школы, которые разработали положения об оценивании, не дают ясных критериев.
Например, в начальных классах школы в Мытищах двойку ставят за 6 и более ошибок, если работа написана неряшливо, а тройку — за меньшее количество ошибок и небрежную работу. Как следует оценить неряшливый текст, в котором 3 ошибки, и в чём разница между неряшливостью и небрежностью, каждый учитель решает сам.
В красноярской гимназии № 1 честно признают, что система оценивания четырёхбалльная, однако предлагают учителю самостоятельно решить, кто знает материал на 89%, а кто на 90%. По каким признакам это следует делать, не ясно, однако за 89% ещё ставится четвёрка, а за 90% уже пятёрка. Для медалиста разница существенная.
В некоторых образовательных учреждениях, например в зарубежных университетах или школах международного бакалавриата, система оценивания прозрачна. Для каждого типа работы — сочинения, исследовательского проекта, решения математической задачи — есть чёткие критерии оценивания. Они похожи на критерии и индикаторы, которые используют эксперты ЕГЭ.
Пока в оценивании текущих ученических работ нет подобных критериев, школьные отметки остаются субъективными. Насколько серьёзно к ним относиться и где получить объективную оценку знаний школьника, решать родителям. Пока что можно сказать, что оценки — это по-прежнему не показатель знаний. Но успеваемость может служить одним из критериев оценки состояния ребёнка: если школьник хорошо учился, а потом резко скатился на тройки, обратите внимание на его настроение и поведение, поговорите с ним — не про оценки и школу, конечно, а про друзей, интересы, отношения, желания и т. д.
Ну а свои знания ребёнок может проверить на олимпиадах, конкурсах, в независимых центрах тестирования или на бесплатной консультации у преподавателя не из школы — например, у репетитора.
«Опять двойка…»: что стоит за низкой успеваемостью ребёнка?
Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок добился в жизни гораздо большего, чем он сам. И обязательным условием «успешности» сына или дочери станет отличная учёба и дневник с одними пятёрками. Но что делать, если ребёнок плохо учится?
Не все дети радуют родителей своей успеваемостью. Более того, когда ребёнок внезапно приносит домой из школы двойку, мамы и папы теряются и не знают, как правильно нужно себя вести. Отругать, пожалеть или сделать вид, что ничего страшного не произошло?
Сегодня мы поговорим о проблеме школьной неуспеваемости, её причинах и путях преодоления, узнаем о том, как сами дети относятся к своим оценкам, и разберёмся, стоит ли ругать ребенка за плохую учёбу и нужно ли помогать с домашними заданиями.
Содержание:
Проблема школьной неуспеваемости глазами педагогов и родителей
Для начала давайте разберёмся, что входит в понятие «школьная успеваемость».
Обратимся к «Словарю терминов по общей и социальной педагогике». Согласно ему, успеваемость – это показатель того, насколько ребёнок прочно, полно и глубоко усвоил те или иные школьные знания, умения и навыки.
Заметьте: в этом определении нет ни слова об оценках, которые должен получать «успевающий» ребёнок. То есть получается, что школьная успеваемость основывается именно на знаниях, а не на том, какие отметки стоят в дневнике.
Об этом важно помнить и родителям, и педагогам.
«Только мой ребёнок плохо учится?»
Проблема плохой успеваемости учеников была актуальна всегда.
Согласно исследованиям Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, в 2020 году около 22% учеников 7-9 классов были признаны потенциально неуспешными.
У ребят были выявлены серьёзные проблемы с читательской, математической и естественно-научной грамотностью.
Педагоги жалуются, что ученики приходят в школу психологически неподготовленными, с низкими познавательными способностями, а родители сетуют на то, что у детей нет интереса к учёбе, их постоянно приходится контролировать и заставлять делать домашние задания.
Действительно, проблема снижения успеваемости ребёнка – это и психологическая, и педагогическая, и семейная проблема. Когда сын или дочь начинает плохо учиться, значит, ему требуется помощь и поддержка со стороны взрослых.
О хороших и плохих оценках
Вы удивитесь, но педагоги, родители и дети по-разному относятся к одной и той же школьной оценке.
Оценки глазами родителей
Как воспринимают отметки в дневнике сына или дочери родители:
«Пятёрка»
Это всегда предмет гордости. Ей можно похвастаться перед соседями или коллегами. Даже если ребенок – круглый отличник, очередная «пять» за сочинение по литературе закрепляет его успех и звание «умницы».
«Четвёрка»
Приносит радость только в том случае, если её получил стабильный троечник. В противном случае родители либо относятся к ней равнодушно, либо испытывают разочарование, когда от ребЁнка ожидалась более высокая оценка.
«Тройка»
Тоже воспринимается по-разному. Если её появление неожиданно, она вызывает у родителей недоумение и огорчение. А если такая оценка – обычное дело для ребёнка, все относятся к ней достаточно спокойно.
«Двойка»
Как правило, вызывает отрицательные эмоции. Одни родители испытывают гнев, злобу и раздражение на ребёнка, у других в буквальном смысле «опускаются руки»: они подавлены, разочарованы, начинают искать причину плохой успеваемости сына или дочери в себе.
Глазами ребёнка
В отличие от взрослых, ребёнок сразу «примеряет» полученную оценку на себя.
Если школьник – круглый отличник, избалованный похвалой взрослых, он рано или начнёт считать себя умнее и лучше других детей. Появление четвёрок и троек в дневнике он воспримет как катастрофу и падение со своего пьедестала.
А вот те, кто испытывает трудности в учёбе, и чей дневник пестрит двойками и тройками, рано или поздно начинают чувствовать себя неполноценным, глупым и бездарным. «У меня всё равно ничего не получится, так зачем стараться?!» – думает ребёнок и перестаёт проявлять интерес к учёбе и стремиться к хорошим оценкам.
Глазами учителя
Что вкладывают педагоги в понятие «оценка»:
Личное отношение учителя к ученику не должно отражаться на его оценках. На практике это правило часто не соблюдается. Обычно педагоги делят всех детей на отличников, «хорошистов», «троечников» и «неуспевающих». И даже если «троечник» написал контрольную работу без единой ошибки, что подумает учитель? Правильно: «списал» или «помогли».
Как мы видим, школьные оценки не всегда могут отражать реальную ситуацию с учёбой ребёнка, поэтому родителям нужно быть внимательным не только к отметкам в дневнике сына или дочери, но и к его психологическому и физическому самочувствию.
Причины снижения успеваемости школьников
Когда ребёнок приносит домой дневник с «двойкой» (а, бывает, и не с одной) – это сигнал к тому, что ему нужна помощь, и родителям необходимо разобраться в причинах того, почему сын или дочь стали плохо учиться.
Причин низкой успеваемости достаточно много. Их можно разделить на 4 группы.
Физические причины
Первая группа – это физические причины. К ним относятся:
Такие дети не всегда учатся в специализированных школах или классах, чаще их можно встретить в массовых школах. Конечно, им тяжело получать знания в общем потоке детей, отсюда – сниженная успеваемость, неусидчивость и проблемы с поведением.
Психологические причины
Вторая группа – психологические причины. Это:
Отсутствие интереса и мотива к обучению
Ребёнок не понимает, зачем ему нужно сидеть за партой и слушать объяснения учителя, когда в мире всего столько интересного и неизведанного. И зачем делать домашние задания, если можно пойти поиграть в футбол во дворе или освоить новую «стрелялку» на планшете?
Невнимательность и рассеянность, низкий уровень познавательных способностей
Это частая «беда» младших школьников. Особенно психологически неподготовленных к школьному обучению. Им трудно сосредоточиться на учебных задачах, они постоянно забывают, что задали на дом, приходят в школу без дневника и учебных принадлежностей.
Повышенная тревожность
Тревожных детей в классе легко заметить. Им свойственно чрезмерное беспокойство, но чаще не из-за самого события, а из-за его ожидания. Тревожный ученик боится всего: плохой оценки за контрольную работу, неверного ответа у доски, насмешек одноклассников из-за промаха в игре в баскетбол и т.д.
Ребёнок настолько сосредоточен на том, какие неприятности могут с ним произойти, что не способен думать ни о чём другом.
Возрастные особенности
В подростковом возрасте у школьников повышается потребность в общении со сверстниками, а учёба отходит на второй план. Им важнее заслужить внимание понравившейся девочки или мальчика, чем получить пятёрку в дневник.
Личностные особенности ребёнка
Застенчивость, леворукость, тип темперамента и др.
Случаи из практики
1. К школьному психологу обратилась мама пятиклассницы Киры. Она пожаловалась на то, что её дочь – умная, способная девочка, но совершенно не умеет отвечать у доски. Когда учитель вызывает Киру, она краснеет, бледнеет и не может связать и двух слов. Зато со всеми контрольными и домашними заданиями девочка справляется на «отлично».
Психолог рекомендовала маме обратить внимание педагогов на особенности девочки, а также чаще создавать для Киры ситуации успеха, в которых она могла бы проявить свои лучшие качества.
2. Семиклассник Витя – стабильный «троечник», всё время сидящий за последней партой. Никаких выдающихся способностей за все годы обучения так в нём никто и не обнаружил. Учителя давно махнули на Витю рукой: «сидит и сидит, может, хоть что-то усвоит».
Однажды во время школьного похода, часть детей ушла собирать хворост для костра и заблудилась. Среди них был и Витя. Мальчик не растерялся, достал из кармана компас и уверенно вывел ребят к месту сбора. Оказалось, что Витя давно увлекается спортивным ориентированием и с 5 лет ходит с родителями в походы. С тех пор у Вити появилось много друзей из класса, а учителя взглянули на стабильного «троечника» другими глазами.
Педагогические причины
Третья групп причин – педагогические. К ним относятся:
Чрезмерная нагрузка
Часто родители после школы загружают детей всевозможными кружками и секциями. В результате у ребёнка после насыщенного учебного дня и посещения курсов английского языка и занятия в художественной школе совсем не остаётся сил на домашние задания. Как итог – падение успеваемости и ухудшение самочувствия.
Отсутствие у педагога индивидуального подхода к каждому ученику
Да, учителю-предметнику действительно сложно держать в голове, что Галя из 9Б боится отвечать у доски, но хорошо справляется с письменными заданиями, а у Коли из 8В недавно развелись родители, и ему сейчас совсем не до учёбы.
Но недостаточное внимание педагогов к потребностям учеников ведёт к появлению школьных трудностей и психологическому неблагополучию у тех детей, которым особенно необходима поддержка со стороны взрослых.
Социальные причины
И четвёртая группа причин школьной неуспеваемости – это социальные. Они включают в себя:
Конфликты с одноклассниками и учителями
Иногда причина неуспеваемости связана с напряжёнными отношениями с одноклассниками или педагогом. Ребёнок не может радовать родителей хорошей учёбой, если мысли о школе вызывают у него гнев, злость, обиду и страх.
Тем более, если школьник подвергается буллингу, он может совсем забросить учёбу и начать прогуливать уроки.
Проверьте, не обижают ли вашего ребёнка в школе сверстники или другие взрослые! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где он бывает в течение дня и быстро дозванивайтесь даже до беззвучного гаджета с помощью приложения «Где мои дети».
Недостаток родительского внимания
Детям важно получать одобрение и похвалу от родителей. В том числе, и за хорошие оценки. А если маме и папе всё равно, что он принёс сегодня: «пятёрку» или «двойку», то зачем стараться?
Кроме того, на учёбу ребёнка могут повлиять и внешние факторы: переход в новую школу или класс, новый педагог, развод родителей и др.
О чём ещё может говорить отставание в учёбе?
Случай из практики
Родители Серёжи – преподаватели в ВУЗе. С 5 лет мальчик умел читать и писать, разбирался во всех видах животных и насекомых и даже сочинял короткие стихи. Когда Серёжа пошёл в школу, учителя не переставали его хвалить: «какой умный и способный мальчик!», но вскоре ситуация изменилась.
Серёжин дневник запестрел «двойками» и «тройками», родителям не раз звонила классная руководительница и жаловалась, что мальчик стал прогуливать школу. Когда обеспокоенные мама и папа спросили у Серёжи в чём дело, он ответил: «Мне там скучно. Я всё это уже знаю и умею».
Школьная неуспеваемость не всегда говорит о неуспешности ребёнка. Может быть и обратная ситуация. Ребёнок настолько подготовлен к школе, что занятия становятся ему неинтересны, и он перестаёт стремиться к хорошим оценкам.
Что делать в такой ситуации родителям:
Как помочь ребёнку, если он стал плохо учиться?
10 правил повышения успеваемости
Правило №1 «Не бей лежачего»
Родители должны направить свою энергию не на «отчитывание» ребёнка за очередную двойку, а поиск причины снижения успеваемости и оказание необходимой помощи.
Правило №2 «Разговор по душам»
Важно расспросить ребёнка об его отношении к школе, одноклассникам и учителям, школьным урокам. Узнать, какие предметы ему нравятся, а с какими он испытывает сложности. Начать помогать именно с них.
Правило №3 «Если будешь хорошо учиться….»
Не пытайтесь подкупить ребёнка материальными благами. Не нужно обещать новый смартфон за пятёрку по математике. Это не самая лучшая мотивация для повышения успеваемости.
Правило №4 «Хороший ученик – здоровый ученик»
Для успешной учёбы у школьника должны быть созданы все условия: отдельное рабочее место, полноценный сон, правильное питание и чёткий распорядок дня.
Правило №5 «Конкретные цели»
Не пытайтесь объять необъятное. Начните с «подтягивания» по одному предмету. Можно нанять репетитора, а можно вместе с ребёнком попробовать разобраться в сложных моментах.
Правило №6 «Нестандартное обучение»
Вместо того, чтобы мучить сына или дочь пересказом параграфа из учебника, лучше посмотрите интересные видео на эту тему, сходите на выставку или в интерактивный музей.
Правило №7 «Оценка оценивает не тебя, а твои знания»
Школьник должен понимать, что цифры в дневнике не дают реальную картину личности человека. Достаточно вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, который имел стабильные «двойки» по математике и физике или Иосифа Бродского, оставленного на второй год из-за неуспеваемости.
Правило №8 «Ситуации успеха»
Создавать ситуации успеха не означает, что ребёнка нужно постоянно хвалить и задаривать подарками. Школьнику необходимо создать такие условия, в которых он сможет проявить свои лучшие качества (вспомните историю про семиклассника Витю). И вот, когда ваш ребёнок стоит перед вами, счастливый и гордый от того, что справился на «отлично» с поставленной задачей, тогда вы можете и похвалить, и поощрить его чем-нибудь приятным.
Правило №9 «Тайм-менеджмент»
Научите школьника планированию своего времени и своих задач. Большое дело можно разбить на маленькие и несложные задания. Это умение пригодиться ребёнку в течение всей его последующей жизни.
Правило №10 «Будьте рядом»
Возможно, причина школьных трудностей кроется где-то глубо, и ребёнку сейчас важно быть рядом с тем, кто может выслушать, понять и помочь. Покажите, что вам важны не оценки в дневнике, а сам ребёнок – такой любимый и родной.
«Хвалить нельзя ругать» или зачем нужна мотивация?
Часто воспитательная практика родителей включает в себя наказания за плохую учёбу, в том числе и физические. Многие дети, став уже взрослыми, с ужасом вспоминают, как боялись идти домой, потому что «отец всыплет ремня за двойку».
Известный психолог Людмила Петрановская предостерегает от таких методов воспитания и говорит о том, что, если мы вынуждаем ребёнка испытывать боль и страх, то в его душе точно не останется места ни для раскаяния, ни для сожаления, ни, тем более, для любви и интереса к учёбе.
Что же тогда делать? Ругать и пороть нельзя, значит – хвалить? За «двойки» и «тройки»?
На самом деле есть третий вариант – повышать мотивацию.
Рёбенок должен чётко знать, зачем ему нужно учиться, что это даст в будущем и как он сможет применить полученные в школе знания.
Не бывает так, что школьнику совсем ничего не интересно. Может быть, его привлекает робототехника или ведение собственного блога, а может, он увлекается походами и спортивным ориентированием.
Главное, поощряйте все увлечения ребёнка и помогайте ему понять, что для того, чтобы достигнуть чего-то в жизни, нужны именно знания и навыки, полученные в школе. За успехи – хвалите, а в случае неудач не давайте волю своим отрицательным эмоциям.
Если школьник никак не может усвоить материал, постарайтесь объяснить его более доступным и простым способом. Если он допустил ошибку в самостоятельной и контрольной работе, вместе разберитесь, в чём ошибка заключается и как избежать её повторения.
Ещё раз о домашних заданиях
Если ребёнок начинает плохо учиться, у многих родителей закономерно возникает вопрос – а стоит ли помогать сыну или дочери делать домашние задания?
Педагоги и психологи отвечают, что стоит. Но именно помогать, а не решать «домашку» за него.
Давайте разбёремся, как это правильно сделать.
«Час разговора об учёбе»
Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории Людмила Евдокимова рекомендует всем родителям выделить в расписании ребёнка «час разговора об учёбе». Он должен быть ежедневным, желательно в одно и то же время. Во время этого «часа» мама или папа проверяет, что задано ребёнку на дом и как он это выполнил.
Не обязательно устраивать доскональную проверку, достаточно просто увидеть, что ребёнок написал задание в тетради, и с помощью пары вопросов удостовериться, что он знает материал.
Выделение конкретного времени на подготовку домашних заданий формирует у ребёнка установку: «Родителям интересна моя учёба. Домашние задания они всё равно будут проверять, поэтому мне лучше подготовиться».
Если вы не обнаружили у сына или дочери сделанного домашнего задания, узнайте причину и предложите свою помощь в том случае, если он не знает, как справиться с тем или иным предметом.
Также «час разговора об учёбе» может включать себя не только проверку домашней работы, но и похвалу ребёнка за правильно решённую задачу по математике, красиво оформленную практическую работу по биологии и т.д.
Впоследствии «час» может сократиться до 15-20 минут. Ребёнок научится сам контролировать выполнение домашних заданий, а вам останется только проверить правильность сделанных уроков.
Как мы с вами поняли, школьная неуспеваемость может быть вызвана множеством причин. И не всегда в этом виновата лень и нежелание ребёнка учиться.
Не зацикливайтесь на хороших оценках сына и дочери.
Эмоциональный интеллект, творческие способности, высокая социальная активность – эти качества никак не связаны со школьной успеваемостью, но с их помощью ваш ребёнок может достигнуть гораздо большего успеха в жизни, чем с дневником, полным «пятёрок».