что делать если скучно в больнице в палате детям
С ребёнком в больницу: полезные лайфхаки
К сожалению, иногда дети попадают в больницу. И мы вместе с ними. Больничная жизнь – тоже жизнь. И в наших силах облегчить и скрасить её.
Время лечиться
Если ребёнку показана плановая госпитализация, то у родителей есть время всесторонне, в том числе и морально, подготовить чадо.
Увы, не всегда дети попадают в больницы планово. Во время экстренной госпитализации родителям важно взять себя в руки и собрать всё, что пригодится в первое время. Даже если вы надеетесь, что ребёнка госпитализировать не будут, отправляясь, например, в травмпункт, прихватите с собой хотя бы сменную одежду и обувь. Лучше привезти обратно ненужное, чем потом в больнице (если без стационарного лечения всё же обойтись не получится) думать, во что переодеть ребёнка. Всё остальное можно привезти и позже, а вот без одежды и обуви придётся туго.
Один или с родителями?
Далеко не все родители знают, что в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» однозначно прописано, что один из родителей или законных представителей ребёнка может находиться с ним в стационаре «в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребёнка».
На деле, если ребёнку больше семи лет, сотрудники многих больниц стараются всеми правдами и неправдами избавиться от лишней головной боли в лице заботливых родителей.
Всего два с половиной месяца назад наш средний сын (тогда ему ещё не было восьми лет) попал в больницу со сложным переломом руки. Папе, который поехал с ним туда после травмпункта, разрешили остаться на ночь с ребёнком только после неоднократных напоминаний о том, что «право имеем». На следующий день мужа сменила я. И мне тоже регулярно рассказывали, что наш ребёнок «уже достаточно большой и вполне самостоятельный», но я всё же настояла на совместном пребывании. Эта госпитализация была, к сожалению, у нас не первой, и я представляла, как тяжело и одиноко такому небольшому ребёнку, да ещё и травмированному, без родителей.
Решать, оставлять ли ребёнка одного, конечно, только вам. Но если у кого-то из родных есть возможность побыть с маленьким (ну, или не очень) пациентом, то я бы советовала всё же выбрать совместное пребывание. Хотя, конечно, это доставит вам определённые неудобства. Родителям обычно приходится спать на одной кровати с ребёнком, а то и вовсе сидя на стуле. Но кого из любящих родителей это остановит? Рады и такой возможности.
Что взять с собой
Чем покормить ребёнка
Несмотря на то, что больничная еда часто не слишком вкусна, разнообразить стол ребёнка довольно сложно: ведь в стационарах действуют строгие правила. Поэтому прежде, чем приносить с собой разносолы, уточните, что разрешено.
Режимный объект
Организовать жизнь в больнице по примеру домашней вряд ли получится. В стационарах свой, прямо-таки спартанский режим. Ранний подъём, процедуры, еда по расписанию — всё это может стать дополнительным стрессом для ребёнка. Но дети быстро приспосабливаются и учатся жить по новым правилам.
Главное, чтобы мамы или папы не заламывали в ужасе рук, не причитали, а наоборот, всем своим видом демонстрировали полную невозмутимость. Тогда и детям будет проще адаптироваться.
Если ваше чадо невелико, а в палате с ним лежат ребята постарше, будьте готовы к тому, что режим они соблюдают весьма приблизительно. После отбоя свет, конечно, выключат, но спать не станут. И если они будут заняты своими гаджетами, то вам ещё очень повезёт, поскольку не помешают малышам спать. А вот если подросткам больше захочется общения, то приготовьтесь к тому, что вам придётся выбирать одно из двух: либо работать палатным Цербером и утихомиривать ребят, либо терпеть полуночные беседы. Поэтому рекомендую запастись берушами и (для ребёнка) маской для сна.
Во что поиграть с ребёнком
Больничные условия мало подходят детям. Малышам, конечно, приходится нелегко. И, возможно, тем тяжелее, чем лучше они себя чувствуют. Ведь выздоравливающему ребёнку хочется играть и двигаться, а в большинстве больниц нет ничего, что могло бы скрасить детям долгие дни. Это, как и многое другое, родители должны предусмотреть сами.
Зато в условиях больницы у родителей есть редкая возможность целые дни проводить вместе с ребёнком. Удивительно, но, видимо, именно это обстоятельство часто делает больничные воспоминания не грустными, а светлыми. И этим нужно непременно воспользоваться и не давать малышу целыми днями смотреть мультфильмы или играть в компьютерные игры, а вспомнить развлечения из нашего детства и научить им ребёнка или вместе научиться чему-то новому.
Разгадываем загадки
Дети очень любят загадки. Почему бы не воспользоваться этим? Попросите родных найти побольше загадок в Интернете или купить книгу с загадками. Можно развлекать так сколько угодно детей, собрав всех соседей по палате и устроив «Загадочный турнир». А можно придумывать загадки вместе с детьми и записывать их, чтобы потом «озадачивать» родных и близких.
В порядке очереди
Возьмите лист бумаги и начинайте рисовать по очереди: один рисует голову и загибает лист так, чтобы другому не было её видно (можно только место для шеи обозначить двумя точками или недлинными линиями), второй рисует шею и т.д. В итоге, когда лист разворачивают, на своих создателей смотрят смешные нелепые существа. Детям эта игра очень нравится.
Весёлый массаж
Наверное, все мы помним, как в детстве любили делать друг другу весёлый массаж, приговаривая: «Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы…». Сейчас можно найти в Интернете много вариантов подобного массажа. Он доставит вашему приболевшему ребёнку удовольствие, отвлечёт и повеселит его. Научите малыша самого делать такой массаж. Он выступит в роли весёлого массажиста, а вы получите свою долю приятных ощущений. Всем своим видом показывайте, как вам хорошо и приятно, и тогда воодушевлённый «специалист» будет с радостью время от времени устраивать вам сеансы.
Больница
Поиграйте с ребёнком в больницу. Пусть он лечит любимую игрушку. Можно «бинтовать» кукле руки туалетной бумагой, делать зайчику все те процедуры, которые назначили малышу. Это не только развлечёт его, но и поможет легче переносить все манипуляции. Ведь ребёнок побудет в роли не только пациента, но и врача.
Угадай, что я вижу
Этой несложной игрой можно развлекать ребёнка и в палате, и в больничном коридоре и глядя на то, что происходит за окном.
Вы: Я вижу кое-что полосатое, чего не видишь ты.
Ребёнок: Зебру в книжке?
Ребёнок: Тапочки Арины?
Ребёнок: А! Моя заколка!
Отгадай сказку
Расскажите ребёнку небольшой отрывок из любой сказки и попросите угадать. Но сделать это малышу будет непросто, ведь рассказывать вы будете не обычный, а укороченный вариант, произнося только первые слоги. Например, начало всем известной сказки «Репка» будет звучать так: «По… де… ре… Вы… ре… бо…-пребо…Ста… де… тя… ре…». Потренируйтесь немного, и такое укорачивание сказок не будет представлять для вас труда, а ребёнка позабавит и насмешит. Предложите и ему рассказать сказку-коротышку вам.
С играми время будет идти быстрее и незаметнее. Вспомните и другие игры из детства или придумайте свои.
Чем развлечь ребёнка
Малышам до двух лет возьмите:
Ребятам постарше скрасят жизнь:
Советую всё это брать с запасом: возможно, соседи по палате захотят присоединиться к вашим играм, особенно, если они лежат одни, без родителей. Тоскующие ребята часто «прибиваются» к доброжелательному взрослому, который и поможет, и поддержит и в какой-то степени заменит отсутствующих родителей. Поэтому, если вы лежите с ребёнком, будьте готовы заботиться не только о нём, но и о всех детях.
Настрой
Не забывайте в больнице и о такой важной составляющей излечения как хороший настрой. Вы можете на своём примере показать ребёнку, как правильно относиться к любым неприятностям и стойко переносить их. Ваше хорошее настроение, уважительное отношение к врачами и персоналу, приветливость с товарищами по несчастью, умение радоваться мелочам и не капризничать – всё это маленький пациент непременно запомнит, «сфотографирует» и именно по этому образцу будет впоследствии выстраивать своё поведение, если ему вновь придётся попасть в больницу.
Как видите, больничная жизнь может быть если и не самой весёлой, то вполне сносной. Ведь нам по силам поддержать ребёнка и развлечь его, но и сделать так, чтобы время было потрачено с пользой не только для здоровья малыша, но и для ваших с ним отношений. И тогда дни не будут тянуться так бесконечно долго, а домой вы поедете не измученными, а приобретшими что-то новое и важное. Да и для ребёнка больничные воспоминания станут не кошмаром, а просто опытом.
8 способов выжить в больнице: инструкция для пациентов
Вы попали в стационар по серьезным причинам. По другим туда и не попадают или выписываются дня через два. Как вам выжить и выздороветь?
Пункт первый. Как только вам сняли острое состояние, вы сразу начали замечать:
Тоскливо как-то. От этого никуда не скрыться, но тем не менее.
Не стоит об этом говорить с «коллегами по несчастью». Хотите поныть? Понятное желание. Звоните маме, папе, мужу, жене, подруге, кому угодно, только не поддерживайте разговоров с соседями по отделению.
Если говорить обо всем этом мраке с пациентами, вы накрутите себя еще больше. Белья просто уже не будет, вода будет отравленной, а насекомые, конечно, станут страшными монстрами. Так бывает не только в психиатрических больничках. Я во всех больницах такое встречала. Увы.
Пункт второй. Личное пространство в больницах – всегда болезненная тема.
В палатах много людей, туалеты и души часто общие, все лезут «поговорить».
Уважайте чужое и отстаивайте свое личное пространство. Для меня было странным, но одна мама, лежавшая с ребенком в неврологическом отделении, была шокирована вопросом: «А что у вас?»
Для меня и для большинства этот вопрос является вариацией темы «про погоду», но не для всех. Относитесь с пониманием к тому, что если даже вы лежите с ребенком, то диагноз все же у ребенка. Вашего или чужого. У нас с дочкой почти уникальная ситуация. У нас обеих один и тот же синдром. Но ходить не умеет только она. И я не люблю это «вы еще не ходите?» Я хожу.
Очень выручают наушники. Музыка в наушниках и не слышно ни разговоров, ни ненужного вам телевизора. Эту колонку я писала под Дассена и Азнавура, а рядом работал телевизор.
Но! И это очень важный момент. Защищая свое личное пространство, не забывайте о чужом.
Например, мамы в детской больнице мне рассказывали о том, как с ними лежала одна мама, которая любила менять подгузник ребенку прямо на обеденном столе. Туалет был в половине минуты. Комментарии излишни.
Пункт третий. Врачи в России никакие не убивцы, как бы нам иногда это ни казалось.
Если врачи говорят, что вас рано выписывать, чаще всего они, к сожалению, правы.
Слушайте врачей, пейте те лекарства и тогда, когда вам их назначили. Если вам категорически что-то не нравится, меняйте врача или стационар. Лучше в стационаре недельки две, чем разгребать побочные эффекты от отсутствия терапии.
Разгребать придется родным.
Фото: Оксана Романова
Пункт четвертый. Нечем заняться! Тут так скучно!
Слышу это постоянно и не могу понять, как это. Читайте. Когда будет время перечитать «Войну и мир»? Не любите Толстого? «Братья Карамазовы» вам в помощь. Или Диккенс. Или Оскар Уайльд. Или Льюис. Священное Писание.
Пишите. Что угодно. Дневники, стихи, прозу, письма, статьи. Можно в стол, можно, как я, показывая в социальных сетях. Но что-то я пишу и в стол.
Рисуйте. Раскрашивайте. У меня вот, благодаря подругам, раскраски по Алисе и Нарнии. Взрослые. Прекрасные.
Пункт пятый. Как же надоели эти халаты!
Стоп. А почему вы в них? Выкиньте их поскорее. Вот я не в них, а в милых футболках и лосинах.
Все эти пункты, конечно, можно «расширить и углубить», но мир – это не только больница. Даже если вы пролежали в ней долго. А значит, существует внешний мир. И этот мир может как помогать, так и вредить. Чаще всего неосознанно.
Пункт шестой. Оставьте в своем круге общения только тех, с кем тепло и уютно, надежно и безопасно.
Все остальные подождут. После выписки разберетесь. А сейчас ваша главная задача – выздороветь.
Помню, как я попала на сохранение, а моя мама привезла мне килограммов 10 продуктов, из которых мне почти ничего нельзя было есть. Мама знала, что я с отеками и прочее, и прочее. Зачем? Ответ так и остался за кадром.
А в другую беременность, пока меня везли и устраивали в роддом с плохим КТГ, мама мне звонила каждые 10 минут с неизменным вопросом: «Ты не рожаешь?»
Первого, второго и десятого ответа «Нет» маме не хватило. Пришлось просто выключить телефон.
Успокаивать чужую тревогу – тоже так себе развлечение. Лучше без этого. Даже если это тревога очень близкого родственника.
Пункт седьмой. Специально для тех, кто на «воле».
Пожалуйста, не наносите добро. Вы хотите купить много сладкого? Принести домашнего оливье? Спросите сначала, нужно ли. И не игнорируйте, пожалуйста, слово «нет».
Поверьте, «спасибо, но мне ничего не надо» – это ответ, имеющий право на жизнь. А вот если вас о чем-то специально попросили, постарайтесь это выполнить. Не надо покупать твикс вместо марса и приносить селедку под шубой вместо оливье. Пожалуйста.
Фото: Оксана Романова
Пункт восьмой. Универсальный.
Чаще всего и пациенты, и их посетители сталкиваются с так называемым «младшим персоналом». Очень не люблю это выражение. В нем будто отражается отношение – «мелкие людишки».
Между тем, зарплаты у медсестер и санитарок очень низкие, а работы очень и очень много. Просто улыбнитесь им и скажите «спасибо». Им это очень надо.
Больницы бывают разными. Я вот лежала в радостных (роддома) и довольно нудных (ортопедической и психиатрической) больницах, но, к сожалению, есть места, в которых много страха и много смерти.
Напоследок скажу: живите в больницах так, как удобно и привычно вам, а не умудренным опытом авторам с «Милосердия».
Будьте живы и здоровы.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Чем заняться в больнице: список увлекательных дел
В этой статье мы расскажем, чем можно заняться в больнице, чтобы скоротать время и потратить его с пользой. Кто из вас недавно лежал в больнице? Вы наверняка подтвердите – это невероятно скучно…
Как правило, все процедуры врачи назначают на утро. В первой половине дня также бывает обход, когда лечащий врач посещает больных, делает новые назначения.
Весь остальной промежуток дня пациенты предоставлены сами себе. Ну, разве что, в нужный час придет медсестра, чтобы поставить укол или сменить повязку. Чем заняться в больнице, когда лежишь круглые сутки на кровати? Мы собрали для вас самые полезные идеи!
Чем заняться во время стационара женщине?
Ну, во-первых, расслабиться! У вас появилось законное право не готовить обеды, не убирать в квартире, не делать со школьниками уроки… Можете продолжить список. У вас есть несколько дней, в которые можно сделать то, что давно запланировано, но никак не помещалось ни в одно расписание. Итак, чем заняться, лежа в больнице, женщине, ознакомьтесь с нашими вариантами:
Что делать подростку или ребенку?
Продолжим разбирать, чем можно заняться в больнице, когда скучно, а стационар обещает быть очень долгим. Разумеется, подростки и дети большие надежды возлагают на гаджеты.
Не секрет, в больнице лежать очень скучно. Однако, занятие найти всегда возможно. Самое главное – не забывайте о главной цели вашего пребывания в данном учреждения. Ответственно выполняйте все назначения врача, делайте процедуры и выздоравливайте поскорее. Дома, как ни крути, все равно лучше. Как говорится, там и стены лечат.
8 правил выживания с ребенком в больнице
Что делать, если вы с ребенком оказались в больнице?
В детской больнице был тихий час. Это значило, что охранник запер дверь и никого не пускал. Я смела дверь и охранника за секунды и оказалась, наконец, в этой чертовой больнице. Куда идти? Где искать мою дочку? Полтора часа у меня ушло, чтобы обежать семиэтажное здание, оба крыла, кидаясь на каждого человека в белом халате с воплем «где моя дочь?».
Итак, правило номер один: если любые переговоры с медсестрами нерезультативны, просите, требуйте позвать заведующую. Лучше сами ее найдите.
Я ворвалась к заведующей, не слишком внятно рассказала кто я и попросила показать мне мою дочь. Видимо все же убедительнее, чем старшей медсестре. Через минуту я увидела свою дочурку. Она была словно ангелочек, в белой казенной пеленке и чепчике, и спала. Но мне ее не дали: «Сначала заплатите за отдельную палату». Про мой контракт (куда должно было всё это входить) они слушать не хотели.
Правило второе: все вопросы по контракту решает страховая компания, медсестры не верят вашим словам, лучше сразу связать их со страховым агентом.
И только через полчаса, оформив всё-всё, я оказалась наконец с дочкой в отдельной палате и смогла ее покормить. Попутно забегала старшая медсестра (неодобрительно косясь, что я кормлю не по расписанию) и требовала сию минуту прокварцевать палату и протереть все поверхности хлором («как это у вас нет тряпки. «).
Правило номер три: за совсем небольшую плату персонал больницы готов найти для вас и тряпку, и чистые пеленки, и даже постельное белье. Спокойно давайте эти чаевые, иначе без человеческого доброго отношения будет непросто выжить в больнице.
Это была наша первая больница, и поэтому я еще не знала, что внимание врачей тоже должно быть оплачено. Наша лечащий врач злилась, когда я к ней несколько раз забегала днем с вопросами. Спустя шесть дней, когда закончился курс антибиотиков + один день, врач отказалась нас выписывать («полежите еще немного, куда торопитесь?») без медицинских на то причин. Но я чувствовала, что нам уже пора домой, в нормальные условия, и что дочка здорова.
Правило четвертое: попробуйте вашего врача вызвать на дружеский разговор, чай/кофе, что ли, попейте вместе, для того, чтобы узнать получше закулисные правила этой больницы.
Второй раз мы попали в больницу в 22 ребенкиных дня с сотрясением. Когда врач скорой сказал «собирайтесь в больницу», я уже знала, что главное не забыть косынку, тапочки и халат.
Правило пятое: что брать с собой в больницу вы должны знать сами, врачи скорой вам этого не расскажут. Стандартный набор: пеленка для осмотра, все детские вещи с косметикой, памперсы, ваш халат, косынка и сменные тапочки. Да, чуть не забыла! Питание в больницах не для кормящих мам, возьмите с собой хотя бы термос с чаем, иначе будете первый день голодать, пока муж не привезет еду.
Нас доставили в приемное отделение и. оставили одних.
Правило шестое: присутствие врача нужно вам, поэтому ищите его сами. Забудьте про свои эмоции и слезы и действуйте, промедление может быть опасным!
Муж сидел с ребенком, я побежала искать врача и кабинет рентгена. Пришел развеселый доктор «что это у нас мама такая неловкая, ребенка уронила?». После моего тигриного рыка «так получилось», он все же осмотрел дочку. Медсестра на рентгене удивленно смотрела, как я расстилаю сначала чистую пеленку и затем кладу голого ребенка на стол.
Дочку положили в двухместный бокс, а меня отправили «погулять». Я нашла нашего лечащего врача, это была заведующая отделением хирургии новорожденных (везет мне на заведующих).
«Какая вам разница, чем мы ее будем лечить? Вы что, доктор? И вообще, как вы могли уронить ребенка, у вас совесть есть? Когда выпишем? Когда надо! Если бы вас кирпичом по голове треснули, вы бы месяц бы провалялись, а тут новорожденный! И запомните, теперь это наш ребенок, теперь мы за него отвечаем!». Стараясь не потерять самообладания, я выслушала заведующую и на ватных ногах выползла в коридор. Что мне теперь делать? Звонить мужу? Забирать ребенка и ехать в другую больницу?
Правило седьмое и самое главное: деньги лечащему врачу нужно платить обязательно! Иначе вы для них всего лишь рядовой случай, не требующий особого внимания.
На следующий день я отдала в конверте полторы тысячи рублей (вторая половина суммы при выписке): «Нам очень нужны ваши советы». Заведующая стала ко мне ласкова и внимательна к дочке, заходила по несколько раз на дню.
За время нашего пребывания в больнице, я усвоила еще несколько правил.
Правило восьмое: в Тулу со своим самоваром не ездят. Не тратьте нервы, споря с правилами (зачастую просто нечеловеческими) данной больницы. Настройтесь на выздоровление вашего ребенка, а все правила воспринимайте как необходимые в данный момент времени и только! Вы окажитесь скоро дома, и все пойдет по-прежнему. Этот стержень лично мне и помог пережить две детские больницы и остаться жизнерадостным человеком.
Все описанные события произошли в сентябре 2004 г. в одних из лучших больниц Москвы и Подмосковья.
Желаю вам всем никогда не попадать в больницы и расти здоровыми!
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Ребенок грустит в больнице. Как победить больничный синдром?
Мамы знают: в четырех стенах медучреждения дети быстрее не выздоравливают – хандрят от неподвижности и дефицита любви близких. В больнице ребенок оторван от семьи, привычного круга общения, образа жизни. Грустно, но переносимо. Но есть вещи, которые опасно терпеть – например, когда больничная хандра переходит в госпитальный синдром.
Заберите меня отсюда!
Каждый второй родитель, пожалуй, бывал в такой стрессовой ситуации. Представьте, что ваше болящее чадо печально машет ладошкой из закрытого больничного окна, другой пятерней размазывая по лицу крупные слезы: отделение закрыто, в здании карантин, в палату не пускают, – а вы стоите за стеклом в полном бессилии и болью в сердце от этого зрелища. Правда, вы как разумные мама с папой прекрасно понимаете: нельзя прерывать лечение, поэтому забрать свое дитя домой нельзя, попасть к нему – тоже, остается стиснуть зубы и ждать выписки.
Правда, взрослые аргументы не действуют на малышей, запертых в душном больничном пространстве. Ведь в больнице, невзирая на недомогание, от них требуют чересчур много – строго соблюдать режим дня и гигиены, не плакать во время процедур, терпеливо переносить все врачебные манипуляции и покорно принимать далекую от домашней прелести больничную еду… Одним словом, быть душевно сильными, когда душевных сил не хватает, а одиночество и уязвимость переживаются очень остро.
Больничный стресс для ребенка, особенно домашнего – это вполне нормально, тем более, если его основное заболевание серьезное, и он вынужден провести в палате без родителей не неделю и не две, а несколько месяцев. Важно не упустить опасный момент, когда стресс может перейти в синдром, а он, в свою очередь, стать сопутствующим диагнозом.
Опасная «безмамность»
Как появляется больничный (госпитальный) синдром, в чем его причина и чем он опасен? Специалисты определяют детский госпитализм как целый спектр психологических и физических нарушений, главная причина которых не так очевидна.
Оказывается, что это вовсе не страх перед злой медсестрой и уколами или боязнь дисциплины. Это оторванность ребенка от мамы. Эту связь в отношении состояния маленьких пациентов, длительно находящихся в больнице, установил психоаналитик Рене Шпиц еще в 1945 году, он же ввел понятие госпитального синдрома.
Особенно серьезно он проявляется у малышей до трех лет, у которых «пуповина с мамой» еще очень крепкая – малыш и мать тесно связаны и душевно, и физически, а вот своих адаптационных ресурсов у ребенка пока маловато.
Чем меньше ребенок, тем чаще в его взрослении происходят возрастные кризисы, которые в обычных условиях развития (дома с родителями) он благополучно перерастает. Но если такой кризис – трех, семи лет, подросткового пубертатного возраста – (или напротив, сензитивный период – благоприятное время для развития умений и навыков) приходится на время в больнице, то ребенок может переживать сильные психологические перегрузки. А значит, так и жди «подарков» на фоне неустойчивых эмоций: капризов и слез, нервных срывов, плохих сюрпризов в поведении и даже торможения в развитии.
Все эти проявления – яркие признаки депривации (большой неудовлетворенности в общении, родительской ласке и дружеском тепле). Без любви, заботы, понимания и ежедневных эмоциональных контактов с мамой малыш не чувствует себя в безопасности и теряет почву под ногами.
«Оторвали от груди»
У состояния есть и крайние проявления (изоляция и сепарация). Страдание без мамы на профессиональном языке называется сепарацией и наступает при длительном нахождении дитя без матери. А когда ребенок лежит один в палате из-за неустановленного инфекционного диагноза почти в полной изоляции, изредка видя не очень-то разговорчивых медработников, он может замкнуться и иногда даже перестает говорить, теряет аппетит и интерес к жизни. Оказывается, что синдром Маугли (полное отсутствие коммуникации у детей) имеет схожую природу.
Научно доказано и обосновано, что тесный контакт с матерью очень многое дает для правильного психического развития малыша. И что больничный синдром у детей младенческого возраста по своим проявлениям очень сильно напоминает то, что переживают малыши в детском доме – синдром сиротства.
И вот наглядный пример. До полугода младенцы без попечения родителей развиваются обычно. Но потом происходит нечто, с медицинской точки зрения необъяснимое: развитие приостанавливается, навыки малыша словно бы угасают. Дети перестают гулить и ползать, сидеть и улыбаться, они часто в плохом настроении – вялые или наоборот гиперактивные, брыкаются, сучат ручками и ножками, теряют сон и аппетит и стремительно теряют хорошо набранный вес.
Младенцы без мам позже своих домашних сверстников начинают стоять и ходить, произносить слоги и первые слова. Они агрессивно реагируют на предложение пообщаться, долго не справляются со своей гигиеной, не знают, что делать с игрушками, а вместо первого слова «мама» произносят междометия или слова-требования. Высшие эмоции на всю жизнь остаются у них недоразвитыми – дети без мамы испытывают проблемы в общении, затрудняются, когда нужно кому-то сопереживать и сочувствовать.
Надолго оставленные без матери дети грудного возраста в больнице имеют схожие проблемы. Их развитие начинает давать сбои. Но, что удивительно, как только мама появляется рядом, всё постепенно приходит в норму.
Не мешайте привыкать
Проявления стресса при отрыве от мамы в больничных условиях у всех детей разные. Это зависит от многих вещей: возраста, пола, особенностей характера, психологического склада, темперамента. Но основные моменты все-таки схожи.
Первое, что происходит, когда ребенка без родителей кладут в больницу – это протест и соответствующее протестное поведение. Новый маленький пациент может замкнуться, обидеться на маму, что «не защитила», не настояла, чтобы и ее положили в палату вместе с ним, «надуться» на врачей, резко и надолго замолчать. А может, наоборот, бурно выражать негативные эмоции, кричать и плакать.
В самые первые часы в своей палате малыш или лежит носом в стену, или ходит из стороны в сторону в замкнутом пространстве, либо наоборот порывается уйти ото всех, отказывается от обеда, ломает чужие игрушки и далеко забрасывает свои.
Дальше (и это второй этап) наступает небольшое естественное нервное истощение (у каждого ребенка проявляется в разной степени). Малыш обессилен и разочарован, устал и апатичен, со сверстниками не желает знакомиться, не играет. Он сидит или лежит на месте и пытается понять, что с ним произошло – его все забыли, предали или все-таки все идет как надо? В этот момент не мешайте ему привыкать, не расстраивайте своими эмоциями по поводу его здоровья и лишними звонками.
Затем маленький пациент начинает привыкать и адаптироваться к новому положению вещей (и это третий этап), втягивается в распорядок дня. Иногда размеренность больничных будней не только угнетает его, но словно бы и утешает, успокаивает. Она выстраивает его время и отвлекает от печальных раздумий.
Вы удивитесь, если, придя в выходной день, увидите, что часами ждавший вас у окна малыш не бежит и не бросается на шею, а вскоре поворачивается к вам спиной, спокойно берет ложку и вместе с остальными идет в столовую. Не думайте, что он обижен и не считайте его поведение неадекватным. Просто теперь, когда его жизнь только вошла в спокойное русло, чересчур сильные эмоции могут его ранить.
Включился защитный адаптационный механизм, и он по инерции совершает привычные действия: час дня, его позвали на обед, и даже если будет извержение вулкана, все равно надо идти. Ведь он хороший мальчик, дисциплинированный, волевой. Сколько он тут всего пережил и не сломался. Смотрите, родители, восхищайтесь, он заслужил! И это – вполне обычный сценарий нормального протекания больничной жизни. И даже не госпитальный синдром, а просто привыкание.
«Страшный» и плюшевый
Но есть и другой вариант, когда адаптация затягивается и проходит с трудом: ребенок плачет и постоянно мешает другим детям, проявляет агрессию, ведет себя вызывающе, не выполняет требования врачей, не отходит от окна, продолжает тосковать. У него снова возникают давным-давно истребленные дома плохие привычки – держать палец во рту, грызть ногти, раскачиваться на стуле, запускать пятерню в волосы и постоянно теребить края одежды. Эти депрессивные проявления, казалось бы, немного снимают его тревожность, но сами по себе они – нехороший признак.
Другие косвенные признаки начинающегося депрессивного состояния – это больничные страхи: страшно перед процедурами, перед походом в душ и туалет. Отчего-то страшно смотреть на виденные сто раз в жизни стетоскоп и аппарат УЗИ, пробирки лаборанта, очки доктора, ведро санитарки. Страшно, когда прикасаются к повязке, хотя и не больно, но жутковато – вдруг что-то нарушат, кровь пойдет. «Страшными персонажами» становятся даже привычные игрушки. Теперь даже плюшевые мишки напоминают лечение, уколы, обходы, физиопроцедуры. Иногда именно такие неявные для нас визуальные и тактильные страхи в больнице душевно изматывают ребенка.
При таком негативном сценарии общение с товарищами по палате никак не ладится. Вроде бы и перекинулись словами, но все не так, везде видится подвох, обман, все раздражает. Вот этого мальчика сегодня выписывают, он ходит довольный, скоро пойдет домой, и поэтому он враг номер один и во всем виноват.
Усугубляет состояние малыша и то, что в больнице нельзя бегать и шуметь, подвижные игры под запретом, его естественная динамика угнетена и энергия не находит выхода.
Когда стресс первых дней в больнице проходит, протест сменяется вялостью. Самые маленькие пациенты больше не плачут. Они бесцельно расхаживают по коридору, не отвечают на шутки санитарок и поварих, не выражают радости, когда впереди замаячит отмена капельниц или выписка.
Их старшие приятели по несчастью тоже не похожи на себя прежних: они молчат, покорно переносят все манипуляции и процедуры, ко всему одинаково равнодушны. У большинства маленьких пациентов – осовевшие сонные лица с полуопущенными веками.
Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять его душевное состояние и настроение, особенно если вас все-таки пускают в палату. Вашу обоснованную тревогу должно вызвать так называемое «депрессивное трио»: постоянно плохое настроение, скудность движений и «замороженность» поз, очень скупая и отрывистая невыразительная речь любимого чада.
Если ребенок слишком сильно «экономит» шаги и жесты, отгораживается ото всех, отказывается рассказывать о себе и совсем не оживляется, когда вы говорите с ним о домашних делах, бабушке, друзьях и любимой собаке, то, значит, вы нашли признаки психосоматического расстройства, вызванного пребыванием своего малыша в больнице. Пора рассказать об этом доктору.
И бациллы «липнут»
Мудрый доктор понимает, что развитие госпитального синдрома не способствует ни хорошему лечению, ни скорейшему выздоровлению. Он знает, что больничный синдром – это не каприз, возведенный в степень. Это серьезно.
Поэтому хороший врач нормально отнесется к вашим переживаниям и внимательнее приглядится к пациенту. В его власти и компетенции – назначить мягкое успокоительное, разрешить вам более частые посещения или прогулки в больничном парке, и, может быть, даже отпустить ребенка домой под расписку на выходные.
Когда госпитальный синдром становится диагнозом?
Чаще всего это случается, конечно, не у семейных детишек, а у детей из сиротских учреждений, но сиротство – далеко не главное условие развития синдрома.
Долгое по времени, изматывающее и болезненное лечение (детский онкологический центр или ожоговый центр, инфекционное или гематологическое отделение) также способствует его развитию.
Если проявлений больничного синдрома просто не замечать, неизбежны осложнения. Развитие ребенка замедляется, он хуже растет и меньше поправляется, его иммунитет снижен, от чего к нему быстро «липнут» все «пролетающие мимо» бациллы. Нервная система становится как расстроенное пианино – появляются неврозы и странные проявления в поведении, которые можно принять за признаки аутизма. Общаться с залежавшимся в больнице маленьким пациентом все труднее – он все агрессивнее, тревожнее, любая мелочь способна вывести его из себя.
И все-таки, госпитализм – это не диагноз всех залежавшихся в палатах ребят. Диагноз – серьезная вещь, и ставится он, конечно, не на основании предположений мамы, а по решению врачебной комиссии, в которую входят не менее четырех профильных специалистов. И только если диагноз установлен, пациенту назначают лечение.
Лечат больничный синдром долго, внимательно, подбирают терапию индивидуально и в комплексе. Чтобы устранить поведенческие нарушения, психологи работают с ребенком лично, а также включают его в групповые занятия, в том числе с членами его семьи.
Врачи иногда назначают и препараты – общеукрепляющие (витаминные комплексы), успокоительные, улучшающие метаболизм и процессы в головном мозге (в том числе ноотропные лекарства), физиопроцедуры, лечебную физкультуру и так далее.
По методу Карлсона
Как же не допустить развития синдрома? Врачам – разрешить маленькому ребенку лечиться вместе с мамой, а если это не возможно – бдительно наблюдать за пациентом.
А как быть родителям малышей? Мамам и папам взрослых детей?
Готовый ответ, возможно, содержится в знакомой нам с пеленок детской литературе. Итак, обратимся к лучшему детскому психологу и семейному врачу – Карлсону.
Интересно, что этот обаятельный шведский сказочный персонаж, любимый не только на своей родине в Дании, а затем в Швеции и Норвегии и у нас в России, стал одним из первых популяризаторов философии хьюгге в нашей стране.
Принципы тихой, уютной и благополучной жизни, радости в мелочах, приятного времяпровождения в кругу близких и дружелюбных людей и красивых предметов в Европе давно популярны. Возможно, в холодных странах, где эмоциональный фон у жителей снижен, ей придают даже слишком большое значение. Между тем, и нам неплохо почерпнуть из хьюгге некоторые важные вещи, вполне применимые ради душевного равновесия залежавшихся в больнице маленьких пациентов.
Например, придать уют тому месту, где ребенок находится – привнести в больничную палату немного домашнего тепла (маленькую икону-складень, симпатичную салфетку на прикроватную тумбочку, картинку на стену над кроватью малыша). Привести в гости друга или даже весь его класс (даже если детей не пустят в палату – помашут в окошко, но сколько положительных эмоций!) Принести любимую комфортную одежду, ну и пусть это будет старая растянутая майка. Ну, и конечно, неплохо бы сделать то, что любая мама понимает и без посторонних советов – передать чаду в больнице полезную и вкусную еду. Придумайте маленькие совместные радости во время посещений ребенка – необычные подарки, занимательные игрушки. Если вы оказались в палате, где много других детей, и они по здоровью в состоянии чем-то заняться, не упустите возможность их немного расшевелить, поиграйте во что-то спокойное: в колечко, в игры-ходилки с фишками. Покажите всем новые смешные фотографии кошки с котятами, расскажите веселую историю, узнайте, как кого зовут и кому сколько лет. Словом, в отношении больного ребенка лечение от хандры по методу Карлсона с элементами хьюгге – это самое то.
Обратимся к крылатым фразам и диалогам из небезызвестного мультфильма:
«Я самый больной в мире человек!»
«Ты знаешь, моя бабушка – чемпион мира по обниманиям! Как налетит, как обнимет!»
«Знаешь что? Ты мне должен стать родной матерью!»
– Слушай, а ты, по-моему, не болен!
– Какой ты противный! Что ж, я уже и заболеть не могу, как все нормальные люди?
– А ты хочешь заболеть?
– А ты вот не хочешь!
– Нет, по-моему, ты не болен.
– Ух, какой ты гадкий! – закричал Карлсон и топнул ногой. – Что, я уж и захворать не могу, как все люди?
– Ты хочешь заболеть?! – изумился Малыш.
– Конечно. Все люди этого хотят! Я хочу лежать в постели с высокой-превысокой температурой. Ты придешь узнать, как я себя чувствую, и я тебе скажу, что я самый тяжелый больной в мире. И ты меня спросишь, не хочу ли я чего-нибудь, и я тебе отвечу, что мне ничего не нужно. Ничего, кроме огромного торта, нескольких коробок печенья, горы шоколада и большого-пребольшого куля конфет!»
Или еще: «Я не согласен скучать, лёжа в постели. Там тоже есть чем заняться. Можно есть бутерброды с жирной колбасой, можно играть в «мешок», можно устроить подушечную битву. Мы начнём с бутербродов».
Словом, учитесь позитивному восприятию мира у Карлсона и передавайте такое настроение детям. И не вздумайте жалеть свое чадо, причитать над его загипсованной ногой и говорить, какой он (она) бедный и несчастный – слезки в больничной жизни у него и так находятся близко, чуть что, и он готов зареветь у вас на плече.
Немного родительских усилий – и вот, как в мультике: «Свершилось чудо! Наш дорогой Карлсон теперь с нормальной температурой, и ему полагается пошалить…»
Лучик в больничных буднях
Сейчас в больницы приходит много волонтеров, способных развлечь и отвлечь болеющих деток, не сильно заботясь при этом о нравственном содержании своих шоу и о том, что будут чувствовать дети, когда клоуны уйдут.
Но хотелось бы рассказать совсем о другом, интересном и успешном опыте преодоления больничных стрессов и фобий от сотрудников детской библиотеки №11 из Тулы, священника и прихожан одного из храмов Тульской епархии.
Библиотекари со своим кукольным детским театром «Лучик» не первый год путешествуют по разным социальным учреждениям. Иногда они приходят в гости и к маленьким пациентам отделения детской травмы Ваныкинской городской больницы скорой медицинской помощи. Стараются поднять настроение болящим, поговорив с ними о церковных праздниках и героях сказок, а заодно показав кукольный спектакль. На встречу с ними приходят не только маленькие пациенты, но и их родители, и медперсонал больницы.
В размеренной жизни травматологического отделения, где каждый третий, а то и второй ребенок из-за своего диагноза вынужден строго соблюдать постельный режим, приезд театра кукол – всегда праздник. Первым к детям обращается батюшка. Он всегда находит простые и необходимые слова, чтобы поддержать юных пациентов в их болезни, понимая, насколько тяжело приходится им, от природы подвижным, долго находиться в замкнутом пространстве и быть ограниченными в движениях.
Творческим сотрудникам библиотеки привычно легко собрать переносную раешную ширму, превратив помещение столовой отделения травмы в загадочное театральное пространство. Своих зрителей актеры удивляют выразительными персонажами, необычной световой партитурой и спецэффектами.
Нельзя не удивиться и их дару в бутафории, костюме и музыкальной аранжировке, например, искусно вплетенной в канву действия музыке Эннио Морриконе. Трогательный финал «Снегурочки» в исполнении «Лучика» отличается от традиционного – по версии актеров, ее душа превратилась в майский цветок – ландыш. И такой финал всегда сопровождается продолжительными детскими аплодисментами.
Кстати, маленькие пациенты детской травмы оказываются очень благодарными зрителями. Несмотря на то, что очередная сказочная история по сюжету всем знакома, а среди зрителей есть не только маленькие дети, но и подростки, никто не встает и не шумит, не уходит из зала, не выражает недовольство.
Пик положительных эмоций приходится на интерактивную часть представления, в которой могут участвовать сами юные зрители. Поначалу желающих выйти на сцену оказывается не так много, что и понятно – долго находясь в больнице, не похвастаешься хорошим настроением. Но благодаря умению организаторов праздника находить общий язык с детьми вскоре самые стеснительные раскрепощаются, а самые артистичные с удовольствием включаются в процесс репетиции и игры.
Пока одни из них репетируют, другие тоже не скучают – они участвуют в викторине на знание детских сказок. Старые русские сказки и сказки советских авторов хорошо знают все, поэтому все дети по итогам игры получают небольшие интересные призы. Среди них и особенно полезные в долго тянущиеся больничные дни подарки для творчества – фломастеры, яркие линейки, цветные карандаши.
Забудем костыли!
Во время интерактивной части порой случается то, чего и не представишь в стенах больницы, тем более, отделения детской травматологии. Бывшие зрители, сами участники спектакля под голос чтеца сказки берут в руки и оживляют разноцветных перчаточных кукол, позабыв на время недуги и их нерадостные атрибуты – костыли, лангеты, загипсованные руки и ноги, корсеты и повязки. Забывают об этом и в зрительном зале. Ребята-актеры смело импровизируют – не стесняются придумывать движения и реплики в дополнение к тексту, чем вызывают настоящий шквал эмоций от своих ровесников, их радостный смех и овации.
Успокоить расшумевшихся ребят, которые так соскучились по подвижным играм, призвана заключительная часть представления – теневой спектакль о близком по времени церковном празднике. Лица маленьких зрителей становятся задумчивыми: происходящее их трогает. После сказки священник и актеры желают детям здоровья и раздают сладкие подарки и каждому на память дарят белого ангела из бумаги.
Затем они обходят в палатах тех маленьких пациентов, которым нельзя нарушать постельный режим. С каждым из них они сердечно общаются и передают подарок. Перчаточные куклы, оживающие в руках взрослых, особенно способствуют тому, что на лицах болящих мальчишек и девчонок появляются улыбки.
Родители, лежащие вместе с малышами, тоже рады и благодарны – они могут узнать от священника важную для них информацию, что на территории больницы есть храм, поэтому, находясь в отделении, можно побеседовать с батюшкой, помолиться о здравии ребенка, получить святую воду. Сами маленькие пациенты могут принять церковные таинства, не покидая своих палат.
Так что лечение по методу «нашего дорогого Карлсона» вполне можно сочетать с духовным просвещением, целебным для детской души.