что делать если сбил резьбу на болте
Как выкрутить болт с сорванной резьбой?
При длительной эксплуатации различных изделий, которые имеют болтовые, винтовые, шпилечные соединения возникает необходимость их периодического обслуживания или ремонта. Проведение таких работ требует частичной или полной разборки конструкции изделия. В этом случае может возникнуть главная трудность – как выкрутить болт с сорванной резьбой. Однако болт может иметь и другие повреждения: нарушение целостности головки или её отсутствие, заваривание в старом отверстии, покрытие коррозией. Специалисты предлагают несколько вариантов проведения подобной операции:
Выбор метода зависит от степени изношенности болта и состояния резьбы.
Применение специализированных головок
Чтобы раскрутить болтовое соединение, которое не поддаётся обычному извлечению, применяют разработанные головки. Проблема возникает в тех случаях, когда сорвана резьба или изношены края головки.
К таким головкам относятся так называемые SL и УПК головки. Они специально разработаны для откручивания болтов, у которых «слизаны» грани или они сорваны и прокручиваются. Отличительной особенностью является повышенная площадь контакта внутренности головки с поверхностью шляпки.
Главным условием применения подобных головок является точный подбор внутреннего размера головки по размер сорванного болта.
Использование болгарки и дрели
Когда все возможные варианты исчерпаны, а задача как выкрутить болт осталась не решённой, приступают к самому радикальному средству. В ход идёт шлифовальная машина, называемая болгаркой и электрическая дрель с набором свёрл.
На болгарку закрепляют обрезной круг по металлу (лучше тонкий с алмазным напылением). С его помощью срезают шляпку у самого основания. Затем используют дрель со сверлом. Диаметр сверла выбирают исходя их диаметра стержня. Целесообразно провести предварительное высверливание меньшим диаметром. Затем использовать сверло равное по диаметру размеру стержня. Высверливать необходимо аккуратно.
Резьбу после этих операций предстоит восстанавливать заново.
Высверливание
Один из методов, который позволяет удалять ржавые и заваренные болты, разрушая их полностью. Его применяют в случаях, когда прокручивается болт. Особенно этот способ удобен, если в процессе эксплуатации механизма были нарушены грани головки (слизаны).
На этапе подготовки определяют диаметр требуемого сверла. Для этого от величины диаметра болта вычитают величину шага имеющейся резьбы.
После выбора сверла необходимо добиться устранения эффекта увода сверла в сторону в процессе высверливания. Для решения этой задачи применяют приспособления называемые кондукторами. Конструктивно это пластина с отверстиями, в которые вставляются гильзы равные диаметру сверла. Они не позволяют уйти сверлу в сторону в процессе работы.
Если крепёж большого диаметра сверлят два отверстия сбоку от центра на глубину до десяти миллиметров. Вставляют металлические штыри (гвозди, шпильки подходящего диаметра) и попробуют повернуть старый болт.
Если резьба поддалась — задача решена. Если нет, следует засверлить отверстие полностью на всю глубину или насквозь. Затем удалять остатки металла.
Термический способ
Одним из способов решения задачи, как вытащить болт с сорванной резьбой или проскальзывающей головкой является термический способ. В основу положен процесс нагрева (если это допустимо и существует возможность создания условий). Крепёж нагревают до температуры, пока он не покраснеет. Такая термическая обработка приводит к снижению коэффициента сопротивления в результате коррозии. Это позволит выкрутить его обычными слесарными инструментами. Процесс нагрева производится в термоустановках, с помощью паяльной лампы, газовой горелки.
Применение метода не всегда оправдано. Нагрев даже определённой части детали или одного узла крепления может негативно сказаться на остальных элементах конструкции, привести к нарушению антикоррозийного покрытия, изменению параметров предварительной закалки.
Применение экстрактора
Специально разработанные приспособления, которые позволяют открутить прокручивающийся болт, удалить остатки сломанного крепежа или части, оставшейся внутри отверстия. Они применяются для извлечения любых элементов крепления (винтов, шпилек). Принцип работы экстрактора заключается в просверливании отверстия в центре и последующем заклинивании этого отверстия наконечником экстрактора. Глубина его размещения зависит от характера изношенности шляпки и стержня, степени воздействия коррозии на резьбу.
Экстракторы бывают внутренние и наружные. По конструкции он напоминает метчик для нарезания резьбы. У него хвостовик выполнен квадратной формы. Это позволяет для его вращения использовать стандартный вороток.
Современные производители слесарного инструмента предлагают следующие виды экстракторов:
Способ применения этих приспособлений не вызывает затруднений даже у неспециалистов. С этой технологией можно познакомиться в инструкции, которая прилагается к каждому набору экстракторов. Прежде чем приступить к работе следует подготовить следующий слесарный инструмент: молоток, керн, плоскогубцы, фиксатор, вороток для метчиков, дрель, набор свёрл и требуемый экстрактор. Сначала необходимо по центру просверлить отверстие в стержне удаляемого болта. Чтобы получить точное отверстие необходимо использовать кондуктор. Если это невозможно, следует вручную с помощью керна и молотка наметить точку будущего отверстия. Далее в этом месте сверлят направляющее отверстие. Рекомендуется сверлить на глубину, которая в три раза превышает диаметр выбранного сверла. Во время сверления следует строго соблюдать центровку и вертикальное положение сверла относительно плоскости болта.
В готовое отверстие вставляют экстрактор. Для надёжной фиксации допускается произвести несколько ударов молотком по инструменту. С помощью воротка, который используется для нарезания резьбы, приступают к медленному вкручиванию экстрактора в просверленное отверстие. Вкручивать необходимо до упора. Дальнейшее усилие должно привести к вращению болта. Усилие должно производиться аккуратно без смещения. В противном случае можно сломать сам экстрактор. Вместо одного сломанного болта получиться две сломанные детали, прочно закреплённые между собой.
Опыт подобных работ показывает, когда часть болта выкручена, целесообразно использовать плоскогубцы или фиксатор. С их помощью полностью извлекают сломанное изделие.
Поэтому специалисты советуют, прежде чем приступать к радикальным методам извлечения неисправных болтов, винтов и шпилек следует попробовать экстрактор. Его применение позволит сохранить резьбу и избавит от необходимости обрабатывать отверстие под новый крепёж.
Альтернативные методы
Одним из таких методов является приваривание гайки на сломанную часть стержня. Он является достаточно эффективным, если часть болта расположена над поверхностью детали. Для реализации этого метода понадобиться молоток, сварочный аппарат, шлифовальный инструмент (ручной или механический), гайка необходимого размера.
На начальной стадии производят подготовительные работы. Они заключаются в обработке оставшейся части: зачистке, удалению следов коррозии и обезжириванию. С помощью инструмента фиксируют гайку по центру стержня. Сварочным аппаратом приваривают её к вершине. Собранную конструкцию аккуратно выкручивают из отверстия.
Самым простым и наименее трудоёмким является метод предварительной химической обработки резьбового соединения.
Это метод применяется в том случае, если причиной не выкручивания болта является накопившаяся коррозия или так называемое сваривание болта с корпусом детали. Для реализации этого метода используют различные растворы. Они состоят из кислоты (например, серной) и различных добавок. В последнее время широкую популярность приобрёл специальный состав WD-40. Во многих случаях он становиться хорошим помощником для решения задачи по выкручиванию «трудных» или сломанных болтов. Этот состав целесообразно применять со всеми рассмотренными методами, кроме термического, так как он достаточно горюч.
9 способов открутить болт с сорванными гранями или резьбой
Различные крепежные элементы (болты, винты, шурупы) широко применяются в строительстве, авторемонте. При долгой эксплуатации изделий места соединения приходится регулярно обслуживать: подкручивать, стягивать, периодически разбирать и снова собирать.
Нередко мастер сталкивается с проблемой срыва резьбы на болтах. В такой ситуации приходится применять нестандартные приемы извлечения крепежа, ведь обычным способом достать его не получится.
Причины срыва резьбы
Неприятности с крепежными элементами, как правило, встречаются при некачественном техническом обслуживании изделий. Шурупы нередко не имеют антикоррозионного покрытия, и со временем их поверхность ржавеет, ход резьбы нарушается. В результате выкручивание обычной отверткой становится затруднительным.
Болт с поврежденной резьбой
Проблемы с резьбой могут вызвать:
Как открутить болт с сорванной резьбой
Для вытаскивания испорченного крепежного элемента можно использовать разные способы – начиная от простейших, ручных, и заканчивая применением электроинструмента. Порой скругленный болт намертво застревает внутри изделия, поэтому приходится применять несколько разных методик.
Извлечение сломанного болта к содержанию ↑
Постукивание молотком
Этот способ неплохо работает на колесных болтах, поэтому он популярен среди автомехаников. Удары вызывают вибрацию, из-за чего болты лучше выходят из места соединения.
Берут вороток и торцевую головку строго по размеру крепежа, устанавливают всю конструкцию и несколько раз ударяют молотком по месту сгиба воротка. Между ударами проворачивают инструмент. Накипь и ржавчина быстро разрушаются, болт выворачивается.
Важно! Этот способ не годится для маленьких крепежных элементов и труднодоступных мест.
Нанесение растворителя
Для избавления от проблемного крепежа часто используют уайт-спирит и другие растворители, а также специальные составы (например, WD-40 в форме аэрозоля). Они особенно хорошо работают, если проблема сглаженной резьбы возникла из-за сильной коррозии металла.
Растворитель быстро проникает в микропоры и зазоры, растворяет грязь, сажу, ржавчину. Если указанных средств в наличии нет, можно применять керосин или тормозную жидкость.
Клещи или разводной ключ
Крепежный элемент зажимают клещами с острыми зубчиками и начинают крутить их в направлении резьбы, будто бы обычным ключом. Зачастую этого достаточно, чтобы извлечь болт, так как качественные клещи сразу намертво сцепливаются даже с гладким металлом.
Можно действовать и с помощью разводного ключа. Гайку зажимают только кончиками губок, после хорошо затягивают винт на рабочей части элемента. Молотком набивают ключ на болт и им же резко бьют по рукоятке в сторону, чтобы сорвать гайку.
Важно! Нужно следить, чтобы ключ не соскользнул, иначе резьба сорвется еще сильнее.
Термическое воздействие
От высоких температур металл быстро освобождается от ржавчины и накипи, после чего дефектный болт хорошо выходит из отверстия. Проще всего использовать газовую горелку.
Нагрев резьбового соединения горелкой
Огонь направляют прямо на болт, греют около 3 минут, а потом откручивают его рожковым ключом или отверткой. Нельзя применять данный метод в отношении соединений, находящихся вблизи проводов и рядом с легко воспламеняемыми веществами.
Пропил для отвертки (биты)
Если у крепежа сточились грани, можно сделать пропил. Для этой цели берут ножовку по металлу, в центре болта аккуратно проделывают борозду под размер отвертки или биты.
Последнюю используют, если болт сильно заржавел, и выкрутить его вручную все равно не удастся. Эта методика хорошо подходит для крепежных элементов любых размеров, хотя при их расположении в труднодоступных местах с пропилом возникнут проблемы.
Болгарка
Этот способ откручивания ржавых болтов схож с предыдущим, только пропиливание отверстия под биту выполняется с помощью болгарки. Также болгарка отлично подходит, если у крепежа с сорванной резьбой есть дополнительные проблемы с гайкой. Последнюю срезают с помощью диска по металлу, потом выполняют пропил под биту и шуруповертом извлекают дефектный элемент.
Экстрактор
Это приспособление предназначено непосредственно для болтов со скругленными гранями и напоминает штырь с винтовой резьбой. Если шляпка болта достаточно широкая, в ней высверливают дыру тонким сверлом, а потом доделывают отверстие, точно подходящее под диаметр экстрактора, более толстым сверлом. Затем инструмент вбивают ударом молотка в крепежный элемент, зажимают головку плашкой и вращают в направлении откручивания болта.
Сварка
Порой старый крепеж не только заржавел и скруглился, но и лишился гайки в результате механического повреждения, неаккуратной попытки съема. Лучшим выходом станет применение сварки, с помощью которой можно соорудить новую гайку и открутить болт.
Действуют таким образом:
Современные торцевые головки
Такие инструменты, как правило, используют профессионалы, поскольку их стоимость выше цены стандартных приспособлений. Подобные торцевые головки, ключи могут работать даже со скругленными болтами, так как имеют специальную конструкцию и соприкасаются только с гранями и стенками крепежа.
Важно приобрести инструмент, сделанный из прочного, твердого хромированного металла и не экономить. В противном случае он может деформироваться при значительном выкручивающем усилии.
Набор торцевых головок для поврежденных болтов
Чтобы не знать проблем со скручиванием болтов, лучше заранее принять меры профилактики: правильно устанавливать крепеж, вовремя заменять его новым, работать подходящим инструментом. Это сэкономит время, силы и деньги и избавит от решения возникших неприятностей.
10 Способов выкрутить винт с сорванными шлицами
от Aleksey | Поделки Инструменты Советы Декор Мастерская | Среда, 04 ноября 2020
Воспользуйтесь плоской отверткой
Если вы пытаетесь выкрутить сорванный винт с крестообразной головкой, переключитесь на ручную плоскую отвертку. Сильно надавив, часто можно вонзиться в головку винта, повернув отвертку под углом.
Используйте биту большего размера
Замените биту в своей дрели на другую, предназначенную для винта с большей головкой. Более крупная бита может распределять давление по большей части головки винта, помогая вывернуть его.
Выкрутите винт плоскогубцами
Если вы можете схватить головку винта плоскогубцами, это обычно самый надежный метод удаления винта с сорванными шлицами. При использовании этого метода особенно полезны стопорные клещи. Даже если вы с трудом можете ухватиться за внешний обод головки винта, этого достаточно, чтобы начать выкручивать винт.
Если вы работаете с деревом и у вас возникают проблемы с захватом головки винта, попробуйте проделать пару углублений рядом с ней.
Постучите по отвертке молотком
Приложите отвертку к сорванному винту. Затем слегка постучите молотком по рукоятке отвертки. Во многих случаях этого достаточно, чтобы отвертку вставить немного глубже в головку винта.
Воспользуйтесь ручной отверткой
Если вы пытались удалить винт с помощью шуруповерта, часто для извлечения винта достаточно использовать ручную отвертку для винта того же типа. Ручная отвертка дает вам больше контроля над крутящим моментом, чем шурупер, который иногда может усугубить ситуацию.
Используйте стальную вату
Вырежьте прорезь для отвертки с плоским шлицем
Используйте болгарку, чтобы прорезать паз на винте, чтобы создать канавку для плоской отвертки.
Используйте абразивный порошок
Как и в случае со стальной ватой, чем больше сцепления между головкой винта и отверткой, тем лучше. Вы можете посыпать поверхность шурупа небольшим количеством абразивного чистящего порошка или мелкого песка, затем приложить к шурупу отвертку и попытаться вывернуть его. Во многих случаях порошка или песка достаточно, чтобы бита не соскользнул с винта.
Просверлите винт
Выберите сверло, диаметр которого немного меньше, чем головка винта. Поместите его в центр головки винта и медленно просверлите, чтобы образовалось отверстие глубиной от 1 до 3 мм. Выньте сверло из шуруповерта и установите битку. Часто отверстие помогает отвертке достаточно глубоко погрузиться в винт, что улучшит сцепление между биткой и винтом.
Используйте резинки для захвата
Широкие резинки хорошо подходят для обеспечения достаточного сцепления отвертки с зачищенным винтом. Обрежьте резиновую ленту ножницами и положите на головку винта. Наденьте отвертку на резиновую ленту и сильно нажмите, поворачивая винт против часовой стрелки.
Как открутить шуруп с сорванной крестовиной: простые способы
Как открутить прикипевший болт
Ремонт различных элементов кузова и основных узлов авто не обходится без решения проблемы коррозии, окисления болтов. Как правило, на заводах мастера тщательно обрабатывают все крепежные элементы. Качественная смазка присутствует на резьбе всех посадочных мест. При дальнейшем ремонте такие составы не наносятся. После попадания воды на поверхность резьбы соединения прикипают, и закисшие болты становится слишком сложно демонтировать.
Мастера используют три эффективных метода решения данной проблемы. Выбирать подходящий вариант следует исходя из возможностей владельца авто.
Открутить заржавевший болт или гайку постукиванием
Постукивание способствует постепенному разрушению накипи и ржавчины. Чтобы правильно демонтировать крепежные материалы, нужно взять небольшой молоток и наносить удары, стараясь провернуть метиз. Такой способ помогает быстро открутить соединение.
Усилие для выкручивания должно быть умеренным, чтобы не пришлось высверливать дополнительные отверстия. Если процесс выполнен правильно, необходимо тщательно зачистить болты от ржавчины и обработать графитной смазкой.
С помощью растворителей
Высококачественные составы против ржавчины и накипи стоят дорого и являются наиболее эффективными средствами. Однако на рынке можно найти немало бюджетных вариантов отечественного производства.
Самым популярным считается аэрозольный состав WD 40. Вещество быстро проникает в микрозазоры и постепенно растворяет коррозию. Помимо этого, каленые болты откручивают при помощи тормозной жидкости, керосина и уайт-спирита. Чтобы добиться максимального эффекта, следует намочить любую ткань веществом и обернуть ей метиз на некоторое время.
Термический способ
Если вышеперечисленные способы не дают нужного результата, остается один выход – огонь. Нагревание элементов и моментальное охлаждение позволяет быстро освободить резьбовое соединение от накипи. После нагрева газовой горелкой или другим приспособлением, метиз нужно остудить машинным маслом.
Практически в любой ситуации болты можно откручивать подручными средствами. Все, что понадобится – это плоская или крестовая отвертка, рожковые ключи, головки, смазывающий состав и немного усилий.
Предыдущая запись Как разобрать мышку без болтов
Следующая запись Высокопрочные болты
Рекомендации
Полезный при выкручивании разных типов винтов инструмент лучше заранее приобрести и держать под рукой. Особенно актуален этот момент для владельцев гаражей и личного автотранспорта. Здесь экстрактор для выкручивания сломанных метизов будет максимально полезен — тип конструкции лучше выбирать универсальный, с укороченной рабочей частью. С ним отвинтить проблемный крепеж можно будет даже в труднодоступных местах.
Чтобы уменьшить вероятность срыва граней или шлиц, можно воспользоваться рядом простых советов.
Учитывая эти советы, можно избежать возникновения проблем с выкручиванием винтов различного назначения из скрепленных ими деталей.
В следующем видео вы узнаете, как выкрутить любой винт.
Способы вытаскивания шурупа с сорванной крестовиной
Если на головке крепежа сорвались или облизались грани, то есть несколько способов, позволяющих выкрутить такой шуруп или саморез.
Обжим выступающей головки резьбы
Патроном дрели обжимают головку самореза и выкручивают его
Восстановление шлицев
Если ухватиться за головку плоскогубцами не получается, а шуруп немного возвышается над поверхностью, то можно восстановить шлицы. Для этого используют болгарку или ручную пилу по металлу. С их помощью на головке делают пропил, он не должен быть глубже 2 мм, иначе головка ослабнет и поломается. После этого откручивают шуруп плоской отвёрткой.
Пропил на головке не должен быть глубже 2 мм, иначе она ослабнет и поломается
Высверливание отверстия в шляпке
Можно использовать левостороннее сверло. В магазине, кроме привычных свёрл, есть и те, у которых ход спирали слева направо. При помощи такого инструмента в головке винта делают отверстие. Когда сверло достигнет определённой глубины, его заклинивает и вместе с ним начинает откручиваться саморез.
Когда сверло достигнет определённой глубины, его заклинивает и вместе с ним начинает откручиваться саморез
Использование резины
Для этого способа надо найти кусок медицинского жгута или плотной резины, например, камеры от мотоцикла. Подбирают отвёртку, которая полностью соответствует шлицам на головке самореза. Между ней и головкой укладывают кусочек резины и, сильно надавливая на отвёртку, откручивают проблемный крепёж. Резина помогает увеличить коэффициент трения, и жало плотно входит в прорези на головке, поэтому отвёртка не проскальзывает.
Между жалом отвёртки и головкой самореза укладывают кусочек резины и, сильно надавливая на отвёртку, откручивают проблемный крепёж
Нагревание крепежа
Этот вариант хорошо подходит в том случае, когда крепёжный элемент закручен в пластмассу. При помощи паяльника нагревают головку шурупа. От высокой температуры пластмасса размягчается и ослабевает крепление крепежа. После этого надо быстро, пока поверхность не остыла, открутить саморез. Если шуруп в дереве, то его нагревают и ждут, пока остынет. Это позволяет немного ослабить крепление, после чего крепёж проще откручивать.
Применение экстрактора
Экстрактор — инструмент, предназначенный для откручивания винтов, болтов и саморезов со сломанными головками. Сначала при помощи сверла, диаметр которого меньше диметра головки, делают в ней углубление. После этого берут конический экстрактор, соответствующего диаметра, закручивают его в углубление и откручивают крепёж. Можно сразу использовать экстрактор, если глубина шлицев достаточная для его закручивания.
Обычно саморезы и винты имеют правую закрутку, а экстрактор левую
Есть шлицевые экстракторы. Они сделаны в виде гайки, к которой вместо внутренней резьбы шлиц. На головку винта надевают шлицевой экстрактор, а потом в неё вкручивают шлиц.
При помощи керна и молотка
Керн имеет острый конец, поэтому обеспечивает надёжное зацепление с головкой винта или шурупа. Для того чтобы открутить проблемный крепёж, керн упирают в головку под углом 45о, после чего аккуратно по нему ударяют молотком в сторону, обратную завинчиванию. Как только крепление ослабнет, винт откручивают отвёрткой.
С применением ударной отвёртки
Особенность ударной отвёртки в том, что у неё прочная рукоятка, по которой можно бить молотком. Берут такой инструмент, чтобы его жало соответствовало шлицам на шурупе. Вставляют жало в прорезь и делают несколько ударов по рукоятке, после чего пытаются провернуть крепёж. Такие действия позволяют ослабить крепление, после чего винт или саморез просто откручивается.
Использование клея
Для этого используется обычно эпоксидный клей, так как он обеспечивает очень надёжное соединение. После того как головку шурупа смазали клеем, на неё укладывают гайку и ждут пока она хорошо приклеится. После этого при помощи ключа поворачивают гайку и одновременно откручивают проблемный крепёж.
Как вывернуть проблемные винты?
Выкрутить винт, если у него сорвана крестовина, — задача не из легких. Слизанный метиз может находиться на ноутбуке или удерживать колесо автомобиля, а ведь есть еще прикипевшие и заржавевшие болты, варианты с сорванной головкой и с левой резьбой. Все они вполне поддаются выкручиванию, если правильно подойти к делу.
Замена инструмента
Если речь идет об обычной отвертке, ее грани могут быть сточены в ходе ранее выполняемых работ. Если контакт явно плохой, нужно попробовать сменить инструмент. Подбирается тот, что плотно сидит в шлице
Стоит обратить внимание на маркировку: для PH и PZ нужны отвертки с разными типами жал, они невзаимозаменяемые
Использование плоскогубцев
Способ актуален только в том случае, если головка винта располагается на поверхности материала, не утоплена в него. Плоскогубцами захватываются боковые части шляпки, производится вращение в сторону против часовой стрелки. Если винт поддается, спешить не нужно — лучше действовать медленно и аккуратно.
Электроинструмент
Важно помнить о том, что в электроинструменте должен быть режим реверса — именно в нем происходит работа. При наличии шляпки снаружи — это самый простой способ удаления проблемного винта
Прокладка
При слабом контакте с утопленной вглубь материала шляпкой выкрутить проблемный крепеж становится слишком сложно. Решить задачу иногда помогает использование дополнительной прослойки между материалами. Например, для этих целей можно применять кусок тонкой резины, кожи или абразивную часть хозяйственной губки. Прокладка фиксируется поверх шляпки, улучшая сцепление, сверху вставляется отвертка или бита шуруповерта.
Формирование насечки
При сорванном шлице можно выкрутить винт, сделав на нем насечку болгаркой или ручным инструментом. После этого отверткой подходящего размера с плоским наконечником выполняется выворачивание крепежа. Еще больше облегчить выкручивание поможет краткосрочное нагревание метиза. Тепловое расширение поможет немного увеличить диаметр отверстия, сделает его посадку более свободной.
Нарезка граней
При наружном типе сорванного шлица простым решением может стать нарезка на нем новых граней. Делается обработка напильником или болгаркой, ножовкой по металлу. Даже 4 грани позволят воспользоваться ключом подходящего диаметра, чтобы избавиться от плотно засевшего винта.
Применение специального инструмента
Когда другие способы не помогают, можно использовать экстрактор, ввинтив его в тело крепежного элемента, — это работает, даже если отлетела шляпка. Некоторые подобные приспособления требуют предварительного высверливания отверстия. Экстрактор нужно заклинить в винте, а затем вывернуть его вместе с проблемным метизом. Материал при этом не повреждается, использовать такую технологию работы можно на всех типах крепежа, кроме саморезов из закаленной стали.
Холодная и горячая сварка
Оторванная шляпка или слизанные шлицы часто не позволяют решить проблему удаления мешающего винта. Чтобы восстановить контроль над резьбовым соединением, можно приварить или приклеить составом типа «холодная сварка» гайку к его поверхности. В этом случае шуруп удастся извлечь, используя накидной или обычный гаечный ключ.
Высверливание
Оно позволяет полностью удалить слишком глубоко утопленный винт. Работает этот метод с деревянными поверхностями. Можно просто высверлить сам метиз, позднее заменив его новым. Кроме того, хорошим решением может быть использование пробочной насадки, способной вытащить солидный участок деревянной поверхности вместе с его содержимым.
Пайка
Винт или шуруп небольшого размера с сорванными шлицами (чаще всего крестообразными) можно плотно соединить с отверткой при помощи пайки. Для этого на головку крепежа наносится раскаленное олово, в него погружают жало инструмента. Нужно дать соединению остыть и хорошо сцепиться. Затем можно легко выкрутить винт, ставший продолжением отвертки, зачистить инструмент от следов припоя.
Прикипевший и проржавевший винт
Здесь приходится бороться еще и с последствиями эксплуатации соединения. Удалить ржавчину можно при помощи специальных составов, достаточно будет нескольких капель. Затем используется ударная отвертка (можно заменит зубилом) и молоток. При ударной нагрузке прикипевшие и приржавевшие части винта становятся подвижными. Как только они поддадутся, можно сменить инструмент и выкрутить проблемный резьбовой элемент традиционным способом.
Рекомендации
Во многих случаях успех всего предприятия определяется не столько очевидными решениями и прилагаемой силой, сколько творческим подходом и хитростью
При этом важно не перехитрить самого себя и заранее подумать, а не станет ли в результате ещё хуже. Например, если болт с большой вероятностью застрял из-за некоторой деформации окружающего его материала, можно попробовать решить вопрос с помощью нагревания головки
Это особенно актуально для пластиковых изделий – они изготовлены из материала, который довольно быстро реагирует на нагревание. Шуруп во время нагрева немного расширяется и как бы раздвигает зажавшую его основу, теперь уже немного подмякшую.
Обратите внимание, что «подтаявший» пластик может ещё плотнее «схватить» крепёж, поэтому последний должен быть выкручен ещё заметно тёплым. Сложность тут заключается в том, чтобы правильно рассчитать нагрев и ни в коем случае не перестараться, поскольку пластиковая основа для шурупа является наиболее типичной для техники, и чрезмерный перегрев пластмассового корпуса может привести не только к заметной деформации изделия, но и к нарушению его функций
Аналогичная ситуация с нагревом особенно актуальна в том случае, если производитель непосредственно перед вкручиванием болта смазал его резьбу краской – так часто поступают для того, чтобы крепление было надёжным, совершенно забывая, что может возникнуть потребность в раскручивании. Нагрев в этом случае требуется довольно сильный – для него используют паяльник с тонким жалом. При этом с таким подходом метиз не только не должен быть вкрученным в пластиковую основу непосредственно – рядом с ним вообще не должно быть никакого пластика! Помните также и то, что в результате нагрева сам болт тоже стал чуть менее прочным, и любые чрезмерные усилия вполне могут окончиться срывом резьбы или шляпки.
Если крестовина на головке поизносилась настолько, что уже не поддаётся адекватному описанию с точки зрения геометрии, попробовать решить вопрос можно с помощью тонкой резиновой прокладки. Её надо приложить на место испорченной крестовины, после чего сверху сильно прижать крестовой отверткой чуть меньшего размера. К этому способу ещё надо приноровиться, но смысл хитрости заключается в том, что резина не скользит, плотно прилегает к метизу и забивается во все его щели, уступая натиску отвертки. В результате формируется как бы временный шлиц, позволяющий выкрутить крепёж.
Похожий метод предполагает использование суперклея или припоя (менее эффективно). Выбранную массу нужно капнуть внутрь сорванного шлица, после чего сразу же вставить туда отвёртку для формирования шлица нового. Тонкость задачи заключается в том, что инструмент ни в коем случае не должен менять своё положение, пока клей сохнет, иначе вы снова создадите себе ненужные проблемы. Остается выждать столько времени, сколько по инструкции (или по опыту) сохнет клей такого типа, после чего можно пробовать понемногу выкручивать крепление.
Если вы уверены, что у вас есть запасной крепёж такого же размера, но не можете извлечь прикипевший старый экземпляр, можно воспользоваться способом, который часто используют в салонах по ремонту техники для извлечения мелкого крепежа. Сначала надо подобрать сверло, чей диаметр точно равняется диаметру головки метиза
После этого предельно осторожно высверливают шляпку, делая всё возможное, чтобы не задеть ни окружающий пластик, ни нижнюю, резьбовую часть крепления. В итоге оно не мешает снять крышку после того, как все остальные болты будут выкручены
После снятия крышки окажется, что резьбовая часть теперь немного выпирает над внутренней деталью. Дальше нужно аккуратно подцепить обломок пассатижами и выкрутить его – на этот раз ему уже не будет мешать смещение соединяемых фрагментов, да и вкручен он совсем не так глубоко, чтобы сильно сопротивляться. Соответственно, при сборке окончательно разобранный болт заменяют на новый.
О том, как выкрутить любой болт, смотрите в следующем видео.
Советы по предотвращению ржавения
Профилактика – наилучший способ борьбы со ржавчиной. Всегда затягивайте крепления в соответствии со степенью затяжки аналогичных резьбовых соединений, используйте качественные болты, гайки и винты, обрабатывайте деталь смазкой перед закруткой. Даже если деталь новая, лучше её повторно зачистить. Все это позволит избежать того момента, когда приходится прибегать к ударным методам.
Все методы, описанные выше, достаточно эффективны, поэтому вы смело можете использовать любой из них. Они были проверены разными мастерами и всегда давали положительный результат. Воспользовавшись этими советами, вы сможете легко преодолеть трудности с застрявшими винтами, болтами или гайками
А приняв во внимание профилактические меры, сможете избежать повторного возникновения проблемы
Способы откручивания заржавевших деталей в домашних условиях
Демонтаж с помощью торцевой головки или накидного ключа
Если слой ржавчины не слишком большой, используйте торцевой либо накидной ключ. При этом инструмент должен иметь 6 или 12 точек контакта. Далее необходимо поочерёдно затягивать и ослаблять резьбу достаточно резкими движениями. Если это не помогло, обработайте поверхность с помощью металлической щётки, а затем нанесите одну из смазок, о которых говорилось выше. После того как средство начало работать, возьмите молоток и слегка постучите по креплению, чтобы сбить верхний слой. Затем снова используйте ключ, зажим должен ослабнуть. Для усиления эффекта можно надеть на ключ трубу или использовать инструмент без храпового механизма с длинной ручкой. Но будьте внимательны в работе, плохие и старые инструменты могут сломаться прямо в руках.
Используйте силу мышц и этот инструмент
Воздействие на гайки и болты высоких температур
Как вариант можно использовать нагрев для снятия детали. Возьмите паяльную лампу и прогрейте с её помощью крепление
Важно нагреть лишь одну сторону болта или гайки, чтобы она расширилась от высокой температуры и повредила слой ржавчины. Если такого инструмента под рукой не оказалось, можно использовать обыкновенную свечку
После нагрева облить деталь холодной водой, а затем снова взять в руки ключ. Единственный минус таких методов состоит в том, что они портят закалку металла.
Не используйте этот метод вблизи огнеопасных предметов и резиновых прокладок
Как открутить отвёрткой с помощью смеси масла для КПП и ацетона
Эффективной является смесь, приготовленная собственными руками. Она состоит на 50% из масла для АКПП и на 50% из ацетона. Использовать смазку необходимо несколько раз на протяжении нескольких часов, каждый раз оставляя её минимум на 40 минут. Иногда болт предназначается для отвёртки, в таком случае возьмите этот же инструмент или зубило и молоток. Затем с помощью ударов постарайтесь расшатать крепёж. Если вы не боитесь экстремальных методов, используйте цинк либо серную кислоту. Изначально необходимо сделать небольшой бортик из пластилина или воска вокруг крепежа. Затем в образовавшееся углубление положить кусочек цинка, сверху налить химический элемент. Через сутки проблема будет решена. Таким же образом можно открутить прикипевший винт на смесителе.
Закручивание до упора
Немаловажным способом является так называемый «метод от противного»: чтобы расшатать крепление прикипевшей детали, стоит не откручивать её, а наоборот, попытаться закрутить потуже, до конца. Так ход болта или гайки станет более свободным, что в конечном итоге поможет в снятии ржавого крепления.
Полный демонтаж
Если все эти способы оказались безрезультатными, то крепление нужно будет разрушать. Сделать это можно несколькими способами. Если вы работаете с болтом, нужно его высверлить и нарезать новую резьбу. Также можно использовать специальный инструмент, например, съёмник гаек. Он затягивает деталь, под давлением она трескается, благодаря чему гайка может быть снята обычным ключом. Наиболее радикальным способом является применение болгарки. Достаточно просто распилить болт вдоль, используя диск по металлу.