что делать если сбил на машине лося
Я сбил лося. Кто в этом случае должен возмещать ущерб?
Я сбил лося. Точнее, как потом сказали егеря, это была лосиха. Она прыгнула на машину за 20 метров до предупреждающего знака «Дикие животные», который действует 3 километра.
Сотрудники ГИБДД не отобразили этот знак на схеме ДТП. Заявили, что их это не касается, составили определение об отсутствии состава административного правонарушения — и уехали.
В интернете множество статей на эту тему, и одна другой противоречит. Меня интересует правда. Придется ли мне возмещать ущерб за свой счет или все же это относится к выплатам по ОСАГО? Ведь ОСАГО — это страхование именно автогражданской ответственности, и Российская Федерация, как владелец диких животных, в данном случае выступает в роли потерпевшей стороны, а я — виновника. Страховка, на мой взгляд, как раз должна покрывать ущерб, причиненный третьим лицам.
Помогите, пожалуйста, разобраться в этом неоднозначном вопросе. Как мне лучше поступить и что говорить, когда вызовут в суд?
С уважением,
Илья Сергеевич
Я думаю, что до суда дело не дойдет, если у вас все в порядке с полисом ОСАГО. Но даже в случае судебных разбирательств ответчиком, скорее всего, будете выступать не вы, а страховая компания.
Вы все сделали правильно для того, чтобы не покрывать ущерб за сбитое животное из собственного кармана и не лишиться прав: не покинули место ДТП, вызвали сотрудников ГИБДД, зафиксировали произошедшее и дали объяснения по факту происшествия. Тем самым 80 000 Р вы сэкономили. Не забудьте только уведомить о ДТП страховую компанию.
А вот ремонт собственной машины вам придется оплатить из собственного кармана, хотя в ДТП вы и не виноваты. Несмотря на то что дикие животные — это собственность государства, оно не несет ответственности за ДТП с их участием.
Что вообще произошло и кто виноват
С точки зрения правил дорожного движения произошло обычное ДТП. Под ним понимают любое событие на дороге с участием движущегося транспортного средства, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен материальный ущерб.
Тот факт, что в ДТП виноват лось, в этой ситуации роли не играет. Раз сотрудники ГИБДД составили определение об отсутствии состава административного правонарушения, значит, никаких претензий к вам у них не было.
Сотрудники ГИБДД не стали отображать этот знак на схеме ДТП — и они правы. Зона действия знака начинается сразу за ним. Доехать до знака вы не успели, следовательно, в месте, где случилось ДТП, он не действовал. Но даже если бы вы столкнулись с лосем сразу за знаком, это ничего бы не изменило. Знак «Дикие животные» предупреждающий, сам по себе он не обязывает водителя что-либо делать. ПДД не требуют при виде этого знака снизить скорость или остановиться и убедиться, что дорогу не перебегает лось, лиса или страус. Он только предупреждает: такое может произойти, будьте аккуратнее. Каких-либо санкций для водителя за то, что он не снизил скорость при виде этого знака, не предусмотрено.
Административной ответственности за наезд на животное в КоАП нет, а значит, штраф за такое ДТП водителю платить не нужно.
Почему нужно платить, если водитель не виноват
Но возмещать вред все-таки придется. Автомобиль — это источник повышенной опасности, и его владелец ответственен за любой вред, который этот источник опасности причинил.
Потерпевшей стороной в этом случае будет государство, поскольку весь животный мир в пределах территории РФ — это государственная собственность.
С расчетом суммы ущерба тоже никаких проблем нет. Существует методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Чаще всего ее используют для расчета не ущерба от ДТП, а ущерба государству от действий браконьеров.
Но вам можно не переживать: сотрудники ГИБДД и егеря не установили в ваших действиях ни умысла, ни вины, и в этом случае повышающий коэффициент равен 1. Если бы вас в чем-то обвиняли, это было бы отражено в документах. Задним числом обвинить вас не получится.
Что будет дальше
Есть два варианта развития событий.
Для первого и оптимального для вас вы все уже сделали: вызвали сотрудников ГИБДД, которые оформили ДТП и составили определение, что вы не виноваты. Представители министерства природных ресурсов и экологии России — егеря, — скорее всего, получили копию этого определения с данными вашего страхового полиса и страховой компании. Дальше они должны обратиться в вашу страховую компанию за выплатами. Это произойдет без вашего участия. Судебное разбирательство в этом случае тоже не требуется. Если страховая компания признает случай страховым и все выплатит, вы об этом, возможно, даже не узнаете.
Второй вариант развития событий менее вероятен, но все же возможен. Страховая компания может не признать случай страховым и откажется что-либо платить. По закону она может отказать в следующих случаях:
Этот перечень исчерпывающий, по другим основаниям отказать в выплате не получится. Но бывает, что страховщики не соглашаются на выплаты добровольно, — тогда вопрос решается в суде. Вы в этом разбирательстве будете свидетелем. Даже если это произойдет, придумывать, что говорить в суде, вам не придется. Можно смело рассказывать, как все было.
Почему есть разногласия по поводу того, кто должен возмещать ущерб
В интернете действительно много разных мнений, и позиция авторов этих статей не всегда подкреплена аргументами. Самый надежный аргумент — судебные решения. А суды в таких ситуациях встают на сторону водителя.
Приведу пример. В Костромской области мужчина сбил лося. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области потребовал возместить ущерб животному миру. Мужчина с этим не согласился — пришлось идти в суд.
Про страховую компанию при этом вообще никто не вспомнил. Мужчина доказывал, что лось был маленький, поэтому сумму возмещения нужно уменьшить. После ДТП лось был еще жив, его убили и разделали егеря, а мясо увезли. Да и вообще его вины в ДТП не было — сотрудники ГИБДД это подтвердили. А еще на месте ДТП отсутствовал знак «Дикие животные». Но департамент природных ресурсов с этими доводами не соглашался и требовал, чтобы ущерб возместил именно водитель.
А вот другой пример. В Ивановской области водитель тоже сбил лося на дороге. Но его гражданская ответственность не была застрахована и возмещать ущерб ему пришлось из собственного кармана.
Что в итоге
Страховой полис защищает вас даже при ДТП с участием диких животных. Не забывайте его оформлять и продлять.
Главное в ДТП с участием животных — не покидать место ДТП и вызвать полицию, чтобы зафиксировать происшествие.
Платить штраф за сбитое животное не придется, поскольку административным правонарушением это не является. Но вот возместить ущерб государству нужно. Если полис есть, это придется делать страховой компании.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Сбил лося — все тонкости ДТП и какой штраф?
Забегая вперёд, нужно сразу отметить, что, если Вы сбили лося, штрафа за это в 2021 году нет. От слова «совсем». Но не всё так просто. Дорожно-транспортное происшествие на дороге с участием машины и животного — это в любом случае ДТП, с виновниками и потерпевшими, а также со всеми вытекающими из этого административными и гражданскими взаимоотношениями.
Но давайте будем рассуждать по-простому и ссылаться на законодательства, действующее на 2021 год. И обо всём по порядку!
Сбил лося — это ДТП или нет?
Столкновение на дороге с любым животным — это дорожно-транспортное происшествие. Об этом нам говорит само определение ДТП из ПДД:
«Стоп! — скажете Вы, — лось это не человек и не груз«. И будете правы. Лось — это имущество. Вообще, любое животное в контексте дорожного движения считается имуществом. Так предписывает статья 137 Гражданского кодекса:
К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
А раз лось — это имущество, то у него должен быть обязательный атрибут — хозяин. И, если с домашними животными всё понятно, то с лосём. тоже ничего сложного. В частности, данный момент регулирует ФЗ №52 «О животном мире», статья 4 которого регламентирует, что собственником диких животных является государство. И именно государству надлежит возмещать вред за сбитого насмерть лося.
Таким образом, авария с лосем на дороге — это ДТП со всеми вытекающими последствиями и обязанностями не покидать место ДТП, выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку» и вызвать сотрудников ГИБДД.
Сбил лося — какой штраф и другие наказания?
В российском законодательстве чётко разделяются гражданские и административные статусы определённых событий. Административные — это когда Вы несёте наказание за нарушения в пользу государства, гражданские — когда возмещаете вред или вред возмещают Вам. Под штрафом за сбитого лося на дороге подразумевается административный штраф.
И хорошая новость здесь заключается в том, что на сегодняшний день штрафа, если Вы сбили лося или любое другое животное, нет. Но это только в том случае, если его, действительно, не было — если Вы двигались без превышения скорости, не совершали манёвров, попадающих под определение в ПДД «опасное вождение» и так далее, а на дорогу внезапно выскочил лось, то нарушений у Вас не усматривается по действующим на 2021 год Правилам и другим нормативным актам.
Хотя, сотрудники ГИБДД и пытаются нередко приплести к такому рода ДТП нарушение пункта 10.1 ПДД по части не выбранной водителем скорости, исходя из условий дороги, чтобы всегда иметь возможность предотвратить ДТП, опять-таки штрафа за нарушение данного пункта не предусмотрено.
И это значит, что административного штрафа за сбитого лося нет.
Других видов ответственности также за это не предусмотрено.
Кто виноват в ДТП с лосем?
Вина в аварии всегда ложится на того, кто нарушил ПДД. Как мы уже отметили выше, если Вы ничего не нарушали, то вроде как вина в ДТП ложится на лося — точнее, его собственника, так как первый является имуществом последнего.
Но настало время и плохих новостей. Есть в Гражданском кодексе ещё и статья 1079, часть 1 которой говорит нам о том, что владелец транспортного средства несёт ответственность за вред, причинённый этим ТС, независимо от степени вины и вообще наличия этой вины, как владелец средства повышенной опасности. Эта статья применяется при ДТП с участием автомобиля с пешеходами и велосипедистами, даже несмотря на то, что вина полностью лежит на последних.
И в этом случае происходит следующее:
Здесь следует упомянуть о том, кто такой владелец. Согласно тому же Гражданскому кодексу, это лицо, во владении которого находится машина — кто её эксплуатирует и распоряжается на праве доверия. Даже если собственник сидит рядом, то водитель всё равно владеет автомобилем.
В случае с лосем всё совершенно аналогично. Независимо от Вашей виновности в аварии с лосем, возмещать за него вред придётся в любом случае. Но и подать на возмещение вреда Вашей машине возможно.
Кто виноват, если не было знака «Дикие животные»?
Между тем, среди водителей бытует мнение, что знак 1.27 «Дикие животные» может в корне отменить обязанность водителя по выплате штрафа за сбитого лося. Но это совсем не так.
Знак 1.27 «Дикие животные»
Во-первых, как мы уже обсуждали выше, водитель может быть невиновен и без этого знака. Во-вторых, знак бы в любом случае не отменил вину водителя. Данный дорожный знак относится к типу предупреждающих. Он не устанавливает никаких ограничений, предписаний или запретов, а также не снимает обязанность ехать соответственно дорожным условиям. Наличие знака не означает напрямую, что на дороге обязательно появится лось, поэтому и его отсутствие не означает, что появление диких животных на данном участке дороги исключено. Поэтому знак 1.27 не может влиять на степень вины водителя за сбитого лося.
Такое суждение подкрепляется большинством судов. Вот, например, одно из судебных решений, подробно трактующее действие данного знака.
Сколько придётся заплатить за сбитого лося?
И всё же отсутствие состава для привлечения по административному штрафу не означает, что ущерб за сбитого лося Вам не будет положено возмещать. Выше мы уже упоминали о гражданско-правовых отношениях. И это значит, что ущерб придётся оплатить.
Обязанность по компенсации ущерба государству также продиктована статьёй 77 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», часть 1 которой говорит:
1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.
Выше мы также выяснили, что собственником лося является государство, и в данном случае, в частности, лесное хозяйство, в чьём ведении находится участок дороги и леса, где был сбит лось. Именно поэтому многие — даже участвовавшие в ДТП с лосем водители — путают возмещение ущерба в гражданском порядке с штрафом за лося. Ниже для удобства мы также будем называть его штрафом.
Шутка ли, но есть и «тарифы» за сбитого лося, регулируемые также законодательством. Эти тарифы названы таксами за вред, причинённый охотничьим ресурсам. Их регулирует Приказ Минприроды России «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам«. В частности, за различных животных штрафы составляют следующие суммы:
Виды охотничьих ресурсов | Такса (рублей за 1 особь) |
---|---|
Лось, сибирский горный козел, овцебык | 80 000 |
Кабан, дикий северный олень, кабарга | 30 000 |
Благородный олень | 70 000 |
Пятнистый олень, лань, туры, сайгак | 60 000 |
Косули, муфлон, серна | 40 000 |
Снежный баран | 100 000 |
Гибрид зубра с бизоном, домашним скотом | 180 000 |
Медведи | 60 000 |
Барсук | 12 000 |
Сурки, бобры, куницы, харза | 6 000 |
Соболь, выдра | 15 000 |
Росомаха | 15 000 |
Рысь | 40 000 |
Волк, лисица, шакал, енот-полоскун, енотовидная собака, ондатра | 200 |
Песец, корсак, дикие кошки, норки, хори, колонок, зайцы, дикий кролик | 1 000 |
Горностай, солонгой, ласка | 500 |
Белки | 500 |
Кроты, водяная полевка, хомяки, бурундуки, летяга, суслики | 100 |
Глухари | 6 000 |
Тетерев, фазаны, улары, саджа | 2 000 |
Гуси, казарки | 1 000 |
Утки, рябчик, куропатки, кеклик, голуби, лысуха, вальдшнеп | 600 |
Перепела, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, горлицы. | 200 |
Как видим, штраф за сбитого лося составляет 80 тысяч рублей. И это ещё не самое «дорогое» животное.
Заплатит ли за сбитого лося ОСАГО?
Но весьма солидный штраф за сбитого лося беспокоить Вас должен гораздо меньше, ведь такой ущерб покрывает ОСАГО. Максимальный убыток в этом случае для Вас — это уменьшение скидки за безаварийную езду в следующем страховом периоде. Максимальная выплата по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей, следовательно, страховая сумма может покрыть до 5 сбитых лосей в рамках одного (каждого) ДТП.
Такой вывод следует из самой первой статьи ФЗ «Об ОСАГО», регламентирующей определение страхового случая, а также из определения ДТП из Правил дорожного движения.
Что делать если сбил лося (оленя, кабана, etc.), и как этого избежать…
Эта история — из цикла «это может произойти с каждым». Кажется, что вероятность столкновения с лосём или любым другим диким животным — крайне мала. Но статистика говорит об обратном: только в Ленинградской области в 2017 году было официально зафиксировано около 150 ДТП с лосями. Реальное количество подобных столкновений, скорее всего, минимум раза в два выше. Каждый, кто выезжает за пределы города — в группе риска.
Всё изложенное ниже основано на собственном опыте. В интернете есть немало материалов на эту тему, но многое из написанного — откровенный бред: значительная часть тезисов, кочующих из одного текста в другой, не имеет ничего общего с реальностью, а встречающиеся цифры давно устарели. В моей статье нет пустых домыслов, «диванной» экспертизы и ссылок на устаревшие нормативные акты. Только факты, только правда.
Оглавление:
Вступление или Это может произойти с каждым
Я — достаточно опытный водитель: регулярно нахожусь за рулём с 2006 года. За это время я проехал далеко не одну сотню тысяч километров отчасти по не самым комфортным для вождения странам. Я рулил в Иордании, Марокко, Индии, Шри-Ланке, Иране, Тунисе, пробирался на машине через заснеженные перевалы в горах, вяз в северных топких болотах, резвился на песчаных барханах в пустынях и до недавнего времени был уверен, что эта история может произойти с кем угодно, но только не со мной.
Тёплым июльским вечером я ехал с Кургальского полуострова в Кингисепп. Был двенадцатый час ночи, ещё не стемнело, но на дорогу уже опустились густые сумерки — такие бывают под Петербургом на исходе белых ночей. С точки зрения управления автомобилем это — самое мерзкое время, когда естественного освещения уже не хватает, а света фар для достаточной видимости ещё недостаточно.
Только-только начался хороший участок дороги, поэтому ехал я быстро — хотелось поскорее добраться до гостиницы. Неожиданно на обочине фары выхватили из полуночного мрака знакомый силуэт — молодая лосиха с интересом глядела в мою сторону. Рефлекторно я начал сбрасывать скорость — тормозил резко, но не экстренно.
До зверя оставалось метров двадцать. Я только успел сказать Инари: «О, смотри, лось!», в этот момент животное выскочило на проезжую часть и замерло прямо передо мной. Я ударил по тормозам и попытался его объехать. Через миг двухсоткилограммовая туша прилетела мне в лобовое стекло. Оно раскрошилось, но выдержало — это уберегло нас от травм, а может даже спасло жизнь.
Лосиха скрылась в ближайшей чаще. Я остановился на обочине и стал думать — что делать дальше.
Позвонил нескольким друзьям. Оказалось, что никто не знает как поступать в такой ситуации.
Набрал 112. Там спросили:
— Есть пострадавшие?
— Нет, — отвечаю.
— Наряд ДПС будем вызывать?
— Лично мне они не нужны. Если надо по закону — то вызывайте.
— Если не вызываем, то вас лишат прав за то, что уехали с места происшествия.
— Ну прекрасно! А зачем тогда спрашиваете? Вызывайте.
Что делать если сбил животное?
Данный порядок действий основан на здравом смысле, текущем законодательстве и советах приехавших ко мне на место происшествия сотрудников полиции и егерей.
1. Остановите машину, заглушите мотор, включите «аварийку», установите знак аварийной остановки.
Здесь я ещё рекомендую, если машина на ходу, съехать с проезжей части на обочину. Это противоречит ПДД, но вероятность что кто-нибудь въедет в вас, пока вы будете ждать полицию, — довольно велика. Особенно это актуально на загородной дороге в тёмное время суток.
2. Удостоверьтесь, что все находящиеся в машине пассажиры живы и здоровы. При необходимости вызовите скорую помощь.
Оказывайте первую помощь, только если вы знаете как это делается. В противном случае — велика вероятность сделать только хуже.
3. Вызовите наряд ДПС для оформления ДТП.
Если зверь при наезде не пострадал и у автомобиля нет повреждений, тогда такой случай не является ДТП, и вызывать полицию не нужно. Во всех остальных случаях наезд на животное официально классифицируется как ДТП. Если не вызвать наряд ДПС для его оформления, это будет расценено как оставление места ДТП.
В соответствии с КоАП РФ, оставление места ДТП влечёт за собой лишение права управления транспортными средствами на срок до полутора лет либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Но это ещё не всё. Если вы сбили дикое животное, оставление места ДТП может быть расценено как «незаконная охота». А это уже — уголовная статья. В этом случае будет назначен либо штраф до одного миллиона рублей, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет. Автомобиль, как средство совершения преступления, может быть конфискован.
Я рекомендую вызывать полицию в любом случае.
Интересно, что размер зверя нигде в законодательстве не регламентирован. Формально, наезд на крота или суслика, — точно такое же ДТП со всеми вытекающими последствиями. Где провести грань между «вызвать ДПС» и «забить и ехать дальше» — решайте сами.
4. Если животное осталось на проезжей части, постарайтесь обеспечить безопасность других участников движения.
Если животное погибло — оставьте его на месте, при этом позаботьтесь, чтобы другие автомобили не наехали на него. Если зверь получил травмы, он небольшой и неагрессивный, — попытайтесь оттащить его на обочину, чтобы он вторично не попал под колёса. Если животное большое и агрессивное, в целях безопасности лучше не приближайтесь к нему, при этом обозначьте место аварии, чтобы не допустить повторного наезда на него другими автомобилями.
5. Если автомобиль не может дальше перемещаться самостоятельно — вызывайте эвакуатор.
Если вы находитесь далеко от города, эвакуатор может ехать до вас несколько часов, поэтому лучше вызвать его заранее. Сразу решите куда именно вы повезёте свой автомобиль для ремонта.
6. После приезда наряда ДПС оформите ДТП.
Иногда сотрудники полиции могут начать отговаривать вас от официального оформления, особенно если животное убежало в лес. Соглашаться на это или нет — решайте сами. В случае отказа от оформления, в дальнейшем есть вероятность как минимум лишиться прав, как максимум — отправиться в тюрьму, если животное вдруг будет обнаружено в ближайшей чаще.
При оформлении ДТП внимательно изучите какие элементы автомобиля повреждены, и что указывают в справке о ДТП сотрудники полиции. Во-первых, это повлияет на выплаты по страховке (при условии, что у вас есть каско). Во-вторых, эта информация в дальнейшем попадёт в базу ГИБДД, и когда вы будете продавать свой автомобиль, все данные о повреждённых элементах будут доступны покупателю.
7. Если животное было диким, и оно не сбежало, сотрудники ДПС вызовут егерей из местного охотничьего хозяйства, в чьём ведении находится участок леса и дороги, где произошло ДТП.
Первым дело егеря оценят состояние пострадавшего зверя. Если травмы будут серьёзными (а это случается в большинстве случаев, если животное не убежало) — они добьют его. По закону зверю должны перерезать шейные артерии, но чаще всего — просто застреливают.
После этого егеря оформят документы о гибели животного в результате ДТП. Для этого они спросят у вас данные автомобиля и номер страхового полиса ОСАГО (это нужно для того, чтобы ущерб за убитое животное был возмещён не вами, а вашей страховой компанией — см. пункт 9).
Если произошла авария с домашним животным, например — коровой или собакой, — вместо егерей предстоит отыскать владельца пострадавшего зверя и решать вопрос о возмещении ущерба с ним.
8. Егеря разделают тушу погибшего животного.
Погибшего зверя егеря должны утилизировать. Но если речь идёт о лосе, медведе либо кабане — тушу прямо на месте разделают минут за пятнадцать и заберут мясо себе. Если очень хорошо попросить — могут угостить вас несколькими килограммами (насколько это законно — мне неизвестно).
Не забывайте, что мясо плотоядных животных (медведей, кабанов) перед употреблением необходимо сдавать на экспертизу на предмет наличия разных паразитов. Мясо травоядных животных (лосей, оленей) обычно считается безопасным. В любом случае, употребляя в пищу диких зверей — вы всегда рискуете. Это не значит, что нужно от мяса отказываться, просто всегда держите это в уме.
9. Какой штраф за сбитого лося (оленя, кабана, etc.)?
Вне зависимости от наличия вины водителя, никаких штрафов за сбитых животных не существует. Есть возмещение ущерба государству в гражданском порядке (читай: возмещение вреда, нанесённого охотничьим ресурсам), но это — не штраф.
Если в двух словах: любое дикое животное является имуществом государства, при наезде на него этому имуществу был причинён ущерб, который необходимо возместить в полном объёме. Обязанность возмещения этого ущерба следует из Федеральных законов № 7 «Об охране окружающей среды» и № 52 «О животном мире», а также из ГК РФ и возлагается на водителя автомобиля, вне зависимости от того виноват он или нет.
Существует приказ Министерства Природы, в котором зафиксирован размер вреда, наносимого охотничьим ресурсам, в зависимости от вида животного. Так в 2018 году базовая такса за сбитого крота или суслика — 100 рублей. За волка, лисицу или енотовидную собаку придётся заплатить 200 рублей. Крупные животные оцениваются значительно дороже: кабан — в 30 тысяч, косуля — в 40 тысяч, медведь — в 60 тысяч, лось — в 80 тысяч рублей. Самый дорогой — гибрид зубра с бизоном или домашним скотом, такса за него — 180 тысяч рублей.
Дальше в ход вступают различные коэффициенты.
Во-первых оценивается количество особей, которым был нанесён ущерб. При этом, также учитываются ещё нерождённые животные. Например, если сбить лосиху, беременную двумя детёнышами, то придётся возместить ущерб государству за трёх особей.
Во-вторых, есть коэффициенты, связанные с региональными особенностями, количеством особей на территории конкретного охотничьего хозяйства, и прочими условиями, разобраться в которых человеку со стороны практически невозможно.
В зависимости от применяемых коэффициентов базовая такса за сбитого животного может быть как уменьшена, так и увеличена в несколько раз. Например, беременная самка лося, сбитая на территории заповедника, будет оценена в несколько сотен тысяч рублей.
Хороших новостей во всей этой истории две:
Во-первых, ущерб за сбитое животное оплачивается страховой компанией за счёт вашего полиса ОСАГО. Обычно охотничье хозяйство решает этот вопрос напрямую со страховщиком без участия водителя.
Во-вторых, данная выплата, при условии что вы не нарушали в момент аварии ПДД, не влияет на стоимость вашего полиса в следующем году.
Замечу, что если в момент аварии вы ехали с нарушением ПДД, например — с превышением скорости, сотрудники полиции могут вам выписать соответствующий штраф. Но это не будет никак связано с тем, что вы сбили животное. В случае, если ваша вина не доказана, вам выдадут постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Сохраните этот документ, он доказывает вашу невиновность (и может понадобиться, если в следующем году страховая компания решит вдруг решит повысить вам стоимость полиса ОСАГО из-за данного случая).
В заключении, скажу пару слов про дорожный знак 1.27 «Дикие животные». Он относится к типу предупреждающих и не устанавливает никаких ограничений, предписаний или запретов. Данный знак никак не влияет ни на степень вины водителя за сбитого зверя, ни на потенциальный размер штрафа за нарушение ПДД, ни на сумму возмещения ущерба государству за вред, нанесённый охотничьим ресурсам.
10. Возместят ли мне стоимость ремонта автомобиля?
Если у вас есть полис каско, и все документы о ДТП оформлены верно, то страховая компания должна оплатить восстановление вашей машины. Во всех остальных случаях ремонт придётся производить за свой счёт.
Как избежать столкновения?
Если вбить в Гугле запрос «фотографии дтп с лосем» станет не по себе. Для полноты эффекта ещё можно посмотреть аналогичные видео на Ютубе. По статистике ГИБДД, лось — самое опасное из животных: именно при столкновении с ним чаще всего гибнут люди.
Ещё лося может разрезать крышей или другими элементами автомобиля, тогда весь салон окажется в его внутренностях. Сотрудники ДПС, которые оформляли моё ДТП, рассказали о случае, когда у сбитого лося разорвало прямую кишку, и всё внутри машины было в буквальном смысле в лосином дерьме.
Самое главное правило как избежать столкновения — очень банальное: соблюдайте скоростной режим. Дикий зверь, особенно если это лось, выбегает на дорогу из леса всегда неожиданно и в самый неподходящий момент. И если со скорости 90 километров в час ещё можно успеть оттормозиться и свести вероятность аварии к минимуму, то на 130 километрах в час шансы на благополучный исход будут стремиться к нулю.
Очень важным фактором в выборе безопасной скорости движения является наличие пустого пространства между лесом и проезжей частью. Если рядом с дорогой расположена широкая обочина, за которой ещё расчищено несколько десятков метров лесополосы, — безопасная скорость движения будет выше. Если же лес подходит вплотную к проезжей части, тогда не рекомендуется ехать быстрее 70-80 километров в час.
Особенно внимательным нужно быть, если на дороге стоит знак 1.27 «Дикие животные». Их устанавливают не абы как, а в местах где либо регулярно случаются столкновения со зверями, либо их вероятность действительно высока, например, там где проходят тропы миграции животных. Егеря, которые приехали оформлять моё столкновение с лосём, рассказали, что они, видя такой знак, всегда сбрасывают скорость до 60-70 километров в час.
Также особую осторожность следует проявлять в течение пары часов после заката и перед рассветом. По статистике, именно на это время приходится большинство столкновений с дикими зверями.
Если вы увидели животное, — не важно: на проезжей части, на обочине или в стороне от дороги — сразу максимально быстро остановитесь и дайте зверю спокойно уйти. Скорее всего, увидев вас, он либо перебежит через дорогу, либо устремится в ближайший лес.
Ни в коем случае не пытайтесь проехать мимо дикого животного: неизвестно как оно решит себя повести. Вот, например, реальная история, рассказанная мне егерями. Какой-то мужик, увидев лося, стоящего рядом с дорогой, сбросил скорость до 10 километров в час и стал медленно двигаться мимо него. Лось неожиданно метнулся в сторону машины, пробил копытом колесо, перевалился через крышу, сильно её помяв, и убежал в лес.
Другая история произошла в начале этого лета на одной из федеральных трасс. Там лось стоял на встречной полосе, но когда машина подъехала к нему, неожиданно перепрыгнул через ограждение и попал под колёса на скорости значительно превышающей 100 километров в час. В этой аварии водитель и пассажир чудом остались живы.
Если лось неожиданно выскочил на дорогу — всегда старайтесь объехать его сзади. Иногда животное гипнотизируется светом фар летящего на них автомобиля и встаёт как вкопанное посреди дороги, именно так произошло в моём случае.
Не так часто как с лосями, но всё равно регулярно происходят столкновения с кабанами, лисами и енотовидными собаками. Встреча с ними на дороге не так опасна, как с лосём, но и в этом случае последствия могут быть такими же печальными.
Эпилог или Коротко о последствиях
Лосиха, выскочившая на дорогу передо мной, оказалась относительно небольшой. Егеря сказали, что ей было не больше двух лет, и весила она около двухсот килограммов.
Незадолго до столкновения на дороге начался хороший асфальт. Я ехал со скоростью около 120 километров в час, но за пару минут до столкновения почему-то сбросил скорость до 80. Перед тем как лосиха выскочила на дорогу, я успел ещё немного оттормозиться. Столкновение произошло на скорости примерно 40 километров в час.
Единственное место, где лобовое стекло оказалось пробито насквозь, и откуда прилетело больше всего битых осколков, — верхний левый угол, аккурат за водительским солнцезащитным козырьком. Обычно, когда наступают сумерки, я его всегда поднимаю. В момент аварии козырёк почему-то оказался опущен. Если бы не он, осколки от стекла наверняка прилетели бы мне в глаза.
Мы с ma chérie Инари отделались лишь лёгкими порезами. Лосиха была обнаружена егерями в лесу метрах в ста от нас с переломанными задними ногами. Её пришлось добить.
Во сколько же обошлась вся эта история?
Во-первых, егеря оценили сбитую лосиху в 20 тысяч рублей. Эти деньги будут выплачены моей страховой компанией по полису ОСАГО напрямую в охотничье хозяйство без моего участия.
Во-вторых, эвакуатор от Кингисеппа до Санкт-Петербурга обошёлся в 14 тысяч рублей. Я сбил лося в двенадцатом часу ночи, машину я сгрузил с эвакуатора в гараж без двадцати семь утра.
В-третьих, хотя на первый взгляд повреждения показались несерьёзными, общая стоимость ремонта автомобиля приблизилась к 200 тысячам рублей, при том что делал я всё у друзей, и все запасные части покупал с максимально возможными скидками напрямую у поставщиков. Каско у меня не было.
Как-то так в этот раз.
Две недели назад я чуть не сбил ещё одного лося. Только-только стемнело. Я ехал по грунтовой дороге с Ястребиного озера в сторону Приозерска. Неожиданно матёрый сохатый решил выбежать из леса на дорогу. Я лишь успел увидеть появляющуюся из-за примыкающих к дороге деревьев голову с огромными рогами прямо перед машиной, рефлекторно дёрнул руль влево и каким-то чудом разъехался с животным, даже не задев его. Реши он выйти на пару секунд раньше я, вероятно, уже не писал бы этот текст…
Будьте аккуратны на дорогах и берегите себя!
Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!
Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!
Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на мою авторскую рассылку!
В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!