что делать если самолет падает в воду
Что делать при падении самолета?
Во время полета может произойти любая внештатная ситуация, в том числе и авария. Именно поэтому важно уметь правильно действовать, чтобы увеличить свои шансы на выживание. Рассмотрим, как себя вести и что делать, когда самолет падает.
Как вести себя во время перелета?
Как показывает статистика, в 95% авиапроисшествий есть те, кто выжил, поэтому нужно стараться делать все возможное для того, чтобы спастись, даже из такой, на первый взгляд, обреченной участи. Достаточно соблюдать меры предосторожности во время полета и в случае неудачной посадки. Подготовка к удачному перелету состоит из следующих этапов:
Если вам довелось находиться на борту в момент падения, то главное, что нужно сделать – это перестать нервничать и паниковать. Необходимо взять себя в руки и подумать о своей безопасности. Не стоит вестись на какие-либо отчаянные поступки других пассажиров. Нужно в первую очередь думать о сохранении своей жизни.
Что делать, если самолет падает?
Многие люди задаются вопросом: что делать при падении самолета? В первую очередь нужно собраться с мыслями и начать действовать грамотно и быстро. Увеличить шансы на спасение можно следующими способами:
Помимо всего вышеуказанного, что делать, если самолет падает, при авиапроисшествии необходимо убрать подальше все острые предметы. Также надо прикрыть голову подушкой, но перед этим обвязать ее одеждой. Главное думать о собственной безопасности. Конечно, по возможности нужно помогать людям, но не стоит забывать, что никто, кроме вас, не спасет вас от смерти. Если нет возможности выбраться из лайнера, то требуется находиться в менее опасном месте, пока он не приземлится.
Для того чтобы удачно выбраться из аварийного самолета, необходимо знать все правила поведения на борту и во время авиакатастрофы. После ознакомления с правилами поведения во время полета, а также прослушивания рекомендаций бортпроводников необходимо собраться с мыслями и начинать действовать. При этом нужно сохранять выдержку и спокойствие, так как слезами и криками свою жизнь не спасти.
Прежде всего — что ни в коем случае нельзя поддавайтесь панике, ведь это абсолютно не поможет. Только «холодная голова» может спасти жизнь. Возможно, придется оказать помощь другим пассажирам.
Кроме того, немаловажно внимательно выслушать инструкции бортпроводниц, которые касаются правил поведения в чрезвычайной ситуации. Во время инструктажа рассказывают о том, как использовать оборудование, предназначенное для спасения. Даже если ранее приходилось слушать подобные инструкции, следует иметь в виду, что оборудование постоянно модернизируется и важная информация может быть упущена.
Весьма полезно заблаговременно подготовить небольшую емкость с водой, чтобы она находилась непосредственно в одежде, а не в багаже или сумочке.
Целесообразно учесть маршрут движения. В том случае, если предполагается полет над водой, то следует поместить аптечку, а также предметы первой необходимости в пакет, не пропускающий влагу. На себя стоит надеть вещи яркого цвета, что в случае аварийной посадки значительно упростит поиски спасателям.
Важно также принять во внимание, что спасательный жилет необходимо надевать в определенный период. Если сделать это раньше времени, выход из самолета может быть затруднен. Если аварийная посадка совершена на воду, следует как можно скорее попасть на специальный спасательный плот. В том случае, если возникла необходимость совершить аварийную посадку, целесообразно наклониться к коленям, сжать голову руками, предварительно обмотав одеждой.
Во время полета следует правильно отрегулировать ремень. Он должен плотно прилегать к телу. Выполнение данной рекомендации позволит избежать самых разнообразных травм, а также верно применить кислородную маску.
К сожалению, случаются ситуации возникновения пожара во время полета, поэтому лучше подстраховаться и надеть одежду, изготовленную из шерсти или кожи. Эти материалы обладают защитными характеристиками. Для этих же целей нужно максимально закрыть тело одеждой. При движении к выходу необходимо держаться ближе к полу.
Также следует отметить, что в том случае если в самолете отсутствует кислород, в ушах может появиться свист, боль, а также возможно возникновение болевых ощущений в области кишечника. Поэтому необходимо как можно скорее надеть специальную маску с кислородом. Из-за недостатка кислорода также возможна потеря сознания.
Как повысить свои шансы на выживание при крушении самолёта Статьи редакции
Специально для TJ читатель Artem Victorovich перевёл статью «10 ways to boost chances of surviving a plane crash», опубликованную CNN, и дополнил её примерами и выводами из личного опыта.
Недавнее крушение рейса TransAsia 235, когда часть пассажиров осталась жива, вновь вызвало вопрос: почему кто-то погиб, а кто-то сумел остаться в живых. И тут должны встрепенуться аэрофобы: значит, есть шансы выжить, осталось только понять, как их увеличить.
Безусловно, авиационные происшествия бывают разные: от небольших инцидентов (невыпуск стойки шасси) до катастроф, к которым, как правило, приводит целый ряд обстоятельств. В этой статье мы можем говорить лишь о тех ситуациях, где у нас есть хоть какой-то контроль над происходящим: к примеру, аварийная посадка или разгерметизация кабины.
Я связан с гражданской авиацией с 2004 года, когда начал получать соответствующее образование, а в 2007 началась моя авиационная карьера: я работал представителем крупных иностранных авиакомпаний, а в 2013 отправился в Сочи готовить аэропорт к Олимпийским играм. За всю жизнь я налетал в общей сложности больше месяца и облетел Землю больше одиннадцати раз.
Я не считаю себя экспертом и никогда не отвечаю на вопросы друзей: «А почему, по-твоему, разбился этот самолёт?». На мой взгляд, никто не имеет права делать подобные заявления, кроме органов, уполномоченных проводить расследование. Все же тиражируемые СМИ «мнения экспертов», — не более чем спекуляция на трагедии других людей и желание попиариться. Статью CNN я дополню реальными историями из личного опыта.
1. Выбор места в салоне
Мнения экспертов о том, где сидеть безопаснее, расходятся. Вы слышали о теории «пяти рядов»? Есть мнение, что если ваше место не более чем в пяти рядах от ближайшего аварийного выхода, то, по статистике, у вас больше шансов на выживание. Профессор университета Гринвич провёл в 2011 году исследование, которое подтвердило данную теорию. Среди прочего в исследовании отмечается, что в более чем 90% авиапроисшествий, случившихся за последнее время, есть выжившие.
Эксперты Федерального Авиационного Агентства США (U.S. Federal Aviation Administration) утверждают, что в самолёте нет какого-то наиболее безопасного места. По их словам, в результате происшествий разные части самолёта могут быть подвержены повреждениям и, следовательно, определить безопасное место не представляется возможным. Недостаточно знать только о расположении ближайшего к вам аварийного выхода, так как он может быть заблокирован. На этот случай эксперты агентства советуют знать, где находится второй по удалённости аварийный выход. Тем самым вы сможете увеличить свои шансы на то, чтобы как можно скорее покинуть кабину самолёта.
Очень часто, когда самолёт разбивается при посадке, мы видим кадры лежащей отдельно задней части, практически без повреждений. Из этих соображений считаю последние 2-3 ряда самыми безопасными, но и тут есть одно но: бизнес-класс всегда впереди, поэтому не стоит идти на сомнительную безопасность хвостовой части, поступившись комфортом бизнес-класса. Кстати, при обнаружении на борту взрывного устройства его перемещают именно в хвостовую часть, так как в случае взрыва эта часть самолёта наименее подвержена разрушению в силу его конструктивных особенностей.
В каждом самолёте есть специальные места для пассажиров, неспособных передвигаться самостоятельно. Иногда они даже помечены значком «инвалидная коляска». Это места для пассажиров «Wheelchair» (WCHC), которые вообще не могут передвигаться сами. Эти кресла, как бы прискорбно это ни звучало, находятся равноудалённо от двух ближайших выходов. Сделано это для того, чтобы эти пассажиры не затруднили эвакуацию других. Если на вашем или соседнем ряду есть значок «инвалидное кресло», значит, вы находитесь равноудалённо от двух ближайших выходов.
2. «Прослушайте информацию по безопасности…»
Сколько раз мы слышали эту фразу? Я надеюсь, ровно столько, сколько полётов у вас было. Каждый раз перед взлётом обратите внимание на бортпроводников, демонстрирующих расположение выходов и работу аварийно-спасательного оборудования самолёта, либо на соответствующую видео-демонстрацию. Они могут показаться скучными, но знание этих инструкций помогает спасать жизни. Убедитесь, что знаете где ваш спасательный жилет и где находятся ближайшие к вам аварийные выходы. В бизнес- и первом классе жилет, как правило, находится не под креслом, а в консоли между креслами. Обязательно уточните это.
Ещё одна тонкость: несознательные пассажиры иногда воруют спасательные жилеты, а соответствующие службы не всегда внимательно проверяют наличие всех жилетов. Если не можете свой нащупать свой жилет под сиденьем — смело нажимайте на кнопку вызова и уведомите об этом бортпроводников. Вам тут же принесут жилет и закрепят его на соответствующем месте, либо пересадят на кресло, где он есть. За все мои полёты я несколько раз сталкивался с отсутствием спасательных жилетов.
3. Обратите внимание на инструкцию по безопасности
В кармане спинки впередистоящего кресла вы найдёте схему-инструкцию по безопасности: это ваша карта выживания. Где аварийный выход, как надуть жилет или плот, откуда стоит ожидать появление кислородной маски — всё это вы найдёте в схеме-инструкции. Да, ещё в этих инструкциях можно поразглядывать смешных человечков, многие авиакомпании стараются сделать их забавными и интересными.
И пусть возможность использования спасательного жилета на рейсе из Петербурга в Москву представляется крайне призрачной, но кислородной маски — вполне возможно. Достаточно, чтобы сработал датчик разгерметизации кабины (даже ошибочно), чтобы открылись лючки с масками.
4. Учитесь группироваться
Вы знаете, как сгруппироваться в аварийной ситуации? Вы хоть раз пробовали это сделать? У вас может быть всего несколько секунд, чтобы сгруппироваться. Есть несколько позиций, которые указаны в инструкции по безопасности. Не стесняйтесь потренироваться. Могу сказать, что умение быстро сгруппироваться поможет вам не только при аварийной посадке, но и просто во время очень сильной турбулентности.
Считаю важным держать ремень застёгнутым во время всего полёта. Очень часто звуковая индикация отключения светового табло «Пристегните ремни» сопровождается клацканием пряжек отстёгивающихся ремней «смельчаков». Вам что, ремень дышать не даёт? Если шанс попасть в авиакатастрофу крайне мал, то вероятность проломить головой панель освещения либо обшивки потолка в разы больше.
Неожиданная турбулентность встречается и на больших высотах. На моей памяти был не один случай, когда после подобной встряски «смелым» пассажирам требовалась медицинская помощь. Летите ночным полупустым рейсом и есть возможность поспать на трёх креслах? Отлично, но пристегните ремень поверху, чтобы не впечататься в потолок, если самолёт вдруг поймает нисходящий поток.
5. Всегда узнавайте, где ближайшие аварийные выходы
Выше уже сказано о необходимости знать расположение аварийных выходов. Попытайтесь спланировать путь вашей эвакуации: основной и альтернативный. Если кабина оказывается задымлена, то, вероятно, вы не сможете увидеть, где находится ближайший выход. Посчитайте, сколько рядов отделяет вас от выхода, во время эвакуации в задымленной кабине вы можете передвигаться в сторону выхода, отсчитывая подлокотники в проходе.
Задача экипажа при эвакуации — обеспечить безопасную и быструю эвакуацию всех пассажиров. По международным правилам на каждый выход (станцию) должен быть минимум один бортпроводник, именно он откроет выход (либо выходы с двух сторон, если это возможно) и будет простыми голосовыми командами направлять к себе пассажиров. Если по каким-то причинам использовать выход нельзя, то в его задачи входит не допустить покидание самолёта через этот выход и направить пассажиров к другим выходам.
6. Передвигайтесь быстро
Большинство пассажиров, как правило, выживают при первичном ударе (в случае аварийной посадки либо крушении), однако то, что происходит потом, часто становится причиной смерти.
При проектировании самолётов считается необходимым обеспечить эвакуацию всех пассажиров через половину выходов в течение 90 секунд: именно это время считается максимальным, в течение которого у вас есть шансы безопасно покинуть самолёт.
Помните, что на узкофюзеляжных самолётах (Airbus A320, Boeing 737) — проще говоря на тех, где по салону идёт один проход, — выходы, расположенные в плоскости крыла, имеют меньший размер, и через них эвакуацию проходит медленней, чем через основные выходы. Покидая самолёт, не берите с собой никаких сумок, это затруднит проход.
Всё что вам реально понадобится — это документы и тёплые вещи, если на улице холодно (главное, чтобы эти тёплые вещи не затрудняли ваш выход из самолёта). Спускаясь по надувному трапу, не пытайтесь за него держаться или касаться: получите сильные ожоги рук. Покинув самолёт, отойдите на безопасное расстояние и в случае необходимости помогите сделать это другим.
7. Будьте внимательны во время взлёта и посадки
По статистике, именно на эти фазы полёта приходится наибольшее число происшествий. Распитие алкоголя может ухудшить вашу реакцию точно так же, как и сон. Постарайтесь быть сконцентрированы в эти моменты: не снимайте обувь, не закрывайте глаза маской для сна, а уши наушниками.
Из личного опыта могу сказать, что возврат самолёта в аэропорт вылета в 90% случаев происходит в первые 20 минут после взлёта: треснувшее стекло кабины пилотов, невозможность убрать стойку шасси, пойманная прямо на взлёте стая птиц, либо помпаж двигателя сразу после отрыва от земли. Все эти события хоть и являются нештатными ситуациями, но не несут большой опасности для пассажиров. Они часто отрабатывается на тренажёрах, и экипажи хорошо знают порядок действий.
Тем не менее, пассажирам следует быть внимательными к инструкциям экипажа и четко выполнять все указания. Все объявления будут делаться на языке страны авиакомпании и английском языке. Если у вас есть языковые сложности, то убедитесь, что человек, сидящий рядом с вами, в состоянии объяснить вам инструкции экипажа. В худшем случае повторяйте всё за всеми.
8. Будьте в форме
Наверное даже не стоит говорить, что если вы находитесь в хорошей форме, то у вас больше шансов быстро покинуть кабину, чем если вы неповоротливы и страдаете лишним весом.
9. Старайтесь избегать авиакомпаний с низким уровнем безопасности
Существует множество рейтингов авиакомпаний по безопасности, которые можно найти в интернете: как правило небольшие перевозчики в Африке и Азии находятся на нижних строчках этих рейтингов.
Многие крупные авиакомпании сейчас являются участниками альянсов. В мире есть три больших альянса: Star Alliance, SkyTeam и Oneworld. Все они устанавливают достаточно высокие правила по безопасности для авиакомпаний-участников, поэтому, осуществляя перелёт с авиакомпанией-членом альянса, можете быть уверены в достаточно высоком уровне безопасности.
Арабские авиакомпании (Emirates, Etihad, Qatar), хоть и не входят ни в один из альянсов, также занимают высокие строчки в рейтингах по безопасности: у них молодой флот, хорошо подготовленные экипажи и высокие стандарты в области авиационной безопасности.
10. Удобная одежда
Покидать самолёт на высоких каблуках или в шлёпанцах — не самое удобное занятие. Шорты тоже могут оказаться не очень подходящей одеждой, если придётся пробираться сквозь обломки либо убегать от самолёта по лесистой местности.
Осведомлён — значит вооружён,
Artem Victorovich,
Специально для TJ
Как выжить в авиакатастрофе?
Эксперт по выживанию Эдуард Халилов о выживании и при авиакрушении
Фото, видео: Кадр из сериала «Остаться в живых», реж. Джек Бендер, Стивен Уильямс, Пол А. Эдвардс, 2004 год. Фото: «Кинопоиск»; www.globallookpress.com / kati, Jochen Tack, Bernhard Schmerl, Pravda Komsomolskaya, Jens Büttner; Depositphotos / kasto, nelyninell, smaglov, samwordley@gmail.com, dell640
Что всегда надо иметь в ручной клади? Как обезопасить себя от травм при падении самолета?
Как правильно сесть в падающем самолете?
Мало кто на борту самолета вслушивается в объяснения бортпроводников о технике безопасности при аварийной ситуации. Однако эти люди лучше многих знают, как повысить шансы пассажиров на выживание. Для начала важно правильно сгруппироваться.
Эксперт напоминает, что в процессе эвакуации не стоит беспокоиться о ценных вещах. Ваша первоочередная задача — покинуть упавший авиалайнер через аварийные выходы. Они находятся по бокам самолета, а также в хвосте и в носу.
В самолете не стоит разуваться. Globallookpress.com / Frank Röder
Что брать с собой на случай авиакатастрофы?
Предугадать, чем закончится путешествие по воздуху — невозможно. Однако к катастрофе можно подготовиться. Для этого достаточно взять с собой несколько вещей.
«В ручной клади я всегда рекомендую иметь что-то теплое из одежды. Это может быть флисовая кофта, это может быть легкая пуховая куртка, это может быть просто какой-то свитер, какая-то толстовка», — пояснил специалист.
Эксперт напоминает, что замерзнуть возможно и под кондиционером. А самолет может упасть в местах с прохладным климатом. Кроме теплых вещей, полезно иметь в ручной клади бутылку питьевой воды (В самолет разрешено брать до 100 мл воды. — Прим. ред.), питательные батончики и пауэрбанк.
«Если у вас есть телефон, то вы сможете при помощи телефона вызвать помощь. Вы сможете сориентироваться. Потому что многие люди закачивают оффлайн-карты. И если есть связь, то и онлайн-карты тоже вам могут помочь», — напомнил специалист по выживанию Эдуард Халилов.
В ручной клади всегда должна быть вода и еда типа батончиков. Globallookpress.com / kati
Эксперт напоминает, что, помимо связи, телефон имеет множество полезных в экстремальных условиях функций. Фонарик, онлайн- и офлайн-карты. По ним будет просто сориентироваться. Однако покидать место крушения, чтобы самостоятельно отыскать помощь, не рекомендуется. Правильнее всего оставаться на месте и дожидаться спасателей.
«Ну и, конечно, я еще рекомендую иметь зажигалку даже если человек не курит. Чтобы у него была возможность развести огонь и согреться. Опять, если мы рассматриваем крушение где-то вдалеке, человек выжил и огонь его спасет — поможет подать сигнал бедствия», — рассказал специалист .
Кроме теплой одежды, воды, еды (На борт разрешено проносить конфеты, плитки шоколада, — Прим. ред) и источника тепла, необходимо иметь при себе аптечку. Достаточно будет положить туда небольшие бинты, лекарства от головной боли, от расстройства желудка, антигистаминное и лейкопластырь. Сюда же нужно вложить спасательное одеяло.
Тем не менее правила перевоза лекарственных препаратов в каждой страны свои. Ознакомиться с ними можно на официальных сайтах таможни или уточнить в консульстве. Рецепт на медикаменты должен быть на русском и английском языках. Это касается психотропных и сильнодействующих средств.
Что сперва надо сделать при падении самолета?
«Если есть люди, которым нужна помощь, эту помощь оказать. Если есть возможность раздобыть что-то теплое (одежда, пледы, одеяла), то обязательно это дать, чтобы человек не замерз. Если есть возможность взять воду, медикаменты, фонари — тоже это взять», — пояснил эксперт.
Первое, что надо сделать после падения самолета — осмотреть себя на предмет травм. Кадр из сериала «Остаться в живых», реж. Джек Бендер, Стивен Уильямс, Пол А. Эдвардс, 2004 год. Фото: «Кинопоиск»
Ожидайте прибытия спасателей. Не отходите далеко от места аварии, чтобы не упустить приезд медиков и транспорта.
Куда звонить, если ты попал в авиакатастрофу?
В художественных фильмах об авиакатастрофах герои порой не знают, куда конкретно упал их самолет. Эдуард Халилов напоминает, что место крушения можно вычислить, вспомнив, над какой территорией летел авиалайнер перед аварией. А вот номера служб спасения во всех странах разные.
В России службы экстренного реагирования, то есть пожарные, спасатели, сотрудники газовой сети, доступны по номеру 112. В США до Службы спасения можно дозвониться по номеру 911. Однако эксперт напоминает, что этого, скорее всего, не понадобится, потому что информация о крушении быстро дойдет до руководителя полетов.
Номер спецслужб экстренного реагирования в России — это 112. Globallookpress.com / Florian Kopp
«Раньше, конечно, все было гораздо сложнее. Сейчас, если самолет падает, если корабль тонет, всегда подается сигнал бедствия. Руководители полетов все видят, что произошло, и сразу же отправляется группа спасения», — объяснил специалист по выживанию Эдуард Халилов.
Эксперт напомнил, что главная задача потерпевших крушение — это держаться за выживание и дождаться прибытия спасателей. Их появление может занять один-два дня.
Инструкция, которая может спасти вам жизнь: что делать при крушении самолёта
Как вести себя в салоне и правильно эвакуироваться, если ситуация вышла из-под контроля.
Авария во время полёта пугает безысходностью. И вправду тяжело смириться с тем, что самолёт терпит крушение, а у вас нет даже парашюта, чтобы спастись. На самом деле скорость, высота и температурные условия делают его бесполезным, чего не скажешь о правилах безопасности, которые уже сохранили тысячи жизней.
1. Пристегните ремень
Самые опасные моменты во время полёта — это взлёт и посадка: на них приходится половина авиакатастроф. В большинстве ситуаций человеческих жертв можно избежать, следуя нескольким правилам. Первое место в списке рекомендаций занимает ремень безопасности.
Неважно, падает самолёт или готовится к взлёту, пристегнуть ремень нужно, как только пассажир сел в кресло. Чтобы зафиксировать тело в правильном положении, затяните ремень как можно сильнее и сдвиньте пряжку в область таза. Не расстёгивайте его, даже когда спите. Это убережёт от травм во время турбулентностии повысит шанс на спасение при авиакатастрофе.
Если вы летите с ребёнком, ни в коем случае не сажайте его на колени! При падении самолёта скорость и траектория движения меняются. Удержать ребёнка в таких условиях и правильно сгруппироваться очень тяжело.
2. Постарайтесь успокоиться
Сохранять хладнокровие, когда вокруг паника, очень сложно, ведь это естественная реакция организма на стрессовую ситуацию. Всё начинается с лёгкой тревоги и может закончиться полной невменяемостью. Кроме помутнения сознания, паника может негативно сказаться на состоянии здоровья. Люди с сердечными патологиями в особой группе риска.
Чтобы не допустить худшего, нужно попытаться расслабиться и глубоко дышать. В стрессовой ситуации ритм дыхания сбивается, количество углекислого газа в крови растёт, а организм испытывает нехватку кислорода. Цикл глубоких вдохов и выдохов поможет нормализовать эмоциональное состояние.
3. Сгруппируйтесь
Умение быстро занять правильное положение тела не менее важно, чем пристёгнутый ремень. Когда жизнь под угрозой, из головы вылетают все правила и инструкции, поэтому люди, которые довели технику группирования до автоматизма, всегда будут в выигрышном положении.
Федеральное управление гражданской авиации США рекомендует следующие позиции для защиты тела:
4. Продумайте схему эвакуации
Оглянитесь и найдите аварийные выходы. Посчитайте количество рядов до них и запомните расположение. Обратите внимание не только на ближайший выход: он может быть заблокированным.
Поделитесь информацией со своим соседом. После катастрофы человек всегда испытывает сильный стресс, поэтому растерянность и провалы в памяти — явление нередкое.
5. Покиньте борт
Следующие шаги зависят от места катастрофы, поведения пассажиров, личного самочувствия и ситуации в салоне.
После того как вы покинете борт, отдалитесь от места крушения хотя бы на 200 метров. Первое время соблюдайте дистанцию, но внимательно следите за ситуацией. Помогите людям, которые в этом нуждаются, и дожидайтесь спасателей.
Частая причина смерти во время авиакатастроф — это пожар. Корпус самолёта после столкновения может остаться целым, но салон заполняет ядовитый дым. По правилам безопасности у пассажиров есть меньше 90 секунд на эвакуацию. Любая необоснованная задержка может быть смертельной.
Полезные советы
Выжившие в авиакатастрофах
Можно ли спастись при крушении самолета? Этим вопросом задаются не только те, кто собирается пересечь пространство на авиатранспорте, но и те, кто потерял своих родных и близких в подобных катастрофах. Ответить на него можно только теоретически. Но истории известны многочисленные случаи спасения людей. И слово «многочисленные» здесь не опечатка.
Немного истории
В интернете сегодня можно найти массу информации о выживших в авиакатастрофах. Но мы остановимся на крупных авариях, в которых число жертв превысило сотню человек.
Частые причины крушения
Как утверждают специалисты, занимающиеся изучением авиакатастроф, чаще всего причиной подобных трагедий становится человеческий фактор. Его часто путают с ошибками пилотов, но это две разные категории причин. Под человеческим фактором понимают оплошности и недочеты не только пилотов, но и наземных работников аэропортов, которые также могут привести к авиакатастрофам. То есть, если диспетчер неправильно сориентировал пилота, а тот в свою очередь не смог посадить самолет, то это и будет человеческим фактором. В итоге сотни жизней и еще один печальный след в истории.
Второй частой причиной является неполадки в двигателе. Как говорит статистика, большинство авиакатастроф происходит во время взлета и во время посадки самолета. Возможно, именно поэтому среди пассажиров существует традиция аплодировать пилотам после приземления. Считается, что первые 1,5 минуты после взлета являются самыми опасными. По истечении этого времени риск крушения снижается в несколько раз. В эти секунды, в принципе, может произойти что угодно, но согласно статистике большинство трагедий случается в результате неполадок в двигателе.
Еще одна частая причина авиакатастроф – это нехватка топлива. Именно по этой причине внушительная доля крушений происходит при посадке или в последние минуты полета. Самолет просто остается в воздухе с пустыми топливными баками. Конечно, перед вылетом транспорт проходит тщательную проверку, в том числе и на наличие достаточного объема топлива. Однако неполадки в двигателе могут привести к повышенному расходу, и как следствие преждевременному опустошению баков.
Ну, и наконец, одна из самых «безобидных» причин авиакатастроф – это погодные условия. Определение «безобидное» подобрано здесь потому, как в крушениях самолетов по этой причине сложно кого-либо обвинить. Так, в 2007 году в самарском аэропорту потерпел крушение самолет ту-134. Причиной стали неблагоприятные погодные условия и ошибка пилотов. В результате крушения погибло 6 человек. Пилоты остались живы и получили различные условные сроки.
Террористические акты занимают практически последнее место в рейтинге самых частых причин крушений самолетов. В среднем около 4% всех авиакатастроф происходит по вине террористов.
Существуют и совсем необычные причины крушений, например, попадание птиц в двигатель, столкновение с наземными или воздушными объектами и т.д. И в среднем около 30 % катастроф, связанных с воздушным транспортом, так и остаются неразгаданными.
Почему погибают люди
Часто пассажиры гибнут еще в воздухе. Это те случаи, когда в салоне возникает пожар или разгерметизация. Как утверждают специалисты Росавиации, во время падения человек чаще всего находится в бессознательном состоянии. Это обусловлено резкими перепадами давления в разных атмосферных слоях и нехваткой воздуха в салоне.
Доказано, что около 40% погибших в авиакатастрофах имели большие шансы выжить. Так что же случилось, и почему они не воспользовались этими шансами? Все просто – паника, растерянность и банальное незнание основ безопасности во время крушения самолета.
Как выжить при крушении самолета
На вопрос – можно ли выжить в авиакатастрофе, в полной мере ответила предыдущая часть статьи. Выжить можно. Но как это сделать? Конечно, каждый случай по-своему уникален, и составить четкое описание поведения пассажира при катастрофе довольно сложно. Но существует несколько золотых правил, которые помогут выжить.
Порядок действий при крушении самолета
Если самолет начал терпеть крушение вследствие каких-либо неполадок, то на этот случай разработан план действий, который значительно повысит шансы выжить.
Что делать если самолет захватили террористы
При захвате самолета террористами не существует определенных порядков действий. Каждая подобная ситуация уникальна, и никто из пассажиров не может знать о намерениях террористов. Эксперты утверждают, что в этом случае необходимо сохранять спокойствие. Однако многие помнят фильм «Рейс-93», основанный на реальных событиях, в котором рассказывается о пассажирах, которые помешали террористам и, возможно, спасли тысячи жизней, изменив курс самолета.
Для случаев террористических актов существует также несколько правил, которые направлены на сохранение жизни и здоровья заложников:
Что делать если самолет упал на воду
При падении самолета в открытую воду необходимо соблюдать те же правила, что и при падении на сушу. После падения необходимо сразу же выбраться из салона и постараться отплыть подальше от самолета. Не рекомендуется прыгать в воду, если нет трапа. Лучше скатиться по крыльям ногами вперед, предварительно набрав в спасательный жилет воздух. Если вблизи нет суши, то ожидать помощи придется на воде. Здесь могут пригодиться обломки самолета, которые послужат временным плотом. Если нет обломков, то необходимо постоянно двигаться в воде, чтобы избежать переохлаждения организма.
Все эти советы и правила разрабатывались годами. Многие из них уже спасли жизни. Так правила поведения при падении в воду помогли в 2009 году выжить 13-летней девочке Байе Бакари.