что делать если рисуешь криво
Почему у вас не получается рисовать?
Почему мы начинаем учиться рисовать, но быстро разочаровываемся в себе и бросаем? Ответ — в самом подходе.
Кристин Нишияма
(Christine Nishiyama)
Художница, преподавательница и основательница Might Could Studios.
В бэкграунде — программирование, французский язык, академическое рисование, капоэйра. Сейчас учит финский. Любит путешествия и Балтийское море.
Помните, как в детстве беззаботно что-то малевали просто ради процесса? Помните, как это прекрасно, — рисовать, не думая о результате? Я уверена, что всем художникам стоит творить с тем же «легкомысленным» настроем, который мы видим у детей.
Но ведь мы, взрослые, так любим следовать инструкциям! Если хотим чему-то научиться, то первым делом идём сёрфить в гугле или на ютубе. Мы хотим, чтобы нам показали, как делать это правильно.
К рисованию многие подходят точно так же: первым делом ищут пошаговые руководства по перспективе, анатомии и светотени. Но чтобы уметь рисовать, мало знать технику. Нужно кое-что ещё — и этому мы могли бы поучиться у детей.
Дети не начинают свой жизненный путь с правил физики и высшей математики. Они играют, исследуют мир вокруг, экспериментируют, задают вопросы и пробуют новое — иногда даже на зуб. Они начинают с общего, лишь постепенно переходя к конкретике.
Так почему же взрослые, учась рисованию, действуют совершенно иначе?
Если сразу начать с перспективы, анатомии и светотени, вы скорее испугаетесь и решите, что ужасно рисуете. Потому что вначале никогда ни у кого не получается как надо, но большинство людей из-за этого разочаровываются в себе. Недовольство и фрустрация сделают своё — и прощай, рисование. Часто это ещё сопровождается грустной фразой вроде «У меня просто нет художественного таланта».
На самом деле люди неправильно учатся рисовать. Вместо того чтобы не спеша входить в воду, они сразу ныряют на глубину. Вместо того чтобы начать с самого начала, они приступают к делу с середины. Если вы тоже так поступите, вас ждёт провал — ведь вы просто ещё не готовы.
Повзрослев, мы потеряли детскую свободу и любовь к играм. Мы заменили их самокритикой и зажатостью — и начали сравнивать себя с другими.
Если вы начинали рисовать именно с таким настроем — это не ваша вина. Это вина художников и преподавателей, того, как именно вас учат, — неважно, онлайн или в мастерской. Здесь нет ничего удивительного — просто вашему учителю так легче. Поставить технику — это куда проще, чем поменять образ мышления.
Мышление художника объяснить намного труднее, чем штриховку сферы.
Я твёрдо уверена, что учить рисованию надо по-другому. Нельзя начинать с правил и техник — до них нужно дойти постепенно. Сначала лучше просто экспериментировать, познавать и играть. Надо открывать своё сознание новым возможностям и выключать в себе скептика. Верить в себя и набираться уверенности. Познавать успех — и видеть, что вы можете рисовать.
Умея мыслить как художник, вы достигнете гораздо большего, чем научившись рисовать трёхточечную перспективу.
Я уверена в своих словах, потому что не раз наблюдала нечто похожее — и к тому же сама едва не столкнулась с такой ситуацией. Если начинаете свой путь в рисовании с изучения техники, у вас всего две возможности:
Если эти слова в вас откликнулись и вы думаете, что не умеете рисовать, вспомните: вы делали это в детстве, значит сможете и сейчас. Надо просто выпустить своего внутреннего ребёнка.
Вы не можете рисовать, вы делаете это неправильно.
Если вы хотите научиться рисовать, то прочитайте эту статью. До конца. Ну или можете как обычно, найти видео с процессом рисования какой-нибудь классной иллюстрации на Ютуб, затем попытаться его повторить, облажаться, начать смотреть какой-нибудь сериал и застрять в этом чёртовом болоте до конца своей жизни, потому что вы не понимаете, что такое рисование.
Если вы прочитали эту статью до конца, то дайте мне знать. Если у вас есть вопросы, то не стесняйтесь задать их мне. Если же вам кажется всё это глупым, как и мне 25 лет тому назад, то можете просто проигнорировать всё это и надеяться, что возникшие у вас вопросы исчезнут как-нибудь сами собой. И может быть через четверть века боли, страданий и поражений, вы сможете разобраться для себя в этом вопросе.
Эта статья не о том, как я рисую – она о том, как ВЫ СМОТРИТЕ на вещи, о том, как все мы интерпретируем трёхмерную реальность, изображённую на плоском листе.
В этой статье будет много букв и мало картинок. Никаких уроков, которые показывают, как надо рисовать. Все эти резкие слова нужны, чтобы избавить вас от неправильных представлений о том, чем является рисунок. Можете злиться на меня, если хотите. Мне всё равно, что вы там думаете обо мне – меня лишь заботит, что вы думаете о рисовании.
Вы думаете, что рисование это – взять и идеально передать форму носа модели в портрете или сделать невероятно мягкий «шейдинг», чтобы портрет выглядел классно. Но у вас ничего не получается, но вы пытаетесь повторить это снова и снова. Может это и выглядит классно, а может и нет. Но вы не сможете этого сказать, потому что не понимаете, что такое рисование.
Рисование, а именно то как я представляю это определение в данной статье, это мощный инструмент создания иллюзии формы и пространства в 2д арте. Изобразительные средства не имеют значения – если ваша картина обладает устойчивой формой, то только благодаря изначально крепкому рисунку. Если же у неё есть «проблемы с рисунком», то пострадает и иллюзия формы. Это то, что подразумевается под «рисунком» в плане технической стороны вопроса о рисовании.
Можете ли вы создавать великолепный, прекрасный арт без хорошего рисунка? Безусловно, ДА! Конечно вы можете сделать его, если захотите. Если не…
УРОК 1: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ
Вы возможно захотите встать на свою голову ради этого…
В отличие от скульпторов, мы художники, не РАЗРАБАТЫВАЕМ форму, мы СОЗДАЁМ ИЛЛЮЗИЮ формы. Разница огромна: форма в картине не может появится из ниоткуда, она может возникнуть лишь из рисунка, что очевидно не так ли?Вы изображаете реальный трёхмерный объект, но рисунок сам по себе двумерный и зрители могут видеть лишь то, что нарисовали вы.
Вы учитесь владеть языком, слушая других рассказчиков: анализируя их речь и изучая то, как язык работает. Вы общаетесь на языке, а не просто созерцаете реальность. Вы можете таращиться на дерево сутки напролёт и никогда так и не узнаете, как сказать «дерево» на суахили. Если же вы можете сказать «дерево» на суахили, то красивая девушка, говорящая на этом языке не подумает, что «Этот парень говорит на суахили», она подумает о дереве, потому что вы создадите внутри её головы образ дерева используя речь.
Если вы бегло говорите на каком-либо языке, то вы и думаете на нём. Бегло означает – естественно. Это конечно не значит, что вы выражаетесь как Шекспир. Это даже не значит, что у вас огромный словарный запас или вы интересный собеседник. Это просто-напросто значит, что вы даже не размышляете о том, как что-то сказать – вместо этого вы ДУМАЕТЕ на этом языке.
Даже если вы, поразмышляли минутку, чтобы понять, как вам лучше что то сказать, то это НЕ ЗНАЧИТ, что у вас проблемы с языком, вы ведь даже не задумываетесь о построении предложения или прочих лингвистических изысках. Для вас этот язык естественен.
Как только вы доходите до такого уровня, то вы смотрите и слышите мир (и/или ваших внутренних бесов) и используете язык, чтобы выражать своё личное мнение о разных событиях.
Но изучение нового языка, чертовски трудное дело. В начале вы не можете правильно выразиться на нём. У вас куча мыслей в голове, но они не могут выйти наружу. Это настолько вас смущает, что вы решаете запереться в уютной раковине своего родного языка, даже если это означает, что эта красивая девушка вас не поймёт. Вы будете думать, что, когда в первый раз пробовали говорить на суахили, то это было не так глупо, а сейчас вас бесит, что из-за своей сбивчивой речи она с трудом понимает вас. Звучит знакомо, не так ли?
Ладно, не расстраивайтесь, потому что…
УРОК 3: МЫ ВСЕ ПЛОХИ В РИСОВАНИИ
Люди связаны языками, на которых они говорят, но мы плохи в рисовании потому что, умеем лишь хорошо смотреть. Я же говорила вам, что мы в Зазеркалье.
Вот как это работает: визуальный аппарат нашего мозга целиком предназначен для интерпретации форм объектов, без какого-либо знания почему, как или даже ЧТО этот объект делает. Вы уверенны, что это вы сами видите формы, но на самом деле нет! Двумерная картинка с вашей сетчатки глаза переносится в мозг, а он её уже обрабатывает.
Вы знаете, как вы ходите? Вы знаете, как вы думаете? Да вы даже не знаете, как вы видите. Вы не знаете, как вы видите, потому что для вас это естественно. Проблема в том, что вы строите свои представления о том, как работает рисунок на своём непонимании того, как работает зрительный процесс.
А можем ли мы разобрать этот процесс на винтики? Ещё бы! Ведь мы им так хорошо владеем! Если вам кажется, что это противоречит, тому что я сказала ранее, то это потому что вы смотрите не туда…
УРОК 4: НЕ РИСУЙТЕ С НАТУРЫ
Перехватило дыхание от неслыханной ереси? Как такое вообще возможно? Да, рисование с натуры неотъемлемая часть любого хорошего художника. Но оно не учит тому, как рисовать. Есть разница, между тем как работает рисунок и между собственно самим рисованием каких-либо объектов.
Обучение рисованию в классе по рисованию с натуры, состоит из двух частей – сначала вы используете свои (мизерные) познания в рисовании, чтобы понимать форму человеческого тела, а затем, сама форма человеческого тела учит вас рисунку! Рисование с натуры/наблюдение сосредоточено на изучении одного определённого объекта, но оно не учит вас как рисовать.
УРОК 5: КАК (УЧИМСЯ, ТОМУ КАК) РИСОВАТЬ
Не сводите глаз с рисунка.Когда мы смотрим на свои или чужие рисунки, то мы учимся языку рисования. И любой плохой и неудачный рисунок (к счастью этого добра у каждого из нас навалом) будет в этом деле настолько же полезен, как и любой хороший.
ВЫГОДА
Из-за того, что вы ранее не тренировали свои мозги подобным образом, то перед вами широко распахнутся двери новых возможностей.
Вы удивитесь своей способности понимать сложные органические формы.
Вы будете развивать свой собственный словарь форм.Как только вы потратите достаточное количество времени на работу с абстрактными формами, то обнаружите, что вы словно парите, окруженные любовью к рисованию. Без какого-либо принуждения эти формы будут врываться в ваши рисунки прямо из вашего воображения и из опыта наблюдений.Это самым естественным путём приведёт вас к вашему уникальному стилю. Любой ваш рисунок будет иметь силу, цельность, достоверность и уникальность.
Как только вы станете высококлассным виртуозом в рисовании, то обнаружите что когда вы к примеру, хотите нарисовать фигуру человека, то такие вещи как пропорции, точность практически ничего не значат в общем замысле картины. Реальную значимость имеет то, как формы соединяются друг с другом – потому что, нет «правильных» человеческих пропорций, особенно в искусстве.
Когда вы поймёте, что форма никак не связана с точностью, то вы сразу получите бездонный колодец вдохновения и воображения для своего арта. Вы сможете, просто взглянув на нос человека, нарисовать по нему миллион разных других носов, у которых будет одна базовая форма в основе, но каждый из них при этом будет отражать ваш собственный стиль.
Когда вы посмотрите на модель или на референс, то вы будете стараться понять их форму, а не пытаться нарисовать все детали. Вы станете смотреть на жизнь как на рисунок, а не как раньше, когда вы смотрели на свои рисунки как на неправильную версию реальности.
Вам нужно понять это, потому что эти принципы руководят вашим 2д артом, неважно, осознаёте вы это или нет. Даже если ваш рисунок, не шедевр масляной живописи, эти принципы работают, потому что люди всегда стараются увидеть форму во всём. Даже в такой маловажной вещи как линии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И СОВЕТЫ
Вам нужно понимать, как формы работают! Они являются словами языка рисования. Повторю ещё раз: рисование заключается не в точном копирование форм – а в понимании того, как формы работают. Когда вы делает свои собственные формы, это в тысячу раз лучше копирования и зрители будут видеть в них «точность».
Вот простой способ чтобы увидеть это: из-за чего одна форма выглядит так словно она перекрывает другую?Из-за чего вы знаете, что вы видите одну форму поверх второй, тогда как на самом это просто 2 или три отдельных формы на плоской поверхности листа? Это начало зрительного процесса, который поможет вам увидеть грамматику языка рисования. Если вы попробуете этот подход, то у вас случится этот момент «Ага!», когда вы увидите, чем является рисунок. Это и есть «учимся с умом, а не через силу», как бывает, когда пытаешься нарисовать обнажённую модель или занимаешься лепкой в классе. Это настоящее приключение полное исследований и открытий!
(Поклон, аплодисменты)
А теперь вперёд, к новым формам!
Почему я рисую криво
Потому что я так хочу
А как «надо»? И почему мне должно быть важно чужое «надо»? Почему кому-то очень важно, чтобы у меня было как ему надо?
У меня на пикабу есть аккаунт с моими рисунками, и там люди пытаются доказать что я херовая, что всё у меня плохо и могло бы быть лучше, что мне нужно хотеть вот так и сяк, что я делаю не так всё, думаю неправильно, хочу не того, а хотеть мне надо вот так и сяк, и если я постараюсь, послушаю их, то я буду более конкурентноспособной и угодной индустрии, смогу работать на гигантов гейминдустрии. А я не хочу. Я не хочу во все эти большие компании, по крайней мере сейчас.
5 лет назад я ушла из пикабу, так как это было очень душным и токсичном местом для художника. Таковым оно, увы, и осталось. Грустнее всего, что сами художники здесь выливают свою личную несостоятельность на других и диктуют им свои представления об успешности.
Что такое успех? Это когда ты работаешь на близзардов? Когда рисовал трусы Ведьмака или концептил персонажа для ГТА? Для кого-то это успех, конечно. И это не плохо. Но для кого-то это вообще не то, чем он мечтает заниматься. Успешна ли я, если уже занимаюсь тем что хочу и получаю за это столько денег сколько мне надо? Я считаю что да. Конечно, я могу получать больше я могу работать в более стрессовых условиях, я могу переехать в другую страну, но я не хочу сейчас. Это не значит что я сдалась, не борюсь, не иду напролом, что не осилю. Это значит, что сейчас мне это не нужно и есть вероятность, что не будет нужно никогда. Это не значит, что я осуждаю авторов, что работают там. Я уважаю всех, любой труд, любые попытки и достижения, я рада, когда кто-то там, где он сам хотел быть и когда ему это нравится. Я искренне радуюсь за людей на любом их процессе.
Но я себя люблю, уважаю и ценю свое творчество, как и творчество других. Очень жаль, что есть авторы, у которых проблемы с отношением к себе и творчеству других. Я надеюсь, что люди начнут любить себя и процесс своей жизни хоть чуточку больше. Понимать что такое искусство и почему не должно поддаваться критике, когда это вольное изображение автора, а не заказ/работа. Может вначале двухтысячных было модным не любить себя депрессовать, страдать, саморазрушаться, рвать глотки, идти по головам, завидовать, закаляться ненавистью. Но сейчас доказано терапевтами, что это не обязательно. Это никогда не было нужно. Художник не обязан страдать. Никто не обязан
Если популярный художник страдал и рисовал процессы своих страданий, тем самым став известным после кончины, то вот так было, это факт, да, но это не методичка по становлению узнаваемым и всеми желанным автором.
А что если, что если я не хочу? Не хочу быть известным, желанным автором? Вернее, не стремлюсь конкретно к этому. Я хочу выкладывать свои работы, показывать их другим, я не против поощрений, я хочу развивать навыки, я хочу создавать комиксы. Но мне сейчас не важно будет ли это успешным, я просто хочу чтобы это было, чтобы мои рисунки были. Вот, некоторые из них есть, существуют, я этому очень рада.
Страхи художников, и что с ними делать. Часть 1
Мы взяли интервью у Светланы Дремовой, психолога и гештальттерапевта из Москвы (diary, инстаграм), и поговорили о страхах и сомнениях художников.
Мне 37 лет, и я несколько раз меняла сферу деятельности и окружение. Психология — моё второе образование, а первое было давно и математическое. Во взрослом возрасте я училась рисованию в частной художественной школе, затем преподавала взрослым же людям основы рисунка. Сейчас я веду частную практику как психолог. То есть встречаюсь с людьми и в течение часа беседую с ними на интересующие их темы.
CG LAB: Огромная конкуренция в художественной сфере рано или поздно подводит любого художника к вопросу «Насколько я хуже других?» Это распространённая проблема, бояться быть хуже кого-то?
Светлана: Давайте конкретизируем, что же означает страх быть хуже других. Я бы задала начинающему художнику такой вопрос: «Что самое страшное может случиться в связи с тем, что вы решили учиться рисовать?» И сразу в сознании промелькнёт пугающая картинка.
Картинки для каждого разные. Но думаю, что пугают себя той или иной картинкой люди часто. Начало — трепетный и сложный период.
Помимо указания на страх, в вашем определении есть другие. Так кто они, эти тревожащие другие? Ваши переживания же не связаны со всеми подряд людьми, которые взяли в руку карандаш. Давайте и тут внесём ясность.
Может, это какие-то конкретные коллеги-рисовальщики? И в тот момент, когда вы думаете об этом, вы видите конкретных людей в своём воображении. Если так, то вы находитесь с ними в непростых отношениях, которые можно анализировать.
Но, а если никого конкретного нет? Это может быть ещё тревожнее. Это неизвестные люди, но в ключевой момент они появятся на сцене. И это появление каким-то образом (каким?), сделает вам плохо (что будет собой представлять это «плохо»?).
Кроме того, в вашей фразе содержится оценка «я оказываюсь хуже других». Если есть оценка, значит, есть ещё один другой — тот, кто оценивает. Известны ли вам критерии, по которым он судит? Как вы воспринимаете эти критерии? То есть, видите ли вы, что вас судят по конкретным навыкам, или же относите всё к таланту и личной состоятельности?
Талант и человеческую состоятельность нельзя объективно измерить. В большинстве случаев о вас, как о художнике, судят по конкретным навыкам. Которые в вас видит или не видит «судья». В случае сотрудничества это владение определённой техникой изображения, понимание задачи (она должно не просто быть, а совпадать с пониманием того, кто ставит задачу). В сообществах, где художники просто делятся своими работами, оценка отражает настроение зрителя или же его желание рисовать в похожей технике. Что опять же имеет отношение к вам как к «хорошему» или «недостаточно хорошему» художнику довольно-таки косвенное.
В самой формулировке «страх быть хуже», которую вы мне предложили, уже присутствует глобальность и размытость оценки. Мысль «я хуже других» приводит к переживанию растерянности и подавленности. Но эту мысль человек сам допускает, именно в такой жесткой форме, которую невозможно ни доказать, ни опровергнуть. А это значит, можно заниматься переформулированием оценки своего мастерства так, чтобы это было переживаемо. И чтобы с этим можно было что-то реальное сделать.
Скажем, если человек занял пятое место на конкурсе акварелистов, где любят закаты и цветы, где судействуют художники, предпочтения которых известны, то можно посмотреть на свою работу их глазами и понять, по каким критериям она оказалась хуже. А потом решить, надо ли вам бороться за то, чтобы подняться в этом рейтинге повыше.
Если же мы начинаем мучать себя обобщёнными, размытыми, не основанными на конкретных фактах суждениями, например: «со мной что-то не так», «наверное, у меня руки кривые», «я никогда ничего не достигну», то это проблема именно психологическая. То есть, проблема отношений с самим собой. Такие формулировки не приведут ни к чему, кроме усиления подавленности. Что, в свою очередь, снижает качество творческих работ из-за того, что силы уходят не туда. Вы становитесь сверхсосредоточенными на идее своей состоятельности, а не на своем произведении. А это влияет как на его качество, так и на получение удовольствия от процесса создания. Замечайте за собой привычку к самоагрессии в те моменты, когда вы занимаетесь этим.
Мы не можем повлиять на то, как нас примут в конкретном сообществе, но мы можем выбирать, на что нам направить свои силы. Например, исследовать критерии, по которым вас сочтут «хорошим» в сообществе, в которое хочется попасть. Или же, наоборот, закрыть глаза на то, куда вы пытаетесь вписаться и какие там правила игры. И душить себя бесконечным «я должен стать идеальным, чтобы нравиться всем», «да что со мной не так» и тому подобное.
CG LAB: Почему нам так важно мнение со стороны?
Светлана: Не всегда важно. Как правило, мнение со стороны становится важным, когда мы в чём-то не до конца уверены. Когда какая-то наша часть вызрела, но она ещё очень хрупкая, как росток, который тянется к солнцу. И тогда, с одной стороны, мы хотим поддержки и жадно впитываем чужие суждения. Если нам удаётся извлечь из них пользу или напитаться хорошим отношением, мы надолго запоминаем это. Но, с другой стороны, боимся, что эту неуверенную часть добьют недоброжелательные люди, и быстро закрываемся в случае ощущения малейшей угрозы своему «я».
CG LAB: К каким установкам внутри себя следует стремиться, чтобы не впасть в отчаяние, когда долго не получается повысить свой профессиональный навык?
Светлана: Профессиональные навыки часто развиваются скачкообразно. Вы накапливаете внутри себя опыт наблюдений и размышлений. И в какой-то момент он прорастает. Видели ли вы, например, наброски начинающих, когда они впервые пришли рисовать человека? Они иногда неуверенные, затертые ластиком. Если судить по самому рисунку, да ещё и сравнить себя с соседями, можно испытать отчаяние. Однако в течение того времени пока вы делали этот рисунок, вы смотрели на модель, обдумывали анатомические узлы, совершенствовали свой глазомер. Так или иначе это знание пробьётся, накопившись. Не нужно его вытягивать из себя насильно к дедлайну, который вы сами себе поставили. Если уж вы чувствуете необходимость планировать — планируйте регулярность занятий, а не фиксированные результаты.
CG LAB: Как научиться не воспринимать близко к сердцу чужие слова?
Свелана: Люди, так или иначе, восприимчивы к чужим оценкам. Даже когда нам аккуратно говорят друзья: «Я сейчас скажу тебе одну вещь, можно?», всё равно наше сердце замирает. Если у вас был такой опыт, то, возможно, даже сейчас при чтении этих строк вы немного задержали дыхание. Нельзя научиться быть бесстрашным и бесстыдным вообще. Если вы стремитесь к этому идеалу, то вам придется потратить много сил на имитацию этих состояний, на попытки подавить и скрыть свои чувства перед собой же.
Но степень задетости чужими словами может быть проблемой для самого человека. Так, в ответ на некоторые замечания, мы можем поморщиться, но продолжаем жить дальше. А с некоторыми людьми мы вступаем во внутренний диалог, долго крутим эти слова в голове и ищем подходящие остроумные ответы. От этих поисков эмоциональное состояние становится только хуже.
В таком случае можно спросить себя: «В какое конкретно место меня задели слова моего собеседника»?
Приведём пример. Художник нарисовал атмосферный рисунок гор, которые ему снятся. Этим рисунком он стремился выразить себя. Но пришёл комментатор и стал говорить: «Вот тут проработайте кусочек, тут выделите передний план». Вроде бы, с добрым посылом. Автор работы пытается себя убедить в этом. Но, несмотря на это, чувствует, что задет. Задет он потому, что какие-то его потребности, связанные с этой ситуацией, не удовлетворены. Какие? Если что-то идёт не так, полезно задать себе вопрос: «А что я ждал больше всего, в глубине души»? Мы можем объявлять другим, что любая ваша активность в отношении моего рисунка будет полезна. Мы можем обманывать себя этой идеей, но всё равно мы по-разному реагируем на эту активность. Стало быть, что-то для себя ждём больше. Например, чтобы нас отразили — нам важно, чтобы комментатор пропустил наши горы через себя и поделился чувствами, которые у него возникли, пока он смотрел на рисунок. И, признаться честно, нам вовсе неважно, чтобы кто-то незнакомый занял позицию преподавателя в отношении нас и исправлял технические ошибки. И тогда имеем задетые чувства художника из-за того, что он не получил то, что хотел. Зато получил то, что не хотел. И теперь ему надо на одни реплики реагировать, когда хочется совсем других реплик в отношении себя. Обычно внимание человека сосредоточено вокруг его напряжённой потребности, и его трудно усилием воли перенаправить на что-то ещё. Но когда ясно сознаешь свои ожидания, то тогда чужие слова меньше задевают. Они просто становятся более или менее подходящими нам.
Если собственные потребности, с которыми человек выкладывает работу в сеть, ему непонятны, то их можно прояснить как раз через свою реакцию на комментаторов. Что из сказанного ими сделало меня наиболее живым, включенным, наполнило вдохновением? Эти переживания являются признаком того, что я получил то, что мне нужно. Особенно интересно об этом подумать в случаях, когда собственная реакция на слова других удивляет самого себя. Задача по обнаружению своих потребностей в контакте с другим человеком творческая уже сама по себе.
Приведу ещё один вопрос, связанный с задетостью, который можно задать себе. Что именно в чужих словах меня задевает больше — суть высказывания или форма? Например, есть такие стандартные шутки, типа «бедная лошадка, кто ей ноги так сломал?» как реакция на рисунок животного. Если бы критик сделал более верный анатомический рисунок и сказал что-то типа «Посмотрите, пожалуйста, вот здесь сустав так устроен», был бы я так же задет? Возможно, я задет не столько замечанием, сколько неуважением?
Очень часто людей подводит идея, что любые слова надо уметь выслушать, выстоять и извлечь из них конструктив. Плохо становится не столько из-за факта чужого хамства, сколько из-за собственных постоянных попыток это хамство переквалифицировать во что-то доброе и хорошее. Например, «может, он просто любит меня по-особенному», или «это мне не хватает чувства юмора и легкости, чтобы отшутиться». Ещё раз повторюсь — мы не можем контролировать реакции других на себя, но мы можем постепенно прекратить те внутренние процессы, когда мы сами делаем себе плохо.
Также, если реакции на нас нехороши и неполезны нам, важно иметь рычаги управления беседой. Например, вовремя уходить с площадок с нездоровой атмосферой. Если вы находитесь на своей территории, предупреждать людей о том, что вы бы хотели общаться в другом тоне или на другую тему. И модерировать дискуссию, если собеседник слышит только себя.
Первая часть интервью подошла к концу. В следующий раз мы обсудим со специалистом вопрос критики немного глубже, побеседуем о проблеме принятия в семье и получим ещё больше полезной и нужной информации.
Присоединяйтесь к нам, учитесь новому и будьте здоровы, физически и психоэмоционально!
Интервью подготовила Наталия Иванова специально для Школы CG LAB.
Редактор Лина Сидорова.
Другие статьи по теме:
Стадик (англоязычное слово study) — тренировочный набросок, чаще всего рисующийся за небольшое время с целью обучения. Дословно это переводится как «изучение».
Mel Milton — аниматор персонажей в Disney Interactive.