что делать если ребенок социопат

Ребёнок-социопат. Консультация для воспитателей

что делать если ребенок социопат. Смотреть фото что делать если ребенок социопат. Смотреть картинку что делать если ребенок социопат. Картинка про что делать если ребенок социопат. Фото что делать если ребенок социопат Татьяна Петренко
Ребёнок-социопат. Консультация для воспитателей

Социопатия — это расстройство личности.

Психологический словарь толкует социопатию как

• диссоциальное расстройство личности, (расстройство личности, проявляющееся устойчивым асоциальным поведением, отсутствием чувства вины и стыда, импульсивностью, агрессивностью и нарушением способности к поддержанию близких отношений).

• антисоциальное расстройство личности, проявляющееся в грубом несоответствии поведения человека принятым социальным нормам.

• Психические расстройства и расстройства поведения.

К характерным чертам социопатии относятся:

• равнодушие к переживаниям и чувствам других людей (социопат всегда производит впечатление бессердечного человека);

• грубое и стойкое пренебрежение к социальным правилам, принятым нормам и обязанностям;

• неспособность поддерживать взаимоотношением с людьми (но! социопат с легостью может завязать отношения с человеком);

• низкая способность сдерживать негативные эмоции, угнетение, отчаяние, агрессию, и порой – насилие;

неспособность испытывать чувство вины: социопат не способен извлекать уроков из своего жизненного опыта, особенно – из наказаний;

• склонность находить объяснения своему поведению, поступкам, мыслям или обвинять окружающих, что неизбежно ведет к разногласиям и конфликтам с обществом.

Так же социопатия может характеризоваться постоянной раздражительностью.

Самой главной чертой социопата является низкая способность к взаимодействию с окружающими людьми, он не испытывает чувства привязанности ни к родителям, ни к друзьям.

Социопаты часто трактуют привязанности между людьми как взаимную манипуляцию. Обычные люди и вещи вызывают в таком человеке гнев, раздражение, или даже агрессию.

Социопату важны только свои собственные потребности и желания, он просто игнорирует чужие.

Социопаты не способны соблюдать социальные нормы, считают их бесполезными и обычно игнорируют их. Это не значит,что они неспособны усвоить социальные нормы и действовать по правилам общества: социопат способен некоторое время производить на окружающих благовидное впечатление, если видит в этом какую-то выгоду. Но он не испытывает потребности следовать им, да и просто присущая ему импульсивность не позволяет делать этого.

Существует два мнения относительно природы возникновения социопатии:

• первое – это нарушения на генетическом уровне и наследственность,

• второе – воздействие окружающей среды.

Чаще всего заболевание встречается у мужчин. Бывает детская социопатия.

Социопатия может встретиться в любом возрасте, начиная от малышей до подростков. В детском возрасте это расстройство может возникнуть вследствие неблагоприятных жизненных условий, негативного воздействия среды. Неправильное воспитание резко негативно может отразиться на психике и привести к развитию социопатии.

К сожалению, бить тревогу взрослые порой начинают довольно поздно – к примеру, когда ребенок или подросток уже совершил нечто ужасное. Случается, что тогда родители отказываются от своего чада, отправляют его куда-нибудь подальше или просто выгоняют из дома. А между тем, социопатические черты обычно проявляются еще в ранние годы.

Если вы заметили, что малыш ведет себя не совсем адекватно, к примеру, проявляет беспричинную агрессию, причем это выходит за рамки простых шалостей и капризов, то следует не успокаивать себя, ожидая, что с годами все исправится, а не мешкая обратиться к специалисту – детскому психиатру или психотерапевту.

Если же у ребенка обнаруживается явное психическое отклонение и он представляет опасность для других, то родителям предстоит решить – готовы ли они взять на себя ответственность за него и всю жизнь ограничивать контакты сына или дочери с окружающим миром, чтобы он не наносил вред другим живым существам. Или он будет находиться в специальном учреждении, где они смогут время от времени его навещать. Это нелегкий выбор, но не стоит винить себя в том,что произошло: социопатия, как правило, является врожденной.

Чтобы предотвратить развитие социопатической личности, родителям нужно помогать ребенку развивать социальный интеллект.

Эмоциональный интеллект проявляется в том, что человек умеет понимать эмоции окружающих людей, умеет им сочувствовать, оказывать эмоциональную поддержку. Благодаря этому, он становится людям приятен. Они видят, что ему можно доверить какие-то свои переживания, поскольку он поймет, не будет осмеивать, а наоборот, поможет, ни как ребенок социопат.

Социальный интеллект заключается в том, что человек способен планировать свое будущее, свои действия. И не просто планировать, а выражать их словами как для себя, так и для окружающих. Объяснить, зачем он что-то делает, каковы его намерения.

Человек, обладающий социальным интеллектом, умеет критически оценить себя, видит свои и чужие недостатки, может сказать о них не грубо, в лоб, а деликатно, проявляя свой эмоциональный интеллект.

К сожалению, эти тонкие душевные качества сейчас слабо развиты у детей. Наблюдается феномен, который получил в психиатрии название «алекситимия». Это невозможность выразить словами свои желания, действия, планы.

Несколько рекомендаций по воспитанию:

• Поддерживайте и развивайте в ребенке позитивное настроение по отношению к окружающему миру и людям. Если ребенку будет плохо. Он не сможет думать хорошо о других.

• Возьмите себе за правило в конце дня подводить итоги. Если у ребенка был насыщенный эмоциональный день, ему надо освободиться от негативной энергии посредством задушевной беседы, может музыки, каких-то активных игр.

• Познакомьте ребенка с разнообразием эмоций, пусть он научится распознавать и описывать их в себе и других. Пусть он одинаково относится к отрицательным и положительным проявлениям. Без тех и других наша жизнь невозможна.

• Литература и музыка играют особую роль. Надо учить понимать музыкальные произведения, описывать настроение, которое вызывает та или иная музыка, рассказывать, какие образы и картины всплывают в воображении при ее прослушивании. Чем сложнее произведение, тем сложнее бывает произвести анализ чувств, заложенных в музыке. При прочтении сказки, рассказа надо анализировать действия и характеры героев, как бы ребёнок повёл себя в данной ситуации.

• Практикуйте активный образ жизни у ребенка, пусть он занимается физкультурой и спортом. У таких детей интеллектуальные способности гораздо выше.

• В дошкольном возрасте обучение музыке, спортивные, художественные и прочие занятия проходят в игровой форме, но там все равно надо стараться добиться от ребенка каких-либо реальных успехов, а не просто хвалить его за то, что он появился на занятиях. При этом любые, даже самые маленькие, успехи непременно должны поощряться, потому что достижение чего-то нового должно идти через признание успеха и выработки умения справляться с неуспехом. Ребенку надо объяснять, что неуспех – это естественное явление, что он бывает у любого человека, и, столкнувшись с неудачей, нельзя опускать руки.

• С уровнем мышления, прежде всего, связана координация движения и мелкая моторика. Используйте любой комплекс пальчиковой гимнастики.

К счастью, во многих случаях социопатическое поведение поддается коррекции. Эксперты советуют направлять разрушительную энергию такого ребенка в «правильное» русло. Из маленького социопата может вырасти выдающийся спортсмен, художник, музыкант.

Реализовавшись в своей сфере деятельности, он перестанет направлять агрессию на окружающих людей и сможет более-менее адаптироваться к обществу, в котором живет, хотя, возможно, полностью адекватным никогда уже не станет.

«Ребёнок и музыка». Консультация для родителей Влияние музыки на эмоциональную сферу ребёнка огромно. Музыка пробуждает чувства, созвучные художественному образу песни, пьесы и т. д. Уже.

Консультация для родителей «Ребёнок у экрана» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «РЕБЁНОК У ЭКРАНА»! Всё более и более в современном мире «голубой экран» (телевизор, компьютер, планшет,.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок» Понятие «гиперактивность» В последнее время мы всё чаще слышим о синдроме дефицита внимания и двигательной активности (СДВГ, который определяется.

Консультация для родителей «Леворукий ребёнок» Консультация для родителей: «Леворукий ребенок». В каждой группе детского сада имеются леворукие детки. В крайние годы их становится все.

что делать если ребенок социопат. Смотреть фото что делать если ребенок социопат. Смотреть картинку что делать если ребенок социопат. Картинка про что делать если ребенок социопат. Фото что делать если ребенок социопатКонсультация для родителей «Ребёнок-читатель» «Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь.

Консультация для родителей «Ребёнок и компьютер: за и против» Консультация для родителей Ребёнок и компьютер: за и против. Информационные технологии сегодня органично вписываются в любую сферу человеческой.

что делать если ребенок социопат. Смотреть фото что делать если ребенок социопат. Смотреть картинку что делать если ребенок социопат. Картинка про что делать если ребенок социопат. Фото что делать если ребенок социопатКонсультация для родителей «Ребёнок за столом» Уважаемые, родители! Очень хочется дать добрые и нужные советы о том, как должен себя вести ребёнок за столом. Мы знаем, что время еды должно.

Консультация для родителей «Ребёнок открывает мир» Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. И к великому горю, в нашем обществе именно эти понятия разрушены. Природа своим.

Источник

Сын социопат

Вопрос психологам

Спрашивает: Рада

Категория вопроса: Дети

что делать если ребенок социопат. Смотреть фото что делать если ребенок социопат. Смотреть картинку что делать если ребенок социопат. Картинка про что делать если ребенок социопат. Фото что делать если ребенок социопат

*У меня сын социопат. Как с ним можно сосуществовать, что нам сейчас делать?

Ему 30 лет. В школе учился слабо, часто пропускал занятия. Сделали большую ошибку, помогли избегнуть армии, т.к. пригрозил, что в любом случае сбежит. Устроили в институт, занятия прогуливал, сессии сдавал с трудом, часто после проплаты. Был отчислен.

Работать не хочет, ищет место работы по полгода, нигде надолго не задерживается (но виноваты у него всегда то бригадир, то мастер, то бригада). За все годы не принес в дом ни копейки, ни полбулки хлеба, а в холодильник лазит без зазрения совести, еще с каким-то вызовом (дескать, ел, ем и есть буду, что вы мне сделаете). Заработанное тратить с умом не умеет (а скорее всего, не хочет, т.к. манипулировать материнскими чувствами научился виртуозно: мать купит, когда увидит меня голого и босого), все прогуливает, пропивает.

Как только просишь о помощи, у него сразу появляются неотложные дела. Но сам обращается с просьбами, которые больше похожи на требования, постоянно, причем в такой настойчивой форме, что ладен в горло вцепиться, как бульдог. Бессердечен, безразличен. Будешь лежать больной с температурой, он не подойдет, не спросит, не поможет.

Понабрался долгов в банках и кредитных союзах, отдавать и не планировал, судя по всему. Сейчас регулярно приходится общаться с коллекторами. Два долга выплатили и бросили (у нас таких денег нет), а с него, как с гуся вода, не теряет ни сон, ни аппетит. Ведет растительный образ жизни: поел, попил, погулял, напился, проспался, переспал, а дальше лежит перед телевизором.

Запретили являться к деду, 89 лет, так ходит туда не помочь, не скрасить одиночество, а поесть, выклянчить денег. Все равно ходит, а когда тот не открывает, грозится взломать двери, а то и обрывает телефонный провод, чтобы нельзя было вызвать милицию.

Источник

Консультация на тему: «Ребёнок-социопат»

Итак, Ваш ребёнок умело манипулирует взрослыми; не боится высказывать своё мнение (режет правду-матку, невзирая на чувства окружающих); при этом всем окружающим он представляется умным, талантливым, милым; ребёнку нравится причинять боль другим людям (физического и психологического характера), подчинять себе окружающих. Скорее всего у ребёнка есть проявления так называемой генетической социопатии. Заболевание, которое, к сожалению, пока не лечится. Но поведение социопата поддаётся корректировке. Такой человек вполне может найти способы адаптации в социуме.

Каковы же типичные симптомы генетической социопатии? Этот вид «социального» заболевания проявляется уже с раннего детства. Симптомы выражены ярко, т.к. ребёнок ещё не понял, какую выгоду может получить, соблюдая социальные нормы. Основные отличия социопатов:

Мы не сможем переделать социопата, нельзя научить его жалеть, сострадать, любить. Им это не дано от природы, а против природы, как всем известно, не попрёшь. Но, социопат может эффективно взаимодействовать с людьми если поймёт, что ему это выгодно. Он это будет делать не для других, а для себя-любимого! А себя он ценит и любит, для себя он может немного слукавить и попробовать стать немного трудолюбивее, добрее, честнее, сострадательнее, нежнее и т.д.

Да, с ребёнком-социопатом сложно, но с этим нужно научиться жить, не поддаваясь унынию, стараясь смягчить негатив, идущий от «маленького чудовища». У него масса других положительных качеств.

Источник

Социопатия: признаки, причины, лечение

Содержание:

Социопатия (диссоциальное расстройство личности) – термин, появившийся в психиатрии недавно, обозначает стойкое нарушение характера человека, затрудняющее его социальную адаптацию, сопровождается пренебрежением устоями и нормами. В буквальном смысле можно перевести как «социо» — общество, «патия» — болезнь. Дословно социопатия – это «общественная болезнь, нарушение взаимоотношений с людьми». Социопаты выделяются агрессивным поведением, скверным характером, неумением строить отношения с окружающими.
Сегодня термин «социопатия» является модным благодаря различным фильмам и сериалам про героев, которые «выходят за рамки» общественных правил. При развитии отечественной психиатрии и психологии ученые использовали другой термин: «психопатия». Внутри этого нарушения по разным классификациям выделяются их типы, но едиными остаются следующие характеристики:

Грань, разделяющая психопатию и социопатию, очень условная. И заключается она в происхождении нарушения (этиологии). Психопатия традиционно считается больше врожденным расстройством, при котором есть специфические особенности в строении головного мозга и/или нарушение биохимических, обменных процессов, обуславливающих проблемы поведения. Социопатия имеет больше социальных причин в происхождении — деструктивная семья, хронические психотравмы, депривация привязанности и заботы в раннем детстве, искаженный тип воспитания и т.д.

Этиология социопатии

Среди врачей и ученых не существует единого мнения о том, почему возникает социопатия.
Специалисты называют следующие причины появления расстройства:

Как правило, причины действуют в комплексе, «наслаиваются» друг на друга, поэтому крайне затруднительно выделить один фактор.

Типы социопатов

Индивиды с диссоциальным расстройством делятся на два вида:

К первому виду относятся спокойные и молчаливые люди, отличающиеся хорошим поведением из-за страха быть наказанным. Такие личности осознают последствия своих действий и сдерживают себя. Спровоцированный индивид пассивного типа ведет себя очень буйно. Такой тип легче адаптируется в социуме, и психотерапия в этом случае более эффективна.
Активный тип не может себя сдерживать. Такие люди хотят привлечь всеобщее внимание, характеризуются конфликтностью, драками и агрессией.

Проявление социопатии

С момента проявления социопатия обычно сохраняется всю дальнейшую жизнь. Отличительной особенностью социопатов считается деструктивное поведение по отношению к окружению и к себе. Такие люди часто страдают алкоголизмом, наркозависимостью, ведут беспорядочную половую жизнь.
Личности с диссоциальным расстройством не способны долгосрочно планировать. Ограничение свободы и подавление желаний переносится ими отрицательно. Они могут угрожать окружающим и применять силу.
Социопаты превосходно манипулируют другими людьми. Так как они не понимают межличностных отношений, не боятся обидеть другого человека или сделать больно, то рассматривают окружающих как средства для получения желаемого результата.
Личности с диссоциальным расстройством всегда пытаются подчинить себе окружающих. Что хотят и чувствуют другие, им все равно.
В начале общения социопаты оставляют хорошее впечатление. Они могут хорошо себя вести и соблюдать нормы приличия, пока ощущают собственную выгоду.

Признаки социопатии

Если заболевание наследственное, то первые признаки социопатии проявляются у ребенка в дошкольном периоде.
Симптомы социопатии (диссоциального расстройства) выражаются броско. Объясняется это тем, что дошкольник не может понять своей выгоды при соблюдении норм и правил хорошего поведения. Таким детям не хватает опыта для сдерживания своей импульсивности. Поэтому их антисоциальное поведение часто сопровождается негативными поступками, отличающимися жестокостью. Они мучают животных, могут даже их убивать, издеваются над сверстниками и детьми более младшего возраста.
Детская непокорность проявляется в таких действиях, как крики, укусы, приступы злости, побеги из дома, бродяжничество.
Дошкольник никогда не демонстрирует нежность к родным. Чем ребенок становится старше, тем больше он учится маскироваться, его поведенческие манеры ужесточаются, поступки ухищряются.
При неверной реакции родителей такое поведение может еще больше закрепиться и усугубиться. Очень важно выработать адекватный стиль воспитания, так как детство — это тот период, когда ребенок наиболее чувствителен к социальным нормам, он копирует поведение подсознательно. Это задумано природой человека.
Повлиять на развитие социопатии, смягчить ее проявления можно и нужно именно в детстве. К подростковому возрасту симптомы расстройства личности начинают «расцветать»: подросток может начать уходить из дома, воровать, сильно избивать других людей, демонстрировать псевдо-попытки суицида ради получения благ от родных. Очень высока вероятность появления различных химических и нехимических зависимостей и т. д.

Диагностика социопатии

Только после тщательного изучения анамнеза у человека можно диагностировать диссоциальное расстройство. Специалист фиксирует стабильное отсутствие единства в большинстве видах деятельности, эмоциональную неустойчивость, приступы агрессии и слабое управление действиями.
При социопатии проявляются такие симптомы:

Данная болезнь отличается от следующих психических заболеваний:

Критерии обследования

Предположить социопатию можно при наличии таких проявлений:

Все вышеперечисленные симптомы не всегда выражаются ярко, иногда имеют частичное проявление.

Дополнительные симптомы социопатии, которые имеют большое значение при постановке диагноза:

Профилактика

Так как этиология диссоциального расстройства личности полностью не изучена, то профилактических действий данного отклонения не имеется.
Можно только отметить, что социопатам необходима благоприятная окружающая обстановка. Ребенок должен чувствовать внимание, заботу, ласку, доброту и нежное отношение родителей. Важно, чтобы мама и папа ребенка показывали позитивный пример отношений – уважение ко всем членам семьи, никакой власти и агрессии. Ребенок должен понимать, какую роль выполняют люди во взаимоотношениях.

Коррекция (лечение) социопатии

Как уже было сказано выше, наибольшая эффективность коррекции социопатии достигается в детском возрасте. Родителям не рекомендуют вести напористую борьбу с социопатическими проявлениями у дошкольников, лучше сразу обратиться к психотерапевту или клиническому психологу для выработки наиболее верной стратегии воспитания.
Диссоциальное расстройство личности плохо лечится. Причиной тому является отсутствие умения критиковать свое поведение и нежелание обращаться к специалисту у самих социопатов. Психотерапевту сложно наладить связь с социопатом, что немаловажно для правильной терапии, так как сам клиент не желает ничего менять.
Если форма отклонения имеет неярко выраженные симптомы агрессивного характера, страдающие социопатией могут сами проконсультироваться у специалиста. Обычно они сетуют на разницу с другими людьми, отличающийся тип мышления, ощущение недостатка важных моментов в жизни и т.д. Это отличный терапевтический запрос, с которым успешно работают медицинские психологи и психотерапевты центра Ember, при условии, что клиент сам осознает необходимость получения помощи.
Центр Ember успешно работает с коррекцией диссоциального расстройства личности. Наш психотерапевтический курс настроен на упрочнение семейных связей, соблюдение традиций, выработку уважения к законам, нормам поведения и правилам.

Что делать, если социопат не хочет ничего менять, но страдают его родные?

Типичная ситуация на сегодня: звонит мама молодого человека и просит его «вылечить». При разговоре выясняется, что «прошли» уже нескольких специалистов, разные методики, и все тщетно. Как правило, ведущий симптом при этом — алкоголизм или наркомания.
В таких ситуациях мы рекомендуем в первую очередь прийти на прием самой маме, начать работать над собой, своими переживаниями, своими реакциями. Ведь то поведение социопата, которое он показывает, неразрывно связано с реакциями членов семьи (так называемая созависимость).
И мама, и другие родственники в данном случае — созависимы. Они подсознательно ведутся на манипуляции социопата, участвуют в его «спектакле», патологической жизненной системе, сценарии (можно по-разному назвать, смысл не поменяется). Поэтому, поменяв отношение и поведение родственников, мамы, мы повлияем на поведение социопата, и возможно, замотивируем его на очную коррекцию у специалиста.

Источник

Социопатия – это довольно новый термин в перечне психических нарушений. Встречается социопатия во всех возрастах: как у маленьких детей, так и у подростков и взрослых. Это психическое расстройство личности, которое возникает вследствие неправильных условий жизни, неблагоприятного воздействия среды. Особенно уязвим в данном отношении детский возраст, поскольку неправильное воспитание может пагубно отразиться на психике и привести к развитию социопатии.

Понятия правильного и неправильного воспитания достаточно условны. Но, тем не менее, все мы в определенной степени представляем себе, что такое правильное или адекватное воспитание. Оно в меру разумно, в меру доброжелательно и в меру строго. При таком воспитании взрослые пытаются выявить скрытые, потенциальные возможности ребенка и дать им развиться в максимальной степени. Если же возможности ребенка ограничены из-за каких-то неустранимых физических или психических недостатков, то важно усиленно стимулировать его сохранные функции, чтобы по возможности развить личность, сформировать характер, довести физический статус до максимально возможного в этих непростых условиях. И мы знаем немало случаев, когда инвалиды, люди с ограниченными физическими возможностями добиваются успехов в других областях, не требующих больших физических нагрузок. Например, в музыке или живописи. То есть правильное воспитание – это, безусловно, не потворствование, не приглаживание недостатков, не разрешение ребенку капризов, не какая-то чрезмерная доброта, которая может идти во вред. Процесс воспитания представляет собой упорный совместный труд взрослого и ребенка. Труд, направленный на совершенствование задатков ребенка и на его адаптацию к окружающему миру, на подготовку ребенка к серьезной творческой деятельности, ведь во всем, чем бы ни занимался человек, может присутствовать творческое начало. Даже обычные житейские ситуации, семейная жизнь, родительство требуют творческого подхода и творческих решений.

Как выглядит неправильное воспитание?

– Оно может выглядеть по-разному. Во-первых, это тип воспитания, называемый «Золушка», – когда ребенок угнетен, унижен, когда взрослые предъявляют к нему завышенные требования, не признают его успехов; он недополучает ласки и подарков; его плохо кормят, он плохо, неряшливо, небрежно одет. Такой ребенок находится в состоянии глубокой эмоциональной и физической депривации (ограниченности). В его воспитании наказания преобладают над поощрениями и похвалами.

Другой, противоположный предыдущему, тип неправильного воспитания – «кумир семьи». Такому ребенку все позволено, от него требуют быть всегда первым, но это требование проявляется весьма специфическим образом: что бы он ни сделал, он, по мнению родителей, всегда лучше всех. Он никогда ни в чем не знает отказа, в нем мощно подпитывается эгоизм. Такой ребенок может быть искренне уверен в том, что мир крутится вокруг него. Ему неизвестно, что значит усиленно трудиться, он не в состоянии уступить, сделать другому приятное, поделиться.

Третий тип неправильного воспитания – это гипоопека, когда ребенок недополучает необходимой ему помощи от окружающих. Попросту говоря, им не занимаются, и возникает педагогическая запущенность, безнадзорность. А есть и гиперопека, когда за ребенка как бы стараются жить, все за него делают, везде протежируют, ограждают от любых трудностей, не спускают в младенчестве с рук. Это тоже неправильно.

К пубертату, когда уже определяется личность и юный человек начинает самостоятельно входить в окружающий мир, результат во всех четырех случаях примерно одинаков. Эти люди формируются как асоциальные типы. В разной степени, конечно, но тем не менее…

Чем характеризуется такой тип человека?

– Это, как правило, люди несамостоятельные, неуверенные в себе, с большими амбициями и большой неудовлетворенностью. К примеру, «кумир семьи» требует к себе особого внимания. А его нет! Более того, он претендует на лидерство, но для этого нет оснований. Он считает себя важной птицей, а оказывается, что он недостаточно образован и умел. И ничем он, в общем-то, не выделяется среди окружающих, а претензии при этом остаются очень большими, что порождает обиду и злость.

При безнадзорности (гипоопеке) и при гиперопеке у подростка возникает отрицательное отношение к близким и к окружающему миру вообще. Такие люди конфликтны, для них характерно подчинение сильному и пренебрежение к слабому. Они пытаются унижать слабых, вымещая на них свои обиды, претензии и злость. Кому-то может показаться чрезмерным упрощением такой взгляд на связь воспитательных мер с развитием социопатии. Но на самом деле все очень серьезно. Именно такие особенности воспитания формируют девиацию личности. И в ряде случаев эта девиация (отклонение) настолько закрепляется, что уже становится спонтанной, не зависит от внешних влияний, действует как конституционально обусловленное, врожденное качество. Формируется так называемая нажитая психопатия, которая отличается от ядерной, конституциональной психопатии тем, что она сформирована окружающей средой, а не задана от природы. Эта нажитая психопатия и есть та группа социопатий, которая, по сути дела, создана социумом. Как правило, такие личности десоциализированы, они плохо адаптируются к обычным людским взаимоотношениям.

Социопатов сейчас много?

Современное общество таково, что среди молодежи очень много деформированных личностей, у которых нет так называемого социального, эмоционального интеллекта, под которым понимается не тот интеллект, который присущ человеку от природы: память, речевые навыки и тому подобное, а интеллект, формирующийся в процессе воспитания. Эмоциональный интеллект выражается в том, что человек умеет понимать эмоции окружающих людей, умеет им сочувствовать, оказывать эмоциональную поддержку. Благодаря этому он становится людям приятен. Они видят, что ему можно доверить какие-то свои переживания, поскольку он поймет, не будет осмеивать, а наоборот, поможет.

– Социальный интеллект заключается в том, что человек способен планировать свое будущее, свои действия. И не просто планировать, а выражать их словами как для себя, так и для окружающих. Объяснить, зачем он что-то делает, каковы его намерения. Человек, обладающий социальным интеллектом, умеет критически оценить себя, видит свои и чужие недостатки, может сказать о них не грубо, в лоб, а деликатно, проявляя свой эмоциональный интеллект. К сожалению, эти тонкие душевные качества сейчас слабо развиты у молодежи. Наблюдается феномен, который получил в психиатрии название «алекситимия». Это невозможность выразить словами свои желания, действия, планы.

Т.е. человек не обладает навыками самоанализа, не умеет разбираться в людях, не способен проанализировать свои и чужие поступки.

Воспитание детей в неполных семьях может таить в себе угрозу формирования социопатии?

Неполная семья всегда дисфункциональна. Как бы мама ни старалась взять на себя двоякую роль, олицетворяя собой и женское, и мужское начало, ни физиологически, ни психологически это невозможно. Поэтому избежать перекосов не получается. Надо сказать, что влияние отца в семье долгие годы недооценивалось, а ведь отец играет колоссальную роль в деле воспитания гармоничной личности. Причем не только в виде каких-либо конкретных воспитательных воздействий, а даже просто самим фактом своего присутствия. Наличие отца в семье придает уверенности не только детям, но и маме. Двойное осуществление воспитательных функций (как со стороны матери, так и со стороны отца) тоже идет ребенку на пользу. Данный вопрос пока еще мало изучен, но накопленный фактический материал позволяет утверждать, что наличие отца в семье играет колоссальную роль. Особенно для мальчиков. Неслучайно среди социопатов преобладают именно мальчики, и очень многие происходят из неполных семей. Или из тех семей, где отец ведет себя деструктивно, подавая мальчику дурной пример. Мальчики вообще более отзывчивы на правильное или неправильное воспитание, поэтому в их поведении при наличии дурного примера быстро появляются девиации. А с другой стороны, они легче, чем девочки, поддаются коррекции.

Во-первых, такой ребенок не подчиняется общим правилам и понятиям, у него свое воззрение на такие понятия, как добро и зло, хорошо и плохо. По малейшей причине он может избить другого ребенка, бросается камнями, мучает животных, не задумываясь над тем, что он причиняет боль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *