что делать если ребенок не какает в горшок
Ребенок боится ходить в туалет: Как справиться с детским психологическим запором
Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.
Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.
Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.
Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.
У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.
Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).
Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.
Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.
На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет
Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.
Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?
Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.
Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.
Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.
Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.
Как помочь ребенку решить деликатную проблему
Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.
Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.
Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.
Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.
Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.
Что делать, если лучше не становится
Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.
Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.
Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.
Что такое запор у ребёнка? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Данилейченко Н. А., гастроэнтеролога со стажем в 32 года.
Определение болезни. Причины заболевания
Всё чаще причиной обращения за помощью к детскому гастроэнтерологу становятся жалобы на задержку стула у детей.
Запор (копростаз) — это нарушение очищающей функции кишечника, при котором увеличиваются интервалы между актами дефекации, изменяется консистенция стула, возникает систематически неполное опорожнение кишечника.
У здорового малыша частота дефекаций может быть разнообразной. Она зависит от возраста малыша, качества питания, количества выпитой воды и других моментов. К примеру, у детишек на первых месяцах жизни, которые питаются только грудным молоком, частота дефекаций составляет от 1 до 6-7 раз в день. С введением прикормов частота дефекаций снижается, стул становится более густым. При искусственном вскармливании стул реже, чем при грудном. Если анализировать детей более старшего возраста, то норма частоты их стула может варьироваться от 3 раз в день до 3 раз в неделю.
Беспокоит то обстоятельство, что родители зачастую поздно начинают бить тревогу — ребёнок чувствует себя хорошо, играет, кушает, терпит. [3] [4] И если маленькие дети всё же находятся под контролем, то подростки часто могут стесняться рассказать о нарушении стула. [2] Зачастую это выясняется на приёме у гастроэнтеролога по поводу другой проблемы.
Причины запоров:
Симптомы запора у ребёнка
Частота дефекаций у детей разного возраста
Количество дефекаций в грудном возрасте зависит от вида вскармливания. На грудном вскармливании в первые месяцы жизни дефекация происходит 2-3 раза в сутки, на искусственном — 1-2 раза. После шестимесячного возраста — 1-2 раза в день, после 4-5 лет — один раз в день. Несмотря на вариабельность частоты стула у детей раннего возраста, отсутствие стула более суток должно насторожить родителей. При этом нужно учитывать, что стул один раз в 2-3 дня, если он мягкий и безболезненный, может быть вариантом нормы.
Запор может выражаться как кишечными проявлениями, так и общеклиническими симптомами.
Местная симптоматика проявляется снижением частоты стула, неполным опорожнением кишечника, уплотнённым «фрагментированным» стулом. [7] [8] [10] Эти нарушения зачастую сопровождаются болью при дефекации и недержанием кала. Если у детей первых месяцев жизни в норме кашицеобразные каловые массы, которые после введения прикормов превращаются из кашицеобразных в оформленные, то при задержке стул уплотняется до «овечьего»стула.
При копростазе появляются разлитые боли в животе разной локализации, проходящие после опорожнения кишечника, вздутие, беспокойство и боль при дефекации.
Общеклинические проявления характеризуются утомляемостью, снижением аппетита, головной болью, капризностью (каловая интоксикация). На кожных покровах могут появиться высыпания, гнойнички, акне.
При осмотре отмечается увеличение объёма живота из-за скопившихся газов, при пальпации обнаруживаются плотные каловые массы в сигмовидной и прямой кишке.
Задержка стула может сопровождать и другие патологии желудочно-кишечного тракта — гастродуодениты, холециститы, панкреатиты, функциональные нарушения гепатобилиарной системы.
Основываясь только на клинических данных, не всегда возможно установить механизм запоров: гипер- или гипотонический. Однако гипотонические запоры отличаются большей тяжестью и упорством, имеют прогрессирующий характер, могут сопровождаться каломазанием и образованием каловых камней.
Патогенез запора у ребёнка
При длительном нахождении каловых масс в толстой кишке происходит повышенное всасывание их жидкой части и уплотнение, что приводит к повреждению слизистой и боли при дефекации. [8] [9] Это заставляет ребёнка принудительно сдерживать позыв к опорожнению.
По мере увеличения частоты запоров развивается нарушение микробиоты кишечника, что усиливает патологическое состояние. [7] [10]
Классификация и стадии развития запора у ребёнка
В данное время нет единой общепринятой классификации запоров.
По происхождению выделяют:
По времени возникновения различают:
Согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней десятого пересмотра), принято различать синдром раздражённой кишки и функциональные запоры разной этиологии. [2]
Кроме того, по типу нарушения двигательной функции запоры подразделяются на:
Функциональные запоры — более 90 % всех случаев запоров. [4] [6] [8] [9]
Очень важно различать запоры по степени компенсации:
Эта классификация по степени компенсации необходима врачу для определения тактики лечения или направления на консультацию к проктологу или хирургу. [1]
Осложнения запора у ребёнка
Длительная компрессия, которую оказывает кишечное содержимое при застое, может повлечь за собой растяжение и удлинение толстой кишки, нарушение кровоснабжения. Также у детей всё чаще возникают случаи геморроя, парапроктита, колита, хотя мы привыкли считать эти проблемы «взрослыми».
При частом натуживании может происходить выпадение прямой кишки.
Запоры провоцируют и усиливают дисбаланс микробиоты кишечника, что выражается в изменении соотношения полезной и условно патогенной микрофлоры и проявляется у ребёнка снижением иммунитета, признаками недостаточности микроэлементов и витаминов, вздутием живота и плохим запахом изо рта.
Каловый застой приводит к усилению всасывания токсинов и продуктов метаболизма микрофлоры. Об этом свидетельствуют признаки интоксикации: утомляемость, снижение аппетита, нарушение сна, кожные проявления.
Заболевания других органов желудочно-кишечного тракта, такие как рефлюкс-энтерит, стоматиты, желчекаменная болезнь, гастрит и другие, тоже могут возникнуть в результате стойких запоров.
Когда запор угрожает жизни пациента
Угрожающие признаки при запоре:
Диагностика запора у ребёнка
Когда нужно обратиться к врачу
Сбор анамнеза
При сборе анамнеза врач задаст следующие вопросы:
Физикальное обследование
Обследование проводится с целью выяснения причины и механизма развития запора, а также исключения врождённой или приобретённой органической патологии.
Начинается осмотр с пальцевого обследования. При этом определяется заполненность ампулы прямой кишки, состояние тонуса сфинктера, наличие анатомических повреждений (трещин, стеноза), наличие кровянистых выделений. При болезни Гиршпрунга тонус сфинктера повышен, при хронических запорах, каломазании — снижен.
Эндоскопическое обследование (колоноскопия, ректороманоскопия) выполняется с целью оценки состояния слизистой оболочки кишечника и исключения воспалительных процессов.
С помощью рентгенографии органов брюшной полости и ирригографии можно увидеть структурные и функциональные особенности кишечника. Если при гипертоническом запоре просвет кишки сужен, гаустры усилены, опорожнение нормальное, то при гипотоническом наблюдается расширение сигмовидной и прямой кишки, опорожнение сильно замедлено.
Нарушения аноректальной зоны у детей выявляются с помощью манометрии и сфинктерометрии.
В комплексном исследовании применяется УЗИ-диагностика состояния кишечника, гепатобилиарной системы, поджелудочной железы и желудка. Учитывая неврологическую природу запоров, необходима консультация невропатолога.
Дифференциальный диагноз
При постановке диагноза очень важно провести сравнительный анализ заболеваний и состояний, схожих по клинике с запором.
В первую очередь необходимо исключить заболевания, имеющие органическую патологию (болезнь Гиршпрунга или аганглиоз). При данном заболевании нарушена иннервация участка толстой кишки, что может быть врождённой или приобретённой патологией. Врождённый аганглиоз проявляется с первого года жизни, приобретённый может возникнуть после какого-либо инфекционного заболевания кишечника. Чем больше протяженность участка с нарушенной иннервацией, тем раньше и более тяжело протекает заболевание. При болезни Гиршпрунга консервативное лечение малоэффективно. Идёт прогрессирование запоров с образованием каловых камней, увеличением размеров живота, развитием колита. Лечение заболевания — оперативное.
Лечение запора у ребёнка
Увеличение двигательной активности
Основа лечения запоров — изменение образа жизни: прогулки, посещение спортивных мероприятий, активные игры на свежем воздухе. В особенности, это необходимо детям, длительно сидящим за компьютером или перед телевизором. Эти изменения должны стать привлекательной альтернативой их обыденному времяпрепровождению. [1] [7]
Диетические рекомендации
Увеличение объёма потребляемой жидкости
При лечении запоров важно контролировать водный режим. Вода необходима для формировании каловых масс и облегчения прохождения их по кишечнику. Если воды недостаточно, то кал становится более плотным. Пить жидкость лучше за полчаса до еды или через два часа после приёма пищи.
Препараты
При применении слабительных следует помнить о следующих правилах:
БОС-терапия заключается в обучении ребёнка сознательной регуляции тонуса мышц тазового дна.
К физиопроцедурам относятся электрофорез, СМТ (синусоидальные модулированные токи) и рефлексотерапия.
Что нельзя делать, когда у ребёнка запор
Когда у ребёнка запор, его нельзя ругать и заставлять насильно садиться на горшок. Нельзя давать некоторые продукты питания, тормозящие моторику кишечника: айву, грушу, хурму. Следует уменьшить количество мучной и мясной пищи.
Срочные меры
До обращения к врачу ребёнка можно дать слабительный препарат, поставить свечку или сделать микроклизму.
Как сделать ребёнку клизму
Очистительная клизма проводится для освобождения нижних отделов кишечника от каловых масс.
Техника выполнения клизмы не сложная, её можно сделать в домашних условиях. Но, желательно, чтобы в первый раз проведение процедуры контролировал медработник.
Обучение опорожнению кишечника
При нарушенном функционирования мышц тазового дна эффективным методом является БОС-терапия. Цель терапии — научить пациента управлять мышцами малого таза и запирательного аппарата прямой кишки. Пациентами могут быть дети старшего возраста, способные понять поставленную задачу.
Позиция: лёжа на боку, в анальное отверстие вставляется датчик, соединённый с компьютером.
Задача ребёнка: усилить напряжение мышц для появления или увеличения какого-либо анимационного эффекта на экране.
Продолжительность терапии: один раз в неделю в течение пяти недель.
Народные средства
При запоре будет полезно употребление смесей сухофруктов (инжир, курага, чернослив), запечённых яблок, йодсодержащих фруктов (киви, фейхоа).
Прогноз. Профилактика
При устранении предрасполагающих причин и корректировке дефектов питания можно добиться беспроблемной дефекации и изменения характера испражнений. Самостоятельно проводить лечение, используя только послабляющие препараты и клизмы, нельзя, так как это может привести к усилению тяжести и хронизации состояния. [10] [11]
Для профилактики задержки стула необходима физическая активность, массаж, рациональное питание и благоприятная психологическая обстановка.
Сын отказывается какать на горшок
Вопрос психологам
Спрашивает: Виктория
Категория вопроса: Дети
Сыну три года, категорически отказывается какать на горшок или в унитаз ( с использованием детского круга).
писать идет сам или в унитаз при чем и стоя и сидя, либо на горшок (тоже либо стоя, либо сидя), «не ловим» его пописать, сам идет и все делает без лишней помощи, максимум просит включить свет в туалете. памперсы не используем, в 6 мес перестали использовать их днем, ближе к 1-1,5г и на ночь перестали одевать, ночью писается очень редко.
ребенок в семье второй, есть старший сын, со старшим таких проблем не возникало.
пробовали делать похолодней воду при подмывании, каждый раз беседуем по поводу того куда следует какать и что штанишки будут чистые. рассказываем куда взрослые ходят в туалет, куда брат ходит в туалет, брат тоже ему объясняет. ребенок ходит в сад, в саду не какает терпит до дома, вечером какает в штаны. причем он сначала бежит пописает на горшок, тут же бежит прячется и какает в штаны, попытки «подловить» его и усадить все неудачны, ребенок орет, выгибается, убегает со словами «я хочу в штаны». может согласится посидеть на горшке или на унитазе с игрушками вроде как покакать, но ничего не сделает, встает и уходит.
знаю что не следует стыдить его за это и ругать, но пробовала и это. вообще очень переживаю, тема, особенно для мальчиков, очень деликатная.
мультики, истории на эту тему не работают, сказки читала на эту же тематику.
при вопросе «куда надо какать» отвечает «на горшок» или «в туалет», осознание есть, но на деле.
пробовала не сразу его подмывать, а оставлять «с грузом» в штанишках некоторое время мотивируя тем, что я не хочу его подмывать, т.к. это следует делать не в штаны, а на горшок, обижается и капризничает. В общем хотелось бы получить действенный совет, что-то, что мы еще не пробовали.
Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Сын отказывается какать на горшок
Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва
Виктория, сын не хочет какать на горшок и в туалет, причем и в саду тоже, стремясь контролировать свои выделения. Он даже готов терпеть целый день. Смысл контролирования придается чаще всего именно каканию, а не писанию, т.к. сам характер выделений для этого больше подходит. Поэтому часто бывают проблемы именно с какашками, в то время как писает ребенок без всяких проблем.
Важно предоставить сыну возможность самому контолировать какание. В связи с этим снять любой контроль над временем и местом действия, не предлагая ему покакать, не говоря, куда именно он должен какать, и не следя за ним.
Для того, чтобы сыну было легче контролировать свои выделения, объяснить, что происходит с какашками, когда они попадают в унитаз и смываются. «Они попадают в трубу в нашей квартире (показать трубу), потом плывут по трубе под землю». Ответьте на все вопросы, маленьким детям это обычно бывает интересно. Пусть смоет сам какашки. Так создается иллюзия контроля.
Масленникова Анастасия Анатольевна, психолог в Москве
Согласно теории психосексуального развития ребенок проходит в разные возрастные отрезки определенные стадии психосексуального развития. Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит от благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку.
От полутора до приблизительно трех лет ребенок переживает так называемую анальную стадию развития. На этом этапе ребенка обучают навыкам опрятности, приучая его к горшку. В этот момент он сталкивается с первой социальной нормой.
Если родители чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано, да к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, то у ребенка возникает чрезмерный страх «быть грязным», что-нибудь «испачкать», который может выступить бессознательным барьером в будущем. Родители, сами испытавшие травмирующий опыт на анальной стадии, прививают ребенку чрезмерное чувство беспокойства по поводу навыков опрятности, воспитывают его в обстановке излишнего педантизма. Таким детям в будущем угрожает опасность невроза навязчивых состояний.
В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким.
То, что касается физиологии. Если у ребенка наблюдается склонность к запорам, то ему сложнее справиться с актом дефекации в обычных условиях, тогда он выбирает себе определенное место, позу.
Смирнова Александра Владимировна, психолог/гештальттерапевт в Москве