что делать если ребенок не хочет одеваться
Консультация «Ребёнок не хочет одеваться»
Татьяна Колотнеча
Консультация «Ребёнок не хочет одеваться»
Очень часто родители маленьких детей встречаются с такой проблемой, как нежелание ребенка одеваться. Крики, слезы, попытки побега, истерики – довольно частая картина, встречающаяся во многих семьях в момент сбора на улицу. Кажется, что ваш ребенок, будучи в остальное время вполне спокойным и послушным, в это время превращается в какого-то монстра, который назло и только из вредности никак не желает одеваться и делает все, чтобы вы опоздали в гости или на работу. Кажется, что он специально хочет разозлить вас и испортить вам настроение.
Но мы же с вами взрослые люди и должны понимать, что это полная ерунда и что на все есть свои объяснения!
Так что же происходит на самом деле?
Почему дети так не любят этот процесс?
Как относится к этому и что делать, если ребенок не хочет одеваться?
Возможные причины, по которым ребенок не хочет одеваться:
Вполне понятными объяснениями такому поведению совсем маленьких и еще не самостоятельных детей в возрасте 1-го – 2-х лет может служить то, что одежда ему просто мешает. Ему неудобно и не комфортно. Он испытывает ощущение скованности, закрытости и неестественности собственного тела. В конце концов, сам процесс одевания – процедура не из приятных. Особенно когда родители неуклюже и, часто, торопясь, пытаются просунуть руки и ноги в узкую и стесняющую всякие движения одежду.
Что делать?
В первую очередь необходимо запомнить, что ни при каких обстоятельствах нельзя выходить из себя! Вы всегда должны быть спокойны и уравновешены. К тому же вы должны быть уверены в своих действиях и в своей правоте. Что будет, если вы, подходя к своему сыну или дочке с одеждой, будете думать о том, что сейчас он будет убегать, истерить и плакать? Конечно, так и будет! Вы заранее осознанно программируете события. Поэтому, в полном спокойствии и уверенности,пока ребенок занимается своими делами: играет или смотрит мультик, соберите для него вещи, оденьтесь сами и только потом, потихоньку, не заостряя на себе внимание, начинайте одевать его. Если ребенок не занят, займите его сами – расскажите сказку или прочитайте стихотворение. Сыграйте в игры – потешки, которые в огромном количестве можно найти на просторах интернета, или спойте песенку. Чем угодно и как угодно отвлеките его.
Самым простым объяснением нежелания ребенка старшего возраста одеваться, может стать тот факт, что он попросту не умеет этого делать. Иногда родителям проще одеть ребенка самим. Но потом происходит момент, причем часто это происходит внезапно, когда мама или папа начинают говорить о развитии самостоятельности у своего чада и начинают требовать от него быстрого самостоятельного одевания. Обрушившиеся на маленького человечка суровые требования вполне могут спровоцировать чувство тревоги, неуверенности и волнения. В такой ситуации малыш совершенно теряет всякие способности что-либо делать, он подавлен, напуган, растерян и совершенно не понимает, как и что на себя надевать.
Вполне понятны и такие причины,как: нежелание идти в детский садик, в поликлинику или к кому-то в гости. Или, наоборот, он слишком хочет этого, а процесс одевания только оттягивает долгожданный момент.
Оказывается, что в большинстве подобных случаях корень проблемы нелюбви одеваться находится гораздо глубже, чем нам кажется. Детские психологи в один голос утверждают, если ребенок не хочет одеваться – причиной этому может быть кризис. А именно «кризис самостоятельности», который проходит по-разному, но затрагивает абсолютно всех детей. Здесь речь идет о детях дошкольного возраста, которые могут одеваться самостоятельно, которые понимают все, что им говорят и которые отдают себе отчет в том, что делают. Упрямство, а порой и агрессия у таких детей может возникать как процесс выстраивания взаимоотношений с внешним миром и окружающими людьми. Ребенок хочет чувствовать свою самостоятельность и иметь право выбора. И это абсолютно естественно и нормально. Родители же в таком случае играют роль некоего раздражителя, который не только не дает такой возможности, но и заставляет, навязывает что-то делать не по своей воле. Происходит так называемая борьба за власть. Непослушание и нежелание одеваться в таком случае выражает попытку отстоять собственные позиции. Если это не получается, если крики и побег не помогают, а взрослый отстаивает свою правоту раздражением и силой, ребенок начинает плакать. Повторение подобных противостояний между ребенком и взрослыми ни к чему хорошему не приводит. Такое поведение провоцирует нарушение психического состояния маленького человека. Постепенно у него появляются страхи, агрессия и даже депрессия.
Что делать?
В ситуации, когда ребенок не одевается осознанно, взрослому необходимо остановиться, дистанцироваться от происходящего и, как бы со стороны, посмотреть, оценить ситуацию и спокойно начать действовать, не поддаваясь ни детским провокациям, ни собственной панике.
Дети – такие же люди, как и взрослые, у них так же есть свои увлечения, желания и предпочтения, с которыми нужно считаться, и, при необходимости, ненавязчиво и незаметно их корректировать. Поэтому необходимо предоставлять им право выбора и право действия. Например, можно предложить заранее выбранные вещи для одевания, пусть малыш сам решит, что он наденет. Можно попросить принести курточку или позволить самостоятельно надеть шапочку, спросить, на какую ногу сначала надень обувь или дать право выбрать между перчатками и варежками. Такие мелочи позволят ребенку ощутить свою значимость.
Ребенку сложно переключиться с одного дела на другое. Поэтому перед тем, как начать одеваться, заранее предупредите его. Скажите, что через 10 минут нужно идти на улицу. При этом необходимо показать ребенку на часы и объяснить, как они работают, потому что у детей нет понятия времени. Можно демонстративно начать собирать вещи, чтобы ребенок видел это и морально уже был готов к одеванию. Еще лучше заранее приготовить его вещи. Причем в выборе вещей он должен участвовать сам.
Любой ребенок не хочет одеваться, потому что это не интересно и довольно скучно. Сделайте это неприятное для него занятие веселым и захватывающим. Игры, считалки, потешки, сказки, рассказы – подобные вещи всегда отлично выручают в любых ситуациях.
Все дети хотят быть на кого-то похожими: мультяшный ли это персонаж или сосед-пожарный – не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что он быстро оделся как его герой. Однако ни в коем случае в данной ситуации нельзя его с кем-то сравнивать с негативной точки зрения. Он должен быть не хуже, чем кто-то, а лучше или почти таким же. При этом всегда помните о позитивной обратной связи. Положительная эмоциональная составляющая – это главное, что должно быть во взаимоотношениях с детьми не только в момент одевания, но и всегда. Любое дело он должен делать не из-под палки, а с удовольствием, с желанием и с радостью.
Если ребенок не хочет одеваться, всегда помните, что сам процесс одевания — это только частный случай из жизни маленького человечка. Если для вас эти 5-минутные крики во время одевания – мелочь, которую можно перетерпеть, насильно сломив волю ребенка, то для него это целая жизнь. Ваше и его поведение в это время, ребенок, не задумываясь, проецирует на всю свою жизнь и на отношения с окружающими. Эти 5 минут могут стать его нормой поведения во всех жизненных ситуациях. Поэтому ни в коем случае нельзя применять силу, кричать, ставить ультиматумы или угрожать ребенку. Необходимо действовать терпеливо и с любовью. А также необходимо всегда помнить, что перед вами не какой-то чужой и страшный монстр, а ваш родной и долгожданный ребенок, самый лучший и самый хороший!
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?» Наше время – время великих достижений науки, техники,.
Консультация для родителей «Если ребенок не хочет убирать игрушки» Уборка игрушек волнует многих родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду.
Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.
Консультация для родителей «Капризный ребёнок» Консультация для родителей «Капризный ребёнок» На детские капризы жалуются многие родители. «Ребенок капризничает» – говорим мы, когда.
Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет говорить «Здравствуйте» Некоторые родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребёнка говорить «Здравствуйте». Иногда, при приёме нового ребёнка в.
Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?» Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем.
Консультация для родителей «Ребёнок и книга» Екатерина Орленко Консультация для родителей «Ребёнок и книга» (С. Маршак) О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию.
Консультация «Как научить своё любимое чадо одеваться самостоятельно?» Едва малыш выходит из пеленок, мы начинаем учить его садиться на горшок и самостоятельно есть ложкой. И лишь когда записываем ребенка в.
Почему ребенок не хочет одеваться и что с этим делать
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о ситуации, когда ребенок не хочет одеваться, при этом устраивает истерику. Вам станет известно, какие причины могут влиять на подобное поведение. Выясните, как необходимо себя вести, если столкнулись с капризами в процессе одевания крохи. Узнаете, какие хитрости нужно применять, чтоб приучить карапуза к самостоятельности.
Возраст и умения
Некоторые родители поражаются тому, что их малыш не хочет одеваться на улицу или раздеваться после прогулки. При этом, они могут не учитывать возраст ребенка. Так мама может ругать малыша за то, что тот не в состоянии надеть штанишки, карапуз при этом устраивает истерику, на его глазах слезы. А проблема в том, что родительница раньше положенного ждет от своего сына или дочери того, что ему еще не под силу. Давайте рассмотрим, в каком возрасте и что нужно ждать от своего ребенка, при условии, что родители способствовали развитию определенных навыков.
Возможные причины
Нередко родители сталкиваются с истерикой у малыша в процессе надевания одежды, часто наблюдается ситуация, когда ребенок в 2 года не хочет надевать одежду. Влиять на подобное поведение могут две категории причин:
Давайте рассмотрим, почему малыш способен устроить истерику при одевании в случае, когда родители сами ее провоцируют.
Давайте рассмотрим причины, не связанные с поведением родителей.
Мы не сталкивались с подобными проблемами, мой сынок не устраивал истерики в процессе одевания. А вот дочь моей подруги устраивала целые представления, когда нужно было собираться на улицу. В причине происходящего им так и не удалось разобраться, а подобные истерики девочка переросла.
Как себя вести
Как научить одеваться
Важно, чтоб ребенок умел одевать минимум одежды, когда повзрослеет и окажется в садике, ведь там он будет не единственным карапузом. Старайтесь с раннего детства приучать свою кроху к самостоятельности.
Для того, чтоб обучить малыша процессу правильного одевания необходимо использовать следующие алгоритмы.
7 умных советов родителям, чей ребенок не хочет одеваться
С проблемой одевания часто сталкиваются родители деток возрастом от 2 до 5 лет. И порой это действительно бывает проблемно, особенно когда нужно идти к определенному времени, например, на занятия, в садик и т. д.
Конечно, тактику воспитания ребенка каждый родитель выбирает сам, но дополнительные полезные рекомендации не будут лишними. Мы делимся простыми советами, которые помогут вам улучшить ситуацию с одеванием.
Итак, прежде чем устранить проблему одевания, следует изучить причины ее возникновения. Ведь возраст малышей от 2 до 5 лет – это особенный возраст! Детские психологи убеждены в том, что так проявляется “кризис самостоятельности” у ребенка. И это первая причина. Проявления капризов, упрямства, игнорирование просьб родителей и даже агрессия – все это элементы познания внешнего мира и выстраивания отношений с ним. Трехлетки чаще говорят, что они уже большие и выросли, стремятся больше делать что-либо самостоятельно и без помощи. И в вопросе с одеванием, ребенок также хочет быть “главным”.
Вторая причина заключается в том, что действительно ребенок НЕ ХОЧЕТ одеваться. Тем более, когда речь идет о холодном периоде и одежды нужно надевать много. Дети себя комфортно чувствуют, когда ничего не сковывает их движений, не мешает им и не отвлекает от игры.
Как же быть, учитывая эти причины?
7 умных советов родителям, чей ребенок не хочет одеваться
1. Наберитесь максимум терпения, и сохраняйте спокойствие. Сделайте вдох-выдох и отстранитесь на минуту от ситуации. Вспомните, что обычно предшествует поведению, когда ребенок не хочет одеваться. Помните, дети просто так ничего не делают. Дети – это интерпретированное ими отражение вашего поведения.
2. Не стоит угрожать ребенку запретами просмотра мультиков или покупкой конфет и игрушек. Такая жесткая позиция может сработать лишь пару раз, а впоследствии вы только настроите ребенка против себя и вдобавок получите его разочарование в вас.
3. Предоставьте ребенку право выбора одежды, которая ему нравится. Конечно, малышу может нравиться летний вариант, а на улице декабрь. Тут можно применить хитрость. Заранее заготовьте 2-3 варианта одежды на ваше усмотрение (но не более) и пусть выберет наиболее понравившуюся. Это позволит ему чувствовать себя значимым, самостоятельным и “взрослым”.
4. Вспомните о приеме “переключения” внимания ребенка. Представьте, что одевание — это игра. В ситуации, когда ребенок не хочет одеваться попробуйте его заинтересовать игрой. Вы можете даже сказать, что потребность одеваться и идти отпала и вы будете играть. Придумав сценарий по мотивам его любимых мультиков, он легко вовлечется и, даже может сам предложит вам одеться и выйти на улицу, чтобы спасти главного героя от неминуемой гибели. Отлично подойдут для этого персонажи из мультсериала про Дашу путешественницу и ее брата Диего.
5. Создайте определенный ритуал одевания. Чтобы ребенок воспринимал каждый раз это как новое приключение. И не стоит произносить фразы: “Давай будем одеваться!”, “Нам нужно срочно выходить” и т.д. Эти фразы всегда звучат угрожающе для малышей. Лучше их избегать и не акцентировать на этом внимание.
6. Всегда вознаграждайте ребенка похвалой. Хвалите за то, что он сам надел шапку или сапоги. Что в этот раз у него лучше получилось и какой он молодец. Сравнивайте его собственное поведения проводя линию сравнения с ним самим, не сравнивая с другими детками или братом/сестрой.
7. Обязательно поощряйте инициативу ребенка и не торопите, когда он делает что-то медленно. Как бы родителям не хотелось помочь своему малышу, но он должен научиться одеваться самостоятельно и закрепить этот навык самообслуживания к 5–6 годам.
Помните, любую проблему можно разложить как пазл на мелкие кусочки и сложить из них правильную картинку. Мы глубоко убеждены в том, что дети редко делают что-то специально или назло (как иногда может показаться взрослым), они всего лишь копируют поведение своих близких и отстаивают свою независимость и самостоятельность. А самым главным авторитетом для ребенка являются его родители, с них он берет пример, ждет поддержки и ищет оценку.
Поэтому прежде чем сетовать на поведение своего чада, чаще анализируйте то, что вы могли упустить в той или иной ситуации. Ведь нам, родителям, часто бывает некогда из-за работы и забот замечать многие мелочи, которые очень четко отслеживают наши дети, как самые строгие инспекторы.
Быть родителем это большой труд и оплачивается он самым ценным на свете – любовью наших детей. А идеальный родитель – это “плюшевый мишка со стальным скелетом”.
Исправить ситуацию, когда ребенок не хочет одеваться, поможет правильный подход к ребенку и осознанное родительство!
Что делать, если ребенок не хочет одеваться?
Почему ребенок не хочет одеваться?
Нежелание одеваться возникает по разным причинам. Условно эти причины можно разделить на две категории:
нежелание не связано с действиями родителей;
действия родителей провоцируют нежелание ребенка самостоятельно одеваться.
Ситуации, не связанные с действиями родителей, чаще всего вызваны особенностями детской физиологии и развития:
Недостаточная целенаправленность. Ребенок склонен отвлекаться на более интересные вещи, и это также связано с возможностями еще формирующейся психики. И в этом вопросе мама может помочь малышу сконцентрироваться на одевании, оказывая ему помощь и подсказки, то есть компенсируя нехватку внутреннего контроля внешним.
Но иногда родители могут сами провоцировать нежелание ребенка одеваться. Поводами могут быть слишком высокие требования, или полное их отсутствие, например:
Давление и уговоры. Мама заставляет ребенка одеваться с помощью угроз или давления. Например: “Если не оденешься сейчас, больше никогда не возьму тебя с собой”. Или: “Сынок, ну давай, одевайся, мы уже все ждем тебя, ну сколько можно, где твои носочки, давай, поторопись пожалуйста, мы опаздываем”. Ни тот, ни другой метод не работают, т.к. вводят ребенка в состояние стресса и не дают конкретных выходов из него. Во-первых, вспомните себя, легко ли собираться, когда муж все время подгоняет, а во-вторых, учтите: даже сформированный навык самостоятельности порой подводит. В итоге ребенок собирается еще медленнее, мама психует, начинает одевать его сама. Что плавно приводит нас к следующему пункту.
Подкрепление детского саботажа. Это парадоксально, но иногда мамы сами дают ребенку зеленый свет на отказ от сборов. Например, мама просит ребенка одеться, но он начинает баловаться. Залазит на шведскую стенку, просит почитать или радостно убегает. Мама улыбается и отвечает на его игру. Ребенок усваивает: он задает тон и ведет за собой, а значит, можно не одеваться.
Как помочь ребенку развить самостоятельность?
Чтобы облегчить эту задачу себе и ребенку, воспользуйтесь таким алгоритмом обучения:
Поставьте ребенку задачу. Простыми словами озвучьте ребенку инструкцию, что ему нужно сделать: “Пожалуйста, надень штанишки”. Для самых маленьких эту задачу можно обыграть: “Где твои штанички? Вот! Молодец! Как мы их сейчас снимем? Вот так!” При этом родитель сопровождает свои слова активными действиями, чуть опережая ответ ребенка.
При необходимости разбейте задачу на этапы: “Возьми штанишки и посмотри, где у них перед? Надень штанину на одну ножку, потом на вторую. Затем встань на ножки и натяни штаны на попу”.
Мотивируйте. Расскажите ребенку, какие выгоды ждут его, если он выполнит задачу: “Сейчас ты быстренько оденешься, мы сходим в магазин, а на обратном пути зайдем на площадку, и ты сможешь кататься целый час!” Если мысли о будущем вызывают только протест, тогда мотивировать стоит по-другому: “Ого! Как быстро ты справился! Ничего себе, я даже за тобой не успеваю!”
Помогите ребенку начать. Подскажите, что нужно сделать в первую очередь, а при необходимости физически помогите ему: дайте в руки одежду и проконтролируйте, чтобы ребенок начал одеваться. “Возьми, пожалуйста, эти штанишки (даете их в руки ребенку) и надень их”. Если ребенок колеблется, сделайте вашу интонацию ниже и тверже, подойдите ближе, повторите увереннее и громче, оказывая телесные подсказки. Однако не путайте настойчивость и нетерпеливое или раздраженное давление. Представьте, что вы хороший тренер, задача которого разжечь азарт и уверенность в ребенке, а не уставший учитель, который видит в детях вредин и неудачников.
Похвалите ребенка. По мере одевания, когда ребенок берет сложные для него рубежи в процессе одевания, подбадривайте его похвалой. Проговаривайте, в чем именно он большой молодец.
Я все сделала, но это не помогло: все равно ребенок не хочет одеваться сам.
Так бывает, что мама уже все перепробовала, но ничего не помогает: ребенок все так же отказывается одеваться. Почему? Мама может неосознанно совершать такие ошибки:
У мамы уже сформировалась негативная установка на процесс. Ребенок так часто капризничал и сопротивлялся, что мама уже не верит, что он может одеваться самостоятельно. Мама морально готова к капризам, а ребенку остается только соответствовать ее ожиданиям. И чтобы изменить ситуацию, маме нужно концентрировать свое внимание даже на самых маленьких успехах, и стараться игнорировать неудачи. Так и мама, и ребенок, будут видеть прогресс и замечать успехи в самостоятельном одевании малыша.
У ребенка сформировалась негативная установка на процесс. Сейчас многие дети очень остро реагируют на швы, ткани и прочий дискомфорт. И ели это так, процедура может стать для него мучительной. В этом случае нужно ориентироваться на ощущения ребенка: подбирать одежду из мягких натуральных тканей и искать компромисс между тем, что удобно ребенку и тем, что ему необходимо надеть с точки зрения погоды и прагматики.
А прямо сейчас я предлагаю вам опробовать несколько мотивационных идей от выпусниц этого курса. На основе их опыта я подготовила сборник мотивашек, в котором родители делятся своими историями успеха приобщения особенно упрямых малышей к одеванию. Вот некоторые из советов:
“А что на улице?”. Одна из выпускниц делится: “Каждый раз я придумываю, что интересного сегодня мы можем сделать: разбить первый лед на лужах; посмотреть, съела ли птичка зернышки, которые мы вчера оставили в кормушке; поискать первые травинки или листочки на деревьях; посмотреть на цветы в дальней клумбе; покормить кота и т.д.”.
Сталкивались ли вы с трудностями в ходе обучения самостоятельному одеванию?
Ребенок не хочет сам одеваться и есть. А что будет в детском саду?
Навыки самостоятельности, мотивация детей и подготовка к детскому саду
Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей
Родители будущих детсадовцев прекрасно понимают: если ребенок умеет самостоятельно одеваться-раздеваться и есть за столом, его адаптация к детскому саду пройдет проще. Но что делать, если ребенок умеет, но не хочет проявлять эти навыки самостоятельности? Надо ли «дожимать» ребенка, чтобы всегда все делал сам — или можно пустить этот процесс на самотек? О том, как поступает в ситуации «не хочу одеваться» психолог и мама Анна Быкова, она рассказывает в «Большой книге ленивой мамы».
Ребенок не хочет одеваться самостоятельно
Умеет, но не хочет. Может сам надеть колготки, штанишки, носочки, но сидит и ждет, когда его оденут. Зачем напрягаться, если есть взрослые, которые гораздо быстрее справятся с этой задачей.
Для любой деятельности нужны мотивация или стимул. Мы что-либо делаем благодаря двум импульсам: либо потому, что нам так хочется, либо потому, что нам так надо. А «надо» может возникнуть по двум причинам: чтобы получить что-то хорошее или чтобы избежать чего-то плохого.
Получается, чтобы активизировать ребенка, нужно либо донести до него «надо», либо увлечь его «хочется». И чем меньше ребенок, тем больше опоры на «хочется».
Навык самостоятельного одевания: когда тренировать, а когда нет
«Сыну пять лет. Мне нужно, чтобы он быстро сам собрался, а он меня не слышит. То, что мы в садик опоздаем, его никак не огорчит. Он все делает сам, но так медленно, что я теряю терпение».
Знаете, есть такой анекдот. Объявление: «Сделаем ремонт. Быстро, качественно, недорого. Выберите любые два пункта». Здесь похожая ситуация: «Сборы в садик. Быстро, качественно, самостоятельно. Какие два пункта выбрать?»
На данном возрастном этапе (ребенок-дошкольник) «быстро, качественно, самостоятельно» — это завышенные ожидания. Можно, конечно, ориентироваться на эту планку, но тогда крепнущее раздражение у мамы неминуемо. Раздражение — плохой советчик в воспитательном процессе.
Ребенок не робот. Вообще, если ребенок что-то делает медленно, это не значит, что он не слышит родителей из вредности. Возможно, что у него такая скорость жизни, такой темперамент.
И да, у него нет личной заинтересованности в результате. Это маме нужно вовремя прийти в садик, а ребенок с удовольствием остался бы дома.
В ситуации, когда вы куда-либо очень торопитесь, можно помочь ребенку, а навык самостоятельного одевания тренировать, когда у ребенка есть личная заинтересованность в этом, когда в случае опоздания негативные последствия почувствует он, а не мама. Если у ребенка нет личной мотивации быстро одеться и идти туда, куда он не хочет, на заигрывания и компромиссы он не откликнется. Вам нужен срочно одетый ребенок? Тогда просто оденьте его, целее будут нервы и у вас, и у него.
За годы работы в детском саду я наблюдала многих детей в разных ситуациях. Я видела, как одни и те же дети стремительно одевались, когда у них была личная заинтересованность в этом. (Например, пойти в парк аттракционов, за новой игрушкой в магазин или в гости к другу.) И как же они ме-е-едле-е-енно одевались, когда заинтересованности не было.
Самостоятельность легко развивается из личной заинтересованности или потребности. А вот через давление: «Я кому сказала!», через шантаж: «А то дома одного оставлю!», через критику: «Вечно ты самый последний» формируется негативное отношение к процессу. В дальнейшем при любой возможности ребенок будет избегать самостоятельных действий.
Ищем мотивацию для ребенка
Развитие самостоятельности — это всегда задача поиска подходящей для ребенка мотивации. Здесь сложно подобрать универсальную рекомендацию. Ищите, что будет мотивировать именно вашего ребенка, ищите нужные слова, понаблюдайте, какие ситуации подталкивают его к деятельности. И оценивайте мотивацию не с позиции «зачем это надо маме», а с позиции «зачем это надо ребенку».
Например, мой старший сын Арсений не хотел чистить ботинки. Потому что «и так сойдет». Начищенные ботинки нужны были маме, а не ребенку. Я начистила до блеска правый ботинок. На контрасте левый стал сильно проигрывать, и стало понятно, что «так не сойдет». В итоге левый ботинок Арсений уже почистил сам — мотивация на это появилась.
А младшего, Сашку, и мотивировать не пришлось — он сам захотел чистить обувь. Ему было три года, когда он выпросил у меня персональную губку для чистки обуви, ревностно следил, чтобы никто ее не брал, и каждый вечер протирал ею свои ботиночки.
Было важно не упустить этот момент личной заинтересованности. Когда-то давно, в этом же возрасте, и Арсений хотел чистить обувь сам, но я не позволила, потому что «грязь, микробы, запачкается, заболеет». (Увы, я не всегда была «ленивой мамой».) Если не дать возможности попробовать и научиться тогда, когда к этому есть интерес, вовсе не факт, что, когда ребенок «дорастет», этот интерес у него останется.
Ребенок не хочет раздеваться самостоятельно
«Дочка пяти лет не желает сама раздеваться, когда приходит домой. И что мне делать? Не давить, не критиковать, не отчитывать?» — спрашивает знакомая мама.
Надоест быть в одежде — разденется. Я помню, как в четыре года, возвращаясь из садика, подолгу валялась на полу в пальто. Видимо, ленивой я была уже тогда. Родители меня не уговаривали, не стыдили, не подгоняли, но и не помогали раздеваться. Когда мне надоедало лежать, становилось жарко, некомфортно, появлялась личная мотивация на раздевание — я вставала и снимала пальто.
Одно дело, когда ребенок просто валяется, а если он стонет на всю квартиру: «Раздееееень меня!» — какой фразой отвечать?
Прежде всего постарайтесь понять, почему он стонет. Может, он заболел, и тогда ему надо помочь. Если ребенок не болен, не истощен физически или эмоционально, четко выразите свою позицию: отступать вы не намерены. Рано или поздно до ребенка дойдет, что ныть бесполезно.
Например, можно сказать: «Я сама раздеваюсь. И ты сама разденься. Я знаю, ты справишься».
Или: «Не могу тебе помочь. Я сейчас занята приготовлением ужина».
Или: «Нет. Пожалуйста, сделай это сам. Ты умеешь».
Подберите те слова, которые вам ближе. Важно не что именно вы скажете, а как скажете. Нужна спокойная уверенность. Если ребенок услышит в мамином голосе сомнения, это сигнал, что есть шанс добиться своего и нужно еще немножко поныть.
Кстати, не вижу ничего критичного в том, чтобы иногда помогать ребенку раздеваться. Если ребенку действительно тяжело, не стоит игнорировать его просьбы о помощи.
Ребенок не хочет есть самостоятельно
— А что делать, если ребенок не хочет есть самостоятельно? Дочери уже четыре года, а ее до сих пор приходится кормить с ложки.
Что значит «приходится»? Это же ваше решение: потакать и кормить. И что такого случится, если вы перестанете это делать? Ребенок так и будет сидеть перед полной тарелкой, не притронувшись к еде? Но в этом случае он останется голодным.
Предположим, у вас завтрак. «Не хочешь — не ешь. Вставай из-за стола. Завтрак окончен». Потом обед: «Ты так и не возьмешь ложку? Ну, как хочешь». К ужину ребенок так проголодается, что начнет есть самостоятельно, прекрасно орудуя ложкой. Если, конечно, не будет никаких перекусов в виде печенья, пряников, конфет и так далее.
Важно одно — унять внутреннюю тревогу взрослых. Спокойствие, только спокойствие, как говорил Карлсон, — за один день ребенок не умрет с голоду. У него есть инстинкт самосохранения, и здоровое чувство голода рано или поздно возьмет верх над упрямством. Но сработает это, только если ребенок увидит спокойную уверенность родителей и поймет, что отступать со своей позиции они не намерены.
Если вы видите, что ребенок здоров, весел и активен, значит все в порядке. Не стоит поднимать панику.
Как перестать кормить ребенка с ложки
Отказаться от кормления с ложечки можно и постепенно, через игру. (Да-да, тот самый принцип постепенности!) Попробуйте договориться с ребенком: «Давай по очереди. Одна ложка — я тебя кормлю, вторая — ты сам ешь, потом снова я и снова ты».
Или так: «Хорошо, я тебя покормлю, но только после того, как ты ровно пять ложек съешь сам». (Ребенок сам ест и сам считает — реализация принципа самоконтроля. Если считать он пока не умеет, будет слушать, как это делает мама, тоже полезно.) «Давай, ты ешь, а я буду считать громко и торжественно». (Словосочетание «громко и торжественно» почему-то служит для детей веским аргументом.)
В период, когда я работала в детском саду, в подобные игры приходилось играть только с недавно пришедшими детьми, то есть с теми, кто еще адаптируется, чье эмоциональное состояние нестабильно. По отношению к ним больше уступок. Но если адаптация прошла успешно, ребенок хорошо себя чувствует в новой обстановке и не плачет, капризы из серии «покорми меня» мягко игнорировались.
«Покорми меня!» — требовал Виталик. И если в первую неделю (неделю адаптации к детскому саду) я его кормила, то начиная со второй недели я специально создавала ситуацию, при которой малыш был вынужден есть сам. «Виталик, подожди, мне надо всем компот налить». А потом: «Подожди, я схожу в спальню, в спальне нужно проветрить перед сном». И Виталик ждал. Какое-то время. Но голод не тетка, поэтому мальчик брал ложку и начинал есть.