что делать если ребенок не хочет лежать на животе
Зачем выкладывать новорожденного на животик – и как правильно
Выкладывание на живот: как преодолеть нежелание ребенка
Алексей Лужков специалист по раннему физическому развитию детей
Современные младенцы все больше времени проводят в положении лежа на спине или полусидя — детские коляски, автокресла, щезлонги и прочие устройства придают малышам именно такое положение. Это удобно мамам, но, к сожалению, тормозит физическое развитие детей, первый важный этап которого — удержание головы в положении лежа на животе.
Когда можно выкладывать новорожденного на животик
Некоторые мамы начинают выкладывать младенцев на живот уже в роддоме. Однако чаще всего это советуют делать после того, как зажил пупок, то есть со второй недели жизни.
Один из главных принципов любых начинаний и нововведений — регулярность. Поэтому возьмите за правило класть малыша на животик каждый раз перед кормлением, а также через 40–60 минут после него. Если после еды он всегда засыпает, подберите часы для дополнительных выкладываний. Это дисциплинирует вас и очень полезно малышу.
Польза от выкладывания на живот:
Итак, ребенок в 2 месяца и старше полежал 15–20 минут на животе. Потом начинается хныканье, которое может перерастать в плач с криками, возмущениями и требованиями скорее его перевернуть или взять на ручки.
Не идем на поводу и не бежим к крохе по первому «хныку»! Ребенок капризничает, потому что он просто устал держать голову, а чтобы натренировать мышцы, требуется потерпеть и делать это через силу.
Допустим, малыш лежит 3 минуты спокойно, потом начинает звать на помощь. Пусть похнычет еще минуту, и уже после этого можно перевернуть его на спину, дать отдохнуть 1,5 минуты, а после — опять на живот на 3 минуты.
Естественно, в процессе упражнения необходимо развлекать кроху, головой он должен быть развернут не в стенку, а на открытое пространство. Ему самому должно быть интересно удерживать голову в таком положении.
Как помочь ребенку удерживать позу сфинкса
Это определение позволит родителям ясно представить правильную позу при самостоятельном лежании на животе.
Руки прямые, вытянуты перед собой, ладошки раскрыты и направлены вниз. Упор приходится на предплечья. Голова стоит прямо, подбородок не опускается, направление взгляда — перед собой (для этого привлекаем малыша игрушкой не на уровне стола, а на уровне глаз).
Позу сфинкса можно считать эталоном. Мы должны стремиться к тому, чтобы в 3–4 месяца малыш проводил лежа на животе около 50% всего времени бодрствования, а к 6–7 месяцам — до 80%.
Чтобы поддержать усилия крохи и одновременно задержать его ручки (которые так и норовят уйти в стороны и принять позу «самолетика»), можно использовать простое самодельное устройство.
Сверните плотно байковую пеленку в трубочку — теперь это валик. Подложите его под грудь младенца таким образом, чтобы руки оказались впереди, перед валиком. Лежание в такой позе поможет уверенно удерживать тело на животе, без заваливаний, и не даст тыкаться носом в стол, когда силы окончательно иссякнут.
Если ребенок не хочет лежать на животе
В абсолютном большинстве случаев родители говорят, что их ребенок «ну совсем не хочет лежать на животе». Иными словами, малыш голову не держит, а лежит, уткнувшись лицом в пол или стол, и кричит, потому что это ему совсем не нравится и напрягает физически.
Действительно, в 3–4 месяца кроху часто с трудом можно положить на живот, но в 6–7 месяцев картина кардинально меняется, и чаще всего ребенка уже тяжело перевернуть на спину, даже чтобы одеть. Недовольство, естественно, может сопровождаться криками разной тональности.
Основные причины нежелания лежать на животе:
Как же создать условия для того, чтобы ребенок сам захотел держать голову? Выложили ребенка на живот, подложили валик под грудь — приподняли голову, видно стало больше, развернули лицом к открытому пространству. Мама пляшет перед ним, папа в бубенчик звенит. Этот вариант выкладывания на живот уже более удобен и интересен младенцу, таким образом можно и полежать, и поиграть.
Также может быть полезно:
Слабый плечевой пояс у грудничков
Когда говорят о слабом плечевом поясе у ребенка имеют ввиду мышцы окружающие лопатку, ключицу, плечевой сустав, плечо, все, которые участвуют в их фиксации или движении. Плечевой пояс делится на верхний, все что выше плечевого сустава и нижний, между плечевым и локтевым суставом. Для детей например в 3-4 месяца важна правильная работа верхнего плечевого пояса, а с 5 месяцев сюда еще добавляется нижний плечевой пояс. Проблема гипотонии мышц среди грудничков очень распространена. Решение ее требует навыков детской гимнастики и массажа. Зачем укреплять ребенку плечевой пояс? Можно ли этого не делать? Опора на руки нужна малышам для обретения новых навыков, таких как лежать на животе опираясь на локти, вставать на четвереньки, ползать. Без крепких ручек эти навыки не возможны.
Признаки слабости плечевого пояса у детей.
Мы рассмотрим возраст до года по месяцам, потому как в разные месяцы признаки будут отличаться.
1. Малыши, которым тяжело лежать на животе в 3-4 месяца, быстро устают, начинают плакать это практически всегда связано со слабостью мышц верхнего плечевого пояса.
2. Груднички в 5-6 месяцев, не поднимающиеся на прямые ручки лежа на животе, тоже с большой вероятностью с ослабленным плечевым поясом.
3. Дети в возрасте 7-8 месяцев не становящиеся на четвереньки как правило тоже не делают этого по причине слабых мышц.
У детей после года слабость рук уже не так заметна, и не сильно мешает дальнейшему развитию, хотя это не повод пускать все на самотек.
Как укрепить слабый плечевой пояс ребенку в 3-4 месяца?
Главное укрепляющее воздействие это конечно использование мышц по назначению, т.е. гимнастика, но начинать надо с малого, с массажа. Перед упражнениями желательно разогреть мышцы и придать им небольшое тонизированное состояние. Энергичные разминания проводятся по классической схеме массажа, нас интересуют в первую очередь бицепс, трицепс, дельтовидная, мышцы лопатки, большая и малая грудные. Их мы тонизируем массажем, а потом начинаем укрепляющие упражнения.
1. “бокс” лежа на животе и на спине, это самые эффективные упражнения.
2. Подтягивания за ручки. Если рефлекс не срабатывает, то просто небольшие потягивания за ручки с раскачиванием в разные стороны.
3. Лежа на животе ставить малыша на локти и удерживать эту позу по несколько минут.
4. Лежа на животе с опорой на локти раскачивать малыша в право и влево перенося вес поочередно на локти.
5. Начиная с 3 месяцев чаще выкладывать ребенка на пол, на живот.
6. Катание на фитболе лежа на животе.
Укрепляем слабый плечевой пояс в 5-6 месяцев.
Бывает такое, что и в 5-6 месяцев у ребенка слабые руки, в таком случае он только опирается на локти, а пора уже поднимать туловище на прямые руки и пробовать вставать на четвереньки. В этом возрастном периоде можно повторить упражнения, которые применяются в 3 месяца и с учетом возраста можно уже добавить позу четверенек, удерживая ее по несколько секунд, и подъем с живота на четвереньки с опорой на прямые руки. В этом возрасте ребенок уже должен уверенно тянуться за игрушкой одной рукой, опираясь на другую.
Для детей 7-8 месяцев эффективны:
1. бокс лежа на животе,
2. отжимания с живота на четвереньки и обратно, с опорой на прямые руки,
3. фиксация позы четверенек, можно с раскачиванием.
Какие могут возникнуть сложности при укреплении плечевого пояса? Конечно же это терпение ребенка. Дети не любят ни интенсивных, ни продолжительных физических нагрузок. Задача специалиста подобрать индивидуально для малыша такую нагрузку, чтобы это было эффективно и терпимо. Основываясь на своем многолетнем опыте массажиста рекомендую для занятий с ребенком приглашать специалиста. Попытки самостоятельно укрепить верний плечевой пояс ребенку без навыка в этом деле будут иметь маленький результат и негодование ребенка.
Сколько с ребенком нужно заниматься, чтобы руки окрепли? Во всех случаях есть индивидуальные особенности, но скорее всего это не меньше 10-15 сеансов качественной гимнастики.
Отзыв — ребенок со слабым плечевым поясом не держит голову
Хотели бы выразить огромную благодарность Павлу за оказанную помощь нашему четырёхмесячному сыну! Доктор очень внимательный, тактичный и пунктуальный, настоящий профессионал своего дела! На первом же приеме грамотно определил проблему, подробно объяснил план действий и, к 2-3 занятию изменения были на лицо. Обратились с тем, что сын абсолютно не держал шею, руки в положении на животе. Сейчас мы и переворачиваемся, и стоим на локтях, шею держим даже подолгу и с удовольствием. С ребенком Павел сразу нашел общий язык, отдельное спасибо за доброту, внимание и аккуратность!
Читайте также:
Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Что делать если ребенок не хочет лежать на животе
Появление в доме новорожденного у родителей вызывает множество вопросов, связанных с его развитием и уходом. Поэтому и вопрос о том, как научить ребенка держать голову, волнует очень многих мам и пап. Они стараются узнать об этом как можно больше, чтобы помочь своему крохе укрепить мышцы маленького тельца.
В первые дни своего существования вне материнской утробы движения малыша вызваны рефлексами. Если не поддерживать его головку, она просто не сможет держаться самостоятельно и будет все время откидываться. Допускать этого нельзя, поэтому родители постоянно должны следить за работой мышц своей крохи до тех пор, пока он не научиться держать свою головку самостоятельно. В противном случае может произойти повреждение шейных позвонков, в результате чего появится патология. Например, это может быть искривление шеи.
Лежа на животе, учимся держать головку
Для того чтобы малыш учился сам держать голову, следует делать с ним упражнения, полезные для мышечной системы.
Не следует торопить ребенка. Очень важно быть терпеливыми и внимательными. Он нуждается в помощи родителей. Уже в двухнедельном возрасте ребенок будет пытаться самостоятельно поднимать голову, лежа на животе. Если вы заметите, что ваш ребенок уже в месячном возрасте легко удерживает голову без поддержки, это должно вас насторожить. Нужно посоветоваться с лечащим врачом, так как такое состояние не является нормальным. Возможно, у него повышенное внутричерепное давление.
Сам приподнимать голову в положении – лежа на животе, ребенок должен уметь уже в 6 недель. К 8-9 неделям новорожденные способны удерживать голову, находясь в вертикальном положении. При этом следует знать, длительное время в таком положении ребенок находиться не может, ввиду его еще слабых мышц.
Уверенно, находясь в вертикальном положении, малыш начитает держать головку к 4 месяцам. Находясь на животе, он сможет поднимать верхнюю часть туловища и голову. К полугоду ваш ребенок начнет поворачивать ее в разные стороны, наблюдая за своими любимыми игрушками или реагируя на звуки.
Упражнения
Для того чтобы малыш научился правильно держать головку, специалисты рекомендуют делать с ним определенные упражнения.
Малыша следует уложить на живот, а перед ним выставить яркие игрушки. С помощью ладони нужно осторожно приподнять головку малыша, чтобы он смог увидеть выставленные игрушки. На такое действие потребуется приблизительно около 5 секунд. После этого голову ребенка также осторожно опускают.
Когда вы убедитесь, что ребенок в состоянии удерживать голову, ладонь убирают, не забывая при этом подстраховать кроху. Первое и второе упражнения рекомендуется делать по 5 раз.
Как только малыш будет в состоянии сам держать головку, его нужно заинтересовать. Для этого его как можно чаще нужно укладывать его на животик, расставлять перед ним игрушки и разговаривать с ним. Не стоит забывать о том, что упражнения следует делать не ранее, чем через час после еды.
Ребенка укладывают животом на мяч. Ножки малыша должны располагаться к вам. Катайте его на мяче, удерживая самого ребенка за подмышечные области. Такое упражнение можно делать 10 раз.
Малыша укладывают спинкой на стол, а под его плечики и головку подставляют небольшую подушку. Поднимите малыша за плечи и удерживайте в таком положении несколько секунд. После этого нужно осторожно пустить его голову на подушку. Ребенок должен сам учиться приподнять головку вслед за плечиками. Упражнение можно делать 6-7 раз. Как только ребенок научиться сгибать руки в локтях, можно такое упражнение делать, используя его ручки.
Ребенок плохо держит голову
Если ваш малыш не научился хорошо держать голову к 5-6 месяцам, следует за консультацией обратиться к лечащему врачу. Это может быть связано с недостаточным количеством питательных веществ в организме ребенка или недоеданием. Также причиной может стать ослабленный тонус мышц, нарушение их функций, кривошея, послеродовая травма. Ребенок плохо держит голову из-за нерегулярного выкладывания его на живот. Это не дает ему возможности производить необходимые действия, развивая и укрепляя мышечную систему.
Для того чтобы научить держать голову малыша без поддержки специалисты рекомендуют родителям укреплять его мышцы шеи с помощью несложных упражнений, описанных выше. Заниматься со своим чадом следует регулярно, тогда не будет никаких проблем в его развитии.
«Неуклюжий ребенок» или синдром диспраксии у детей
Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.