что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест

«Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Ребенок лучше воспринимает те продукты питания, вкус которых был в грудном молоке. О том, когда правильно вводить прикорм, чтобы потом не мучиться от избирательного аппетита малыша и что значит неофобия в еде, рассказывает врач-педиатр Ольга Самохвал.

что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Смотреть фото что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Смотреть картинку что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Картинка про что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Фото что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест

Чтобы не было избирательного аппетита, не позднее 6 месяцев нужно предлагать малышу прикорм

Пищевое поведение детей формируется еще в утробе матери. Если мама во время беременности и кормления любила, предположим, помидоры, то и ребенок будет их любить. Даже когда вырастет. Это нормально.

Пищевое поведение будущего взрослого формируется также и благодаря своевременному введению прикорма. Вот почему важно вводить его правильно и делать акцент на здоровом питании.

— Избирательный аппетит — новый термин, название проблемы, которая стара как мир. Деток, которые едят не все, называют «малоежками» или капризными едоками. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.

Врач рассказывает: если избирательный аппетит встречается у ребенка первого года жизни, то это, скорее всего, определено природой. В таком случае малыш интуитивно понимает, что лучшее и полезное для него — грудное молоко. Именно поэтому он может отказываться от нового вида пищи.

— Но это не значит, что не нужно вводить прикорм. Желательно делать это не позже 6-месячного возраста. Именно в этот период к приему новой пищи готов желудочно-кишечный тракт и челюстно-лицевой аппарат ребенка.

Чтобы не было проблем с прикормом крохи, важно, чтобы он был определенной консистенции, нравился ребенку.

что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Смотреть фото что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Смотреть картинку что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Картинка про что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Фото что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест

— Неправильным будет кормить малыша до года исключительно грудью, тогда, естественно, у него появится избирательный аппетит. Это может стать причиной ряда серьезных нарушений здоровья и развития. Малыш не будет хотеть есть все и, бывает, даже заболевает. Во всем, как говорится, нужна мера.

Необходимо уметь предложить новую еду ребенку 8-15 раз

Если прикорм дается малышу на первом году жизни, то он и принимается маленьким организмом легче, чем в более старшем возрасте.

Нужно, чтобы ребенок принял новую пищу и даже полюбил ее. Здесь многое зависит от поведения матери.

— Сегодня нередки случаи, когда «малоежки», которые предпочитают однообразную углеводистую пищу, страдают лишним весом. Но при этом у таких детей, как правило, отмечается дефицит целого ряда важных нутриентов и микроэлементов.

— Как объяснить ребенку, что есть нужно все?

— Главное — делать это на доступном малышу языке. К тому же следует быть ласковой, но настойчивой. К примеру, предложить ребенку еду много раз (от 8), но с радостью, а не раздражением. В общении матери и сына/дочери должны присутствовать положительные эмоции.

что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Смотреть фото что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Смотреть картинку что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Картинка про что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Фото что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест

Врач говорит: не менее важен собственный пример. Еще один способ приобщить сына или дочь к разнообразной еде — готовить вместе с ним/ней.

— Можно также поэкспериментировать с сортами мяса, овощей или рыбы. Есть вариант — изменить метод обработки. Вчера тушили, сегодня варим, а завтра запекаем. Вариантов приготовления еды и рецептов множество.

Дети на самом деле не гурманы. Они едят, чтобы утолить чувство голода и восполнить энергетические затраты. Малыши не воспринимают еду как наслаждение.

Врач объясняет, если даже в таком случае ребенок отказывается есть, следует набраться терпения. Пусть не ест, нагуливает аппетит.

— Когда попросит его накормить, предложите тот же борщ (который он отверг накануне). При этом не нужно в промежутках между основными приемами пищи давать чаду йогурты или молоко. Ведь это тоже еда, просто жидкая.

Кроме того, для малыша важно соблюдение режима дня.

— Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, насыщать день физической активностью по возрасту, гулять на свежем воздухе, выбирать активные развлечения. Тогда аппетит будет хорошим, и избирательность уступит место полноценной еде.

Отлично, если блюда будут малокомпонентными. Это позволит ребенку есть их с большим удовольствием.

О неофобии и детском здоровье в целом

Врач объясняет, поведение малыша, в том числе и пищевое, во многом определяется тем, здоров он или нет. Около 20% детей, которые приходят на прием с избирательным аппетитом, имеют неврологические нарушения, задержку развития, часто расстройства аутичного спектра.

— С такими детьми и их родителями работаем индивидуально. Ведь нежелание есть в этих случаях — далеко не основная и не единственная жалоба. В таких ситуациях фокусы и уговоры с едой не помогут.

Врач рекомендует вести родителям пищевой дневник малыша. В нем необходимо записывать все, что съел ребенок в течение дня, информацию о консистенции, составе блюд, объеме съеденного. И так на протяжении минимум недели. Затем уже вместе с доктором анализировать, существует ли проблема, нужно ли принимать меры или это пищевое поведение абсолютно здорового ребенка.

что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Смотреть фото что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Смотреть картинку что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Картинка про что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Фото что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест

— А что касается неофобии, чем такое явление отличается от избирательного аппетита?

— Неофобия проявляется в том, что ребенок отказывается есть незнакомую пищу. Это явление отличается от избирательного аппетита немногим. Лишь тем, что неприязнь возникает к незнакомой еде. В случае же с избирательным аппетитом человек не ест не только новые, но и знакомые и привычные продукты.

— С неофобией у ребенка родителям справляться легче. Новые продукты можно просто подмешивать в привычные блюда. Если не получается накормить малыша — тогда за советом к доктору.

Источник

Что делать, если ребенок ест одни макароны

Как правильно обсуждать с детьми пищевое поведение и привычки в еде

что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Смотреть фото что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Смотреть картинку что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Картинка про что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Фото что делать если ребенок кроме макарон ничего не естЕкатерина Сигитова психотерапевт

Вы недовольны тем, как питается ваш ребенок: он ест очень избирательно, или очень мало, или не в то время, или «вредную» еду. Вы всерьез намерены изменить его питание (и питание семьи) к лучшему – и не только покупать другие продукты и готовить другие блюда, но и обсуждать пищевое поведение и привычки в еде. Как это делать правильно? Какие ошибки мы чаще всего совершаем, когда говорим с детьми о еде, и чем они могут обернуться?

Первый вопрос: можем ли мы что-то объяснять и доказывать детям, когда у нас самих – масса проблем с едой, еще из собственного детства? Это так, но ведь хочется, чтобы их отношения с едой были более здоровыми, чем у нас. Как же не наломать дров, принимаясь что-то менять в питании и говорить на эту тему? Сначала – несколько базовых принципов.

Если вы считаете, что ребенок питается неправильно

Прежде всего надо расслабиться и выдохнуть. Мы стремимся к улучшению, а не к совершенству. Как бы проблемно все ни выглядело на старте, тревога только помешает вам, потому что ребенок ее обязательно уловит и попытается привязать к теме еды.

Расслабиться нужно еще и потому, что вообще-то не существует никакого идеального плана «как говорить о правильном питании». Способов объяснить ребенку основное про еду — множество, и вы обязательно найдете свой.

Третья причина для поиска равновесия такая. Честный и спокойный разговор о реальности и совместный поиск вариантов дают сто очков вперед любой тревожной попытке родителей «научить, как надо». Особенно если вы сами далеки от «правильного» образа жизни.

Запаситесь терпением. Формирование пищевых привычек и накопление нужных знаний, а также их прочное внедрение в жизнь занимает время. У взрослых тоже. Если прямо сейчас у вас с ребенком не получается хороший разговор, если ребенок отказывается слушать или не интересуется темой и все ваши усилия пропадают впустую — не опускайте руки, это всего лишь первая полоса препятствий, и вы ее уже штурмуете. Что-нибудь изменится уже скоро, но не обязательно сегодня или завтра.

В целом, если вы ставите целью серьезную перестройку системы питания и отношения к еде и если у ребенка с этим уже не все гладко, имеет смысл рассчитывать на три-четыре года периодических разговоров и попыток поговорить до устойчивого эффекта. Если ваша задача — только рассказать теорию и посмотреть, что будет, то при отсутствии проблем у ребенка может хватить года или двух.

Познакомьтесь с концепцией интуитивного питания. Про это написаны целые книги, например «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой. Если попробовать передать только самое главное, то суть идеи в том, что для выбора пищи имеют значение не наши установки и рациональное мнение о каком-либо виде еды, а только лишь внутренние ощущения о том, что нам сейчас нужно съесть и в каком количестве.

По факту — это доверие к своему организму. Тело знает, что ему нужно. Интуитивный подход дает возможность есть то, что хочется при ощущении голода, и останавливаться при ощущении сытости.

Дети — намного более интуитивные едоки, чем мы, они еще не испорчены различными социальными наслоениями (или испорчены ими меньше). Поэтому их нужно лишь слегка подтолкнуть, чтобы они все это смогли.

Не удивляйтесь и не отчаивайтесь, если жизнь внесет свои коррективы. Ваш ребенок — вовсе не чистый лист бумаги, на котором можно писать что угодно. Он живой, и он поправит ваши планы с помощью своего характера, своего темперамента и своей жизни. Это все будет влиять и на пищевые привычки, и на отношения с едой (как, собственно, и у нас, взрослых).

То есть ваша задача — донести ключевые моменты, которые могут что-то изменить. Дальше все может развиваться очень по-разному. Но помните, что «не по-вашему» — это еще не значит «все пропало».

Когда начинать говорить с ребенком о питании

В любом возрасте и в любой момент, хоть с первого прикорма. Понятно, что подача информации и ее содержание будут разными для детей разного возраста, но что-то интересное и важное можно найти всегда.

Хорошие моменты и идеи для начала разговора:

Как не стоит говорить о еде: 9 мифов и вредных идей

Есть определенные идеи и мифы о еде, которые, к сожалению, негативно влияют на формирование пищевого поведения и пищевых привычек, да и на психику детей в целом.

К сожалению — потому что многие из них широко употреблялись в семьях наших родителей и вообще в СССР и на постсоветском пространстве и будет не так-то просто от них отказаться и переосмыслить их.

Вот небольшой список того, что, согласно исследованиям, негативно влияет на отношения детей и взрослых с едой и с самими собой. Чего же не стоит делать?

Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что у еды нет морали, мы ее просто покупаем или выращиваем, готовим и потом едим — и это все. Еда может быть опасной в трех случаях: если это аллерген, если это испорченный продукт или если это ядовитый продукт.

Навешивание же дополнительных эмоциональных смыслов на обычные продукты усложняет отношение к ним. В случае с детьми это еще и вынуждает их думать о себе плохо и чувствовать вину: раз мне нравится плохая еда, значит, я сам плохой.

Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что еда была вознаграждением в прежние времена, когда ее было не так-то просто добыть. Если об охоте и собирательстве речь не идет, то использование еды как награды формирует патологический механизм в головном мозге.

Из-за этого механизма человек, во-первых, теряет часть мотивации (так как вознаграждение в виде еды легко доступно, и оно «балует» мозг, вынуждая привыкать к более сильным и приятным стимулам и не реагировать на более слабые). Во-вторых, человек сам может начать вознаграждать себя исключительно едой (или наказывать отсутствием еды), упуская другие, более естественные и здоровые способы регуляции своей жизни.

Хвалить за то, что ребенок все доел, и поощрять доедать

Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что сигнал о сытости приходит изнутри, из желудка, через блуждающий нерв и проводящие пути в центральной нервной системе, а не снаружи, через слова мамы, папы и бабушки, попадающие в уши. Важно не сбить эту внутреннюю сигнальную систему.

Важно также не превращать еду в обязанность, потому что тогда она перестанет быть просто удовольствием и необходимым «горючим». Кроме того, может появиться внутреннее побуждение все доедать вне зависимости от сытости, приятности, качества и количества еды — просто потому что «так надо».

Но так на самом деле не надо, это всего лишь старый насильственный способ тревожных родителей убедиться, что ребенок не голодает. Вы можете справиться со своей тревогой иначе, я уверена.

Решать за ребенка, сколько и чего ему съесть

Сюда же — неприятие отказа ребенка есть какой-либо продукт или блюдо.

Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что мы не сидим в теле ребенка и ну никак не можем знать, чего он хочет, сыт он или голоден, надо ли ему продолжать есть или пора перестать. Мы можем строить предположения, основанные на опыте (в том числе родительском, ведь часто мы знаем, что эта истерика от голода, так уже бывало).

Но настаивать не стоит, даже если ребенок еще неопытен и есть риск, что он ошибется. Важно дать возможность научиться слушать себя и свое тело, а как это сделать, если не путем проб и ошибок?

Принимать отказы тоже важно — вполне вероятно, что у ребенка есть причины избегать этого продукта, которые он и сам пока не осознает (например, проявление тревоги через переборчивость в еде; или кишечная аллергия, не проявляющаяся на коже, и тому подобное).

Отказываться объяснять что-либо, связанное с едой и пищевым поведением

Почему стоит объяснять? Потому что, во-первых, дети более склонны принять новый продукт или идею, когда что-то о ней узнают.

Во-вторых, мы растим новое уникальное поколение детей, которым нужно все понимать. Им уже недостаточно слов «это так, потому что я так сказала». Нет, теперь им нужно знать, почему.

Иногда они даже будут спорить, и это прекрасно. Этот навык — вдумчиво анализировать, прежде чем выполнять, — очень пригодится им в будущем. Вот только нам с вами пока непросто его развивать.

Объяснять про еду нужно, чтобы стимулировать дальнейшее желание узнавать и чтобы у ребенка не сформировалась покорность и выученная беспомощность «я ничего не знаю про то, чего хочу я сам, мое дело — слушаться».

Сравнивать ребенка с другими, «более правильными» едоками

Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Детей сильно ранят сравнения с другими детьми, будь то собственные братья и сестры, друзья и подруги, соседские Маша или Сережа. Дети хотят быть лучшими для своих родителей, и это естественно, ведь другой опоры в мире у них долгое время просто нет.

Поэтому при малейших признаках того, что они не самые лучшие, дети бросаются доказывать родителям обратное, в том числе — через еду, не слушая свое тело и свои потребности, а лишь пытаясь «вернуть» себе родительскую любовь. Так что этот способ лучше не использовать, тем более, что дети и не теряли вашей любви. Не давайте им сомневаться зря.

Пропагандировать диеты для похудения в любом виде (кроме медицинских диет при определенных заболеваниях)

Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Как уже доказано, диеты усиливают проблемы с весом, влияют на сбои в пищевом поведении и на нарушение образа тела не только у детей, но и у взрослых. Чем больше люди сидят на диетах, тем больше их риски по всему этому списку проблем.

Это не значит, что сидеть на диете совсем никогда нельзя. Но для детей диеты опасны, потому что они еще не обладают взрослыми механизмами саморегуляции и до конца не понимают, зачем это все нужно. Поэтому любые слова о диетах нужно сопровождать разговором о том, что это и как работает.

Дразнить и высмеивать детей в связи с тем, как и что они едят

Так что вместо высмеиваний стоит потихоньку привыкать к мысли, что комментировать своего ребенка за едой вообще не стоит. Многое из того, что он делает, либо нормально, либо является симптомом какой-то проблемы, которая точно не решается поддразниванием. И количество еды (неважно, много или мало), и излишняя разборчивость в еде, и манера есть, и любимые продукты и блюда — не повод для подколок, отныне и навсегда.

Осуждать выбор ребенка, связанный с едой и пищевым поведением

Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что, если оценивать и осуждать выбор детей, связанный с едой, они будут чувствовать, что поступают неправильно, — а это очень неприятное ощущение, лишающее мотивации и ответственности за происходящее.

Лучше убедитесь, что пищевой выбор детей соответствуют их целям и что они в курсе некоторых других способов достижения тех же целей. Если выбор делается бесцельно и бессистемно — дайте соответствующие знания, чтобы у ребенка в голове начали формироваться причинно-следственные связи.

О том, какие это могут быть знания, мы поговорим в следующий раз.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Ребенок ничего не ест: советы психолога, как справиться с пищевыми расстройствами у детей

Что делать, когда ребенок годами ест на обед одно и то же и просит подарить ему на день рождения чипсы? Нужно ли с этим бороться или оставить все как есть? Многие родители испытывают тревогу, наблюдая за тем, как питаются их дети.

Расстройство пищевого поведения в эпоху продуктового изобилия стало настоящей эпидемией. Дети едят либо слишком мало, либо чересчур много, едят не то и не так. Как помочь ребенку и его родителям, для которых каждый прием пищи превращается в настоящую битву «за фрикадельку», «Доктору Питеру» рассказала семейный психотерапевт и клинический психолог Елена Фисун.

что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Смотреть фото что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Смотреть картинку что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Картинка про что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест. Фото что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест

Елена Фисун

Психотерапия

системный семейный психотерапевт, клинический психолог, преподаватель Института практической психологии НИУ ВШЭ, медицинский психолог Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева

Когда обед превращается в стресс

— По каким признакам можно определить, что у ребенка серьезные проблемы с едой?

— Ребенок слишком много или слишком мало ест, и это продолжается довольно длительное время, не меньше месяца. Различают даже грудничковую анорексию, когда ребенок отказывается от соски или груди, но это отдельная тема.

— Как понять, что ребенок действительно ест мало? Многим родителям даже вполне упитанных детей кажется, что они все равно едят недостаточно.

— Если мы видим у ребенка потерю веса, он какой-то вялый, анализ крови показывает недостаток витаминов и микроэлементов, и это совпадает с нашими подозрениями о том, что ребенок ест недостаточно хорошо или довольно однообразно, это уже серьезный признак того, что есть проблемы. Еще один критерий — поведение ребенка во время еды. Он не просто съел какое-то количество пищи, и сказал, что больше не будет. Он либо избирателен в еде — ест что-то определенное, остальное отвергает, либо очень много балуется с едой, либо убегает, разбрасывает продукты, какая-то еда вовсе вызывает отвращение, вплоть до рвоты. Важный показатель, когда родитель понимает, что покормить ребенка — это каждый раз стресс.

— Кажется, что сейчас каждый второй ребенок «избирателен в еде». Я раньше думала, что дети, которые едят одни макароны, это миф, пока не столкнулась с ним на собственном опыте. Основной рацион моей 6-летней дочки — это макароны. Как изменить ее пищевые привычки, стоит ли вообще это делать или подождать, когда она сама дозреет?

— Дети должны понимать, что с едой нельзя играть, веселые битвы с фрикадельками здесь не нужны. Также надо исключить все гаджеты, телевизоры и просмотры мультиков во время еды. Еда в этом случае перестает быть едой как таковой. Она становится не средством насыщения и удовольствия, а элементом шантажа, или частью какого-то другого ритуала, чем-то вроде веселого сопровождения.

Не жертва каши, а ее судья

Очень многие дети начинают есть то, что приготовили сами. Некоторые блюда могут пугать ребенка — запахом, консистенцией. А когда он готовит сам, у него появляется доверие к конкретным продуктам.

— Часто я предлагаю ребенку поиграть в ресторанного критика, — рассказывает Елена Фисун. — Каждому блюду, которое ему дают, он выставляет оценку. Ребенок чувствует себя уже не жертвой каши, а судьей, оценщиком.

Детям, которые пугаются нового вкуса, психолог советует игру «Угадай вкус». С завязанными глазами ребенок пытается отгадать на вкус, какой это овощ или фрукт. Постепенно, в процессе игры, можно добавлять другие, незнакомые ребенку, продукты. Важно — эту игру полезно проводить не в основные приемы пищи, а отдельно. А во время основного приема пищи напоминать ребёнку, как он ловко угадывал вкусы.

— Дети в принципе ретрограды, а благодаря такой игре они перестают бояться новых ощущений, — поясняет эксперт. — Когда им говоришь «угадай, приготовь, оцени», они как будто переключают свой фокус внимания немного на другое, но при этом остаются с едой.

Война перекусам

— Пищевые расстройства — это проблема современных детей, или она была всегда, только ей не уделяли столько внимания?

— Если вспомнить рассказ Драгунского «Тайное становится явным» или сказку «Гуси-лебеди», то понятно, что проблема, когда дети плохо едят, совсем не новая. Если еды достаточно, то дети капризничают из-за нее всегда. Но в голодных странах, там, где есть дефицит продуктов, проблема пищевого поведения в принципе отсутствует.

В целом, если нет какой-то физиологической подоплеки, это психологическая проблема. Еда преподносится как нечто остро необходимое родителям, но дети не разделяют их энтузиазма на этот счет.

Читайте также

Какие ошибки совершают родители?

Устраивают перекусы, в доме всегда в свободном доступе есть продукты, которыми можно перекусить, — как правило, это что-то калорийное. В результате, ребенок сыт, пропадает аппетит.

Подчиняются воле ребенка (как правило, это единственное чадо в семье), нарушена семейная иерархия, ребенок начинает командовать и навязывать свою волю — в том числе, через еду.

— Некоторые родители считают, что с возрастом ребенок проблему «перерастет» и будет есть, как «все нормальные люди». Проблема действительно может разрешиться сама собой? Или нужно что-то предпринимать?

— Если есть возможность избавиться от какой-то лишней нервотрепки, то почему бы это не сделать. Тем более, что если родители настроены решительно, то дети довольно быстро принимают новые правила игры.

— Решительно отобрать у ребенка макароны?

— Нет, постепенно сокращать порцию макарон, предлагая взамен что-то другое. Но тогда это должно быть у всех в тарелке. Можно преподнести это какой-то бонус. Детям еще хорошо объяснить, для чего нужны те или иные продукты. Они в принципе знают, что еда нужна для того, чтобы вырасти, но на деле этого эффекта не видят, поэтому относятся к этим словам как к поговорке.

— О чем говорит ситуация, когда ребенок, наоборот, ест все подряд, все время что-то жует и говорит, что голоден?

— Он, конечно, не голоден. Ребенок таким образом может заедать скуку, например. Еда для него это возможность получить быстрые и яркие впечатления. Если ребенок, который мало ест, не чувствует вкуса еды, и относится к ней скорее враждебно, то ребенок, который ест много, привык получать быстрые впечатления именно от вкусов. Ему нужно что-то жевать, чтобы успокоиться, развлечься. Если ребенок маленький, его пищевые привычки напрямую связаны с тем, есть ли традиция в семье хвалить ребенка с помощью угощения, нарушен ли режим питания, есть ли доступ к перекусам.

Прячет конфеты? Дайте ему гору конфет!

Ребенок сам покупает себе запрещенные продукты и тайно их съедает. Попытки родителей поймать и запретить, как правило, приводят к еще большей изворотливости ребенка. В таком случае, лучше всего поставить на стол вазу с конфетами (или любым другим лакомством, к которому стремится ребенок) — и сказать: все твое, ешь, сколько хочешь!

— Такое парадоксальное решение может дать результат, — считает Елена Фисун. — Ведь в таком случае ребенок лишается игры — найти, спрятать, украсть еду. Сам вкус уже теряется, его как будто заставляют это есть.

— Детское переедание корректируется режимом питания, отказом от «запрещенки» (которую, обычно, ест вся семья), у маленьких детей нет силы воли, чтобы добровольно и осознанно отказаться от вредной еды. Отдельный вопрос — как ребенок справляется с сильными чувствами, где и как он получает впечатления, настолько же сильные, как при поедании пищи. Родители должны показать ему, что еда — это не единственная радость в жизни.

— А что делать тем родителям, для которых еда это как раз та самая единственная радость? Еще в советские времена, когда дефицитом была гречка и кабачковая икра, во многих семьях был настоящий культ еды — ее доставали по блату, для гостей накрывались скатерти-самобранки, в холодильнике были заставлены все полки.

— У нас в крови, что надо создать запас. Отсюда — «не выйдешь из-за стола, пока не доешь», «нельзя оставлять кусочек хлеба на столе» и «хочешь добавки?» Поэтому прежде чем налаживать детское пищевое поведение, стоит самому себе задать вопрос — для меня есть еда, какие переживания она у меня вызывает. Как мне однажды сказала одна мама: «Наступает время обеда, и мне становится страшно. Мне крайне важно накормить дочку, но я знаю, что она есть не будет». Это реальный страх, что если она не покормит ребенка, то он может умереть от голодной смерти через 15 минут после обеда. Выясняется, что у женщины были драматические истории в семье, когда люди буквально погибали от голода. И этот страх сидит во всех поколениях этой семьи.

Читайте также

Рвота как самоцель

— Анорексия. Насколько сейчас эта тема актуальна?

-Это заболевание сильно помолодело. Если раньше это были девочки 13-14 лет, то сейчас полно 11-летних пациенток. Среди них немало тех, кто занимается танцами, художественной и спортивной гимнастикой. Создается впечатление, что не все тренеры осведомлены о таких рисках, и настаивают на сбросе веса, грозят исключением. Девочки пугаются и начинают худеть. А это все затягивает до такой степени, что уже потом, даже достигнув желаемой цифры на весах, остановиться невозможно.

— Считается, что один из явных, видимых, признаков того, что у ребенка анорексия — это частая рвота. Действительно, девочки часто вызывают у себя искусственную рвоту?

— Для них это эффективный способ не поправляться, при этом не ограничивая себе в еде. Можно съесть сколько угодно, не контролировать себя, насладиться вкусом еды, но это все не приведет к прибавке в весе, потому что можно искусственно избавиться от еды. Это затягивает, вызывая массу проблем со здоровьем. С другой стороны, у некоторых появляется еще одно пищевое расстройство, когда вызываемая рвота парадоксальным образом начинает приносить удовольствие. С течением времени искусственная рвота перестает быть способом избавиться от еды, а становится самоцелью. Ребенок начинает есть, чтобы испытать этот рвотный процесс.

— Это трудно лечится?

— Да, вызываемая рвота как отдельное расстройство, сложно поддается терапии. Именно потому, что ребенок не видит в этом большой проблемы. Для него это удовольствие, а кто по доброй воле захочет избавиться от удовольствия.

Чтобы справиться с такой серьезной проблемой (болезнью!) как анорексия, очень важно полноценное участие родителей. Я замечала такую вещь — девочки-подростки, у которых были нарушения в пищевом поведении, в том числе по анорексичному типу, по словам их родителей, были всегда очень самостоятельными, на них всегда можно было положиться, они были как будто немного более взрослыми, чем на самом деле, перфекционистки во всем. И в какой-то момент, принимая на себя слишком большие обязательства, особенно это касается подросткового периода, они не выдерживают этого груза и как будто «сваливаются» на более низшую ступень — начинают активно худеть, отказываться от еды. Но такие дети легко восстанавливаются, если родители начинают к ним относиться с большей опекой — следят, что они едят, как едят. Дети как будто бы добирают этой родительской опеки, которой у них было мало на более раннем этапе.

Детям нужны родители, которые защищают, которые помогают выживать. Существует мнение, что все проблемы детей от того, что родители мало уделяют им внимание. Родители винят себя. Многие мамы бросают работу, чтобы сидеть с ребенком. Но полезно знать, что детям всегда мало внимания, у дошкольника это вообще бездонная бочка, которая никогда не может быть насыщена. Поэтому родители должны думать не о том, что они в чем-то виноваты, а что сделать, чтобы исправить ситуацию. Самое простое правило — родитель должен ребенка любить и защищать. И быть всегда главным. Нельзя позволять ребенку собой руководить. Если ребенок чувствует себя главным, он не сможет получить защиту от своих родителей. Мысль проста — я хочу добра своему ребенка, поэтому я решаю как организовать режим питания, и планомерно туда двигаться, не поддаваясь на провокации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *