что делать если ребенок гений
Что делать, если Ваш ребенок – гений?
. Конрад Тао — человек особенный. Он начал играть на пианино в возрасте полутора лет, стал брать уроки игры на скрипке в 3 года и дебютировал в составе профессионального оркестра в 8 лет. В 9 лет он уже был студентом школы Джиллиард в Нью-Йорке. Сейчас Конраду 16 лет и он уже успел выступить в качестве солиста с симфониями в Филадельфии, Сан-Франциско, Балтиморе, а также в разных городах Европы.
Конечно, большинство родителей неустанно стремятся помочь своим детям на пути к успеху, водят их в разные студии, нанимают репетиторов. Гораздо меньшая группа родителей включает таких мам и пап, как родители Конрада: его мать беспокоило, не будет ли их сын чувствовать давление собственного таланта и необычности, или что дар сына подчинит себе их с мужем жизнь.
Когда мама Конрада, Мингфан Тинг впервые услышала, как полуторагодовалый сын играет на пианино, она посчитала, что с сыном что-то не так. Нервничая, она звонила мужу на работу, подставляла трубку телефона к инструменту и говорила: «Слушай, он опять играет!». Она признается, что это ее даже немного пугало.
Поддержать, но не давить
После того, как Келси Ладт начала читать в 3-летнем возрасте, ее родителям, Рику и Вики пришлось нелегко: они хотели поддержать ее тягу к учению, и вместе с тем обеспечить ей нормальное детство. Келси уже в 2 года было скучно — родители наняли ей учительницу испанского. Позже она быстро экстерном окончила среднюю школу и уже в 8 лет заканчивала старшие классы, одновременно поступив в колледж. В 14 лет она получила диплом биолога, окончив с отличием Университет Кентукки. Чтобы удовлетворить тягу дочери к знаниям, ее родители записались на семинар для родителей одаренных детей.
Когда в 2006 году их 11 —летняя дочь уехала в колледж, ее родители приняли непростое решение жить отдельно: мама Келси, бизнес-консультант, могла работать из любого города. Поэтому она переехала в университетский городок, чтобы жить с дочерью, которая, в отличие от остального населения кампуса, была еще ребенок. Отец Келси, руководитель производственной компании, остался в родном городе семьи. Каждые выходные он тратит 9 часов на дорогу туда и обратно, чтобы навестить дочь и жену. Сейчас Келси 16 лет и она участвует в программе Национального Института здоровья, где изучает регуляторные процессы нервной системы.
В семье Конрада Тао, гениального мальчика-музыканта, родители, напротив, стараясь поддерживать его во всем, все же не хотели ставить талант сына прежде интересов всех остальных членов семьи. Его мать, доктор Тинг, профессор-климатолог и отец, инженер доктор Тао, потратили массу сил и энергии, совмещая концерты и уроки Конрада со своей собственной работой и карьерой, а также с заботой о старшей дочери. Мама Конрада считала, что если она уволится с работы, чтобы спокойно возить сына на уроки и концерты, это наложит на него слишком много обязательств. «Мы старались поддерживать сына во всем, но пытались избежать превращения Конрада в абсолютный центр нашей жизни». — говорит она.
Некоторые исследователи утверждают, что только около 50% необыкновенно одаренных детей раскрывают свой потенциал, став взрослыми. На пути маленького гения может возникнуть масса препятствий — от бедности или плохой школы до взрослых с их завышенными ожиданиями и требованиями, а также давления приятелей.
Кроме того, поначалу вундеркиндам все дается так легко, что они могут впасть в депрессию от первой же неудачи, считает Стефании Фергюсон, директор программы для одаренных детей Колледжа Мэри Болдуин в Вирджинии.
Конрад Тао признается, что его родители применяли тактику «чуть-чуть давления там и сям», чтобы помочь ему усвоить правила работоспособности, дисциплины и рабочей этики. Конрад считает, это было для него очень полезно.
Иногда родители ошибаются с выбором учителя — и ребенок больше не хочет учиться тому, в чем так преуспевал.
. Когда Исаак Банкс был 4-месячным малышом, его мама Лаура дала ему в руки гитару, чтобы успокоить голосящего младенца. Ребенок перестал плакать и стал перебирать струны, а в полтора года играл наравне со взрослыми. К 8 годам он перешел на скрипку и играл так хорошо, что вся семья уже видела его на сцене самых знаменитых концертных залов мира.
Однако, миссис Банкс поддалась советам друзей, которые считали, что Исаак должен сменить местного учителя народной музыки, которого мальчик обожал, на более профессионального учителя, требовавшего от Исаака технического совершенства. В результате малыш совершенно потерял интерес к занятиям и бросил играть в 9 лет.
Сейчас Исааку 15 лет и он считает себя счастливым человеком. Он играет в школьной футбольной команде и хорошо учится. Однако, иногда его посещают мысли «как бы я был хорош, если бы я продолжал учиться музыке. », — говорит Исаак.
Главное — найти, что интересно ребенку
Американский инженер Ло рассказывает, что он вложил колоссальные усилия в образование сына Кайла, передавая ему все доступные научные знания, начиная с 2-3 летнего возраста мальчика. Он водил сына в музеи, читал ему естественнонаучные книги, возил в путешествия. Вскоре Кайл обогнал отца в знаниях, экстерном закончил школу и поступил в Университет Рутгерса в 13 лет.
Когда «взрослые» ученые отказались допустить мальчика в свои лаборатории для осуществления его мечты — исследования стволовых клеток — отец поддержал его и убедил не отказываться от своих планов, читать работы других ученых и искать лабораторию. В результате мальчик нашел одного ученого, который помог ему начать работу.
Сейчас Кайлу 17 лет, он закончил университет и уже выполнил исследование по стволовым клеткам в Гарвардском университете. В этом году он поступает в докторантуру на медицинском факультете Стэнфордского университета.
«Главное для родителя, определить, что по-настоящему интересует ребенка. Если ребенок получает поддержку родителей в том, что его действительно увлекает, его талант никогда не исчезнет», — говорит отец юного ученого.
Анна Веселко
Когда-то люди считали, что, вырастая, вундеркинды теряют свою одаренность и становятся неуклюжими в социальном отношении людьми, которые терпят неудачу во взрослой жизни. Однако исследования 1940-х и 1950-х годов показали, что наличие IQ выше среднего у одаренных детей приводит и к успеху «выше среднего», когда они становятся взрослыми. Подготовили сокращенный перевод статьи в The Saturday Evening Post, посвященной исследованию выдающегося психолога Льюиса Термана, в котором он в течение 30 лет изучал жизнь и взросление 1500 одаренных детей.
Вероятно, этот миф о вундеркиндах родился еще в далеких 1700-х годах одновременно с возникновением идеи всеобщего равенства. Полагая, что все мальчики (девочки в то время не являлись объектом исследования) рождаются равными и пользуются равными возможностями в жизни, люди были не в восторге от того факта, что некоторые дети все же рождались с гораздо более высоким интеллектом, чем другие. Так зародился миф о том, что вундеркинды обречены на взрослую жизнь в безвестности и нездоровье, и он был все еще жив в 1950-х годах, когда доктор Льюис Терман опубликовал результаты своего 30-летнего исследования 1500 вундеркиндов. Делая выводы, Терман писал, что вундеркинды не только не превращались в болезненных, одиноких неудачников, но, как правило, становились хорошо приспособленными, здоровыми и очень успешными взрослыми. Его открытия побудили многих назвать Термана крайне «недемократичным».
Терман выступал за вундеркиндов. Он продвигал идею тестирования IQ среди всех американских школьников, чтобы те немногие, кто рано развился не по годам, могли быть обнаружены и воспитаны должным образом. Он считал, что вундеркинды должны стать лидерами будущего. […]
Последнее качество, кстати, особенно важно для вундеркиндов в области музыки: они должны обладать неистовым желанием справиться с исполнением музыкального произведения. Именно эта черта характера позволяет им заниматься по 6, 7, 8 часов в день семь дней в неделю. И на самом деле решимость может быть более сильным фактором, определяющим будущий успех, чем IQ.
Вот что бывает с вундеркиндами
У многих людей «скороспелость» чужого ребенка вызывает искреннее сочувствие. По их мнению, типичный не по годам развитый ребенок — это тот, кто изучает греческий язык в 4 года, математический анализ — в 6 лет, ядерную физику — в 8 лет, оканчивает Гарвард в 12 лет, а в 30 лет превращается в бездельника, который с трудом может найти работу посудомойщика.
Небольшая армия специалистов провела исследование, чтобы раз и навсегда определить, действительно ли вундеркинды перешагивают через свою гениальность, оставляя ее в прошлом, или все же сохраняют свое умственное превосходство во взрослом возрасте. Эти специалисты — интервьюеры, статистики, врачи и психологи — исследовали около 1500 вундеркиндов… и узнали, что происходит с ними дальше: как они растут, какую работу получают, как устраивают личную жизнь. Исследование фактически началось за 30 лет до предоставления результатов и было признано одним из самых захватывающих и значительных исследований в психологии: оно предоставило данные, которые в конечном итоге могут привести к радикальным изменениям в системе государственного образования. А заодно пошатнуло многие вековые убеждения, дорогие сердцам родителей, врачей, преподавателей и общественности в целом.
«Нашему эго было бы полезно верить в то, что все это правда, — говорил один из исследователей, — но данное представление совершенно неверно».
Более того, ученые сообщили, что не по годам развитые дети обычно не являются маленькими исчадиями ада: у большинства из них отсутствуют проблемы с поведением. И они также обнаружили, что ребенок, который изучает греческий в 4 года и математический анализ — в 6 лет, не становится к 30 годам болваном. Скорее всего, он станет исполнительным вице-президентом, будет зарабатывать приятную круглую сумму и женится на самой красивой девушке в городе. Эти и подобные им результаты вызвали удивление, разочарование и значительное раздражение у некоторых людей, а исследователей ругали за то, что они разрушили многие популярные и такие утешительные заблуждения. Как ни странно, в некоторых кругах их также осудили за «подрывные» и «недемократические» идеи.
Человек, стоящий за тестом на IQ
«Это правда, что Чарльз Дарвин был оценен своим учителем как интеллектуальный неудачник, — говорил Терман. — И, вполне вероятно, потому, что молодой Дарвин пристрастился носить в карманах насекомых и мелких животных, эта привычка неизменно нарушала покой в классе. Есть доказательства, которые, похоже, показывают, что умственно одаренные дети с наибольшей вероятностью вырастут в мировых лидеров в таких областях, как политика, наука, образование, бизнес и искусство». Именно поэтому, по мнению Термана, такие дети заслуживают особого внимания в государственных школах и должны иметь специальные классы, специальную подготовку и особые образовательные преимущества. Некоторым педагогам подобные предложения казались ересью, поэтому они называли Термана врагом демократии №1. […]
Недемократичная идея особого обучения одаренных детей не нова. «На протяжении многих столетий, — говорил Терман, — к относились со смесью восхищения, трепета и надежды. Их родителям завидовали, ведь ребенок, скорее всего, станет протеже принца или короля».
Сегодня общепринято, что средний IQ детей находится в диапазоне от 90 до 110. Самые слабые дети получают 70 баллов или меньше, а дети постарше или одаренные обычно получают 130 баллов и выше
Возможно, самым захватывающим и, безусловно, одним из самых значительных исследований, вытекающих из этих измерений интеллекта, является крупномасштабное психологическое исследование одаренных детей в Стэнфорде, речь о котором шла выше. «Мы предложили, — говорил Терман, — проанализировать четверть миллиона школьников, выявить около тысячи детей с самым высоким IQ и изучить их — найти их характерные физические, умственные и личностные качества и посмотреть, какими взрослыми они станут».
[…] Когда был начат отбор одаренных детей, подготовленные полевые исследователи отправились к классным учителям в сотнях начальных школ Калифорнии и получили от них имена самых способных и самых юных учеников в каждом классе. Кандидатам на исследование были предложены стандартные умственные тесты, и те, чей IQ был 140 и выше, стали первыми одаренными детьми, выбранными для эксперимента. […] В конечном итоге испытуемых насчитывалось около 1500 человек (857 мальчиков, 671 девочка) в возрасте от 3 до 18 лет, которые составляли 1% или даже меньше от общего количества школьников. Их IQ варьировался от 140 до 200, наивысший балл получила 7-летняя девочка с умственным возрастом, равным 14 годам.
Типичный одаренный ребенок был ребенком родителей с уровнем образования выше среднего, которые также имели аналогичный доход выше среднего. Как правило, отец такого ребенка был профессионалом — врачом, юристом, профессором или бизнесменом. В его домашней библиотеке было в среднем 328 книг. Он быстро научился читать в возрасте 5 или 6 лет. К 10 годам он пропустил один класс, начав учебу выше своей возрастной группы, и тщательные тесты показали, что он уже освоил школьную программу на два или три класса сверх того, в который он был зачислен. Дома типичный «термит» читал больше хороших книг, чем большинство детей его возраста, но не был книжным червем. Он играл и знал правила большего количества игр, чем его обычные одноклассники, не менее успешно занимался спортом и с энтузиазмом собирал жуков, монеты, наконечники индейских стрел и обложки спичечных коробков.
Исследователи подчеркнули, что одаренные дети широко варьируются по всем личностным характеристикам и семейному происхождению. Например, хотя средний «термит» происходил из семьи с доходом выше среднего, некоторые происходили из очень богатых семей, а другие воспитывались в семьях, у которых едва хватало денег на жизнь. Один мальчик, выросший в бедности, пошел в школу в 17 лет — за относительно короткое время он стал композитором с хорошей репутацией, автором трех книг и десятков статей по теории музыки, а затем, еще за три года, он написал книгу о мелодике, сочинил 60 оркестровых пьес и выучил два иностранных языка. […]
Терман и его соратники призывали родителей «термитов» воспитывать своих детей как можно более нормально. «Не ставьте своего ребенка в положение, которое практически вынуждает его играть роль вундеркинда, — говорили они. — Не заставляйте его выставлять себя напоказ. Позвольте ему нормально общаться в играх и других социальных мероприятиях с другими детьми, которые не слишком далеки по возрасту. […] Обеспечьте ему занятия и предоставьте ему все возможности для нормального социального развития. Сообщайте информацию, когда это необходимо, и помогите ребенку помочь самому себе. Поощряйте его хобби. Предлагайте лучшие книги и предоставляйте их в большом количестве. Но помните, что книги — это еще не все».
[…] Шли годы, родители продолжали приглашать полевых исследователей в свои дома, отвечать на их вопросы и заполнять анкеты, которые им периодически отправлялись. Терман пообещал хранить в секрете личность и точный IQ своих «термитов» — обещание, которое он продолжал выполнять неизменно, хотя некоторые из детей или их родители сами раскрыли свою личность. Он также держал в секрете интимные подробности, которые многие из испытуемых начали ему открывать.
По сравнению со средними мужчинами и женщинами того же возраста одаренная группа в целом имела более низкий общий уровень смертности. Уровень разводов и уровень безумия были такими же, как в среднем по стране, но они реже страдали алкоголизмом и совершали гораздо меньше правонарушений. Примерно 88% «термитов» поступили в колледжи, и 68% окончили их, причем почти половина — с отличием. Однако удивительно, что оставшиеся сами бросили колледж: расследование показало, что эти студенты были ленивы, скучали, не желали следовать инструкциям профессоров или проводили слишком много времени, специализируясь или зарабатывая на жизнь.
«Стало очевидно, что высокий IQ — это важно, но еще не все», — отметил один из наблюдателей
[…] Наконец, как выяснили исследователи, «термиты» оказали значительное влияние на свою страну. Почти 400 человек из группы опубликовали более 100 книг или монографий и 1500 технических, научных или популярных статей. В активе группы более 100 патентов, а также многочисленные научные и медицинские открытия. Один «термит», получивший степень магистра классической литературы в 20 лет, занялся бизнесом, а в 27 лет был главным инвестиционным аналитиком образовательного фонда стоимостью 40 миллионов долларов. Другой в возрасте 32 лет был координатором исследований в аэронавигационной лаборатории стоимостью 10 миллионов долларов. Одна женщина к 30 годам стала успешной профессиональной актрисой, профессиональной танцовщицей, иллюстратором учебников анатомии и физиологии, писательницей и чемпионкой по фигурному катанию. Другой был директором одной из крупнейших в мире лабораторий атомных исследований.
Если ваш ребенок гений
Ваш ребенок обладает способностями в математике? Он поражает учителей и сверстников своими знаниями? Или он – удивительный музыкант или художник, играющий или рисующий так, что опытные профессора поражаются его мастерству? Значит ваш ребенок гений.
Если все это можно применить по отношению к вашему чаду, то вы стали родителями уникального ребенка! Однако этот факт является как вашим достижением, так и вашей трудностью. Ведь воспитывать такого гениального ребенка совсем не просто. Попробуем дать в этой области несколько полезных советов.
Ребенок — гений требует внимательности
Ребенок — гений – это Божий дар, однако развивать его нужно бережно и спокойно.
Ведь если вы будете торопиться и заставлять ребенка восходить к новым высотам, то велика вероятность того, что вы просто перегрузите его мозг информацией, и на каком-то этапе его психика откажется от восприятия внешнего мира.
Гениальные дети обладают способностью погружаться в своей внутренний мир, и если внешние обстоятельства трудны, то это погружение может стать слишком долгим и непродуктивным.
Не перехваливайте своего ребенка. Учите его адекватно оценивать себя
Существует множество примеров ранней гениальности, которая проявив себя в трехлетнем, пятилетнем возрасте ребенка постепенно сходила «на нет». Однако эти выросшие дети не могли комфортно чувствовать себя в социуме, потому что они привыкли ощущать себя гениями и страдали от того, что от их гениальности не осталось и следа. Поэтому старайтесь воспитывать у ребенка адекватную самооценку, которая позволит ему в будущем спокойно чувствовать себя в обществе, даже если его способности его покинут.
Верьте в успех своего ребенка
Бывает и такое, что гениальность приходит к ребенку не сразу. А медленно: рождаясь в результате достижения им опыта и постоянного упражнения в том или другом деле.
Таким детям просто жизненно необходимо вера в их успех со стороны родителей, поэтому не оставляйте без внимания своих детей. Если ваш ребенок занимается каким-либо видом творчества, поощряйте его успехи и достижения, говорите ему о своей поддержке и всячески ее демонстрируете.
Таланты важно не только развивать, но и искать. Как вы поймете, что ваш сын – гениальный математик, если он просто не умеет играть в шахматы? Поэтому отдавайте ребенка в творческие и интеллектуальные кружки и смотрите, как он там себя проявляет. Рисуйте с ним, старайтесь ходить на музыкальные и театральные представления. А самое главное — внимательно наблюдайте за своим сыном или дочерью, ищите в нем или в ней частичку Божьего дара
Если же вы не можете найти таланта вашего ребенка, ни в коем случае не упрекайте его за это.
Также помните о том, что лучшее средство воспитания и обучение – это чувство меры и такта, поэтому не стоит отдавать своего ребенка сразу в пять или шесть кружков, заставляя его учиться с утра до позднего вечера. Помните, что у ребенка в детстве должно быть детство, а таланты себя проявят. Обязательно проявят, просто не сразу.
Ребенок — гений требует особого воспитания
Существует признанный психологами определенный свод правил воспитания гениального ребенка. Он включает в себя следующие педагогические принципы, которых должен придерживаться каждый родитель.
У гениального ребенка, как правило, очень тонкая и чувствительная психика. Такой ребенок обидчив и раним. Его могут сильно занимать упреки со стороны учителей и сверстников. Поэтому очень важно создать для такого ребенка комфортную психологическую атмосферу для учебы и творчества.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы не самые умные одноклассники травили вашего ребенка, следуя чувству зависти. Помните о том, что ваш сын или дочь стоит на пороге гениальности. А гениальность всегда находится рядом с психическими недугами. Недаром гениальный русский поэт А.С. Пушкин написал в одном из своих стихотворений: «Не дай мне Бог сойти с ума…»
Научиться разумно поощрять талант своего ребенка
Делать это так, что ребенок радовался своим достижениям, но и понимал, что его дар – есть следствие его трудолюбия.
Последнее очень важно, потому что ни один признанный миром гений не добивался общественного признания вследствие простой реализации своих возможностей. Все приложили к своим способностям максимум трудолюбия. В этом ряду пример русского писателя Л.Н. Толстого чего только стоит. Как известно, он помногу раз переписывал каждое свое произведение.
Не афишируйте гениальность своего ребенка среди окружающих
И дело не только в том, что среди ваших знакомых могут найтись завистники. Очень важно, чтобы ваш ребенок не возгордился своим особым положением в обществе. Ведь с возрастом прежняя гениальность может покинуть его, а нереализованные амбиции останутся. Вашему ребенку просто трудно будет с этим жить!
Не стоит эксплуатировать способности своего чада
Тут показателен пример маленького Моцарта, который был сыном музыканта. Его отец, увидев в ребенке необыкновенный дар, уже в три-четыре года возил его на бесконечные концерты, на который мальчик играл часами. Такое родительское поведение, конечно же, является недопустимым. Ведь так можно привести своего ребенка к нагрузкам, которые он просто не сможет выдержать.
Ребенок — гений должен быть развит во всех направлениях
Возможно, ваш сын или дочь обладает не просто одним даром – играть в шахматы. А он или она еще прекрасно рисует или поет. В таком случае следует стараться развивать все таланты вашего ребенка, не замыкаясь только на каком-то одном.
Оберегать гениального ребенка от негативной информации из внешнего мира
В наш информационный век это сделать непросто. Ведь гениальный малыш с тонкой психикой гораздо более болезненно будет переживать те события, о которых каждый день нам рассказывают в новостях. Может быть, для него эта война или наводнение, в котором погибло много людей, станет страшной душевной травмой, мешающей ему гармонично развиваться.
Следить за физическим и психологическим здоровьем своего чада
Очень важно не допускать перегрузок. Важно помнить о том, что дар гениальности – это особая ноша, которую несет как сам ребенок, так и все его близкие.
Поэтому следуйте этим нехитрым советам, любите своего ребенка и верьте в его успех! Тогда у вас и вашего сына или дочери все в жизни получится!
Если обманывает ребенок, что делать родителям