что делать если ребенка избили в лагере
Избиение и наказание детей в детском лагере
В июле месяце я отправила своих детей (Александра-10 лет,Ксения-9 лет,Валерия-15 лет) в детский лагерь. Двух младших определили в одну комнату,с ними в комнате оказались две родных сестры Оля и Лера и ещё одна девочка Лариса, которые с самого первого дня невзлюбили Ксению и всячески к ней цеплялись. В первый же день Лера и Лариса избили Ксюшу палкой. Дочери обратились к вожатым,но те сказали, что хватит жаловаться,разбирайтесь сами. Лариса,Оля и Лера говорили вожатым, что Ксюша сама к ним лезет. Затем к этим трём девочкам присоединились ещё две близняшки Света и Диана с соседней комнаты.Потом Александра решила записать на видео,что девочки сами начинают цепляться к Ксении. Ксюша сидела рисовала,когда на неё налетели две сестры и две близняшки,избивали её. Саша показала это видео вожатым,девочки были наказаны тем,что не пойдут на море и на дискотеку. Охрана лагеря заставила удалить эту запись. Через некоторое время старшая дочь рассказывает,что проходя мимо комнаты девочек, услышала крики,когда зашла увидела,что Лера держит Ксюшу,а Лариса её душит. Тут же сообщила об этом вожатым. Они были наказаны тем,что не поехали в аквапарк. Дальше Лера пыталась командjвать,так же цеплялась к моим двум дочерям и они решили ей отомстить,измазав её зубной пастой. Она от этого проснулась и начала плакать,другая девочка позвала вожатых.Сашу привели в комнату к вожатым,там находилось пять человек(все вожатые) и вожатая их отряда начала сильно кричать на неё,потом заставила стирать постельное бельё,поставила Сашу и Ксюшу в угол в коридор до часу ночи,на следующий день они были лишены моря и дискотеки,и вечером перед сном детям дают печенье и йогурт,это они тоже не получили,а так же вожатая пообещала,что сегодня они тоже будут стоять до часу ночи в коридоре в углу. Подскажите,пожалуйста,что можно сделать по поводу избиения моей дочери и имеют ли право так наказывать вожатые?
Рекомендую начать с жалобы на вожатых в адрес директора лагеря.
И действительно, Вы вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и сообщить о подобном поведении детей.
Анна Гулевич, эксперт
30 июля 2015, 14:37,
6 лет назад
Рейтинг: 5
Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).
Фонд «Так-так-так» является членом
Глобальной сети журналистских расследований
Ребенка обижают – в школе, в лагере, во дворе. 7 советов
Как отвечать на обидные прозвища и насмешки
Александр Кузнецов психолог, президент Ассоциации детских психологов, отец 4 детей
Очкарик
— Ты чего туда залез, надулся как сыч, а? Слезай, обедать пора.
Это мама меня зовет. А вон там, на дубе, на во-он той толстой ветке — видите? — это я.
— Не слезу! — буркнул я. Я не слезу, потому что никто меня не понимает и не любит. Родители целыми днями на работе, им не до меня, а друзья. был у меня друг Васька, но теперь нет у меня друга. На прошлой неделе не стал, видите ли, решать ему задачу на контрольной, так он теперь меня очкариком дразнит. А если у меня у самого мало времени было? И вижу я плохо. теперь сразу — очкарик?
— Слезай, сынок, поговорить надо.
— Что ты, молодец, не весел? Проблемы в школе?
— Двойку получил, что ли? — Папа сел на лавку под деревом и жестом пригласил меня сесть рядом.
— Если бы. хуже. Васька дразнится и другие тоже за ним. Я же говорил, не нужно мне было эти очки покупать. Ведь и так видно, если прищуриться. Помнишь Ленку из 2-го «Б»? У нее очки, как у пирата, один глаз заклеен был. Ее так довели, что родители ее из школы забрали, теперь дома учится.
— Да, проблема есть, — нахмурился папа.
— Еще какая! Давай я больше не буду их надевать? — с надеждой спросил я.
— Понимаешь, сын, если не носить очки, то ты будешь видеть все хуже и хуже. Мы решим проблему по-другому. Ты знаешь, чего хотят те, кто дразнится?
— Конечно! Хотят, чтобы я им в глаз дал!
— Ха-ха! Не думаю. Секрет в том, что эти ребята просто не уверены в себе. Такие дети на самом деле трусливые и несчастные, родители не играют с ними, не смеются вместе. Им не хватает внимания, вот они и задираются. Они хотят, чтобы ты вышел из себя, разозлился, почувствовал себя таким же несчастным, как они. Понимаешь? Они хотят достать тебя, почувствовать себя победителями, ведь в жизни они все время проигрывают. Не дай им победить тебя. Знаешь, как?
— Не обращать внимания?
— Можно, но трудно. Если не обращать внимания, они своей цели — достать тебя — не достигнут и отстанут. Но будут пытаться долго, пока не поймут, что тебя не проймешь, не выведешь из себя, что ты крепкий орешек. Если чувствуешь, что сможешь продержаться, то попробуй. Как такой выход?
— Не знаю, не думаю, что они отстанут.
— Отстанут, но не сразу, и только если ты будешь смотреть на них как на несчастных, недолюбленных и туповатых зверьков. С сожалением. Вот так.
И тут папа скорчил такую жалкую физиономию, что я рассмеялся. Как-то сразу отлегло на душе.
— Если не сработает, — продолжал папа, — то есть еще один способ. Называется «Скажи мне еще». В ответ на дразнилки посмотри ему прямо в глаза с веселой улыбкой (так ты показываешь обидчику, что он для тебя — как маленькая собачка для слона) и скажи: «О, как интересно! Расскажи мне еще!». Если он будет продолжать, то получится, что он тебе подчиняется, а ты продолжай: «О, молодец, хороший мальчик! Продолжай! Слушаю тебя внимательно». А если он поймет, что ты его поймал на удочку, и прекратит, то дело в шляпе. Ты выиграл.
— А если он драться полезет?
— На этот случай мы с тобой должны подготовиться. Знаешь, когда я был в твоем возрасте, у нас в классе был мальчишка-драчун, Колька, здоровый такой. Он меня «картавым» дразнил, я тогда еще «р» плохо выговаривал. Так вот, мой папа договорился с нашим соседом — старшеклассником Никитой, и мы проделали такую штуку. На перемене Никита подошел к нашему классу, а я говорю Кольке: «Колька, вон видишь Никиту? Он хочет с тобой обсудить проблему моего „р“». «Чё?» — скривался Колька. «Я говорю, пойди, он тебе объяснит, картавый я или нет». После этого Колька что-то пропыхтел себе под нос, развернулся и пошел к выходу. Больше он меня не трогал. У тебя же такой сосед есть!
— Точно. Поговорю с ним сегодня. Но есть еще одно средство. Самооборона. Самбо, дзюдо, карате, бокс, айкидо. Давай сегодня посмотрим видео про эти единоборства, запишемся в секцию. Ок?
— Давай! Я бы на карате пошел, как Мишка. Его никто не трогает, все знают, что у него уже желтый пояс.
Ребенка обижают одноклассники: 7 советов
Для некоторых младших школьников одной из серьезных проблем становится неприятие их одноклассниками в силу различных объективных и субъективных причин. Такая отверженность имеет массу негативных последствий: дети начинают хуже учиться, плохо вести себя в школе. Часто впадают в депрессии, нередко развивается комплекс неполноценности.
Обычно отвергнутыми оказываются чересчур агрессивные или же, напротив, слишком застенчивые и чувствительные дети. Часто это гиперопекаемые мальчики — с одной стороны, и девочки, которых не любят матери, с другой. Мальчики, которых мамы слишком оберегают, как правило, не могут похвастаться подвижностью, независимостью, умением идти на риск и адекватно воспринимать насмешки, то есть всеми теми качествами, которые вызывают уважение со стороны сверстников. У девочек же, отвергаемых в семье, плохо развиты социальные навыки сопереживания, сотрудничества, участия.
Первое, что может родитель (прежде всего мама) сделать, чтобы помочь своему ребенку, столкнувшемуся с проблемой неприятия, — изменить свое к нему отношение, а также вселить в него чувство уверенности в себе и способствовать развитию необходимых навыков общения.
Выяснив, что из себя представляет систематически повторяющаяся (а часто это именно так) травмирующая ситуация, придумайте вместе эти 2–3 волшебные фразы и отрепетируйте их в ролевой игре так, чтобы ребенок произносил их уверенно, даже несмотря на волнение и накал страстей.
Много ли детей умеют поддерживать своих товарищей по игре, говоря, например: «Отличный бросок!», или «Вот это классно!», или «Как ты этому научился?!»? У детей, которые привыкли это делать, нет отбоя от друзей — такой источник укрепления самооценки встретишь редко. Почему бы и вашему ребенку не овладеть этими простыми приемами?
Насилие в лагере. Как понять, что ребенку там плохо
В лагере риск буллинга возрастает
Когда десятилетний Миша вернулся из лагеря, его мама стала разбирать вещи сына. Вдруг она услышала, что на мобильный мальчика пришло сообщение. Это был короткий ролик, в котором старшие дети заставляли Мишу делать то, что на юридическом языке называется «действиями сексуального характера». Подростки сняли все на телефон и шантажировали мальчика, обещая отправить ролик его одноклассникам.
Анна Межова. Фото: Facebook
Эту историю «Правмиру» рассказали в фонде «Сохраняя жизнь» — мама Миши обратилась к ним за помощью. За последние три года обращения о насилии в детских лагерях стали более частыми, говорит президент фонда Анна Межова. Но по результатам опроса, который проводил фонд, выяснилось, что бóльшая часть родителей о насилии в лагерях не знает и даже не догадывается, что такое возможно.
Как и в любом закрытом пространстве, в лагере риск буллинга возрастает, отмечает Мария Зеленова — клинический и кризисный психолог, эксперт благотворительной организации «Журавлик» и программы «Травли NET».
В каждую смену формируется неформальная иерархия, это неизбежное следствие групповой динамики.
— В любой группе кто-то будет пытаться занять место под солнцем. Если это происходит хаотично и взрослые этим процессом не управляют, то иногда возникает агрессия. Здесь важно, чтобы взрослые вовремя замечали, если что-то идет не так, — комментирует эксперт.
— Собирательный портрет такого ребенка может быть следующим: заниженная самооценка, неумение конструктивно обосновывать свою точку зрения, повышенная обидчивость, ведомость, низкая прогностичность и критичность собственных действий, недостаточный эмоциональный контакт с родителями, отсутствие в окружении ребенка значимых взрослых, к которым он мог бы обратиться за помощью.
Если ребенок столкнулся с такой ситуацией впервые, возможно, неудачно собрался подростковый коллектив. Но скорее это исключение, чем правило, отметила Федотова.
— Цеплять булли и его группу будет то, что конкретно у них «болит». Это может быть как цвет волос или кожи, так и религия, социальный статус, причиной может стать и случайная шутка, к которой располагала ситуация. На самом деле это трагедия. Для ребенка это сильнейшая травма: она приносит ощущение бессилия, бесконечной вины, сомнения в себе, разрушенную самооценку и большой комплекс невротических переживаний.
По опыту работы в фонде «Сохраняя жизнь» Анна Межова видит, что дети-агрессоры чаще всего сами нуждаются в помощи. Когда специалисты начинают разбирать ситуации, выясняется, что дети, которые ведут себя агрессивно по отношению к другим, раньше подвергались насилию. «Насилие» здесь определяется широко, в том числе — пренебрежение первичными потребностями ребенка. Например, родители его не кормили, у него не было чистой одежды, он постоянно находился с неблагополучными людьми, его били.
— К нам обращались по разным поводам. Самый условно «безобидный», но на самом деле очень травматичный для ребенка — когда сшивают или прячут его одежду. И тогда ребенок вынужден бегать голым по отряду, — рассказывает Межова.
«Нельзя спускать происходящее с рук»
Мария Зеленова. Фото: Instagram
Часто всю ответственность жертва сексуализированного насилия возлагает на себя. Ей тяжело попросить о помощи и рассказать о том, что с ней так поступили. Это естественное поведение человека, который чувствует себя глубоко травмированным. Поэтому важно поддержать жертву и вернуть ответственность за произошедшее агрессору и руководству лагеря, говорит Мария Зеленова. Родителям нужно снимать с ребенка чувство вины и слушать его, разговаривать с ним, если он готов. Если же нет — поддерживать, водить к психологу и первое время, вероятно, прибегнуть к медикаментозной поддержке психотерапевта.
— Нельзя спускать происходящее с рук, потому что в лагере эта ситуация может повториться вновь. Должна быть проведена и постконфликтная работа, и профилактическая на будущее. И родители агрессора тоже должны проводить работу со своим ребенком, не пускать ситуацию на самотек. Потому что если ребенок или подросток прибегает к такой жестокости, то это не сигнал о том, что он здоров и счастлив. Ему также необходима психологическая терапия, чтобы разобрать его внутренние конфликты и побуждающие мотивы, — заключает психолог.
Директор учебно-методического центра в «Орленке» Валентина Федотова тоже уверена, что первая и самая важная функция взрослых, которые узнали о ситуации, — не усугублять самовосприятие ребенка, не возлагать на него чувство вины и не подкреплять чувство стыда по принципу «утонешь — домой не приходи».
— В насилии всегда виноват насильник, а не жертва насилия, даже если жертва вела себя вызывающе.
Это насильник не смог взять под контроль свои порывы и желания, именно насильник переступил морально-этические нормы и закон, и именно насильник должен быть наказан. Такие случаи не должны утаиваться, иначе у насильника подкрепляется уверенность в своей вседозволенности, — подчеркивает Федотова.
Инструкция для родителей
Родителям, которые собираются отправить своего ребенка в детский лагерь, психологи Ольга Кострицына и Мария Зеленова дают следующие рекомендации.
— Если ребенок умеет постоять за себя и может сказать «нет», то другие начинают его уважать и не пытаются к нему приставать. В таком случае жертвой агрессии он не станет, — объясняет Ольга Кострицына. — Дети, которые задирают других детей, выбирают ребенка, который воспитан как жертва: которому стыдно, который зависит от чужого мнения и боится лишний раз что-то сказать.
Если ребенку плохо, как правило, он настойчиво будет проситься домой.
В рамках президентского гранта фонд «Сохраняя жизнь» создал проект «Ребенок под защитой» в Facebook и других соцсетях. Это ресурс для родителей, где будут публиковаться советы и рекомендации. Там же родители могут задать вопрос психологам фонда и попросить совета в конкретных ситуациях.
Что делать если ребенка избили в лагере
В современном мире с ростом жестокости увеличивается число детей, пострадавших от насилия, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Как родители, так и дети, должны понимать, что ни один ребенок не застрахован от подобных инцидентов. Но вот это произошло. Что делать родителям и ребенку? Как быть? Куда обратиться и как восстановить справедливость?
Шаг 1. Оцените ситуацию
Первое, что следует сделать – взять себя в руки и ни в коем случае не паниковать. Помните, что пока вы не совершили никаких действий из чувства мести, закон на вашей стороне. Как только вы начнете «разборки» с обидчиками или его родителями, можете пострадать сами. Поэтому подходить к решению вопроса нужно взвешенно и грамотно.
Шаг 2. Документируем побои
При поступлении в медицинское учреждение с травмами врач обязан выяснить у пациента, где он их получил. Если пациент поясняет, что был избит, то направляется телефонограмма в дежурную часть полиции. Сообщение регистрируется в КУСП. Сотрудник полиции прибывает в течение суток в больницу и берет объяснение по факту избиения. Принимается заявление.
Далее опрашиваются лица, которые указаны в объяснении как участвующие в избиении, опрашиваются свидетели, учителя, родители. Из этих документов складывается материал проверки по заявлению. В течение 3-х суток (а если срок продлен руководителем органа дознания, до 10-ти суток) должно быть принято процессуальное решение. Это может быть постановление о передаче заявления по подследственности, о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении уголовного дела. В случае, если необходима экспертиза, срок проверки может быть продлен прокурором до 30-ти суток.
Окончательная экспертиза может быть проведена после окончания лечения. Помните, что пока экспертизы нет, то и оснований для возбуждения уголовного дела не имеется. По УПК РФ должностное лицо при наличии заявления должно направить заявление мировому судье, т. к. ст. 116 и ст. 115 УК РФ части 1, по которым может быть возбуждено дело, относятся к делам частного обвинения. После принятия уголовного дела к производству после подачи частным обвинителем заявления частного обвинения ст.318 УПК РФ возбуждается уголовное дело.
Часто избиение ребенка сверстниками планируется заранее. Его вызывают на улицу, в укромное место, где уже поджидают еще несколько человек. Нередко происходящее снимают на мобильные телефоны. Бытует мнение, что обязательно нужно найти эти записи как доказательство факта избиения. Важно понимать, что эти записи вам не нужны. Если они есть, хорошо, их можно приложить к материалам дела. Если нет – следы побоев, зафиксированные на теле ребенка, являются лучшим доказательством, а у следствия есть другие, более эффективные методы ведения расследования. Уголовное дело возбуждается по факту преступления, по признакам преступления, а не исходя от наличия или отсутствия доказательств.
Шаг 3. Доведение дела до конца
Если на предыдущем этапе уголовное дело возбуждено не было или было отказано в возбуждении уголовного дела, родители ребенка могут обратиться к мировому судье с заявлением частного обвинения. Для этого нужно иметь на руках заявление и решение судмедэксперта. Желательно обратиться к адвокату для грамотного составления искового заявления.
В соответствии со ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Однако в случае, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен его родителями или попечителем. В соответствии с семейным законодательством РФ родители до достижения ребенком 18-летнего возраста обязаны заботиться о его нравственном, моральном и физическом развитии.
В связи с этим родителям потерпевшего нужно добиваться привлечения родителей виновных к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения расходов на лечение, компенсацию морального вреда, взыскания за период реабилитации так называемого фиксированного утраченного заработка, издержек юриста и т.д.
Поэтому подается заявление о взыскании с несовершеннолетних лиц и их законных представителей в пользу потерпевшей компенсации морального вреда и возмещение понесенных расходов, с приложением всех документов, справок и т.д.
Заключение
В случае возникновения проблем дело можно предать огласке, написав в социальных сетях и популярных Интернет-ресурсах. Главное – не молчать! Ведь именно чувство безнаказанности часто толкает людей на более тяжелые преступления.
Моего несовершеннолетнего сына избил сверстник
Добрый день. Моего ребенка 10 лет избили в детском лагере. Избил его сверстник, бил сначала головой об кровать, потом кулаками по лицу и ногами по животу и спине. После избиения мой ребенок не мог самостоятельно подняться. Все это происходило при свидетеле (девочка из этого же отряда, которой от увиденного потом стало плохо и ей потребовалась потом медицинская помощь). Узнав об этом, я приехала в лагерь. Директор лагеря подтвердила, что избиение было и что родители должны приехать и забрать того ребенка, который избил моего сына. Но когда я написала заявление и сообщила в полицию, то директор стала отрицать большинство фактов и с мед. работником заявили, что мой сын сам ударился об кровать и сам во всем виноват. Нас всех допросили, приняли заявление. В тот момент, пока меня не было рядом с ребенком со стороны директора оказывалось давление на моего сына и обвинения в том, что он во всем виноват и зачем он все рассказал родителям. Из лагеря я его временно забрала, что бы пройти освидетельствование в травм. пункте и в бюро суд. мед. экспертизы, где были зафиксированы все гематомы и ссадины. Сотрудник полиции мне сказал, что я своим заявлением ничего не добьюсь, и что если у того мальчика будет хорошая характеристика, то его даже не поставят на учет в инспекции по делам несовершеннолетних. Что нам делать в данной ситуации? Стоит ли вообще возвращаться в лагерь (мы там пробыли всего 4 дня) и что делать если администрация лагеря продолжит оказывать давление на моего ребенка если мы вернемся? И куда обратиться, что бы привлечь виновного хоть к какой- то ответственности, ведь если в 10 лет ребенок может избивать с такой жестокостью другого ребенка, то что от него ждать когда он вырастит.