что делать если разочаровался в учебе в университете
Как начать заново, если разочаровала учеба в универе
Не бойся совершить ошибку, поступая в университет, ведь все можно исправить.
Да, ошибки делают все. И если вдруг ты поступила в вуз, который казался тебе местом мечты, но вскоре разочаровалась, в этом нет ничего страшного. Даже если ты изучила все вдоль и поперек об этом учебном заведении, все равно отчасти это – выбор вслепую. Ни о чем нельзя знать наверняка, пока сама не попробуешь. Так и выбирать из нескольких вариантов, о которых ты только слышала, весьма и весьма сложно. Но даже если удача не улыбнулась тебе и заведение с заветной аббревиатурой, о дипломе которого ты когда-то мечтала, оказался не «твоим» местом, никогда не поздно начать сначала. Да, возможно, придется потерять год. Но пожертвовать одним годом куда лучше, чем четырьмя годами учебы или двадцатью годами стажа по профессии, от мысли о которой тебе становится тошно. Мы собрали реальные истории ребят, которые осмелились на этот шаг и не испугались трудностей. Кому-то удалось просто перевестись на другой факультет, некоторые смогли пожертвовать годом обучения в уже привычном месте, а некоторым понадобилось больше двух попыток, чтобы найти «свое» место. Но они решились и сделали это.
Анастасия, 19 лет, НИУ ВШЭ
Почему?
До перевода в Вышку я училась в Университете печати (МГУП им. И. Федорова) на факультете издательского дела и журналистики. В начале второго курса я поняла, что данное учебное заведение не может дать мне нужных знаний для освоения профессии. Тогда, посовещавшись с коллегами из «Коммерсанта», я решила перевестись в другой университет. Выбор пал на НИУ ВШЭ. Я очень переживала, что не смогу перевестись из-за большой разницы в дисциплинах и количестве часов, однако все получилось, и я перевелась.
Вступительные испытания были несложными. Я принесла свои публикации и письмо с места прохождения практики. Успешно прошла испытание, и уже на следующий день мне оформили все необходимые для перевода справки. Возникли трудности с выбором курса, на который я могла перевестись. В предыдущем вузе я училась на втором курсе, но при переводе выяснилось, что учебных дисциплин было изучено меньше, поэтому я перевелась на первый курс. Сначала я расстраивалась, что теряю год и заново учусь на первом курсе. Но потом поняла, что лучше потерять год в 18 лет, когда еще есть время и возможность учиться, чем в 30, не имея никаких профессиональных навыков.
И что в итоге?
О своем решении я не пожалела. В Вышке очень много интересных предметов, преподавателей и людей, которые вдохновляют и мотивируют. Я очень рада, что не побоялась принять такое непростое решение и изменила свою жизнь в лучшую сторону!
Евгений, 18 лет, МФТИ
Почему?
Я поступил на факультет молекулярной и химической физики (ФМХФ), так как изначально не прошел по баллам туда, куда хотел. Я набрал 282 балла, а нужно было 284, мне не хватило всего двух баллов.
Сразу предложили пойти на похожий факультет, с него перешел после первого семестра на тот, на котором хотел учиться, а именно – факультет биологической и медицинской физики (ФБМФ).
И что в итоге?
Перешел без проблем. Сейчас я доволен своей учебой.
Георгий, 19 лет, НИУ ВШЭ
Почему?
Перед поступлением родители сказали: «Сын, юрфак – это профессия! После окончания данного факультета ты будешь первоклассным, востребованным специалистом, иди, даже не думай, тем более, это Вышка». Ну, я послушал и пошел. Понял, что это полная… Она самая. Задница, которую еще надо повидать. Мне было неинтересно с самых первых профильных пар, хотя я подумал, что это всего лишь первые пары и, быть может, дальше будет веселее. Однако карп тут плавал. Мне не нравилось буквально все: ни то, что я делаю, ни то, как я это делаю, и уж тем более я даже не видел, кем я хочу стать после выпуска. В общем, я решил перевестись.
Я зашел на сайты образовательных программ Вышки и примерно наметил свою траекторию полета. Написал маме, что хочу перейти, а она мне сказала, мол, зачем, куда, почему, останься. Но я парень решительный, поэтому в ноябре написал менеджерам образовательных программ (ОП) и спросил, что нужно сделать для перевода на их образовательные программы. Сказал тогда себе, что, возможно, перейду после первого курса. Плюс, родители сказали, что не дадут мне перейти. Время шло. Наступил конец первой недели декабря, и мне пишут с медиакоммуникаций, мол, мы возобновляем набор на платные места для тех, кто желает перевестись. А я не просто желал, я мечтал. Я охотно соглашаюсь пройти собеседования, не говоря об этом родителям. Прихожу, меня встречает руководитель ОП и начинается испытание. Вместе со мной было еще человек 10, не помню точно. Нас спрашивали о медиа, о культуре и еще о многих разных вещах, но предварительно мы написали рецензии. Я писал на The Village и мне, честно говоря, показалось, что я написал всякую лабуду (хрень, по-русски). Однако все прошло прекрасно, и мне предложили перейти. Но сказали, что перевод с факультета права – дело трудное. Что сделал лично я? Я написал заявление, сказал об этом родителям, получил «пистон» размером с небоскреб и добро на перевод. Затем я расторг договор с факультетом права, естественно, сдав 100500 экзаменов.
И что в итоге?
И вот он я, весь в белом (старый анекдот, загуглите, если хотите посмеяться) на факультете коммуникаций, медиа и дизайна, студент образовательной программы «Медиакоммуникации». Проучившись полгода, у меня не было ни одного дня, когда бы я пожалел о переходе.
Екатерина, 19 лет, ПГЛУ (бывш. ПГПИИЯ)
Почему?
Сначала поступила в МЭСИ (теперь РЭУ им. Плеханова) на экономический факультет на бюджетное отделение. Никогда не хотела быть экономистом, мечтала о переводоведческом. Но пришлось поступить туда, потому что выбора не было, так как не сдавала историю. Учеба легко давалась, но я понимала, что я не на своем месте. Первый семестр даже окончила на «отлично», но была в глубочайшей депрессии.
После зимних каникул поняла, что нужно бросать, пока не слишком поздно. Родные не поддержали, считали, что это глупо, я же в Москве учусь, так еще и на «отлично»! Но я была полна решимости, уверена, что смогу подготовиться к истории за несколько месяцев и улучшить результат по английскому. В итоге я походила в универ еще пару недель после каникул, взяла аттестат якобы на неделю и уехала домой готовиться к ЕГЭ.
И что в итоге?
Сдала все хорошо, сама от себя не ожидала и поступила в ПГЛУ (Пятигорский государственный лингвистический университет). Туда, куда хотела. Этот опыт оказал значительное влияние на мою личность. Я стала решительнее, увереннее в своих силах, стало проще адаптироваться в новом обществе. Родные смирились и теперь гордятся мной.
Анна, 22 года, НИУ ВШЭ
Почему?
В 2012 году я поступила на факультет телевидения (ВШТ) МГУ. Первые впечатления были замечательными: новый факультет, интересные предметы, театральная студия при факультете, творческие задания, общежитие в главном здании МГУ. Спустя несколько месяцев я начала замечать мелочи, которые меня беспокоили и раздражали. Во-первых, отношение преподавателей к студентам: факультет тогда был полностью платным, обучение стоило около 300 тысяч рублей в год, некоторые преподаватели относились к студентам как к детишкам богатых родителей – от нас не ждали успехов и серьезных знаний, снисходительно улыбались, когда студенты делали ошибки, мол, ну что поделать, платный факультет, сюда может поступить каждый, главное – платить. Все с вами понятно. У меня это отбивало всякое желание учиться. Хотя там все же были замечательные преподаватели, которые действительно хотели учить даже тех, кто сам этого не хотел. Во-вторых, строгие распорядки МГУ и форма общения учебного офиса со студентами меня выводили из себя. Полный контроль посещаемости, староста ведет журнал и отмечает на каждой паре, за любое отсутствие или прогул необходимо отчитываться чуть ли не письменно, постоянные звонки сотрудника учебки с вопросом: «А почему вас не было на русском языке в позапрошлый четверг?». Было ощущение, что я нерадивая пятиклассница, которую отчитывает классный руководитель и вот-вот позвонит маме. Из таких и многих других, казалось бы, мелочей через какое-то время родилось мое желание сменить место учебы.
В мае, ближе к концу учебного года, я начала рассматривать другие вузы и факультеты журналистского направления. Выбор пал на медиаком ВШЭ (теперь он называется Департамент медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна).
После разговора с заместителем декана не осталось никаких сомнений: со мной общались так, будто меня здесь ждали и очень хотели, чтобы я здесь училась, мною интересовались, спрашивали обо мне и моей жизни.
Уходить в тот день из Вышки не хотелось, поэтому я приняла решение, во что бы то ни стало вернуться сюда уже в качестве студента. Мне сразу объяснили схему поступления: если переводиться сразу на второй курс, то это будет только платная форма обучения. Была возможность поступить снова, т.е. как и все абитуриенты поступать на первый курс и потерять год, который я проучилась в предыдущем вузе, но зато попытаться пройти на бюджет. Обучение в Вышке стоило примерно столько же, баллы по ЕГЭ у меня были высокие, поэтому я была уверена, что окажусь на бюджете – при поступлении в ВШТ МГУ я была первой в рейтинге. Но как выяснилось позже, я серьезно недооценила конкурентов. Расставаться с прошлым местом, тем не менее, было очень сложно. Как бы то ни было, за год очень сильно привязываешься к месту и людям.
Пришлось оставить занятия в театральной студии при факультете – сейчас это самое яркое и приятное воспоминание об МГУ. Но для себя я решила: остаться здесь – значит тихонько получать свои пятерки и «автоматы» за докладики, при этом платя около 400 тысяч в год (включая плату за общежитие). Сотрудники факультета отговаривали уходить: в основном все ссылались на значимость в дипломе трех букв названия вуза, мол, МГУ – это ключ ко всем дверям, но для меня это был слабый аргумент.
И что в итоге?
В итоге я поступила в Вышку на платное отделение (не хватило 3-х баллов до бюджета). При этом все 4 года я получаю скидку на оплату учебы по результатам успеваемости – рейтинговая система, как бы ее ни критиковали, сильно мотивирует учиться. В Вышке не могу позволить себе расслабиться – на моем курсе очень сильные студенты, хотя они на год или два младше меня. Мне приятно учиться среди сильных ребят: конкуренция действительно высокая, хотя при этом подстав или нездорового соперничества я никогда не замечала. Не могу сказать, что в Вышке меня устраивает абсолютно все – и здесь есть свои минусы, но теперь я отношусь к этому, наверное, мудрее. Но здесь я нашла то, чего не хватало там: мне здесь приятно и комфортно, хотя учиться порой бывает нелегко. Мне нравится, что преподаватели и сотрудники факультета уважают студентов, я ни разу не слышала, чтобы кто-то повысил голос. Но даже тот год в МГУ я не считаю потерянным. Тот факультет дал мне многое, хотя, наверное, меньше, чем должен был и меньше, чем я ожидала от него. Сейчас мне кажется, что избежать всей этой истории было невозможно: какие-то вещи проявляются только после того, как отучишься месяц, два или даже год, когда очарование новым местом пройдет и откроется какое-то иное понимание происходящего. Главное после этого – иметь в себе силы и смелость либо для того, чтобы терпеть еще несколько лет, либо для того, чтобы взять и все изменить.
9 советов первокурснику, как бороться с разочарованием от учёбы
Ну что, поняли к ноябрю, куда попали? Стремились к разумному, доброму, вечному, а сокурсники у вас дураки, а профессура — занудная. Представляли просторные аудитории и лекции по скайпу из Стэнфорда. А получили общий курс истории или почти школьную математику в обычном классе за партами. Разочарование первого курса — обязательная болезнь студента. Бывший преподаватель Высшей школы экономики Ольга Романова предлагает способы лечения.
Это разочарование как ветрянка. Не переболел в детстве, может вылезти в почтенном возрасте с жуткими осложнениями. Так что болейте на здоровье. Болеть хандрой и разочарованием на первом курсе — нормально. Сейчас я вам расскажу, что будет дальше.
1. Появится один препод, в которого все влюбятся. Или почти все. Вряд ли он или она будет добрым. Скорее, он будет строгим. Он будет вам старшим другом, увлечённым своим предметом и увлекающий вас. Хорошо бы записаться к нему на курсовую. Но ведь все к нему ломанутся. Не расстраивайтесь, если не удастся пробиться. Хороший человек никогда не откажет вам в консультации. Если стесняетесь подойти — напишите ему письмо в почту. Или в соцсетях спишитесь — задайте ему интересный вопрос.
2. Появится препод, которого мало кто любит, но вас зацепит. Подумайте, чем он вас зацепил. Рассказывал интересно? Или он на дедушку вашего похож? Или у неё платье клёвое, и вот ботики такие вам бы пригодились? Это тоже хорошо. Можно и за ботики зацепиться, и за дедушку.
Любая симпатия требует развития. Симпатия в обучении штука важная
Запишитесь на факультатив (курсовую), понаблюдайте, послушайте. Может быть, вы и встретили своего научного руководителя. Своего, и только своего. Не такого популярного, как первый, зато вашего.
3. Вам кажется, что поступали вы на одно, а преподают вам совсем другое. И зачем вам, будущему биохимику, физкультура? И на фига вам, будущему журналисту, древний скандинавский эпос? А политологу математика? Берите, пригодится. Распасы будете в преферансе считать, если что. Или внезапно блеснёте цитатой из «Старшей Эдды» перед потенциальным руководством при трудоустройстве в норвежскую компанию. В крайнем случае прочитаете потенциальной тёще редкого Есенина, она оценит, вам зачтётся.
4. Потерпите, скоро будет специализация, скажет вам какой-нибудь умник. Значит, так. Специализация может будет, а может и нет. Это всё от вас зависит. Вы знаете, какая у вас будет специализация? На самом деле на первом курсе никто этого не знает. Поступали на биологию, хотели котиков изучать. А по стечению разных обстоятельств увлеклись кольчатыми червями на четвёртом курсе. Или проблемой полёта человека как биологического объекта на Марс, а вам такое вообще преподавать не будут. Доучите спокойно котиков и кольчатых червей, мало ли с кем человечеству придётся лететь на Марс, не говоря уже о встрече с неземными котиками. А про полёт на Марс будете подбирать себе магистратуру курса с третьего (если вы зануда). А лучше с четвёртого, если вы нормальный разгильдяй и интересуетесь чем-то еще, кроме кольчатых червей.
5. Про интерес к чему-то ещё: давайте не будем строить тут из себя идеалистов. Конечно, вы прогуливаете и будете прогуливать. Списывали и будете списывать.
Заваливать что-то будете. Это тоже нормально. Ненормально этого не делать. Это — социализация и навыки коммуницирования, если хотите
И приобретение опыта работы в стрессовых условиях (изворачивание на экзамене, изобретение таблицы Менделеева, открытие третьего глаза). Всё это сильно пригодится дальше. Только особо не увлекайтесь прогулами и изворачиванием. Всё хорошо в меру. Надо найти баланс. Любой успешный человек умеет находить баланс между личным и работой в стрессовых ситуациях. Они, кстати, всегда будут. И в личных ситуациях тоже.
6. Немного цинизма. Если вы учитесь на бюджете, задача коммерсантов от вуза (а они есть всегда) сделать так, чтобы вы перешли на платное. Не доставляйте им этого удовольствия, держитесь за бюджет. В смысле учитесь хорошо хотя бы из вредности. Если сразу поступили на платное — не думайте, что четыре года бакалавриата за деньги вас спасут от отчисления. Ведь это отдельное финансовое удовольствие для коммерсантов от вуза — учить вас не четыре года за деньги, а пять или шесть. Не дайте дикому капитализму глумиться над юными талантами.
7. Старые клячи. Да, они есть всегда и везде. Профессура, презирающая общение в соцсетях. Не державшая в руках седьмого айфона. Не знающая, что такое транспортирование промо в виртуальной реальности, и не работающая в мультимедийных сервисах. Однако люди, которые придумали всё это, учились как раз у них, подумайте об этом и заберите то, что впитывали они. Что-нибудь всегда найдётся.
Я знаю одного очень пожилого профессора, который до сих пор преподаёт и несёт давно устаревшую чепуху на занятиях — а я вот люблю его и всегда уговаривала студентов ходить на него, смотреть на него, слушать его. Всё давно забыто, а я помню, кем он был. Смотрите, дети: перед вами человек, который держал за яйца половину страны под названием Советский Союз, управляя всем ТВ и радио. Если к влиятельности Эрнста добавить Добродеева да помножить на всех мало-мальски медиаменеджеров, да после всего ещё умножить на 15 (по числу советских республик) — вот это будет он в расцвете.
Хотите быть как он? Не хотите? Понаблюдайте за ним, послушайте. Задумайтесь о жизни, о карьере, о судьбе. О старости, в конце концов. Давным-давно, когда училась я, причём в финансовом институте, старенький Соломон Аронович Раппопорт по прозвищу Самолёт Аэродромович Аэропорт говорил нам на первом курсе: «Запомните, дети! У вашего поколения не будет пенсий!» Я знала это с первого курса. А теперь я говорю это вам. У вас тоже не будет, я это точно знаю. Так смотрите же, смотрите на то, как проходит земная слава, и проживите свою жизнь иначе.
8. Придурки. То есть однокурсники. Так устроена вселенная, что с некоторыми из них вы останетесь надолго, какими бы они вам сейчас ни казались. Да, так устроена жизнь. Некогда объяснять, почему — просто запомните. И принимайте как должное: глупо бороться с законами вселенной.
9. Вы прочитали все восемь предыдущих советов и решили, что тётя — дура, и вам эти советы не помогут. Такой вариант развития событий тоже описан в научно-исследовательской литературе по наблюдениям за проблемами развития первокурсников. Тогда пути два. Понаблюдайте ещё немного, и тётя вам пригодится, это первый путь. Путь второй — это не ваше. И это тоже нормально. Бросайте к чертям этот вуз и ищите себе другой. Ну не может человек в 16-17 и даже в 20 лет (знаю случаи и про 30-40) выбрать себе профессию безошибочно. Тётя сама такая. Ищите и обрящете. Как пишут в тату-салонах: hаес fac ut felix vivas (поступайте так, чтобы жить счастливо). Может быть, вам оно и не нужно, высшее образование. Только помните, что вы можете об этом пожалеть, но время будет упущено. А можете и не пожалеть никогда. Не для диплома вы живете. А вот для чего? Самое время подумать, пока оно есть.
Разочаровался в учебе на твоем направлении? Полный гайд о том, как быть дальше
Оглавление
Огромное количество обучающихся на первом-втором курсах испытывают подавленность, апатию, нежелание учиться и уделять образованию столько времени, сколько требуется для освоения учебной программы. Достаточно понаблюдать за тем, как много поступающих ежегодно пополняют ряды новоиспеченных студентов, и как много из них спустя семестр-два отчисляются или по крайней мере делают все возможное, чтобы просто не быть отчисленными. По той же причине студенты часто берут академический отпуск, остаются на повторное обучение или в конце концов бросают учебу и пускаются во все тяжкие, плывя по течению жестокой и суровой жизни, кажущейся для таких отважных бойцов настоящим удовольствием. Ребята искренне верят в то, что в жизни многое дается просто так. Какова же цена этой ошибки.
Наверняка ты догадываешься, почему так происходит. Причин тому огромное количество, наиболее известные из которых:
Неутешительная информация для тех, кто прибывает в состоянии учебного безразличия уже достаточно давно. Если ты не планируешь что-либо менять в своей студенческой жизни, это приведет к следующим последствиям:
На написание данной статьи меня подтолкнул собственный опыт отчисления, перевода и в целом смены учебного заведения, о которой я вкратце тебе и расскажу. Воспользовавшись оглавлением, ты можешь сразу перейти к советам, которые помогут тебе, оказавшись в подобной ситуации, принять верное решение и выбраться из этой канавы, однако рекомендую для начала ознакомиться с моим опытом перевода. История не простая, но может послужить тебе пищей для размышлений, в особенности по поводу того, что “разочарование” – это не безвыходная ситуация.
Моя история отчисления и перевода в другой вуз
Спустя месяц учебы на филфаке все стремительно покатилось по склону вниз: я начал конкретно откладывать домашку и делать все в последний момент, желания возвращаться в университет становилось меньше с каждым днем, а подготовка к срезовым работам, контрольным, тестам и коллоквиумам была настоящей пыткой. Информация, получаемая на лекциях и семинарах, не усваивалась практически совсем, да и преподаватели начали замечать что что-то тут не ладно. Уровень моих знаний в большинстве предметов был значительно ниже, чем у сокурсников-филологов. Все это привело не только к графику успеваемости, напоминающему изменения курса доллара, но и к тому, что при наступлении зимней сессии мне стало доступно испытание для настоящих отчаянных бойцов бакуган: пройти весь курс за семестр с нуля, уделив каждому предмету от силы 2-3 дня на изучение. Звучит безумно амбициозно, не правда ли? Ничего удивительного, все закончилось едва ли не фатальным фиаско с двумя комиссионными пересдачами и риском быть отправленным в закат со всеми документами.
Перерыв после зимней сессии должен был быть посвящен усердной подготовке к пересдачам, которые были намечены на первую неделю нового семестра, однако ни о какой подготовке речи быть не могло. Да, мотивация страхом может быть отличным инструментом для многих студентов, но только не для меня. Поэтому в последние дни перед пересдачами я твердо решил переводиться во что бы то ни стало.
Преподаватели закрыли глаза на то, что я пришел на пересдачи практически с нулевым багажом знаний, ибо причина была на поверхности: студент переводится, а значит, данного обучающегося мы больше в рядах филологов не увидим. Пересдачи я закрыл с условием, что раз собрался переводиться – let’s go, однако в противном случае из меня бы точно сделали настоящего филолога, деваться было бы определенно некуда 🥴
Перевод в другой университет на совершенно другое направление занял у меня практически весь февраль. Шансы были ничтожно малы, но все же были. Сейчас уже как полтора года я обучаюсь на направлении “Бизнес-информатика” и получаю удовольствие от многих аспектов образовательной программы. Свой выбор в пользу данного направления могу объяснить тем, что в школьные годы мне очень нравилось копаться в системе Android, собирать прошивки для телефонов и модификации, так же и с Windows; хотелось создавать что-то свое и делиться наработками с такими же пользователями, как я, на форуме 4PDA. Но это было лишь невзрачным хобби, а потому и в мыслях не было, что в будущем получится связать свою жизнь с техническими науками и программированием.
Моя история далеко не уникальна, как может показаться на первый взгляд. Ребята переводятся так же активно, как и отчисляются, и мотивы у всех студентов принять такое важное в их жизни решение могут быть самыми разными. Однако шанс того, что данный поворот событий изменит все в лучшую сторону, достаточно высок.
Всегда будет что-то, что тебе не понравится делать, будут из семестра в семестр предметы, которые не принесут тебе практически никакого удовольствия от обучения. Но если ты не получаешь профита от слова совсем – это знак того, что пора звонить в колокола, да побыстрее и погромче. И чем раньше ты примешь верное решение, тем меньше в итоге будет сожалений.
Как правильно принять решение о переводе
Допустим, ты уже знаешь, куда хочешь перевестись, но тебя гложат сомнения: стоит ли идти на это, вдруг не вытяну академическую разницу, может, мне не понравится и захочется вернуться обратно. Понимаю тебя, я сам был в подобной ситуации, но если принять легкомысленное решение о том, чтобы валить с нынешнего факультета на другой, то после можно даже и поплатиться за это. Смена места обучения – это решение, которое принимается уверенно и целенаправленно. Поэтому если ты не можешь четко ответить себе на вопрос: переводиться или нет, то тебе необходимо взвесить все за и против. Для этого пробегись по следующим пунктам:
После получения всей необходимой для тебя информации по пунктам выше, твоя уверенность в принятии решения возрастет. Более того, заведомо до перевода ты получишь всю необходимую информацию, которая нарисует полную картину того, что может тебя ожидать после поступления на новое направление или даже в другой вуз.
План действий по смене направления подготовки
Ты все же окончательно решил, что переводиться нужно, и тебя уже ничто и никто не остановит? Отлично! Для того, чтобы выбраться из этой каши (которую ты же и заварил), необходима непоколебимая уверенность в собственных действиях и конечном результате. Поэтому
Что тебя ждет после перевода
Кофе. Очень много кофе. Также много книг, конспектов с прошлых семестров новых сокурсников. Мало сна и чилла (при должном вложении времени в подготовку на сдачу долгов и изучение новых предметов).
Будет тяжело первое время, так как если ты врываешься посреди учебного года, то можешь попасть прямо в эпицентр изучения какого-либо предмета, который в учебном плане не на семестр, а четко на год. То есть тебе придется не только самостоятельно готовиться к долгам по академической разнице, но и успевать осваивать материал текущего семестра, а чтобы въехать в текущий материал годовых курсов, то придется учить прошлый материал этой дисциплины за прошедший семестр. Понимаешь, насколько тут все рискованно?
Однако я знаю, что ты скажешь, будучи до краев наполненным уверенностью студентом: “Кто не рискует, то не живет”. Но не в коем случае нельзя ставить крест на своем образовании, если после успешного перевода ты столкнешься с тонной нагрузки с семестров, в которых ты не учился. Чтобы успешно влететь к ребятам, обучающимся на направлении, куда я перевелся после семестра на филфаке, нужно было закрыть разницу в 7 единиц, а это практически весь семестр.
Чем меньше времени с момента твоего поступления на первый курс прошло, тем больше у тебя шансов закрыть эту академическую разницу и учиться с чистого листа вне зависимости от того, какими бы эпичными не были эти долги. Все же лучше попотеть и выложиться на максимум там, где тебе будет приятно учиться, нежели страдать еще несколько лет там, где не нравится, верно?
Что тебя может ожидать, если передумаешь переводиться
Не исключено, что образовательная программа твоего направления подготовки со временем станет для тебя еще более интересной, и ты найдешь в процессе обучения плюсы. Вероятность заметных перемен в твоем восприятии происходящего равна примерно 50/50.
В качестве дополнения к данной статье рекомендую ознакомиться со следующим контентом: