что делать если разбил посуду в кафе
Нужно ли платить, если случайно разбили посуду в кафе
Вопрос оплаты разбитой посуды в заведениях общественного питания вызывает массу споров. Воспитанные люди признают собственную неловкость и покрывают понесенные издержки, но юристы считают, что не всегда это обязательно делать.
Правила заведения
Оплата за бой посуды может быть прописана в меню:
Наличие данного документа обязывает вас покрывать издержки заведения, но лишь в том случае, если бумага заверена представителем администрации или главным бухгалтером и содержит на себе синюю печать. Если подписи и оттиска нет — платить за разбитый бокал вы не обязаны.
Если в меню заведения нет никакой информации по оплате разбитой посуды, то и платить вы, по сути, не обязаны. Владельцы наверняка включают риски по убыткам в стоимость позиций меню, поэтому завышенные цены покроют все потенциальные расходы на бокалы и тарелки.
Есть еще один интересный секрет, о котором знают не многие. «Брендированные» бокалы, на которых, например, есть логотипы производителей слабоалкогольных напитков, достаются владельцам кафе и ресторанов абсолютно бесплатно — в качестве рекламы. Оплачивать такую посуду вы не обязаны.
Мнение юристов
Юристы категоричны в своем видении ситуации: заставить вас платить за разбитую посуду можно исключительно через суд. Даже наличие заверенного руководством заведения прейскуранта в меню не дает права администратору требовать с вас деньги. Клиента нужно заранее информировать в письменном виде и получать с него согласие с данным пунктом. Согласитесь, раздавать каждому гостю уведомления не совсем уместно, и подобная практика гарантированно отобьет у людей желание посещать заведение.
Выше речь идет только о случайно разбитой посуде: нечаянно сбитом со стола бокале, тарелке и пр. Если же вы устроили дебош или решили по-гусарски бросить опустошенную рюмку на пол, ваши действия могут расцениваться как мелкое хулиганство. В таком случае лучше не «качать права», а смиренно оплатить причиненный ущерб, чтобы администрация не вызвала полицию.
Как поступить?
Если вы разбили какой-то элемент посуды случайно — не спешите доставать кошелек. Для начала оцените степень своей вины — может быть, официант расположил бокал неправильно и вы нечаянно смахнули его на пол, или же стол шатается и из-за этого произошла неприятная ситуация.
Далее необходимо убедиться в том, есть ли в заведении прейскурант на разбитую посуду. Если документ оформлен по всем правилам, тогда можно больше не придираться и оплатить бокал. В ином случае можно предложить администрации подать на вас в суд. Не бойтесь угроз вызвать полицию: если бокал был разбит не преднамеренно, найдите в зале свидетелей, которые в дальнейшем смогут подтвердить «случайность» происшествия.
Подробный комментарий юриста в следующем видео:
Как бы ни напирали на вас официанты, юристы уверяют: платить за разбитую посуду вы не обязаны. В большинстве заведений все предполагаемые издержки уже включены в стоимость блюд, а в иных случаях требуется уточнить некоторые детали:
Все указанные условия действуют только в случае, если вы разбили посуду в ресторане случайно. Если вы сделали это преднамеренно, чтобы избежать вызова полиции по поводу «мелкого хулиганства», лучше не идти на конфликт и покрыть издержки заведения.
Кто должен платить за разбитую посуду в кафе или ресторане?
Вы пришли в кафе или ресторан с целью провести приятный вечер в кругу родственников или друзей, а может просто забежали пообедать. Одно неосторожное движение – и с сервированного стола падает посуда и разбивается с громким звоном. Естественно, администрация заведения, не желая нести дополнительные убытки, предъявляет претензии и заставляет неаккуратного посетителя заплатить. В большинстве случаев люди соглашаются и послушно выплачивают требуемую сумму денег. Но немногие знают, что такие претензии не всегда обоснованы, и посетители не всегда обязаны это делать!
Закон
В Гражданском кодексе, статье 213 сказано, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, владение которым не запрещено.
Статья 211 ГК РФ устанавливает, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Посещая кафе или ресторан, согласно статье 426 ГК РФ, мы вступаем в публичный договор с владельцем заведения, который действительно в некоторых случаях имеет право требовать с вас возмещения убытков. Этот вопрос является довольно спорным и непростым. Давайте по порядку.
Когда виноват сотрудник заведения?
Со случаем, когда официант споткнулся или не удержал поднос, всё понятно. Но вот другой случай: вы, заговорившись, или в порыве эмоций опрокинули свой пустующий за ненадобностью прибор. Кто виноват? Прямая обязанность официанта – убирать со стола посуду по мере ее опустошения. Если персонал заведения по каким-то причинам не спешил вас обслужить, то это проблема не ваша, а официанта. Если с вас требуют оплаты за бой такой посуды, то приглашайте администратора и задайте ему соответствующий вопрос. Если это не подействует, попросите показать локальные акты заведения, в которых перечислены обязанности официанта. Возможно, вы и сами удивитесь, что окажетесь правы.
Когда виноват посетитель?
Полагаю, что не имеет смысла говорить об умышленном уничтожении имущества заведения общественного питания. Если кто-то умышленно бил посуду или ломал столы со стульями, то должен понимать, что помимо материального возмещения такого вреда ему может грозить как административная, так и уголовная ответственность в зависимости от причинённого ущерба.
Статья 1064 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом вред может быть причинён не только умышленно, но и по неосторожности. Будет ли в таком случае посетитель отвечать рублём?
Кто докажет вашу вину?
Это ещё один спорный вопрос. Каждая сторона будет отстаивать свою позицию. Точку в разрешении спора может поставить только суд.
Еще один вопрос, который нередко возникает в таких случаях, – это сумма возмещения, заявляемого заведением за бой посуды. В некоторых кафе и ресторанах (обычно в меню) можно увидеть, что за разбитую посуду с посетителя потребуют двойную или даже тройную стоимость.
Такое требование заведения о возмещении вреда в большем размере, естественно, незаконно. Если посетитель признает свою вину в причинении вреда, однако не согласен с размером, он имеет полное право отказаться возмещать вред в указанном размере.
В такой ситуации заведению необходимо будет в судебном порядке подтвердить обоснованность размера заявляемого требования.
Как действовать?
Незаконные действия владельцев заведения
Главное
Первое: в любом случае, если вы что-то разбили, сломали или испортили и не нашли общий язык с администрацией заведения, помните, что заставить вас силой выплатить сумму возмещения вреда никто (в том числе и полиция) не может иначе как по решению суда.
Второе: в силу статьи 211 ГК РФ: «Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором». То есть если ваша вина не доказана, то все расходы, связанные с порчей имущества кафе или ресторана, несёт его собственник.
Желаю всем хорошего дня и отличного настроения!
Что делать, если вы случайно разбили в ресторане бокал или тарелку?
Представьте, вы нечаянно разбили бокал или тарелку в ресторане. А может даже что и посерьёзнее — кальян или светильник. В такой ситуации может оказаться каждый. Что делать? Платить ту сумму, что вам озвучит ресторан? Не спешите! Лучше почитайте наши советы.
Юридическая сторона вопроса
Прежде всего, немного осветим юридическую сторону вопроса. В гражданском кодексе РФ есть статья 211, которая гласит, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Исходя из этой статьи вы не должны оплачивать случайно разбитую посуду.
Однако тут есть одно «но». Заведение может составить прейскурант со стоимостью посуды и в нём указать, что за порчу имущества несёт ответственность клиент. Такой документ, если он правильно оформлен, может считаться публичным договором. Заведение обязано ознакомить клиента с этим прейскурантом. Но по факту заведение очень редко доводит до клиента такую информацию. Обычно прейскурант «бой посуды» расположен на последней странице меню, и клиент о нём узнаёт, когда заказ уже сделан. В этом случае все риски случайной порчи имущества лежат на собственнике заведения. Таким образом, условие о взимании штрафных санкций ущемляет права потребителя, установленные ст. 210, 211 ГК РФ, и на основании ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» является недействительным.
Кроме того, говорить о том, что условие о штрафе за разбитие посуды согласовано в случае размещения страницы «о штрафах» в меню необоснованно. Данное условие не было согласовано с Вами в письменном виде.
Стоит заметить, что приличный ресторан никогда не станет делать такую вкладку в меню. В таких ресторанах расходы на бой посуды уже заложены в стоимость блюд. Если вам всё же не повезло, и вы оказались в заведении, где за разбитый бокал с вас требуют деньги, да ещё по сильно завышенным тарифам, то действуйте по инструкции, которую мы для вас составили.
Инструкция: что делать, если в ресторане с вас требуют возмещение ущерба
Прежде всего подумайте, а ваша ли вина в том, что повреждено имущество ресторана. Ведь это могло произойти из-за халатности сотрудника заведения, например, официант поставил бокал на самый край стола. Или стол был в неустойчивом положении и шатался. Или кто-нибудь вас случайно задел. Да мало ли что ещё может произойти в жизни. В этом случае следует заявить об этом администратору заведения. Велика вероятность, что конфликт будет улажен без необходимости оплаты ущерба.
Если же вы согласны с тем, что имущество повреждено по вашей вине, и вы согласны с сумой ущерба, можете заплатить на месте. Только обязательно попросите выдать вам документ, подтверждающий факт оплаты.
Если вы не согласны с озвученной сумой или вы по какой-либо причине не хотите оплачивать ущерб на месте, то действуйте по следующему алгоритму:
«Да, я признаю, что нанёс ущерб ресторану. Запишите моё имя, паспортные данные, адрес. Присылайте мне на этот адрес претензию и укажите в ней сумму ущерба. Если эта сумма будет документально обоснована, то я перечислю деньги на указанный в претензии счет. Если сумма будет завышена, то спор будем решать в судебном порядке.»
Если дошло до конфликта
Если сотрудники ресторана не соглашаются с предложенным вариантом, и охранники блокируют вам возможность покинуть заведение, смело вызывайте полицию. У охранников и сотрудников заведения нет права задерживать вас или настаивать на немедленной оплате причинённого ущерба. Как бы не оценивали ваши действия (которые привели к разбитию посуды) речь не идет о преступлении, потому никто не имеет применять к вам силу. Соблюдайте спокойствие, не поддавайтесь на провокации. Сообщите полиции о противоправных действиях сотрудников ресторана, а также о том, что вы не возражаете против возмещения ущерба, но только в законном порядке.
В такой ситуации вы имеете право вести аудио- или видеозапись, чтобы зафиксировать фактические обстоятельства произошедшего.
Советы
Имеет смысл сфотографировать разбитую посуду и взять контакты у других посетителей — возможно понадобятся свидетельские показания.
Брендированная посуда не оплачивается ни в одном случае, поскольку она была предоставлена ресторану бесплатно и убытков в данной ситуации он не несет (кроме случаев, если ресторан не доказал обратное, к примеру счетом на оплату бокала).
Если оценивать суммы ущерба нужно помнить, что оплачивается реальный ущерб, а не упущенная выгода. От того, что Вы уронили графин с морсом (произошло пролитие напитка, а графин уцелел), который к примеру стоит 200 рублей возмещать Вы должны в лучшем случае 50 рублей, которые составляют его себестоимость (затраты на изготовление), но никак отпускную цену по меню.
Редакция «Челресторана» благодарит адвоката Александра Щербинина, оказавшего консультационную поддержку при подготовке данного материала
Как ресторану получить с клиента деньги за разбитую посуду, сломанную мебель и технику
Что поделать: иногда клиенты бьют бокалы, прожигают диваны и ломают бачки. По закону клиент должен заплатить ресторану за ущерб точно также как за чужую личную вещь. Проблемы нет, если клиент готов расплатиться здесь и сейчас. А вот если клиент ушёл, отрицает вину или несогласен с прайсом, спор с ним может превратиться в детективную историю с полицией и судом.
Часто реагировать надо быстро. Если сразу понятно, что клиент переломал мебели на крупную сумму и вы точно не собираетесь спускать это с рук, вызывайте полицию. Сотрудники составят документы, которые понадобятся для суда — про это будет дальше.
Клиент обязан заплатить за ущерб
Если клиент нечаянно или специально испортил вещь ресторана, он обязан заплатить. Потому что для ресторана это материальный ущерб. Исключение — когда клиент не виноват — ст. 1064 ГК РФ.
Если клиент сильно выпил и не помнит себя, это никак не снимает с него ответственность за ущерб — ст. 1078 ГК РФ.
Если клиенты сломали вещь вместе, например, оба упали на стол, они платят поровну. Но в этом случае ресторан может взыскать всю сумму ущерба с любого, а по долям клиенты будут разбираться между собой — ст. 1080 ГК РФ.
За несовершеннолетних ущерб возмещают родители. За детей до 14 лет — всегда, а с 14 до 18 — если у подростка нет своего дохода — ст. 1073, 1074 ГК РФ.
Ещё в общепите есть миф, что в меню надо включить раздел с ценами за бой посуды, мебели и техники. А в случае ущерба, просто включить цену в счёт, и тогда клиент просто обязан заплатить. Но это не так. В меню пишут названия блюд, услуг ресторана и цены. А плата за испорченные вещи ни к еде, ни к услугам не относится. Клиент легко оспорит, что икеевский бокал стоит две сотни, а не полтысячи и откажется платить по прайсу. Заранее навязать клиенту цену за ущерб, как это удобно ресторану, нельзя — ст. 16 Закона о правах потребителей.
Если клиент отказывается платить, придётся готовиться к суду. Дальше расскажем, как это сделать.
30 дней Эльбы в подарок
Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно
Как доказать факт и сумму ущерба
В суде ресторану надо доказать следующее:
Невиновность уже будет доказывать клиент, например, что бокал разбил не он, а официант. Ресторану разве что придется это опровергать.
Что именно сломал клиент
Хорошо, если официанты сразу составят акт ущерба в свободной форме. Туда надо вписать все испорченные вещи и расписаться.
Сломал именно он
Для суда понадобится имя и адрес клиента и доказательства, что он причинил ущерб. Это подтвердят документы из полиции, записи с камер наблюдения и показания официантов.
Если сразу видно, что клиент сломал дорогую вещь и платить не собирается, надо вызвать полицию. Умышленная порча имущества на сумму больше 5000 ₽ — это преступление по ст. 167 УК РФ. Сотрудники дежурной части приедут по такому вызову. И если клиент ещё не ушёл, запишут в протокол его имя, адрес и что он натворил. Дальше проведут доследственную проверку. Дело заведут вряд ли, но ресторан получит постановление об отказе в возбуждении дела, где будет зафиксирован факт нанесения ущерба. Но если сразу это не сделали, написать заявление можно и после.
В подтверждение вины клиента можно взять записи с камер наблюдения. Показать запись полиции, своему юристу и суду — можно. Нельзя только сливать её в интернет в общий доступ — ст. 152.1 ГК РФ и п. 44 Постановления Пленума ВС № 25.
Обычно сложно доказать, что клиент сломал сантехнику, потому что в санузле камер нет. Тут помогут показания официантов, охранников, администраторов. В суде они будут свидетелями.
Если клиент успел уйти, его имя можно попробовать узнать по банку и кассе. Во-первых, если он применял карту лояльности можно посмотреть его имя в онлайн-кассе. Во-вторых, можно сделать запрос в банк, объяснив, что клиент причинил материальный ущерб.
Сколько это стоит
Вещь может быть сломана совсем или подлежать ремонту. Отсюда ресторан может показать суду такие документы:
Дальше надо написать исковое заявление, приложить документы и идти в суд по месту жительства клиента. На этом этапе лучше позвать юриста. Если выиграете, клиент заплатит и за него тоже. В конце суд выдаст исполнительный лист, с которым можно снять деньги с карты клиента через банк или приставов.
Однако если клиент докажет, что у него маленький доход и есть дети, суд сделает ему скидку — ст. 1083 ГК РФ.
Напоследок посмотрите реальные примеры споров общепита с клиентами.
В Омском ресторане подрались две девушки и мужчина. В драке разбили стаканы и плазменный телевизор, повредили деревянные перила. А девушки ещё и не оплатили счёт. Ресторан вызвал полицию, сотрудники записали имена клиентов. Дальше ресторан обратился в суд и показал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, запись с камер того вечера, где хорошо видно кто и что ломает, справку из бухгалтерии о стоимости вещей. В роли свидетелей драки выступили официанты. Суд взыскал в пользу ресторана: с девушек вместе 250 ₽ за посуду и 1400 ₽ за неоплаченный счёт. С одной девушки 1000 ₽ за сломанные перила. А с мужчины 60 000 ₽ за разбитую плазму — дело №2-834/2017.
В другом деле в Сургуте мужчина на корпоративе в ресторане сломал дверь в вип-зал. Хозяева вызвали полицию, данные на мужчину записали. Ресторан заказал экспертизу стоимости двери, получилось 98 000 ₽. В суд ресторан принёс постановление от полиции, видеозапись и заключение эксперта. Мужчина в суде говорил, что плохо помнит вечер в ресторане, потому что пил и не может что-то сказать. Суд взыскал с мужчины в пользу ресторана 98 000 ₽, 20 000 ₽ расходов на юриста и 10 000 ₽ на экспертов — дело № 33-685/2020.
В Челябинске женщина танцевала возле стола в караоке-баре, уронила кальян на бархатный диван и прожгла его. В суд владельцы заведения принесли постановление из полиции о факте инцидента и акт выполненных работ на перетяжку прожжённого дивана новым бархатом в сумме 62 000 ₽. Женщина отрицала стоимость ремонта, но не подкрепила слова бумагами. В итоге суд обязал девушку заплатить бару 62 000 ₽ — дело № 2-1187/2019.
Статья актуальна на 03.12.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Нужно ли платить за разбитую посуду в ресторане?
Каждый из нас хотя бы иногда посещает ресторан, ходит на пиццу с друзьями, или проводит время в уютных кафе за чашечкой кофе с вкусным пирожным. Мужчины любят смотреть футбол за кружкой пива, а девушки — разговаривать за бокалом вина. Но иногда так случается, что ненароком разбитая посуда может испортить ваш вечер.
Хорошо, если вас просто информируют о том, что побитая посуда составляет определенный процент в стоимости заказа и вовсе неприятно, если с вас потребуют деньги да еще и на глазах у других посетителей ресторана.
С точки зрения порядочности и здравого смысла, вы должны возместить любой ущерб, причиненный по вашей вине. Однако платить следует только в том случае, если виновные действительно вы. И эта вина будет доказана.
И хотя в русских заведениях общественного питания такие случаи большого резонанса не имеют, однако каждый должен знать, как себя вести, чтобы не попасть в неловкое положение. Давайте разберемся, кто будет платить за разбитую посуду?
1. Возместить ущерб должен тот, кто разбил
Это указано в Гражданском кодексе России. Когда человек приходит в ресторан / кафе / бар, то автоматически он заключает публичный договор с собственником, принимает правила этого заведения. Поэтому собственник вправе требовать от клиента возмещения причиненных им убытков. Но при этом посетителя должны ознакомить с условиями договора. Если этого не сделали, то и оплачивать убытки не надо.
2. В меню все прописано
В ресторанах и других заведениях есть такая традиция — на последних страницах меню указана стоимость посуды, на случай, если кто-то что-то побьет. Причем эти страницы обязательно должен заверить владелец заведения и бухгалтер — подписью и печатью. В случае, если официанты уже после досадного случая наугад считают стоимость нанесенного ущерба, деньги наивных клиентов скорее всего поделят между собой предприимчивые работники.
3. Бой посуды закладывается в ценах
В некоторых заведениях общественного питания возможные убытки закладывают в цены обслуживания любого клиента (даже если он ничего не разбил) до 10% стоимости на бой посуды, то есть компенсируют убытки путем банального повышения цен. В этом случае, как вы понимаете, дело обходится без документов, потому что вы в принципе никому ничего не должны. Поэтому в таких случаях за разбитую посуду вы не будете платить.
4. Сумма ущерба должна быть экономически обоснованной
Если вы что-то разбили, то заставить вас силой выплатить сумму возмещения никто не может, кроме как по решению суда. И возмещать убытки нужно именно в том размере, в котором он был нанесен, не более того.
5. Когда время вызвать полицию?
Администрация не выпускает из заведения — требует немедленной оплаты. Что делать? У вас могут потребовать предъявить документы (не брать их «в залог», только посмотреть), чтобы потом обратиться в суд. Но физически препятствовать вам покинуть заведение администрация не имеет никаких прав. Это еще одна причина обратиться к правоохранителям. Кроме того, не лишним будет рассказать о ситуации в «Книге жалоб и предложений». Главное: не поддаваться на провокации, чтобы сотрудники заведения не смогли выдать ваши действия за хулиганские. Потому что тогда гражданско-правовой конфликт с легкостью может перерасти в административно-правовой.
6. Заплатили за побитый посуд — получите чек!
Есть еще одно важное условие: официант обязан принести вам чек, в котором будет указана сумма и позиция разбитой посуды. Поскольку возмещение ущерба попадает в кассу и фискальные органы, естественно, хотят знать, на каком основании оно там взялось. А об этом налоговики могут узнать только при наличии чеков. И если чек с такой позицией вам принести не могут — не платите. Зато можно намекнуть на то, что вы будете жаловаться на заведение в Налоговую инспекцию и инспекцию по вопросам защиты прав потребителей.
7. Брендированная посуда не оплачивается
Также важно знать: если посуда брендированная (то есть на нем указано название или логотип другой компании — например, бокалы с надписью «Полтавское пиво» в пабе «Черный пес»), то заставить компенсировать стоимость посуды вас также не могут, ведь паб скорее всего получил эти бокалы бесплатно (как рекламу). Поэтому даже если в меню заведения есть цена на разбитую посуду, брендированной посуды она не касается.
Знайте свои права и не забывайте главное правило мировых ресторанов — клиент всегда прав!