что делать если путаешь право и лево
Почему некоторые люди путают право и лево?
«Недавно у меня была клиентка с необычным заказом: она хотела сделать на руках татуировки с буквами L (Left — левая) и R (Right — правая), чтобы они помогали ей ориентироваться в пространстве. И она не единственная — помимо нее, еще человек сто говорили мне, что подумывают сделать что-то подобное. Да мне и самой бы пригодилось!» — рассказывает мастер татуировки Ирина.
Оказывается, согласно исследованиям, от 15% до 30% населения имеют сложности с определением правой и левой сторон. Причем, как правило, с такой проблемой сталкиваются взрослые люди с высоким интеллектом. Женщины при этом чаще мужчин подвержены ей.
Обычно неумение различать право и лево не приводит к серьезным последствиям — да, можно иногда свернуть не в ту сторону или неправильно выполнить упражнение. Все это легко исправить. Гораздо хуже, если, например, хирург по ошибке проведет операцию не с той стороны тела пациента. В США, к слову, случается до 40 подобных врачебных ошибок в неделю!
Для выполнения такой, казалось бы, простой задачи требуется правильная работа как минимум двух процессов на уровне мозга
«Некоторые люди не могут различать правую и левую стороны автоматически, им нужно специально об этом задумываться. К примеру, если большую группу людей просят поднять правую руку, кто-то может по ошибке поднять сначала левую, или же ему придется немного подумать, чтобы правильно выполнить просьбу», — поясняет изучающий причины врачебных ошибок хирург Джон Кларк.
Для выполнения такой, казалось бы, простой задачи требуется правильная работа как минимум двух процессов на уровне мозга. «Сначала должен правильно сработать процесс пространственного восприятия — мы выбираем какую-то одну сторону, а не центр и не середину. Затем вступает в дело процесс обозначения — ведь мы должны соотнести с выбранной стороной правильное название — допустим, это «правая» сторона», — отмечает специалист по биомедицинской психологии из Бергенского университета в Норвегии Марко Андре Хирнштейн. Именно этот процесс чаще всего и проходит с затруднениями.
Любопытно, что у нас гораздо реже возникают проблемы с другими пространственными понятиями — мало кто путает «верх» и «низ» или заднюю и переднюю часть объекта. Так происходит потому, что эти понятия — абсолютные. «Мы интуитивно понимаем: «низ» — это то, куда падают предметы, «верх» — то, откуда они падают. «Передняя» сторона — та, которая к нам ближе, чем «задняя»», — объясняет Хирнштейн.
Иногда проблемы с различением правой и левой стороны все же могут сигнализировать о повреждении мозга
В то же время лево и право — понятия относительные. Чтобы их запомнить, мы зачастую прибегаем к «шпаргалкам» — например, запоминаем, что правая рука — это та, которой мы пишем, а левая — та, на которой носим часы. При этом недостаточно помнить лишь наши собственные левую и правую области, важно еще понимать, что эти понятия могут означать другие направления относительно других людей.
Психолог и автор книги «Правая рука, левая рука» Крис Макманус приводит следующий пример: «Представьте, что вам надо объяснить инопланетянину, что такое «право» и «лево», но он вас не видит, общение идет только голосом. Как это сделать? Оказывается, это очень непросто, особенно если у нашего инопланетного собеседника нет рук. В таком случае наши привычные «шпаргалки» оказываются бесполезны!»
Иногда проблемы с различением правой и левой стороны могут сигнализировать о повреждении мозга. К примеру, в редких случаях после инсульта развивается расстройство, известное как Синдром Герстмана. Страдающие им пациенты не способны отличать правую сторону своего тела от левой.
Впрочем, особенно беспокоиться не стоит: в большинстве случаев подобные трудности связаны не с какими-то расстройствами или нарушениями, а лишь с необычной особенностью мозга.
12 упражнений, чтобы запомнить и не путать право и лево
Понять, где право, а где лево, запомнить их и не путать, легко ориентироваться в пространстве, запоминать путь и строить маршруты — большинству это кажется абсолютно простой задачей. Но есть и дети, и подростки, и взрослые, которые испытывают в этом большие трудности. Наш блогер Катя Хасанова делится своими авторскими упражнениями, которые помогут эту проблему решить.
По статистике 1 из 20 человек путает и не может запомнить стороны, а также не может автоматически сориентироваться, где правая и где левая рука. Я хочу поделиться своей небольшой авторской программой, с помощью которой можно запомнить и не путать право-лево. Изначально эти упражнения разработаны для детей, но могут подойти и взрослым.
1. «Опознавательный знак»
Пусть ребёнок сам придумает специальные обозначения (в виде предметов или знаков) для каждого из направлений (именно для всех сразу, а не для какого-то одного). Они должны быть различными по цветам, понятными и постоянными (то есть не должны меняться). Например, на правой руке всегда красный браслет, а на левой — синий; на правом кроссовке белые шнурки, а на левом — оранжевые; вверху — белая кепка, внизу — чёрные кеды.
Для старших детей знаки могут быть более сложными. Например, на правой руке весёлый смайлик, а на левой — грустный; на правой руке круг, а на левой — квадрат. Главное, чтобы самому ребёнку было понятно, удобно и комфортно с этими обозначениями, чтобы они ему нравились и запоминались. Именно поэтому лучше, если он сам их придумает, ведь свои идеи запоминаются гораздо легче. С помощью обозначений будет проще ориентироваться, так как абстрактные названия заменены на конкретные и знакомые.
Постоянно задавайте ребёнку наводящие вопросы и закрепляйте связь между направлением и его знаком, помогайте увидеть применение этому в жизни
Например: «Сейчас надо повернуть в сторону руки с синим браслетом. Значит, куда надо повернуть? Правильно, налево». Также можно обратно формулировать вопрос, например: «Сейчас мы поворачиваем налево. Значит, в сторону какого браслета мы поворачиваем? Правильно, синего». Аналогично и со всеми остальными направлениями.
Ваша задача — постепенно дойти до абстракции, чтобы ребёнок сначала реагировал на название направления, а уже потом проверял себя с помощью знака. Если ребёнок не может связать название направления со знаком, то в начале просите его ориентироваться именно на знак, а затем сами постепенно называйте направления, пусть он просто повторяет за вами. Так проще создать эту связь.
2. «Ассоциации»
Для каждого из направлений надо придумать конкретную и запоминающуюся ассоциацию, которая удобна и нравится ребёнку. Например, «правая рука — та рука, которой я рисую и держу ложку», «левая нога — эта нога, которой я отбиваю мяч», «внизу — это там, где земля или пол», «вверху — это там, где небо и потолок» и так далее. Ассоциация должна быть единственной для каждого направления, простой и понятной.
Но при этом (в отличие от предыдущего упражнения) ребёнок постепенно отходит от материальных предметов и немного приближается к абстракции. Для старших детей ассоциации могут быть более сложными, но главное — чтобы сам ребёнок мог легко их запоминать.
«Я чувствовал себя хуже среднего идиота». Евгений Гришковец — о том, как тяжело было учиться в школе из-за дислексии
Для этого надо дать почувствовать явную разницу. Попросите ребенка порисовать или поесть и левой, и правой рукой. Он точно поймёт, как рукой ему удобнее это делать, и благодаря этому ощущению лучше запомнит ассоциацию. Постоянно задавайте наводящие вопросы и закрепляйте связь между направлением и ассоциацией, помогайте увидеть применение этому в жизни. Например: «Сейчас мы пойдём в сторону той руки, которой ты рисуешь. Значит, куда мы пойдём? Правильно, направо». Можно формулировать вопрос и от обратного, например, «Сейчас мы идём направо. Значит, в сторону какой руки мы идём? Правильно, в сторону той руки, которой ты рисуешь». Аналогично и со всеми остальными направлениями.
Ваша задача — постепенно дойти до абстракции, чтобы ребёнок сначала реагировал на название направления, а уже потом проверял себя с помощью ассоциации.
3. «Что и где вокруг меня»
Вместе с ребёнком отметьте самые яркие и видные предметы в доме (можно даже их нарисовать). Например, диван, шкаф, телевизор, холодильник и т. д. Важно, чтобы эти предметы находились в одной комнате и не передвигались. И постоянно повторяйте их взаимное расположение в различных комбинациях. Например, «телевизор перед диваном», «шкаф слева от холодильника». Таким образом, вы с ребёнком связываете все эти предметы между собой с помощью направлений.
После постоянного повторения спрашиваете ребёнка «С какой стороны от холодильника находится шкаф?» и запоминаете направления
Затем придумываете новый набор предметов в другой комнате и делаете то же самое, только вначале повторяете связи гораздо меньше, а затем не повторяете совсем (то есть ребёнок сходу говорит, что где находится). После попросите ребёнка встать рядом с холодильником и задайте вопрос: «С какой стороны от шкафа ты находишься?» Так ребёнок научится определять своё местоположение относительно различных предметов, и наоборот, положение предметов относительно его самого.
4. «Стрелки»
Пусть ребёнок сам (если надо, с вашими подсказками) нарисует много интересных и ярких стрелок, напишет на них направления («лево», «право», «вверх», «вниз») и приклеит по всему дому (или квартире). И каждый раз, проходя по стрелкам, называет направления. Например, «я поворачиваю налево», «я поднимаюсь вверх» и так далее.
Потом вы задаёте ему маршрут: «Дойди от спальни до кухни назови все направления и на листе бумаги фломастером нарисуй все стрелки». Постепенно маршруты можно усложнять и удлинять. Когда у него будет хорошо получаться, снимите абсолютно все стрелки. И дайте ребёнку то же самое задание с маршрутом (назвать направления и нарисовать стрелки), но уже без стрелок. Так он постепенно начнёт переходить к абстракции и начнёт запоминать направления.
5. «Где находится»
Возьмите коробку (или что-то похожее) и какую-нибудь игрушку. Ставьте игрушку с разных сторон от коробки и задавайте ребёнку вопросы сначала с выбором ответа. Например: «Где сейчас находится мишка над коробкой или под коробкой? Правильно, над коробкой, то есть наверху». А потом без выбора ответов. Например: «Где сейчас находится мишка? Правильно, слева от коробки». Потом возьмите 2 или 3 игрушки и так же задавайте вопросы. Например: «Где находится мишка, а где — зайчик? Правильно, мишка слева от коробки, а зайчик справа». Когда это начнёт получаться, можно перестать задавать вопросы и добавить больше игрушек. Пусть ребёнок описывает их местоположение относительно коробки.
6. «Опиши всё вокруг»
В начале с помощью ваших наводящих вопросов ребёнок описывает местоположение и соотношение различных предметов дома и на улице. Предметы должны быть понятны ребёнку и не должны двигаться. Например: «С какой стороны от дома стоит фонарь? Правильно, справа» или «Что находится справа от дома? Правильно, фонарь». Дальше можно всё чаще менять и добавлять различные предметы.
8 настольных математических игр для детей и всей семьи
Когда начнёт полноценно получаться, перестаньте задавать вопросы и просите дать описание предметов около конкретного объекта. Например: «Расскажи, что и где находится рядом с этим деревом». Или просто назовите два предмета, а ребёнок назовёт их взаимное расположение. Например: «Забор и куст — куст слева от забора, забор справа от куста». Закрепляйте этот навык так, чтобы ребёнок мог сходу описать расположение любых предметов в любом месте.
7. «Лабиринт»
Найдите подходящий по сложности для вашего ребёнка лабиринт, лучше начинать с самых простых. Попросите его сначала внимательно посмотреть, проложить дорожку глазами, а затем, не отрывая карандаш от бумаги, не спеша, сосредоточенно вести дорожку от начала до конца и по ходу вслух называть (как можно подробнее) все направления («вперёд», «назад», «вверх», «вниз», «влево», «вправо»). В начале лабиринта надо сказать «Старт!», а в конце — «Финиш!» (чтобы ребёнок чувствовал и конкретно понимал конец и начало своих действий). Дальше можно давать ребёнку более сложные лабиринты и работать с ними по тому же алгоритму.
8. «Найди отличия»
Найдите подходящее по сложности для вашего ребёнка задание, лучше начинать с самых простых, не стоит начинать с тех, где очень много отличий и мелких деталей. Объясните ребёнку задание и попросите его не просто находить отличия, но и полноценно чётко, называя все направления, описывать каждое отличие вслух. Например: «На верхней картинке справа от дерева цветок, а на нижней — справа от дерева грибок». Постепенно можно давать ребёнку более сложные задания (с большим количеством отличий и различных деталей).
9. «Пазл»
Ребёнок рисует картинку и запоминает её. Потом вы режете вместе с ним рисунок на части (начинаем с больших одинаковых квадратов) и собираете по памяти исходный рисунок. Во время сборки ребёнок должен чётко проговаривать, какую деталь куда он кладёт (надо называть все направления) и почему. Например: «Эту деталь я положу с правой стороны второй сверху, так как это хобот у слона». Дальше можно усложнить задачу — разрезать рисунок на большее количество частей различных форм (треугольники, многоугольники) и размеров, а затем перейти к пазлам.
10. «Не запутайся»
Если напротив вас будет стоять человек и делать движения, вы должны будете повторять «наоборот», то есть его «лево» будет вашим «право» и наоборот. Объясните ребёнку этот момент и покажите примеры. Затем включите музыку и, постепенно ускоряясь, показывайте ребёнку движения, а он пусть повторяет, но в правильную сторону. После «меняемся местами»: ребёнок показывает, а вы повторяете.
11. «Пройди маршрут»
Купите простую лазерную указку. Пусть ребёнок дома сначала придумает и опишет маршрут (нарисует схему стрелками или опишет словами), который будет проходить лазерная точка. Например: «От окна идёт вправо и вверх к шкафу, затем перемещаемся по левой стене к нижнему ящику комода». После с помощью подсказки ребёнок лазерной указкой должен пройти придуманный маршрут. И так несколько раз, придумывая разные маршруты.
Далее усложняйте задание: ребёнок должен придумать маршруты, устно описать их, но проходить уже без подсказки. Затем то же самое задание нужно пройти уже на другой, менее знакомой местности (на детской площадке, в парке и так далее). Когда это начнёт хорошо получаться, переходите к другому заданию: ребёнок проводит лазерной точкой маршрут (вначале простой, а потом постепенно усложняйте) и старается максимально его запомнить, затем устно подробно описывает его и составляет схему.
12. «Навигатор»
Нарисуйте вместе с ребёнком на ватмане формата А1 большую цветную и понятную карту своего микрорайона (мест, где ребёнок часто бывает). Проговорите различные маршруты («от дома до школы», «от детского сада до аптеки», «от автобусной остановки до магазина» и так далее), а затем постройте их на карте. Посмотрите, между какими пунктами маршруты ещё не построены. По возможности реально пройдите эти маршруты с ребёнком.
6 лучших приложений для развития пространственного мышления
Дальше пройдите с ребёнком простой маршрут по менее знакомой ему местности (например, по парку). Обращайте его внимание и на направления (куда откуда идём, куда поворачиваем), и на детали по дороге, которые помогут в ориентации (кусты, здания, скамейки и т. п). Затем вместе нарисуйте карту этой местности и маршрут на ней. После доберитесь до центральной или какой-либо интересной части вашего города вместе с ребёнком. Заранее распечатайте, а лучше нарисуйте карту этого места (она должна быть конкретной и понятной). Идите вместе с ребёнком, ищите интересные детали и достопримечательности, параллельно отмечайте и подписывайте их и ваш маршрут на карте.
Дома через какое-то время попросите ребёнка по карте подробно описать ваше путешествие. Когда это будет хорошо получаться, пройдите с ребёнком по другому маршруту. Попросите его запомнить не только ваш путь, но запомнить как можно больше подробных деталей. Дома ребёнок должен самостоятельно построить на карте и полноценно описать маршрут, отмечая детали.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Почему взрослые люди путают правую и левую стороны?
Если это так, вы не одиноки — значительная часть взрослого населения Земли испытывает эту же проблему. Во всяком случае, так утверждает врач-терапевт Джерард Гормли (Gerard Gormley) из Королевского университета Белфаста (Великобритания), статью которого на эту тему опубликовала The Daily Mail.
Так лево или право?
Например, по данным Гормли, в том, что они иногда, часто или вообще всегда затрудняются быстро определить, где находится правая сторона, а где левая, призналась почти пятая часть преподавателей и более четверти студентов университета.
Дело в том, что процесс различения левого и правого представляет собой сложный нейропсихологический механизм, в котором задействовано несколько функций высшей нервной деятельности — способность к комплексному осмыслению осязательной, звуковой и зрительной информации, речевая функция, память. У некоторых людей эти процессы происходят быстро и легко, а некоторым для этого требуется время.
Если вы свернете не в ту сторону, то конец света не наступит, но есть много ситуаций, когда перепутать право и лево означает получить разрушительные последствия. Например, одна из наиболее трагических медицинских ошибок связана с операцией, выполненной не на той половине тела пациента — когда удаляют левую почку вместо правой, или правую ногу вместо левой.
Врачам и медсестрам при различении правой и левой стороны приходится особенно сложно: ведь там, где у медика правая сторона, у пациента — левая, поэтому для медработников этот процесс включает в себя еще и умение мысленно увидеть зеркальное отражение поверхности. И, несмотря на все попытки минимизировать риск ошибки, они все равно случаются.
Ошибки, связанные с различением сторон, происходят постоянно. Исследования показывают, что в большей степени эта проблема свойственна женщинам, чем мужчинам. Предполагается, что у мужчин сильнее развита функция зрительно-пространственной ориентации, способность запоминать расположение объектов и направления движения, что позволяет им лучше ориентироваться на местности.
Те, кто регулярно испытывает трудности с определением, где у них левая рука, а где правая, обычно придумывают собственные подсказки, помогающие быстро разобраться в ситуации. Например, запоминают, что на какой-то из рук они носят браслет, кольцо или часы.
Цена ошибки
Однако эти уловки ненадежны и в некоторых случаях могут не сработать. Особенно ухудшается способность к различению сторон в экстремальной ситуации, когда ваше внимание «атакует» множество различных звуковых и зрительных факторов одновременно.
Как показал эксперимент, проведенный Гормли и его коллегами над 234 студентами-медиками, в условиях больничного отделения, где звучат телефонные звонки, раздается звук кардиомониторов, постоянно поступают вопросы от коллег, пациентов, их родственников, право и лево перестают различать даже те молодые люди, которые до того не жаловались на эту проблему. Авторы назвали это явление «эффектом отвлечения».
В этой связи Гормли считает, что о существовании такого эффекта необходимо предупреждать всех профессионалов, ошибка которых может стоить жизни и здоровья других людей — например, врачей и пилотов гражданской авиации. А также стараться минимизировать отвлекающие моменты в ситуациях, когда правильное решение относительно выбора стороны имеет критичное значение. Кроме того, полагает Гормли, необходимо разработать систему психометрических тестов, позволяющих выявлять людей, склонных испытывать затруднения с различением сторон, при профессиональной подготовке по специальностям, в которых быстрая и верная оценка ситуации особенно важна.
Что делать?
Способов подстраховать себя или научиться различать стороны множество, так как все индивидуально и зависит от особенностей восприятия каждого человека. Поэтому, если вам нужно отличать право и лево, включите воображение и ищите подходящий для вас способ. Вот некоторые базовые принципы, на основе которых вы можете начать эксперимент:
Кроме путаницы в сторонах, многие люди тяжело ориентируются на местности.
Что делать если путаешь право и лево
Дети зачастую путают право и лево, вверх и вниз, впереди и сзади.
Стоит ли на это обращать внимание?
Так ли это важно?
И стоит ли показать ребёнка специалисту?
Впервые с пространственным ощущениями ребёнок сталкивается ещё в младенчестве. Боль, дискомфорт, голод-эти первые чувства помогают разобраться с восприятием своего тела.
Чтобы в дальнейшем познать этот мир и получить пространственные представления, ребёнок должен делать все, что вы так сильно не любите⤵️
Взаимодействовать с миром
🤾Ударяться и падать
🤾Лазить и спускаться
🤾Качаться и прыгать
🤾Висеть вниз головой
🤾Кидать и ловить предметы
🤾Прыгать через лужи
Весело и. с огоньком.
И пусть весь мир 🌍 подождёт
Что будет если нарушить естественный развитие и не давать ребёнку проявлять себя?
У детей с нарушением формирования пространственных представлений могут быть проблемы в формировании мышления, памяти, внимания, речи.
У них замедляется процесс формирования межанализаторных связей.
Также могут иметься сопутствующие проблемы, как:
Поэтому ответ на вопрос: Стоит ли обращать внимание и придавать значение этому вопросу? Однозначно, да!
А вот на какие именно показатели обратить внимание ⤵️
✅От рождения до 1 года — Ребенок может воспринять предмет в определенном месте пространства только при условии многократно повторяющегося сведения осей глаз на предмете.
✅От 1 года до 3 лет — научившись ходить, ребенок быстро осваивает «пространство пути», но передвижение еще не дает ему возможности отделить расстояние и местоположение предмета от самого предмета.
✅ 3 – 4 года — конкретные представления о направлениях «вперед-назад», «вверх-вниз».
✅ 4 – 5 лет — понимают направление и повороты, иногда и расстояние. Различают у себя левую и правую руки в практических действиях, но название их знают еще нетвердо.
✅5 – 7 лет — описание пути приобретает обобщенный характер благодаря специальным словам
(«рядом», «направо», «налево», «напротив» и т.д.)
Если вы заметили отклонения у своих деток от нормы, то приходите в наш Центр психологии и нейропсихологии PsyMed на диагностику к нейропсихологу.
Медведева Наталья
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.
Почему мы путаем право и лево
Право и лево легко спутать, особенно когда мы спешим или глубоко задумались. В некоторых ситуациях такая ошибка может обойтись очень дорого. Биопсихолог Себастиан Окленбург и клинический психолог Лидия Федорова помогут разобраться, почему это происходит и как научиться правильно определять направление.
Задолго до революции в Российской империи офицеры, тренировавшие солдат на плацу, столкнулись с проблемой: рекруты из крестьян в принципе не различали лево и право. Поэтому команда «Правой! Левой!» была для них переделана в понятную и простую: «Сено! Солома!» «Сено» — левая нога, «солома» — правая. Так солдаты быстрее учились строевому шагу.
Времена неграмотных крепостных давно прошли, а право и лево до сих пор путают многие люди с разным уровнем интеллекта и образования. Те, кто ходил на занятия йогой или танцами, сталкивались с такой ситуацией: преподаватель показывает движение, все повторяют за ним, и обязательно найдется пара-тройка людей, которые вытягивают другую ногу или руку.
Путаница с лево и право на самом деле довольно часто встречается. Особенно если мы спешим. Например, когда ведем автомобиль по автобану со сложными развязками и пытаемся не пропустить нужный поворот, слушая указания навигатора или пассажира. Так почему же мы все время путаем стороны, но не испытываем никаких проблем с понятиями вверх-вниз или вперед-назад?
Биопсихолог Себастиан Окленбург изучает влияние мозга и нейромедиаторов на поведение, мыслительные процессы и эмоции человека. Он называет две причины, почему мы путаем право-лево.
Сколько людей путают лево и право?
«Огромное количество людей сталкивается с подобными проблемами в повседневной жизни», — пишет Окленбург. Первое крупное исследование по этой теме было опубликовано в 1970-х годах. В нем приняли участие врачи и их супруги. Около 9% мужчин и 17% женщин заявили, что часто путают лево-право. Исследования, проведенные позднее, показали, что примерно треть людей хотя бы иногда путают лево и право.
Безобидная особенность или опасная тенденция?
Есть виды деятельности, в которых путаница обходится слишком дорого. Например, в работе хирурга. В январе 2000 года два врача в больнице в Южном Уэльсе случайно удалили здоровую левую почку вместо больной правой, что в итоге привело к смерти пациента, пишет Окленбург.
Медицинские работники часто ограничены во времени, поэтому ошибки более вероятны. Это подтверждают данные опроса студентов-медиков — те часто путают право и лево. Врачи используют специальную маркировку перед операцией. С ее помощью хирург может определить, какую конечность или орган следует оперировать или удалить.
Важность такой маркировки подтвердилась в 2014 году благодаря исследованию работы глазных хирургов из Израиля. В рамках проекта хирургам называли имя пациента, показывали его лицо с расстояния 2 метров и просили вспомнить, какой глаз оперировался. Медики смогли дать правильный ответ, зная имя пациента, только в 73% случаев. А глядя на его лицо — в 83% случаев. Чем больше времени проходило между предоперационным обследованием и операцией, тем больше было ошибок.
Что происходит в мозге, когда мы путаем лево и право?
Так почему же мы совершаем такие ошибки?
Окленбург пишет: «Исследования пациентов показали, что для различения левого и правого очень важна угловая извилина в теменной доле головного мозга».
Повреждение в этой области может привести к так называемому синдрому Герстмана. Это редкое неврологическое состояние, при котором у пациентов проявляются:
Нейробиологи использовали различные методы для того, чтобы определить, влияет ли угловая извилина на ошибки с лево-право у здоровых людей, а не только у пациентов с синдромом Герстмана. Используя различные техники, в том числе магнитную стимуляцию и МРТ, ученые обнаружили: угловая извилина действительно становится активной, когда человек пытается выбрать право или лево, а нарушение правильного функционирования угловой извилины приводит к частым ошибкам.
Так что же делает угловая извилина? Исследования показали, что она участвует в процессах, связанных с языком (например, семантическая обработка и чтение слов), а также в работе памяти и пространственного осознания. Окленбург полагает, что она объединяет эти процессы, чтобы мы могли управлять нашими действиями.
Исследования объясняют, почему здоровое функционирование этой части мозга так актуально для определения правого и левого. Ведь для подобного различения требуются как словесные процессы — слова «левый» и «правый» нужно применять к объектам в среде, — так и память, поскольку мы должны помнить, что справа, а что слева. И, конечно, нужна пространственная обработка, поскольку нам нужно разобраться, находятся ли объекты слева или справа. Если взаимодействия нет, может возникнуть путаница.
Как избавиться от путаницы?
Мы чаще путаем право и лево, если находимся в состоянии стресса или торопимся. Поэтому, считает биопсихолог, в такие моменты имеет смысл остановиться и подсказать себе — правая или левая сторона нам нужна. Можно воспользоваться «шпаргалками». Например, вспомнить, в какой руке мы держим ручку. В любом случае, все эти трюки требуют времени. Можно ли развить нужный навык так, чтобы реагировать быстрее?
«Все мы разные, с разными способностями, разным опытом»
Клинический психолог Лидия Федорова
Некоторые люди легко и быстро различают лево и право, другим приходится труднее. Происходит это оттого, что все мы разные, с разными способностями, разным опытом, с разными стартовыми возможностями. Кроме того, в столь сложном процессе задействовано множество нейрофизиологических механизмов.
Если путаница не связана с серьезным поражением головного мозга, то, скорее всего, это индивидуальная особенность. Как правило, для преодоления путаницы достаточно некоторое время сознательно поработать над навыком — например, играя в простые игры.
1. Пометьте «неглавную» руку. Правши — левую, а левши — правую. Для этого, например, можно запомнить, что часы у вас всегда на левой/правой руке, либо постоянно носить легкий браслет, кольцо.
2. «Отработать» левую и правую стороны. Мысленно пройдитесь по телу, отмечая и называя его части с одной стороны, затем — с другой. У нас есть левое и правое ухо, левый и правый глаз и так далее. Можно поиграть с собой или с партнером в игры-задания: «Почеши правой рукой левое ухо, а левой рукой правый локоть, стоя на правой пятке».
3. Играйте в игры с пространственными схемами. Попросите друга или родственника давать вам команды-направления, например: «Сделай три шага влево, шаг вперед, четыре шага вправо». Для поддержания мотивации и вовлеченности в процесс в конце квеста вас может ждать сюрприз-поощрение.
Можно усложнить игру, давать указания: «Двигайся слева направо» или наоборот. Взрослые могут выстраивать схемы по памяти. В такой игре вы сами говорите, как именно будете добираться до условленной точки — например, поедете в торговый центр. Здесь важно описать движение, оперируя понятиями «право» и «лево». Контролировать процесс может ваш друг или вы сами, сверяясь с картой. Можно также играть в настольные «бродилки» или в специальные игры на развитие пространственного мышления.
4. Учитесь различать левую и правую стороны у других. Для этого поиграйте в «Зеркало» и «Зеркало наоборот». В первом случае вы с напарником встаете друг напротив друга. Он двигается, а вы, как в зеркале, повторяете его движения — если он поднимает правую руку, то вы, соответственно, левую. А в игре «Зеркало наоборот» надо делать движения противоположной частью тела: если партнер поднимает левую руку, то вы не «отражаете» его, а меняете сторону и тоже поднимаете левую.
5. Рисуйте двумя руками. Это неплохой способ разобраться, что с какой стороны находится.
Ежедневные тренировки научат различать лево и право, и со временем навык автоматизируется. Ну а если и так не получается, то можно проконсультироваться и позаниматься с нейропсихологом.