что делать если пропала речь
Нарушение речи у взрослых
Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.
Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.
Выделяют такие виды нарушений речи:
Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.
Изменение темпа
Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.
Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.
Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.
Заикание или логоневроз
Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.
Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.
Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.
Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.
Афазия
Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.
Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.
Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.
Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.
Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.
Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.
Нарушение речи при инсульте причины, способы диагностики и лечения
Нарушение речи — одно из самых распространенных осложнений инсульта. У части пациентов речь становится невнятной и сбивается, у других полностью пропадает возможность выражать свои мысли словами. Дальше мы расскажем, почему происходят нарушения речи, в каких формах они случаются и как проходит восстановление после кровоизлияния в мозг.
Нарушение речи при инсульте происходит, если поражены речевые рецепторы. Это может происходить из-за отека или гибели тканей. При лечении речь восстанавливается довольно быстро.
Почему происходит нарушение речи при инсульте
У людей, которые перенесли инсульт, могут развиться два вида нарушений речи — связанные с повреждением речевых центров в головном мозге и потерей контроля над артикуляционными мышцами. В обоих случаях нарушения — следствие кровоизлияния в головной мозг.
После инсульта часть нейронов головного мозга отмирает, а между здоровыми клетками нарушаются нейронные связи. В зависимости от локализации повреждений, инсульт может привести к парезу или параличу, нарушению мышления, расстройствам речи.
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 20 Декабря 2021 года
Содержание статьи
Разновидности речевых расстройств
У пациентов после инсульта может произойти афазия — нарушение уже сформировавшейся речи. У некоторых пациентов развивается дизартрия — расстройство произношения из-за нарушения иннервации мышц речевого аппарата.
Афазия
Существует несколько классификаций афазий, но чаще всего врачи делят расстройство на две формы — экспрессивную и импрессивную.
Дизартрия
У больного нарушается артикуляция, речевое дыхание, темп речи, интонация, из-за чего речь становится нечленораздельной. У дизартрии может быть различная интенсивность: при незначительных поражениях наблюдается искажение отдельных звуков, в тяжёлых случаях пациент вообще не может говорить из-за паралича мышц.
Характер дизартрии зависит от того, какой отдел головного мозга поражен:
Как восстановить речь после инсульта
Врачи выделяют три формы восстановления речевой функции:
Чтобы повысить шансы на полное восстановление, важно начать реабилитацию как можно раньше. Как правило, занятия по восстановлению речи с логопедом-афазиологом начинают через 2-3 месяца после инсульта. Продолжительность реабилитации индивидуальная, у некоторых пациентов речь возвращается только через 2-3 года регулярных упорных занятий.
Речевую реабилитацию при афазии проводят поэтапно:
При дизартрии применяют другую тактику восстановления речи. Пациенту подбирают упражнения для восстановления артикуляции, проводят специальный массаж артикуляционных мышц, электростимуляцию глотки и гортани. Чтобы закрепить результат физического воздействия на поражённые мышцы, проводят тренировки и учат проговаривать отдельные звуки, слова, фразы, скороговорки.
Что делать если пропала речь
СТАТЬЯ ПОМОЖЕТ ВАМ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРИЧИНАХ ПОТЕРИ РЕЧИ, ПОТОМУ ЧТО КТО ПРАВИЛЬНО ДИАГНОСТИРУЕТ — ТОТ ПРАВИЛЬНО ЛЕЧИТ. К внезапной потере речи могут привести причины по пунктам изложенные ниже. По одной проверяя и отвергая одну за другой причины не относящиеся к вашему случаю останется только ваш случай. От своевременного распознавания во многом зависит прогноз здоровья и жизни.
ПЕРВЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ШАГ — ВЫЯВЛЕНИЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОЧАГА ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ ВНЕЗАПНОЙ ПОТЕРЕ РЕЧИ, ЕСЛИ ОЧАГ ЕСТЬ
При повреждении постцентральных отделов доминантного полушария, получающих информацию от рецепторов сообщающих информацию от речедвигательного аппарата и обеспечивающих слаженную работу речедвигательного аппарата возникает потеря речи — афферентная моторная афазия. При поражении этого отдела головного мозга возникает нарушение координации работы мышц, участвующих в формировании речи, и появляются ошибки при произнесении отдельных речевых звуков, больше выражено если имеется сходное фонетическое произношение (например, переднеязычные «т», «д», «н»; щелевые «ш», «щ», «з», «х»; губные «п», «б», «м»).
Из-за этого спонтанная речь оказывается неразборчивой, в ней появляются многочисленные замены звуков, что делает ее непонятной для окружающих, сам же больной не в состоянии ее контролировать ввиду своеобразной сенситивной атаксии в структурах, обеспечивающих возникновение речи. Афферентная моторная афазия обычно сочетается с оральной (щечно-язычной) апраксией (неспособностью воспроизводить по заданию движения языком и губами, требующие значительной точности — поместить язык между верхней губой и зубами и т. п.) и характеризуется нарушением всех видов речевой продукции (речи спонтанной, автоматизированной, повторной, называния).
При повреждении задних отделов нижней лобной извилины (зона Брока) бывает — эфферентная моторная афазия. При этом артикуляция отдельных звуков возможна, однако затруднено переключение с одной речевой единицы на другую. Речь больного замедленная, он немногословен, отмечается плохая артикуляция, требующая от него значительных усилий, речь изобилует многочисленными литеральными и вербальными персеверациями (повторениями), что проявляется, например, расстройством способности к чередованию отдельных слогов (ма-па-ма-па). Из-за пропуска вспомогательных слов и падежных окончаний речь больного иногда становится «телеграфной». При выраженных проявлениях этой формы афазии возможно формирование у больных «речевых эмболов» — повторение некоторых слов (нередко бранных), которые больной проговаривает «не к месту», передавая при этом интонацией свое отношение к ситуации. Иногда больному удается повторение вслед за обследующим отдельных слов, однако он не может повторить фразу, особенно необычную, лишенную смысла. Номинативная функция речи (называние предметов), активное чтение и письмо нарушены. Вместе с тем относительно сохранно понимание устной и письменной речи. Возможна сохранность фрагментарной автоматизированной речи, пения (больной может напеть мелодию).
Больные, как правило, осознают наличие расстройства речи и подчас тяжело переживают наличие этого дефекта, проявляя склонность к депрессии. При эфферентной моторной афазии Брока на стороне противоположной доминантному полушария обычно имеется гемипарез, при этом выраженность пареза значительнее в руке и на лице (по брахиофациальному типу).
Динамическая моторная афазия возникает при поражении префронтальной области кпереди от зон Брока, характеризуется снижением речевой активности, инициативы. При этом значительно меньше страдают репродуктивная (повторение вслед за обследующим слова, фразы) и автоматизированная речь. Больной в состоянии артикулировать все звуки, произносить слова, но у него снижена мотивация к речи. Это особенно отчетливо проявляется в спонтанной повествовательной речи. Больные как бы неохотно вступают в речевой контакт, речь у них упрощенная, редуцированная, истощающаяся в связи с затруднением поддержания в процессе речевого общения достаточного уровня психической активности. Активация речи в таких случаях возможна путем стимулирующего воздействия на больного, в частности разговора на тему, имеющую для больного высокую степень личностной значимости. Эта форма потеря речи может быть объяснена как следствие снижения влияний на корковые структуры со стороны активирующих систем ретикулярной формации оральных отделов ствола мозга.
Сенсорная афазия, или акустико-гностическая афазия, возникает при повреждении зоны Вернике, расположенной в задней части верхней височной извилины. В основе сенсорной афазии — расстройство распознания речи в общем звуковом потоке вследствие нарушения фонематического слуха (фонемы — единицы языка, с помощью которых различать и приравниваются его составляющие; в русской речи к ним относятся звонкость и глухость, ударность и безударность). При этом возникает и нарушение звуко-буквенного анализа и отчуждение смысла слов.
В результате при сенсорной афазии больной теряет способность различать фонемы и не в состоянии уловить различие между такими словами, как «башня» и «пашня»; «пыл», «пыль», «быль»; «замок» и «замок» ит.д : не может повторять такие сочетания слогов, как «са-за», «та-да» и т. п.. т как не замечает между ними различий. Не понимая речи окружающих, больной в то же время не может отслеживать собственную речь. Вместе с тем о говорит бегло, многословен, при этом речь его грамматически совершенно неверна в связи с множественными подменами нужных звуков, слов другими звуками и словами; итак, спонтанная речь больного засорена неточностями, парафазиями, неологизмами, словами-паразитами и превращается в «словесный салат», в котором окружающим трудно обнаружить смысл. Больной же, не улавливая неправильность собственной речи, нередко возмущается непонятливостью, бестолковостью окружающих. При этом неосознаваемую дефектность своей речи он стремится скомпенсировать нарастающим количеством речевой продукции.
При сенсорной афазии утеряна и способность к повторению слов. Больной при внезапной потери речи в форме сенсорной афазии не может правильно называть знакомые предметы. Наряду с нарушением устной речи больного нарушена и возможность к пониманию речи письменной, к чтению. В связи с расстройством фонематического слуха больной с сенсорной афазией делает ошибки при письме, особенно при письме под диктовку. При этом прежде всего характерны замены букв, отражающих ударные и безударные, твердые и мягкие звуки. В результате собственная письменная речь больного, как и устная, представляется бессмысленной, однако почерк при этом может быть неизмененным.
При типичной, изолированной сенсорной афазии проявления гемипареза на стороне, противоположной доминантному полушарию, могут отсутствовать или быть слабо выраженными. Однако возможна верхнеквадрантная гемианопсия в связи с вовлечением в патологический процесс, проходящий через височную долю мозга, нижней части зрительной лучистости.
Семантическая афазия возникает при повреждении нижней теменной дольки. Она проявляется трудностями понимания сколько-нибудь сложных по построению фраз, сравнений, возвратных и атрибутивных логико-грамматических оборотов, выражающих пространственные отношения. Больной не ориентируется в смысловом значении предлогов, наречий: под, над, перед, за, сверху, снизу, светлее, темнее и т. п. Ему трудно понять, чем различаются фразы: «Солнце освещается Землей» и «Земля освещается Солнцем», «Брат отца» и «Отец брата», дать правильный ответ на вопрос: «Если Ваня идет за Петей, то кто идет впереди?», нарисовать по заданию треугольник в круге, крест над квадратом и т. п.
Амнестическая (аномическая) афазия наблюдается при повреждении задних отделов теменной и височной долей левого полушария, главным образом угловой извилины, и проявляется невозможностью называть предметы; при этом больной может правильно высказаться об их назначении (например, когда обследующий просит назвать демонстрируемый карандаш, больной заявляет: «Ну это то, чем пишут» и обычно стремится показать, как это делается). Подсказка помогает ему вспомнить нужное слово, обозначающее название предмета, при этом он может повторить это слово. В речи больного с амнестической афазией мало существительных и много глаголов. При этом активная речь беглая, сохранено понимание как устной, так и письменной речи. Сопутствующий гемипарез на стороне субдоминантного полушария нехарактерен.
Тотальная афазия — сочетание моторной и сенсорной афазии: больной не понимает обращенной к нему речи и сам в то же время оказывается неспособным к активному произнесению слов и фраз. Развивается чаще при обширных инфарктах мозга в бассейне левой средней мозговой артерии и обычно сочетается с выраженным гемипарезом на стороне полушария противоположного доминантному.
Предложено было учитывать нередко встречающиеся в клинике проявления минимальной дисфазии, или преафазии, при которой речевой дефект проявляется настолько легко, что во время обычной беседы может остаться незамеченным как для говорящего, так и для его собеседника. Преафазия возможна как при нарастающей патологии мозга (атеросклеротическая энцефалопатия, опухоль мозга и пр.), так и в процессе восстановления нарушенных функций после инсульта, травмы мозга и т. п. (резидуальная дисфазия). Ее выявление требует особенно тщательного исследования. Она может проявляться в форме речевой инертности, аспонтанности, импульсивности, снижения способности быстро и легко подбирать нужные слова, применения преимущественно слов, встречающихся в словаре больного с большой частотой. При этом более редкие слова припоминаются с трудом и с промедлением и больной часто замещает их чаще встречающимися, хотя и менее подходящими в данном контексте словами. В речи больных становятся обильными «избитые» слова и словосочетания, речевые «штампы», привычные речевые обороты. Не найдя своевременно точных слов и словосочетаний, больной стремится к подмене слов («ну вот эта штука, как ее») и таким образом компенсировать недостаточность качества своей речи избыточным количеством речевой продукции, в связи с чем проявляется чрезмерная многоречивость. Если отдельные задания при этом больной выполняет верно, то осуществление серийного задания (например, указательным пальцем правой руки коснуться переносицы, левой рукой взять себя за правое ухо и закрыть левый глаз) затруднено. Словесно предъявленный материал больным неудачно интерпретируется и неточно повторяется, возникают трудности при объяснении смысла таких общепринятых выражений и пословиц, как «золотые руки», «взять быка за рога», «в тихом омуте черти водятся» и т. п. Возможны трудности при перечислении предметов, относящихся к определенному классу (животных, цветов и т. п.). Речевые расстройства зачастую выявляются при составлении больным устного или письменного рассказа по картинке или на заданную тему. Помимо прочих трудностей, в процессе общения с больным может быть отмечена неуверенность восприятия словесного задания и обусловленная этим замедленность реакций на него.
ВТОРОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ШАГ — ВЫЯСНЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРИЧИНЫ ВНЕЗАПНОЙ ПОТЕРИ РЕЧИ:
1. Опухоль ОПУХОЛЬ ЭТО… читать подробно или абсцесс мозга поражающие зоны мозга отвечающие за речевые функции
2. Инсульт в левой половине головного мозга
3. Состояние после судорожного припадка
4. Мигрень с аурой в форме нарушения речи
5. Энцефалит, вызванный вирусом простого герпеса
6. Тромбоз внутримозгового сагитального синуса
7. Психотический мутизм
8. Психологические проблемы
Общий анализ крови и скорость оседания эритроцитов (СОЭ); биохимический анализ крови; компьютерная томография КТ или магнитно резонансная томография (МРТ); окулист
глазное дно, поля зрения; исследование спинно мозговой жидкости (ликвора);
Ультразвуковая доплерография (УЗДГ) магистральный артерий головы; консультация нейропсихолога.
1 Причина внезапной потери речи — Опухоль или абсцесс мозга.
Внезапная потеря речи может происходить: из-за разрыва сосуда снабжающего опухоль кровью, что сопровождается кровоизлиянием в опухоль;
из-за быстрого нарастания отека;
или — в случае левополушарной локализации опухоли или абсцесса — из-за частичного или распространенного припадка эпилепсии.
При компьютерной томографии как при опухоли, так и при абсцессе диагностируется объемный процесс внутри мозга в виде очага низкой плотности с или без поглощения контраста. При абсцессах чаще имеется более выраженный перифокальный отек т.е. находящийся или происходящий вблизи очага повреждения ткани. Причина внезапной потери речи — Мигрень с аурой.
2 Причина внезапной потери речи — инсульт в области левого полушария головного мозга.
При нарушении речи у пожилого пациента наиболее вероятным диагнозом является инсульт. В большинстве случаев нарушения речи при инсульте у больного выявляется
отсутствие силы или мышечная слабость в правых руке и/или ноге, нарушение чувствительности в правых руке и/или ноге, иногда — нарушение в правом поле зрения.
Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография единственное что наиболее достоверно отличает внутримозговое кровоизлияние от ишемического инсульта.
Потеря речи почти всегда происходит при левополушарном инсульте. Она может наблюдаться и при правополушарном инсульте (т.е. — при поражении полушария противоположного доминантному), но в этих случаях речь восстанавливается гораздо быстрее.
3 Причина внезапной потери речи — состояние после судорожного припадка.
В любом возрасте острая внезапная потеря речи может быть вызвана состоянием после судорожного припадка.
В этих случаях речь быстро восстанавливается.
Сам эпилептический припадок может пройти незамеченным, а прикус языка или губ может отсутствовать;
Диагностировать состояние после судорожного припадка как причину потери помогает ЭЭГ: регистрируется генерализованная или локальная медленно- и островолновая активность.
Повышение уровня креатинфосфокиназы крови, как диагностика эпилептического припадка ненадежна.
4 У пациентов молодого возраста внезапная потеря речи может быть вызвана мигренью с аурой.
В 60 % случаев во время сбора истории заболевания у родственников пациента так же имеются мигренозные головные боли.
В этих случаях острая или подострая потеря речи возникает одновременно с головной болью.
На ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ — ЭЭГ возможно наличие очага медленноволновой активности в левой височно-теменной области, который может сохраняться на протяжении 3 недель, в то время как
при магнитно-резонансной томографией и компьютерная томографии никаких причин не находят. Выраженные очаговые изменения на ЭЭГ при отсутствии отклонений по результатам нейровизуализационного
исследования на 2-е сутки заболевания в принципе позволяют поставить правильный диагноз, зa исключением случаев герпетического энцефалита описанного ниже.
По возможности следует проводить транскраниальную ультразвуковую допплерографию. У пациента, страдающего мигренью и относящегося
к возрастной группе от 40 до 50 лет, возможно наличие бессимптомного стенозирующего поражения сосудов, но типичный характер головной боли, быстрое обратное
развитие симптомов и отсутствие структурных изменений в мозге по результатам нейровизуализационных методов исследования в сочетании с описанными выше изменениями на
ЭЭГ позволяют поставить правильный диагноз.
У пациента не должно быть кардиальных шумов, которые могут указывать на возможность кардиогенной эмболии, которая может наблюдаться в любом возрасте.
Возможный источник эмболии выявляют (или исключают) с помощью эхо кардиографии. Выслушивание сосудистых шумов над сосудами шеи менее надежно по сравнению с
ультразвуковой допплерографией.
5 Причина внезапной потери речи — энцефалит, вызванный вирусом простого герпеса.
Поскольку при герпетическом энцефалите, вызванном вирусом простого герпеса
, преимущественно поражается височная доля, афазия (или парафазии) часто бывает первым
симптомом.
При компьютерной и магнитно резонансной томографии определяется зона низкой плотности, которая вскоре приобретает характеристики объемного процесса и распространяется из глубинных отделов височной доли на лобную долю, а затем — контралатерально, вовлекая в первую очередь зоны, относящиеся к лимбической системе. В спинно мозговой жидкости
имеются изменения воспалительного процесса.
На ЭЭГ выявляется очаговая медленноволновая активность, которая при повторной регистрации ЭЭГ изменяется в периодически возникающие трехфазные комплексы. Со временем эти комплексы захватывают так же лобные и отведения на противоположной стороне. Уточнение вируса простого герпеса при прямой визуализации вирусных частиц или с помощью иммунофлюоресцентного анализа проводится со значительной временной
задержкой, в то время как противовирусная терапия должна начинаться сразу при возникновении первых подозрений наличия вирусного энцефалита (с учетом того, что летальность при энцефалите, вызванным вирусом простого герпеса
. достигает 85%).
6 Причина внезапной потери речи — Тромбоз внутримозгового сагитального синуса.
Триада симптомов, которая может указывать на тромбоз внутримозгового синуса: общие или частичные эпилептические припадки, полушарная очаговая симптоматика, снижение уровня бодрствования.
При магнитно резонансной томографии и компьютерной томографии о тромбозе синуса свидетельствует отек полушария (преимущественно — в парасагитальной области) с диапедезными кровоизлияниями,
гиперинтенсивностью сигнала в области синуса(ов) и зоной дельтовидной формы, не накапливающей введенный контраст и соответствующей пораженному синусу.
На ЭЭГ регистрируется генерализованная низкоамплитудная медленноволновая активность над всем полушарием, распространяющаяся также на противоположное полушарие.
7 Причина внезапной потери речи — психотический мутизм
— мутизм синдрома
негативизма при шизофрении.
Психогенный мутизм проявляется отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранной способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь. Этот синдром может
наблюдаться в картине конверсионных расстройств. Другом формой невротического мутизма у детей является избирательный, возникающий при общении только с каким-то одним
человеком мутизм.