что делать если прервал намаз
Прерывание молитвы: обязательное и разрешённое
Одной из главных обязанностей мусульман является совершение пятикратной обязательной молитвы. Так как молитва это «беседа» с Богом, к ней должно быть очень трепетное отношение. Однако бывают ситуации, в которых, когда мусульманин бывает вынужден прервать этот великий акт поклонения. А каковы религиозные предписания на этот счет? Многие не знают, что есть моменты, когда намаз можно прервать, а когда и нужно прервать.
Обязательное прерывание намаза
В следующих ситуациях согласно мнению исламских ученых необходимо прервать намаз, даже если это фард-намаз:
После исчезновения вышеупомянутых проблем мусульманину следует восполнить прерванную молитву.
Разрешённое прерывание намаза
Что касается разрешенного прерывания намаза, даже обязательного, то оно допускается в следующих случаях:
Как мы видим в исламе все подчинено тому, чтобы не навредить человеку и даже такое важное дело как намаз Создатель разрешает прервать для спасения человека и его имущества.
Как правильно прерывать намаз?
Если вы все-таки решили прервать намаз по вышеуказанным причинам то встает вопрос, каким образом его прервать? Здесь можно выделить два основных мнения ученых: 1) намаз можно прервать таслимом (произнесение слов «Ассаляму алейкум ва рахматуллах» вправо и влево); 2) совершение действий противоречащих намазу (например, лишних движений), что автоматический прервет намаз.
Дуа для сухура (ният) и ифтара во время поста
Сухур и ифтар являются важными составляющими, предвещающими и завершающими пост, которыми в наше время часто пренебрегают. Хорошо будет, если вы выучите дуа, которые.
Время полуденного намаза (Зухр)
Дневной намаз или зухр («полдень») намаз – это второй намаз из пяти обязательных молитв вмененных в обязанность каждому мусульманину в ночь вознесения Пророка.
Когда можно, а когда нельзя читать намаз
Намаз предписан человеку в определенное время. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Время полуденной молитвы начинается с того момента, как солнце прошло.
Прерывание молитвы: обязательное, желательное и разрешённое
Каждый мусульманин должен стараться совершать намаз смиренно. Но бывают такие случаи, когда верующему разрешено, желательно или даже обязательно прервать свой акт поклонения.
1. Обязательное прерывание
Исламские богословы сошлись во мнении, что прерывание намаза без уважительной причины – грех. Однако исключением считается наличие опасности для жизни или имущества молящегося или других людей.
Речь идёт о ситуациях, в которых помощь необходимо оказать сию минуту, а промедление может нанести непоправимый ущерб. Примеры: спасение тонущего, тушение пожара, помощь во время различных природных катаклизмов (землетрясение, цунами). Верующий обязан также прервать намаз для предупреждения несчастного случая или оказания помощи недееспособным лицам (детям, старикам, инвалидам).
При этом здесь не имеет значения, какую именно молитву совершает человек: фард, ваджиб, суннат или нафиль. Спасение жизни или имущества ставится выше, чем обряд поклонения. После того, как необходимая помощь оказана, мусульманину следует восполнить оставленную молитву.
2. Желательное прерывание
Также бывают случаи, при которых желательно прервать молитву, но если мы этого не сделаем, то на нас не будет за это греха:
Если молящийся начинает чувствовать, что ему хочется в туалет, и это отвлекает его, то желательно прерваться, справить нужду, а затем совершить намаз заново. Некоторые алимы считают, что прерывание молитвы по этой причине – не только суннат (желательно), но и ваджиб (обязательно), т.к. верующий не проявляет смиренность в намазе, а думает только о походе в туалет.
— Если позвали родители
В сборниках Бухари и Муслима приводится следующий хадис:
«Среди сынов Израиля (евреев) жил человек, которого звали Джурейдж. Однажды во время молитвы его позвала мать, а он не стал прерывать молитву и не ответил ей. Тогда она произнесла: “О, Всевышний! Пусть не умрёт он до того момента, пока не увидит лица блудницы!” Спустя некоторое время в жилище Джурейджа зашла женщина, пожелавшая вступить с ним в интимную близость. Но тот не ответил ей взаимностью. Тогда эта женщина пришла к одному пастуху и забеременела от него. Родив ребёнка, она сказала, что отцом малыша является Джурейдж. Услышав это, люди разрушили его жилище и стали издеваться над ним, оскорбляя. В этой ситуации Джурейдж совершил омовение, а затем и намаз, а после спросил малыша: “Кто твой отец?” На что ребёнок ответил: “Пастух”. Услышав это, люди пообещали построить новое жилище из золота, но Джурейдж сказал, что ему достаточно и из глины».
Рассказав эту историю, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) добавил: «Будь Джурейдж факихом, то он оставил бы молитву и ответил своей матери».
В толковании этого хадиса мнения алимов разошлись. Одни уверены, что приведённый риваят был актуален исключительно для той общины. Другие же богословы считают, что в данном случае сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал, как необходимо поступить в подобной ситуации, а значит мусульманину тоже желательно прервать молитву, если его зовёт кто-либо из родителей. Третья группа учёных утверждает, что верующему желательно прерывать только дополнительную (нафиль) молитву, в то время как это правило не распространяется на обязательные (фард) и желательные (суннат) намазы.
3. Разрешённое прерывание
В некоторых ситуациях мусульманину дозволяется отвлечься во время молитвы. (В данном случае такое решение принимается по его личному усмотрению – если он считает необходимым, то вправе это сделать). Как правило, такое допускается при отсутствии угрозы жизни людей, но при наличии вероятности утраты либо порчи имущества:
Если правоверный во время намаза почувствует запах гари от пищи, то ему разрешено прервать молитву.
— Приближение животного, которое может укусить
— Бегство домашнего животного
Если человек в момент поклонения обнаружит, что его скотина убегает (скажем, верблюд или лошадь), то он может незамедлительно отправиться за ней.
— Риск утраты имущества стоимостью более дирхама
Ещё одной причиной прерывания намаза может служить угроза утраты материальной ценности, равной как минимум одному дирхаму (2,98 грамма серебра).
Как правильно прерывать молитву?
Относительно этого вопроса среди учёных есть два основных мнения. Одни считают, что перед тем, как прервать намаз, верующий должен совершить таслим (произнесение слов «Ассаляму алейкум уа рахматуллах» сначала в правую сторону, а затем в левую), даже если в этот момент он не находится в состоянии сидения. Доказательством тому может служить хадис:
«Из намаза дозволяет выйти таслим» (Абу Дауд).
Другие богословы уверены, что достаточно соответствующего намерения, в то время как для таслима есть определённое время, а именно – при нахождении в сидении.
7 случаев, при которых дозволено прервать обязательный намаз
Пятикратный обязательный намаз, полноценное совершение которого отдаляет мусульманина от грехов и совершения нехороших поступков, является опорой нашей религии. Если человек вступил в обязательный намаз, ему не разрешается прервать его, не завершив полностью, за исключением некоторых случаев, когда на это имеется уважительная причина. Человек не имеет права прервать намаз, даже если у него достаточно времени для его повторного совершения. Также нельзя прерывать и возмещаемый намаз, если человек начал его.
Имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) в книге «Аль-Умм» сказал:
«Тот, кто вступил в обязательный пост, который он соблюдает, например, фарз месяца Рамадана, или возмещаемый, или назр (взятый на себя обет), или каффарат (штраф); или тот, кто вступил в обязательный намаз, будь он своевременным, возмещаемым или назром, тот не имеет права выйти из поста или намаза, какими бы из перечисленных выше они ни были. Нельзя прекращать пост и намаз, если человек в состоянии завершить их. Если всё-таки человек преднамеренно прервёт пост или намаз без уважительной причины, он нарушит их, и ему за это запишется грех».
Из этого делается вывод, что человеку, который вступил намаз, запрещается самовольно прерывать обязательный намаз. Но если он прервёт намаз по уважительной причине, например, для спасения человека, имущества или тому подобного, это разрешается. Более того, в некоторых случаях это может стать обязательным – когда необходимо спасти утопающего или потушить пожар, или направить слепого, который может упасть в яму.
ʻИззуддин ибн Абдуссалям восьмым примером сопоставления благого и зла приводит «предпочтение спасения утопающих совершению намаза, ибо спасение утопающих пред Всевышним Аллахом достойнее, чем совершение намаза. Тем более, что есть возможность объединить оба благих деяния: спасти сперва утопающего, а потом возместить намаз».
Далее мы приведём несколько случаев, когда человеку разрешается прерывать обязательный намаз.
Можно прервать обязательный намаз:
1. если утопающий человек, тот, на которого напал зверь или угнетаемый зовёт на помощь, даже если он не обращается именно к молящемуся;
2. если слепой или ребёнок идут к месту, откуда могут упасть; если есть опасность пожара;
3. если молящийся стал свидетелем того, что у другого человека пытаются украсть принадлежащие ему вещи;
4. если мать боится за дитя, или если женщина испугается, что оставленная на плите пища может пригореть или убежать;
5. путнику, если есть опасность нападения воров или разбойников – он может прервать свой намаз, чтобы успеть спрятаться от них;
6. для убийства вредных насекомых, ядовитых животных или хищников, если существует опасность быть укушенным ими;
7. если убегает домашнее животное, чтобы поймать его или остановить.
Можно также прервать желательный намаз, если зовут родители. Что же касается обязательного намаза, то его нельзя прерывать, если позовут родители, за исключением тех случаев, когда их жизни что-то угрожает.
Следовательно, если человек по крайней необходимости прервал обязательный намаз, имея для этого уважительную причину, ему за это не запишется грех. Но в любом случае он должен сделать этот намаз заново, если у него появилась возможность совершить его до окончания отрезка времени, отведённого на его совершение, или возместить его, если время намаза прошло.
Муслим Абдулаев
Обстоятельства, нарушающие намаз
Намаз нарушают следующие обстоятельства:
1. невыполнение хотя бы одной обязательной составной части (рукн) намаза или одного условия (шарт) намаза;
2. произнесение посторонних слов, не относящихся к намазу. То есть намаз нарушается, даже если выразились две посторонние буквы или одна буква, имеющая определенный смысл, если только это не является молитвой, аятом Корана или поминанием Аллаха. Также намаз нарушается, если из-за смеха, плача или же стона выразились две буквы (если неосознанно сказали несколько слов (меньше шести), то намаз не нарушается);
3. совершение множества посторонних, нехарактерных для намаза движений. Если в намазе совершить три посторонних движения подряд (например, если трижды кивнуть головой, или кивнуть головой и двигать руками, или же три раза шевельнуть рукой, или сделать три шага) нарушают намаз;
4. выполнение резких, грубых движений (например, прыжок);
5. добавление лишних арканов (например, выполнить два поясных поклона в одном ракаате, или в земном поклоне дважды, сдвинувшись, коснуться лбом коврика) намеренно и помня, что выполняется намаз; [1]
6. одно шутливое движение (например, показать кому-то язык, подмигнуть, протянуть руку к кому-то, в шутку погрозить пальцем или сделать один шаг. К примеру, если специально наступить на одежду сидящего рядом, мешая ему встать, то намаз нарушается);
7. проглатывание чего-либо (включая мокроту, попавшую в рот, и остатки пищи), кроме слюны, помня, что выполняете намаз. Если проглотить вместе со слюной то, что застряло между зубами, имея возможность выплюнуть, то намаз нарушается. Если же не смог выплюнуть и проглотил – то не нарушается.
Если проглотить находящуюся во рту мокроту по забывчивости или не зная, что это запретно (харам), то намаз не нарушается. Проглатывание слюны, смешанной с кровью из десен, нарушает намаз. Если проглотить слюну с оставшимся во рту привкусом сладости или другим вкусом, то намаз не нарушается. Но проглатывание слюны, изменившей цвет от кофе или чего-либо другого, нарушает намаз;
8. нарушение омовения (например, при выходе кишечных газов или мочи);
9. намерение в сердце прервать намаз или прекратить его в связи с каким-либо обстоятельством (например, если кто-то решил: «Когда позвонят в дверь, я прерву намаз»), или при колебании в этом. В таком случае намаз немедленно нарушается;
10. нарушение порядка исполнения арканов намаза (например, чтобы дополнить пропущенное желательное (сунна) действие);
11. возникновение продолжительных сомнений в намерении (например, если забыли, какой намаз совершаете, и в сомнениях о намерении прошло столько времени, сколько необходимо для произнесения «Субханаллаh», то намаз нарушается);
12. если повернулся спиной или боком к Каабе. Если же совершил это по забывчивости и сразу же повернулся к Кибле, то намаз не нарушается;
13. если человек, читающий правильно суру «Аль-Фатиха», совершает намаз за тем, кто не может читать ее правильно, то его намаз считается недействительным.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Куфр оставления намаза
Оставление молитвы может иметь три положения:
Относительно каждой из перечисленных ситуаций есть довод из Кур’ана или Сунны, однако в рамках этой публикации мы их приводить не станем, поскольку это не является предметом исследования статьи и слишком удлинит чтение.
مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَٱتَّقُوهُ وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَلَا تَكُونُواْ مِنَ ٱلْمُشْرِكِينَ
«Кайтесь перед Ним, бойтесь Его, совершайте молитву и не будьте в числе мушриков» (30:31)
فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَٱتَّبَعُواْ ٱلشَّهَوَٰتِ ۖ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا
«После них пришли потомки, которые оставили молитву и стали потакать прихотям. Они окажутся в убытке, [и зло поразит их]» (19:59)
مَا سَلَكَكُمْ فِى سَقَرَ
قَالُواْ لَمْ نَكُ مِنَ ٱلْمُصَلِّينَ
وَلَمْ نَكُ نُطْعِمُ ٱلْمِسْكِينَ
وَكُنَّا نَخُوضُ مَعَ ٱلْخَآئِضِينَ
وَكُنَّا نُكَذِّبُ بِيَوْمِ ٱلدِّينِ
حَتَّىٰٓ أَتَىٰنَا ٱلْيَقِينُ
««Что привело вас (обитателей Ада) в Сакар?» Те скажут: «Мы не были в числе молящихся, и не кормили бедняков, и несли чепуху вместе с другими, и считали ложью День Воздаяния, пока к нам не явилась смерть»» (74:42-47)
Сунна пророка разъясняет вопрос оставления молитвы ещё более подробно. Ключевыми хадисами в этой теме являются следующие риуаяты:
Убада ибн Самит рассказывает, что посланник Аллаха ﷺ завещал:
لَا تُشْرِكُوا بِاللَّهِ شَيْئًا وَإِنْ قُطِّعْتُمْ وَصُلِّبْتُمْ، وَلَا تَتْرُكُوا الصَّلَاةَ مُتَعَمِّدِينَ فَمَنْ تَرَكَهَا مُتَعَمِّدًا فَقَدْ خَرَجَ مِنَ الْمِلَّةِ
« Никого не приобщайте Аллаху в сотоварищи (не делайте ширк), даже если вас будут резать, и даже если будут распинать на кресте! И не оставляйте намаз преднамеренно! А кто оставил его преднамеренно — тот уже вышел из религии!… »
(«Муснад» аш-Шаши 1309, «Шарх усуль аль-иктикад Ахль ас-Сунна ва-ль-джамаа» аль-Лялякаи 1520, Ахмад 21659, «Тарх ат-тасриб» аль-Иракий 174, Ибн Маджа 4034, Хаким 900, хадис хасан сахих).
В одной из версий этого хадиса сказано:
فَمَنْ تَرَكَهَا مُتَعَمِّدًا، فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُ الذِّمَّةُ
« … а кто оставил её (молитву) преднамеренно, то расторгнут с ним договор » (Ибн Маджа 4034).
Здесь слово — الذِّمَّةُ – означает «право, договор». Имеется в виду обещание Аллаха о том, что человек находится под Его защитой и что ему обещан Рай. Этот договор будет с ним расторгнут, если он оставит намаз.
Подтверждает это и другой хадис.
Анас ибн Малик передает слова посланника Аллаха ﷺ:
مَنْ صَلَّى صَلاَتَنَا وَاسْتَقْبَلَ قِبْلَتَنَا، وَأَكَلَ ذَبِيحَتَنَا فَذَلِكَ المُسْلِمُ الَّذِي لَهُ ذِمَّةُ اللَّهِ وَذِمَّةُ رَسُولِهِ، فَلاَ تُخْفِرُوا اللَّهَ فِي ذِمَّتِهِ
« Тот, кто совершает молитву так же, как и мы, и обращается к нашей кыбле, и ест то, что мы приносим в жертву, является мусульманином, который находится под защитой Аллаха и под защитой Его посланника. Не предавайте же Аллаха, (предавая тех, кто находится) под Его защитой! » (Бухари 391).
Далее идёт целая группа похожих хадисов с очевидным смыслом.
Абдулла Ибн Бурейда передает от своего отца, что тот слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:
الْعَهْدُ الَّذِي بَيْنَنَا وَبَيْنَهُمُ الصَّلَاةُ، فَمَنْ تَرَكَهَا فَقَدْ كَفَرَ
« Договором [разницей, отличием] между нами и ними [кафирами] является намаз, а кто оставил его — совершил куфр » (Ахмад 22428, Тирмизи 2621, Ибн Хиббан 1454, Хаким 11, хадис сахих).
В этом хадисе чётко сказано, что отличием мусульманина от кафира является намаз : когда человек оставил его, то он совершает куфр и становится кафиром.
Передаётся от Джабира, что он слышал, как пророк ﷺ сказал:
بَيْنَ الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ وَالْكُفْرِ تَرْكُ الصَّلَاةِ
« Поистине, между человеком и ширком и куфром — оставление намаза » (Муслим 82, Насаи 465, Тирмизи 2620, хадис сахих).
От Джабира передаётся, что пророк ﷺ сказал:
بَيْنَ الكُفْرِ وَالإِيمَانِ تَرْكُ الصَّلَاةِ
« Между куфром и иманом — оставление намаза » (Тирмизи 2618, хадис сахих).
Так, спросили у Джабира Ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах:
مَا كَانَ يُفَرِّقُ بَيْنَ الْكُفْرِ، وَالْإِيمَانِ عِنْدَكُمْ مِنَ الْأَعْمَالِ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ
« Что из дел считалось у вас различением между куфром и иманом во время посланника Аллаха ﷺ? »
(«Шарх усуль аль-иътикад Ахлю Сунна ва-ль-джамаа» аль-Лялякаи 1249, аль-Марвази в «Тазыму кодри ас-соля» и Мухаммад ибн ан-Наср 892, Ибн Батта в «аль-Ибана» 876, хадис хасан).
Сообщается, что табиин Шакык бин Абдуллах сказал:
كَانَ أَصْحَابُ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَرَوْنَ شَيْئًا مِنَ الأَعْمَالِ تَرْكُهُ كُفْرٌ غَيْرَ الصَّلَاةِ
« Сподвижники Мухаммада ﷺ не считали (проявлением) неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы » (Тирмизи 2622).
Наглядно иллюстрирует эту мысль следующий хадис.
Абу Умама аль-Бахили рассказал, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَتُنْقَضَنَّ عُرَى الْإِسْلَامِ عُرْوَةً عُرْوَةً، فَكُلَّمَا انْتَقَضَتْ عُرْوَةٌ تَشَبَّثَ النَّاسُ بِالَّتِي تَلِيهَا، وَأَوَّلُهُنَّ نَقْضًا الْحُكْمُ وَآخِرُهُنَّ الصَّلَاةُ
« Будут разрываться звенья Ислама одно за другим, и когда разорвется одно, то будут люди браться за другое, и первым звеном (которое разорвется) будет хукм [положения религии], а последним будет намаз » (Ахмад 21655, Ибн Хиббан 6715, «аль-Му’джам аль-Кабир» Табарани 7486, Байхакы 7524, хадис хасан).
Однако здесь требуется одно важное разъяснение: во всех этих хадисах используется слово — ترك — «тарк», которое традиционно переводится на русский язык как «оставление». Именно по причине разногласий в понимании этого слова и произошли разногласия у учёных.
Понятно, что оставление намаза является большим куфром, однако вопрос состоит в том, оставление какого именно числа молитв имеется в виду?
Так, одним из мнений среди ученых является то, что куфром является сознательное оставление даже одной обязательной молитвы. В качестве довода они используют следующий хадис.
Бурайда ибн аль-Хусайб, да будет доволен им Аллах, передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ تَرَكَ صَلاَةَ العَصْرِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ
« Тщетными станут дела того, кто (умышленно) оставляет молитву Аср » (Бухари 528, Ахмад 23007).
В этом хадисе не имеется в виду, что куфром является пропуск одного аср намаза. Аср намаз упомянут для того, чтобы подчеркнуть достоинство и величие этой обязательной молитвы, а под оставлением асра подразумевается полное оставление его совершения изо дня в день.
Такое понимание подтверждает следующий хадис.
Сказал посланник Аллаха ﷺ:
مَنْ تَرَكَ الصَّلَاةَ سُكْرًا مَرَّةً وَاحِدَةً، فَكَأَنَّمَا كَانَتْ لَهُ الدُّنْيَا وَمَا عَلَيْهَا فَسُلِبَهَا، وَمَنْ تَرَكَ الصَّلَاةَ سُكْرًا أَرْبَعَ مَرَّاتٍ، كَانَ حَقًّا عَلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ أَنْ يَسْقِيَهُ مِنْ طِينَةِ الْخَبَالِ
« Кто оставил салят по причине опьянения один раз, то будто был у него этот мир и всё, что в нём, но он это потерял, а кто оставил салят по причине опьянения четыре раза, то право Аллаха над ним, чтобы Он напоил его из «тынату-ль-хабаль!» »
وَمَا طِينَةُ الْخَبَالِ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟
« А что такое «тынату-ль-хабаль», о посланник Аллаха? »
عُصَارَةُ أَهْلِ جَهَنَّمَ
(Ахмад 6621, «аль-Му’джам аль-Аусат» Табарани 6371, Хаким 7298, Байхакы 1582, хадис хасан).
Обратите внимание: если бы оставление одной молитвы само по себе было бы большим куфром, то не имело бы смысла описывать последствия оставления большего числа намазов. Кроме того, внимательное прочтение хадиса указывает на то, что четырехкратное оставление намаза обязывает человека к Аду, но при этом не сказано, что он останется там навечно.
Здесь уместно упомянуть следующий хадис.
Сказал посланник Аллаха ﷺ:
خَمْسُ صَلَوَاتٍ افْتَرَضَهُنَّ اللَّهُ تَعَالَى مَنْ أَحْسَنَ وُضُوءَهُنَّ وَصَلَّاهُنَّ لِوَقْتِهِنَّ وَأَتَمَّ رُكُوعَهُنَّ وَخُشُوعَهُنَّ كَانَ لَهُ عَلَى اللَّهِ عَهْدٌ أَنْ يَغْفِرَ لَهُ، وَمَنْ لَمْ يَفْعَلْ فَلَيْسَ لَهُ عَلَى اللَّهِ عَهْدٌ، إِنْ شَاءَ غَفَرَ لَهُ وَإِنْ شَاءَ عَذَّبَهُ
« Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. Тот, кто совершит для них омовение должным образом и совершит их в установленное для них время, будет совершать как следует поясные поклоны и выстаивать их со смирением, то Аллах обещал ему, что Он простит его (грехи). А кто не сделает этого, то для него нет обещания от Аллаха, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает — накажет » (Абу Дауд 425).
В этом хадисе чётко сказано, что человек, который халатно относится к своему намазу, находится под желанием Аллаха. Такое положение — это положение грешника, а не кафира.
Под оставлением намаза понимается скорее полное оставление его совер шения, и каждый человек внутри себя сам понимает, когда можно посчитать что кто-то оставил намаз, а когда — нет.
Как следствие, с одной стороны человек, пропуская обязательные молитвы, боиться попасть в куфр, а с другой стороны, в отношении того, кто всё-таки это допустил, мы сохраняем надежду на его прощение Аллахом.
Именно такой, срединный подход к этому вопросу является наиболее взвешенным и полностью согласуется со всеми аятами и хадисами из данной темы.
Будет неправильно смотреть лишь на те хадисы, которые говорят о надежде и заявлять, как это делают мурджииты, что оставление намаза вообще не является куфром.
Точно также будет неправильным обвинять в неверии по личности каждого, кто пропустил одну или несколько обязательных молитв, как это делают такфиристы.
Позиция ахлю-с-Сунна уаль-Джама’а, на которую указывает понимание сподвижников, занимает срединную позицию между этими двумя крайностями.
Выносится ли личный такфир за оставление намаза?
Сподвижники пророка, да будет доволен всеми ими Аллах, единогласили на том, что оставление обязательной молитвы является большим куфром.
Сообщается, что табиин Шакык бин Абдуллах сказал:
كَانَ أَصْحَابُ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَرَوْنَ شَيْئًا مِنَ الأَعْمَالِ تَرْكُهُ كُفْرٌ غَيْرَ الصَّلَاةِ
« Сподвижники Мухаммада ﷺ не считали (проявлением) неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы » (Тирмизи 2622).
Вместе с этим, не существует ни одного достоверного сообщения, из которого мы бы увидели, что сподвижники выносили за оставление молитвы личностный такфир или переставали принимать в пищу мясо, зарезанное человеком, оставившим намаз.