что делать если потерял веру в бога
Как обрести веру?
Из Священного Писания:
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ).
И взыщите Меня и найдёте, если взыщите Меня всем сердцем вашим ( Иер.29:13 ).
Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст её тебе ( Сир.1:26 ).
Преподобный Силуан Афонский:
Гордость не дает душе вступить на путь веры.
Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит… И когда Господь просветит тебя, тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил её, и любит её, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: «Как много нас любит Господь». (Из книги “Старец Силуан Афонский”).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
Источник неверия есть гордость; неверующий внутренне говорит: другие говорят так, а я не соглашаюсь с тем, что они говорят; я хочу верить и говорить иначе. Значит, неверие уничижает слова других и свои мысли сердечные, свои слова поставляет выше мыслей и слов других. – Потому, чтобы иметь искреннюю, сердечную веру, непременно нужно смириться сердцем. Господь Спаситель, по человечеству Своему, был кроток и смирен сердцем и нам показал пример величайшего смирения.
Ходя, сидя, лежа, собеседуя, занимаясь – во всякое время молись сердцем о даровании веры и любви. Ты не просил еще как следует, с жаром, с постоянством, не имел твердого намерения стяжать их. Отселе скажи: се, начах (вот, я начал). Когда на пути к Богу и Его Небесному Царству будешь встречать препятствия, поставляемые диаволом: сомнения и неверие сердца, также сердечную злобу (иногда к лицам, стоящим безусловного почтения и любви), равно и другие страсти, – не возмущайся ими, но знай, что они – дым и смрад врага, который пройдет от единого мания Господа Иисуса Христа. (Из дневников).
Священник Константин Пархоменко:
Когда человек говорит, что в нём нет веры, и он хочет поверить, очень помогает такой приём. Я говорю: походите 2–3 месяца в храм. Еженедельно.
Причащаться не надо, исповедоваться тоже не надо. Просто приходите, стойте и пытайтесь молиться вместе со всеми. И говорите Богу: «Я, честно говоря, не знаю, есть ли Ты, Господи, но прошу, откройся, дай мне Тебя почувствовать…»
Дальше: Ежедневно утром и вечером молиться хотя бы 5–10 минут. Читать молитвы, которые я покажу. (Это что-то из Утренних, Вечерних, Ежедневных молитв, фрагменты Акафистов.) Обязательно прибавлять молитву своими словами.
Далее: Каждый день читать по 2 главы Нового Завета. Лучше утром и в течение дня размышлять над прочитанным (хотя бы по дороге на работу).
Еще: Стараться жить эти 2 месяца по-христиански: творить добрые дела, не обманывать никого, качественно выполнять свою работу, строить отношения в семье и т.д.
И вот опыт показывает, что чаще всего этого оказывается достаточно, чтобы человек почувствовал Бога. Невидимого, но заботливого, благословляющего его, поддерживающего.
Господь видит труды человека и, соответственно, открывается. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7).
(Читать ответ полностью)
Игумен Никон (Воробьёв):
Для неверующих или сомневающихся кажется самым главным только уверовать или убедиться, что Бог есть. Они еще не знают того, что можно веровать, быть убежденным в бытии Божием, а жить в противлении Богу, как бесы, которые веруют в Бога, трепещут пред Ним, а не покоряются, не смиряются, а со злобной ненавистью делают все противное воле Божией. Бедные, слепые люди. Они не видят, не знают, не чувствуют духовного мира, продают за чечевичную похлебку мирской жизни свое первородство, высочайшую честь и достоинство быть чадами Божиими.
Я всегда и поныне убежден, что ищущему Бога и желающему жить по воле Его (т.е. по совести, заповедям) – обязательно будет дано уверовать или даже больше: опытно убедиться в бытии Божием и духовного мира. Так говорит и Иисус Христос: ищите Царствия Божия, и это все (необходимое для материальной жизни) приложится вам ( Лк. 12:31 ). Много примеров, да и моя личная жизнь – доказательство этому. К сожалению, нельзя убедить другого без его собственного желания и труда. (Из книги: “О началах жизни”).
Архимандрит Рафаил (Карелин):
Какая разница между человеком верующим и неверующим? Предположим, верующий и неверующий имеют одни и те же внешние знания, одну и ту же информацию, один и тот же уровень образования. Но чем верующий человек отличается от неверующего? Отличие в том, что верующий ощущает Бога, имеет свидетельство о бытии Божием в собственном сердце, и это внутреннее свидетельство неотделимо от молитвы. Некоторые спрашивают: «Что нам делать, чтобы поверить в Бога?» Ответ прост: жить по заповедям Божиим и пребывать в молитве. Молитва дает душе человека реальное доказательство Божественного бытия. У нас есть самоочевидные доказательства существования внешнего мира: мы воспринимаем его через трансформированные образы наших органов чувств; мы воспринимаем его непосредственно как данность, реальность. И верующий человек так же непосредственно, как реальность, ощущает мир духовный, включенность себя в этот мир, свою внутреннюю связь – союз с Божеством – и постоянную зависимость от Божества. Именно этим верующий отличается от неверующего, хотя бы тот был по своим убеждениям идеалистом. Поэтому идеалист – тот, кто рассудочно допускает существование Бога, считает, что это наиболее вероятная теория – и всё. А верующий чувствует и ощущает Бога.
(Из книги: “Христианство и модернизм”).
Епископ Арсений (Жадановский):
Вера, как и любовь, не дается сразу и легко; её нужно искать, её добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем нашим внутренним существом и делается для нас жизненным нервом, целию нашего бытия.
(Из книги “Духовный дневник”).
Кирилл Борисов, катехизатор:
Бога можно познавать как внешний объект, а можно обратиться к Нему, как к любящему Отцу Небесному, вступить в общение с Ним посредством созданной Им Церкви. Ведь можно и человека рассматривать лишь с внешней стороны, а можно познакомиться с ним. Бог — это не некая “безличная сила”, с Богом можно и нужно вступить в личное общение. Чтобы не быть обманутым на этом пути падшими духами, Бог создал Церковь, которая служит тесному единению человека и его Творца.
Существуют религиоведы, которые изучают проявления религиозности у других людей, существую учёные, которые изучают сотворённый Богом мир и существуют верующие, которые стремятся исполнить волю Бога и пребывают в общении с Ним.
Православная Жизнь
«Все зло в мире от неверия. Если бы люди верили в Бога, они бы доверяли Ему, верили каждому Его слову и старались применить его в своей жизни. От веры рождаются все добродетели – человек учится любить по-настоящему и сам преображается от своей любви». (Преподобный Паисий Святогорец).
«Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога – великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свою область, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего. И естественно, что Родины своей он не любит, потому что Родина – это большая семья. Я хочу сказать, что все начинается с этого. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с деревней, ни с Родиной. Вот это как раз и хотят сейчас разложить, для чего и насаждают это состояние расхлябанности…». (Преподобный Паисий Святогорец).
«Поскольку вся сила, коею побеждаются враги наши, порождается в нас от неверия себе самим и упования на Бога, то надлежит тебе, брате мой, запастись точными ведениями относительно сего, чтоб с Божией помощью всегда носить в себе и хранить такую силу… Как сказал Господь: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5); так что всю жизнь свою, все дни и все минуты мы неотложно должны хранить в себе чувство, убеждение и настроение, что ни по какому поводу, ни по какому помыслу не позволительно нам положиться и возуповать на самих себя». (Преподобный Никодим Святогорец).
«Неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам. Смиренным душам Господь показывает Свои дела, которые непостижимы для нашего ума, но открываются Духом Святым. Простым умом можно познавать только земное, и то отчасти, а Бог и все небесное познается Духом Святым. Некоторые всю жизнь трудятся, чтобы узнать, что есть на солнце, или на луне, или иное что, но вот нет пользы от этого душе. А если будем стараться узнать, что есть внутри сердца человеческого, то увидим: в душе святого – Царствие Небесное, а в душе грешного – мрак и мучение. И это полезно знать, потому что мы вечно будем пребывать или в Царстве, или в мучениях». (Преподобный Силуан Афонский).
«Гордой душе Господь не являет Себя. Гордая душа, хотя бы все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе место благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым. Если бы мы были смиренны, то Господь, по Своей любви, все показал бы нам, открыл бы все тайны, но горе наше в том, что мы не смиренны, гордимся и тщеславимся всяким пустяком, и тем мучаем и самих себя и других». (Преподобный Силуан Афонский).
«Жалко мне бедных людей, которые не знают Бога. Они гордятся, что летают; но это совсем не дивно: и птицы летают и славят Бога; человек же, творение Божие, оставляет Творца. Но ты подумай, как ты будешь стоять на Страшном суде Божием? Куда ты убежишь и где ты скроешься от лица Божия? Много молю я Бога за вас, чтобы все вы были спасены и вечно радовались со ангелами и со святыми. И вас умоляю: покайтесь и смиритесь, порадуйте Господа, Который желанно и милостиво ждет вас. Господь душе, которую Он возлюбил, дает скорбь о народе, чтобы она молилась со слезами». (Преподобный Силуан Афонский).
«Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит… И тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил ее, и любит ее, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: «Как много нас любит Господь»». (Преподобный Силуан Афонский).
«Укоряет Апостол тогдашних учеников, яко неведующих благодати, говоря: или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть? разве точию чим неискусни есте (2 Кор. 13, 5), – за леность вашу не преуспеятельны. Почему таковые и дивных свойств молитвы, действом Духа Святого производимых в неких, не приемлют (не признают за истинные) по причине неверия и высокомудрия». (Преподобный Григорий Синаит).
«Всякий верный есть участник сыноположения Духа по вере, но остается без действия Его и непросвещенным, лишившись света и жизни Иисусовой вследствие беспечности и неверия». (Преподобный Григорий Синаит).
«Утрачивающие благодать терпят это за неверие и беспечность и вновь находят ее посредством веры и усердного искания. С помощью этих они всегда подвигаются вперед. От противоположных же им (неверия и беспечности) возвращаются назад совершенно. (Преподобный Григорий Синаит).
«Ныне же, поскольку и бывшие ранее и бывшие позднее, к те и другие и все обрекли себя на неверие, Бог, по Своей власти, данной Его праведным судом, тех, которых пожелал помиловал. Пожелал же и помиловал нас, сущих из язычников, лучше же сказать – всех, поелику Он – Бог всех; потому что Бог пожелал с нас начало положить Своей милости, а не с тех, которые до ныне упорствуют; но и не от тех совершенно отвратился; потому что чрез нас и для них, если они пожелали бы, отверста дверь спасения, и тех из них, которые приходят к нашей Церкви, с радостью приемлет; потому что они споткнулись не для того, чтобы упасть, но чтобы вследствие их ошибки пришло спасение для нас, прежде пребывающих в неверии, что воспалило бы их ревность и привлекло к подобному же спасению, если только они умышленно не смежат очи, и не заткнут уши, чтобы, если, увидят, услышат и уверуют, не случилось им спастись». (Святитель Григорий Палама).
Схиархимандрит Иоаким (Парр): Как не потерять веру?
— Отец Иоаким, мы рады приветствовать Вас на страницах Интернет-портала «Православие и Мир». Хотелось бы спросить про пребывание в вере. Как известно, бывают периоды взлета, падения, бывает и охлаждение в вере. Как не потерять веру? Как не допустить, чтобы охлаждение веры стало постоянным?
— Я думаю, многие люди делают ошибку в вопросах веры. Мы пытаемся иметь концептуальное понимание веры. У нас настолько много идей уже присутствует в жизни, что среди них идея веры теряется. А вера имеет связь с нашими взаимоотношениями с Богом. И Бог — это не концепция, Бог — это Личность. Следовательно, мы должны иметь живые взаимоотношения с Богом для того, чтобы продолжать верить.
А когда главное в нашей жизни — это отношения с самим собой или с кем-то другим, и центром этого союза не является Бог, тогда мы постоянно ищем, с кем мы хотим основать эти отношения — с самим собой, с другими людьми, с миром. Потому что все новые и новые идеи возникают вокруг, и мы тоже пытаемся найти и им место в нашей жизни. Потому что наша вера — интеллектуальная, а не происходит из опыта.
Следовательно, чтобы поддерживать огненный интерес веры, человек должен быть вовлечен в отношения любви, которые заключаются, прежде всего, в том, что человек понимает, что Бог любит его первым. И Он говорит нам: ты способен любить, потому что Я первым возлюбил тебя.
Наша вера ослабевает, мы непоследовательны в своей любви к Богу, потому что мы не понимаем, что здесь мы находимся из-за Божией любви.
— Каждый из нас должен стараться видеть свои грехи, каяться в них пред Богом. Это наше самое главное духовное делание. И как тут выбрать правильный путь?
— Покаяние — это радикальное изменение в направлении нашей жизни. Не просто уклонение в какую-либо сторону, а полное изменение. Для большинства из нас, если не для всех, цель и направление нашей жизни — это мы сами. Все, что происходит, это все «обо мне». И таким образом, для того, чтобы покаяться, надо изменить направление своей жизни — эгоизм, одержимость своими желаниями и нуждами, то направление, внутри которого мы видим все и всех только в той мере, в которой они соотносятся с нами лично.
Покаянием будет радикальное изменение в прямо противоположное направление — от меня к Богу. Вот что такое покаяние: это изменение внимания, фокуса внимания с себя на Бога. С этого момента я вместо того, чтобы жить для себя, живу для Бога. И тогда все в нашей жизни меняется, потому что мы все время делаем все, что возможно, для тех, кого любим. Обычно мы любим самих себя, поэтому мы делаем все, что приносит нам удовольствие. Но когда мы любим Бога, Он говорит: если любишь Меня, люби и своего ближнего. И Он зовет нас к святости. Но мы не можем ответить на этот призыв до тех пор, пока мы не изменим это направление.
— Отец Иоаким, бывают грехи постоянные, которые тянутся, сопровождают человека в течение продолжительного времени. Например, обидчивость или раздражительность. Как бороться с такими грехами?
— Вы, вероятно, говорите о страстях. Страсть — это тот грех, который совершается часто и через это становится неотделимой частью нашей жизни. Мы начинаем реагировать автоматически на этот грех.
Одна из болезней мужчин- нечистые желания в отношении женщины. С момента, как ты становишься молодым человеком, тебе говорят, что это естественно — испытывать желание к женщине, похотливое желание. И поэтому, идя по улице, даже не осознавая того, мы оборачиваемся на женщину, чтобы посмотреть на нее с вожделением. И эта старая привычка стала частью нашей жизни.
И мы должны понимать, что страсти всегда иррациональны. Возьмем, например, такую ситуацию: мужчина 50–60 лет идет по улице и видит молодую привлекательную девушку. И в мгновение его мысли пропитываются похотливым размышлением. Грех, который он совершает, иррационален: прежде всего, это человек уже в возрасте и эту девушку, вероятно, вообще не заботит его существование. И хотя этот поступок иррационален, мы все равно его совершаем.
Такого рода страсти ослепляют нас. Мы развиваем в себе предрассудки и ведем себя подобным образом с другими. Мы становимся жадными, мы хотим слишком многого. Все это занимает всю нашу жизнь.
— В наше время, возможно, это в значительной степени связано с появлением электронных средств коммуникации, когда можно сидеть за клавиатурой компьютера, работать, но на самом деле это самообман — ты просто проводишь время в привычной для тебя обстановке. Это тоже превращается в некую страсть. При этом человек может себя оправдывать тем, что он якобы занимается делом. Что бы Вы могли посоветовать людям, чтобы они преодолели этот грех и самообман?
— Цель нашей жизни — это взаимоотношения. В печатании на клавиатуре взаимоотношений нет. Центр этого действия заключается в самом действии, в получении результата. Это только одна сторона поступка, который тебя привлекает, ты что-то печатаешь, что-то отсылаешь, и на этом все заканчивается. Но что важно в человеческой жизни — нам надо искать взаимоотношений с Богом и ближним. Вот в чем смысл жизни. Смысл ее не столько в том, что мы делаем, а в том, почему мы это делаем.
Если ты кормишь голодного, потому что после этого он тебе становится должен, и ты хочешь каким-то образом его использовать — это не поступок любви. Если ты кормишь голодного, потому что ты его видишь как своего брата, своего ближнего, действие остается прежним — ты кормишь голодного, но причина этого действия другая. В одном случае этот поступок эгоистичен, а в другом случае этот поступок рассматривается в контексте взаимоотношений. В одном случае ты получаешь некую выгоду, в другом случае ты никакой выгоды не получаешь. Итак, вот что привносит различие в жизненных поступках — почему мы их совершаем.
— Скажите, пожалуйста, сейчас имеется очень хорошая традиция регулярного частого Причащения. Но как любое дело, которое ты делаешь постоянно, это может вызвать привыкание. Идешь на Причастие, потому что привык. Как избежать этого привыкания? Как сохранить в себе чистое горячее стремление соединиться со Христом? И как готовиться, если ты причащаешься часто?
— Святое Причащение. В православной вере мы знаем и верим — это подлинные тело и кровь Иисуса Христа, которые даются нам для исцеления души и тела. Это не просто акт Богопоклонения, Богослужение, скорее здесь Бог обогащает союз человека с Собой. И так как это событие также имеет центром взаимоотношения, принятие Причастия зависит от того, какую пользу мы извлекаем из этого. Оно зависит от того, какие взаимоотношения у нас с Богом.
Господь всегда говорит: если у тебя есть вера, Я тебя исцелю; если у тебя есть вера, твои грехи прощены. Он говорит о том, что у Него есть власть изменить все. Но для того, чтобы получить пользу от этой силы, мы должны верить — верить в Него. И поэтому Он говорит, что прежде, чем что-либо произойдет, нам перед этим нужно основать взаимоотношения с Ним.
Когда мы принимаем Причащение, полнота пользы проистекает не только от принятия, но и от тех взаимоотношений с Богом, которые мы имели перед тем, как идти причащаться. Поэтому, если мы не живем той жизнью, которая ради Бога, для Бога, то Причастие может быть нам в осуждение.
Мы должны всегда готовиться к Причастию. Но Господь говорит, что есть множество способов подготовиться. В Тайную Вечерю Господь не спрашивал апостолов, читали ли они правило перед этим, сколько канонов они прочли. Ничего подобного. Потому что они жили с Ним, потому что их жизнь проходила в непрестанном понимании присутствия Бога. И поэтому каноны, молитвенное правило установлены Церковью, чтобы помочь нам жить в реальности присутствия Бога.
Есть много путей осуществить это. Ты не сам решаешь, читать или не читать правило, но по мере того, как ты возрастаешь в духовной жизни, тебе становится недостаточно быть с Богом столько времени, сколько ты проводил с Ним раньше. Все то, что не приводит тебя к Богу, более тебя не интересует.
Итак, если у тебя есть хорошие взаимоотношения с Богом, ты Его любишь, и Он на первом месте в твоей жизни, молиться для тебя не будет тягостно. Тебе это будет приносить счастье. Люди, которые часто причащаются, должны иметь чудесные и живые взаимоотношения с Богом. Поэтому вместо того, чтобы сокращать свою молитвенную жизнь, мы должны нашу молитвенную жизнь расширять.
Что делать, если потерял веру?
«Даже не знаю, мне кажется, что я больше не верю. И что с этим делать, ума не приложу. » Эти слова я слышу ежедневно со всех концов земли, от представителей любых христианских направлений, с каждой ступеньки социальной лестницы.
Все они когда-то были очень набожны, но теперь, по разным причинам, почва веры уходит у них из-под ног – и они в панике.
Их страх понятен. Это действительно довольно страшно. Одно дело ставить под вопрос церковные устои или указывать на пробелы в религиозных системах, которые придумали сами люди, или даже покритиковать Библию и способы ее толкования. Со всем этим можно жить. Мы можем проходить через эти кризисы, но все равно продолжать твердо верить в то, что Бог есть и что Он благ. Бывают такие дни, когда это единственное, во что мы верим, но, как правило, этого достаточно.
Утрата веры – это больше, чем слабость воли.
Но что делать, если, несмотря на бессонницу, усиленные молитвы, бесконечные вопросы и напряжение силы воли, понимаешь, что уже не верится ни во что? Что делать, если сама реальность Бога (или того факта, что Бог благ) становится для вас непозволительной роскошью? Как выжить в эпицентре духовной катастрофы?
Не сдавайтесь. Бог достаточно силен, чтобы справиться с вашими сомнениями.
Чаще всего дело не в том, чтобы стать еще более упертым или «религиозным». В большинстве случаев люди начинают сомневаться, несмотря на постоянное чтение Библии, молитвы, регулярное посещение церкви, участие в церковном служении и желание верить от всего сердца. Они ни на миг не уклонялись от всех этих правильных вещей. Они на самом деле богобоязненные и активные христиане, вот только все эти действия перестали давать ясность, уверенность и комфорт, который обычно давали.
Почти все, кто обращаются ко мне в состоянии этой духовной пустоты и сухости, говорят, что чувствуют себя виноватыми. Они сокрушаются, понимая, что никто не может помочь им вернуть утраченное, и ругают себя за то, что не могут заставить себя верить как раньше, когда это получалось легко и просто.
Если вы сейчас находитесь посреди такой духовной бури, я не буду говорить вам, что есть способ быстро и просто вернуть свою веру. Я даже не могу сказать, что вы когда-нибудь ее вернете, по крайней мере, в ее прежнем виде. Возможно, вас ждет что-то совершенно непохожее на то, что вы переживали раньше.
Возвращение
И все равно нужно что-то делать. Вопрос – что?
Может, нужно больше молиться или начать изучать Библию в группе или почаще ходить в церковь. А может, и не надо. В конце концов, Бога можно найти не только в «духовных вещах».
Может, сегодня вам нужно просто оглянуться вокруг, всмотреться в знакомые очертания, послушать, прикоснуться, вдохнуть и попробовать на вкус. Может, самое лучшее, что вам нужно сделать, это просто еще раз обратиться к так хорошо знакомым вам вещам и занятиям, и заново принять их с благодарностью.
Меньше поворотов – быстрее к намеченной цели
Вы увидите, как чувство благодарности поведет вас прямой дорогой к потерянному чувству веры. Оно очистит путь к Богу от всякой грусти, разочарований, сомнений и даже религиозности.
Не сдавайтесь. Бог достаточно силен, чтобы помочь вам справиться с вашими сомнениями, и Он точно знает, через что вы проходите, и почему вам сейчас так трудно верить.
Возможно, сейчас вы и правда утратили ту веру, что всегда была у вас, или вы просто немного изменились сами. В любом случае, это возможность сделать глубокий вдох, посмотреть вокруг и радоваться по пути всему, что видите.
Если большая вера вам сейчас не под силу, пусть пока будет так. Держитесь!