что делать если потерял ттн
Как поступить, если обнаружили пропажу накладной
Причины, обстоятельства и места утраты (недостачи) документов могут быть различными. Для организации первостепенное значение имеет сам факт того, что бланк или уже оформленный документ утрачен. Рассмотрим основные действия бухгалтера при пропаже накладных (ТН или ТТН).
При приемке бланков не достает накладных
В такой ситуации нужно сделать следующее :
1) составить в произвольной форме акт обнаружения производственного брака бланков. Такой акт нужно оформить в четырех экземплярах и указать в нем типы, коды, серии и номера бланков, их количество, а также описать выявленный брак;
2) передать три экземпляра акта вместе с бракованными бланками в реализующую организацию. Последняя либо вернет стоимость бракованных накладных, либо произведет их замену.
Потеряна «новая» накладная
Если обнаружилась пропажа накладной, которая была не заполнена или заполнена, но не передана контрагенту (хозяйственные операции по ней не совершались), действовать нужно так.
Один из контрагентов потерял свой экземпляр
Когда свои экземпляры накладной утеряла передающая либо принимающая сторона, то для такой ситуации законодательством не предусмотрен четкий порядок действий.
В данной ситуации можно восстановить утерянные документы. На наш взгляд, сделать это стоит так.
2. Руководитель организации, по нашему мнению, может:
— затребовать письменное объяснение у работников, ответственных за прием и хранение потерянной накладной. Это нужно для установления причин и обстоятельств, при которых она была утрачена, а также виновных в этом лиц ;
На заметку
После 26 февраля 2018 г. отметка о заверении может не содержать печати контрагента, если им принято решение не использовать печать в своей деятельности .
Утеряны все экземпляры накладной, и нет возможности «раздобыть» ее копию
Иногда случается, что утрачены все экземпляры оформленной и подписанной обеими сторонами накладной или невозможно получить ее копию (например, контрагент ликвидирован). Конкретного порядка действий организации в такой ситуации законодательство также не содержит.
Полагаем, что в указанной ситуации стоит действовать так.
Комиссии при этом необходимо:
— взять пояснения у работников, причастных к утере накладной, для установления обстоятельств, при которых она была утрачена ;
— установить причины, по которым документ невозможно восстановить;
— собрать доказательства того, что хозяйственная операция имела место: взять пояснение у лиц, которые перевозили (переносили), принимали или отпускали товар со склада. Кроме того, стоит собрать документы (в том числе проверить их наличие), которые могли бы подтвердить факт того, что данная хозяйственная операция имела место (договоры, платежные документы, ЭЧСФ, акты сверки расчетов и т.д.).
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Что делать, если перевозчик нарушил сроки доставки груза или груз утерян, или поврежден?
Что делать если перевозчик нарушил сроки доставки груза или груз утерян, или поврежден?
Почти каждый из нас хотя бы раз становился клиентом транспортной компании. Заказывая товары в интернете, отправляя груз родственникам, мы хотим быть уверены, что он поступит в целости и сохранности, в установленные договором сроки. Но бывают ситуации, когда груз задерживается в пути. Случается и такое, что груз поврежден в процессе перевозки, а то и вовсе утерян. Давайте разберемся, что важно знать о доставке груза.
Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее Закон), «Правилами транспортно-экспедиционной деятельности», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее Правила),и договором транспортной экспедиции.
Вопрос о ситуации, когда груз не доставлен в срок регламентирован статьей 9 Закона, согласно которой экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
Кроме того, за нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3 %, но не более 80 % суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
Какую же ответственность несет экспедитор еслигруз утерян или поврежден?
Статьей 7 Закона установлено, чтогруз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза.
Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
При этом статьей 8 Закона предусмотрено, что в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
А в случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору необходимо сделать не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.
Что же делать, если перевозчик нарушил сроки доставки груза или вовсе потерял его?
До предъявления исканеобходимо предъявить экспедитору претензию в письменной форме. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение 6 месяцев. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза.
Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, выплативший страховое возмещение.
Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.
В случае невозможности разрешения вопроса в добровольном порядке, поскольку требование о возмещении убытков носит имущественный характер, по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 Гражданского Кодекса РФ защита имущественных прав потребителей осуществляется судом.
Согласно ст. 13 Закона, для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет 1 год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.
Когда могут отказать в вычете НДС при отсутствии ТТН?
В каких случаях нужна товарно-транспортная накладная (далее по тексту – ТТН)? По каким причинам налоговики могут отказать в вычете при отсутствии у компании ТТН? Правомерно ли на основании ТТН рассчитать сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета?
Прежде чем перейти к анализу судебных баталий в части отказов НДС при огрехах либо отсутствии ТТН, несколько слов о том, в каких случаях необходимо наличие ТТН.
ТТН представляет собой первичный сопроводительный документ, который предназначен для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»).
Когда необходима ТТН?
Для того чтобы понимать, когда заполнять ТТН, нужно определиться, кто осуществляет перевозку: сторонний перевозчик, сам поставщик, либо покупатель собственными силами.
Если покупатель самовывозом вывозит товар со склада поставщика, то оформлять ТТН не нужно, ведь услуги по перевозке не оказываются. Также не требуется оформлять ТТН, если поставщик сам доставляет товар покупателю. В данном случае достаточно товарной накладной в двух экземплярах (по форме ТОРГ-12, если компания использует унифицированные формы первичной документации либо по собственной разработанной форме либо УПД).
А если покупатель заказывает перевозку товаров транспортной компании, то есть является заказчиком перевозки, необходимо без ТТН не обойтись. В этой ситуации транспортный раздел ТТН заполняется покупателем (т.е. непосредственным заказчиком транспортных услуг), а товарный раздел – поставщиком товара.
Причина отказа в вычете НДС
Теперь обозначим общие условия применения налоговых вычетов. Право на налоговые вычеты по НДС возникает у компании при соблюдении им условий, предусмотренных ст.171 и ст.172 НК РФ. Условиями вычета по НДС по товарам (работам, услугам) являются:
факт приобретения товаров (работ, услуг);
принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет (оприходование);
наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выставленного поставщиком товаров (работ, услуг), с указанием суммы НДС;
для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС.
Таким образом, одним из условий для вычета НДС является принятие на учет товаров в соответствии с правилами бухгалтерского учета и документальным оформлением факта приобретения товаров.
Обратимся к требованиям ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Применительно к рассматриваемой ситуации, таким документом может быть товарная накладная по форме ТОРГ-12, УПД, либо любой первичный учетный документ, содержащий обязательные реквизиты.
Финансисты также разъясняли, что «…в случае принятия товаров на учет на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12 налогоплательщиком, не являющимся заказчиком перевозки, отсутствие у него товарно-транспортной накладной по форме №1-Т не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС по приобретаемым товарам» (письмо Минфина РФ от 30.10.2012 г. №03-07-11/461). Указанному письму предшествовала сформулированная позиция высших судей (Определение ВАС РФ от 19.3.2008 г. №3284/08, Постановление ВАС РФ от 09.12.2010 г. №8835/10): «…общество осуществляло операции по приобретению (купле-продаже) товара, а не выступало в качестве заказчика по договору перевозки. Следовательно, наличие ТТН не является обязательным условием для подтверждения принятия товаров на учет и, соответственно, основанием для применения налоговых вычетов по НДС».
Налоговики также разъясняли, что ТТН обязательна к применению отправителями и получателями грузов, поскольку она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. И если покупатель заказчиком перевозки не является, то и наличие ТТН у получателя груза (т.е. покупателя) необязательно. При этом принятие на учет товаров возможно и на основании товарной накладной по форме №ТОРГ-12 (письмо ФНС РФ от 18.08.2009 г. №ШС-20-3/1195).
Несмотря на официальную позицию финансистов, налоговиков, высших судей, на практике и по сей день немало судебных баталий, касающихся правомерности применения вычетов НДС при отсутствии ТТН.
По каким причинам налоговики отказывают в вычете НДС из-за отсутствия (огрехов) ТТН?
Несмотря на положительные для компаний разъяснения контролирующих органов, налоговики на местах, зачастую отказывают в праве на вычет по причине отсутствия (или содержащей дефекты) ТТН.
Такие претензии сами по себе необоснованны, но при наличии иных факторов, могут служить основанием для отказа в возмещении НДС.
Претензия №1. У компании отсутствует ТТН (при наличии остальных первичных документов, оформленных надлежащим образом).
При наличии у компании товарной накладной налогоплательщиком, не являющимся заказчиком перевозки, отсутствие ТТН не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС в части приобретаемых товаров.
И если компания осуществляла операции по приобретению товара и не выступала в качестве заказчика по договору перевозки, то отказ налоговиков в применении налоговых вычетов по причине отсутствия ТТН является необоснованным (постановления АС Поволжского округа от 28.05.2018 г. №А12-29559/2017, от 08.05.2018 г. №А12-20171/2017, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 г. №А55-16133/2016).
Претензия №2. Невозможно установить стоимость товаров на основании ТТН и, соответственно, сумму НДС.
Зачастую налоговики, отказывая в возмещении НДС, мотивируют это тем, что объем поставленных товаров, рассчитанный на основании данных ТТН, различается с фактурными данными. Например, в одном из споров, документами, с помощью которых налоговики рассчитывали сумму НДС, не подлежащего возмещению, являлись ТТН, в которых содержались сведения об объеме перевезенных лесоматериалов, и протоколы допросов водителей.
Но, как отметили судьи, налоговики не учли, что в ТТН не содержатся сведения о сорте поставленных лесоматериалов и их стоимости (в зависимости от сорта), данные сведения отражены в выставленных в адрес компании счетах-фактурах.
Поскольку из ТТН невозможно установить сорт поставленной лесопродукции, невозможно установить и ее стоимость, а, следовательно, невозможно рассчитать сумму НДС по технологии, применяемой налоговым органом, суд пришел к выводу, что произведенное налоговой инспекцией распределение входного НДС не основано на достоверных данных (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2017 г. №А19-11338/2016).
Претензия №3. По условиям договора должна составляться ТТН, иначе продукция считается непоставленной.
Компанию подозревают в создании искусственного документооборота и, как следствие, получении необоснованной налоговой выгоды.
Чаще всего, налогоплательщики проигрывают в спорах с налоговиками по причине получения необоснованной налоговой выгоды. И ТТН (ее отсутствие либо дефекты в оформлении) служит дополнительным доказательством нереальности сделки, а товар фактически не приобретался и не доставлялся покупателю.
Так, в одном из споров рассматривалась ситуация, когда по условиям договора продукция считалась поставленной, если помимо фактической передачи продукции, покупателю предоставлены документы подтверждающие право собственности на продукцию (приходная квитанцияф-13, накладные, счета-фактуры, ТТН по форме №СП-31* на каждую машину и т.п.). А при непредставлении или представлении указанных документов в неполном объеме продукция считается непоставленной.
Постановлением Госкомстата РФ от 29.09.1997 г. №68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья» утверждена форма ТТН на перевозку зерна №СП-31.
Напомним, что с 2013 г. унифицированные формы документов применять необязательно, можно разработать собственные (ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Главное, чтобы форма содержала обязательные реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ. Однако на практике сельхозпредприятия используют привычные формы, утвержденные Госкомстатом РФ.
Рассматривая подобный спор, налоговики исследовали оформленные ТТН и пришли к следующему выводу: в ТТН указаны пункты погрузки находящиеся в Ростовской области, при том, что контрагенты общества не находятся в Ростовской области, не обладают ни трудовыми, ни материальными ресурсами для хранения товара, ни по месту своей регистрации ни по месту отгрузки товара.
Таким образом, документы свидетельствуют о том, что указанные адреса не соотносятся с поставкой от данного лица, поскольку компания не имеет складских помещений, а пункты погрузки не соответствуют юридическому адресу ни организации поставщика, ни его субпоставщиков.
Кроме того, при исследовании представленных ТТН судом установлено, что в них отсутствует информация о декларации о соответствии партии зерна требованиям технического регламента и отсутствует информация, обеспечивающая прослеживаемость зерна, предусмотренная п.16 ст.14 ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» (место происхождения, информация о ГМО), информация о декларации соответствии партии зерна (пшеницы) требованиям ТР ТС 015/2011, предусмотренной ст.3 ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», а именно, о месте происхождения, назначения зерна, о наличии в зерне ГМО и т.д.
При этом правила заполнения формы №СП-31 распространяются на юридических лиц, осуществляющих деятельность по закупке, хранению, переработке и реализации зерна. Только ТТН формы №СП-31, составленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению отраслевых форм учетных документов зерна и продуктов его переработки, утвержденных Приказом Росгосхлебинспекции от 04.04.2003 г. №20, и Техническим регламентом «О безопасности зерна», позволяют дать оценку реальности поставки зерна, в отношении которого заявлен вычет по НДС.
Транспорт, указанный в ТТН принадлежит физическим лицам, которые опровергли факт поставки товара по представленным документам.
Как отметили суды, налогоплательщик, располагая надлежащим (ненадлежащим) образом оформленными ТТН формы №СП-31, сертификатами, декларациями о соответствии и т.д., мог проявить должную осмотрительность и осторожность посредством установления фактического перемещения товара (зерна), оценить действия поставщика на предмет его добросовестности или создание искусственного документооборота и, как следствие, своевременно отказаться от исполнения договора.
Кроме того данные пункты договора опровергают сам факт поставки с учетом отсутствия у заявителя указанных документов. Поэтому компании было отказано в вычете НДС (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2018 г. №А53-37776/2017).
В аналогичных спорах компании также проигрывали налоговикам по причине отсутствия реального совершения хозяйственных операций поставщиками. А отсутствие финансово-хозяйственных взаимоотношений между компанией и контрагентами, указывает на недостоверность сведений в первичных документах, на основании которых компанией заявлены вычеты по НДС. Непредставление ТТН свидетельствует об отсутствии хозяйственных операций с контрагентами (Определение ВС РФ от 26.04.2018 г. №308-КГ17-5480, постановления АС Центрального округа от 31.07.2018 г. №А84-2180/2017, Волго-Вятского округа от 09.07.2018 г. №А43-34637/2016).
Что делать, если утеряны первичные документы
Именно на основании первичной документации составляется бухучет. Эти бумаги запрашиваются уполномоченными органами для последующей проверки. Поэтому утрата первички – серьезная проблема. Если компания не предпримет всех мер по восстановлению бумаг, на нее может быть наложен штраф.
Основные особенности
Отсутствие документов не является уважительной причиной для неуплаты налогов. Компания также не освобождается от обязанности пройти проверку контролирующими органами. Рассмотрим пример. Компания отказалась уплачивать долг, сославшись на потерю первички. Однако она не предъявила доказательств утраты. В этом случае у организации образуется задолженность. Придется также уплатить пени. Для того чтобы избежать санкций, необходимо заранее подготовить аргументы в свою защиту.
Вопрос: Можно ли подтвердить расходы для целей налога на прибыль восстановленными копиями первичных документов при утрате их оригиналов (п. 1 ст. 252 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Порядок действий при утере документов
Правильные действия сразу же после обнаружения утраты позволят избежать проблем с контролирующими структурами. Рассмотрим последовательность принимаемых мер:
Вопрос: Правомерно ли привлечение организации к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок по требованию налогового органа утраченных документов (информации) по ст. 93.1 НК РФ вне рамок налоговых проверок?
Посмотреть ответ
ВАЖНО! Когда подтверждающие документы (к примеру, справка о возбуждении дела) будут получены, нужно обязательно проверить их на наличие ошибок. Если в бумагах будут содержаться ошибки, контролирующие органы не примут во внимание аргумент об утрате первички. Рассмотрим пример судебной практики. Организация предоставила документы о том, что первичка сгорела. Однако в справке о пожаре была допущена ошибка. В частности, неправильно указан адрес. Из-за этого были доначислены налоги и пени. Подробнее с делом можно ознакомиться, прочитав постановление АС Уральского округа № Ф09-9606/15 от 1.02.16 года.
Меры по восстановлению первичной документации
Компания должна предпринять самые активные меры по восстановлению документов. Но и их будет недостаточно. Нужно также подготовить бумаги, которые подтверждают факт активных действий компании. Меры могут быть следующими:
Для восстановления нужно сначала назначить ответственное лицо. Отвечать это лицо будет за взаимодействие с контрагентами. Все моменты общения с партнерами нужно фиксировать. В частности, требуется сохранять переписки, чеки, копии счетов-фактур. Последние должны быть заверены уполномоченным лицом, представляющим контрагента.
Получаем банковскую первичку
Для получения утерянных выписок и платежек нужно направить запрос в банковское учреждение. Идти нужно в тот банк, в котором у компании открыт счет. В запросе требуется указать следующую информацию:
Обращение в банк – это первый шаг, так как таким образом можно установить факты проведения безналичных расчетов и сумм по ним. На основании полученной информации можно восстановить все исполненные ранее операции.
Восстанавливаем кассовые чеки
Кассовые чеки нужны в том случае, если организация покупала собственность за наличные. Чек позволяет подтвердить расход компании. Для получения нового документа нужно обратиться к продавцу. Однако не всегда продавец может предоставить дубликат чека. Возможно это только в том случае, если имеется кассовый аппарат соответствующей модели. Если же его нет, запрашивается копия чека. Выполняется она с помощью копировального оборудования.
Запрашиваем первичные документы у контрагентов
Компания заключает со своими контрагентами договоры в двух экземплярах. У партнера всегда можно запросить копии соглашений. В запросе, адресованному контрагенту, нужно указать эту информацию:
Не всегда компания может установить перечень отсутствующих документов. В этом случае производится сверка бумаг с контрагентом. По итогам сверки оформляется акт. В нем перечисляются отсутствующие документы.
Восстанавливаем отчетность
Компании также нужно восстановить декларации, балансы и расчеты. Нужна эта первичка для составления отчетности. Повторное составление документов самой компанией – процедура затратная. Поэтому имеет смысл направить запрос о предоставлении копий в инспекцию или фонд. В запросе нужно обязательно указать причины, по которым запрашивается первичка, так как инспекторы не обязаны предоставлять копии документов.
Ответственность за утерю первички
Фирма несет ответственность за сохранность своей первичной документации. Если субъект теряет бумаги, он будет нести за это ответственность. Рассмотрим правонарушения, связанные с утратой первички, и ответственность за них:
В статье 109 НК РФ приведены случаи, когда виновное лицо не будет привлекаться к ответственности. В частности, это утрата документов вследствие обстоятельств непреодолимой силы (к примеру, стихийное бедствие). Однако факт действительного наличия этих обстоятельств также придется подтверждать.