что делать если потерял счета за квартиру
Как оплатить ЖКХ
Жилищно-коммунальные услуги делятся на два типа: жилищные и коммунальные.
К жилищным относится: содержание общедомового оборудования жилого дома, его текущий и капитальный ремонт, содержание и ремонт лифтового оборудования, а также вывоз мусора.
Коммунальные услуги — это холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электро- и газоснабжение. Они оплачиваются согласно показаниям приборов учетов (счетчиков) или нормативам, если счетчиков нет. Нормативы утверждают власти региона.
Единый платежный документ — квитанция, которую отправляют собственникам в домах, где за расчет отвечают центры госуслуг. В нее включены суммы оплаты за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, содержание и ремонт жилого помещения и другие виды общедомовых и индивидуальных расходов.
Как можно оплатить ЖКХ и что будет, если не платить
Варианты оплаты ЖКУ
Оплатить коммуналку можно разными способами — все они делятся на два типа: офлайн и онлайн.
Офлайн. Это оплата через отделение банка, кассу поставщика услуг или управляющей компании, терминалы и банкоматы.
Так выглядит ЕПД. В него входит оплата обслуживания дома и придомовой территории, водоснабжения, отопления, телевидения
Выберите поставщика услуги и заполните данные, которые требует система. Если не нашли поставщика в списке, кликните на «Оплата услуг по ИНН » и введите номер.
Москвичи могут получать и оплачивать услуги ЖКХ на портале Mos.ru.
Принцип работы здесь такой же, как на портале госуслуг: авторизуетесь через ЕСИА и заходите в личный кабинет, выбираете оплату ЖКУ по лицевому счету.
Терминалы банков и банкоматы. Здесь комиссия может быть меньше, чем в кассе банка. Если она есть, терминал предупредит и покажет сумму комиссии.
Другие терминалы оплаты. «Киви», «Ви-плат» и подобные. Терминал возьмет комиссию от суммы платежа, но комиссия в нем может быть выше банковской.
Что будет, если не платить за ЖКХ
Пени. За неуплату ЖКХ поставщик начисляет пеню — неустойку или штраф за просроченный платеж.
За первый месяц неуплаты штрафа не будет. Пени начисляются с 31 дня неуплаты, то есть со второго месяца. В квитанции есть графа «Оплатить до такого-то числа» — это последний день оплаты, после которого идет отсчет календарного месяца. Если не заплатить до этого дня, поставщик начислит пеню со следующего месяца.
Размер пени — 1/300 часть ставки рефинансирования ЦБ РФ с 31 до 90 дня неуплаты. С 91 дня — 1/130 часть ставки.
Ограничение оказания услуги. Если потребитель оплачивает коммунальные услуги не полностью, то компания-поставщик имеет право ограничить или прекратить их подачу.
Повод для отключения коммунальной услуги — долг, превышающий два месячных размера платы за коммунальную услугу. Сумма такого долга рассчитывается по нормативу потребления, показания приборов учета в расчет не берутся.
Поставщик сначала направит предупреждение и попросит выплатить долг в течение 20 дней. Если долг сохранится и не будет заключено соглашение о погашении задолженности, подачу горячей воды, электроэнергии или газа ограничат — уменьшат объем или количество поставки ресурса и введут график подачи. Через 10 дней непогашение задолженности может привести к приостановке коммунальной услуги. Но по закону нельзя приостановить подачу холодной воды и отопления.
Взыскание долга через суд. Если должник не оплачивает коммунальные услуги и не реагирует на письма об оплате, поставщик вправе обратиться в суд и требовать выплаты долга через него.
Ограничение выезда за границу. Невыполнение решения суда приводит к запуску исполнительного производства о взыскании долга. Если сумма долга за ЖКУ больше 30 тысяч рублей, за границу вас не выпустят.
Выселение из квартиры. Это крайняя мера. Выселить могут собственника и нанимателя по договору найма, если оба не перечисляют оплату за коммунальные услуги полгода и больше.
Собственника из своего единственного жилья выселить не могут. Но принудительное взыскание долга позволяет применить ограничения. Например, могут установить запрет на сдачу квартиры в аренду или запрет на регистрацию новых жильцов. Если же у собственника есть другое жилье, оно пригодно для проживания, то квартиру или дом, за которыми числится долг, могут арестовать и продать с торгов. Вырученные средства пойдут на погашение долга и исполнительского сбора. Если что-то останется — деньги перечислят собственнику.
Как поступить с оплатой ЖКУ, если не живешь в квартире?
В двухкомнатной муниципальной квартире прописаны два человека: я и мой двоюродный брат. Я не живу в квартире уже два месяца — не пользуюсь ни водой, ни светом. Но брат требует с меня плату за то, что я занимаю площадь, а значит, должна платить за ЖКУ, которыми не пользуюсь.
Как разделить плату за коммуналку, чтобы я платила свою часть, а брат — свою?
Если вы временно не живете в квартире, то все равно должны оплачивать свою долю жилищно-коммунальных услуг. И не имеет значения, какая это квартира: муниципальная или нет.
Есть услуги, половину которых вы в любом случае должны оплачивать, — те, цены на которые рассчитывают без счетчиков: за содержание жилья и отопление. Если плату за электроэнергию и воду вам начисляют по нормативам, то вы тоже обязаны оплачивать половину. Но в этом случае у вас есть право не реже раза в полгода обращаться за перерасчетом — на основании, например, справки, что вы живете в другом месте и платите за ЖКУ там.
Если за свет и воду начисляют по счетчикам, то платить по ним должен ваш брат, поскольку он живет в квартире один. Если вы не договоритесь мирно и брат пойдет в суд, то вам придется доказать, что вы в квартире не живете. Если докажете, выиграете дело. Но здесь есть другой подвох. Расскажу подробнее, в чем именно.
Как поставить цель и не бросить ее
Можно ли потерять право на проживание в муниципальной квартире, если выехал из нее
Если наниматель и члены его семьи выезжают из квартиры, то договор социального найма считается расторгнутым. Проще говоря, если вы уехали из квартиры, то можете потерять право быть в ней прописанной и приватизировать ее. При этом то, что вы не платите за ЖКУ, станет одним из доказательств против вас в суде. Вот как это работает.
Ваш брат может обратиться в суд и потребовать признать вас утратившей право пользования муниципальной квартирой, потому что вы добровольно выехали и не платите за ЖКУ.
Верховный суд РФ дал разъяснения, как действовать, когда из квартиры переезжает только один член семьи. Суды должны установить, переехал человек временно или насовсем.
п. 32 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14PDF, 258 КБ
Временно можно переехать из-за конфликта с кем-то из проживающих в квартире, в том числе если проживающие не пускают переехавшего в квартиру. Временным также будет выезд для лечения, обучения или работы.
Постоянно — это если человек переехал в другой город, заключил брак или живет в другой квартире и зарегистрировался там. Если он забрал свои вещи и перестал платить за ЖКУ, это свидетельство, что он не собирается возвращаться.
Чтобы установить, как переехал человек, временно или постоянно, в суд могут вызвать свидетелей, например других родственников или даже соседей.
Если выяснится, что человек переехал насовсем, суд может лишить переехавшего права пользоваться квартирой — запретить возвращаться и выписать его из муниципального жилья. Если ваш брат выиграет такой иск, он сможет приватизировать всю квартиру на себя единолично.
Так что я советовала бы запастись документами, которые говорят о том, что вы выехали временно, например для учебы, и через мобильный банк регулярно вносить часть платежей за ЖКУ.
Как разделить плату за ЖКУ в муниципальной квартире
Все, кто указан в договоре соцнайма квартиры, обязаны оплачивать ЖКУ солидарно. Это значит, что коммунальщики вправе потребовать оплатить счет от любого нанимателя. И даже если один из них временно выехал из квартиры, он все равно должен оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Но только те, что не фиксируются счетчиками.
Если возник конфликт по оплате ЖКУ, лучше всего разделить лицевые счета, чтобы вам и брату приходили отдельные квитанции за коммуналку. Тогда у каждого будут свои начисления и свои долги, если они возникнут. Есть два пути, как разделить лицевые счета.
Добровольно. Вы можете договориться с братом и подписать соглашение о разделе платежей в свободной форме. Укажите, кто какую часть платежей будет вносить, и поставьте подписи. Такое соглашение нужно отправить коммунальщикам, после чего вам будут приходить отдельные квитанции и каждый из вас будет самостоятельно нести ответственность за оплату своей доли.
Через суд. Подать в суд иск о разделе платежей можете как вы, так и ваш брат. Если коммунальщики по каким-то причинам не согласятся выставлять отдельные счета на основании соглашения, тоже придется идти в суд.
Суд определит, какую плату должны начислять, исходя из квадратных метров, которые приходятся на жильца, или площади занимаемых им комнат.
п. 30 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14PDF, 500 КБ
Если в квартире живут два нанимателя, у каждого есть право пользоваться 1/2 квартиры и обязанность платить за ее половину. Это означает, что если в квартире с комнатами 15 м² и 10 м² живут два человека, суд, несмотря на разницу площадей комнат, может поделить платежи за ЖКУ поровну. Но может и учесть площадь комнат и отнести на одного 3/5 начислений, а на другого — 2/5, пропорционально сложившемуся порядку пользования комнатами.
п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22PDF, 258 КБ
Когда решение суда вступит в законную силу, вы сможете получить в суде исполнительные листы, которые обязывают коммунальные организации выставлять отдельные квитанции. Потребуется сделать копии исполнительного листа и отнести их в организации, которые шлют счета за ЖКУ. Попросите поставить на копии дату и подпись сотрудника, который все получит, а также его ФИО и контактный телефон.
Как суды делят лицевые счета на практике
Суды редко отказываются разделить счета. Я нашла в судебной практике только единичные случаи: у нанимателей были долги за ЖКУ либо они до суда не пробовали разделить счета добровольно.
Но есть одно исключение — счет за электроэнергию. Здесь суды иногда поддерживают энергосбытовые компании, которые против этого. Они указывают, что невозможно точно определить, сколько электроэнергии потребляет каждый жилец, потому что счетчик чаще всего только один — на входе в квартиру. Одно энергопринимающее устройство — один договор энергоснабжения, говорит энергосбыт.
Но счет за электроэнергию суды все же делят, если энергосбыт присылает в суд отзыв со своим согласием на это или просто никак не выражает свою позицию. То есть если энергетики не против разделить счет, то суд, скорее всего, поделит и счет за электричество.
Когда суды соглашаются разделить счета. В Комсомольске-на-Амуре в муниципальной трехкомнатной квартире лицевые счета поделили на три части. В квартире жили мужчина, его бывшая жена, трое их сыновей и дочь одного из сыновей.
Сначала один из сыновей получил через суд отдельный счет на себя и свою дочь в размере 2/6 платы за воду, наем и содержание жилья, отопление, электроэнергию и лифт. Потом отец потребовал выделить ему отдельный счет на 1/6 начислений из оставшихся 4/6, и в 2019 году суд обязал коммунальщиков снова разделить счета.
В 2020 году в Тамбовской области женщина, пятеро ее детей и двое внуков делили лицевые счета в муниципальной квартире, в том числе счет за электроэнергию и счета по другим услугам, за которые накопился долг. Может быть, дело в разном толковании законов, а может, в том, что коммунальщики дали согласие на раздел счетов.
Суд полностью удовлетворил исковые требования: разделил счета по 1/8 на каждого прописанного. В том числе поделил счета на воду и электроэнергию, плату за которые начисляли по счетчикам, а не по нормативу. Долг при этом остался на первом лицевом счете, который был оформлен на мать.
Когда суды соглашаются разделить счета, кроме электричества. В 2020 году женщина из Калуги попросила разделить счета в муниципальной квартире так, чтобы она платила за себя и одну дочь, а другая сама платила бы за себя и своих пятерых детей. Суд согласился и обязал коммунальщиков выставлять родственницам отдельные счета. Однако решил, что счет за электроэнергию по-прежнему должен быть единым, так как в квартире установлен один прибор учета, а электроэнергия — неделимая вещь.
В 2020 году женщина из Сахалинской области попросила разделить лицевые счета в муниципальной квартире между ней и сыном. Суд обязал коммунальщиков выставлять отдельные счета матери и сыну на все жилищно-коммунальные услуги, кроме электроэнергии, потому что в квартире установлен один электросчетчик.
В 2019 году жительница Кемеровской области попросила взыскать с бывшего мужа, который жил в той же квартире, треть внесенных платежей за электроэнергию. А также разделить лицевой счет на нее и дочку и отдельно — на мужа. Суд взыскал с мужа часть платежей, но лицевые счета делить отказался все по той же причине: в квартире установлен только один электросчетчик.
Когда суды отказываются разделить счета. В 2015 году в суд Ставрополя за разделом лицевых счетов обратились жители пятикомнатной муниципальной квартиры. Нанимателем был участник Отечественной войны. С ним жили его четверо детей, двенадцать внуков и двое правнуков — несколько отдельных семей.
Суд выяснил, что квартиру можно разделить на двухкомнатную и трехкомнатную с отдельными кухнями и санузлами. Однако он отказался делить лицевые счета пропорционально использованию жилплощади, поскольку истцы сами не пытались заключить с соседями соглашение о порядке оплаты ЖКУ. Вдобавок у них был долг за ЖКУ, а в иске они не требовали его разделить.
Что в итоге
Сейчас вы должны оплачивать половину начислений за ЖКУ, кроме тех услуг, которые фиксируются счетчиками: за них должен платить ваш брат.
Лучше платить по счетам: если перестанете, это может стать доказательством, что вы выехали из квартиры насовсем. Если брат подаст иск в суд, он сможет выписать вас и получит право единолично приватизировать квартиру.
Чтобы избежать дальнейших споров, разделите счета — добровольно или через суд.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Часто задаваемые вопросы
Как изменить имя собственника в счете за жилищно-коммунальные услуги после покупки жилья или получения его в наследство?
Для отражения в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг актуальной информации о собственнике жилья необходимо предоставить документы на собственность жилого помещения в бухгалтерию управляющей организации.
Управляющая организация внесет необходимые корректировки по вашему лицевому счету в базу данных, на основании которой АО «ВЦКП «Жилищное хозяйство» начисляет квартплату и печатает «розовые счета». Квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за очередной расчетный период будут выставлены на нового собственника.
Контакты организации, осуществляющей управление вашим многоквартирным домом, указаны в квитанции ВЦКП в разделе «Исполнители».
Для смены информации о собственнике в квитанции на оплату коммунальных услуг по прямым платежам необходимо обращаться непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Обращаем ваше внимание, что отсутствие в счете информации о собственнике или некорректно указанные ФИО не освобождают жителя от обязанности оплачивать жилищно-коммунальные услуги.
Как проверить поступление платежа?
Информация о платежах доступна в Личном кабинете:https://lk.kvartplata.info/LK/Home/Login. Платежи подгружаются по мере поступления сведений от банковских организаций.
У меня была замена счётчиков воды холодной и горячей воды. В пришедшей квитанции обнаружил, что перепутаны номера счётчиков. Проверил копию акта приёмки. В акте приёмки ошибки нет. Теперь у меня два вопроса:
1. Где и кто так напортачил? 2. Что мне с этим делать?
Информацию (серийные номера, начальные показания, сроки поверки) о приборах учета (согласно актам) вводит в базу данных (в карточку лицевого счета) бухгалтер управляющей организации либо исполнитель коммунальных услуг (при получении отдельных квитанций от прямого поставщика).
Вам необходимо обратиться в бухгалтерию или к поставщику коммунальных услуг для исправления данных (№приборов учета).
Что делать, если в Личном кабинете пропал счетчик по горячей воде. В прошлом месяце вводил показания без проблем. Счетчик исправно работает.
Скорей всего счетчик водоснабжения по горячей воде закрыт по истечении срока поверки. Срок поверки указывается в акте, составленном при опломбировке прибора учета. В данной ситуации необходимо обратиться в управляющую организацию либо к исполнителю коммунальных услуг (при получении отдельных квитанций от прямого поставщика), произвести поверку или замену прибора учета.
Где на сайте можно ввести показания приборов учета?
Для ввода показаний приборов учета необходимо использовать Личный кабинет : https://lk.kvartplata.info/LK/Home/Login
Информация о произведенном платеже предоставляется на электронную почту, указанную Вами при производстве оплаты. При оплате через Личный кабинет информация о платеже поступает автоматически на адрес электронной почты, с которой произведен вход в Личный кабинет.
Квитанцию (чек) о произведенном платеже можно получить непосредственно в банке, владельцем карты которого Вы являетесь.
Обращаем Ваше внимание, что проверить поступление платежей можно в Личном кабинете: https://lk.kvartplata.info/LK/Home/Login Также в Личном кабинете существует возможность получения фискальных чеков. Для загрузки чека следует во вкладке «История» нажать на иконку в строке платежа справа и выбрать «Скачать/просмотреть чек ОФД». Чеки по оплатам формируются для плательщиков после получения и обработки платежей.
Кто может использовать интернет – сервис «Личный кабинет» и ввод показаний по тел. 325-05-43?
Интернет-сервис Личный кабинет и телефон для передачи показаний приборов учета предназначен для получателей «розовых» счетов от АО «ВЦКП «Жилищное хозяйство».
При попытке заполнить новые показания сервис отказывает во вводе, ссылаясь на слишком большие показания.
Ограничение при вводе показаний через интернет-сервис и телефон рассчитывается из расчета 100 м 3 (1000 КВт) за каждый месяц, в котором показания не предоставлялись. Если Ваши показания превышают установленное ограничение, то Вы можете подать показания в бухгалтерию Вашей управляющей компании.
По какой схеме рассчитываются пени?
В соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается. В соответствии с пунктом 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Центральный банк Российской Федерации устанавливает процентную ставку рефинансирования.
Как правильно нужно оплачивать пени?
Пени включены в платежный документ «Cчет на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг». Если у Вас на руках нет квитанции, то при оплате коммунальных услуг Вам нужно предупредить оператора, какую сумму Вам необходимо засчитать как пени.
Должен ли быть составлен акт о неисправности счетчика на воду? Кто обязательно должен его подписать?
Заключение о неисправности дается на основании результатов поверки, проведенной специализированной организацией. В случае явного несоответствия показаний приборов учета фактическому потреблению коммунального ресурса, по соглашению потребителя и исполнителя услуги (ресурсоснабжающей организации) прибор учета может быть признан неисправным без проведения поверки путем составления акта. Указанный акт должен быть подписан уполномоченным представителем исполнителя услуг (ресурсоснабжающей организации) и потребителем услуг.
Что такое поверка приборов учета?
Поверка – это процедура проверки соответствия метрологических характеристик измерительного прибора паспортным значениям. При поверке приборов учета, в том числе и счетчиков воды используется методика поверки. В методике поверки описаны действия по пунктам, которые нужно произвести для получения ответа на вопрос, соответствует ли прибор метрологическим характеристикам или нет. Как правило, методику поверки разрабатывает сам производитель прибора, в которой помимо численных значений результатов и допустимых отклонений от результатов, приводятся необходимые для поверки приборы и классы их точности. При поверке расходомеров, счетчиков воды используются в большинстве случаев метод сличения и весовой метод.
Проведение поверки приборов учета энергоресурсов воды, тепла и электроэнергии отражается в паспорте прибора нанесением поверительного клейма и штампом с фиксированием даты очередной поверки. Аккредитация на право поверки средств измерений проводится уполномоченным на то государственным органом управления.
Поверка счетчиков воды проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 8.156 (п.3.4.8) и МИ 1592-99. Необходимость проведения поверки приборов учёта воды определяют: Федеральный Закон от 26 июня 2008 года № 102 — ФЗ «Об обеспечении единства измерений»
Статья 9. Требования к средствам измерений
1. В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Как произвести поверку приборов учета?
После проведения поверки необходимо предоставить в управляющую организацию либо поставщику услуг документ о поверке или замене приборов учета.
В нашем доме и в квартире установлены счетчики воды. Часто из горячего крана вода течет чуть теплая, ее приходится долго сливать, а платим как за горячую. Скажите, пожалуйста, правомерно ли это? И как потребовать у управляющей компании перерасчет за то, что они по сути не выполняют свои обязательства по качественному предоставлению коммунальных услуг?
Так, например, если у вас вместо горячей воды бежит теплая или горячей/холодной воды нет вовсе, то это уже нарушение и вы имеете право узнать его причину и оформить перерасчет при оплате за такую коммунальную услугу. Для этого необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу (в свою управляющую организацию, ТСЖ) и сообщить (по телефону или написав заявление) о некачественной коммунальной услуге, при этом обязательно надо указать свои ФИО, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение, и вид коммунальной услуги.
Диспетчер, принявший ваше сообщение, обязан:
зарегистрировать сообщение (записать дату и время начала нарушения)
сообщить свои данные (ФИО), регистрационный номер и время регистрации вашего сообщения
сообщить о причинах нарушения, если они ему известны, или организовать проверку сообщения
Причем в правилах есть важный пункт о том, что исполнитель коммунальных услуг обязан согласовать с вами дату и время проведения проверки, а не приходить в любое время. После проведения проверки исполнитель коммунальных услуг обязан:
составить акт проведенной проверки;
в течение суток сообщить о причинах нарушения и его предполагаемой продолжительности;
сообщить дату и время возобновления подачи коммунальной услуги;
составить акт об устранении выявленных недостатков.
Если в результате проверки установлено что нарушения подачи коммунальной услуги не было, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы на ее проведение.
В случае подтверждения нарушения, вы имеете право потребовать снизить плату и произвести перерасчет. Сведения об уменьшении платы за коммунальные услуги с указанием оснований должны быть отражены в платежном документе (квитанции).
Я по полгода живу на даче, предусмотрен ли в новых правилах перерасчет за коммуналку в таких случаях, и как я могу сэкономить на оплате?
При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном правилами порядке определенном в Разделе VIII Постановления Правительства РФ № 354, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.
Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
При применении двухставочных тарифов перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только в отношении переменной составляющей платы, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов. Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не подлежат перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
Я поставил счетчики воды в своей квартире, но не проживаю там давно. Теперь выясняется, что я должен заплатить штраф за то, что не провел поверку этих счетчиков. Но при установке счетчиков мне никто не говорил о поверке. Законно ли это? Можно ли сделать какой-то перерасчет? Ведь воду я не потребляю, и счетчик фактически простаивает!
Согласно законодательству (Федеральный закон № 102 «Об обеспечении единства измерений») все собственники помещений, в которых установлены приборы учета, обязаны обеспечить их поверку. Сроки поверки указываются в технической документации к счетчику. Обычно поверка проводится 1 раз в 4 года для приборов учета горячей и раз в 6 лет для счетчиков холодной воды. Но здесь есть важный момент: штрафы за отсутствие поверки приборов учета законодательством не предусмотрены. Если вы вовремя не провели поверку, то в таком случае плата за коммунальную услугу начисляется не по показаниям прибора учета, а по нормативам с применением повышающего коэффициента.
Как в официальном порядке разделить лицевой счет?
Согласно п. 4 ст. 69 Жилищного кодекса РФ гражданин, переставший быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжающий проживать в занимаемом жилом помещении, сохраняет те же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Данное лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Лицевой счет является документом бухгалтерского учета, отражающим специфику начислений и сбора оплаты жилищно-коммунальных услуг по конкретному жилому помещению (квартира, комната, дом).
Лица, совместно проживающие с нанимателем жилого помещения, вписанные в договор социального найма, сославшись на то обстоятельство, что они не являются членами семьи нанимателя и ведут раздельное с ним хозяйство, могут обратиться в бухгалтерию организации, в чьем управлении или собственности находится спорное помещение. Программное обеспечение АРМ «Бухгалтер» такую возможность предусматривает.
Для взыскания ранее оплаченных за бывшего члена семьи платежей следует обратиться в суд по месту жительства в общем порядке с иском о взыскании денежных средств, заплаченных за жилье и коммунальные услуги. В качестве оснований для удовлетворения исковых требований следует сослаться на следующие нормы:
ст. 1102 ГК РФ, предусматривающую обязанность лица, неосновательно сберегшего за счет другого лица имущество, возвратить его;
п. 2 ст. 69 ЖК РФ, согласно которому члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. При этом дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма;
пп. 5 п. 3 ст. 67 и ст. 68 ЖК РФ, согласно которым граждане обязаны вносить плату за жилье и коммунальные услуги.
В качестве доказательств следует приобщить к исковому заявлению в т.ч. копии квитанций об оплате жилья и коммунальных услуг, выписку из лицевого счета.
Кто и когда должен сверять плату за ЖКХ с показаниями счетчиков?
Зачем ставят одновременно и общедомовые и индивидуальные счетчики воды, газа и тепла? Это же лишние затраты!
Общедомовые счетчики защищают жильцов от произвола поставщиков коммунальных услуг, от возможных приписок. А вот индивидуальные приборы учета помогают выяснить, какова доля каждой квартиры во всем объеме потребления, и, главное, дают возможность платить за внутриквартирные расходы не по усредненному тарифу, а по факту потребления. Кроме того, соотнесение суммарных показателей всех внутриквартирных счетчиков с показанием общедомового счетчика, позволит вовремя фиксировать потери. Например, отыскать прорыв в водопроводе или обнаружить незаконное присоединение к общедомовому источнику электро- или теплопитания, водоснабжения.
Я переехала жить в квартиру мужа, прописалась там, но у меня в собственности есть своя квартира, в которой никто не живет. Должна ли я как собственник квартиры оплачивать коммунальные услуги которыми фактически не пользуюсь, счетчики не ставила, оплачиваю их в другом помещении где проживаю фактически?
Но важно еще помнить об общедомовых нуждах, которые необходимо оплачивать в любом случае, не зависимо от наличия или отсутствия счетчиков в вашей квартире и не зависимо от того проживаете вы в ней или нет.
Как можно проверить правильность начислений за тепло на общедомовые нужды по счетчикам, т.к. у жильцов ведь нет информации об их показаниях?
Если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, то исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ) обязан ежемесячно снимать с него показания в период с 23-го по 25-е число и заносить их в специальный журнал учета, т.к. по новым Правилам управляющая организация или ТСЖ обязаны вести такие журналы учета.
Вы, как собственник, имеете право в любой момент запросить сведения о показаниях общедомовых приборов учета и проверить правильность расчета платежей. Такие данные должны быть предоставлены вам в течение одного рабочего дня со дня обращения. Получив эти данные, вы можете самостоятельно проверить расчеты по формулам приложения N 2 к новым правилам.
Кстати, сведения о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета должны сохраняться исполнителем коммунальных услуг не менее трех лет.
Кто и в какие сроки устанавливает приборы учета?
По закону собственники помещений обязаны установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета воды, электроэнергии и тепловой энергии, а также индивидуальные приборы учета воды, электроэнергии до 1 июля 2012 года (индивидуальные приборы учета природного газа – до 1 января 2015 года). Если собственники не установили приборы учета в установленные сроки, установку общедомовых счетчиков новые Правила обязывают обеспечить поставщика коммунальных услуг. При этом необходимо помнить, что все расходы – на приобретение приборов, их монтаж, содержание и ремонт – оплачивают собственники.
Федеральным законодательством услуга по содержанию лифтов относится к жилищным услугам. Следовательно, начисление платы производится с м 2 площади жилого помещения. Лифты являются общим имуществом собственников помещений, расходы на содержание которых должны нести все собственники, а величина этих расходов определяется, исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади жилого помещения, принадлежащего собственнику.
Вследствие этого размер платы за услуги по содержанию лифтов рассчитывается, исходя из размера общей площади жилого помещения, принадлежащего собственнику в многоквартирном доме.
Почему жители 1-го этажа должны оплачивать лифт, если этой услугой не пользуются?
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства РФ от 13.08.06 №491) в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, чердаки, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, оборудование и т.д. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил).
Подготовлено с использованием материалов сайта http://www.fondgkh.ru/
Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, обратитесь по телефону информационно-справочной службы АО «ВЦКП «Жилищное хозяйство»: (812) 335-85-08