что делать если поклялся аллахом и нарушил клятву
Что делать если дал клятву и нарушил её?
В наше время некоторые, не задумываясь о последствиях, произносят клятвы, а потом, нарушив их, не знают, что делать. Это и послужило причиной для написания этой статьи.
Никакая другая клятва кроме клятвы именем Аллаха, либо каким-нибудь Его качеством не засчитывается. Например, клянусь Господом миров, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа. Также разрешается клясться тем, что указывает на Аллаха, например, клянусь Милостивым, клянусь Хозяином. Клятва засчитывается и тем, что употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении других, например, знающий, живой и т.п., если имел ввиду Аллаха. Если человек скажет «клянусь Кораном, Торой или Евангелием», то это считается клятвой. Клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха и Его качеств, например Каабой, Пророком (мир ему и благословение Аллаха), категорически запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит» (Джамиуль-ахадис 7352).
إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت (جامع الأحادث 7352)
Если человек непроизвольно произносит клятву в разговоре, то это не считается клятвой. Ибо Всевышний говорит: «Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы» (сура «аль-Бакара», аят 225).
لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ (سورة البقرة225)
Ложная клятва считается харамом (запретной) во всех четырёх мазхабах. Такие выдающиеся учёные, как ибн Хаджар аль-Хайтами, имам аз-Захаби, имам ан-Навави и другие вынесли фетву[1], что ложная клятва относится к категории больших (тяжких) грехов.
За любое нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т.п. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием.
مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيَأْتِهَا وَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ (صحيح مسلم 4360)
Да остережёт нас Всевышний от напрасных и ложных клятв! Амин.
[1] Решение по какому-либо мусульманскому вопросу, выносимое муфтием либо специалистом в области исламского права.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
О клятве и ее нарушении
Вопрос: Ассаламу алейкум! Что делать:
1) если поклялся Аллаху сделать что-то и не сделал.
2) или если поклялся Аллаху не совершать какой-нибудь поступок и совершил (причем поклялся несколько раз не совершать и опять приходил к этому (примерно 6 раз)). Но об этих клятвах знает только Аллах и я.
Как мне говорили, мне надо накормить по 10 бедняков за каждую нарушенную клятву. Если так, то как узнать и где найти бедняков, и как их накормить? Или 3 дня подряд держать пост? Дозволено ли выбрать между двумя видами искупления? Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос подробно. ДжазакумуЛлаху хайран! (Россия)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Изначально следует понимать, что касам (клятва) вступает в силу только в том случае, если:
а) Вы произнесли ее в устной форме,
б) Вы дали клятву во имя Аллаха.
Если Вы не давали клятву во имя Аллаха, или же Вы не произносили ее устно, то никакая клятва в силу не вступает, и никакому искуплению Вы не подлежите.
Если же Вы действительно устно во имя Аллаха поклялись совершить то или иное действие и не совершили его, или же Вы дали клятву, что не будете совершать определенное действие, и совершили его, то это будет означать, что Вы нарушили клятву и подлежите каффаре (искуплению) за нарушение данной клятвы.
Каффара за нарушение клятвы заключается в том, что Вы должны накормить десять бедняков средним (т. е. обычным) блюдом или отдать им его стоимость (т. е. стоимость 2,5 кг пшеницы или муки), или одеть их (дать им одежду). Если Вы не в состоянии понести данные расходы, то только в этом случае Вам разрешается поститься три дня подряд в качестве каффары за нарушение клятвы.
Если Вы в состоянии дать десяти беднякам среднее (обычное) блюдо или его стоимость, то пост в течение трех дней для Вас дозволенным не будет. Вы можете выбрать каффару в виде трехдневного поста только в том случае, если не в состоянии заплатить денежную каффару или не можете найти бедняков (что выглядит неправдоподобно). (Фатава Хиндия. – Изд. Дар-уль-фикр. – Том 2, стр. 61)
وهي أحد ثلاثة أشياء إن قدر عتق رقبة يجزئ فيها ما يجزئ في الظهار أو كسوة عشرة مساكين لكل واحد ثوب فما زاد وأدناه ما يجوز فيه الصلاة أو إطعامهم والإطعام فيها كالإطعام في كفارة الظهار هكذا في الحاوي للقدسي. وعن أبي حنيفة وأبي يوسف رحمهما الله تعالى إن أدنى الكسوة ما يستر عامة بدنه حتى لا يجوز السراويل وهو صحيح كذا في الهداية. فإن لم يقدر على أحد هذه الأشياء الثلاثة صام ثلاثة أيام متتابعات
Вы пишете, что нарушили клятву неоднократно. Если Вы дали только одну клятву, что Вы совершите то или иное действие (например, Вы поклялись Аллахом, что будете совершать фаджр-намаз вовремя, но шесть раз не смогли это сделать), но при этом Вы не обновляли клятву каждый раз, когда Вы ее нарушали, то в этом случае только одна каффара будет обязательной для Вас. Если же каждый раз, нарушая клятву, Вы обновляли ее, то тогда да, Вам нужно заплатить шесть каффар.
Вы узнаете бедняка, когда увидите одного из них. Используйте свое собственное суждение, и если у Вас есть сильное ощущение, что этот человек беден, то отдайте ему еду или деньги. Если Вы не можете найти десять бедняков, но Вы смогли найти одного, то Вы можете отдавать еду или деньги этому одному человеку в течение десяти дней.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
О нарушении клятвы
В основе своей нежелательно произносить клятвы. Однако есть и исключения: клятва присяги, клятва побуждения к чему-либо хорошему, клятва, произносимая в судебном процессе, и др…
А если человек нарушил данную клятву, то на него налагается искупление «каффарат-уль ямин» за её нарушение.
Всевышний Аллах разъяснил штраф за нарушение клятвы в Своих словах:
لا يؤاخذكم الله باللغو في أيمانكم ولـكن يؤاخذكم بما عقدتم الأيمان فكفارته إطعام عشرة مساكين من أوسط ما تطعمون أهليكم أو كسوتهم أو تحرير رقبة فمن لم يجد فصيام ثلاثة أيام ذلك كفارة أيمانكم إذا حلفتم واحفظوا أيمانكم كذلك يبين اللَّه لكم آياته لعلكم تشكرون
«Аллах не спросит с вас за пустословные клятвы [те, которые произносятся без осознания], однако спросит с вас за серьезные клятвы [которые вы принесли с соответствующим намерением в сердце].
Искуплением за нарушение подобной [серьезной] клятвы является обязанность накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или обеспечение их одеждой [то есть покупка одежды для десятерых], или освобождение раба.
Кто не найдет [возможности выполнить одну из трех упомянутых форм искупления, тому следует] три дня поститься. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, быть может, вы будете благодарны»
[Сура «Трапеза», аят 89].
قال ابن حجر الهيتمي في كتابه تحفة المحتاج
В своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» ибн Хажар аль-Хайтами пишет:
فرع: تتكرر الكفارة بتكرر أيمان القسامة كتكرر اليمين الغموس؛ لأن كلا منها مقصود في نفسه
«Искупление за каждую нарушенную клятву «каффарат-уль ямин» повторяется так же, как повторяется штраф за каждую ложную клятву. Потому что каждая клятва самостоятельна сама по себе»
[См.: «Тухфат аль-Мухтаж», том. 10, с. 26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• За любое нарушение действительной клятвы налагается штраф (каффарат-уль ямин).
• Тот, кто нарушил клятву один раз или многократно, обязан раскаяться за её нарушение и раздать десятерым беднякам по одному мудду[1] зерна, риса, кукурузы, то есть то, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашку, платье, платок и т.п.
• Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих пунктов, обязан соблюдать пост три дня. Поститься все три дня подряд не является условием.
Отдел фетв, Муфтият РД
[1] Мудд — мера веса сыпучих тел, равная 600г.
Можно ли клясться Аллахом и другими священными для мусульман вещами?
Для того чтобы убедить других в правдивости своих слов или искренности намерений многие мусульмане прибегают к клятвам. В таких случаях люди могут клясться Аллахом, Кораном, Пророком (с.г.в.), родителями или кем-либо еще.
Клятва Аллахом.
Исламские учёные единогласны во мнении, что верующие вправе клясться Господом миров («ВаЛлахи!»), но делать так допустимо только в тех случаях, когда это особенно значимо. При этом мусульманин может использовать любое из 99 имён Аллаха (например, «клянусь Милостивым» или «клянусь Милосердным»). Доводом тому служит следующий аят:
Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена (17:110)
Ещё одним доказательством дозволенности клятвы Всевышним является достоверный хадис: «Кто вознамерится принести клятву, пусть клянётся Аллахом, а в противном случае молчит» (Бухари, Муслим).
. Кораном
Если допустимость произнесения фразы «ВаЛлахи!» не вызывает разногласий, то клятва Кораном остаётся спорным вопросом. Одни богословы считают это разрешённым, так как Священное Писание, утверждают они, является не творением Аллаха, но Его словом, а значит, дозволенность клятвы Создателем распространяется и на Коран. Здесь нужно уточнить, что речь, прежде всего, идёт о тексте Книги, а не её печатном экземпляре.
Однако имеется также мнение, что клясться Кораном категорически запрещено, поскольку это можно делать лишь именем Аллаха. В качестве далиля в данном случае приводится хадис, в котором сказано: «Кто поклянется чем-либо, кроме Аллаха, тот впадёт в многобожие» (Ахмад). В другом иснаде говорится: «… впадёт в неверие или многобожие».
. предками или Пророком (с.г.в.)
Некоторые мусульмане, давая какие-то обещания, клянутся матерью, отцом, а иногда и вовсе своим родом. По единогласному мнению алимов, такие клятвы запрещены, поскольку Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал: «Поистине, Всевышний запретил вам клясться предками» (Бухари, Муслим).
Категорически недопустимо и упоминание при даче обещаний Пророка (с.г.в.), так как сам он призывал клясться Всевышним (при помощи Его имён и атрибутов).
Непреднамеренная клятва
Бывают и такие случаи, когда человек произносит слово «клянусь», но делает это во время разговора, не придавая особого значения. Такое выражение не будет считаться клятвой. В суре «Корова» говорится:
Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовёт вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца (2:225)
В эту категорию входят и те случаи, когда человек клянётся чем-либо, что имело место в далёком прошлом, и клянущийся абсолютно уверен в своей правоте. Даже если он на самом деле окажется не прав, то подобное, если на то будет воля Милостивого и Милосердного, не будет расцениваться как лжесвидетельство.
Ложная клятва
Если правоверный поклялся сделать что-то, но не смог это претворить в жизнь, то его обещание признаётся ложным. Порядок действий в данном случае зависит от действительности клятвы.
Если мусульманин поклялся Аллахом, однако не выполнил это, то он нарушил своё слово и ему следует совершить каффарат (искупление). В Священном Коране сказано:
Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем (16:91)
Искуплением в данном случае будет кормление или дарование одежды десятерым нуждающимся, либо освобождение раба (что в наше время не совсем актуально). В случаях, когда человек в силу своего материального положения или по иным причинам не может выполнить вышеназванные действия, он должен соблюдать пост в течение трёх дней.
Если же верующий поклялся, к примеру, мамой или Пророком (с.г.в.) и не выполнил обещанное, то имеет место несколько иная ситуация. Во-первых, такая клятва не будет действительной, поэтому за её нарушение не нужно совершать искупление. Но мусульманин всё-таки пообещал что-то сделать и не выполнил это, значит он солгал, что тоже запрещено Шариатом. В таком случае следует попросить прощения у человека, которого обманули, а также перед Аллахом.
Оставление клятвы
Нарушение клятвы в исламе запрещено, но бывают обстоятельства, при которых лучше оставить обещанное невыполненным. Речь идёт о тех ситуациях, когда человек пообещал сделать что-то запретное или наносящее вред другим. Например, он поклялся Аллахом разорвать родственные связи. Подобное относится к числу тяжких грехов, а также наносит вред не только поклявшемуся, но и его родным. Поэтому такую клятву необходимо нарушить, но за это совершить каффарат. Доводом тому служит хадис, в котором говорится следующее: «Если кто-то поклянётся чем-либо, но затем найдёт что-то лучшее, пусть он выполнит его и совершит искупление за нарушение обещанного» (Муслим).
В этой связи перед тем, как произнести клятву, мусульманину надлежит хорошо обдумать возможные последствия и оценить, насколько он способен сдержать своё обещание.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков лучшим из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы будете благодарны». (Сура «Маида», аят 89)
Прежде чем что-то сказать, надо хорошенько подумать, поскольку, когда слово слетает с уст, бывает уже поздно. Сказанного не вернешь, не зря в народе говорят: «Пока слово не высказано, оно является твоим пленником, но как только ты его скажешь, уже сам становишься пленником сказанного тобою слова».
Наше слово должно быть словно вексель со стопроцентной гарантией. Нельзя давать неисполнимых обещаний, а если дали слово, то нужно его обязательно сдержать. В противном случае, мы потеряем уважение перед нашим Создателем и перед людьми. Иногда нам хочется усилить сказанное нами, подкрепив свои слова клятвой. Но по сути, мусульманин не должен испытывать необходимости в клятвенном заверении правдивости своих слов. Он должен быть таким человеком, которому полностью доверяют окружающие люди. Ведь нет нужды в клятве, если всегда говоришь только правду. Клясться ‒ означает брать Аллаха в свидетели данному тобою слову. По этой причине, давать заведомо ложную клятву или же не держать данную клятву является большим грехом.
Не произносите клятвы без особой необходимости, но будьте верны данному слову, если подкрепили его клятвой. Наш Господь так говорит по данному поводу:
«Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура «Нахль», 16:91).
Если же мы поклялись сделать что-то такое, что запрещено нашей религией, или не сделать того, что велено, в таком случае мы не можем исполнить свою клятву. Например, если мы поклялись выпить спиртное или не разговаривать со своим братом мусульманином, то мы должны будем нарушить свою клятву и дать искупление. Наш пророк так говорит по этому поводу:
«Если кто-то поклянется сделать что-то, но затем увидит нечто более благое, пусть нарушит свою клятву и даст каффарат (искупление)». (Муслим, “Айман”, 15–16).
Все мы люди и порой ошибаемся, думаем, что правы, и по ошибке клянемся. Кроме того, человек по привычке может произносить слова “Валлахи”, “Билляхи”, не намериваясь поклясться. Такого рода клятвы не требют каффарата. И все же мы должны постараться избавиться от привычки часто произносить такие слова клятвы.
Ложные клятвы являются большим грехом и вызываютют тяжкие последствия тому, кто заведомо ложно поклялся. Такой человек должен немедленно покаяться и просить отпущения грехов, решиться никогда больше не повторять подобных ошибок, а затем возместить ущерб, нанесенный другим его ложной клятвой и попросить у них прощения.
«Не обращайте свои клятвы в средство обмана, чтобы ваша стопа не поскользнулась после того, как она твердо стояла, а не то вы вкусите зло за то, что сбивали других с пути Аллаха, и вам будут уготованы великие мучения. Не продавайте данные Аллаху обеты за ничтожную цену, ибо для вас лучше то, что у Аллаха, если бы вы только знали!» (Сура «Нахль», 16:94–95).
Наша религия разрешает говорить неправду только в следующих трех случаях:
Кроме этих трех случаев, не разрешается говорить неправду не о чем или давать заведомо ложную клятву. В соответствии с основами веры, каждый человек, кроме пророков, может совершить грех или ошибку. Но если мы оказались в таком положении по незнанию, то мы в тот же момент, когда поняли свою ошибку, безотлагательно должны принести Аллаху покаяние и просить Его о прощении наших грехов. А если мы своей ложью нанесли кому-то вред, то должны постараться его компенсировать и еще при земной жизни заслужить их прощение.
Когда клянутся, произносят одно из имен Аллаха Тааля. Например, употребляют такие выражения: “Валлахи. Пусть Аллах будет свидетелем. Клянусь именем Аллаха”. При решении вопроса о том, считать какое-либо выражение с упоминанием одного из имен Аллаха клятвой или не считать, нужно брать во внимание народные обычаи.
Иногда в обществе приходится слышать, как некоторые люди клянутся святыми ценностями Ислама, произнося, например, такие фразы: “Я сделаю это ради Каабы”, “Не быть мне мусульманином, если я этого не сделаю” и т. д. Если в народной традиции эти выражения означают клятву, тогда по отношению к ним применяются те же решения, как и к остальным клятвам. Следовательно, мусульмане в данном случае будут связаны словом.
В качестве искупления за нарушение клятвы человек должен накормить десять нуждающихся с утра до вечера или же нормально одеть десять нищих. Также этот долг можно снять, дав десяти нуждающимся денег в размере одного фитр-садака или в течение десяти дней каждый день давая одному бедняку денег в размере одного фитр-садака. Если же у вас нет возможности это сделать, то вам нужно три дня поститься. Согласно ханафитам и ханбалитам, поститься нужно три дня подряд.
Полезная статья? Будем признательны за репост на Facebook!