что делать если подросток увидел как родители занимаются

«Этот неловкий момент», или что делать, если ребёнок застал Вас во время близости?

Итак, долгожданная ночь – ребёнок спокойно дремлет, квартира дышит тишиной и спокойствием. Родители наконец-то могут уделить время друг другу, занявшись исполнением «супружеского долга». И всё бы хорошо, но внезапно открывается дверь в спальню, и на пороге возникает любопытное чадо. Вопрос, что делать, если ребёнок застал вас во время близости, беспокоит многих мам и пап, которые беспокоятся, что увиденное может привести к психологической травме у малыша или вообще отвратить его от этой стороны человеческой жизни.

что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть фото что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть картинку что делать если подросток увидел как родители занимаются. Картинка про что делать если подросток увидел как родители занимаются. Фото что делать если подросток увидел как родители занимаются

что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть фото что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть картинку что делать если подросток увидел как родители занимаются. Картинка про что делать если подросток увидел как родители занимаются. Фото что делать если подросток увидел как родители занимаются

Психологи же убеждены, что на детское отношение к увиденным сценам родительской близости влияет в огромной степени реакция на возникшего в дверях ребёнка. Самое важное – не поддаваться панике и не заострять внимание на щекотливых сценах.

Что говорить ребёнку «про это»?

Сцены, в которых родители занимаются любовью, чаще всего вызывают у увидевшего их ребёнка крайне неоднозначную реакцию, которая граничит между интересом и испугом.

Застав родителей в столь щекотливой ситуации, маленький ребёнок может подумать, что папа делает маме больно. Уверят его в этой мысли папина раздражительность, крики, нелицеприятные высказывания по поводу его хождения по дому.

В идеале ребёнок не должен становиться свидетелем сексуальных контактов между взрослыми. Однако подобное не всегда возможно, поэтому, если малыш вас «рассекретил», нужно найти правильные объяснения. Выбор слов будет, несомненно, зависеть от возраста юного свидетеля.

Если ребёнку 2 — 3 года

Двух- или трёхлетний малыш, заставший маму с папой в момент интимной близости, в силу возраста и психологических особенностей не понимает, что происходит.

что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть фото что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть картинку что делать если подросток увидел как родители занимаются. Картинка про что делать если подросток увидел как родители занимаются. Фото что делать если подросток увидел как родители занимаютсяВ таком случае родителям следует вести себя спокойно и быстро придумать простейшее объяснение своим действиям, иначе малыш начнёт активно интересоваться произошедшим, что может привести к неловкой ситуации.

Чаще всего опытные взрослые говорят, что папа делал маме массаж, они просто веселились, играли и т.д.

При этом не стоит одеваться в присутствии маленького свидетеля, напротив, его следует отправить по делам: принести сумочку, стакан воды, посмотреть, что делает домашний питомец и т.д.

После того как ребёнок вернётся, а мама с папой приведут себя в порядок, можно с ним немного поиграть. Пусть отец покатает его на спине, мама сделает весёлый массаж. Это необходимо, чтобы малыш уверился – всё в полном порядке.

Важно избавить ребёнка от негативных эмоций. Для этого нужно говорить с ним спокойно, доброжелательно, делая акцент на том, что он ошибается, папа не хотел причинить маме боль, напротив, родители испытывают друг к другу исключительно тёплые чувства.

Если трёхлетка настолько впечатлителен, что начинает проситься в родительскую кровать из-за возникших страхов, следует удовлетворить это желание. Пусть малыш заснёт вместе с мамой и папой, а уже потом его можно отнести в собственную постельку. Совсем скоро дети должны успокоиться и забыть об испуге.

Если ребёнку 4 — 6 лет

Пятилетний дошкольник – достаточно любопытный человечек, активно впитывающий любую информацию, особенно «таинственную», «необычную», «запрещённую».

что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть фото что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть картинку что делать если подросток увидел как родители занимаются. Картинка про что делать если подросток увидел как родители занимаются. Фото что делать если подросток увидел как родители занимаютсяНесмотря на то, что ребёнок в этом возрасте ещё не имеет знаний сексуального характера, он вращается в кругу друзей, которые могут быть гораздо более просвещёнными в таком вопросе.

В результате дети постарше способны по-своему объяснить специфику отношений между папой и мамой, если маленький свидетель расскажет им о случившемся.

Если пятилетний ребёнок «застукал» родителей в момент интимной близости, скорее всего, в темноте ничего «экстраординарного» он и не заметил. Кричать, конечно, не нужно, но и подробно всё объяснять про «аиста» также не следует.

Разумное родительское поведение, спокойное объяснение будет способствовать тому, что ребёнок скоро забудет об увиденном. Если же родители уклоняются от детских вопросов, кричат, малыш будет мысленно возвращаться к ситуации и захочет узнать о ней из «других источников».

На следующий день стоит крайне осторожно выведать, что ребёнок успел заметить ночью. Если он в ответ фыркнет, что видел, как вы целовались, просто успокойтесь – он ничего не понял. Всё, на этом обсуждение закончено, к этой ситуации не следует возвращаться.

Как мы уже говорили, дошкольники отличаются любопытством. Если взрослые не удовлетворили детский интерес, существует вероятность, что ребёнок сам начнёт искать ответы, в том числе подглядывая за родителями или заходя к ним в комнату, оправдывая визиты боязнью оставаться в одиночестве.

Если ребёнку 7 — 10 лет

Многие десятилетки уже в курсе отношений между представителями мужского и женского полов. Но все сексуальные контакты кажутся им чем-то грязным, недостойным, поэтому сцена интимной близости родителей обычно вызывают у детей в этом возрасте негативные эмоции.

Любопытно, что уже будучи взрослыми, очевидцы сексуальной сцены между родителями рассказывают, что в тот момент (и даже спустя много лет) ощущали гнев, обиду, стыд, потому что считали такое поведение чем-то неприличным, непристойным и грязным.

что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть фото что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть картинку что делать если подросток увидел как родители занимаются. Картинка про что делать если подросток увидел как родители занимаются. Фото что делать если подросток увидел как родители занимаются

Чтобы избежать негативных эмоций или максимально снизить их выраженность, психологи рекомендуют придерживаться правильной поведенческой тактики:

Если ребёнку 11 — 15 лет

Подростку уже хорошо известно из различных источников, что представляют собой сексуальные отношения. И если к посторонним взрослым людям, которые занимаются любовью, он относится спокойно, то к родителям предъявляет совершенно другие требования.

Заставать маму и папу в «неприличном виде» – большой стресс для ребёнка. В такой ситуации невольный очевидец испытывает гнев, брезгливость по отношению к родителям. Кроме того, ему самому стыдно за то, что он увидел это «непристойное» зрелище.

Все эти противоречивые чувства, вкупе с неустойчивым эмоциональным состоянием, свойственным подросткам, может привести к совершенно неожиданным поступкам. Так, на форумах можно встретить истории, в которых уже повзрослевшие люди рассказывают, как убежали из дома, подальше от родителей.

Предупреждение неловких моментов

Сексуальное просвещение – важный момент воспитания ребёнка, однако лучше всё же обойтись без подобных экстремальных ситуаций. Чтобы малыш или подросток не смог застукивать родителей за «массажем», необходимо заранее позаботиться о мерах предосторожности.

Опытные родители и психологи советуют придерживаться нескольких полезных рекомендаций:

Вопрос, как поступать, если ребёнок «застукал» родителей в кровати, действительно требует квалифицированного ответа. В этот момент все умные идеи обычно вылетают из головы, остаётся только стыд и неловкость.

Но если не обсудить ситуацию с ребёнком, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Решение же проблемы будет зависеть от возраста маленького очевидца. Живите полной жизнью и не забывайте о мерах предосторожности!

Источник

Что делать, если ребенок застал родителей в постели?

Ситуацию мы попросили прокомментировать известного сексолога, руководителя Регионального общественного движения в поддержку сексуальной культуры «Культура и здоровье» Сергея Агаркова.

что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть фото что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть картинку что делать если подросток увидел как родители занимаются. Картинка про что делать если подросток увидел как родители занимаются. Фото что делать если подросток увидел как родители занимаются

«Действительно, факту нечаянного подсматривания ребенком за родителями приписывают много травмирующих вещей, вплоть до опасения, что дитя вырастет чуть ли не маньяком. На самом деле, если ребенок увидит половой акт родителей, это будет для него гораздо полезнее, чем наблюдение за ссорами и скандалами в семье.

Другое дело, если ребенок застанет папу не с мамой или маму не с папой. Вот это будет для него колоссальной травмой. Многие родители, кстати, недооценивают то, что дети очень рано понимают, что такое предательство.

Конечно, если ребенок войдет в момент наивысшего кипения страстей, он может и не понять, что происходит. Но при этом он может расстроиться, впасть в истерику, замкнуться.

Надо его успокоить, объяснить, что ничего плохого не происходит, что родители по-прежнему любят друг друга.

Если ребенок маленький, то нужно сказать, что это что-то вроде спорта. Если постарше, то не надо делать вид, что произошло что-то несусветное, вести себя как преступники, застигнутые на месте преступления, делать из ребенка судью для родителей.

Надо сказать, что это наше взрослое дело, что ты вырастешь и будешь делать то же самое, и хорошо, что у нас это происходит. Мы делаем тебе братика или сестричку. Ребенок должен понимать связь между половым актом и деторождением. Это его нисколько не испортит. Чистота и нравственность лежат в другой плоскости.

Сексуальное любопытство у детей

Сексуальное любопытство проявляется у детей в возрасте 2-3 лет. Девочка рвется в ванну, где моется папа, а мальчик — к маме. Им важно увидеть обнаженное тело, потому что в этом возрасте закладывается осознание анатомических различий.

Если ребенка от всего охраняют, если вокруг него возникает сексуальная стерильность, это создает вакуум самоидентификации, который как раз и чреват проблемами в дальнейшем.

что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть фото что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть картинку что делать если подросток увидел как родители занимаются. Картинка про что делать если подросток увидел как родители занимаются. Фото что делать если подросток увидел как родители занимаются

Поэтому, если ребенок заходит, когда кто-то из родителей переодевается, нельзя:

Кто-то никогда не берет ребенка в супружескую постель, другие вообще спят вместе с детьми. И то и другое — неверно. Нужно иногда брать ребенка в постель на час-два, чтобы он почувствовал себя членом семьи, чтобы он понял, что существует некая интимная связь между людьми».

9 советов как быть, если ребенок все-таки вас застукал?

Читайте также:

Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Ребенок застал родителей за сексом: у него будет психотравма?

что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть фото что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть картинку что делать если подросток увидел как родители занимаются. Картинка про что делать если подросток увидел как родители занимаются. Фото что делать если подросток увидел как родители занимаются

Предположим, вы родители 3-6 летнего ребенка, и однажды случайное вторжение во взрослый мир произошло (не рассматриваем детей 1-2 лет: вряд ли они случайно смогут стать свидетелями плотских утех родителей, а если и станут, в случае, если спят в одной комнате с ними, то вряд ли успеют сильно испугаться). Психологи советуют – главное не впадайте в панику. Вы – не шкодливые двоечники, которых директор застукал курящими на углу школы, и не воришки, укравшие соседскую свеклу.

У ребенка не должно создаться впечатление, что он застал вас за постыдным и запретным действием. Панический крик «Быстро выйди из комнаты!» также исключен. Реакция, что преступник как раз маленький ребенок, который просто вошел в спальню без стука в неурочный час, недопустима. Он просто не поймет, в чем его обвиняют, и будет напуган внезапным и беспричинным проявлением агрессии родителей.

Главное, как говорил Карлсон, спокойствие. Ваши первые эмоции после произошедшего очень важны. Ведь ребенок может решить, что в спальне происходит нечто ужасное (папа бьет маму, а мама кричит от боли).

Встаньте, оденьтесь, подойдите к ребенку. Сместите акцент со сцены, которую он только что наблюдал, на него самого. Что случилось? Почему он не спит? Может быть, малыш хочет в туалет, может, попить или ему приснился кошмар. Если ситуация повторилась не единожды, нужно разбираться, почему ребенок просыпается ночью. Возможно проблема в том, что он боится спать один в своей комнате, где он чувствует себя беззащитным. И проблему решит большой плюшевый друг, который будет охранять его от ночных страхов.

Вариант поставить на дверь задвижку и закрываться на ночь на замок – не выход, даже если ваш ребенок вышел из грудного возраста. Придя однажды ночью к запертой двери, малыш может обидеться на ваше недоверие, на желание закрыться от него.

Прятаться под одеяло и упорно делать вид, что ничего не было, а вы тут просто спите – тоже не вариант. Вы спрячете голову в песок, в надежде обойти разговоры и не узнаете, что происходит в голове у ребенка.

На следующий день после произошедшего не стоит хихикать и смущаться или избегать общения с ребенком. Он может неправильно понять ваше поведение. Лучше постарайтесь откровенно поговорить и выведать, что, собственно, он видел и запомнил. Вполне возможно, что заранее заготовленные речи совершенно не нужны, так как ребенок истолковал ночную картину по-своему (папа и мама обнимались, папа делал маме массаж).

Если в семье царит гармония, если поцелуи и объятия при ребенке – это естественный элемент вашей семейной жизни, так же как и совместные валяния в кровати утром в выходной день: ничего кошмарного не произойдет, если как-то однажды ваш ребенок попадает в неурочный час в родительскую спальню. Не создавайте сами надуманных проблем, и тогда не придется таскать дочь или сына по психологам и лечить от «тяжелой психической травмы».

Но если квартира у вас однокомнатная, не стоит лишний раз ставить ребенка, который может проснуться в любой момент, в неудобную ситуацию. Занятия сексом можно перенести на кухню (особенно если вы оборудуете ее небольшим диванчиком), ванную и коридор. Не очень удобно, зато всегда есть повод вспомнить бурную юность. Ведь лишить свою лучшую половину занятий любовью – риск добиться того, что от нервного расстройства придется уже лечить супруга.

Источник

«Считается, что половое воспитание провоцирует раннее сексуальное развитие, но это не так». Интервью с психологом о том, как научить ребенка не пугаться взросления

Половое воспитание — необходимая для всех детей вещь. Когда они узнают, что будет происходить с их телом в подростковый период, то учатся не пугаться этого и лучше чувствовать свои и чужие личные границы. А еще уменьшается вероятность того, что они станут жертвами сексуального насилия или насильниками. Как правильно рассказывать о телесности детям с особенностями физического и интеллектуального развития и без таких особенностей? Объясняет Ольга Каминина, педагог-психолог, олигофренопедагог-дефектолог, специалист по половому воспитанию и руководитель проекта «Безопасное пространство».

— Насколько часто родители детей с особенностями воспринимают их как асексуальных ангелочков?

— Очень часто. А если они и задумываются о половой жизни своих детей, то чаще всего тогда, когда те взрослеют и по-разному демонстрируют свое сексуальное влечение. Иногда, чтобы бороться с этим влечением, родители ограждают детей от общения с другими людьми, принудительно стерилизуют их или убеждают в страшных последствиях секса — например, одна знакомая взрослая женщина с интеллектуальными нарушениями уверена, что после секса можно умереть. Бывает и такое, что родители сами занимаются сексом со своими повзрослевшими сыновьями и дочерями с ментальными особенностями. Часто так делают матери-одиночки.

— Я слышала еще, что молодые взрослые с ментальными нарушениями насиловали своих родителей, когда те становились пожилыми и не могли сопротивляться.

— Да, еще были случаи, когда нянечек и медсестер домогались подопечные психоневрологических интернатов.

— Чтобы никого дальше не шокировать, поясним: дело не в том, что дети с особенностями сексуально озабоченные, дело в том, что…

— Что с ними не проводят уроки сексуального воспитания, поэтому они ничего не знают ни о своем теле, ни о возбуждении. И сразу оговорюсь.

что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть фото что делать если подросток увидел как родители занимаются. Смотреть картинку что делать если подросток увидел как родители занимаются. Картинка про что делать если подросток увидел как родители занимаются. Фото что делать если подросток увидел как родители занимаются

— Перед тем как начать разговор о половом воспитании людей с ОВЗ, давайте разделим предмет на две части: половое воспитание людей с физическими особенностями и половое воспитание людей с ментальными особенностями. В чем будет принципиальная разница?

— Половое взросление у них происходит в разное время. У людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — примерно тогда, когда и у большинства нормотипичных людей, у людей с нарушениями интеллекта и ментальными особенностями — чуть позже.

Нужно понимать, что если у подростка из-за нарушений опорно-двигательного аппарата не эрегирует член, то это никак не влияет на его взросление. Просто человек будет возбуждаться от чего-то другого, например, от прикосновений. Чувствительность можно развить в любом месте на теле. Если помнишь фильм 1+1, там главный герой, который был парализован, рассказывал, что ему нравится, когда его трогают за уши. В организме очень хорошо развита компенсация.

И второе важное отличие: людям с ментальными особенностями нужно больше времени, чтобы усвоить какую-либо информацию. В остальном большой разницы нет. Просто эта тема относительно людей с особенностями более табуирована, якобы им это не нужно, им и так хватает проблем.

— И родители закрывают глаза, потому что просто не понимают, как с этим быть?

— У родителей детей с особенностями намного больше забот, чем у других родителей. Они постоянно пытаются реабилитировать своих детей, занимаются их обучением, социализацией. И можно понять, почему они обходят стороной этот вопрос. Но вот в чем загвоздка. Порой родители всё же решаются на сложный разговор. И обычно они сразу говорят про контрацепцию. Понятно, что это пугает ребенка. Родители с ним никогда не говорили о близости, а тут ему внезапно сообщают что-то серьезное.

Здесь, как мне кажется, лучше опираться на европейский опыт.

В Нидерландах уроки взросления проводят примерно с трех лет, и начинаются они с того, что детям рассказывают о личных границах — что есть интимные зоны, так называемое правило купальника или правило трусиков.

У девочек купальник прикрывает спереди пах, сзади — ягодицы, топик прикрывает соски и грудь, у мальчиков купальник прикрывает пах и ягодицы, и эти зоны интимные можешь трогать только ты, врач, если он объяснит, зачем это нужно, и родители во время гигиенических процедур. Но от последнего мы стараемся отходить, потому что ребенок может подумать: раз родителю можно трогать, то и другим можно.

То же самое стоит говорить детям с интеллектуальными нарушениями, но на это нужно заложить больше времени, потому что, как я уже упомянула, они усваивают какую-либо информацию дольше. Дефектологи и родители тратят много времени даже на то, чтобы научить их ходить в туалет. Они объясняют, что нужно сесть, сделать свои дела, взять туалетную бумагу, бумага должна стать грязной, какое-то время бумагу надо менять, а потом она должна стать чистой — для них это очень сложный процесс, так как им везде нужно прослеживать логическую связь. Аналогично с вопросами личных границ и интимных зон, с ними стоит говорить долго и по-разному. Например, можно время от времени просить нарисовать человечка, а потом закрасить его интимные зоны.

— А как дозировать эту информацию, примерно в каком возрасте о чем начинать говорить?

— Такой важный момент: мы находимся в России, не стоит об этом забывать. Педагоги и психологи могут очень осторожно показывать изображения половых органов в каких-то пособиях детям от 12 лет, с детьми старше 16 лет они могут говорить о том, что существует половая близость, но показывать ее не могут. И даже при такой системе педагогов, которые занимаются половым воспитанием, называют извращенцами.

А если речь о родителях, то им полезно предвидеть события и, чуть-чуть опережая, рассказывать о том, что детей ждет.

Когда вашему ребенку исполняется 9–10 лет, вы можете сказать ему, что его тело будет меняться: могут начать расти волосы в паху, на ногах, на лице, могут появиться прыщи, начать расти грудь, может начаться менструальный цикл, поллюции, и от этого, возможно, будет дискомфортно. Но главное донести, что это нормально.

Затем важно сказать, что через это проходят все, хотя у разных людей перестройка организма может немного отличаться, а потом объяснить, что с этим делать. За помощью можно обратиться к нашим книгам «Макс не боится расти» и «Тоня не боится расти», в них проиллюстрированы все основные моменты взросления девочек и мальчиков.

Если же ребенок сам подошел и спросил, например: «Мама, а что такое месячные?», маме нужно выдохнуть и простыми словами рассказать об этом процессе, не уходить в медицинские термины, потому что это будет сложно, непонятно для ребенка, и это может его испугать.

— Только, мне кажется, надо быть осторожным. Если твой ребенок интерсекс, его первичные половые признаки могут быть, к примеру, мужскими, но в подростковом возрасте его голос может не ломаться, волосы на лице не расти.

— Поэтому нужно говорить, что с тобой это может произойти. Мы не говорим, что это константа, мы говорим, что нормально, если это с тобой произойдет.

— Как во время этого разговора называть половые органы?

— Так, как они называются. Европейские коллеги в составлении своих программ по половому воспитанию как для детей с особенностями, так и для «нормы», опираются на ряд исследований ученых, которые доказали, что педофилов возбуждает атмосфера секретности и стыда.

И есть вторая история, американская. В семье девочки было принято называть ее вагину печеньем — cookies. Милое слово, в России тоже принято придумывать какие-то милые слова для обозначения половых органов. И вот однажды эта девочка пришла в школу и сказала учительнице, с которой у нее были доверительные отношения, что папа хочет ее печенья. Учительница ответила: «Раз папа хочет, нужно поделиться».

Одним словом, если у людей не было полового воспитания, с большой вероятностью это может привести к травмирующему событию. А если речь о людях с инвалидностью, то вероятность насилия возрастает. Дети и взрослые с особенностями — легкая добыча, они не понимают, что с ними происходит. Поэтому правила согласия, правила интимных зон должны проговариваться с самого раннего возраста.

Некоторые считают, что половое воспитание и введение в жизнь ребенка таких слов, как вагина и пенис, провоцирует раннее сексуальное развитие. Но в США доказали: дети, которым с раннего возраста обо всем этом рассказывали, вступают в сексуальные отношения позже сверстников, которым не рассказывали.

Позже, потому что они делают это по согласию и по желанию, а не из интереса, не на слабо и не потому, что все вокруг так делают.

— Хорошо. А если родитель заметил, что ребенок мастурбирует, как ему себя вести?

Для ребят с аутизмом на эту тему есть карточки — картинки, на которых это всё объясняется. Например, на одной из них еще написано: «Когда ты трогаешь себя в интимной зоне, за закрытой дверью и чистыми руками — твои родители радуются».

Если ребенок мастурбирует часто, то, возможно, он испытывает стресс. Возможно, у него конфликт в детском саду или в школе, возможно, родители слишком часто ссорятся. И тогда взрослым нужно обратить на это внимание и помочь своему ребенку.

Но здесь еще стоит узнать у родителя, что он имеет в виду, когда говорит, что ребенок мастурбирует часто. Может быть, он помастурбрировал за год два раза. Это довольно распространенная история. Родители — люди с разным бэкграундом, возможно, их самих наказывали за мастурбацию, стыдили, и у них отложилось, что это неправильно.

— Да, такое тоже может быть. Как раз у детей с интеллектуальными нарушениями такое встречается часто. Когда им скучно, они приходят к своему стандартному развлечению и способу снять напряжение.

— Кстати, когда я читала про мастурбацию, нашла такую историю: мама, увидев это, прибежала из кухни с разделочной доской и ножом, положила руку ребенка на доску, замахнулась, зарыдала, упала с ножом на пол. И я могу лишь представить, сколько ее ребенок прорабатывал такое болезненное воспоминание.

— А если ребенок увидел, как родители занимаются сексом?

— Некоторые люди считают, что это нормально, когда ребенок слышит или даже видит, как родители занимаются сексом. У них есть какие-то основания так думать. Но такого допускать не стоит. И не важно, говорим мы про ребенка с особенностями или без. Потому что для ребенка родители — это нечто святое, и ассоциировать родителей с сексом — это как будто омрачать их образ.

Дорогие родители, пожалуйста, если вы планируете заниматься сексом, когда ребенок дома, поставьте замки и будьте потише. Или отвезите детей куда-нибудь, или сами уезжайте из дома. Иначе ребенок может получить травматичный опыт.

Всё, конечно, индивидуально, но, например, человек может вырасти асексуальным, потому что увидел, что маме в сексуальной близости плохо (мама кричала), и он это зафиксировал.

Или после такого опыта ребенок может попытаться сблизиться с мамой или с папой, чтобы «защитить» своего родителя, предотвратить будущие сексуальные контакты. Каким вырастет человек, который с детства пытался разлучить маму и папу, потому что папа, по каким-то его домыслам, пытался сделать маме плохо — открытый вопрос.

— Теперь заострим внимание на человеке с ментальными особенностями. Допустим, родители не говорили про интимные зоны, про изменения, и он понимает, что с ним что-то происходит, но не понимает, что именно, и его это пугает. Что делать?

— Если перед нами достаточно взрослый человек с интеллектуальными нарушениями, то у него много вопросов, потому что ему непонятно, что с ним происходит, почему он чувствует жар, желание кого-то потрогать, помастурбировать. На такой стадии надо всё равно вернуться к чему-то очень общему и простому, рассказать человеку о том, что у него есть гениталии, из них могут быть выделения, что есть грудь, она может болеть — и это нормально. Потом продвигаться дальше и рассказывать про личные границы и мастурбацию.

И важно, чтобы было поменьше слов. Для людей с интеллектуальными нарушениями чем меньше слов, тем лучше. Сейчас я провожу занятия для взрослых с нарушениями интеллекта, подопечными фонда «Жизненный путь». И да, мы начинаем с самых основ: анатомия, личные границы, знания о своем теле.

— А если незнакомый человек с ментальными особенностями внезапно потрогал, например, нашу читательницу за грудь, как ей нужно себя вести с ним?

— Надо спокойно сказать, что вам неприятно, когда вас так трогают, обратить внимание, что это интимные зоны, которые можно трогать только по обоюдному согласию. Выступать агрессивно я бы не рекомендовала.

Если же вы заранее знаете, что будете общаться с человеком с ментальными нарушениями, то надо сразу при встрече обозначить личные границы. Приведу пример. Одна девушка работала педагогом в инклюзивной школе в ресурсном классе, то есть классе, где есть дети с особенностями и без. И она как учитель по-разному вела себя с разными детьми. Детей с интеллектуальными нарушениями она больше подпускала к себе, могла приобнять, подростку без особенностей она просто говорила «привет». Но в какой-то момент объятия перестали носить дружеский характер — руки ребенка стали двигаться туда-сюда. Понятно, почему личные границы должны быть выстроены у каждого взрослого человека четко?

Перемотаем назад, когда руки школьника еще не стали двигаться по телу учительницы. Вот ребенок с интеллектуальными нарушениями, у которого есть еще и физическое отставание в развитии. Выглядит он на 10, а на деле ему 14. С точки зрения физиологии ему 14, с точки зрения интеллекта ему 10. Перед ним стоит молодая преподавательница, улыбается. Урок заканчивается, ребенок подбегает, обнимает ее и утыкается лицом ей в грудь. Она думает: «Какой милый мальчик». А он таким образом реализует свою сексуальную фантазию. И что он фиксирует? Что с ней так себя вести можно, значит, так можно с кем-нибудь еще; если удалось головой дотронуться до ее груди, значит, и до чего-то еще можно дотронуться. Это так работает.

Но руки могут быть только началом. Как-то молодая девушка-психолог вышла на работу в детский сад. И один ребенок стал залезать ей под узкую юбку, потом уронил ее, обхватив за ноги, сорвал белье, залез рукой в зону паха и начал что-то там делать, а она оцепенела от шока. Это продолжалось довольно долго. Чем всё закончилось, я уже не помню, кажется, ситуацию разрешила третья сторона.

— Получается, объятий вообще стоит отказаться?

— Необязательно. Есть такой прием — боковые объятия. Ребенок бежит тебе навстречу, а ты поворачиваешься к нему боком и так его обнимаешь, чтобы избежать разных неловких ситуаций.

— А если доходит до агрессии? Ребенку или молодому взрослому говорят, что здесь трогать не надо, а он начинает бить того, кто запрещает? Мы должны эту агрессию как бурю переждать и потом спокойно поговорить или мы должны уже во время этой бури что-то делать?

— В этот момент важно, чтобы тебя не избили, хотя не всегда получается увернуться. У меня были случаи, когда дети с аутизмом и с умственной отсталостью меня избивали, потому что им что-то не нравилось. Например, мы сидим с детьми и поем песню под укулеле, подходит девушка, уже достаточно взрослая, у нее тяжелая умственная отсталость, и начинает очень сильно бить меня по голове. Оказалось, ей не нравилась песня.

В этом случае нужно остановить агрессию. Как ты можешь это сделать? Есть такое правило в реабилитации после онкологии и в гуманистической педагогике — два к одному: должно быть два педагога на группу детей. Если ребенок стал вести себя агрессивно по отношению к педагогу, второй может вывести его из помещения и успокоить или же посадить ребенка в специальную позу, когда руки скрещены на груди, голова чуть опущена и зафиксирована.

Два педагога нужны не только для этого. Если ребенку становится плохо, один остается с ним, другой бежит за помощью, или ребенок может обвинить педагога в домогательстве; если больше никто этого не видел, то ребенок всегда прав.

Но если вернуться к агрессии, то это всегда на грани. Когда педагог начинает ловить руки ребенка, это уже может быть воспринято как агрессия со стороны педагога. Так что надо быть осторожнее.

— Почему в принципе ребенок может начать вести себя столь агрессивно?

— Ребенок с особенностями ведет себя агрессивно, потому что он не умеет контролировать никакие эмоции. С такими детьми редко говорят о градации эмоций, об их контроле, о том, что называется эмоциональной компетентностью.

Мы, взрослые нормотипичные люди, можем обуздывать эмоции: я знаю, что буду очень злиться, но доделаю эту работу, а потом выйду и порву на тысячу кусочков рулон бумажных полотенец или покричу в пустынном месте. А они не знают, что так можно.

И им непонятно, как эти ощущения контролировать, это сложно для них и физиологически. Если ребенок испытывает агрессию, самое логичное, что он может предпринять, — выпустить ее наружу здесь и сейчас. Плюс многие дети с особенностями привыкли, что на них обращают внимание, когда они демонстрируют что-то гипертрофированно. И всё это приводит к тому, что они именно так выражают свои эмоции, даже в те моменты, когда стремятся к близости.

— Но их можно научить управлять своими эмоциями?

— На данный момент есть ряд методик, в которых с помощью карточек и мобильных приложений детей с легкими нарушениями интеллекта и детей с аутизмом обучают распознавать эмоции, но там речь идет скорее об эмоциях других людей. Надеюсь, в будущем научное психолого-педагогическое дефектологическое сообщество сможет решить этот вопрос.

— Вопрос половой близости любого человека решает сам человек, даже если у него умственная отсталость или если он имеет нарушения опорно-двигательного аппарата. В Европе на такой случай предусмотрено суррогатное партнерство, которое положено от государства.

— А как понять, что человек с ментальными нарушениями хочет половой близости и хочет конкретно с этим человеком? Ему же может не понравиться суррогатный партнер.

— Здесь нужно уточнить, что мы говорим о людях, которые умеют разговаривать, умеют жестикулировать, умеют в какой-то мере проявлять свои эмоции, могут что-то показать и выразить, и это можно понять. Вспомни, как дети выстраивают дружеские отношения. Они могут показать того, у кого им нравятся волосы, глаза и коленки, а у кого нет. Один молодой человек с умственной отсталостью оказывал мне знаки внимания и сказал, что ему нравятся мои коленки.

— Как ты отреагировала?

— Я сказала: «Спасибо, мне очень приятно». Он попытался их потрогать, но я не позволила, сказала, что мне не комфортно.

— Просто ведь еще есть люди, которые имеют и физические особенности и интеллектуальные.

— Это очень сложная тема. По отношению к тем, у кого есть инвалидность и по интеллектуальным, и по физическим нарушениям, в нашем обществе всё еще существует стереотип о том, что вот такой человек — «овощ». И поэтому очень тяжело что-либо делать.

— Когда у него начнется половое созревание, он захочет близости, что делать?

— У нас ничего не делают. Я общалась в ПНИ со взрослыми людьми с такими нарушениями, и они говорят, что, когда они ходят на реабилитационный массаж, где им сгибают и разгибают ноги, они могут получить удовольствие. Да, они могут получить удовольствие от прикосновения. Возможно, если перед нами неговорящий человек, с ним происходит то же самое, только он не может это вербально выразить. Однако если у него будет возможность — он ее каким-то образом реализует. Знаешь, некоторые женщины добиваются оргазма, когда просто сжимают ноги. Каждая из этих женщин сама дошла до этого, сама это открыла.

— Но тут момента согласия-несогласия, скорее всего, не возникнет, так? Мы просто не сможем его отследить.

— Скорее всего, близости с кем-либо у них не будет. Но ребята, которых я знаю, у которых есть нарушения опорно-двигательного аппарата и интеллектуальные, говорят, что им достаточно кого-то потрогать. Просто побыть вместе с кем-то — для них уже интимная близость. С другой стороны, понятие секса сейчас стало очень широким. Сексом может быть то, что мы считаем сексом.

— Наверное, это неэтично. И у нас нет законодательных условий для чего-то подобного. Для взрослых людей в Европе такое возможно. Например, существует массаж простаты для полностью парализованных людей, чтобы снять их сексуальное напряжение. А у нас пока даже непонятно, как это должно быть организовано, где это должно быть, кто будет решать, что такие процедуры проводить можно и что они будут включать.

— Таких много. И еще есть такой вид парафилии — акротомофилия, когда людей возбуждают люди с инвалидностью. В специальных сообществах они всегда рады познакомиться с новыми подписчиками. В целом, для кого-то это будет решением проблемы. Кто-то познакомится в другом месте. А кто-то никогда не найдет себе партнера. Но это может случиться и с человеком без особенностей.

— Часто подростков с ОВЗ знакомят только с подобными им или в первую очередь с ними, завязываются отношения, со временем паре может хотеться большего. Как здесь быть с близостью, когда со всех сторон есть трепетные родители, которые защищают свое чадо?

— Иногда родители стараются всячески разлучать возникающие парочки, лишь бы ничего не было. И тут вопрос к родителям: хотят ли они счастья своим детям? Человек развивается гармонично, когда знакомится, когда влюбляется, когда вступает в сексуальную близость. Я знаю случаи, когда родители знакомят подростков на колясках, а потом всё время с ними торчат, никуда одних не отпускают. И хочется нежно им сказать: «Может, как-нибудь уйдете?» Ведь молодым взрослым с особенностями так же, как и другим, важно общение наедине.

— Рассказывать ли детям, что люди могут быть с тобой из жалости и могут тебя использовать? Тут всё зависит от доверительности отношений между родителями и ребенком. Если отношения доверительные, то рассказывать. И здесь уже не важно, перед нами ребенок с особенностями или без. Использовать или быть с кем-то из жалости могут все и со всеми. Поэтому, да, надо рассказать, что отношения бывают такие, бывают такие, а потом добавить: «Ты всегда в них себя цени и знай, что твои личные границы и желания — это важно».

— Если родитель всё же боится заниматься половым воспитанием своего ребенка или не уверен в своих силах, можешь посоветовать места, куда он может обратиться за консультацией?

— Мы с педагогами и выпускниками Международной академии сексологии открываем Ассоциацию педагогов полового воспитания, где собираемся обучать педагогов-психологов и родителей. Фишка в том, что пройти переподготовку может человек с психологическим или с психолого-педагогическим образованием. То есть здесь будут одни профессионалы, за которых можно ручаться. И именно здесь родители могут проконсультироваться.

В России начинают всё больше говорить о половом воспитании в целом и половом воспитании детей с особенностями, но тут всем нам еще многое предстоит сделать. В нашей стране нет исследований, связанных с половым воспитанием, потому что глобально оно считается ненужным. А вся обучающая программа детей с особенностями построена явно не для них.

Когда я получала образование олигофренопедагога — это педагог, который обучает людей с интеллектуальными нарушениями, в какой-то момент я задалась вопросом: «А зачем нам учить детей дробям, если они не понимают важнейших вещей, связанных с их телом? Зачем литература, история? Это всё им никогда не понадобится, но это считается важным. А вопросы, связанные с социализацией, половой близостью, мастурбацией, анатомическими особенностями — это важно, это то, с чем каждый сталкивается. А этого нет».

У меня повис немой вопрос: что делать?

Надеюсь, что совместно со специалистами в смежных сферах помогающих профессий мы найдем выход из этой ситуации. По крайней, мере мы уже сейчас работаем над этим в проекте «Безопасное пространство» и рассчитываем, что всё больше людей из образовательных и благотворительных организаций уже в ближайшее время осознают важность этой темы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *