что делать если первая жена против второй
Может ли мужчина взять вторую жену без согласия первой?
Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух! Уважаемый муфтий, может, я и не по адресу, но у меня есть один вопрос. Если вам не трудно, ответьте, пожалуйста! Если мужчина- мусульманин хочет жениться на второй, то первая жена обязательно должна знать об этом, или же можно, чтобы она вообще не знала о наличии второй жены? Тогда как же мужчина будет соблюдать справедливые отношения (имеется ввиду равных ночах)? (Зайтуна Аширова)
Ответ:
Что касается первого вопроса, то аяты и хадисы в отношении этой темы не указывают на то, что муж обязан сообщать первой жене о второй или спрашивать у нее разрешения на женитьбу.
Однако если при заключении никаха была договоренность между сторонами о том, что мужчина не будет брать второю жену без согласия первой, и он принял это условие, тогда в случае женитьбы на второй жене без согласия первой, она имеет право выдать себе талак и уйти от него.
В истории был такой случай, когда женщины Бухары пришли к ученым и пожаловались им на своих мужей, что они оставляют их без нафака, бьют без шариатского условия, увозят в другой город без их согласия, и берут второй женой молодых, а на них не обращают внимания.
После этого ученые Бухары установили 4 условия при заключении никяха, чтобы не было угнетения прав женщин:
— более шести лунных месяцев жену не оставлять без нафака (содержания);
— не ударять без шариатских условий;
— не увозить жену из города, где живут ее родители;
— не жениться на второй жене без согласия первой.
И если хоть одно из этих четырех условий нарушиться, то женщина становиться «мухаййяра» (т.е. у нее есть выбор). При желании, она может дать себе талак либо же терпеть и быть с мужем.
Что касается второго вопроса, в Священном Коране сказано:
فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً
(Смысл): «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной…».
Также в хадисе Пророка (ﷺ):
«مَنْ كَانَتْ لَهُ امْرَأَتَانِ فَمَالَ إلَى إحْدَاهُمَا جَاءَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَشِقُّهُ مَائِلٌ»
«У кого будет две жены, и он будет не одинаково относиться к ним, то в Судный День такой человек предстанет с волочащейся за ним половиной (подобно парализованному)».
В книге «Аль-Хидая» сказано:
«Женщины заслуживают уравнивания, в равном разделении ночей между ними, но не в самом половом акте».
Человек в такой ситуации уже будет вынужден сказать первой жене о наличии второй, потому что ему будет тяжело скрыть факт, к примеру, его отсутствия дома, когда наступает очередь второй жены.
Но если вас интересует мое личное отношение к данному вопросу, то я скажу: «Лучше иметь один тыл, чем два фронта!».
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Для начала следует усвоить одну важную вещь! Ислам никогда не делал дозволенным что-либо, в чем есть вред, как для отдельного человека, так и для общества! Всевышний и Мудрый Аллах сказал: «Он повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, делает дозволенным благое и запрещает скверное» (аль-А’раф 7: 157).
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в комментарии к этому аяту писал, что это касается еды, питья, брачных отношений, деяний и слов. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 178.
Наоборот, во всех обязательных и желательных предписаниях шариата есть только польза, благо и счастье как в мире этом, так и в мире ином! Однако вся беда происходит только по причине недопонимания некоторых законоположений шариата некоторыми мусульманами, либо по причине отсутствия знания, либо по причине следования за своими страстями! Также зачастую является причиной непринятия и не понимание вопросов многоженства пропаганда неверных и менталитет некоторых обществ. Спросили как-то шейх Салиха аль-Фаузана: «Каково положение того, кто отрицательно относится к многоженству и отвращает от этого людей?»
Шейх ответил: “Не дозволено мусульманину ненавидеть что-либо из того, что узаконил Аллах и отвращать также от этого людей! Это приравнивается к вероотступничеству от религии Ислам, как говорит Всевышний Аллах: «Они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!» (Мухаммад 47: 9). Это очень опасно! А причиной этого является измышления неверных, которые отвращают от Ислама и подбрасывают сомнения тем мусульманам, которым неизвестны законоположения Ислама, важными из которых является дозволенность многоженства! И в этом польза в первую очередь для самих женщин”. См. “Фатауа аль-Фаузан” 3/251.
А что касается психического или физического расстройства жены по причине женитьбы на другой или разрушения первого брака по причине женитьбы на второй, то виной этому является не сам факт многоженства, а кто-то из супругов. Ведь дело может быть в чрезмерно ревнивой жене, или в отсутствии мудрости у мужа, который не имея возможности ужиться даже с одной женой, берет себе вторую. И ведь можно смело сказать, что развод в семьях, в которых у мужчины всего одна жена происходит чаще, чем развод в семьях мужчин, у которых несколько жен. Кто в таком случае причина развода?!
Женщина-мусульманка должна быть в первую очередь ревностной к религии Всевышнего Аллаха, а не к мужу, и если ее ревность к религии будет сильнее чем к мужу, то инша-Аллах она поймет все эти положения правильно и подчинится со спокойной душой этому.
Я не говорю об полном отсутствии ревности к другим женам, это не возможно, ведь ревновали наилучшие женщины этой общины, а именно – матери правоверных, жены нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Однако их ревность была в рамках шариата и не подталкивала их выходить за границы дозволенного, в отличие от того, что происходит в наши дни, когда одна жена настраивает мужа против другой, зачастую даже обманывая и придумывая различные лживые ситуации. Все это великий грех, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто настраивает мужа против жены, тот не из нас!» Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5437.
Хадисы, в которых сказано: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.
Ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили, что не является обязательным для мужчины, который собирается жениться на второй, чтобы его жена была довольна этим. Однако они говорили, что из числа благого нрава и хорошего взаимоотношения с женой, это сделать довольной первую жену, понимая их ревность, заложенную изначально во всех женщинах. Т.е. следует ее настроить правильно и подготовить мудро к женитьбе на второй. См. “Фатауа аль-Ляджна” 18/402.
Воспользовавшись случаем хотелось бы сделать небольшое напоминанием мужьям:
Всевышний Аллах сказал: «Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или наложницами, которыми вы овладели. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости» (ан-Ниса 4: 3).
Имам Ибн ‘Абидин сказал: “Аллах повелел ограничиться одной женой в случае опасения несправедливости! И это указывает на обязательность справедливости при многоженстве”. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/408.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день со склонившейся частью тела!» Абу Дауд 2133, ан-Насаи 5/63. Хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Разве это не устрашающий хадис в отношении несправедливости к женам?!
Имам ‘Али аль-‘Адауи сказал: “Ученые единогласны в обязательности справедливости (между женами). А тот, кто не проявляет справедливость между женами, тот грешник, чье доверие и свидетельство неприемлемо! А если кто-то будет отрицать необходимость справедливости между женами, то от него следует требовать в течении трех дней покаяния, а если он откажется покаяться за это, то становится неверным!” См. “Хашия аль-‘Адауи” 2/60.
Имам Джамалюддин аль-Къасими сказал: “Раз шариат установил справедливость для того, чтобы иметь несколько жен, то тот, кто сможет осилить многоженство – это умный, сильный и способный человек, а не каждый простой”. См. “Тафсир Махасин ат-тауиль” 5/1118.
Призываю себя в первую очередь и всех мусульман не спешить с вопросами многоженства и не относится к такому важному вопросу халатно!
Субхана-Ллах, если же у кого-то есть желание жениться еще, однако он знает наперед, что у него нет возможности делить поровну дни между женами и т.п., то пусть женится на такой, которая согласиться на условия твои, как: «буду приходить раз, два в неделю», «не буду содержать» и т.п., что саляфы именовали как «никах нахарият». И такой никах с ограниченными условиями действителен, если только женщина согласна на него!
Спросили однажды у аш-Ша’би о человеке, у которого жена и он жениться на второй, и ставит условие быть у одной два дня, а у другой день, аш-Шаби отвтеил: «Нет в этом проблем!» Ибн Аби Шайба 3/338.
Это никах с ограничениями, однако в нем необходимо наличие всех условий никаха, как уали, два благочестивых свидетеля, махр.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Дозволена ли женитьба на второй, если это приведет к разрушению первого брака?
Ответ: уа алейкум салам уа рахматуЛла. Да, приемлемо!
Изначально, сестра, вопрос поставлен не совсем верно. И часто, кстати, подобно этому говорят многие мусульманки: Дозволена ли женитьба на второй, если это приведет к разрушению первого брака?
Для начала следует усвоить одну важную вещь! Ислам никогда не делал дозволенным что-либо, в чем есть вред, как для отдельного человека, так и для общества! Всевышний и Мудрый Аллах сказал: «Он повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, делает дозволенным благое и запрещает скверное» (аль-А’раф 7: 157).
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в комментарии к этому аяту писал, что это касается еды, питья, брачных отношений, деяний и слов. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 178.
А что касается психического или физического расстройства жены по причине женитьбы на другой или разрушения первого брака по причине женитьбы на второй, то виной этому является не сам факт многоженства, а кто-то из супругов. Ведь дело может быть в чрезмерно ревнивой жене, или в отсутствии мудрости у мужа, который не имея возможности ужиться даже с одной женой, берет себе вторую. И ведь можно смело сказать, что развод в семьях, в которых у мужчины всего одна жена происходит чаще, чем развод в семьях мужчин, у которых несколько жен. Кто в таком случае причина развода?!
Женщина-мусульманка должна быть в первую очередь ревностной к религии Всевышнего Аллаха, а не к мужу, и если ее ревность к религии будет сильнее чем к мужу, то инша-Аллах она поймет все эти положения правильно и подчинится со спокойной душой этому.
Здесь не говорится об полном отсутствии ревности к другим женам, это не возможно, ведь ревновали наилучшие женщины этой общины, а именно – матери правоверных, жены нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Однако их ревность была в рамках шариата и не подталкивала их выходить за границы дозволенного, в отличие от того, что происходит в наши дни, когда одна жена настраивает мужа против другой, зачастую даже обманывая и придумывая различные лживые ситуации. Все это великий грех, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто настраивает мужа против жены, тот не из нас!» Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5437.
Хадисы, в которых сказано: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.
Ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили, что не является обязательным для мужчины, который собирается жениться на второй, чтобы его жена была довольна этим. Однако они говорили, что из числа благого нрава и хорошего взаимоотношения с женой, это сделать довольной первую жену, понимая их ревность, заложенную изначально во всех женщинах. Т.е. следует ее настроить правильно и подготовить мудро к женитьбе на второй. См. “Фатауа аль-Ляджна” 18/402.
Ассаламу алейкум братья! Что делать если я хочу взять вторую жену, а первая жена не хочет этого? многоженство
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
4:3. А если есть в вас страх,
Что справедливости вы к ним не соблюдете,
Возьмите в жены тех,
Которые любимы вами,
(Будь то одна иль) две, иль три, или четыре.
Но если есть в вас страх,
Что справедливости вы к ним не соблюдете,
Возьмите в жены лишь одну,
Иль ту, которою владеют ваши правы руки.
Сие есть ближний путь
От справедливости не уклониться.
4:4. По щедрости душ и
Давайте своим женам дар предбрачный,
И коль они по своей доброй воле
Вам предоставят часть его,
Питайтесь им во здравие свое и благость.
4:5. И не давайте неразумным то добро,
Которое Господь вам дал на содержанье;
Вы из него кормите их и одевайте
И с ними речь благопристойную ведите.
перевод В. Пороховой.
Шейх Мухаммад Салех аль-Мунаджид:
Брак в исламе – это священный договор, для которого Шариат устанавливает определенные правила и процедуры, чтобы обеспечить его стабильность. Хотя ислам и разрешает мужчине иметь более одной жены, он оговаривает определенные условия для этого, стремясь обеспечить прочность супружеской жизни.
Хорошо известно, что женщины по своей природе ревнивы и не хотят делить своих мужей с другими женщинами. Женщин не следует порицать за эту ревность, поскольку она была присуща даже самым праведным женщинам, женам сподвижников и даже матерям правоверных. Но женщины не должны давать волю своей ревности вплоть до сопротивления тому, что разрешил Аллах, а также не должны препятствовать этому; жена должна разрешить мужу жениться на другой женщине, [тем самым] воздавая ему праведностью и набожностью.
Согласие первой жены не является условием брака ее мужа со второй женщиной. С вопросом на этот счет мы обратились в Постоянный комитет по фатвам, и он издал такую фатву:
Если муж хочет взять вторую жену, ему не обязательно ставить в известность первую жену. Однако правила хорошего тона и добродетели требуют от мужа такого обхождения с первой женой, чтобы свести на нет ее возможную обиду. Мужу надлежит по-доброму обращаться со своей женой, обсудить с ней эту проблему и уладить дело, потратив столько денег, сколько нужно для ее согласия.
Итак, в свете всего сказанного ясно, что проблема не в том, что мужчина имеет это право, а в том, как он его использует. Как мы уже говорили во многих фатвах, ислам принимает во внимание неотъемлемые права женщин, и мужчины не должны вмешиваться в эти установленные исламом права, которые включают и уважение к личности женщины. Женщины для мужчин – это не собственность, с которой можно развлекаться когда угодно как с пустой игрушкой; женщины – это спутницы их жизни.
Многожёнство в исламе
Многоженство остается неоднозначной темой, провоцирующей продолжительные дискуссии. Идеологические и религиозные споры такого толка могут длиться столетиями, но каждая сторона способна аргументировать точку зрения.
Сегодня нам предстоит узнать суть многоженства, рассмотреть положительные факторы, а также главные правила второго брака, обязательные для исполнения в исламе. Постараемся разобрать ключевые вопросы, сделать полезные выводы.
Вторая жена в исламе
В исламе можно иметь несколько жен, до четырех. В религиозных, исторических источниках нет прямых указаний или ограничений. Никак не разъясняется, что может служить причиной того, что у мужчины появляется вторая и третья жена. Кроме того, нет и обязательных условий, без соблюдения которых можно было бы запретить заключение следующих браков.
Иными словами, мужчина самостоятельно принимает решение о заключении следующих браков. И только он отвечает за свои поступки. При этом он обязан быть справедливым и заботливым мужем, уделять каждой женщине равное внимание. Запрещено кого-то выделять, причиняя ущерб другим женам. Здесь подразумевается, что муж берет на себя финансовую ответственность за жен, а также за детей, которые будут появляться после заключения браков.
Источники указывают следующее: если мусульманин не может быть полностью уверен в своей справедливости, в том, что он справится с обязательствами, ему лучше все-таки воздержаться от брака.
Женщины воспринимают такое право мужчины неоднозначно. Зачастую возникает ревность, нежелание, открытое или замаскированное, мириться с наличием или появлением других жен. Женщина может знать заранее о том, что она не будет единственной женой. В иных случаях об этом предстоит узнать уже в браке, например, спустя несколько лет совместной жизни.
Имамы советуют следующее: если возникают проблемы, мужчина начинает ущемлять права жены, выделяет только одну жену, пренебрегает другими, не способен проявить заботу, об этом необходимо сообщить. Имам поможет разобраться с проблемой, даст совет, напутствие.
Есть еще один важный момент. Глава семьи в мусульманском браке – мужчина. Только он принимает решение о повторном никахе. Ему не нужно разрешение первой жены, чтобы завести вторую. Авторитет мужчины имеет определяющее значение, его решение не подлежит обсуждению или оспариванию.
Нередко женщины не в состоянии принять перемены, привыкнуть к новому составу семьи и своему статусу. Но мужчина не обязан иметь только одну жену. Если он видит необходимость в повторном никахе, то он его заключит.
Жены никак не могут повлиять на происходящее, если все их права соблюдаются: они имеют право на равную заботу, внимание со стороны мужа. Если супруга категорически не согласна с тем, что появилась вторая жена, она имеет условное право развестись, покинуть мужа. При категорическом неприятии многоженства мужа это будет единственной возможностью изменить ситуацию.
О пользе терпения
Большое значение имеет отрицательное отношение некоторых женщин, правоверных, к факту разрешения многоженства. Когда женщина начинает его отрицать, указывает на недостатки, говорит о том, что никогда подобного не позволит, она серьезно отступает от своей веры.
Подобная позиция противоречит законам Шариата, самим религиозным канонам, а также многовековым традициям. Об этом стоит задуматься, прежде чем настаивать на своей позиции.
Важно понимать, что многоженство имеет множество положительных сторон, а также является неотъемлемой частью религии, истории. Здесь как раз пригодится умение проявлять терпение, отказываясь от своих эгоистичных взглядов.
Мудрость предписания многоженства
Большая польза для общества, мудрость заключается в разрешении многоженства. Женщины могут найти себе любящего и заботливого супруга. Шансы на это возрастают, так как один мужчина готов заботиться о нескольких любимых женах. Дети остаются признанными, любимыми, ни в чем не нуждаются. Уберегает такая традиция от измен.
Многоженство в исламе: правила второго брака
Рассмотрим ключевые постулаты, признанные в традиции и религии правила второго брака.
Оберегание мужчины от прелюбодеяния
С разрешением многоженства мужчина может жить в гармонии с собой, удовлетворяя свои потребности. При этом ему не нужно вступать в запретные отношения. Он способен окружить себя любимыми женами, заботиться о них, получать внимание взамен.
Защита женщины
Если рассматривать различные статистические данные, напрашивается один вывод: наблюдается недостаток мужчин. При оценке соотношений полов, на одного мужчину может приходиться четыре, пять женщин. Кроме того, среди мужчин выше показатели смертности.
В конечном итоге многие женщины вынуждены оставаться одинокими, вступать в запретные отношения в стремлении к любви и деторождению. Кроме того, часто они становятся жертвами обмана со стороны мужчин, которые хотят иметь несколько жен, но не могут этого сделать официально, открыто.
Потомство
Мужчина, берущий себе несколько жен, несет ответственность не только за каждую женщину, но и за всех их детей. В результате потомство обеспечивает всем необходимым, материальными благами, заботой, воспитанием, социальным статусом. В глазах общества эти дети тоже окружены заботой, имеют отцов, являются законными, поскольку их родители заключили никах, как того требует религия и традиции.
Безусловно, это крайне важно с моральной и этической точки зрения, а также в экономическом плане. Официальное многоженство позволяет признавать всех своих детей от разных жен, быть им официальным отцом.
Сохранение народа от нечестия и болезней
У многоженства есть достаточно позитивных последствий. Удается сохранить нормальные и официальные отношения между мужчиной и женщиной, принимая во внимание потребность мужчины в полигамии. Отпадает необходимости в тайных отношениях за рамками одного брака.
Кроме того, мужчина, имеющий нескольких жен, может поддерживать открыто каждую, а также заботиться о детях. Существует мнение о том, что многоженство способно заметно сократить разврат и распространение соответствующих болезней в обществе.
Менталитет и известные стереотипы, личные ценности далеко не всегда позволяют принять перспективу многоженства. Но даже признание неоднозначности такой модели взаимоотношений не умаляет ее многочисленных достоинств. Мужчина, имеющий несколько жен, способен создать условия, проявляя заботу о супругах и детях.
Главное – справедливость по отношению к каждой женщине, равное распределение внимания. И здесь всё зависит от порядочности и ответственности мужчины, берущего на себя такие серьезные обязательства. Ведь это не позволение развлекаться и жить в удовольствие, а серьезная ответственность.