что делать если перегрелся вариатор
Перегрев вариатора: причины, признаки, последствия и способы предотвращения
Большинство производителей авто уже перешли на вариаторы, которые постепенно вытесняют привычные гидроавтоматы. Но водители опасаются этого типа трансмиссии и готовы отказаться от покупки понравившегося автомобиля только по причине наличия CVT. В народе до сих пор блуждает масса слухов о проблемах и недостатках бесступенчатых коробок передач. Да, первые экземпляры разных моделей вариаторов действительно были проблемными и часто ломались, особенно Multitronic, которыми пытались оснастить автомобили производства Audi.
Особенно преуспели в разработке бесступенчатых коробок передач японские компании Jatco и Aisin, поставляющие CVT для автомобилей Nissan, Toyota. Но японские вариаторы также выходили из строя и регулярно дорабатывались. Одна из главных причин – перегрев трансмиссии. Почему коробка перегревается, и как бороться с этим опасным явлением?
Температурный режим CVT
Температура коробки передач относится к числу особых характеристик агрегата. Производителями авто предусмотрена даже система самодиагностики, состоящая из датчиков температуры, которые фиксируют изменения температуры. Если она повышается, блок управления переводит CVT в аварийный режим работы и автомобиль просто останавливается. Водитель при этом сможет наблюдать активированный индикатор «!» на панели приборов. Установка вариатора происходит вместе с теплообменником – специальное устройство, в котором происходит теплообмен между двумя носителями, имеющими разные температурные показатели.
Кроме теплообменника устанавливается дополнительный радиатор в моторном отсеке перед конденсором климатической установки. Эти устройства необходимы для поддержания оптимального температурного режима, отвода тепла и охлаждения агрегата. Но проблема в том, что и теплообменник, и радиатор со временем забиваются. Отдельные устройства отличаются настолько неудачными конструкциями, что выводят из строя коробку передач еще до прохождения 60-80 тыс. км. Одно из главных условий постоянно стабильной температуры CVT – чистый теплообменник и радиатор охлаждения.
Признаки перегрева вариатора
Даже небольшое повышение температуры может обернуться неприятными последствиями в будущем. Электроника далеко не всегда срабатывает на высокую температуру, поэтому водителю остается ориентироваться по поведению автомобиля. Появляются следующие признаки:
Как правило, эти симптомы проявляются на «горячую», а после охлаждения агрегата полностью исчезают и CVT продолжает работать в привычном режиме. В идеале при перегреве загорается индикатор на панели приборов и коробка передач уходит на аварийный режим работы. Не стоит продолжать движение даже если после простоя трансмиссия стала обратно исправно функционировать. Лучшим решением станет вызов эвакуатора и поездка в сервисный центр, поскольку дальнейшая эксплуатация автомобиля может стать причиной серьезной поломки вариаторной коробки. В перегретом вариаторе масло пахнет горелым и обретает темный цвет, оно теряет первоначальные свойства и способствует повышенному износу «железа» агрегата.
Причины перегрева трансмиссии
Как было уже сказано выше, основная и главная причина перегрева – грязный теплообменник и забитые соты радиатора. Мошки, пыль, грязь активно проникают через любые преграды, когда автомобиль несется по дороге на высокой скорости. Высокая температура способствует прикипанию всей этой неоднородной массы, которая впоследствии препятствует нормальному продуванию системы и отводу тепла. Особенно подвержены загрязнению внедорожники и кроссоверы, эксплуатируемые по внедорожью и проселочным дорогам. Грязь вместе с глиной особенно быстро налипает на верхней части радиатора, которая отвечает за охлаждение вариатора.
Рекомендуем промывать радиатор как минимум 1-2 раза в год со снятием бампера и чисткой воздуховодов
Не менее важно следить за состоянием и уровнем трансмиссионного масла в коробке передач. Течи через уплотнители способны привести к самым печальным последствиям. Нехватка одного литра масла в вариаторе ощущается наиболее остро – масло быстро загрязняется, нарушается температурный режим, сильно страдают внутренние детали. Нужно контролировать не только уровень технической жидкости, но и своевременно менять её вместе с фильтром. Продукты износа постоянно циркулируют в системе и оседают на фильтре тонкой очистки. Этот фильтрующий элемент лучше всего менять с каждой сменой ATF. Если есть желание продлить срок службы вариатора, то смазочный материал и фильтр необходимо полностью обновлять каждые 50-60 тыс. км пробега.
Последствия эксплуатации авто с перегревом CVT
Небольшое повышение температуры пагубно сказывается на свойствах масла. Оно рассчитано под определенный режим работы и в худшем случае утрачивает свои характеристики. На СТО специалисты обычно берут ATF на пробу, сливая примерно 50 мл жидкости. Этого количества материала достаточно для постановки диагноза: темный цвет и запах горелого укажут на перегрев CVT. Если закрыть глаза на перегрев и продолжать спокойно ездить за рулем автомобиля, нужно быть готовым к скорому капитальному ремонту. В первую очередь выходят из строя соленоиды и фрикционные диски. Довольно часто перегрев становится причиной нарушения геометрии гидроплиты. Подобные поломки устраняются с большими финансовыми затратами, обычно водители подыскивают контрактные агрегаты.
Стоит ли устанавливать дополнительный радиатор?
Длинные интервалы между заменами масла, экономия на технической жидкости и других расходных материалах, агрессивная эксплуатация автомобиля, – все эти факторы очень сильно сокращают ресурс трансмиссии. Стоит помнить, что вариатор рассчитан на спокойное вождение и не терпит длительное движение на высокой скорости. Также отрицательно сказывается на надежности CVT высокая загруженность транспортного средства. Пока автомобиль находится на гарантии, ставить дополнительный радиатор необязательно, но после окончания этого срока вопросом обеспечения надлежащего охлаждения нужно серьезно заняться.
Некоторые автомобилисты выполняют всю работу самостоятельно, но лучше всего доверить машину профессионалам. На Mitsubishi часто ставят радиатор от УАЗ Патриот, потребуется корпус охладителя на четыре вывода, шланги, хомуты и кронштейны. Специфика монтажа внешнего радиатора на разные автомобили существенно отличается. На Mitsubishi Lancer 10, Outlander 3 и ASX она одна, а на авто производства Nissan уже другая. Затратив от 30-40 тысяч рублей можно исключить риски перегрева вариатора и создать оптимальные условия для продолжительной работы трансмиссии. Не экономьте на радиаторе и материалах, поскольку от их качества зависит последующее стабильное функционирование всей системы охлаждения.
Сообщение о перегреве вариатора
Загрязнённый радиатор вариатора – причина перегрева
Перегрев вариатора CVT X-Tronic
Коробка-вариатор обеспечивает комфорт во время передвижения на автомобиле, поэтому ее выбирают многие водители. Но у этого вида трансмиссии есть типичная проблема — перегрев. Рассмотрим, каким способом охлаждается CVT X-Tronic, каковы симптомы перегрева вариатора, чем это опасно, как избежать такой нежелательной ситуации.
Рабочие температуры КПП CVT X-Tronic
Масло в вариаторе рассчитано на определенный диапазон температур, при которых оно сохраняет свои свойства и обеспечивает снижение трения между деталями трансмиссии и уменьшает их износ. Рабочая температура масла в CVT X-Tronic составляет +60-70 градусов Цельсия.
При эксплуатации в режимах повышенной нагрузки, некорректной работе системы охлаждения масло может нагреваться до температуры +80 °С и выше. При использовании КПП в таких условиях значительно снижается ее ресурс, ускоряется процесс выработки запчастей. При критическом перегреве до 120 градусов и более трансмиссия может отказать вовсе.
Способы охлаждения вариатора
Масло в коробке охлаждается за счет теплообменника, но в некоторых моделях дополнительно устанавливается радиатор. Обычно он расположен в передней части подкапотного пространства и охлаждается за счет потоков воздуха, которые заходят через специальные отверстия в бампере.
Владельцы моделей КПП с радиатором должны знать, что расположен он не в самом удачном месте, поэтому довольно быстро загрязняется и перестает выполнять свою функцию. Не менее двух раз в год радиатор нужно чистить, в противном случае перегрев трансмиссии, особенно на высоких скоростях, гарантирован.
Если вы решили сделать тюнинг автомобиля, следует знать, что накладки на бампер, защита днища и другие элементы могут затруднить отведение тепла от коробки передач. Перед установкой декоративных элементов лучше проконсультируйтесь со специалистом, это спасет от внезапного капитального ремонта трансмиссии.
Причины перегрева вариатора CVT X-Tronic
Внутри коробки есть множество трущихся деталей, поэтому в процессе движения образуется тепло. Чем интенсивнее нагрузки на трансмиссию, тем больше образуется тепла. Система охлаждения не всегда справляется с нормализацией температуры, поэтому возникает перегрев. Основные причины:
Какова бы ни была причина перегрева масла в вариаторе, нужно искать ее и устранять неполадку. Эксплуатация трансмиссии в режиме слишком высоких температур приведет к дорогостоящему капитальному ремонту.
Признаки перегрева вариатора CVT X-Tronic
В большинстве случаев при перегреве загорается индикатор на приборной панели. В этом случае не рекомендуется продолжать движение, поскольку это может привести к серьезным последствиям. Если КПП перешла в аварийный режим, то везти машину в сервис лучше на эвакуаторе или буксировать с вывешиванием ведущих колес. Это спасает трансмиссию от критических повреждений.
Следует отметить, что не всегда при перегреве вариатор переходит в аварийный режим. Как узнать о перегреве в таком случае? Если вы обратили внимание, что во время езды коробка начинает работать медленно, с рывками, буксует, появляются рывки, а на холодную эти проблемы исчезают, то имеет место перегрев.
Если коробка стала работать некорректно, появились рывки, пинки, передачи переключаются некорректно, нужно срочно обратиться к специалисту для проведения диагностики. Одной из причин таких изменений может быть постоянный перегрев до температур, близких к критическим.
Если при замене масла обнаружено, что оно имеет темный оттенок и характерный запах, это свидетельствует о том, что имел место перегрев вариатора. В таком случае нужно искать причину нарушения температурного режима и устранять ее.
Как не перегреть вариатор: особенности эксплуатации
Следует знать, что вариатор не рассчитан на экстремальный стиль вождения, езду по бездорожью. Он не любит пробуксовок, резкой смены темпа движения. Также этой коробке противопоказано длительное движение на больших скоростях и перегрузки. Если вы решили взять чью-то машину на буксир, лучше откажитесь от этой затеи, вариатору тяжело справиться с такой нагрузкой.
Следите за чистотой радиатора. Он расположен в неудачном месте, вблизи переднего колеса, поэтому довольно быстро забивается грязью. Если своевременно не чистить его, обязательно будет перегрев трансмиссии.
Радиатор и теплообменник охлаждаются за счет потоков воздуха. Если вы решили поменять обвес или защиту, убедитесь, что эти элементы не будут препятствовать циркуляции воздуха. На большинстве элементов обвеса не предусмотрено отверстий для охлаждения подкапотного пространства.
В зимнюю погоду автомобиль нужно прогревать перед началом движения. Езда на холодной трансмиссии приводит к перегрузкам и преждевременному выходу из строя.
Если масло в коробке однажды нагрелось до критических температур, оно утрачивает свои свойства, перегрев будет хроническим. Чтобы этого не произошло, трансмиссионную жидкость нужно заменить.
При соблюдении правил эксплуатации CVTX-Tronic ходит не менее 150-200 тысяч км. Внимательный автовладелец будет долго и с удовольствием ездить на своем Ниссане, Митсубиси Аутлендере, Лансере, Рено Колеос или любом другом авто с вариатором.
Что делать, если перегрел вариатор CVT X-Tronic
На перегрев масла в вариаторе указывает предупредительный символ на приборной панели «!». Если он загорелся, не стоит его игнорировать и продолжать движение. Нужно плавно сбросить скорость, остановить автомобиль, перевести ручку коробки в положение “Р” и, не выключая двигатель, открыть крышку капота. Автомобиль включает систему охлаждения масла, и очень быстро его температура придет в норму. Если предупредительный символ потух, можно продолжать движение.
Перегрев вариатора может периодически возникать при больших нагрузках, если это явление встречается часто либо даже при остановке автомобиля предупредительный значок не тухнет, нужно срочно обратиться в автосервис.
Что происходит внутри КПП при перегреве
Для возникновения серьезных неполадок достаточно 15-20 минут работы КПП в условиях критически высоких температур. Даже если вам ехать недалеко, не стоит рисковать трансмиссией. Но и более кратковременный перегрев тоже опасен.
При достижении критической температуры масло теряет свои свойства. Это значит, что усиливается трение между деталями, наступает их преждевременный износ. Если вы не заметили, что коробка перегрелась, или после такого эпизода не обратились в сервис, готовьтесь к капитальному ремонту.
При перегреве в первую очередь выходят из строя соленоиды и фрикционные диски. При длительном использовании трансмиссии, которая перегревается, часто нарушается геометрия деталей, например, гидроплиты блока управления. Устранение таких проблем обойдется очень дорого, вплоть до капитального ремонта либо замены коробки.
Часто ли возникает перегрев
Старые модели вариаторов не имеют радиатора охлаждения, отличаются несовершенной системой смазки. Именно поэтому такие КПП часто перегревались. Производитель совершенствует агрегаты, учитывает проблемы предыдущих моделей, поэтому новое поколение CVT X-Tronic перегревается намного реже своих предшественников. Мнение о том, что этот тип трансмиссии ненадежен, сформировано владельцами автомобилей с коробками первого поколения, современные вариаторы лишены тех недостатков и при соблюдении правил эксплуатации служат долго.
Предупреждение о перегреве коробки
Теплообменник на Nissan X-Trail
Радиатор охлаждения вариатора на Mitsubishi Lancer X
Почему перегревается вариатор и как это предотвратить
В ходе эксплуатации автомобиля с бесступенчатой автоматической трансмиссией (вариатор или CVT) владельцы могут столкнуться с перегревом. На некоторые вопросы связанные с этой проблемой ответил специалист дилерского центра LADA Техинком г.Химки.
Причины перегрева вариатора
Из-за чего может перегреваться вариатор:
Система охлаждения вариатора не способна охлаждать этот агрегат в случает длительного передвижения на высоких оборотах (скорости близкой к максимальной).
Признаки перегрева вариатора (срабатывает защита от перегрева):
Перегрелся вариатор, что делать?
При появлении первых признаков неисправности рекомендуется остановиться и дать двигателю поработать несколько минут, чтобы масло в вариаторе продолжало циркулировать и охладило агрегат. Продолжить движение не превышая скоростной режим. Если это не решило проблемы, проверьте уровень масла. Если он в норме, выполните диагностику трансмиссии.
Какие последствия перегрева вариатора
После перегрева трансмиссионное масло приходит в негодность. Его следует заменить на новое. Выполнить диагностику вариатора на наличие неисправностей.
5 способов спасти вариатор от перегрева
У всех современных вариаторов в случае перегрева сильнее всего страдает рабочая жидкость, которая теряет свои свойства и становится неспособной защищать детали от износа. Да и неметаллические элементы коробки от нагрева быстро стареют. Вот пять простых способов защитить трансмиссию от серьезных проблем и продлить ей ресурс.
Переводите рычаг в «паркинг»
Если остановка на светофоре больше двух минут, лучше всего перевести селектор в редим P. Таким образом, мы даем гидротрансформатору возможность свободно вращаться и он меньше нагревается. Поэтому уменьшается риск перегрева и у рабочей жидкости.
Снимите защиту двигателя
Если композитная или стальная защита двигателя нештатная, то она нарушает теплообмен в подкапотном пространстве и ухудшает обдув силового агрегата набегающим потоком воздуха. Все это повышает температурную нагрузку на двигатель и коробку передач.
Чистите радиатор
Регулярно чистите от грязи радиатор интеркулера, потому как обычно он расположен рядом с аркой колеса, то есть в очень грязном месте. Со временем грязью сильно забивается его внутренняя сторона, что и приводит к перегреву вариатора при сильной нагрузке или в жару.
Ставьте дополнительный радиатор
Установка дополнительного радиатора охлаждения точно не будет лишней тратой денег. За примером далеко ходить не надо. Скажем, на кроссоверы Mitsubishi Outlander разных годов выпуска японцы то ставили радиаторы охлаждения вариатора, то нет. Автовладельцы быстро поняли, что без такого «охладителя» трансмиссия выдерживает гораздо меньше, чем с ним, так что стали монтировать радиаторы самостоятельно.
Измените манеру передвижения
Вариатор очень не любит частых пробуксовок на светофорах, попыток забраться на высокий бордюр, буксований в грязи, буксировок и длительного движения на большой скорости. Все это вызывает перегрев рабочей жидкости, так что CVT подойдет тем, кто не торопится. У таких водителей эта коробка живет более 200 000 км пробега без серьезных ремонтов.
Какие опасные сюрпризы может преподнести вариатор в летнюю жару
Перегрев — чуть ли не главный признак грядущих серьезных проблем с трансмиссией CVT. В большинстве случаев автовладелец узнает о нем либо обратив внимание на загоревшуюся контрольную лампу на «приборке», либо по толчкам и «пинкам» КП на ходу, особенно на малых оборотах двигателя.
Чем опасен перегрев? Нормальная температура рабочей жидкости в вариаторе — около 60−70ºС. При перегреве она подскакивает порой выше 100−120ºС. При этом падает эффективность смазывания трущихся частей агрегата и резко ускоряется их износ — в том числе конусов и ремня (цепи) вариатора. При температурах свыше 120ºС эта жидкость вообще начинает полимеризоваться, полностью деградируя…
Таким образом, если не обращать внимания на рывки/пинки в трансмиссии и сразу не заняться устранением проблемы перегрева, вариаторная коробка может очень быстро выйти из строя полностью, обеспечив по-настоящему разорительный ремонт. Или вовсе окажется, что дешевле ее выкинуть, и купить новую.
Каковы же возможные причины перегрева CVT? Самая распространенная «летняя» — засорение радиатора охлаждения КП. Он, как правило, располагается где-то в нижней части моторного отсека. Пыль, грязь, насекомые и прочая гадость, висящая в воздухе над дорогой, засоряют и мнут его соты.
Если зимой, в мороз, падение эффективности охлаждения рабочей жидкости вариатора не ощущалось, то в 30-градусную жару сей факт встанет перед автовладельцем в полный рост. Решить эту проблему достаточно просто. Достаточно загнать машину на подъемник или на смотровую яму, демонтировать бампер и промыть радиатор CVT на минимальном давлении «керхера».
Хуже, если «пинки» вариатора возникают не по этой причине. А, например, из-за слишком низкого уровня рабочей жидкости. Когда ее мало, она не успевает охлаждать усиленно греющийся на летней жаре агрегат. Обнаружив это, следует немедленно ее долить. Причем лучше доверить даже такую несложную операцию профильным сервисменам. Ведь падение уровня жидкости не может произойти само по себе. Скорее всего, она «убежала» сквозь какое-то уплотнение.
Поэтому, помимо долива, придется найти место утечки и заменить изношенную прокладку. Эта операция обойдется явно дороже чем мойка радиатора. Однако она все равно куда дешевле серьезного ремонта КП из-за перегрева.
Засоренный продуктами естественного износа фильтр тонкой очистки рабочей жидкости также может спровоцировать перегрев CVT. Вызванное засором снижение скорости ее перетока также снижает эффективность охлаждения вариатора. В мороз это может не ощущаться, а в жару — пожалуйста! Устранение такой проблемы также следует поручить сервисменам. Вместе с заменой фильтра стоит поменять и всю жидкость в КП — чтобы забыть о подобных проблемах надолго.