что делать если партнер кинул на деньги
Что делать, если партнёр выдавливает вас из компании?
Корпоративные войны — одна из самых распространённых причин смерти компаний. Чтобы их избежать, юристы рекомендуют перед началом сотрудничества составлять договор, который определит порядок взаимодействия между владельцами бизнеса. Лучше всего не распределять доли в пропорции 50 на 50, так как равное владение часто приводит к спорам за доминирование. «Секрет» вместе с юристами составил инструкцию, как спасать свою компанию, если заранее предусмотреть и защититься от возможных ссор не удалось.
Корпоративные войны — одна из самых распространённых причин смерти компаний. Чтобы их избежать, юристы рекомендуют перед началом сотрудничества составлять договор, который определит порядок взаимодействия между владельцами бизнеса. Лучше всего не распределять доли в пропорции 50 на 50, так как равное владение часто приводит к спорам за доминирование. «Секрет» вместе с юристами составил инструкцию, как спасать свою компанию, если заранее предусмотреть и защититься от возможных ссор не удалось.
Теория
1. Проверить ЕРГЮЛ
Как правило, действия по вытеснению совладельца бизнеса связаны с тем, что на собрании участников общества (обычно в отсутствии потерпевшего) принимаются незаконные решения. После этого вносятся изменения в ЕГРЮЛ. Например, там может появиться запись о назначении нового директора общества или об увеличении уставного капитала за счёт вклада участника. Если вы своевременно об этом узнаете, сможете оспорить решение в суде.
2. Не доверять знакомым
Эмоции в данном процессе — ваш враг. Необходимо действовать тихо и продумывать каждый ход. Не обращайтесь к общим знакомым, лучше соберите новую команду юристов и помощников, так как в заговоре могут участвовать все, кто вас окружает.
3. Изменить устав
Пропишите в уставе невозможность принятия в ряды общества третьих лиц и все значительные для вас условия. Предложите партнёру его подписать.
4. Найти внешнего управляющего
Можно привлечь внешнего управляющего и отдать ему малое число голосов в акционерном обществе. Он не участвует в деятельности общества, получает минимальную прибыль, его единственная задача — рассудить партнёров в случае спора, заняв сторону одного из них.
5. Объединиться с врагами врага
Для начала нужно провести собственное расследование. Говорить с самим компаньоном бесполезно. Если ваши подозрения неверны, он заподозрит вас в недоверии. Если верны, вы лишь уведомите злоумышленника о своих планах. Лучше поймите причины его поведения. Как правило, они корыстные. В таком случае найдите слабые места у себя и у соперника. Подружитесь с его недоброжелателями. Может, получится разыграть какую-то схему.
6. Провести внешний аудит
Если бизнес хоть сколько-нибудь серьёзный, обязательно привлеките внешний аудит. Это правило должно работать на любой стадии — не рассчитывайте, что вы понимаете, в каком состоянии ваша бухгалтерия и на что вы можете претендовать. В компании, которой больше пяти-шести лет, этого не понимают большинство сотрудников.
7. Нанести ответный удар
Один из легальных способов выдавливания из бизнеса — принудительное исключение участника из общества. Если партнёр обратился с подобным иском в суд, рекомендую воспользоваться принципом «сам не без греха». Участник не может требовать исключения другого, если в отношении него самого имеются основания для исключения. Когда виноваты оба, то нет того, за которым суд оставит бизнес. Например, в одном деле суд установил, что решения, требующие единогласного волеизъявления участников общества, долго не принимались из-за действий самого истца. Суды полагают, что участникам, утратившим единую цель, надо прекратить соучастие в одном обществе, то есть по сути ликвидироваться, а не продолжать дело посредством исключения друг друга.
8. Обратиться к третьим лицам
Если не получилось решить вопрос в личной беседе, стоит обратиться к третьим лицам: консультантам, фасилитаторам, конфликтологам. Они могут помочь корректно провести переговоры и найти точки согласия. В любом случае они помогут сузить зону конфликта.
9. Запастись терпением (и деньгами)
Корпоративные конфликты всегда подразумевают много судов — по оспариванию сделок, решений совета директоров или общего собрания акционеров (участников), взысканию убытков, исключению из общества. Как правило, в рамках одного корпоративного конфликта инициируется до десяти судебных процессов. Это подразумевает трату времени и денег. Конфликт продлится не меньше года, хотя ориентироваться стоит на три.
10. Попросить об обеспечительных мерах
Чтобы оппоненты не обесценили будущие решения суда, следует попросить суд ещё и о принятии обеспечительных мер. Например, суд может запретить налоговому органу вносить те или иные записи в ЕГРЮЛ в отношении общества, а общему собранию участников — принимать определённые решения. Заявителю нужно доказать, что непринятие мер приведёт к невозможности в будущем исполнить решение суда или причинению значительного ущерба. К сожалению, суды не всегда удовлетворяют подобные ходатайства.
11. Оставить источники в компании
Озаботьтесь источниками информации о деятельности компании. Даже если партнёр выдавит вас из бизнеса, это обратимо. Но получить обратно долю в компании — не значит получить обратно бизнес. За период вашего отсутствия значительная его часть может быть уже переведена на третьих лиц. Чтобы оперативно реагировать на возможные нарушения, партнёр должен иметь основные документы о бизнесе (учредительные, на ценное имущество), документарную информацию о текущих сделках и выстроить отношения с работниками, имеющими доступ к такой информации.
Практика
В 2013 году я столкнулся с незаконным способом отчуждения компании. В налоговую инспекцию подали поддельные документы о смене генерального директора и владельца. Выписки из ЕГРЮЛ выявили факт мошеннических действий. Я подал заявление в Арбитражный суд города Москвы. Почерковедческая экспертиза подтвердила факт подделки подписи в документах. На восстановление прав в компании ушло девять месяцев.
Директор-партнёр в компании с распределением долей 50 на 50 воспользовался тем, что второй участник не держал руку на пульсе, и фактически закрыл фирму. Перезаключил договор аренды помещений на свою вторую фирму, передал ей всё имущество компании, перевёл туда всех сотрудников и продолжил заниматься той же деятельностью единолично. При этом вторая фирма явно не была связана с директором. Доказать незаконность и недобросовестность действий стало возможно только в рамках уголовного судопроизводства, хотя бизнес к тому моменту был уже разрушен.
С таким кейсом мы столкнулись в прошлом году. Один из двух партнёров, создавших совместный торговый бизнес, стал утверждать, что другой хочет забрать себе большую часть их активов. Мы нашли их общих знакомых и попросили помочь компаньонам договориться. В результате партнёры смогли, соблюдя свои интересы, цивилизованно разделить бизнес.
У нас был случай, когда из-за конфликта один участник вышел из ООО, рассчитывая, что общество выплатит ему действительную стоимость его доли. Однако требования о выплате удовлетворены не были, что породило долгие судебные тяжбы. Мы вошли в дело на стадии апелляции и защитили права участника (дело №А56-36942/2015), получив положительное решение о взыскании всей суммы.
Однако ситуация не разрешилась. После его выхода из ООО в него вошли новые (номинальные) участники. Остававшийся партнёр тоже вышел из ООО, при этом его требования о выплате действительной стоимости доли были удовлетворены путём передачи недвижимого и другого имущества. К моменту получения судебного решения о взыскании действительной стоимости доли ООО оказалось неспособным удовлетворить законные требования вышедшего участника.
Случай из судебной практики. Участники ООО — четыре человека, доли в уставном капитале которых распределены как 34%, 33%, 17% и 16%. Согласно уставу решение об увеличении уставного капитала принимается большинством: не менее 66% голосов. Несмотря на голосование участника общества с 33% против увеличения уставного капитала, на внеочередном общем собрании участников ООО решение об увеличении уставного капитала, которое необходимо для исполнения обязательств перед кредиторами, было принято (67 голосов за).
Несогласный участник не стал вносить дополнительный вклад при увеличении уставного капитала общества. Однако позже общее собрание участников общества решило утвердить итоги внесения дополнительных вкладов участниками общества и внесло в устав общества изменения, связанные с увеличением размера уставного капитала общества. Номинальная стоимость доли каждого участника изменилась пропорционально взносу. Доля несогласного участника общества уменьшилась почти в два раза. Он обратился в суд с требованием о признании несостоявшимся увеличение уставного капитала. Спор пока не разрешён. Однако правовая позиция Конституционного суда РФ гласит: если увеличение уставного капитала требовалось обществу для выплаты долгов кредиторам и избежания банкротства, то заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Был такой случай у нашего клиента. Новый менеджер за несколько лет достиг статуса партнёра в оптовой компании. Он профинансировал своими деньгами, взятыми взаймы у сестры, развитие проекта в ритейле, открыв несколько магазинов. Дела шли настолько хорошо, что в 2015 году было решено привлечь в розничный бизнес-юнит инвестора. В мае сделку с инвестором, фондом прямых инвестиций, оформили в виде общих положений. Начался юридический, финансовый и технический дью-дилидженс, подготовка самой сделки в формате смешанного финансирования с участием банка-кредитора. Для структуризации будущей сделки требовалось чётко и корректно разделить оптовый и розничный бизнесы.
Однако в тот момент между партнёрами пробежала чёрная кошка. Сначала были просто взаимные упрёки и обвинения. Но потом ситуация переросла в лишение активов розничной компании, в опустошение склада и магазинов. В ответ — попытки разборок «по понятиям». Финал таков: «решал» младшего партнёра задержали при попытке вымогательства. Он сам бежал в Швейцарию. Уголовное дело продолжается до сих пор.
Что делать, если партнер по бизнесу слился: разбор возможных ситуаций и как найти выход в каждом случае
Расставание с бизнес-напарником иногда хуже развода. Даже если рассуждать математически, то получится, что с партнером вы проводите больше времени, имеете огромное количество тем для обсуждения и даже финансовых обязательств перед друг другом у вас больше, чем у супругов. Что же делать, если еще вчера партнер вам улыбался, а сегодня прислал сухое “Я выхожу из дела”? Разбираемся вместе.
Главное отличие ИП и ООО
Троица с энтузиазмом берется за дело. Братья заказывают сайт интернет-магазина, находят поставщиков товара, арендуют помещения и начинают продажи. Каждый подсчитывает в уме свой профит и работает на общее благо не покладая рук.
Два участника бизнеса уверены, что не все потеряно. Ну что такое год, говорят они. Это не показатель. Для полного становления на ноги надо годика 3, не меньше. В общем, затягиваем пояса и работаем без прибыли еще какое-то время. Какое? Ну, кто его знает. Может пару месяцев, а может пару лет. И вообще, это же дело нашей жизни, нельзя же просто так взять и бросить его.
И все бы хорошо, но третий категорически с ними не согласен. Он давно сделал выводы, что бизнес прогорел и прибыли приносить не будет. Может и правильные выводы, кто ж его знает. Да еще и жена подливает масла в огонь: дескать, ты говорил, что мы теперь заживем как короли, а сам за год ни копейки домой не принес!
Что делать-то?
А теперь серьезно. Оставим за скобками весь драматизм ситуации с семейными разборками. Дадим несколько рабочих советов о том, как действовать в данной ситуации всем участникам сделки:
Если договориться не удалось
Пришло время сделать лирическое отступление. Люди, открывающие свое первое дело, очень болезненно воспринимают неудачи. Поначалу надежд слишком много, и это плохо. Потому что они имеют обыкновение рушиться, причем очень часто. Но об этом новички не думают. Они полностью уверены, что все пойдет хорошо. Все считают себя чуть умнее других, не имея при этом ни опыта, ни знаний.
Опытные бизнесмены не раздумывая закрывают дело, если оно не приносит прибыли и открывают другое. Они сходу определяют, где есть деньги, а где их нет. Да и опыта у такой публики побольше. Ирония судьбы в том, что новые предприниматели до последнего цепляются за свой бизнес. Да еще и гордятся этим: дескать, другие бы уже давно бросили все и закрылись, а мы, герои такие, продолжаем начатое несмотря ни на что. Бедолаги не понимают, что те, кто закрывает бизнес, делают это не из слабоволия или отсутствия терпения. Просто они сразу видят, что ловить нечего. Либо игра не будет стоить свеч: затраты не оправдают ожиданий.
Решение закрыть бизнес принимает сам индивидуальный предприниматель
Тут все сложнее. Если индивидуальный предприниматель решает ликвидировать ИП и делает это, то юридически бизнес перестает существовать. Аннулируется регистрация онлайн-кассы, закрывается банковский счет. Договора с контрагентами становятся ничтожными, товар никто не возит.
Переоформление требует времени. Новый индивидуальный предприниматель не только встает на учет в налоговой, но и подает соответствующие уведомления, оформляет на себя кассовый аппарат и заключает договор с ОФД, переписывает на себя необходимые договора. А финансовые распри решайте в соответствии с предыдущим пунктом этой статьи.
Закрытие ООО
А вот здесь можно убраться в пару абзацев. У юридического лица есть устав и другие внутренние документы. Если они составлены правильно и грамотно, то там расписаны все права и обязанности учредителей. И четко указано, как будут соблюдаться их интересы в случае выхода одного из них.
Сильно упрощает дело то, что любой учредитель может продать свою долю в бизнесе, причем совершенно законно и официально. Покупателями могут стать другие учредители или любой человек с улицы, если первые не возжелают.
Если документы составлены как попало, деньги и вложения партнеров никто не считал и один из них соизволил выйти и начал качать права, то разбираться придется в индивидуальном порядке. Ровно так, как мы писали выше. Поэтому советуем вам не ограничиваться рамочными договорами и уставами, а подойти к делу серьезно и по существу прописать ответственность, права и обязанности учредителей. Повторим: оптимизм здесь не уместен. На старте все считают, что бизнес попрет как на дрожжах и не обращают внимания на эти вещи, а зря.
Заключение
Партнёр кидает — как выжить компании в условиях кризиса
Компания, как и любой продукт, имеет жизненный цикл. С этим мне как собственнику мириться трудно, но приходится. О причинах невероятного взлёта, периоде стагнации и падении рекламного агентства, а также о «жизни после смерти» в данной статье.
Две синхронно беременные женщины в одном рекламном агентстве — к чему это может привести компанию, если обе они ключевые партнёры отца-основателя агентства? Об этом позже, а пока обратим взгляд в прошлое рекламной группы Welcome Media, отмотав плёнку на 15 лет назад. Посмотрим, с чего всё начиналось.
Как и положено, всё началось с идеи. Велосипед изобретать не стали, просто оценили ситуацию на рынке телевизионных программ о погоде и, использовав знания и опыт работы в сфере гидрометеорологии и медиакоммуникаций одного из партнёров и финансовую подушку второго, стартовали буквально с места в карьер.
Многое совпало — новый губернаторский канал, падкий до всего нового и свежего, новый уровень требований к продукту, который мы легко выдержали благодаря хорошей технической базе и эксклюзивному научному ноу-хау из курса геофизического обеспечения.
Так мы сделали единственную в России телепередачу о погоде, в которой зрителю не просто сообщались температура воздуха, параметры ветра и интенсивность осадков, а наглядно демонстрировалось, как эти параметры влияют на его самочувствие — к прогнозу погоды прилагалась шкала жёсткости погоды в баллах и комментарий специалиста о том, чем объясняется то или иное природное явление.
Позже программа обросла графиком солнечной активности и сведениями о критических в геофизическом смысле днях, календарём дачника и другими сезонными фишками, которые сформировали действительно привлекательный телевизионный продукт — как с точки зрения телезрителя, так и с точки зрения рекламодателя.
Практически раз в полгода–год в недрах Welcome Media рождался какой-нибудь медиапроект, будь то портативный каталог эксклюзивных предложений или глянцевый журнал, телепроект о вечерних развлечениях в городе или сайт о тех же развлечениях и лучших местах для шопинга.
Естественно, всё это происходило на фоне безумного роста количества денежной массы в России. И давало такие же естественные трещины в виде закрытия некоторых проектов в периоды экономических кризисов 2004 года, 2008 года, 2014 года.
К счастью, мы не стояли на месте и от продакшн-студии успели сделать шаг вперёд — к агентству полного цикла. Благо то у одного, то у другого партнёров появлялись такие запросы со стороны знакомых, владельцев федеральных и региональных брендов. Мы обзавелись теми 20% процентами клиентов, которые стали приносить нам 80% прибыли — всё шло как по писаному.
Но не забывайте, что мы живём в России. И скажите, кто из вас, читающих этот журнал, не прочувствовал на себе или не увидел в непосредственном окружении разлада между двумя партнёрами? Эта напасть не обошла стороной и Welcome Media.
Стороны разошлись, отбросив каждая себя на пару лет назад. Но разошлись достаточно культурно, каждый остался с какими-то неплохими активами в лице крупного клиента, партнёра или телепроекта. Поэтому наверстать упущенное, посвятив всё своё время тому немногому, что осталось, было несложно. Да и возраст в районе 40 лет всё ещё внушал надежду в завтрашнем дне.
И вот уже Welcome Media выпускает первую на региональном ТВ кулинарную передачу, параллельно раскручивая одну из первых таксомоторных компаний в городе.
А пока в компанию стали прибывать молодые творческие энергичные люди и стали рождаться новые направления, которые мы оттачивали на своих крутых клиентах. Они доверяли мне и восхищались всем тем, что мы делали, в том числе и до них.
В арсенале Welcome Media появились event-маркетинг и teambuilding. Да к тому же вернулся, пожалуй, лучший в городе продавец рекламы. Объёмы продаж каждый год вырастали на 30%–70%. Так было до 2014 года. И так было, я думаю, у многих. Во всяком случае, служба заказа такси, которую мы два года вели по маркетингу, рекламе и PR, прирастала заказами на 80% и 70% в 2011и 2012 годах соответственно.
И вот, когда у всей страны что-то пошло не так, когда клиенты, наша надежда и опора, кто в Санкт-Петербург свой бизнес перенёс, кто создал свой отдел маркетинга, а партнёр в лице Mail.Ru Group вообще радикально поменял свою политику продаж, отвернувшись от региональных союзников, в Welcome Media началось…
Как и в случае разлада с первым партнёром, так и во втором случае падение доходов начало сопровождаться с одной стороны поиском новых источников, с другой — ростом претензий друг к другу.
Понятно, что любой новый проект сопровождается какими-то вложениями, окупаемость которых зависит от многих параметров. Так, в 2006 году мы не рассчитали своих сил, запустив глянцевый журнал — пусть мы и сделали невозможное, выведя проект за год в ноль, но не смогли договориться с партнёром о необходимости его дальнейшего развития.
Аналогично — в 2012 году уже с новым партнёром мы параллельно начинаем развивать эксклюзивное для Сибири Mirror-TV и набирающий популярность в России teambuilding. Первое направление курировал я, второе — партнёрша.
И концу 2013 года становится очевидной бесперспективность проекта Mirror-TV — до которого Омск ещё не дорос, а содержать 52 интерактивных зеркала ценой около 60 тысяч рублей каждое оказалось слишком затратным. В то же время event-маркетинг, teambuilding стали набирать обороты.
В обоих ситуациях партнёры стали явно и неявно показывать недовольство моим руководством компанией, начали формировать вокруг себя коалиции сотрудников, враждебно настроенных к политике директора, то есть меня.
И вот вам мой первый совет : затевая с кем-либо партнёрство, не поленитесь составить письменное соглашение между сторонами, пусть даже на салфетке, прописать доли, функции, ответственность.
Меня предупреждал после первого моего неудачного партнёрства товарищ-юрист, что от нападок меня впредь может защитить только это. Ведь решение в противном случае было бы простым: мы, сохраняя свои доли в компании, нанимаем исполнительного директора, которому впоследствии, а не друг другу, выдвигаем требования к продажам и претензии за невыполнение плана.
Если вы не намерены так поступать, то, скорее всего, перед вами — друг, с которым вы прошли огонь, воду и медные трубы. Какое может быть соглашение между друзьями!
И тут мой второй совет — старый как мир: не делайте бизнес с родственниками и друзьями. Кажется, я тоже это в молодости слышал, но в итоге дважды наступил на одни и те же грабли.
Это — не ново, гораздо интереснее, какие претензии мне предъявляли оба партнёра. Ну, конечно, они же не могли другу прямо сказать, что продажи падают, и ты в этом виноват. Они (внимание) независимо от пола твердили мне, что я перестал быть к ним внимателен, что мы перестали ходить друг к другу в гости, ездить в баню, тусить по ночам.
Я проанализировал, почему так вышло. И вот мой третий совет (думаю, он в точности повторяет мою рекомендацию сыну при выборе невесты): тщательно изучите биографию партнёра. Хорошенько подумайте, как вы будете строить с ним дальнейшие отношения, исходя из разницы в возрасте, гендерных, социальных различий, полноты семьи, в конце концов.
В обоих моих случаях партнёры были гораздо младше меня, в детстве по разным причинам потеряли отцов и, судя по всему, во мне подсознательно находили отца, а я не понимал этой своей роли и всячески ей сопротивлялся, желая равных дружеских отношений. Результат налицо.
2017 год начался с информации о беременности не только моей партнёрши, но и аккаунт-менеджера, ключевой фигуры в агентстве. Тут мне жизнь преподнесла несколько уроков поведения женщин, находящихся в положении (такой опыт у меня был лишь в далёком 1989 году перед рождением сына).
Я познакомился с их тревожностью, замкнутостью, раздражительностью, граничащей с нетерпимостью к людям и ситуациям. Конфликты разгорались из-за нежелания выполнять мои решения, нежелания предлагать свои, саботажа и откровенного сепаратизма.
Женщин можно было сравнить с квочками, гребущими под себя. Да и сведения о беременности этих двух особ до меня дошли окольными путями лишь на пятом месяце их интересного положения. План их был незатейлив и прост: выжить меня из компании в расчёте на то, что не буду же я драться с беременными. Что, собственно, им и удалось сделать, настроив враждебно ко мне весь коллектив.
Раздел активов можно было бы назвать полюбовным, если бы не пара отравляющих жизнь моментов. Но уроки, вынесенные мной из них, — тема отдельной публикации. Сейчас, я думаю, более интересным является то, как мне удалось после всего этого выжить.
Как я уже сказал, в целом раздел компании прошёл цивилизованно. Со мной, как и в первый раз, остались мой бренд, половина заработанных к тому времени денег и оргтехники. С сайтом были трудности, но и их удалось довольно быстро решить с помощью партнёров, да ещё и обзавестись лендингом по одному из выгодных направлений деятельности.
Теперь подробнее о том, как успешно решать задачи, возникающие перед агентством полного цикла при отсутствии какого-либо штата (справедливости ради скажу, что почти полтора года у меня была помощница, выполняющая обязанности секретаря и владеющая азами бухгалтерии).
Здесь полезно будет вспомнить Рона Хаббарда и его «формулы состояний». Можно по-разному относиться к этому человеку и его трудам, но если вспомнить восточную мудрость о том, что не бывает людей плохих или хороших — у каждого своё предназначение на земле, то я бы сказал, что Хаббард был ниспослан мне именно за тем, чтобы я воспользовался его формулой «Опасность». Точнее правилами поведения в данном состоянии.
Ниже я расскажу о этих правилах и о том, как их следует понимать в переводе, мягко говоря, с ненаучного языка Хаббарда.
В моём случае это звучало бы так:
Я бы поставил этот пункт в самое начало. Потому что в моей ситуации можно было долго заниматься самобичеванием, склоками с партнёршей, судиться, вставлять палки в колёса — заниматься тем, что делают большинство русских партнёров. (Почему именно русских? Потому что так безалаберно вести дела можем только мы.)
Мне претит выяснение отношений с кем-либо, тем более с беременными женщинами. Неэтичным было бы выбивать у них почву из-под ног, делать какие-нибудь гадости. И было бы совсем грешно их хоть чем-то расстраивать.
Поэтому я чётко сформулировал принципы раздела, обналичил все деньги, дабы не провоцировать их кражу, и подготовил аргументы для убеждения партнёра в прекращении сотрудничества.
Всё вышесказанное и являет собой полную реорганизацию жизни. С 1 апреля 2017 года я больше никому не доверяю свою бухгалтерию, не посвящаю в секреты, связанные с интеллектуальной собственностью и не раскрываю душу. (А с 1 августа 2018 года я полностью перевёл работу агентства в интернет, отказавшись от офиса.)
Я думаю, что вся эта статья и есть свод правил, как не надо поступать в зарождающихся партнёрских отношениях. Правило будет звучать так:
Доверять можно только самому себе. То, что не можешь сделать сам, доверь внешним исполнителям по договорам аутсорсинга.
Жизнь научила меня контролировать налогообложение своего ИП.
Однако у меня были, есть и будут вопросы, связанные с бухгалтерией и производством рекламы. Как я выхожу из положения:
Для оперативного создания лендингов по тому или иному направлению вашей деятельности или для решения аналогичных задач ваших клиентов используйте удобные конструкторы сайтов Flexbe, Tilda (примеры лендингов из нашего портфолио, сделанных в конструкторе flexbe: вэлком-медиа.рф, stairs.velinter.ru, snimaem-svadby.ru).
Для продвижения ваших услуг в социальных сетях : Novapress — сервис отложенных публикаций в Instagram, «ВКонтакте», Facebook и в других.
Для оформления постов в соцсетях используйте Canva.
Для записи аудиороликов : Radiogolos или Vsegolosa.
Если вас тянет к творчеству и при этом у вас много свободного времени, то вы сами можете разрабатывать логотипы и даже целые брендбуки с помощью таких роботов, как Logaster.
Вам может показать легкомысленным моё поведение — выкладывая на всеобщее обозрение эти ссылки я, дескать, лишаю себя и коллег заработка. Поверьте, нисколько.
Чтобы получить качественный продукт, и тем более в такой тонкой области, как реклама, нужно уметь правильно ставить задачу. А для этого нужен опыт. Мой измеряется двумя десятками лет. И опыт этот подсказывает: во-первых, нельзя объять необъятное и пытаться всё сделать самому, во-вторых, если у тебя что-то получается хорошо, делай это лучше всех.
На этом мы с вами могли бы и расстаться, но я же прекрасно понимаю, что у вас остался неутолённым голод в отношении «формул состояния» одиозного Рона Хаббарда, какие состояния ещё существуют, как в них себя следует вести.
Это и понятно, ведь не все же попали в такую ситуацию, как я, кто-то чувствует себя очень хорошо, у кого-то в делах стагнация, что в условиях кризиса не так уж и плохо, а у кого-то наметился устойчивый спад. Хорошо, если эта статья попадёт в руки каким-нибудь мэру или губернатору, ведь последующие несколько абзацев смогут родить в их головах хорошие решения для процветания их городов и весей.
Давайте сразу договоримся, что я не буду буквально воспроизводить птичий язык Хаббарда, а предоставлю вам свою интерпретацию определений в более понятных рекламистам и маркетологам терминах.
Теперь, я думаю, вам не терпится узнать, чем я занимаюсь сейчас. Секрета нет. Я веду несколько старых клиентов. В зависимости от состояния их бизнесов: кого-то поддерживаю консультациями, у кого-то числюсь PR-специалистом и выполняю единичные заказы, у кого-то продолжаю вести рекламную кампанию, пусть и с гораздо меньшим бюджетом.
А основное время я уделяю маркетингу и продажам услуг в ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
Кому, как ни мне — инженеру-геофизику по образованию и маркетологу-рекламисту по призванию — заниматься этим, поверьте мне, очень масштабным рынком на огромной территории Омской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, где количество клиентов измеряется не десятками и даже не сотнями.