что делать если падает лифт а вы внутри с ребенком
Падение в бездну: можно ли выжить в падающем лифте?
Наверняка у вас хоть раз возникала пугающая, но мимолётная мысль о том, что лифт, в котором вы едете, может упасть. Каковы же шансы выжить в такой аварии? Попробуем прикинуть.
Можно ли выжить в падающем лифте
Да, во многих случаях есть вероятность того, что вы останетесь живы, даже если трос оборвётся. Для безопасности пассажиров предусмотрено несколько технологий, среди которых двойной трос и пружина в шахте.
Кабина лифта обычно крепится не на один, а на два и более тросов. При этом каждый из них способен выдерживать вес кабины с пассажирами. Если один из тросов оборвётся, лифт наклонится и остановит движение, но не упадёт. У пассажиров будет возможность вызвать аварийную службу и дождаться бригаду в накренившейся кабине.
Конечно, эти пружины слабо снизят силу удара, но теоретически могут спасти жизнь
Но основная технология, которая защищает пассажиров от гибели — это система автоматического торможения лифта. Если кабина начинает падать, срабатывает механизм, который более-менее плавно останавливает её в шахте. Даже если он не сработает полностью и не остановит кабину, то сможет значительно снизить скорость падения и силу последующего удара.
Изобретение такого ловителя принадлежит Элайше Отису, который придумал прикрепить на крышу пружину, крепящуюся к тросу, которая без натяжения (при обрыве троса) выгибалась и превращалась в распорку, останавливающую падение лифта. Сейчас это изобретение значительно усложнено, но суть остаётся прежней — при обрыве троса появляется блок, который не позволяет кабине двигаться вниз по шахте.
Огромную роль в шансах на выживание играет высота, с которой падает лифт. Так, при падении с 3-го этажа, даже без учёта пружины, есть все шансы обойтись «всего лишь» переломами ног. А вот если лифт падает с пятого этажа и выше — то здесь риск погибнуть резко увеличивается.
Как сохранить жизнь в падающем лифте
Итак, рассмотрим несколько простых советов, которые помогут вам выжить в аварийной ситуации:
Нужно ли прыгать в момент столкновения
Есть байка, что достаточно просто прыгнуть в момент столкновения лифта с дном шахты — и всё, никакого удара не будет. Или будет, но сильно смягчённый. К сожалению, это миф. Даже если мы предположим, что вы смогли в закрытой кабине точно просчитать время до удара (что крайне маловероятно, учитывая, что лифт редко падает дольше 4–5 секунд), то нам всё равно ещё предстоит потягаться с обычной физикой.
Истории выживших
В 2016 году в Китае, в городе Шэньчжэнь, мужчина чудом выжил после падения с 30-го этажа. По какой причине сорвался лифт, неизвестно, но китаец чудом остался жив. Немаловажную роль в его выживании сыграло то, что сразу после падения мужчина оперативно вызвал скорую помощь — иначе он мог бы скончаться от полученных травм.
А в 2018 году жертвой падения лифта стал уже россиянин. В московском сорокаэтажном жилом комплексе мужчина пролетел в сорвавшемся лифте 20 этажей и остался жив. Его спасло автоматическое торможение лифта — иначе его «свободный полёт» длился бы вдвое дольше, и благополучный исход был бы куда менее вероятен.
В 2012 году в Санкт-Петербурге двое пассажиров падающего лифта (высота не уточняется) отделались черепно-мозговыми травмами и переломами, но остались живы. Их спасла вовремя сработавшая система автоматического торможения.
Лифтовой ловитель, сработавший вовремя, способен сохранить жизнь
Ваше выживание в падающем лифте мало зависит от вас. В этот роковой момент всё решает качество автоматики, надёжность систем безопасности и высота, на которой оборвались тросы.
Падение лифта
Лифт считается самым безопасным видом транспорта в мире. Современные системы оснащены специальными устройствами, обеспечивающими безопасность пассажиров. Несмотря на это, падения лифтовых кабин все же случаются. Рассмотрим, как выжить в падающем лифте, какие действия стоит предпринять, а чего лучше не делать.
Поломки, которые приводят к падению лифта
Основные факторы, которые могут привести к падению:
Распространенные поломки, которые приводят к проблеме:
Поломки свойственны не только старым лифтам. В новостройках при усадке нередко выгибаются направляющие противовеса. Если этот груз упадет, возможно падение лифтовой кабины в шахту.
Статистика падения кабин лифта в России
В России более полумиллиона лифтов. Из них примерно треть является сильно изношенными, к потенциально опасным относятся около 50 тыс. единиц. Низкое качество оборудования в первую очередь связано с отсутствием строгого контроля государственных структур. Кроме того, в разных регионах встречаются лифты с высокой степенью износа, можно найти даже дореволюционные модели.
К сожалению, официальная статистика подобных происшествий не ведется. По примерным подсчетам в России ежегодно происходит около 30-40 аварий в опасных лифтах, в результате которых пассажиры погибают или получают телесные повреждения различной степени тяжести.
Скорость падения лифта
Скорость падения человека составляет около 35 м/c уже через 5 с после обрыва троса. Тело давит вниз на пол не всем весом, ведь пассажир падает не только относительно шахты, но и относительно кабины. При этом не имеет никакого значения сопротивление воздуха. Однако воздушные массы все же могут смягчить силу удара, сыграв роль импровизированной подушки.
Как можно сохранить жизнь в падающем лифте
Простые рекомендации, которые помогут выжить при возникновении нештатной ситуации, если лифт падает:
В последнем случае стоит помнить о некоторых рисках. Во-первых, можно получить серьезную черепно-мозговую травму. Во-вторых, после удара пол может развалиться, и острые обломки повредят жизненно важные органы. Несмотря на все риски, положение лежа все же считается самым оптимальным, и существенно повышает шансы выжить при аварии.
Какие действия опасны при падении
На просторах интернета можно встретить советы, которые являются не только бесполезными, но и могут стоить пострадавшему жизни. Прыжок вверх для смягчения приземления. Скорость кабины будет слишком высокой, и пассажиру просто не удастся подпрыгнуть. Однако если удариться о потолок, возрастает риск получения тяжелых травм.
Системы, защищающие от силы удара при падении в современных лифтах
В настоящее время безопасность пассажиров в лифте обеспечивает множество механических и электронных устройств. Самым главным элементом считаются так называемые ловители. При превышении определенной скорости срабатывает особый механизм, и кабина постепенно останавливается по принципу торможения. Все системы безопасности при возможном падении можно условно разделить их на следующие виды:
Отличие заключается по характеру процесса остановки.
Блокировка лифтовых тросов
Тросы надежно фиксируются на кабине с помощью особых шкивов. Это детали, расположенные вверху в шахте, которые плотно захватывают стальные канаты. Тросы крепкие и надежные, поскольку состоят из множества металлических нитей. Иногда они все же рвутся, но даже при обрыве большей части канатов, оставшиеся элементы тяговой системы удержат конструкцию.
Для предотвращения аварий, на кабине или противовесе устанавливаются ловители. Они производят захват направляющих для остановки лифта, и его фиксации на любой высоте.
Ограничитель скорости лифта
Это специальные аппараты, которые контролируют скорость движения кабины и противовеса. Они срабатывают в том случае, когда предельная скорость опускания лифта превышает нормативные показатели, установленные для конкретной модели. После срабатывания ограничителей приводятся в действие и ловители плавного торможения.
Устройства для смягчения удара при падении
Что стоит предпринять, чтобы снизить риск падения лифта в МКД
Максимальный срок эксплуатации составляет 25 лет. Если по истечении этого времени устройство продолжает работать, необходимо вызвать технических специалистов для проведения качественной диагностики всех систем безопасности и ходовой части конструкции.
Жильцы должны быть внимательными и при возникновении подозрений на неисправность сообщать об этом в обслуживающую организацию. Признаки, указывающие на возможное падение лифтовой кабины:
Не стоит впадать в панику, если лифтовая кабина внезапно наклонилась. Современные системы безопасности позволяют предупредить тяжелые последствия падения. Таким образом, собственникам МКД стоит интересоваться состояниям лифтового оборудования в доме. И если выяснится, что конструкция не оборудована системами безопасности при падении, следует требовать замену или модернизацию. Тем более, что существуют региональные и федеральные программы, направленные на снижения травматизма при работе лифтов в жилых зданиях.
Может ли лифт упасть и что делать, если застрял в кабине?
В многоэтажном доме лифты совершают за день сотни рейсов, поднимая и опуская пассажиров на разные этажи. Подъемные устройства способны выдерживать большие нагрузки даже при очень активной эксплуатации, при условии соблюдения пользователями техники безопасности, а также при недопущении перегрузок и регулярном проведении плановых ремонтов. Что нужно знать о лифте простому обывателю, живущему в типовой « многоэтажке »?
Кабины лифтов, выпускаемых современными производителями, имеют разные виды внутренней отделки: серийную, оригинальную и повышенной комфортности (люкс). Конструкции пассажирских подъемников предусматривают соблюдение всех современных правил безопасности.
Всё лифтовое оборудование, используемое для монтажа электрического подъемника, должно быть изготовлено специализированными предприятиями по конструкторской документации и техническим условиям, которые разрабатываются и у тверждаются в соответствии с ТНПА.
Скажем сразу: падение лифта в шахту при обрыве канатов – событие маловероятное, фактически невозможное. Кабину пассажирского лифта поднимают от трех до пяти канатов (в зависимости от конструкции), которые никак не могут оборваться одновременно. В случае не только обрыва, но и ослабления хотя бы одного каната сразу сработает включатель слабины канатов. Если скорости движения кабины лифта превысит номинальную на 15% и более, то ограничитель скорости включает механизм ловителей, и лифт остановится на любом отрезке шахты.
Пассажирский лифт «склонен» прекращать движение в случае любой неисправности, и пусть эта мера безопасности причиняет пассажирам неудобства, она ограждает их от более серьезных неприятностей, вплоть до угрозы здоровью и жизни.
Часто лифт совершает аварийную остановку в случае сбоя в работе привода дверей, на которые приходится основная нагрузка.
В случае отключения в доме электричества кабина лифта механически блокируется в шахте, и даже при появлении электротока устройство подъемника не приводится заново в движение до тех пор, пока лифтер вручную не запустит лифт.
Самостоятельная диагностика
Насторожить пользователей должны следующие признаки:
— громкий шум и скрипы при движении кабины, вибрация, резкие толчки по прибытии на этаж, изменение скорости движения кабины;
— неисправности кнопок вызова, отсутствие освещения в лифте, отсутствие связи с диспетчером;
— визуально диагностируемый физический износ любых частей подъемника.
Двери лифта должны открываться полностью, между порогом кабины и порогом дверей шахты лифта г оризонтальное расстояние должно быть не более 35 мм.
В случае столкновения с каким-то предметом в процессе автоматического закрытия двери кабины должны прекратить движение и начать заново открываться.
Жители дома должны незамедлительно сообщать диспетчеру об актах вандализма, повлиявших на работу лифта.
Лифты являются частью общедомового имущества, поэтому их обслуживание и текущий ремонт осуществляются за счет средств, отчисляемых жильцами на капремонт. В случае необходимости замены лифтового оборудования это решение принимается общим собранием жильцов, после чего работы оплачиваются средствами из местного бюджета либо средствами, собранными на капремонт собственниками жилья.
Застряли в лифте. Что делать?
Главный совет: не паниковать. Нажмите кнопку вызова диспетчера, и через 10-15 минут придет лифтер и выпустит вас из заточения. Кабина застрявшего лифта ставится на ближайший этаж вручную путем вращения штурвала лебедки. После этого лифтер открывает двери шахты над кабиной и с ее крыши освобождает пассажиров, открыв им двери специальным ключом.
Не стоит пытаться выбраться из лифта самостоятельно: кабина может тронуться с места в любой момент.
Пространство лифта не герметично, поэтому застрявшие в кабине пассажиры не рискуют остаться без доступа кислорода, но курить в кабине, разумеется, не стоит.
Если кому-то из участников инцидента стало плохо в кабине застрявшего лифта, об этом стоит сообщить диспетчеру, чтобы тот вызвал медиков.
В случае если диспетчер не отзывается на вызов, застрявшие в лифте граждане могут позвонить знакомым, попросив их вызвать аварийную службу.
Четверо красноярцев оказались в падающем лифте. Почему такое происходит в новостройках?
В красноярской новостройке на днях едва не рухнул лифт. Несколько пассажирок и ребенок сначала заметили подозрительную тряску, а затем несколько рывков, похожих на падение. К счастью, все пассажиры оказались целы. Аварийные ситуации в лифтах происходят нередко. Обычно спасает система экстренного торможения, а сама кабина почти никогда не падает в шахту.
В Красноярске три женщины и ребенок ехали в лифте нового дома, когда его несколько раз дернуло. Пассажиры были уверены, что кабина начала падать в шахту. Никто не пострадал: лифт успешно доехал до нужного этажа, открыл двери, и люди спешно вышли. Однако видео с камеры наблюдения в лифте быстро разлетелось по Сети.
Распространенная причина
Директор управляющей компании «Смарт-Сити», которая отвечает за обслуживание новостройки, Элеонора Еремеева рассказала «360», что причиной этого стал перегруз лифта, произошедший чуть раньше.
«Один собственник из квартиры с 18-го этажа вывозил строительный мусор. Произошел перегруз лифта и неправильное распределение мусора. Более тонны было загружено в лифт к одной стенке, произошел перекос. В результате перекоса задней стенки произошла разбалансировка направляющих», — объяснила она.
В этот же день, по словам директора УК, подрядная организация исправила все недочеты.
Однако вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров не согласен с такой версией произошедшего. По его опыту, при перегрузе лифта кабина должна заблокироваться, то есть собственник или его грузчики просто не смогли бы спустить слишком много мусора за один раз.
«Здесь, скорее, мусора накидали, может, даже металлические части попали. Или не должным образом контроль за направляющими был осуществлен», — уверен он.
По словам Алексея Захарова, одной из самых распространенных причин подобных «падений» лифтов в новостройках являются строительные работы и тот мусор, который неаккуратно перевозят в кабине.
«Основное — когда сыпучие материалы, мусор, грязь попадают в шахту лифта. Направляющие для работы лифта смазываются маслом, чтобы они шли мягко, а если пыль попадает на масло, появляются наросты, это вызывает и вибрацию, и шум, и в редких случаях вот такие подклинивания», — объяснил он.
Захаров добавил, что новостройки всегда требуют повышенного внимания, в том числе и из-за того, что происходит усадка постройки.
Иллюзия падения
При этом Захаров отметил, что у людей часто возникает ощущение падения в лифте. Главной причиной такой «иллюзии падения» он назвал увеличение скорости движения.
«Это бывает по разным причинам, но все средства безопасности настроены таким образом, что при увеличении скорости движения более чем на 15% срабатывает механическое устройство остановки кабины в шахте. Это сопровождается определенным толчком и замедлением», — объяснил он.
В таких ситуациях кабина блокируется тормозом. Чтобы лифт снова поехал, нужно снять его с уловителя — вызвать специалиста. Механики аварийной службы работают по специальной методике, пытаться выбраться самостоятельно ни в коем случае нельзя.
Просто так исправный лифт упасть не может. Люди часто боятся того, что в шахте оборвутся тросы, но, как объяснил Захаров, это едва ли возможно, если не происходит, например, взрыва. Дело в том, что лифт подвешивается на трех канатах с десятикратным запасом прочности у каждого.
Чтобы их одномоментно порвать, нужно такое воздействие, как в фильме „Скорость“, где взрывали эти тросы. Система лифта — это два груза: кабина и противовес. Они передвигаются за счет того, что канат перекинут через лебедку, и лебедка крутится либо в одну сторону, либо в другую. Пока эти массы подвешены, упасть невозможно
Также, успокаивает эксперт, не может лифт упасть и в случае отключения электричества: в такой ситуации автоматически срабатывает аварийный тормоз и лифт «застревает». Не поедет лифт и в том случае, если на одном из этажей или в самой кабине открыты двери.
«Если в кабине не сработал датчик верхней остановки или нижней, то есть она проехала чуть выше или чуть ниже остановки, также сработает система экстренной остановки, наложится тормоз. Тоже будет ощущаться некомфортное замедление, но оно в пределах санитарных норм», — добавил Захаров.
«Все это сертифицировано на таких значениях, которые не нанесут ущерб человеку. Плюс положено ежегодно проверять техническую исправность», — заключил он.
Когда на лифте ехать нельзя?
Первые бытовые признаки неисправности лифта, как рассказал «360» Алексей Захаров, должны стать сигналом для управляющей компании о том, что техника требует обследования и ремонта. Жителям же рекомендуется обращать внимание на следующие факторы:
1) Двери лифта должны закрываться плотно, допустимый зазор — два-три миллиметра.
2) Кабина должна останавливаться с разницей не более 35 миллиметров с полом, больше — это уже повод для беспокойства.
3) При движении кабины не должно ощущаться резких толчков, дерганий, резких посторонних звуков.
4) Лифт должен приезжать на тот этаж, откуда его вызвали, иначе это ошибка управления.
5) Не должно быть запаха гари.
Более того, заметил эксперт, по правилам на первом этаже у каждого лифта должна быть табличка с информацией: что это за лифт, его номер, когда его испытывали, контактные данные для связи с обслуживающей организацией.
«Естественно, нужно соблюдать технику безопасности и условия пользования лифтом. Самая опасная часть лифта — это дверной проем. Соответственно, ни снаружи, ни изнутри самостоятельно воздействовать на двери нельзя», — отметил Захаров.
Также нельзя завозить детей в коляске — их нужно вынимать, потому что коляска может застрять, если лифт двинется. Не следует и вылезать из кабины, если лифт остановился и если двери открылись или их удалось открыть самостоятельно, потому что падение в шахту зачастую происходит при попытке выпрыгнуть из лифта, заключил эксперт.
Без падений: что нужно знать о лифтах в доме
Также при входе в лифт ни в коем случае нельзя оставлять ребенка в коляске.
Материал подготовлен при участии сотрудников «Мослифта», генерального директора АДС СРО «Лифтсервис» Алексея Захарова и директора по сервису и модернизации компании «МЛМ Нева трейд» Андрея Васильева.
Конструктив лифта предполагает невозможность падения кабины: при ускорении движения свыше 15% от номинальной скорости происходит срабатывание системы ловителей, и кабина жестко фиксируется на направляющих. Однако правила безопасности все же лучше знать. При быстром движении лифта вниз, нужно как можно скорее нажать кнопку «стоп» (при ее наличии). Если ускоренное движение продолжается, нужно занять удобное положение и приготовиться к толчку пола.
При застревании следует нажать кнопку вызова диспетчера и объяснить ему, что произошло, или вызвать по телефону аварийную службу. Если кнопка не работает, а мобильного телефона с собой нет, нужно попытаться позвать на помощь соседей.
При этом ни в коем случае нельзя пытаться выбраться из лифта самостоятельно, раскачивать его, ломать или раздвигать двери кабины. Это опасно для жизни.
Сообщить об этом в управляющую домом компанию или в диспетчерскую службу. Согласно закону, компания, которая занимается обслуживанием лифта, должна прибыть на адрес в течение 2-х часов в буди в дневное время или в течение 3-х часов в вечернее или ночное время, выходные и праздничные дни. Освобождение в течение 30 минут.
На неисправность лифта могут указывать:
— посторонние сильные шумы;
— вибрация и рывки при работе лифта,
— видимые повреждения оборудования, в том числе в стенах кабины, элементов управления и индикации;
— отсутствие освещения в кабине;
— неработающая кнопка связи с диспетчером;
— неработающая кнопка «стоп».
О любых неисправностях нужно сообщать в диспетчерскую службу управляющей компании или аварийную службу обслуживающей лифт компании по телефонам, указанным на информационной табличке на первом этаже.
Если лифт регулярно выходит из строя, следует обратиться в организацию, выполняющую техническое обслуживание лифта, либо в управляющую домом компанию. «Лифтовики» должны принять меры для восстановления нормальной работы оборудования.
Замена лифта возможна только после окончания его срока службы и принятия экспертной комиссией соответствующего решения. В противном случае сменить оборудование жители могут только за свой счет.
Внеплановый ремонт лифта проводится, в случае выхода из строя какой-то из его частей или деталей, либо в чрезвычайных ситуациях, таких как пожар и затопление.
В таких случаях нужно обращаться в Мосжилинспекцию. Эта организация занимается жилищным надзором, лицензированием и контролем управляющих домами компаний.
Срок службы лифтов устанавливает производитель, как правило, он составляет 25 лет. До его окончания проводится экспертная оценка соответствия, по результатам которой срок эксплуатации лифта могут продлить. Сроки планирующейся замены указываются на сайтах региональных операторов капремонта.
В каждом доме на первом этаже у лифта будет находиться информационная табличка, на которой указаны: учетный и заводской номера оборудования, даты его ввода в эксплуатацию и следующего технического освидетельствования, срок службы. Год производства лифта часто размещается и на заводской табличке внутри кабины.
Также за информацией можно обращаться в управляющую компанию, где должны сообщать и о результатах экспертной оценки лифта перед окончанием его срока службы.
Нужно обратиться в управляющую компанию, которая обязана предоставить графики техобслуживания лифтов и информацию по их выполнению. Сроки капитального ремонта (замены) лифтового оборудования можно посмотреть на сайте регионального оператора капремонта домов. Например, на ресурсе московского Фонда они размещены в разделе «Дом в программе».
Обслуживание и ремонт лифтов проводятся в соответствии с инструкцией по эксплуатации оборудования завода изготовителя. Разные виды работ проходят с разной периодичностью: ежемесячно; один раз в три месяца; один раз в полгода и раз в год.
В многоквартирных домах за состоянием и ремонтом лифтового оборудования обязана следить управляющая организация. Это может быть товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительный кооператив (ЖСК), коммерческая управляющая компания (УК) или государственное бюджетное учреждение (ГБУ).
Регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования проводит специализированная организация по лифтам, с которой заключен договор у управляющей организации.