что делать если опоздал на джума намаз
Что делать при опоздании на намаз
Совершение фард намазов джамаатом имеет большое значение в исламе, так как способствует объединению мусульман, увеличению награды и принятию молитвы Всевышним. Однако при совершении коллективной молитвы возникают нюансы, в которых трудно разобраться не сведущим людям. Одним из таких нюансов является вопрос, а что делать при опоздании на намаз?
1-я ситуация
Если вы молитесь в одиночку, но затем люди собрались на джамаат намаз то надо действовать в соответствии со следующими ситуациями:
2-я ситуация
Если вы пришли в мечеть, либо другое место и люди уже молятся джамаатом, то надо действовать следующим образом:
Оставшиеся не совершенными в джамаате ракааты опоздавший после таслима (приветствия) имама, не давая салам направо и налево, доделывает сам. Например, с имамом он успел совершить один ракаат вечернего намаза, остальные же два ракаата он доделывает в одиночку и т.п.
Кроме того, когда опоздавший следует за джамаатом возникают ситуации, при которых приходится читать больше ташаххудов, чем имеется в намазе совершаемом изначально. Например, вы опоздали на магриб намаз и успели совершить только один ракаат с имамом и соответственно вместе с ним прочитали ташшахуд, который для него был последним, а для вас оказался после первого ракаата. После салама имама вы встаете и совершаете второй ракаат за которым читаете ташаххуд, так как это место для его чтения. Затем совершается третий ракаат и читается последний ташаххуд. В данной ситуации вы прочитали три ташаххуда, по одному после каждого ракаата. В этом нет ничего страшного, так как, присоединяясь к джамаату, вы должны следовать за имамом, а доделывая оставшиеся ракааты вы уже должны читать ташаххуд на своем месте.
Что делать при опоздании на намаз
Совершение фард намазов джамаатом имеет большое значение в исламе, так как способствует объединению мусульман, увеличению награды и принятию молитвы Всевышним. Однако при совершении.
Дерганье и поднятие пальца в намазе
Любой намаз, как обязательный, так и желательный включает в себя чтения молитвы ташаххуд, в которой есть слова единобожия и место для поднятия пальца. При.
Коллективный намаз мусульманок: может ли одна из них быть имамом?
Выполнения намаза, особенно обязательного, джамаатом является очень желательным делом, за которое вознаграждение будет во много раз больше чем за индивидуальный намаз. Как известно чтобы.
Что делать при опоздании на намаз
Для правильного совершения молитвы важно знать не только его фардовые (обязательные) части, сунну, время и порядок её совершения. Значение приобретают также мелкие по своему содержанию вопросы, которым, тем не менее, необходимо уделять пристальное внимание.
Одним из таких аспектов выступает присоединение верующего к коллективной молитве. Здесь необходимо держать в уме несколько моментов, которые являются общими для всех мазхабов.
Опоздание на молитву
Для начала рассмотрим ситуацию, когда верующий начал читать в одиночку фардовую часть дневной или ночной молитвы. Если во время выполнения первого ракаата прозвучит икамат для намаза с джамаатом, то молящемуся следует тут же закончить свою индивидуальную молитву и примкнуть к общине. Если в аналогичной ситуации, только применительно к утреннему или вечернему намазу, до верующего, находящегося в первом ракаате молитвы, донесётся звук икамата для молитвы с коллективом, то у него есть два возможных варианта действий. Первый – если он дошёл за время чтения икамата до земного поклона второго ракаата, то он должен завершить молитву один и не присоединяться к общине. Второй – если земной поклон второго раката ещё не наступил, то следует прервать индивидуальную молитву и примкнуть к джамаату.
Если же верующий совершает третий ракаат фардовой части дневного либо ночного намаза и в этот момент звучит икамат для этой молитвы с общиной, то здесь также возможны две ситуации. Согласно первой, если верующий уже успел уйти на земной поклон третьего ракаата, то он завершает свой намаз полностью, но потом присоединяется в джамаату с тем, чтобы совершить вместе с ним добровольную молитву (нафль). Согласно второй, если земной поклон третьего ракаата ещё не сделан, то индивидуальная молитва должна быть прервана, а молящийся немедленно должен присоединиться к коллективной молитве.
Это же самое правило действует в отношении предвечернего намаза, но с небольшим нюансом. Если молящийся на третьем ракаате ещё не выполнил земной поклон, то необходимо быть вместе с джамаатом, а значит – прервать свою индивидуальную молитву. Однако если земной поклон уже сделан, то верующий просто завершает свою молитву, но к джамаату для совершения нафль-намаза не присоединяется. Это связано с тем, что выполнять добровольные молитвы в это время (после предвечернего намаза) является нежелательным действием (макрух).
Теперь обратим внимание на то, что делать в случае чтения сунната обязательных молитв, которые предшествуют фардовым частям, когда звучит икамат на коллективный намаз или к пятничной проповеди приступает имам. В этих случаях молящийся должен прервать молитву и присоединиться к джамаату. При этом намаз, который оказался прерванным, следует восполнить позже. В частности, в случае с дневной молитвой четыре ракаата сунны нужно прочитать уже после двух ракаатов последней сунны.
Здесь следует отдельно отметить ситуации с утренней молитвой. Когда верующий, опоздавший на начало коллективного выполнения фардовой части намаза, понимает, что он может успеть совершить два ракаата сунны, то он читает этот намаз. Однако если джамаат уже близок к концу совершения, то верующий тут же должен присоединиться к общине. Два ракаата сунны он восполняет уже после фарда.
Необходимо отметить, что во всех вышеперечисленных ситуация, когда молящемуся нужно прервать молитву, он может воспользоваться двумя способами. Первый – он садится и делает приветствие в обе стороны. Второй – молящийся стоит на месте, также делает приветствие в обе стороны и с намерением совершить намаз присоединяется к джамаату.
Осквернение во время намаза
Не менее важным вопросом в контексте выполнения молитвы является нарушение тахарата (вуду) во время совершения намаза. При такой ситуации верующий должен мгновенно оставить молитву и пойти брать тахарат. Если он не будет ни с кем разговаривать и сохранит молчание в этот временной промежуток, то он сможет продолжить молитву с того места, где она была прервана.
Если осквернение во время молитвы произошло у имама, то он должен поставить кого-нибудь из джамаата вместо себя. Этот человек далее завершает намаз. Именно поэтому за Пророком Мухаммадом (с.г.в.) во время молитвы всегда стояли люди, достигшие совершеннолетия и отличающиеся здравоумием (Муслим).
Если имам вывел в качестве своего заместителя в молитве человека, который опоздал на неё, то он должен провести молитву практически до самого конца, но вывести на приветствие вместо себя кого-то другого.
Если во время выполнения молитвы человек попадает в состояние большого осквернения (портится гусль), теряет рассудок либо сознание, то ему нужно перечитывать молитву заново. В этом случае сохранение молчания не выступает в качестве облегчающего фактора.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Что будет с теми, кто не идет на пятничный намаз?
Пятничный намаз (Источник фото: immigrationlab.org).
Джума, или пятница, является священным днём в исламе. С ним связаны очень важные памятные события для всего человечества. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Поистине, пятница – госпожа всех дней! Из дней недели она более величественна перед Всевышним, чем даже дни праздника разговения (Ураза-байрам) и жертвоприношения (Курбан-байрам). У неё пять особенностей: Аллах сотворил в пятницу Адама и в пятницу спустил его вместе с Хаввой на землю. Умертвил Адама так же в этот день. В ней есть один час, когда молитва человека непременно принимается, за исключением случая, когда он просит что-то запретное (харам). И именно в пятницу наступит Конец Света. Ангелы, небеса, земля, ветры, горы и моря – все они испытывают трепет перед пятницей. Столь она величественна, столь значима пред Творцом!» (Ахмад, Ибн Маджа, Байхаки)
Потому день Джума Аллах Азза ва Джалля определил для мусульман днём сбора на совместную пятничную молитву – «джума-намаз»: «О, те, кто уверовал! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю (все мирские занятия). Это лучше для вас, если бы вы только знали!» (Аль-Джума, 9). Таково повеление Господа, непослушание которого ведёт к плачевным последствиям.
Пятничная молитва обязательна только для верующих мужчин, и о необходимости отношения к ней со всей серьёзностью можно понять из сказанного в следующем хадисе: «Аллах запечатает сердце того, кто по пренебрежению (без серьёзных причин, указанных в шариате) пропустит три пятничные молитвы!» (Абу Давуд, Тирмизи). Учёные в своих тафсирах говорят, что запечатанное сердце – это беспечное сердце, утратившее свою чуткость и страх перед своим Господом. Теряющее прочную связь со своей религией и пониманием её истинных положений. Его так же покидает чувство милосердия к созданиям Аллаха. Беспечность ведёт человека к заблуждению и к немилости Творца, признаком чего является отрицание им правильного и следование его ошибочными путями.
Постепенно, но достаточно быстро, некогда искреннего и примерного мусульманина начинает покидать нур Всевышнего Джалля Джалялуху, освещающий ему духовный путь и позволяющий различать благое от дурного. Чтобы скрыть своё состояние отдаления от уммы Мухаммада ﷺ и от заинтересованности её делами, он начинает часто лгать, оправдываться и меньше появляться в мечети во избежание морального дискомфорта от встречи с единоверцами. Приобретает качества лицемера, как и сказано пророком о конце такого пути верующего: «Тот, кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» (Табарани).
Посланник Аллаха ﷺ так описал лицемера: «. когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает своё обещание, а когда ему доверяют, он предаёт!» (Бухари 33, Муслим 59). Это же, в свою очередь грозит дальнейшим развитием, без того ужасного положения человека. Он может вовсе прийти к неверию. Ведь лицемерие, согласно другому хадису, отождествляется с качествами неверующего: «Верующий может оступиться во многом, ему могут быть присущи самые разные человеческие пороки и характеристики. Но предателем и лжецом он быть не может!» (Байхаки, Суюти в «Джами’ус-са’ыр»).
Чтобы не допустить подобного несчастья, мусульманину, узнавшему об обязательности посещения Джума-намаза, следует беречь свою искренность строгим следованием заповедям Аллаха. Господь знает о пользе и мудрости, заложенных в пятничных собраниях. Он желает, чтобы верующего не покидали благословение (баракат) и милость, которыми тот «заряжается» каждую неделю в обществе поминающих Всевышнего: ангелов, праведников и искренних рабов. Такой духовный концентрат от единения мусульман, среди которых могут оказаться и особо дорогие Аллаху сердца, чьи молитвы и присутствие отдельная благодать, бесспорно, укрепляет верующего, добавляя ему нура (божественного света).
Нужно ценить сей дорогой подарок Всевышнего и стремиться не упускать свою долю в нём. Кто же осознал, что впал в вышеописанное, удручающее положение, притеснив себя пропуском джума-намазов, пусть спешит искренне раскаяться перед своим милостивым Господом. Тогда Он вновь раскроет его сердце и вольёт в него Свой свет. Ведь Аллах – аль-‘Афур и ар-Рахим (Прощающий и Милосердный): « Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника, если только они не раскаются и исправят содеянное, крепко ухватятся за Аллаха и очистят свою веру перед Ним. Такие окажутся вместе с верующими, а ведь Аллах одарит верующих великой наградой» (ан-Ниса, аяты 145-146).
Присоединение опоздавшего к совершающим фард пятничной молитвы (джума-намаза)
Ученые-ханафиты считают: «На сколько бы ни опоздал мусульманин на молитву, он присоединяется к молящимся и продолжает молиться вместе с ними. По завершении имамом молитвы словами приветствия[1] опоздавший встает и самостоятельно[2] дочитывает ту часть молитвы, которую он пропустил». Это мнение подтверждается хадисом: «К чему вы успели – то совершайте, а что миновало вас – дополняйте [дочитывайте]»[3].
Ученые-шафииты считают: «Если опоздавший успел присоединиться к молящимся во время совершения второго ракяата[4], то он успел на пятничную молитву. После второго приветствия имама он, остановившись уже на «ташаххуде», встает и, не нарушая молитвы, дочитывает первый ракяат с завершающим приветствием по обе стороны, которое не было им совершено вслед за имамом. Если же задержавшийся не успел присоединиться к молящимся во время поясного поклона второго ракяата, ему необходимо будет совершить четыре ракяата молитвы Зухр. Аргументируется это словами пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Кто успеет на один ракяат (хотя бы на второй) [пятничной] молитвы, тот настиг ее [успел на нее]»[5].
Относительно обычных повседневных молитв ученые шафиитского и ханафитского мазхабов едины во мнении, что «если опоздавший успеет сделать намерение, встать в ряд молящихся и произнести начальный «такбир» с поднятием кистей рук до первого приветствия имама («ас-саляму ‘аляйкум ва рахматул-лах»), то данная молитва засчитывается ему как совершенная совместно с другими, в джама‘ате. Со вторым приветствием он встает и дочитывает молитву самостоятельно»[6].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] А точнее – после начала второго приветствия, при повороте головы влево со словами «ас-саляму ‘аляйкум ва рахматул-лах».
[2] Молитва дочитывается ракяатами: если опоздавший успел присоединиться к молящимся до того, как имам начал подниматься с поясного поклона в первом ракяате, то дочитывать молитву не нужно; если же после – то первый ракяат совершается полностью. Молящийся встает, не делая приветствия по обе стороны (как в этот момент делают другие), и без начального «такбира» (который вместе с намерением оговаривается опоздавшим до того, как он присоединится к молящимся) совершает только первый ракяат в обычной последовательности. Прочитав «ташаххуд» и «салават», опоздавший делает приветствие по обе стороны, завершив тем самым два ракяата фарда пятничной молитвы, которые засчитываются ему как совершенные с имамом в джама‘ате.
[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 5. С. 517–519, хадисы № 2145 и 2146, оба «сахих».
[4] То есть если, сделав намерение и произнеся начальный «такбир» с поднятием кистей рук, он успел присоединиться до того, как имам со словами «сами‘а ллаху ли мэн хамидэхь» начнет подниматься с поясного поклона второго ракяата. Необходимость чтения суры «аль-Фатиха» в данном случае аннулируется. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 73; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2. С. 1175.
[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Абу Дауда, Малика и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 72, хадис № 580.
Подробнее см.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 348–353, хадисы № 1483, 1485–1487 и пояснения к ним.
В другом хадисе: «Кто успеет на один ракяат пятничной молитвы, тот пусть присоединит к нему другой». См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8366, «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1293, 1297.
[6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1174, 1175.
Как нужно совершать намаз человеку, опоздавшему на пятничный либо праздничный намаз?
Вопрос: Как нужно совершать намаз, человеку, опоздавшему на пятничный либо праздничный намаз, после того как имам дал салям?
Ответ: Человек, который успел на пятничный намаз, до того как имам дал салям, считается успевшим на пятничный намаз. После того, как имам даст салям этот человек завершит намаз самостоятельно. Если же человек придет в мечеть после того, как имам дал салям, он должен совершить не пятничный, а дневной (зухр) намаз (Касани, Бадаи’ус-Санаи’, Бейрут, 1982, I, 267). Поэтому человек, который успел на второй ракаат пятничного намаза, после того как имам дал салям, встает на ноги и, совершив еще один ракаат, дает салям. В этом ракаате, он также произносит басмаллу, читает суру Фатиха и добавочную суру. Если он успел встать за имамом во время ташаххуда, то после того как имам даст салям, встанет на ноги и, совершив два ракаата, отдает салям. Таким образом он завершает пятничный намаз. Согласно мазхабам Малики и Шафии, чтобы считаться успевшим на пятничный намаз, нужно совершить хотя бы один ракаат вместе с имамом. Поэтому, когда человек примкнет к имаму, уже после того как он выпрямится от рукуга второго ракаата, то завершает намаз в качестве полуденного намаза (Ширбини, Мугниль-Мухтадж, Даруль-Фикр, Бейрут, I, 296)
Вопрос: Кому ваджиб праздничный намаз?
Вопрос: Мы знаем, что человек, который совершает обязательный намаз без имама, в тех намазах, которые имам читает кыраат (чтение Корана) открыто, может при желании читать открыто. Может ли человек, который примкнул к имаму во втором ракаате пятничного или праздничного намазов, для восполнения непрочитанного ракаата читать кыраат открыто?
Ответ: Человек, который опоздал на пятничный либо праздничный намаз, когда встает для восполнения второго ракаата при желании может читать кыраат открыто, то есть в этом случае он может поступить так, как хочет.
Вопрос: Как нужно совершить пропущенные такбиры, если человек успел следовать имаму во время руку’а первого ракаата в праздничном намазе?
Ответ: Этот человек произнесет вступительный такбир в положении стоя. Если он уверен, что успеет совершить руку’ вместе с имамом, то пропущенные такбиры праздничного намаза произносит стоя. Если же он не успевает произнести до рукуга, то после вступительного такбира совершает руку’ вместе с имамом и вместо тасбиха в положении руку’ произносит такбиры. Потому что совершение ваджиб такбиров более приоритетно, чем совершение тасбихов, являющихся сунной. Если имам поднимается с руку’ в то время как последующий за имамом произносит такбиры, оставшиеся такбиры с него спадают.
Вопрос: Как должен совершить ташрик такбиры человек, не успевший на первый ракаат?
Ответ: Человек, опоздавший на первый ракаат праздничного намаза, произнесет ташрик такбиры после восполнения пропущенных ракаатов. Но если он по забывчивости не произнесет такбиры, намаз не портится.