что делать если очень страшно идти в школу
Боязнь идти в школу: как называется и как избавиться
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня поговорим о ситуации, когда дети боятся идти в школу. Вы узнаете, по каким причинам это может происходить. Вам станут известны основные проявления данного состояния. Выясните, что нужно делать, чтоб побороть данный страх.
Общие сведения
Дидаскалейнофобия являет собой страх, который затрагивает школьный период. Дословный перевод – «страх школы». Родителям не всегда удается вовремя обнаружить данное отклонение у своего ребенка. Часто мамы с папами нежелание малыша собираться в школу воспринимают, как капризность или лень. Игнорирование подобного состояния – серьезное упущение со стороны взрослых. Нужно понимать, что психика детей еще в процессе становления, она пластична. При наличии продолжительного влияния негативных факторов, может быть искалечена. К тому же, нервная система малыша значительно быстрее «изнашивается», следовательно, делает его восприимчивым к развитию астении, депрессии и других вторичных патологий.
Данная фобия может формироваться уже с первого класса. В первое время появляются трудности с адаптацией к новому коллективу, капризность, невозможность включиться в учебный процесс. Через время ребенок начинает протестовать против посещения школы и даже отказываться от выполнения домашних заданий. Это еще не показатель наличия фобии, но уже является первым тревожным звоночком, указывающим на острый стрессовый период в жизни школьника и на необходимость экстренной поддержки со стороны родителей. Это именно тот период, когда нужно сделать все возможное, чтоб предупредить развитие сильного страха перед школой.
Возможные причины
Если ребенок боится школу, значит что-то произошло в его жизни, что спровоцировало подобную фобию. Ошибочно мнение родителей, которые уверены в том, что страх может развиться после стресса, который произошел единожды. На самом деле, для формирования серьезной фобии понадобиться длительное воздействие негативных факторов.
К основным причинам развития такой боязни относят:
В редких случаях страх основан на переживаниях о родителях. Малыш волнуется, что за то время, пока он будет на уроках, с ними что-то случится. Чаще такая причина может наблюдаться у детей, которые не посещали детский сад и не расставались с родителями на длительный период.
Характерные проявления
Как и для любой фобии, боязнь школы будет проявляться наличием симптомов предпанического состояния и собственно паники:
Данные признаки характерны при непосредственном приближении к школе. В повседневной жизни фобия проявляется повышенной тревожностью и отрицательными высказываниями в адрес школьного заведения.
Для такой фобии также характерны психосоматические реакции, которые могут проявляться:
Лечение
Советы
Теперь Вы знаете, как называется страх перед посещением школы. Любой ребенок может столкнуться с такой проблемой. Задача родителей суметь вовремя заметить изменения в поведении своего чада, понять, что именно на него влияет. Не бойтесь обращаться за консультацией к психологу, в частности к школьному. Закрывать глаза на наличие фобии у ребенка недопустимо.
10 способов перестать бояться школы (и родителю, и ребёнку)
Как научиться меньше переживать за детей
Мы можем снизить интенсивность наших негативных эмоций. Для этого давайте задумаемся: что является причиной ярких отрицательных переживаний? Из-за чего мы испытываем сильные тревогу, раздражение, страх, гнев?
Обычно, когда я задаю этот вопрос во время консультации, на меня смотрят удивлённо: «Что за глупый вопрос? Дураку понятно, что мы переживаем из-за тех событий, которые происходят с нами и нашими детьми!».
Однако этот ответ не совсем правильный. И вот простое тому доказательство: в рамках одинаковых событий разные родители могут чувствовать разные по интенсивности эмоции. Почти наверняка в вашей жизни были случаи, когда вы удивлялись, что кто-то из родителей чересчур раздражён в ерундовой с вашей точки зрения ситуации. И наоборот, ваше переживание может не разделять родитель другого ребёнка.
Здесь мы можем сделать вывод, что дело не в событиях. Дело в нас. В том, что мы отрицаем возможность тех или иных ситуаций! Когда мы не принимаем что-то и не соглашаемся с чем-то, что происходит с нашим ребёнком, то испытываем сильные отрицательные эмоции. Когда мы лояльны к ситуации, т.е. допускаем такую возможность, она нас будет заботить, но не так интенсивно. А значит, мы меньше устаем от переживаний и можем быть более эффективны в воспитании детей.
Вот небольшая подборка отрицательных переживаний родителей, связанных со школой, и причин, которые к ним приводят.
Почему ребенку страшно идти в школу? 5 возможных причин и что с ними делать
Как помочь ребенку, который боится или нервничает перед началом учебного года?
Мы уже выросли, а многим до сих пор снятся кошмары про школу, университет или музыкальный класс. И если взрослый адекватный человек не может справиться со своим подсознанием, представьте, как себя чувствует ребенок. Конечно, ему может быть страшно и тревожно.
«В этом году Андрей идет в третий класс. Третий год подряд с начала августа он устраивает истерики, плачет, как только речь заходит о школе, — пожаловалась нам однажды Снежана, мама Андрюши. — Что делать в такой ситуации? Сначала мы думали, что он просто капризничает. Но потом он сказал, что ему страшно. Стали выяснять — чего боится ребенок? Оказалось, что детей».
«Дочь до 11 класса нервничала перед днем знаний, — вспоминает Ирина, мама недавней выпускницы. — Ей снилось, что она попадает в неловкие ситуации, что она опаздывает, что она забыла одежду дома».
Почему так происходит?
В основе многих «школьных» тревог лежат когнитивные искажения. Это неправильные, искаженные формы мышления. Признание этих закономерностей в мыслях наших детей о возвращении в школу может помочь нам уменьшить их страхи.
Чтобы вытащить на поверхность эти искажения, первым делом нужно попросить детей говорить о том, что заставляет их нервничать. Уделите время и проговорите вслух все возможные страхи. Если он сам не знает, чего боится — пробуйте через разговор «докопаться» до глубинных причин. Конечно, на это потребуется некоторое время.
Алиса Кроссфилд, клинический психолог, советует: если вы сможете убедить своего ребенка, что его страх — это норма, ему будет проще открыться. Сообщите ему, что беспокойство в школе часто встречается и что страхи имеют место быть, даже если вы не думаете, что они сбудутся.
Как только вы и ваш ребенок сможете определить конкретные страхи, вы можете начать искать ошибочные шаблоны мышления. Вот самые распространенные из них.
Шаблон первый: «Черно-белое мышление»
Мы все прекрасно знаем это искажение. О людях, которые думают похожим образом, говорят: он делит мир только на черный и белый, не видя ни полутонов, ни цветных оттенков.
Возвращаясь в школу, дети могут бояться, что им не понравятся все
их учителя или что они не понравятся
всем
другим детям.
можно помочь ребенку и подсказать, что ему, возможно, не понравится один из учителей, зато понравятся все остальные.
Шаблон второй: фильтр
Когда мы используем ментальный фильтр, мы фокусируемся на одном негативе и исключаем позитив. Возможно, ваш ребенок слышал, что занятия по информатике, который он собирается посещать, очень сложные, и он отфильтровывает положительную информацию об этом классе или обо всех остальных.
Или у него могут быть проблемы с одним одноклассником, но мозг отфильтровывает всех, кто к нему дружелюбен, фокусируясь только на проблеме.
максимально простое. Если вы смогли «распознать» источник проблемы — покажите весь позитив, который ваш ребенок так тщательно отфильтровал.
Шаблон третий: прогнозы
Это история о том, как на основе своих домыслов и гаданий сделать прогноз и считать его за абсолютную истину. Признаемся: мы и сами частенько страдаем от этого когнитивного искажения, не так ли? Дети могут развить эти прогнозы относительно первого дня в школе или всего года.
Решение: мы можем помочь им определить свои прогнозы как таковые, спросив, какие доказательства подтверждают их страх. Важно дать им понять, что их прогнозы не основаны на фактах.
Шаблон четвертый: эмоции вместо фактов
Этот стиль искажения возникает, когда люди воспринимают свои эмоции как факт. Когда возникает «школьная» тревога, страхи детей, что что-то может случиться, часто используются в качестве доказательства вероятности.
К примеру, мысли в стиле «я буду сидеть в одиночестве» могут быть основаны не на конкретных фактах (так было в прошлом году), а на страхах.
Решение: такое же, как в предыдущем случае. Может быть полезно помочь вашему ребенку отличить фактические данные от основанных на страхе предположений.
Шаблон пятый: катастрофизация
Катастрофизация включает в себя преувеличение важности или значения вещей. Часто дети думают не только о наихудших возможных сценариях, но и о наихудших возможных последствиях: «Никто не будет сидеть со мной в первый день, а это значит, что у меня никогда не будет друзей».
Решение: помогите своему ребенку определить истинную вероятность возникновения катастрофы. Насколько ужасно было бы, если бы она действительно произошла? Как ее избежать?
Любое из этих или других когнитивных искажений может здорово подкосить даже взрослого, не то что ребенка. Возможно, вы когда-то и сами попадали в такие же ловушки, поэтому можете себе представить, что чувствует ваш ребенок.
Разговоры о тревоге позволяют вашему ребенку знать, что ему не нужно сталкиваться с этим в одиночку.
Не совершайте эти ошибки
Самая большая ошибка родителей – наказание за страх. Особенно этим «грешны» папы, которые либо стыдят детей, либо угрожают «Иди и сделай это, иначе я тебя накажу». Никогда не пытайтесь оставить ребенка один на один с его страхом: запереть в темной комнате, бросить в воду, посадить на высокую ветку. Такие экстремальные методы даже взрослых способны сломать!
Запрещены в борьбе с коммуникативными барьерами:
Советы
Родители должны ответственно относиться к состоянию ребенка, не закрывать глаза на его страхи
Заметив, что у Вашего малыша проявляются признаки боязни школы, необходимо сразу выяснить, что могло на это повлиять
Важно аккуратно, ненавязчиво с ним побеседовать, узнать, что именно пугает. В данный период недопустимо повышать голос на сына или дочку, оказывать давление, вынуждать заниматься из-под палки. Подобные действия еще больше усугубят развивающуюся ситуацию, ведь без того угнетенное состояние подкрепится негативными эмоциями. Ваша задача наладить общение с отпрыском
Ребенок должен доверять родителям все свои проблемы. Необходимо больше времени проводить с малышом, отдыхать. Объясните отпрыску, почему все дети должны посещать школьное заведение. Отметьте, что хотели бы, чтоб Ваш ребенок был умным, и Вы могли бы им гордиться. Расскажите сыну или дочери, что в стенах школы его ждет множество детей, с которыми он мог бы подружиться. Поведайте ребенку, как Вам нравилось учиться, какие хорошие вещи с Вами случались в школьные годы. Не стоит убеждать малыша в том, что в школе его ждет сплошной позитив. Ребенок должен быть готов к возможным трудностям. В начальной школе желательно, чтоб мама провожала и встречала своего малыша, особенно это касается первого года обучения. Ребенку необходимо чувствовать себя защищенным, быть в безопасности. Проблемы могут возникать у неподготовленных детей. Вот почему так важно ходить в садик и дома заниматься с ребенком, готовя его к разным школьным наукам. Нередко первым толчком для развития фобии являются плохие отметки. У ребенка буквально занижается самооценка. Задача родителей правильно реагировать на двойки отпрыска. Своими действиями Вы должны мотивировать малыша, а не настраивать против школьных дисциплин.
Теперь Вы знаете, как называется страх перед посещением школы. Любой ребенок может столкнуться с такой проблемой. Задача родителей суметь вовремя заметить изменения в поведении своего чада, понять, что именно на него влияет. Не бойтесь обращаться за консультацией к психологу, в частности к школьному. Закрывать глаза на наличие фобии у ребенка недопустимо.
Родители чувствуют свое бессилие в сложившейся ситуации
Родителям нелегко понять страдания своего ребенка. Более того, они не всегда адекватно могут реагировать на поведение, логика которого ускользает от них. Любая фобия кажется абсурдной тому, кто ее не чувствует, и нет ничего более странного, чем оказаться перед ребенком, когда он выражает панический страх и не слышит призывы к разуму. Иногда также трудно понять различие между отказом идти в школу, потому что она является источником стресса для ребенка, и прогулами, более сопоставимыми с прихотью или проявлениям мятежа в отношении родительского авторитета.
«Хорошее лекарство»: американец объяснил, почему привился «Спутником»
Девушка заказала цветы у разных продавцов и сравнила их с букетами на фото
Мария Порошина показала “подругу”: фанаты в восторге от фигуры Елена Степаненко
Родителей первыми обвиняют в прогулах своего ребенка. Да, конечно, они несут огромную ответственность за посещение ребенком школы, но могут влиять далеко не на все возможные факторы стресса.
Ребёнок боится школы. Что делать? Советует психолог
Окончание лета вызывает у ребенка спад настроения. Школа и учёба не вдохновляют. Учение еще не началось, а энергии и мотивации для него уже нет. Как справиться с этой проблемой, рассказывает психолог Наталия Власихина.
Беседа состоялась в прямом эфире радио «Теос» и его передачи «Формула семьи». С Н. Власихиной беседует ведущий программы В. Юртов.
– Итак, дети идут в школу. И это ужас не только для родителей – «предвкушение» предстоящих бессонных ночей, написания рефератов, выпиливания и выделывания чего-то из пластилина – всё это нас ожидает в той или иной степени.
Некоторые дети боятся идти в школу, и сегодня мы и будем говорить именно об этом.
Наталья Вячеславовна, вот наша тема: ребенок боится школы до истерики – что, собственно говоря, делать в этой ситуации нам самим с собой, с нашими детьми, и что делать детям, подросткам?
– Поговорим именно о таком остром нежелании идти в школу. Итак, что с ребёнком происходит? Возникает вопрос, что за острая реакция – вплоть до истерик, с чем она может быть связана, если порассуждать на эту тему, что за этим может стоять.
Мы возьмём, так скажем, рабочий вариант, что это начальная школа, младшая школа, например, класс второй-третий, и ребёнок начинает рыдать, он начинает говорить, что я, мол, не хочу в эту школу, и это острая реакция. Понятно, что после каникул всем особенно не хочется. С чем это может быть связано?
– Я думаю, что-то не получается в школе, над ним издеваются учителя и одноклассники,. Как оказывается, мы часто даже не понимаем, что наши дети не понимают каких-то вещей, когда это связано с дислексией, дисграфией.
Эти проблемы мы, как родители, часто просто не понимаем, не видим их, что именно в этом беда для ребенка, это кошмар и ужас – идти в школу с такими бедами и проблемами.
Возможно, над ним издевались по другому какому-то поводу дети, одноклассники, и он в ожидании очередного года ужаса и кошмара.
Какое-то пережитое насилие в прошлом от взрослых – да всё, что угодно. Либо неадекватное поведение родителей, которое сопровождает их весь год.
Вот они думают, что всё лето мы классно с папой, с мамой время вместе проводили, а сейчас начнутся скандалы и истерики, рукоприкладство, лишение сладостей, компьютеров, планшетов и всего остального. И это, наверное, тоже может напрягать?
– Действительно, вот эти все причины могут иметь место. То есть это либо проблема в какой-то несостоятельности, либо в отношениях со сверстниками, либо в реакциях родителей.
Дело в том, что разговор можно начинать с того, как родители относятся к такой реакции. То есть насколько они воспринимают это действительно серьезно для того, чтобы в этом разбираться.
Обычно они начинают как-то «агитировать за советскую власть» – в том плане, что ты, мол, потерпи, да там друзья, там вот… – но если это говорят, не разобравшись, что стоит за вот этой реакцией, то эти слова просто уйдут в пустоту, и напряжение у ребёнка останется.
Если прямо говорить о рекомендациях, то первый момент, если это происходит, то с ребёнком важно поговорить на эту тему. Важно, чтобы разговор был непринуждённый – где-нибудь в парке, чтобы было хорошее настроение, чтобы он как-то рассказал, что такое происходит.
– Наталья, но ведь даже когда родители деликатные и тактичные, дипломатичные, всё равно есть дети, которые просто не рассказывают.
И они не рассказывают ни какие-то стыдные постыдные вещи – предположим, о сексуальном насилии им стыдно рассказать.
Они в принципе не хотят доверять родителям свои проблемы, свои мысли, свои переживания – при том, что на самом-то деле их любят и им доверяют.
– Юрий, здесь у меня возникает вопрос вот к этому «не хотят». Всё равно родители и дети как-то общаются, и, может быть, с одним родителем лучше контакт.
По крайней мере, заговорите о настроении: слушай, мне это понятно, я тоже не хочу ходить на работу, то есть не всегда хочу – после отпуска не хочу, я могу тоже быть уставшим.
А вот ты вчера так плакал, говорил, что ты не хочешь в школу, что тебе там не нравится – а что тебе там особенно не нравится?
Можно вот так зайти, подыскать какие-то вопросы, и это не выведывание, а серьёзные разговоры, именно такой жанр обсуждения.
Такой хороший приём, когда родитель (и, кстати, для детей это очень полезно) присоединяется к ребенку и говорит: знаешь, я тебя очень понимаю, когда я ходил в школу, у меня тоже были такие настроения в конце каникул.
Ребёнок понимает, что он, собственно, тут не один. То есть мы можем не хотеть ходить на работу, мы можем там чего-то не хотеть, и они могут этого хотеть и не хотеть. И вот здесь вот эта легитимность, что да, такое возможно, ты просто мне расскажи, что такое.
Откуда эта картинка, что обязательно надо хотеть в школу? Необязательно.
Но на самом деле здесь вопрос вот этого настроения, что же там происходит.
Более того, часто родители в курсе, почему такая реакция. Потому что есть какие-то сложности, какие-то проблемы с прошлого учебного года, которые могут тянуться.
И тогда у нас стоит вопрос, как их решать в будущем году, то есть что родитель может сделать.
Если это травля сверстников и отсутствие контакта, то это одна история, и ребёнку важно помогать в этом разобраться.
Если это касается учебы, то здесь задача другая – так или иначе создать ребенку возможность для получения успеха, потому что это важно.
– Комментарий от Марины: «Меня как взрослого тоже напрягают вынужденное наказание и лишения моего ребёнка из-за учёбы».
То есть она уже ожидает этих проблем, неизбежной необходимости наказывать ребёнка, и вот эти отрицательные предвкушения её напрягают.
– Здесь очень хочется спросить, сколько лет ребёнку, потому что если это напрягает даже родителя, то может быть имеет смысл поискать другие пути дисциплины, ограничений и договариваться вместе с ребёнком, чтобы это не носило такой мучительный характер.
Ребёнку, может быть, сложно учиться, он действительно этого может не хотеть, потому что ему сложно, и здесь надо разбираться с этими сложностями.
И вот здесь, кстати говоря, я бы хотела, чтобы родители подумали о распорядке дня на учебный год: достаточно ли ребёнок отдыхает, достаточно ли он спит, как он питается, сколько он гуляет.
Здесь очень важно, чтобы это отдельной строкой в голове как-то отпечаталось, что школа – это не вся жизнь ребенка. Школа – это только часть. И вот здесь, может быть, надо пересмотреть требования, пересмотреть своё восприятие – например, вот тех же оценок. Что родитель хочет от школы? Чтобы ребёнок – что?
Мне бы очень хотелось, чтобы за школьное время мой ребёнок увлекся, понял, какая область ему интересна, чтобы он научился учиться.
Потому что в наше время никуда не денешься, всю жизнь будешь учиться, ничего не поделаешь. И важно, чтобы какой-то маломальский интерес к этому процессу сохранился. Как бы это фантастично ни звучало в рамках нашей школы, но тем не менее.
Хочется, чтобы ребёнок подружился, чтобы у него было много друзей. Потому что я могу сказать, что мои самые старые друзья – это ещё со школы. И чтобы он вот это школьное время вспоминал с увлечением, чтобы он, может быть, куда-то ходил, ещё чем-то интересовался, во что-то играл, чем-то занимался. Это очень важно.
И когда родитель честно себе отвечает на вопрос, чего он хочет: он хочет круглого отличника, и, что называется, мы за ценой не постоим, но это будет у нас одна история учебного года. Либо он хочет других вещей.
И вот здесь вопрос, который очень важен: насколько в этом процессе он видит своего ребёнка – с его индивидуальностью, дисграфией, дислексией, интересами, ограничением сил – по темпераменту, усталостью, кружками. Насколько он видит отдельного человека в этом процессе.
– Допустим, у ребёнка есть проблема. Вот, в частности, у моего среднего ребенка были и есть проблемы с концентрацией внимания.
В какой-то момент мы решили отвести его к психологу, и этот психолог провела с ним ряд тестов. Эти тесты настолько захватили моего сына – и эта новая ситуация: психолог, тесты, кабинет, что-то необычное, – что он все тесты решил выше среднего.
А психолог потом сказала: зачем вы пришли с этим ребёнком ко мне, если у него результаты выше среднего по концентрации внимания и по всему остальному? Я говорю: да ему просто интересно было, поэтому он сконцентрировался.
Но если мы перенесемся в обычную бытовую ситуацию, то всё вернётся на круги своя – это витание в облаках, это рассеянное внимание. Как быть, если мы, допустим, как родители, приходим к психологам, а психологи не верят, что у ребенка проблемы?
– Наверное, здесь вопрос в расширенной диагностике и в том, что – да, это тесты, но это же один инструмент. Если мы говорим о произвольном и непроизвольном внимании, то у ребёнка может быть непроизвольное внимание, то есть когда ему интересно.
Взять, например, другого ребёнка: он может часами по инструкции собирать и разбирать «Лего». Но там, где нужна произвольная концентрация, то есть мне неинтересно, но я сосредотачиваюсь, – вот с этим уже может быть сложность.
И тогда нужно сделать акцент на этот запрос. Многие вещи, которые мы можем делать, не всегда интересны, но всё равно нам надо сосредотачиваться, что-то делать, писать, разрабатывать.
И что делать тогда с произвольным вниманием и где-то, может быть, волевыми характеристиками? Да, тесты могут увлечь, ребёнок сосредоточится, тут ещё незнакомая тётя – да, такое возможно.
– Сообщение от Марины: «Стоит ли платить ребёнку деньги за хорошую учёбу, ведь оценки – это и есть поощрение, но они почему-то не помогают как стимул?»
– Здесь на этот счёт существует очень много мнений. Вот этот подход может не решать проблему.
Если у ребёнка всё получается легче пуха и пера, но он по лени своей просто «забил», то есть совершенно легко учился на «отлично». А потом как-то всё это стало неинтересно… Но вот сам момент мотивации – это всё-таки про какую-то внутреннюю причину, что же происходит там, что совсем ничего не интересно.
Может быть, какие-то предметы более или менее интересны. Может быть, это какие-то сложности порядка дисграфии, дислексии, просто человеку сложно, а, например, в музыке у него всё получается.
Поэтому здесь вопрос в этой внутренней причине. Потому что деньги – это не тот стимул: ребёнок может загореться, но при этом у него всё равно не получится, потому что причины другие, а родителю кажется, что не работает.
– Вопрос по поводу дислексии и дисграфии. У нас сегодня что ни ребёнок, то у него дислексия и дисграфия.
Это действительно проблема, которая стала такой массовой, или это просто модная проблема, которую мы ищем у своих детей по каким-то причинам. Что это такое?
– Во-первых, дислексия, дисграфия – это всё-таки диагнозы, как, собственно говоря, и синдром дефицита внимания и гиперактивности – это тоже диагноз. И поэтому, извините, каждого бедного холерика под СДВГ подпихивать – это тоже не вариант. То есть это вопрос к дефектологу, к логопеду, к тому, к кому можно отвести ребёнка продиагностировать.
И тогда он говорит о том, что – да, скорее это вот это. Это один момент. То, что стало этого больше – не факт, просто об этом стали говорить.
Раньше считалось: «ах, ты плохо читаешь, значит, ты просто мало читаешь, и вообще ты ленишься, больше читай и всё пройдёт» – а то, что у ребёнка просто расплываются буквы, и он не может это прочитать, у него вообще другое восприятие – это уже другое.
Здесь я бы не занималась самодиагностикой, а если есть какие-то вопросы, то просто отвела бы к специалисту и уже подтвердила или не подтвердила свои опасения.
В целом современные дети, конечно, от нас отличаются – по одной простой причине: у нас не было интернета. Потому что сейчас у детей более развиты другие навыки, с этим приходится считаться.
Да, внимание, сосредоточенность стала именно хуже в том плане, что если мы посмотрим цифровые технологии, то там всё быстрей. То есть вот эта сосредоточенность на чём-то одном, вот это количество времени стало меньше.
Даже если ты за собой понаблюдаешь: если там что-то медленно грузится, или там ещё что-то, ты быстро переключаешься с ссылки на ссылку, не ждёшь. И вот у детей это также присутствует.
– Мы настолько привыкли к тому, что у нас всё быстро происходит, что мы уже не готовы ждать, когда это происходит с нормальной скоростью.
– И вот здесь вопрос так же более к развитости, например, пространственного воображения, там более развитость, с одной стороны, именно реакции, но менее –вербального интеллекта.
То есть сейчас детей надо заставлять говорить, чтобы они учились говорить и доносить свою мысль, и делать ставку на те навыки, которые могут быть менее задействованы.
– Татьяна пишет: «Подруга делает всё за ребёнка двенадцати лет, и он приносит нормальные оценки.
Только где тут потом самостоятельность и ответственность?»
Верно ли это решение проблемы с учебой, когда родители, чтобы, может быть, не позориться, чтобы ребёнка не позорить – или чтобы у него аттестат хороший был – делают все за него?
– Мы возвращаемся к вопросу, который я уже задавала: чего родитель хочет от школы? Если я всё делаю за ребёнка, и мне важны его хорошие оценки и больше ничего, то тогда это вот такой ответ на вопрос.
Но здесь же ещё есть момент сформированности навыков обучения. То есть насколько я могу сам, например, себя организовать, насколько я могу сам что-то прочитать, что-то написать, проанализировать полученную информацию.
Даже в Интернете найти – вот, казалось бы, сейчас жалуются по поводу того, что всё они смотрят в Сети. Ну, хорошо, смотрят – но даже если нужно написать реферат – не просто его сдуть, а именно, написать по информации, которая там предоставлена.
И вот здесь большой вопрос: как человек анализирует полученную информацию, как он отсеивает её, что он берёт, и вот эти навыки важны в процессе обучения. И вот если родитель прямо всё делает, то у меня тогда возникает вопрос: как ребёнок справляется, например, с теми же контрольными в классе.
И если в этом комментарии прозвучало, что он учится на пятёрки – ну, тогда он что-то понимает, может, они вместе делают. Потому что есть же самостоятельная работа в классе. И если родители всё делают за ребенка, то ребёнок в классе не будет справляться и писать контрольные, и, таким образом, совершенно ничего не будет знать.
Это первый момент. А второй момент – ну, хорошо, такой ребёнок поступает в вуз – и всё, вот это проверка. Если поступает, то первый семестр и первая сессия часто расставляют всё по местам.
И это не вопрос знаний, а вопрос сформированности навыков обучения. Тем более если вуз сложный, и есть ещё вопрос дисциплины и организации обучения.
То есть, чтобы быть допущенным до экзаменов в первую сессию, тебе надо очень хорошо побегать, надо сдать зачеты, тебе надо успеть, бежать, поймать преподавателя и под нос сунуть эту зачётку, чтобы он про тебя не забыл.
В вузе на первом курсе и даже, к сожалению, на втором некоторые не справляются, вылетают. Потому что сталкиваются с той реальностью, когда приходится делать всё самому, и никто не будет стоять над тобой и что-то говорить.
– Есть большая проблема: многим детям сегодня просто ничего не надо, им неинтересно, учиться они не хотят, и, как ты ни пытаешься их мотивировать, менять школу, менять преподавателя, что-то ещё – в общем, ничего не помогает, они как не хотели учиться, так и не хотят.
– Вот с этим явно не соглашусь, потому что, с одной стороны, много детей, которые ничего не хотят, и они, например, сидят в этих компьютерных играх. Но я считаю, важно разобраться, что стоит за этим «ничего не хочу».
Потому что, если мы говорим о средней школе, это младший подростковый возраст, то этот уход в компьютерные игры – это может быть уход компенсаторного типа, то есть компенсация плохого самочувствия, то есть что-то с человеком происходит, и ему так тошно, что он туда уходит.
А, с другой стороны, это тот возраст, когда очень важно пробовать разные занятия. И в этом возрасте, если посмотреть, есть также достаточно много детей, которые увлекаются какими-то вещами. Другой момент, что вот это увлечение может быть не по душе родителям.
Потому что если, например, ну хорошо – взять даже это компьютерные игры, то тогда можно попробовать программирование этих игр, то есть создание этих игр.
Это может быть робототехника – и я знаю людей, детей моих друзей, которые не вылезали из компьютерных игр, а теперь они программисты, и вообще всё прекрасно.
То есть они переключились на создание, изучили, как это создаётся, и это стало этаким делом жизни.
И если тебе нравятся компьютерные игры, ты можешь их создавать – скорее, это дело –математика. А для того, чтобы тебе из точки А прибыть вот в ту точку Б, тебе надо знать хотя бы вот эти два предмета, например, математику и английский.
То есть, вот мотивация. А бывает так, что человеку, например, в школе неинтересно. Но я знаю нескольких детей, которые занимаются в Ботаническом саду или в кружках, связанных с растениями и прямо там горят, причем мальчики.
Есть те, кто, например, собирал машинки, собирал поезда и пошёл по этому пути. Это такой возраст, когда родителю важно предлагать. И не так, что «я записал тебя в кружок, вот ты и ходи, раз я тебя записал!»
Нет, это всё-таки эксперимент. Потому что здесь же очень важно, если ребёнок втягивается, и ему интересна и тусовка, и сами занятия, и он ходит, и ему нравится – так это же замечательно!
Я вспоминаю свой ранний подростковый возраст – очень много было вещей интересных, и я действительно пробовала много чего, пробовала заниматься и в кружках, и в секциях.
– Я пробовал, Дом пионеров и юных техников я обежал и побывал практически везде, в каждом кружке, остановившись на двух из них.
Но, правда, не все дети такие, многим правда ничего не интересно. И родителей этих детей это очень и очень беспокоит.
– Да, вот здесь часто этот симптом, когда всё неинтересно – опять же, он из разряда компенсации. Но это из разряда, когда передавили, и это часто вопросы к начальной школе, к тому, когда записали в кучу кружков: английский, «развивалки», и у ребёнка нет права выбора. И в результате у него после таких вот «ты будешь ходить вот туда, туда, туда» нет пространства и возможности просто сесть, или полежать и подумать: а что же надо мне, что мне интересно?
И вот здесь интерес важно пробуждать, то есть задавать вопросы, чтобы было интересно быть в этом процессе. То есть я бы обращала внимание не на то, что ему ничего не интересно – а на то, что за этим стоит.
Где-то, может, пережали, где-то устал, а может, и депрессия, кто знает. Потому что за словами «ему ничего не интересно» – может стоять другое: «ему ничего не интересно из того, что нравится нам».
– Наверное, ты где-то права, а где-то я с тобой не соглашусь. Ведь, если родители более-менее беспокоятся о судьбе ребенка, то когда ему неинтересно одно, опять же ему подсовывают что-то другое, потом второе, третье, четвёртое, пятое, десятое, – и вот, всё неинтересно.
– Здесь первый шаг – прекратить это подсовывание, оставить ребенка в покое и заняться самому тем, что тебе интересно. Потому что часто подростки задают такой вопрос: а как я могу чем-то увлекаться, когда я не вижу твоей увлеченности?
И здесь есть важный момент, что если родитель сам увлечен жизнью, и у него есть то, что ему нравится, чем он занимается, то часто для детей это очень хороший пример в том, чтобы любознательность и любопытство сохранялись.
И тогда юный человек видит, что родитель любит читать – причём читает не то, что ему надо, а то, что ему нравится; или занимается спортом, или рыбалкой, или создает какие-то проекты.
Возвращаясь к ответу, важно спросить: что же такое с человеком происходит, что ему, как мне кажется, ничего не интересно?
Как раз то, что может убивать интерес к чему бы то ни было, это постоянная гиперопека и ощущение ребёнком себя как под микроскопом.
То есть очень важно, чтобы вот это было время, пространство, где ребёнок предоставлен сам себе.
А если ребёнок постоянно как под прицелом: «что ты делаешь, куда ты пошёл, а что ты сейчас читаешь, а что ты сейчас смотришь?» – ну, что же это такое-то, ну, дайте уже человеку в покое-то побыть, своими делами позаниматься!
Было проведено исследование, коли мы тут заговорили о подростках, – подростки, когда их спрашивали о том, что бы вы пожелали своим родителям, чтобы они как-то могли сделать, чтобы вам было хорошо, – то большая часть ответила: я хочу пожелать родителям просто быть счастливыми.
И вот это счастье родителя – в том, что он отдельно, он увлечен, вообще, что он счастливый человек – это для подростка очень важно.
– Моя дочка очень хочет в садик, и меня это обижает, если честно. Мне кажется, что она меня не любит. Глубоко в душе у меня это засело как ревность.
А есть всё-таки дети, которые в коллектив не хотят, они, правда, боятся предстоящей школы.
Как мы, родители, можем подготовить маленьких детей, которым предстоит пойти в первый класс? Они боятся всего – неизвестности, и, может быть, ещё тысячу чего. Что мы можем сделать?
– Подготовительный процесс – это работа, когда ребёнку вот эта неизвестность становится известностью. То есть мы всё рассказываем, показываем. Можно прийти в школу, попросить пройтись по этим этажам, показать, где туалет, где будет класс. Вот эту неизвестность сделать известностью.
– И если все-таки повышенное беспокойство у самих родителей, то им как с этим справиться?
– Родителям надо задать себе вопрос: что именно меня беспокоит? Беспокоит, что ребёнок не справится?
Кстати, родители могут переносить свои школьные травмы, коих предостаточно, на своих детей, и через своих детей помогать себе. Соответственно, здесь надо проанализировать отношение к школе самого родителя, и это также может помочь отделять себя от ребёнка.
– Как бы мы ни умели отделять себя от школы и как бы мы ни пытались сконцентрировать усилия своего ребенка только лишь на успехах – всё равно мы регулярно проваливаемся, и нам непросто.
И, может, стоит иногда просто отдохнуть, попить с ребенком чаю, начать жить, а не гоняться за оценками, за успехами в школе – его и вашими собственными в нем, в этом ребенке.
Всем вам, как и себе, желаю поменьше переживать, потому что нам предстоит достаточно тяжелый, непростой путь.