что делать если никак не можешь найти работу
7 правил поиска работы. Советы психиатра
Более половины россиян в 2021 году хотят сменить работу. Точнее, они говорят, что хотели бы перейти на другую должность, но почему-то этого не делают. Выясняем, почему это происходит, и как действовать, если вы все же приступили к активным поискам.
Почему россияне не меняют работу
Потому что страшно. Потому что искать работу – ответственное занятие. Потому что это стресс.
Надо проявить лучшие качества: способность фокусироваться и приспосабливаться, уверенность и последовательность, свободу от обид и эмоциональную устойчивость. Чем выше уровень притязаний, тем больше усилий надо затратить.
Как врач могу сказать, что невозможно с одинаковой интенсивностью находиться в активном поиске полгода. Чем активнее вы ищете работу, тем скорее заканчивается усердие и начинается депрессия. Даже американцы, которые исторически привыкли менять работу раз в 3–5 лет, через шесть месяцев поиска начинают впадать в депрессию в два раза чаще, чем обычно. Оптимисты становятся пессимистами.
Очень похоже на феномен приобретенной беспомощности. По логике вещей, человек, который долго не может найти работу, должен думать вот что: «Меня уволили, мне отказали в 33 местах. С этим я ничего не могу сделать, и это ужасно, но это еще не весь мир. Ко всему, что есть в мире, это не относится». А он делает другой вывод: «Я ничего не смог сделать на прошлой работе никогда не смогу».
Мне часто приходилось менять работу. Уходил и находил новую. Иногда легко, почти случайно. Иногда смена деятельности давалась неимоверно трудно. Я обращался к друзьям, читал советы консультантов и соглашался на работу, которая изматывала меня не меньше, чем ее поиск. Потом, много лет спустя, я заметил, что есть такое правило в жизни, по крайней мере, в моей:
Оцените себя
Как бы вы ни искали работу, не забывайте, что на обновлении резюме и нетворкинге останавливаться нельзя. Не забывайте изучать собственные мотивы и состояние. Стресс (а поиск работы – это стресс) истощает запасы норадреналина, но повышает активность тирозин гидроксилазы. Из-за этого мы начинаем хуже спать, быстрее полнеем и постоянно чувствуем напряжение, как будто готовы защищаться.
В домашних условиях отследить биохимические процессы мы не сможем, а вот изменения в своем самочувствии заметить в состоянии.
Если вы замечаете перепады настроения, тревожность, чрезмерную чувствительность – пора действовать. Когда начинаете, как «бомба», взрываться по малейшему поводу, замедлитесь! Есть опасность, что вы в депрессии, а депрессия – плохой инструмент для поиска работы.
Как не заработать депрессию во время поиска работы
Избежать апатии помогают простые, даже банальные вещи, про которые нам рассказывают в детстве. Как говорят врачи, «редкие болезни встречаются редко, частые болезни встречаются часто и лечатся одинаково». Поиск работы – это частая история.
Чтобы решить проблему, нужно ее отпустить
Я говорю, что во время поиска работы нужно иногда останавливаться и отвлекаться, потому что это работает: мы становимся более продуктивными в те минуты и часы, когда действительно активно ищем работу, успеваем совершенствовать свои навыки и просто улыбаемся от души. Напоследок – вдохновляющая история моей знакомой М.М.
М.М. – искусствовед по образованию. Молодая, красивая, энергичная с прекрасным набором компетенций и реальным опытом успешной работы.
В начале самом пандемии все проекты, в которых участвовала М.М., стали сворачиваться. Она начала рассылать резюме, написала друзьям. Заболеваемость росла, экономика – нет. М. подсчитала деньги, подумала над своей стратегией развития и сфокусировалась на своих сильных качествах. После четырех неудач еще раз подсчитала деньги и пошла на крайней шаг – стала брать деньги в долг у друзей. Это иногда помогает найти работу. Но М. не помогло.
Заболеваемость продолжала расти. М. стала беспокоиться по-настоящему. Она давно так долго не искала работу.
Она перестала искать работу, горевать о будущем и просто жила. Что могла, то и делала. Варила морсы, если кто-то просил домашнего, звонила близким больных, утешала и разговаривала – в общем, делала все, чтобы окружить людей заботой.
Там М. познакомилась с человеком, который после выздоровления нашел М., чтобы предложить работу ее мечты. Сказка! И это случилось именно тогда, когда она перестала сходить с ума от поиска работы.
Надо было три месяца рассылать резюме и делать все, что она делала? Да, это помогло ей глубже понять свои мотивы и цели. Могла бы она найти работу без волонтерства? Скорее всего, да: рынок труда оживает. Но волонтерство в благотворительной организации – очень ценный опыт, который поможет ей и в работе, и в жизни.
Здесь уместно передать привет Дейлу Карнеги: «Вы можете в течение двух месяцев завоевать больше друзей, интересуясь другими людьми, чем приобрели бы за два года, пытаясь заинтересовать других людей своей особой».
Заведовал клиническим отделением неврозов. Почти 30 лет работал в маркетинге и рекламе, в том числе в издательском бизнесе на руководящих позициях. Три года посвятил развитию благотворительного фонда «Свет», который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Много раз сам менял работу и даже профессию, занимался формированием команд.
5 причин неудач в поиске работы
Я занимаюсь подбором персонала в крупном холдинге, но на опыт моих знакомых и клиентов смотрю не только как рекрутер, но и как психолог. И знаю, что осознать причины неудач в поиске работы бывает сложно. Так почему же работа «не ищется»? Как в той песне, у нее на это может быть 5 причин.
Причина №1. Потому что я не хочу
Это самая распространенная, на мой взгляд, причина, и именно ее реже всего осознают. Людям надо найти работу, но, по сути, работать совсем не хочется. И тогда получается, что человек внешне активно ищет работу, а внутренне всеми силами сопротивляется.
У меня перед глазами наглядный пример: соседка — домохозяйка, муж работает, а она занимается ребенком. Но малышу уже два года с небольшим, и они приняли решение, что пора отдавать ребенка в садик, а соседке устраиваться на работу. И вот она взялась за нелегкие поиски. Конечно, маленький ребенок — негативный фактор для работодателя, но есть еще одна проблема: соседка с тоской говорит, что ее «сын будет проводить почти все время с чужими людьми», что она будет с ним «гораздо меньше общаться», что она не сможет готовить для мужа ужин каждый день — и так далее. Я не оцениваю, хорошо это или плохо, просто понимаю: она каждый раз находит причину, по которой конкретная вакансия ей не подходит, но сама этого не осознает. Хотя повторяет, что ей необходимо найти работу. Конечно, HR-менеджер во время собеседования не обладает всей этой информацией. Но внутреннее нежелание кандидата работать он все равно ясно чувствует.
Причина №2. Потому что я слишком сильно хочу найти работу
Как ни парадоксально, но это тоже может мешать. Кандидат, который заранее на все согласен и чересчур рьяно рвется в бой, вызывает подозрение. Доля здорового равнодушия и чувство юмора человеку необходима. Поэтому обязательно давайте себе отдых от поиска работы: это действительно нелегкое занятие. Просто время от времени отключайтесь от этой темы, иначе можно вконец отчаяться и сойти с ума.
Причина №3. Слишком много требований
Иногда это следствие причины №1, а иногда просто завышенная планка. Особенно часто необоснованные требования выдвигают выпускники и те, кто не имеет опыта работы: они хотят оклад, как у топ-менеджера, отдельный кабинет и свободный график. Те, кто уже начал свою трудовую деятельность, более адекватно оценивают ситуацию и свою стоимость на рынке.
Если человек выдвигает реальные требования, но не получает предложений, которые им полностью соответствуют, то он либо идет на некоторые уступки, либо продолжает искать неограниченное количество времени. Недавно один из моих кандидатов отказался от работы, потому что его не устроил дресс-код компании. Действительно ли это так критично, если большого выбора нет и все остальное вам подходит?
Причина №4. Жадность
Речь идет о желании много получать и о неумении отдавать в самом широком смысле. Отдавать свою любовь, заботу, энергию, время, внимание, ну и деньги тоже. Я, как и миллионы людей, считаю, что когда делаешь что-то искренне, не ради галочки и не ради того, чтобы сказать «я такой хороший», тогда тебе возвращается втройне. Найдите способ помочь кому-то, сделать сюрприз или просто поддержать человека, подарить общение тому, кому его не хватает. Ненадолго сместите фокус со своей персоны, не замыкайтесь на себе и своих проблемах. Это очень помогает, ощущение морального удовлетворения дает силы идти вперед и делать еще больше.
Звучит как универсальная отговорка, но даже при поиске работы это действует. Для работодателя хороший кандидат — человек, который искренне заинтересован в том, что делает. Его легче мотивировать, и он заинтересован в своем развитии.
Моя подруга, ради того, чтобы украсить комнату сестры ко дню рождения, научилась вырезать банты и сложные бумажные украшения. Ее увлекло это занятие, и она начала составлять композиции из бумаги для друзей и знакомых. В итоге, как вы, наверное, уже догадались, она устроилась помощником декоратора и сейчас делает карьеру в любимом деле. А ведь началось все с желания порадовать ближнего.
Причина №5. Нежелание «продавать» себя
Многие люди просто не любят и не умеют себя расхваливать. Многие считают это ниже своего достоинства, а кому-то просто лень составить хорошее резюме, отражающее все его сильные стороны. «Меня и так возьмут, если надо будет», «я все расскажу на собеседовании», «они и так должны понять, насколько я хорош» — все это не работает.
У этой проблемы есть и другая сторона: умело описав все свои достоинства и получив приглашение на собеседование, человек теряется и не может представить себя так же хорошо, как указано в резюме. Здесь только один выход — репетировать дома, заготовить небольшую речь о себе и ответы на стандартные вопросы. Главное — захотеть красиво и грамотно себя преподнести, не считать это чем-то унизительным или незначительным.
Подумайте над каждой причиной и будьте откровенны сами с собой — уверена, у вас все получится!
Я уволилась в никуда и теперь сижу без денег и не могу найти работу
Я долго не решалась уволиться с предыдущего места работы. В 2020 году все было отлично — зарплата была больше предыдущего года, несмотря на ковид и прочее. А в начале 2021 года, сразу после новогодних праздников, руководство решило пересмотреть нашу систему премирования, и в итоге началось.
Сначала нам занижали показатели, либо по какому-либо пункту премирования просто не платили. Спорить — бесполезно: начальство просто на тебя наорет. Нашему супервизору доставалось больше всего: один раз ее так довели, что она даже слегла в больницу. У меня же начались панические атаки — были и другие моменты в жизни, в итоге моя нервная система начала чудить, пришлось обращаться за медицинской помощью, даже выписали антидепрессанты.
Дальше — хуже. Новая система премирования, из-за которой не просто добиться той же зарплаты, как в прошлом году, но даже хоть какую-то премию получить невозможно. Ребята упахивались либо просто махали рукой и уходили в другие отделы или вовсе увольнялись.
За последние 5 месяцев работы я сидела на окладе 4, в один вышла на премию, но из-за больничного с ковидом половину месяца проболела, и списали премию, в итого за месяц получила еще меньше.
Почему не ушла раньше? Я часто задавала себе этот вопрос. Причиной может быть что угодно, в принципе. Начиная с того, что я не уверена в себе и своих силах, или же боялась что-то менять. Или из-за панических атак, которые вводили меня в ступор, когда нужно было кому-то позвонить, даже по личным вопросам. Или из-за того, что работа сильно изменила мое самоощущение в сторону того, что я полная никчемность… Я не знаю.
В итоге я уволилась в никуда. Пара недель эйфории и все. Сейчас 2,5 месяца сижу без денег и работы. Копилки пусты. И в долгах. Пока небольших, но все же. Платить по обязательствам нечем. С поиском работы — сложности. Я была менеджером по продажам, но поняла, что не смогу вернуться на эту должность — панические атаки напоминают о себе (см. пункт про звонки). На прошлой работе пару раз в выходные у меня даже были истерики, чего со мной никогда не случалось. А больше я ничего не умею. Плюс каждый второй работодатель хочет трудоустроить официально только после праздников/через 2 месяца/через полгода.
Хотела найти работу за месяц — в итоге скоро Новый год, а перспективы найти за это время работу тают быстрее, чем мороженое на солнцепеке.
Совет могу дать такой: нужно иметь вариант работы, куда можно перейти сразу после увольнения. Да, возможно, ситуация и наладится, но все равно лучше иметь варианты отступления. Если у кого-то есть возможность достучаться до своего руководства — то вперед, у нас такой возможности, увы, не было. Поэтому и уволилось половина отдела.
Сейчас я прохожу бесплатные курсы в интернете, чтобы прикрепить сертификаты к резюме, и сделать его более привлекательным, и тешу надежду, что все-таки трудоустроюсь до праздников.
Но не уверена, что когда в следующий раз мне позвонят с предложением о работе и предложат официальное оформление через полгода («а до этого мы будем платить вам оклад в 20 000 рублей»), я не пошлю их по трехбуквенному адресу.
Финансовые провалы. Здесь делятся историями о финансовых поражениях
Как искать новую работу тем, кто давно этого не делал
⏱ Время прочтения — 9 минут
1. Оценивайте расклад на рынке реалистично
Рынок труда потому и зовется рынком, что на нем действуют все законы спроса и предложения. Есть специальности, представители которых крайне востребованы у работодателей даже в кризис, и есть специалисты, которых и в более стабильное время был избыток, а сейчас — тем более.
Если вакансий раз в семь меньше, чем ищущих работу кандидатов, то это высокая конкуренция в пользу работодателя. Значит, соискателям приходится очень сильно постараться, чтобы выделиться на фоне других откликов. На особенно привлекательную вакансию при таком раскладе поступает несколько сотен (а порой и тысяч) откликов.
Если вакансий всего в два-три раза меньше, чем ищущих работу кандидатов (а тем более один к одному), то можно сказать, что работодатели конкурируют за таких специалистов. А значит, будут не только рассматривать отклики на вакансии, но и искать подходящих кандидатов сами, даже переманивать у конкурентов. Если вакансий в пять-шесть раз меньше, чем соискателей, это нормальный уровень конкуренции (но не повод расслабляться).
Если в вашем сегменте сейчас высочайшая конкуренция и предложений мало, подумайте о смене сегмента или вообще о вариантах работы не по специальности. В трудные периоды это нормальная история.
Где посмотреть уровень конкуренции: в разделе статистики hh.ru. Смотрите hh.индекс в профессиональных областях — он показывает, сколько в среднем приходится резюме на одну вакансию в вашей сфере. Заметьте: это не среднее количество откликов на одну вакансию (их может быть в десятки и сотни раз больше), а именно среднее соотношение спроса и предложения. Сайт hh.ru — крупнейший в России по поиску работы, поэтому смело можно сказать, что наша статистика отражает ситуацию на рынке труда в целом.
2. Используйте разные каналы
Сейчас такое время, когда нужно задействовать все возможные ресурсы для поиска. Если вы до сих пор находили все свои места работы по «сарафанному радио», то — увы! — не факт, что и в этот раз так получится.
Используйте все существующие каналы одновременно: и hh.ru, и личные связи, и посты в соцсетях: не время стесняться — напишите пост о том, какой вы классный специалист, какую работу ищете, и дайте ссылку на свое резюме.
3. Составьте хорошее резюме
Если у вас давным-давно «пылится» резюме на hh.ru — хорошенько его отредактируйте. Скорее всего, оно сильно отличается от того, к чему работодатели привыкли за последние годы.
Хорошее резюме — и не слишком короткое, и не слишком длинное. Главное, правильно показать в нем ваши навыки и достижения. Сухое формальное перечисление обязанностей как в должностной инструкции никого не интересует — если раньше такие резюме были нормой, то сейчас опытные соискатели стали сами себе маркетологами, даже появилось понятие «продающее резюме». Если вы не представитель супервостребованной редкой специальности, то работодатель, скорее всего, не станет тратить время на чтение неудачного резюме, а перейдет к следующим откликам.
Вот здесь вы найдете 17 правил хорошего резюме. Не пугайтесь, что их много — они простые. Но рекомендуем их не игнорировать.
Кстати, на hh.ru есть возможность откликаться на вакансию вообще без резюме — просто звонком или письмом работодателю. Они особенным образом помечаются в поисковой выдаче:
Но учитывайте, что на практике это нормальный способ отклика на массовую вакансию (курьеров, продавцов, комплектовщиков) или вакансию по рабочей специальности (потому что не нужно подробно расписывать свой опыт). А вот для специалистов, хоть офисных, хоть технических, резюме по-прежнему важно. Возможно, работодатель обсудит с вами какие-то вопросы быстро в ответ на ваш звонок или письмо, но потом всё равно попросит прислать резюме. Пусть оно будет наготове.
4. Не ограничивайтесь одним резюме
Те времена, когда можно было откликаться универсальным резюме на разные вакансии, давно прошли. Успешные кандидаты составляют резюме под каждую вакансию — делают в описании своего опыта акценты на том, что важно именно для этого места работы, убирают лишнее (то, что вряд ли имеет значение здесь) и используют формулировки как в вакансии.
Удобнее всего поступить так: создайте одно базовое резюме, а потом дублируйте его (на hh.ru это можно сделать одной кнопкой) и редактируйте, адаптируя под каждую подходящую вам вакансию. Главное, чтобы общее количество резюме не превысило 20 (это максимальное количество активных резюме от одного кандидата на hh.ru). Неактуальные лишние варианты лучше удалять.
Если у вас разносторонний опыт, который позволяет рассматривать широкий спектр предложений (например, техническая специальность, но и менеджером по продажам вам тоже работать доводилось), сделайте два-три базовых резюме, для каждой специальности — свое.
5. Откликайтесь с сопроводительным письмом
Нет, стандартной фразы «Здравствуйте! Прошу рассмотреть мое резюме» недостаточно, чтобы считать это сопроводительным письмом. На каждый отклик нужно индивидуальное сопроводительное письмо, объясняющее, чем вас привлекла эта вакансия и почему вы считаете, что вы отлично для нее подходите. Письмо — отличный способ выделиться среди других кандидатов. Конечно, это не касается массовых и рабочих специальностей.
Есть ситуации, при которых сопроводительное письмо просто необходимо. Но искренне рекомендуем писать его всегда — мы знаем немало случаев, когда человек получил работу благодаря именно сопроводительному письму.
6. Сделайте свое резюме заметнее в поиске
Работодатели ищут сотрудников по-разному: кто-то рассматривает только отклики на вакансию и те резюме, которые умный поиск на hh.ru (это искусственный интеллект) рекомендует для конкретной вакансии, кто-то вручную подбирает подходящих кандидатов в нашей базе резюме, а кто-то задействует все способы сразу.
Механизм в поиске по базе резюме похож на ваш поиск вакансий: работодатель пишет в строке поиска запрос — примерно так, как вы ищете вакансии, — а потом просматривает поисковую выдачу (как вы смотрите вакансии). Иногда это сотни и даже тысячи подходящих резюме. Чтобы ваше резюме оказалось ближе к топу выдачи, а не к концу, его нужно чаще обновлять. Поисковая выдача у работодателей выстраивается в том числе по дате обновления резюме.
Чтобы повысить вероятность того, что ваше резюме окажется в числе тех, которые наш умный поиск рекомендует работодателям, тоже важно обновлять его как можно чаще.
Кстати, вместо ручного бесплатного обновления можно воспользоваться услугой «Автоподнятие резюме на первое место». Тогда его дата будет обновляться каждый день автоматически, вам не придется заходить на сайт и делать это вручную. Но эта услуга платная.
Настройки видимости резюме. Проследите, стоит ли в настройках вариант «Видно компаниям — клиентам HeadHunter». Бывает, что когда-то поставили вариант «Видно только по прямой ссылке», потому что тогда хотели скрыть поиск другой работы от текущего работодателя, а после увольнения забыли снять эти настройки.
А еще в личном кабинете на hh.ru вы увидите подсказки, что стоило бы изменить в вашем резюме, чтобы оно сработало эффективнее. Пожалуйста, не игнорируйте их.
7. Смотрите рекомендуемые вакансии
Если вы давно не были на hh.ru или впервые здесь, вы не знаете, что у нас задействован искусственный интеллект — умный поиск. Как только вы заходите на сайт, он автоматически показывает вам вакансии, которые лучше всего подходят под ваше резюме. Просматривайте этот список — сэкономите свое время, не нужно будет искать вакансии вручную.
Вы будете получать те же подходящие вакансии и на электронную почту, если подписаны на рассылки от hh.ru. Это очень удобно. Проверить, подписаны ли вы на такую рассылку, можно в своих настройках.
Умный поиск постоянно совершенствуется. Если вы полгода-год назад, просмотрев те вакансии, которые он рекомендовал для вашего резюме, разочаровались (они показались вам не слишком подходящими), посмотрите, что он рекомендует вам сейчас. При условии, что у вас хорошо составленное резюме и на hh.ru сейчас есть вакансии по вашему профилю (в том регионе, который стоит у вас в настройках), умный поиск порекомендует вам наиболее релевантные. Только не забудьте перед этим обновить резюме.
8. Настройте автопоиск вакансий
Если вам больше нравится искать вакансии вручную по критериям, которые вы сами выбираете (по определенным ключевым словам, зарплатному диапазону, графику работы и так далее), можно настроить автопоиск по интересующим вас параметрам.
Это тоже сэкономит ваше время — не придется заходить на сайт и всякий раз запускать такой поиск заново. Подобранные по вашему запросу вакансии вы будете видеть в личном кабинете на сайте, а также в регулярной email-рассылке или в push-уведомлениях, если у вас установлено мобильное приложение hh. Это бесплатно.
9. Скачайте мобильное приложение hh.ru
Если вам удобнее искать работу через смартфон, а не компьютер, скачайте мобильное приложение hh.ru. Весь самый важный функционал для поиска работы будет у вас всегда под рукой.
10. Пользуйтесь подсказками
Зачем действовать наугад, если можно послушать или прочитать советы насчет стратегии поиска работы, оформления резюме и успешного прохождения собеседования?
У нас накопилась внушительная база знаний, и каждую неделю мы присылаем в информационном дайджесте новые статьи с советами (проверьте в настройках у себя в личном кабинете, подписаны ли вы на такую рассылку, она называется «еженедельный дайджест»).
Удачи вам в поиске работы!
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
Что мешает найти работу? 10 причин
Бывает так, что и резюме написано хорошо, и к собеседованию человек готовится, а новую работу найти никак не удается. Когда к нам приходят такие клиенты, мы стараемся заглянуть дальше – а что там, за этим тщательно выстроенным фасадом?
Очень часто оказывается, что проблемы связаны с нашими неверными представлениями, завышенными ожиданиями, эмоциональностью в принятии решений, влиянием окружения. Заметить и «обезвредить» эти факторы непросто, ведь все мы люди и посмотреть на себя со стороны действительно очень сложно. Именно таким взглядом со стороны становимся мы – карьерные консультанты. Когда проблема определена, с ней можно работать. Давайте разбираться!
10 препятствий на пути к новой работе и способы их преодолеть:
«Мне бы любую работу — лишь бы визу дали» или «Не важно какая работа, главное, чтобы зарплата была 35 тыс. фунтов в год». Знакомо? Если мы не знаем, куда хотим идти — где наш воображаемый пункт Б — мы вряд ли туда придем. Удивительно, насколько «неправильные» предложения поступают кандидатам.
Определите, чем хотите заниматься: карьерное направление, тип компании, каким должен быть рабочий день, сколько дней в неделю вы хотите работать в офисе, сколько — дома, какую зарплату хотите получать и т. д. Поставьте долгосрочную цель, на 3-5 лет и затем «отмотайте» время назад. Так гораздо легче будет понять, куда нужно двигаться.
Завышенные зарплатные ожидания при отсутствии необходимых квалификаций. Конечно, будет трудно найти работу, если вы хотите получать больше, но не можете предложить работодателю ничего равнозначного взамен.
Определите, какие шаги помогут приблизить вас к равноценному обмену. Это могут быть дополнительные квалификации, временная работа в нужной вам сфере для получения опыта. Все эти шаги в конечном итоге приведут к тому, что вы сможете с полным правом искать работу с желаемой зарплатой.
Хаотичная отправка сотни заявок на вакансии каждый день. Вы не отслеживаете как именно отправляли (то в телефоне, то на ноутбуке), куда и когда отправляли, не записываете компании, в которых уже побывали на интервью и т. д. В один день вы можете отправить 50 заявок, затем забыть об этом на неделю, потом с чувством вины вернуться к поиску, и так до бесконечности. Отсутствие системного подхода и осознанной вовлеченности в процесс сильно снижает эффективность поиска работы.
Определите, сколько часов в день вы готовы тратить на поиск работы. Результат будет прямо пропорционален затраченному времени. Если у вас всего час в неделю – не ожидайте оффера слишком быстро. Но и не вините себя за то, что его нет. Вы сами выбираете свой темп.
Создайте таблицу в Excel, заведите трекер в любой удобной вам программе — так вы будете иметь наглядное представление о том, с какими компаниями вы контактировали, с кем именно разговаривали, какие подробности вам сообщили. Иногда бывает, что работодатель говорит: «К сожалению, сейчас для вас ничего нет, но напишите нам через 3 месяца». Угадайте, вспомните ли вы эту информацию через 3 месяца, если не запишете сейчас?
Используйте трекер не только для наглядности вашего движения к цели, но и для того, чтобы записывать обратную связь. Отмечайте, что пошло не так на собеседовании, на какие вопросы вы ответили не совсем верно — все это можно скорректировать во время подготовки к собеседованию.
Представьте, что у вас проблемы на текущей работе. Или, к примеру, дома не все гладко, вас что-то расстраивает, упадок сил. Вы приходите на собеседование и ваш body language транслирует то, как вы себя чувствуете. Еще один распространенный вариант «багажа» — мысли «Я все равно не получу эту работу. Кому я тут нужен. Никто и никогда не даст мне визу». Работодатель считывает ваше эмоциональное состояние, и желания предлагать вам работу у него не возникает.
Наш внутренний голос очень сильно влияет на то, как быстро вы находите работу. Обязательно прислушивайтесь к тому, с каким настроем вы идете на собеседование, что говорите себе, отправляя очередную заявку на вакансию, как разговариваете с собой после собеседования и т. д. Не занимайтесь самобичеванием, подбадривайте себя. Это обязательно отразится на эффективности поиска.
Конечно, отказы снижают мотивацию. Нужно очень сильно постараться, чтобы радоваться каждому новому отказу!
В продажах есть такое правило — вам 10 раз скажут «нет», но на 11 раз скажут «да». Примените это правило и к поиску работы — как можно скорее доберитесь до 11-го раза. Если вы действительно активно ищете работу, то отказов будет так много, что скоро вы перестанете обращать на них внимание. Если у вас всего несколько отказов, и они выбивают из колеи, значит вы недостаточно активны. Поднажмите, и беспокойство по поводу отказов пройдет само собой.
Вам делают предложение о работе, а затем, бах, в компании происходит реструктуризация и его отзывают. Или вы проходите 10 кругов ада на собеседованиях, а выбирают другого кандидата. Все это не способствует бодрости духа и йоговскому спокойствию.
Важно понимать, что все это — часть процесса. Поиск работы завязан на людях, и пресловутый человеческий фактор никуда не исчезнет. Постарайтесь принять неопределенность как данность, не отпихивайте ее, не старайтесь контролировать то, что вам неподвластно. Это убережет от ненужной тревожности и сохранит силы для дальнейшего поиска.
Мы как карьерные консультанты обязательно поддержим вас, поможем разобрать возможные ошибки, не дадим вам растратить силы на напрасные душевные метания.
У кого-то есть семья и друзья, которые поддерживают наш позитивный настрой, когда все не особенно радужно — cвоеобразная тихая гавань, где можно остановиться на денек и отдохнуть от «американских горок». Увы, не у всех это readily available. А эмоциональная поддержка во времена отказов и постоянной непредсказуемости очень важна.
Найдите кого-то, с кем можно было бы обсуждать все взлеты и падения. Это не обязательно должен быть карьерный консультант. Слушателем и собеседником может стать ваш друг или знакомый, который тоже ищет работу. Устраивайте регулярные созвоны, делитесь впечатлениями, советами — любым опытом. Простые и искренние слова «Все будет хорошо!» отлично помогают, когда кажется, что ничего не получается. Просить о помощи — не стыдно. Обеспечьте себе эту поддержку.
Типичная черта русскоязычных специалистов. Наша история и культурные особенности таковы, что нам очень трудно говорить о своих достоинствах. Но работодатель — не сыщик Скотленд-Ярда. Он не будет выискивать, насколько вы все-таки хороши, если не получит этой информации в резюме или во время собеседования.
Подготовьте elevator pitch, ту самую лифтовую презентацию, в которой за 30 секунд вкратце расскажете о себе. Перепишите резюме так, чтобы оно отражало ваши сильные стороны и достижения. Потренируйтесь в представлении себя. Мы понимаем, что для многих это выход из зоны комфорта, но проблема решается всего лишь тренировкой. С каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше, вот увидите.
Прекрасные специалисты очень часто не имеют представления о том, насколько они хороши. Они не знают, в чем заключаются их сильные стороны. Им очень сложно вдруг начать в себе копаться в попытках определить то, на что всю жизнь они не обращали внимания. Их талант кажется им чем-то настолько самим собой разумеющимся, что они не задумываются о нем. Как следствие — они не могут рассказать о себе с позиции достижений и не уверены в своей профессиональной ценности.
Помочь может банальный опрос друзей и близких. Спросите, что, по их мнению, выделяет вас среди других, что вы делаете лучше всех. Это прекрасно помогает увидеть себя со стороны. К примеру, вам кажется, что ваша способность часами концентрироваться на одном деле — это вообще никакая не особенность и «все так могут». Опросив знакомых, вы удивитесь, как сильно мы все отличаемся, и то, что вам казалось не стоящим внимания, на самом деле обернется вашей сильной стороной. Понимание себя действительно облегчает поиск работы, так как помогает более точно построить карьерные цели.
«Я все-все делаю, а ничего не происходит,» – такие фразы не редкость у тех, кто обращается к нам впервые. Представьте еще раздражение и усталость в голосе и получите полную картину. К сожалению, нет инструкции, которая подошла бы каждому. Если бы она была, все бы с легкостью находили работу.
Посмотрите на поиск работы как на некую игру или эксперимент. Можно сказать, что это ваша эволюция: путь проб, ошибок и изменяющихся траекторий. Даже карьерный консультант не может сказать вам: «Действуйте по пунктам один, два, три и работа 100% гарантирована». Мы лишь можем быть вместе с вами на траектории – наблюдать и подсказывать, если что-то идет не так.
Возможно, во время очередного собеседования вы вдруг поймете, что это вообще не то, чего вы хотели. Хотя до сих пор были уверены в обратном. Когда к нам обращаются с запросом: «Я хочу рассмотреть новое карьерное направление», мы предлагаем поговорить с человеком, который уже работает в данной сфере и узнать больше деталей о новой сфере/должности, а затем сходить на собеседование. Порой представления кандидатов о новой работе сильно расходятся с действительностью, и такие действия помогают уберечь от ненужной траты времени и направить дальнейший поиск. Экспериментируйте! Только так можно построить действительно ваш путь.
Тот, кто ищет, тот обязательно находит работу. Конечно, в одном случае она будет более подходящей, в другом, менее, но это непременно случится. Длительность поиска зависит от наличия помощи, поддержки, в том числе и профессиональной. Не расстраивайтесь, если прямо сейчас результата нет – скорректируйте свои действия с помощью наших советов и будьте уверены, у вас все получится.
Добавьте ещё одну.
«Нам нужны с опытом, но где вы его возьмёте мы не знаем», но при этом стажировок не предоставляем, без опыта мы не берём. И ещё желательно чтобы возраст был до 18, 2 высших,19 лет по профилю,22 руководящие должности
мы вас возьмём если вы приведете сразу 50 клиентов из фортун 500))
Работу не ищу, но иногда зовут на собеседования, хожу ради интереса.
Нелепые ситуации со стороны работодателя:
1. — У вас есть дрескод?
— Нет.
— Т.е. в этой футболке я могу приходить работать (на мне футболка Lego на тему звездных войн)?
— Ну нет, к нам же и клиенты приходят в офис, сами понимаете.
2. — Мы готовы предложить вам столько денег.
— Мой прайс в 1,5 раза выше, ваш HR сказал, что это примлимый уровень для вас
— Нет(
* Ухожу, замечаю на стене доску с списком планов, вижу в списке «Провести собеседования с 20 дизайнерами». По хорошеме надо было сформулировать «Нанять 1 хорошего дизайнера»
3. — Вообще у нас есть дизайнер на удаленке, но нам нужен кто-то с города, чтоб мог подъехать, пофотографировать у нас.
— Я не фотограф.
— Да не переживайте, у нас есть свой фотоаппарат!
Часто косячу и сам:
1. — Ну вроде всё, у вас еще есть вопросы к нам?
— Да, где здесь ближайший паб (было обеденное время, а кушать я предпочитаю в пабах т.к. там есть пиво)?
2. — Но это я думаю вы и так знаете, вы же ознакомились с нашим сайтом?
— Нет.
3. *просто проспал собеседование (и не предупредил заранее, до сих пор стыдно)
Опираясь на свой опыт, скажу: если вы, как специалист, хотя бы что-то из себя представляете, то все ваши неудачи в 99% случаев завязаны, так или иначе, на пункте 9 (неуверенность в себе), откуда уже растут ноги и у неумения себя продать, и реакции на отказы, и боязнь просить помощи и т.д.
Работодатель не оракул — если вы не уверены в своих силах, то он в ваших и подавно. Проанализируйте свои скиллы и уверенно (не нагло) подайте их. Вы живете в рынке, испытывающем кадровый голод. Методично без паники проходите собеседования, и все получится!
И помните: все мы не идеальны. Вы имеете право на ошибку!
Что мешает найти работу?
Первая причина это лень (надо пропеть голосом мужика с усами).
Автор статьи будет участвовать в обсуждении?