что делать если ничего не читал летом

Список книг на лето не прочитан? Скоро в школу. Что делать?

Дети не читают и не гуляют со сверстниками: что страшнее? Советы психолога Лабковского

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летомМихаил Лабковский психолог, писатель, юрист, телеведущий и радиоведущий

В отношениях родители-дети время от времени наступает момент обострения, когда заботливые мамы, будто только того и ждали, начинают иезуитски шептать в уши своим детям «скоро в школу», таскать их по школьным базарам и проверять, что прочитано по списку литературы «на лето».

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом

А когда оказывается, что ничего не прочитано, хвататься за голову и орать: «Я в твои годы!». И рассказывать про книжки из серии «Библиотека приключений», про «Детей капитана Гранта», «Всадника без головы» и стонать про советскую классику с прекра-а-а-асными иллюстрациями.

Когда я такое слышу, то вспоминаю, что товарищ Сталин любил читать Мопассана, Гоголя, Золя, Достоевского, Уайльда, Чехова и поэзию, мог прочитать до 500 страниц в день, и что? Стал он от этого лучше, гуманнее, добрее?

Почему-то в нас крепко сидит убеждение, что книги могут сделать человека лучше. Застряло прямо на уровне спинного мозга. А тем временем нет тому никаких подтверждений. Писатели — это чемпионы среди невротиков, которые с помощью творчества безуспешно пытаются справиться со своими многочисленными страхами, тревогами и комплексами. Чему они могут научить? И должны ли?

Зачем ребенку Чехов

Однажды я читал лекцию в известной московской школе. И в конце родители, конечно, стали ахать и охать, жаловаться, что дети ничего не читают. (Кстати, педагоги Царскосельского лицея были уверены в том же самом. Все помнят, кто у них был в учениках?)

Я говорю: «А что тут плохого? Ну, не читают. » Что началось! «Они себя обедняют», «они себя обделяют», «они вырастут неучами», «словарный запас», «мыслительный процесс», «безграмотность» и «опускаются руки».

Тогда я спросил, кого бы они хотели видеть в любимых авторах детей. Оказалось, что в первую очередь Чехова. Чехова! Великого, но глубоко несчастного, депрессивного писателя, женившегося на нелюбимой женщине, всю жизнь любившего другую и превратившего свою жизнь в сплошную драму.

Как психолог я бы не отделял личность писателя от его творчества. Он абсолютно гениально описал пошлость нашего мира, но зачем детям это читать? Или его прекрасная ирония и самоирония. С точки зрения психолога, ирония и самоирония — это агрессия и само агрессия. Нужно ли это, так сказать, юным душам?

Когда я сам был невротиком, то перечитывал «Братьев Карамазовых» раз в полгода, потому что испытывал потребность в переживаниях и невротических эмоциях. А теперь нет-нет, да и захожу в книжный и прошу порекомендовать мне что-нибудь позитивное. Меня неизменно отсылают к писателям-сатирикам. Хотя где позитив и где сатира? Правда, есть замечательный Слава Сэ и моя любимая Наринэ Абгарян. Но и их юмор из серии «печаль моя светла. «. И все же моя, теперь здоровая, психика больше тянется к Славе Сэ, чем к Алеше Карамазову.

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом

Зачем читать книги

Роль художественной литературы в нашем обществе вообще сильно преувеличена. Еще и понимается превратно, что всегда чревато. А ведь что такое художественная литература? Интересные истории, рассказанные хорошим языком. (Как вариант: великие истории, рассказанные гениальным языком.) В них нет ответов на вечные вопросы бытия и небытия! Они не раскрывают смысла жизни и не составляют его.

Чехова, как и любого другого писателя, можно и нужно читать, если вы получаете удовольствие от самого процесса чтения. Но писатель — это не мессия, светлый лик которого освещает наши тусклые убогие жизни. Тот же Чехов в книге «Остров Сахалин» описал поэтов-убийц. И что с того, что они поэты-декаденты, ценители прекрасного? Убивали они с особой изысканностью.

Есть интересные книги и хорошие писатели. И мы любим их примерно за то же самое, за что уважают талантливых рассказчиков в тюрьме: за то, что они дарят нам радость, даже наслаждение от соприкосновения с увлекательной историей. За то, что с их помощью мы испытываем чувства и переживаем события, которых нам не хватает в нашей реальной жизни. Спасибо, но на этом все.

Понятно, когда событий и эмоций не хватает сидельцам в тюрьме. Тут мало чем можно помочь.

Проблема с теми, кому литература заменяет «реал», кто еле досиживает на скучной работе, чтобы добежать до «читалки» или книги, и снова и снова с упоением погружается в воображаемые миры. Когда книга — украшение жизни, дополнение к ней — это нормально, а когда литература и есть жизнь — это уже диагноз. Книга должна дарить радость, а не помогать депортироваться из реальности. Если реальность невыносима, надо работать над тем, как сделать ее лучше, комфортнее, работать над своим восприятием, а не жать на Esc.

Не заставляйте ребенка читать

И чего точно не надо делать, так это заставлять ребенка читать.

Если ребенок а) не читает и б) не гуляет с друзьями, беспокоиться стоит только по поводу второго пункта. Социализация прежде всего. Потому что жить человеку нужно не в книгах, а навыки живого общения, умение заводить друзей, влюбляться, ориентироваться в настоящих человеческих отношениях, уметь испытывать эмоции самому важнее и полезнее, чем читать о них в книгах. Даже в самых лучших книгах.

Уважаемые непримиримые мамочки! Не надо так волноваться, говорю вам как психолог и педагог с большим стажем. Не в книгах счастье! Если вы любите читать сами, получаете от этого удовольствие, если ребенок часто видит вас с книжкой, а в доме все полки ими забиты — это не пройдет даром, скажется обязательно, хотя, может быть, не сразу.

Бесполезно и даже вредно нудеть, угрожать, рисовать страшные перспективы тупого бескнижного существования, торговаться («Если прочтешь столько-то страниц — я тебе за это. «). Это отодвинет момент сближения ребенка и книги. Хороший вариант — читать детям вслух. И не только Винни-Пуха, но и любые ваши любимые книги, включая «Войну и мир». Вместо телевизора. А с произведениями в рамках школьной программы пусть сами разбираются.

Источник

Что делать, если ребёнок не прочитал список книг на лето

Одна из немногих вещей, которые не позволяют считать лето полностью свободным от школы, — список литературы на каникулы. Пугающе длинный, вроде как ультимативный, угнетающий детей и мобилизующий родителей. Классическая ситуация: ребёнок к середине лета даже не открыл ни одной книги из списка, и родитель в лучшем случае ударяется в пространные рассуждения о «нечитающем поколении»; в худшем — начинает репрессии в одной отдельно взятой семье. Как не оказаться в этом педагогическом тупике и важен ли вообще список чтения на лето — в материале Татьяны Волошко.

Как и зачем появился список книг на лето

Одна из гордостей советского образования — фраза о «самых длинных в мире каникулах». Это правда, они действительно были и остаются самыми длинными на планете. И для того чтобы поддержать интеллектуальный тонус (да и просто заполнить чем-то массу свободного времени советского школьника), был придуман летний список чтения. Сначала книги из списка нужно было взять в библиотеке, в достаточно сжатые сроки прочитать и вернуть томики обратно в целости и сохранности. И это порой превращалось в настоящую эпопею. Современные учителя, не изменяя многолетней традиции, и сегодня составляют перечень на основе принятой в школе программы. Хотя для подростков двадцать первого века книги стали гораздо доступнее, а количество всевозможной литературы увеличилось в разы.

Важно понимать, что произведения из этих списков ребенок может прочитать и в течение учебного года — было бы время и желание. Именно серьезная загруженность детей и невозможность осваивать большие объемы текстов непосредственно во время учебы вынуждает учителей порой настаивать, а не рекомендовать. На самом же деле список литературы — всего лишь рекомендация, и сам по себе отказ от этой рекомендации не подразумевает наказания ни для ребенка, ни для родителя.

Обязательно ли прочитывать список целиком

В свое свободное время подростки охотно и без всякого принуждения читают только то, что им самим интересно. В этом смысле они ничем не отличаются от взрослых. При этом вчитаться в книгу, которая не захватила с первых строк, им значительно сложнее, чаще всего для этого им элементарно не хватает мотивации. Прочитать за лето пятнадцать крупных произведений сложно любому человеку, тем более подростку, который уже выстроил массу планов на лето и собирается максимально насладиться своим свободным временем. Относиться к списку (и уж тем более к порядку книг в нем) как к абсолютной истине не только неверно, но и в чем-то опасно. Имеет смысл менять ритм и тематику (не читать пять «толстых» романов подряд), чередовать книги из списка с легким факультативным чтением.

«Все беды от того, что современные дети стали гораздо меньше читать»

С научной точки зрения это утверждение не выдерживает критики. Если суммировать все печатные символы, которые современный ребенок складывает в слова и предложения за день, результат будет стабильно выше, чем у детей советской эпохи, с которыми мы постоянно (явно или подспудно) сравниваем нынешних. Дело в том, что раньше чтение было основным (а иногда и единственным) каналом получения информации и ответов на важные вопросы. Сегодня ребенок живет в информационном обществе, когда помимо книг (печатных и электронных), у него есть кино и, по сути, безграничный мир интернета. Это не значит, что потребление информации стало лучше или хуже — просто оно стало другим.

«Не прочитанный летом список гарантирует проблемы и плохие оценки»

Это утверждение тоже довольно сомнительно, но уже с практической точки зрения. Прочитанная летом из-под палки и по диагонали книга иногда хуже не прочитанной вовсе. В сухом остатке — примерно одинаковое количество полезной информации, которая осядет в голове ребенка к началу изучения книги в школе. Набор инструментов, которые спасают в ситуации не прочитанного произведения по программе, примерно понятен:

— Чтение отдельных глав и/или ключевых моментов произведения

— Экранизации и театральные постановки

Разумеется, даже при оптимальном использовании (а это тоже непростой отдельный навык) эти суррогаты не могут в полной мере заменить работу с текстом, ни с точки зрения непосредственно знаний, ни с точки зрения оценки.

«Давайте вспомним, как мы сами читали классику? Может, конечно, есть гении, которые сразу все понимают. Я вот поставил себе задачу прочитать объемную книжку Алексея Толстого «Петр Первый». Прочитал, но ничего не помню. Вообще.

Другой пример. Я не читал в школе «Евгения Онегина», но ухватил пару-тройку фраз, удачно ввернул их на уроке и получил хорошую отметку. Потом, став взрослым, как-то ковырялся в интернете и наткнулся на то, что фраза «Мой дядя — самых честных правил…» оказывается, не первая строка в поэме, а чуть ли не двенадцатая… Меня это зацепило, я тут же нашел «Евгения Онегина», чтобы посмотреть, какая же первая строчка, и начал читать. Я не мог оторваться и понял, почему Пушкин гений. От него невозможно оторваться, если начал читать. Я получил колоссальное удовольствие, которое не получил бы, будучи школьником. Вывод: всему свое время!»

Александр Пушной, телеведущий

«В вопросе о чтении вообще принципиально важно коснуться способов считывания информации.

В психологии существует термин «каналы восприятия», включающий в себя основные способы первичного восприятия информации. Так вот у детей оно отличается от нашего. Если маме надо распечатать лист, чтобы лучше вникнуть в смысл, то сыну — найти книгу в электронном варианте. Читать с листа многим подросткам тяжело, потому что они затрачивают слишком много энергии, чтобы элементарно функционировать в этом формате. Еще один важный момент — визуализация. Раньше именно во время чтения возникало множество образов. Такого количества визуализаций, как сейчас, не существовало. Для многих из нас чтение было удовлетворением определенных потребностей, в том числе и подростковых. Помните, с каким интересом девчонки читали «Унесенных ветром»? Современные дети намного искушеннее. Все образы им уже предложены, и само по себе чтение эту функцию не выполняет. Если самостоятельного интереса к чтению нет, существуют способы его стимулировать: хорошая аудиокнига или близкая к содержанию экранизация; случайная беседа с родителями, во время которой подросток может проявить естественный интерес».

Анастасия Кузнецова, педагог-психолог, член экспертно-консультативного совета ДОгМ, научный сотрудник МГППУ

В любом случае, очень важно помнить и понимать, что список книг на лето — всего лишь один из (и далеко не самый важный) инструментов образования. Безусловно, всем хочется, чтобы дети много и с удовольствием читали, быстро и в охотку делали домашнее задание и с интересом и любовью изучали абсолютно все предметы. При это мы понимаем, что на практике всегда получается компромисс из разумного, требуемого и желаемого. И превращение одного конкретного инструмента (того же списка, например) в фетиш по своим отрицательным побочным эффектам, наверняка, превзойдет пользу от его побуквенного исполнения.

Источник

Что делать если ничего не читал летом

Если вы любите чтение, но но отчего-то читаете мало, знайте: все нормально. Такое бывает. В жизни столько вещей, которые нас отвлекают, — как же тут не отложить книги подальше. Вокруг сериалы, кино, Ютуб, Тик-ток, бесконечный серфинг в онлайн-магазинах… Устоять сложно. Но можно.

В этой статье я расскажу про то, что я делала, чтобы читать больше и лучше. Это вольные заметки, которые я писала для нашего Книжного клуба. Возможно, они привнесут больше книг и вашу жизнь.

Зачем читать больше

Для того, чтобы читать больше, нужно понять, зачем вам это надо. Цели могут быть разными:

рабочая. Если вы, как и я, много читаете по долгу службы, то вам точно нужно ускорять процесс. Логика тут простая: быстрее читаете→быстрее работаете→больше времени на книги для себя.

образовательная. Иногда просто хочется читать, чтобы больше знать. И хотя сейчас есть множество альтернативных способов получения знаний (подкасты, курсы, видео), книга до сих пор отлично справляется с этой задачей.

развивающая. Все упражнения для увеличения скорости, так или иначе, улучшают работу мышления и память.

развлекательная. Хорошие книги=удовольствие.

Ну и есть цель отдельная — для книголюбов. Если вы любите литературу, то поймете о чем я: хочется успеть всё — и следить за современной литературой, и не забывать о классике, заглядывать в нон-фикшн и детские издания. А сколько всего хочется перечитать! Планы амбициозные, но реальные, если читать много.

Как читать больше: мой опыт

Расскажу про способы, которые использовала сама. Возможно, какой-нибудь подойдет и вам.

15 минут в день

Наверняка вы слышали это правило: хочешь завести полезную привычку — уделяй ей 15 минут в день. Когда-то я читала нерегулярно. Скачками. Набегами. Иногда неделю не могла открывать начатый роман. Поэтому однажды я решила завести правило: уделять чтению не меньше 15 минут в день. Иногда перед сном, иногда — в обед, иногда — утром за кофе.

Прогресс вы увидите сразу. У меня это было так: практически всегда 15 минут перерастали в полчаса. Но самое замечательное, что через недели три руки сами искали бумажную или электронную книгу. Есть, правда, один минус: привычка читать заменила мне просмотры сериалов. Конечно, что-то я успеваю смотреть, но видеоконтента стало гораздо меньше в моей жизни.

50 первых страниц

Это метод Игоря Манна. Он советует: «Если книга не зацепила вас с первых 50 страниц, отложите ее! Жизнь слишком коротка, чтобы читать неинтересные книги». Я всегда скептически относилась к этому методу. Мой опыт учебы на журфаке показал (у нас там был гигантский список литературы): если на 50-й странице тебя клонит в сон от описания автором эклеров, то, вероятно, на 250-й тебе понравится.

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом
Иногда чтение выглядит так. — Источник

Так я и жила до романа Фаулза «Волхв» (кто не знает, там 800 страниц). Тут я сразу хочу предупредить: фанаты Фаулза, я нисколько не умаляю достоинств этого писателя. Он классный. Но вот «Волхв» мне не «зашёл». Ни на пятидесятой странице. Ни на двухсотпятидесятой. Не зацепил, когда я прочитала половину. Не тронул, когда до конца оставалось страниц двести. И совершенно обескуражил в конце. Целый месяц я пыталась полюбить эту книгу. Но не смогла.

Фаулз дал понять: надо менять подход к книгам. Сначала мне было тяжко останавливаться и откладывать роман. Раньше я даже прятала такие книги: мне казалось, что они глядят на меня с укором. Мол, не дочитала нас, слабачка. Но в итоге я пришла к одной простой мысли: если не цепляет, не стоит себя заставлять.

Электронные книги

Самый классный метод оказался ужасно простым — нужно просто везде носить с собой книгу. Но томик в 800 страниц, к сожалению, не так-то легко унести. Поэтому я закачала много-много-много книг в телефон.

Да-да, знаю: читать с телефона не очень полезно, потому как садится зрение. Но электронная книга кажется мне слишком громоздкой. Да и её можно забыть, а вот без телефона сегодня никуда. Главное: присутствие текста позволяет открывать его в любое время. Так «Маленькую жизнь» я начала читать сидя в маршрутке — когда у меня сломалась машина. А «Вторую жизнь Уве» — когда приходила раньше на тренировки.

Читательский дневник

Про читательский дневник я уже писала, но расскажу еще: за пару лет он изменился. Завела я его, чтобы улучшить качество чтения — сделать его более осознанным. Сначала это была простая тетрадка с рубриками:

Правда, оказалось, что привычка анализировать произведение была утеряна еще в школе. Вспомнить о том, как находить в книге символы и видеть что-то кроме сюжета, помогла книга «Как читать книги» и покдаст «Книжный базар» (его ведет Галина Юзефович и Анастасия Завозова.

Что случилось потом?

Дневник перекочевал в гуглдок. Изменились рубрики. Структура стала более гибкой: иногда я вставляю туда интересные мнения критиков или факты о писателе, обложке, экранизации. Поняла, что лучше писать отзыв сразу после прочтения книги и не затягивать. Иначе текст получается не таким живым. Дневник приучил глубже понимать прочитанное, отмечать понравившиеся цитаты, погружаться в историю создания книги и события, которые легли в её основу.

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом
Так дневник выглядит сейчас. Слева — рубрики, которые остались.

И да: читательский дневник — это штука не про количество, а про качество. Но и он может мотивировать: когда открываешь гуглдок и начинаешь смотреть цитаты, сразу жутко хочется почитать.

Книжное пари

Еще один способ, который сейчас пока на паузе, это книжное пари. Пару лет назад моя подруга обнаружила, что стала меньше читать. И её девятилетний сын тоже. Тогда-то мы и придумали книжное пари: каждый должен прочитать одну книгу в месяц и написать по ней отзыв. Проигравший покупает всем остальным участникам по книге.

Участвовать в пари вызвали четыре человека: я, подруга, её сын и наш общий друг. Сначала все было хорошо. Все добросовестно выполняли свои обязанности. Но уже через месяц возник кризис: два человека не дочитали свои книги. Зато следующие месяцы снова стали успешными: проигрывать никому не хотелось.

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом
Если в вас живет дух соревнования, то используйте его во благо: читайте и других вдохновляйте. Источник

Книжное пари просуществовало года два. И надо сказать, жутко мотивировало! Даже когда я уехала на три недели в отпуск и решила не читать ни-че-го, на обратном пути в самолете меня осенило: я не готова проиграть. Почти двадцать часов в полете прошли не зря — я одолела больше половины романа Донны Тартт. А вторую половину — «добивала» дома. Да, этот метод имеет свои изъяны и требует времени, чтобы привыкнуть, но он точно работает. Проверено на четверых людях 🙂

Скорочтение

Еще один эффективный способ — скорочтение. Потому что чем выше скорость, тем больше книг.

Когда я только устроилась работать в МИФ, то решила пройти онлайн-курс по скорочтению. Я собиралась применять метод на работе: чтобы быстро читать книги по саморазвитию, творчеству, культуре и бизнесу. В итоге навык помог в чтении любой литературы. Хотя, конечно, художественный текст я читаю более размеренно, чтобы от души им наслаждаться.

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом
В МИФе тоже есть курс по скорочтению. В письмах.

Важно сказать: скорость чтения не увеличилась автоматически. Во время обучения я каждый день (это важно!) делала домашние задания. Это занимало полтора-два часа. Результат меня порадовал и впечатлил: скорость увеличилась больше чем в 2 раза.

Эти способы — результат практики примерно трех лет. Сейчас я читаю три-четыре художественных книги в месяц (не считая рабочих). Читаю почти каждый день. Во время отпуска стараюсь читать меньше или вообще не читать — отдыхаю. Иногда вместо Инстаграма открываю книгу и потом не помню, зачем мне нужно было в эту соцсеть. Не забываю про аудиокниги: это классный способ разгрузить глаза и погрузиться в текст. Некоторые книги великолепны в озвучке (например, «Лето целого века», «Рассечение Стоуна», душераздирающая «Волна»)

При этом важно не принуждать, а направлять. Не заставлять, а получать от этого процесса удовольствие. Только тогда все это имеет смысл.

Источник

Список летнего чтения: кто виноват и что делать?

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом

Помните, как в конце мая учительница литературы давала каждому лист с длинным списком книг на лето? Сейчас этот список присылают на электронную почту или в чат, но активнее читать летом дети не стали. Наш блогер, мама Ксения Состина, рассказывает, как прочитать весь список школьной литературы и стоит ли это делать.

Дочь подруги озвучила список рекомендованной литературы на лето. В десятом классе шестнадцатилетние подростки должны оценить и навеки полюбить следующие произведения: Л. Толстой, «Война и мир» (дополнительно — «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы»); Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Белые ночи» (дополнительно — «Идиот», «Подросток»). Это, так сказать, хедлайнеры. На подпевках: «Обломов» и «Обыкновенная история» Гончарова, много Чехова и Гоголя (включая «Избранные места из переписки с друзьями»), «Отцы и дети», пара сотен страниц Пушкина и так далее.

Моего сына-девятиклассника летом ждут «Слово о полку Игореве», Фонвизин, Радищев, Карамзин, Тургенев, а ещё «Мертвые души», «Евгений Онегин», «Гамлет», «Герой нашего времени» и внушительная компания поэтов помельче Пушкина и Лермонтова.

Кто виноват?

На сайте «Экзамен.ру» список литературы предваряет успокоительно-разъяснительная речь: «Вообще, литература в 10-м классе — наиболее важная и сложная за всю школьную программу. Так получилось потому, что в более ранних классах ученики не готовы к пониманию серьёзных произведений, а в следующем, 11-м классе все заняты подготовкой к ЕГЭ. Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 10-м классом, надо ежедневно читать примерно 2,5 часа в день, или 30–35 страниц текста». Подсчитали.

В пояснительной записке к «Школьной программе по литературе 5–11 класс» указано: «Программа ориентирована на „Концепцию модернизации российского образования“, принятую правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника — будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов». Наконец, понимаю, откуда в школьной программе все эти Дон Кихоты в шестом классе и Толстой с Достоевским в десятом.

Меня много лет мучили нехорошие мысли о людях, создавших такую программу, очень хотелось посмотреть им в глаза и спросить: «За что?!»

Теперь приблизительно понятно, какими благородными целями руководствовались её составители. Что ж, общая мысль ясна, а вот смысл — нет. Мечтая о «духовно-нравственных ценностях», надо всё-таки отталкиваться от реальности, учитывать суровую правду жизни, а она такова, что в силу возраста, жизненного опыта, современных реалий школьники страшно далеки от «Избранных мест из переписки с друзьями», «Идиота», «Муму» и прочего.

Большинству просто непонятны переживания героев, ситуации, в которые они попадают, плюс у детей часто небольшой читательский словарный запас, плохие навыки чтения, излишек информации вокруг. От этого возникает нежелание брать в руки книгу, запоминать, отторжение от частного «ненавижу классику!» до общего «ненавижу читать!». Но мы продолжаем уныло ползти в заданной схеме, потому что «цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления». При этом уже десятилетия с помощью этой уникальной, тщательно выверенной и трепетно исполняемой программы успешно достигаются ровно противоположные цели: школа пачками выпускает ненавидящих и чтение, и книги людей. Об этом говорят и взрослые, и дети, и учителя, и родители, однако ничего не меняется.

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом

7 советов, как помочь ребёнку полюбить читать (добровольно!)

Свежий пример: одноклассники сына получили список литературы в чате в группе класса. После чего в течение нескольких часов там стоял стон и ор, щедро разбавленный оскорблениями в адрес писателей, поэтов, школьной программы по литературе и угрозами: «Я эту чушь читать всё равно не буду!» Стандартная реакция обыкновенных подростков, надо сказать, где-то я их понимаю.

Впрочем, стенания и возмущение наблюдаются и в стане родителей, которым каким-то сказочным образом надо усадить громко протестующего человека за книгу на 2,5 часа в день и проследить за заполнением читательского дневника. Бедным, замученным средним образованием родителям и летом не дают выдохнуть.

Что делать?

1. Не паниковать. Даже если за лето ребёнок не откроет ни одну книгу из списка. Конечно, если он не прочитает за лето вообще ни одной книги, паника уместна. Многие дети просто забывают большую часть текста к моменту изучения произведения, путают героев и сюжеты из торопливо проглоченных летом книг, отвечают по принципу «тут помню, а тут забыл» и в целом оказываются практически на одном уровне с теми, кто поспешно пролистал книжку накануне урока. Счастливчики, обладающие хорошей памятью, или фанаты, неожиданно полюбившие произведение, — редкость. Книга, прочитанная насильно, из-под палки, не вызывает интереса, мозг стремится выкинуть из головы лишнюю информацию, особенно если читал «на отвяжись», подряд, от книги к книге, без желания подумать, осмыслить, вникнуть в сюжет и переживания героев.

2. Не заставлять и не манипулировать. Если по-другому никак, можно использовать многолетние наработки товарищей по несчастью. В сети родители щедро делятся способами кнутом и пряником впихнуть в детей требуемую порцию художественной литературы из списка. Самые популярные методы:

Встречается даже совет платить за прочитанные страницы. Надеюсь, превращение ребёнка в «грамотного компетентного читателя» оплачивается осторожно, а то, скажем, Лев Толстой даже в одиночку вполне способен качественно подорвать семейный бюджет.

Все эти методы (кроме оплаты, эта идея мне не близка совершенно) вполне можно применять и индивидуально, и комплексно. Но только в случае, если родителю и/или ребёнку очень нужна и важна пятерка по литературе. Если мечта состоит в том, чтобы ребёнок полюбил чтение как процесс, оценил красоту языка, понял, зачем существуют стихи, проникся к Толстому, Достоевскому и Гоголю, то есть реализовать цель Министерства образования, то ни один из этих методов не сработает. Скорее наоборот.

3. Помнить, что ребёнку это не так уж и надо. Если я, родитель и взрослый человек, с трудом отличаю Пушкина от Лермонтова и Бунина от Набокова, то давайте будем честны: ребёнку это особо не надо. В этом случае хорошо бы прикинуть вместе с ребёнком программу-минимум с учётом двух моментов:

4. Уточнить всё у учителя. По какому из произведений запланировано сочинение или изложение, какие произведения разбираются долго и тщательно, а какие даны просто для ознакомления с творчеством писателя. Это поможет распределить нагрузку и выбрать из внушительного списка только тех авторов, которым надо уделить больше внимания.

Иногда такие уточнения учителя дают сразу, в комментариях к списку, они есть и в интернете. Всё-таки список огромен и часть произведений (например, «Анна Каренина» или «Братья Карамазовы») идут как желательные для прочтения, а часть — обязательны. Разобравшись, что к чему, список можно существенно уменьшить. Можно смело вычеркнуть и все стихотворения небольшого объёма: их не так сложно прочесть в течение учебного года.

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом

Пушкина в школе превращают в набор неживых штампов. Как вернуть к нему интерес?

Если среди авторов затесался любимый родителем, можно попытаться рассказать о нём так, чтобы ребёнку захотелось схватить книгу. Тоскливых фраз «Как же я ненавижу Толстого с его моралью» лучше избегать, с такой антирекламой точно без шансов останется Лев Николаевич, вдруг ребёнку бы понравился.

Встретился и такой сложный, но дельный совет: «Осиливать трудную для ребёнка книгу вместе. Не включать ребёнку аудиокнигу, а прочесть её вслух. Можно договориться и читать по очереди: главу он, главу вы. Какие-то книги можно читать по ролям, вдруг такой подход сделает момент чтения более привлекательным».

5. Не бойтесь и не презирайте краткое изложение литературного произведения. Лучше иметь базовое представление, чем не иметь никакого. Тут желательно найти логичный и грамотный пересказ.

Напоследок 10 правил детского чтения от французского писателя Даниэля Пеннака

С помощью этих несложных правил человек научил любить чтение тысячи детей. Школа и списки, оценки и экзамены далеко не всё в жизни. Успокойтесь, потому что всё будет хорошо. Ведь мы же в своё время как-то справились.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Tatiana Bobkova)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *