что делать если нет сумки
Охранник требует показать содержимое сумки, правомерно ли? Полная инструкция для гражданина
Картинка взята на просторах сети Интернет
Приветствую вас, мои дорогие читатели!
Огромная к вам просьба: «Поставьте, пожалуйста, лайк и оставьте свой комментарий под данной статьей, ваше мнение очень важно!»
Суть всей ситуации
Буквально недавно со слов очевидцев я услышал об одной ситуации, которая повергла меня в шок, так как я не думал, что в 2021 году возможна такая вседозволенность.
Суть произошедшего в том, что в очень известном провинциальном супермаркете охранники решили задержать женщину и проверить содержимое ее сумки. В обоснование задержания женщины охранники сослались на данные системы видеонаблюдения, видеокадры показали, что женщина стояла спиной к камерам видеонаблюдения и выбирала рыбу, при этом обращая свое внимание на сроки ее годности.
Данный продукт женщина не взяла и после оплаты товаров на кассе была задержана охранниками по подозрению в краже той самой рыбы. Охранники требовали показать содержимое сумки в целях удостоверения факта кражи рыбы, при этом они продержали женщину в супермаркете 22 минуты, но факт кражи установлен не был, о чем свидетельствовало содержимое сумки.
При этом в данной ситуации на место происшествия даже не были вызваны сотрудники полиции. Было установлено, что женщина кражу не совершала, а в магазине ее продержали 22 минуты, вместо того чтобы просто отпустить домой, ее держали в магазине и вдобавок требовали показать содержимое сумки. Такие действия охранников являются незаконными, поэтому сегодня мы с вами поговорим, как же все-таки пресекать данные действия охранников.
Задержание клиента магазина и основные права и обязанности частного охранника
Начну с того, что деятельность частных охранных организаций на сегодняшний день регулируется законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Данный закон определяет права и обязанности частных охранников. В соответствии с законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения, и при этом оно должно быть незамедлительно передано в органы внутренних дел.
То есть если будет установлено, что человек совершил кражу (основаниями могут служить данные системы видеонаблюдения, на которых четко видно, что лицо положило продукт себе в карман и предприняло попытку покинуть магазин без его оплаты, или же свидетельские показания сотрудников магазина и других свидетелей), то охранник имеет право его задержать и незамедлительно вызвать на место происшествия сотрудников полиции.
Но как я уже указал выше, для задержания клиента магазина должны быть определенные основания, которые будут указывать на сам факт совершения кражи. Да, охранник обладает правом задержать клиента магазина, которое предоставлено ему на основании ст. 12 закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1, но воспользоваться им он может исключительно в условиях, которые свидетельствуют о совершении со стороны клиента магазина кражи определенного товара, подтвержденном данными системы видеонаблюдения либо же свидетельскими показаниями.
Применение физической силы со стороны охранника
Охранник обязан предупредить о намерении применения физической силы, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом охранник обязан стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.
В каких случаях охранник может применить специальные средства?
Охранник может применить специальные средства в случае:
1) отражения нападения, непосредственно угрожающего его жизни и здоровью, и также в случае отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;
2) пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.
В отношении кого охраннику нельзя применять специальные средства?
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.
1) отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество;
Как я уже сказал, вышеуказанный закон устанавливает не только права частных охранников, но и их обязанности.
В соответствии со ст. 12.1 закона, частные охранники обязаны:
1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны;
2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;
3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;
4) незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;
5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.
Может ли частный охранник провести личный досмотр гражданина?
Согласно ст. 27.7 КоАП РФ, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, – это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Частный охранник не наделен правом проводить личный досмотр в отношении клиента магазина, если даже на то есть определенные основания, свидетельствующие о факте совершения кражи, поэтому на место происшествия незамедлительно должны быть вызваны сотрудники полиции. По смыслу действующего закона личный досмотр могут проводить должностные лица органов внутренних дел и иные должностные лица, определяемые в ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ. В перечень лиц, уполномоченных проводить личный досмотр, не входит категория частных охранников.
Также для личного досмотра установлен определенный процессуальный порядок. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Частные охранники не осуществляют публичные функции, в связи с чем они не могут подменять собой правоохранительные органы и проводить личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, даже если клиент магазина подозревается в совершении преступного посягательства в отношении имущества магазина. Поэтому частный охранник не может вас обязать показать содержимое сумки либо попытаться самостоятельно открыть вашу сумку и посмотреть ее содержимое.
Что говорит Конституция РФ?
Одной из обязанностей частных охранников является соблюдение конституционных прав и свобод гражданина. Говоря о конституционных правах граждан, Конституция РФ закрепляет, что гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), а также вправе иметь имущество в собственности и единолично владеть, пользоваться и распоряжаться им (ч. 2 ст. 35).
Что же делать в подобной ситуации?
1) Потребуйте у охранника предоставить служебное удостоверение. У каждого частного охранника должно быть свое служебное удостоверение, которое выдается ему сроком на 5 лет. Если у охранника нет служебного удостоверения, то его правовой статус как частного охранника следует поставить под сомнение, поскольку служебным удостоверением подтверждается прохождение профессионального обучения для работы в качестве частного охранника и сдача квалификационного экзамена. Если он не может подтвердить свой правовой статус, то скорей всего он осуществляет охранную деятельность незаконно, что преследуется по закону и влечет административную ответственность по ст.20.16. КоАП РФ.
2) На место происшествия следует вызвать сотрудников полиции, а точнее предложить охранникам супермаркета вызвать сотрудников полиции самостоятельно (это в том случае, если охранник продолжает настаивать на проведении досмотра содержимого вашей сумки).
3) Сообщить охраннику, что его действия являются неправомерными, а также разъяснить, что если на место приедут сотрудники полиции и проведут досмотр гражданина, не найдя при этом неоплаченных товаров у него в сумке, то охранник будет привлечен к ответственности, а если имело месть быть применение со стороны последнего физической силы, то и к уголовной.
4) Вызвать администратора и изложить ему суть происходящей ситуации, разъяснить, что действия охранника являются неправомерными и предпринять все необходимые меры для пресечения противоправной деятельности.
5) Попросить книгу жалоб и оставить там свою жалобу, впоследствии представитель супермаркета должен ответить на вашу жалобу.
7) Также обратиться можно напрямую к руководству охранной организации с целью провести служебную проверку в отношении частного охранника и рассмотреть вопрос о его увольнении.
8) Если со стороны охранника была применена необоснованно физическая сила, то следует незамедлительно вызвать на место происшествия сотрудников полиции для дальнейшего разбирательства.
Что делать, если при перелете ваш багаж потеряли или повредили
Часто ли теряют багаж
По данным SITA (это ведущий разработчик телекоммуникационных и IT-решений для авиации), в 2018 году на каждую тысячу пассажиров пришлось 5,7 «проблемных» чемоданов:
Для сравнения в 2007 году на тысячу пассажиров приходилось около 19 чемоданов, которые прилетели позже срока, с повреждениями или потерялись.
В июне 2018 года вступила в силу резолюция ИАТА № 753, по которой авиакомпании должны повысить контроль за багажом. Теперь они обязаны отслеживать перемещение багажа в четырех точках: на регистрации, при погрузке в самолет, при прибытии в аэропорт пересадки и при выдаче обратно пассажиру. Похоже на трекинг посылки, когда легко проверить, на каком этапе пути к адресату она находится и когда придет. Так как контрольных точек стало больше, то багаж почти всегда прилетает без проблем, а если все же возникла заминка, то его легче найти.
7 советов, как сохранить багаж во время перелета
После того как вы зарегистрировались и сдали багаж, ваши вещи отправляются в багажное отделение. По лабиринту из конвейеров они приезжают к месту погрузки на рейс. Куда направить нужный багаж, автоматически определяют сканеры на конвейерах: они считывают штрихкоды с багажных бирок. Чтобы путешествие по багажному отделению, погрузка в самолет, выгрузка в аэропорту прилета и воссоединение с вами прошли гладко, следуйте нашим советам.
Как устроено багажное отделение в новом терминале B аэропорта Шереметьево — смотрите видео Сергея Доли.
Соберите багаж аккуратно
Укладывайте вещи в чемодан или рюкзак так, чтобы они не пострадали от падения. Хрупкие и острые предметы оберните одеждой или пузырчатой пленкой, чтобы они не разбились сами и не испортили вещи вокруг себя. Не набивайте сумку слишком туго, чтобы не порвалась ткань и не лопнула молния. Торчащие ремни и стропы лучше плотно прикрепить, чтобы они ни за что не зацепились на конвейере.
По поводу обмотки пленкой мнения различаются. С одной стороны, замотанный в пленку чемодан не пострадает от царапин, с другой, на ленте конвейера он может приклеиться к другой сумке. Еще закрытый пленкой чемодан легче перепутать — и его случайно может забрать другой пассажир.
Выберите яркий чемодан
Красный туристический рюкзак, чемодан с незабудками, полосатая сумка — чем необычнее багаж, тем меньше шансов, что его по ошибке прихватит другой пассажир.
«Летел однажды домой из отпуска. Забираю на ленте свой чемодан, а он весь поцарапанный. Мысленно обругал авиакомпанию, но претензий предъявлять не стал. Дома открываю — а там чужие вещи! Позвонил в аэропорт, они говорят: „Приезжайте, ваш чемодан здесь“. Потом еще рассказали, как кричал немец, чей чемодан я увез. Он на пересадку опаздывал».
Снимите с чемодана старые багажные бирки со штрихкодами
На стойке регистрации сотрудник авиакомпании приклеит на ваш рюкзак или чемодан багажную бирку. Если на сумке, кроме этого, сохранились бирки с прошлых перелетов, то автоматическая система сортировки может запутаться и отправить ваши вещи на дополнительную ручную проверку (а там и до опоздания на самолет недалеко) или на другой рейс. Чтобы все прошло гладко, перед сдачей в багаже снимите все бирки, оставшиеся с предыдущих рейсов.
Прикрепите бирку с именем и телефоном
Купите бирку, напишите на ней свое имя, телефон и имейл и прикрепите к ручке чемодана — тогда авиакомпании будет проще с вами связаться, если что-то пойдет не так. Заодно заведете стильный аксессуар, чтобы издалека замечать свой багаж на карусели.
Возьмите вещи первой необходимости в ручную кладь
Шанс не дождаться багажа мал, но он есть. Поэтому для надежности возьмите самые-самые нужные и ценные вещи в ручную кладь. Деньги, документы, драгоценности и жизненно необходимые лекарства — все это должно быть при себе. Зарядки для гаджетов тоже захватите в салон, чтобы не остаться без связи. Некоторые берут в ручную кладь смену одежды, носки и нижнее белье, а также теплую куртку, чтобы гарантированно не ждать такси в одной футболке на морозе.
Приходите на регистрацию заранее
Приезжайте в аэропорт за 3 часа до вылета международного рейса и за 2 часа до внутреннего. Чем позднее вы зарегистрируетесь и сдадите багаж, тем выше вероятность, что он не успеет добраться до самолета. Заложите еще больше времени, если везете что-то, что может вызвать подозрение у службы безопасности.
«Я иногда вожу в багаже пустую бензиновую горелку, и она через раз вызывает вопросы. В лучшем случае просят разобрать рюкзак при входе в аэропорт. Пару раз было, что я уже сдала рюкзак и иду в зону вылета, и тут меня вызывают в багажное отделение. Приходилось идти и показывать, что горелка вымыта и бензина внутри не осталось».
Если летите с пересадкой, зарегистрируйте багаж до конечного пункта
По статистике SITA, около половины всех случаев потери, задержки и порчи багажа происходит при пересадке.
Если летите с пересадкой по одному билету, то на чекине скажите, чтобы ваш багаж зарегистрировали до конечного пункта, без получения и повторной сдачи в промежуточном аэропорту. Это не даст стопроцентной гарантии, что сумка долетит вовремя, но, по крайней мере, вы избавитесь от лихорадочной беготни по незнакомому аэропорту стыковки.
Если летите с пересадкой по двум отдельным билетам или по одному, но багаж при пересадке все равно нужно получать (например, первый перелет — по России, второй — за границу), то выбирайте рейсы с пересадками не меньше трех часов.
Вложите в багаж GPS-трекер
GPS-трекер или GPS-маяк определяет местоположение объекта, к которому он прикреплен. Вы кладете в чемодан коробочку весом 60–100 граммов, в которую вставлена сим-карта, и она сообщает вам, где находится: посылает смски или передает координаты в приложение или веб-интерфейс по интернету.
Отчитываться такая штука может по запросу (например, когда вы посылаете смс с определенным текстом) или с интервалом, который обычно можно настроить, допустим, раз в 30–60 минут. Чем больше интервал, тем дольше продержится зарядка аккумулятора.
GPS-трекеру нужно быть на связи, так что стоит заранее подумать о сим-карте с дешевым роумингом. Как минимум нужно подключить подходящие опции для роуминга, либо подумать о сим-карте для путешествий вроде Drimsim или «Гудлайн», что особенно актуально, если вы хотите отслеживать багаж через интернет.
Легально ли в России использовать GPS-трекеры для багажа?
Некоторые GPS-трекеры относятся к специальным техническим средствам (СТС) для негласного получения информации. За их производство, покупку или продажу можно попасть под статью 138.1 Уголовного кодекса РФ, даже если вы не планировали ни за кем шпионить. Слышали историю про курганского фермера, на которого завели дело за заказанный в Китае GPS-трекер для коровы?
Какие именно трекеры считаются СТС и находятся вне закона? Сухим юридическим языком определение таких устройств сформулировано, например, в Постановлении правительства РФ от 16.04.2012 № 314. В переводе на человеческий, это гаджеты, которые умеют дистанционно и незаметно записывать фото, видео или аудио.
Как проверить, что GPS-трекер / маяк для багажа — законный?
1) Убедитесь, что GPS-трекер не закамуфлирован под другое устройство и в нем нет камеры и микрофона.
Если трекер сделан в России, то проверить легальность можно по сертификату соответствия — спросите его у продавца или найдите сами в реестре Росаккредитации. Надежный магазин производитель GPS-трекеров в Москве — ГдеМои.
Что делать, если багаж потерялся при перелете
Если после перелета вы не нашли своего чемодана, еще не все потеряно.
Убедитесь, что ждете у нужной ленты выдачи багажа. После нескольких часов в самолете недолго забыть свое имя, а уж перепутать номер рейса можно на раз. На всякий случай перепроверьте, что ждете у правильной багажной карусели.
Горные лыжи, детские коляски, доски для серфинга и другой негабаритный и тяжелый багаж выдают отдельно. Это может быть стойка, специальное место в зоне выдачи багажа (в том числе закуток, где вещи лежат прямо на полу) или отдельная комната. Иногда негабаритный багаж складывают рядом с основной багажной лентой.
Большинство потерянных при перелете сумок возвращают пассажирам в течение 2 дней
Если чемодана нет, то не выходя из багажной зоны, идите к стойке Lost and Found. В зоне выдачи багажа найдите службу Розыска багажа (Lost and Found / Lost luggage / Baggage Claim). Если ее нет, подойдет представитель авиакомпании или сотрудник аэропорта, который отвечает за багаж. Ваш чемодан сначала попробуют найти и, если не получится, то предложат заполнить акт PIR — Property Irregularity Report — о неприбытии багажа.
Не уходите из зоны выдачи багажа, пока не заполните акт PIR. Иначе авиакомпания не будет нести ответственность за ваши вещи.
В акте PIR нужно будет указать:
Акту PIR сразу присвоят номер и загрузят его в WorldTracer — международную систему отслеживания багажа. Теперь багаж будут автоматически искать по всем аэропортам, а вы сможете самостоятельно следить за перемещениями своих вещей. Один экземпляр акта вы оставляете в аэропорту, второй забираете с собой. Также у вас остается посадочный талон с багажной биркой.
Часто на стойке Lost and Found пассажирам, оставшимся без багажа, бесплатно выдают наборы с вещами первой необходимости: футболкой, зубной щеткой и пастой, бритвой, шампунем, расческой и дезодорантом. Другие вещи, без которых не обойтись, пока ищут ваш багаж, вы можете купить самостоятельно и потребовать за них компенсацию у авиакомпании.
Если багаж потерялся на международном перелете, уточните, нужно ли заполнять таможенную декларацию (спойлер: в России — обязательно).
На рейсах между странами багаж обязательно проходит таможню. Когда багаж прилетает вместе с вами, то вы идете в зеленый коридор, если декларировать нечего, или в красный, если будете заполнять декларацию и, возможно, платить пошлины.
В Россию без пошлин можно ввезти на самолете в сопровождаемом или несопровождаемом багаже товары общей стоимостью до 10000 евро и/или весом до 50 кг. На машине, поезде, корабле или пешком с 1 января 2019 года беспошлинный порог снизился до 500 евро и 25 кг (раньше был 1500 евро и 50 кг).
С задержанным багажом, который прилетает отдельно от вас, бывает по-разному. В большинстве случаев, если декларацию заполнять нужно, то вам об этом скажут и сразу дадут нужные бумаги. Иногда авиакомпания просит прислать данные по имейлу.
Если на потерянный багаж нужно заполнять таможенную декларацию, вас, скорее всего, предупредят в службе Lost and Found. Но надежнее перепроверить.
Но бывают и ситуации, когда на потерянный багаж нужно сразу заполнить декларацию, а вас могут и не предупредить. По российским правилам, прилетевший отдельно чемодан считается несопровождаемым багажом и подлежит обязательному декларированию. Если его не задекларировали, то таможенники считают, что при прилете в Россию пассажир уже ввез товаров в пределах беспошлинной нормы, поэтому все остальное подлежит выпуску с уплатой пошлины как за превышение — 30 % от стоимости, но не меньше 4 евро за килограмм.
Чтобы не пришлось «выкупать» свои носки и рубашки по 4 евро за килограмм, если ваш багаж потерялся на рейсе из-за границы, перед выходом из аэропорта в России заполните пассажирскую таможенную декларацию, в которой укажите весь багаж — оставшийся при вас (это называется «сопровождаемый) и потерянный («несопровождаемый»). Затем пройдите через «красный коридор», где на вашем экземпляре декларации таможенники поставят печать и дату. Если впоследствии окажется, что вы превысили беспошлинный порог, то вы заплатите пошлину только за разницу в весе или стоимости, а не за весь чемодан целиком.
Ждите, когда вам доставят найденный багаж. Обычно авиакомпания привозит багаж по указанному вами адресу. Иногда владельца просят приехать в аэропорт и забрать находку самостоятельно.
Купите вещи первой необходимости и сохраните чеки. Если вы прилетели в отпуск, а чемодан с нарядами, купальниками и шампунем где-то болтается, вы имеете право потребовать у авиакомпании компенсировать покупку вещей первой необходимости. Для этого сохраните чеки и позже, когда получите или окончательно убедитесь, что не получили багаж, приложите их к претензии.
В пределах какой суммы вам компенсируют расходы и какие вещи посчитают необходимыми, чаще решается индивидуально. Но может быть и прописано, хотя бы частично, в правилах авиакомпании, например, компенсация 100 % на предметы гигиены и 50 % на одежду.
Если багаж не найден в течение 21 дня, он считается потерянным и вы имеете право на компенсацию его стоимости. В этом случае или если багаж доставили с задержкой, напишите претензию в авиакомпанию по имейлу или обычным письмом. Точный порядок подачи претензии найдите на сайте авиакомпании или узнайте в службе поддержки. Российская авиакомпания обязана рассмотреть претензию и вынести решение в течение 30 дней.
В претензии укажите сумму ущерба, которую хотите взыскать. Если багаж доставили с задержкой, то подсчитайте, какие расходы вы из-за этого понесли, например, на покупку вещей первой необходимости. Если багаж утерян, прибавьте еще стоимость самого багажа, то есть чемодана или рюкзака и вещей в нем.
Стоимость багажа можно посчитать либо по чекам, либо на основе актуальной рыночной цены на ваши вещи или аналоги. Если вещь не новая, то из цены обычно вычитают стоимость износа — ориентировочно 10 % за каждый год. Если авиакомпания не согласна с вашей оценкой, вежливо, но твердо отстаивайте свою позицию.
Прикладывать к претензии копии или оригиналы документов, зависит от правил авиакомпании.
Багаж потерян (не найден 21 день)
Багаж доставлен с задержкой
Что делать, если багаж повредили при перелете
Если после перелета вы получили чемодан с вмятиной или детскую коляску без колеса, вы имеете право на компенсацию от авиакомпании.
Подойдите к стойке Lost & Found / Baggage Claim и зафиксируйте повреждения. Опишите сотрудникам ситуацию и вам предложат заполнить акт PIR о неисправностях багажа — это будет главное доказательство, что багаж повредили при перелете. Один экземпляр акта вы оставите в аэропорту, второй заберете с собой.
Сфотографируйте повреждения. Это не так важно, как получение акта PIR, но может помочь в отстаивании своих интересов перед авиакомпанией.
Сохраните посадочные талоны и багажные бирки, чтобы приложить их к претензии в авиакомпанию.
Подайте в авиакомпанию письменную претензию на компенсацию за поврежденный багаж. Лучше всего сделать это сразу после прилета в представительстве авиакомпании в аэропорту. Но если вам нужно время и спокойная обстановка, чтобы подсчитать сумму ущерба или вы спешите, можно сделать это позже по имейлу или обычным письмом — точный порядок подачи претензии узнайте в авиакомпании. Главное — не пропустите сроки. После международного перелета претензию нужно подать в течение семи дней.
Если багаж подлежит починке, то авиакомпания может предложать оплатить ремонт. Грязный багаж обычно рекомендуют сдать в химчистку, расходы на которую авиакомпания компенсирует. Вы имеете право отказаться и предложить свой вариант решения вопроса. В любом случае сохраняйте чеки, чтобы приложить их к претензии на компенсацию.